Белое солнце михаила поспелова
Содержание:
- Актер-инвалид
- Режиссер Мотыль
- Признание и значение
- Начало творческого пути
- На службе СССР
- Красный шайтан
- Цель достигнута
- Детство. Война. Последствия
- Саундтрек
- Игра мастера
- Звездный час
- Кузнецов Анатолий Борисович
- Светлана Сливинская
- Премьера и прокат
- Фильмы
- Годовиков Николай Львович
- Последние годы и смерть
- Всенародный любимец товарищ Сухов
- Звонок телефона
- Бросать
- Проблемы с законом
- «В памяти сердца»
- Последние годы товарища Сухова
- Татьяна Кричевская
- В заключение
- Заключение
Актер-инвалид
В 1944 году Павел Луспекаев демобилизовался из армии, а в 1946 поступил в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина. Уже тогда режиссеры-педагоги выделяли его среди сокурсников. Но чем старше становился Луспекаев, тем чаще его беспокоили когда-то обмороженные ноги, уже в 26 лет ему диагностировали атеросклероз сосудов нижних конечностей.
В 1962 году после окончания съемок фильма «Капроновые сети» актер попал в больницу — кровообращение в ногах нарушилось и начался некроз тканей. Тогда ему провели ампутацию нескольких пальцев и части их фаланг. 1 марта 1965 года Павел Луспекаев вышел на пенсию по инвалидности, однако профессию не оставил.
Режиссер Мотыль
53-летний режиссер Владимир Яковлевич Мотыль за 5 минут до этого телефонного звонка сидел подавленный в своем крохотном мосфильмовском кабинете, вперив невидящий взгляд в стену напротив.
Сын репрессированного польского эмигранта думал, что невольно взял на себя судьбу отца, начинал понимать, что слова, сказанные после просмотра его дебютной ленты «Дети Памира» режиссером Роммом о присущей ему внутренней свободе, были не комплиментом, а предупреждением.
И если предыдущей его работе («Женя, Женечка и Катюша») руководство концерна «со скрипом» дало добро на лимитированный показ, то эта последняя, снятая под рабочим названием «Спасите гарем!», очевидно, станет последней в его карьере. Окончательное название картине позже придумали коллективно сами актеры: «Белое солнце пустыни».
Признание и значение
Фильм стал значимой частью советской культуры. Говоря о народной любви к фильму, киновед Н. М. Зоркая констатирует, что он обрёл статус «культового фильма». Фразы героев устойчиво вошли в разговорную речь и стали поговорками. Жанр истерна и такие его представители как «Неуловимые мстители», «Даурия», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Белое солнце пустыни» стали значимым явлением советского кинематографа, вызвав волну подражаний 60—70-х годов как на центральных студиях, так и на киностудиях среднеазиатских республик.[источник не указан 1382 дня]
Сразу после выхода на экраны СССР картину выдвигали на соискание Государственной премии СССР, но награду в 1970 году получила картина «У озера». В советское время фильм так и не был удостоен каких либо официальных регалий. В конце концов фильм получил Государственную премию России после распада СССР в 1998 году.
Владимир Мотыль снял всего девять полнометражных лент, и следующей его работой стала реализация давней мечты: экранизация истории о декабристах. Но ни одна другая картина не сравнилась по популярности с «Белым солнцем». Для большинства актёров фильм фактически стал визитной карточкой и главной работой всей жизни. После успеха «Белого солнца» Павел Луспекаев получил множество предложений от режиссёров, но прожил он всего несколько месяцев и скончался в 1970 году во время съёмок в своём следующем фильме.
Павел Верещагин стал символом таможенной службы в России и некоторых других странах. Возле отделения таможни в Кургане, Амвросиевке (Украина, Донецкая область) и Луганске (Украина) установлен памятник герою фильма. Планируется открытие памятника в Москве.
Фильм стал одним из талисманов советских (и российских) космонавтов. Перед каждым стартом космонавты обязательно пересматривают фильм, кассета с ним есть даже на борту Международной космической станции. Командир корабля Союз ТМА-17 Олег Котов:
Валерий Кубасов, Павел Попович и Алексей Губарев объясняют совсем иначе. Традиция пошла с экипажа корабля Союз-12. Это была психологически нелёгкая миссия после трагедии на Союз-11, унёсшей три жизни. Перед стартом Лазарев и Макаров смотрели «Белое солнце». Экипаж был сокращён до 2 человек, но после удачного приземления они говорили, что с ними был третий член экипажа — товарищ Сухов, который подбадривал в трудные минуты. Так шутка сделала фильм талисманом, и похоже, довольно удачным. По словам Кубасова, с момента появления красноармейца Сухова на Байконуре ни один наш космонавт не погиб.
В 1997 году, в год 30-летия начала работы над фильмом, на карте Венеры появились кратеры по именам жён Абдуллы: Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай, а также возлюбленной Фёдора Сухова — русской девушки Кати.
Начало творческого пути
Павел вернулся в Луганск и устроился в труппу местного драматического театра, в котором прослужил 2 года (удивительно, как ему это удалось без какого-либо образования и опыта). В 1946 -м году молодой человек приезжает в Москву и поступает в Щепкинское театральное училище на курс Константина Зубова. Несомненное дарование абитуриента заставило приемную комиссию закрыть глаза на его южный акцент, грубые манеры и … татуировки на обеих руках (вскоре, Луспекаеву пришлось их вывести — преподаватели просто отказывались пускать его в аудиторию). Закончив учебу, Павел очень надеялся попасть в труппу какого-либо столичного театра, но за 4 года ему так и не удалось избавиться от своего акцента. Из Москвы пришлось уехать.
В 1950-м году Луспекаев поступает на службу в Тбилисский театр русской драмы
Он быстро становится одним из самых заметных актеров и обращает на себя внимание кинематографистов с киностудии Грузия-фильм. Павлу предлагают небольшие роли сразу в двух кинофильмах — “Они спустились с гор” (1954 г.) и “Тайна двух океанов” (1955-56 г.)
К сожалению, ни картины, ни дебют Луспекаева большого успеха не имели.
Людмила Шагалова и Павел Луспекаев. “Они спустились с гор” 1954 г.
Режиссер Леонид Варпаховский (отец Анны Варпаховской), работающий в одно время с актером в Тбилисском театре, высоко ценил его талант. Поэтому, переехав в Киев, переманил Павла за собой в Театр русской драмы им. Леси Украинки.
Несколько лет актер будет успешно играть на его сцене, пока в 1959-м году не получит приглашение в труппу Ленинградского БДТ от главного режиссера Георгия Товстоногова. Этому событию поспособствует знаменитый актер Кирилл Лавров. Навещая в Киеве своего отца, Лавров попал на спектакль “Второе дыхание” с участием Луспекаева и был под таким впечатлением от его игры, что убедил Товстоногова принять талантливого актера в БДТ. Этот театр станет последним в творческой биографии Павла.
На службе СССР
После прихода в Среднюю Азию большевиков Поспелов вступает с ними в контакт и приказом Туркестанского фронта от 24 декабря 1919 года назначается командиром батальона пограничной службы с местом дислокации штаба в поселке Гермаб. Средств не хватало и для снабжения своих пограничников, Поспелов продавал собственное имущество, в том числе ковры, купленные еще в дореволюционный период. Весной 1921-го Михаил Дмитриевич руководил 1-м пограничным полком и отвечал за охрану всей советско-персидской границы.
Позже он был назначен начальником пограничной бригады. Новая власть решила использовать опыт бывшего офицера, при помощи которого в Ашхабаде организовали школу для подготовки начальников застав среднеазиатской границы. В 1925 году Поспелов вышел на пенсию и стал помогать Академии наук СССР в поисках залежей полезных ископаемых. «Красного шайтана» привлекали для борьбы с басмачами, а позднее он работал в пожарной части Ташкента. В 1962 году пограничник, не ушедший с рубежа Родины даже в самый критический момент, умер в Ташкенте.
Красный шайтан
Михаил Поспелов родился в 1884 году в Орле. С детства он отличался физической силой, выносливостью, тягой к лошадям и умению быстро налаживать контакт с людьми. Отучившись в Тифлисском военном училище, он в чине поручика вернулся в родной город, где служил в штабе и участвовал в соревнованиях по стрельбе, на которых получил шесть первых императорских наград. Молодой офицер постоянно писал прошения о переводе на более интересную службу и в 1913-м его отправляют в Туркестан на российско-персидскую границу.
Михаил Поспелов в звании штаб-ротмистра служит начальником пограничного отряда Закаспийской пограничной бригады в небольшом поселке Гермаб. Новой задачей офицера стало пресечение попыток провоза контрабанды, поимка бандитов, которые воровали туркменских девушек для невольничьих рынков Персии, борьба с агентами разведки Турции, Германии, Великобритании.
Под управлением Поспелова оказалось 100 верст российско-персидской границы с 4 конно-сторожевыми кордонами. Водный участок охранял миноносец «Часовой» и 4 пограничных катера. С первых дней службы новый командир стал налаживать контакты с местными жителями, уставшими от бандитских поборов. С их помощью он организовал агентурную сеть, которая предупреждала Поспелова о действиях криминала.
Зная планы нарушителей, разъезды пограничников больше не гонялись за контрабандистами и бандитами, а целенаправленно за ними охотились. Ротмистр Поспелов, отличавшийся огромной физической силой, быстро заслужил уважение, как подчиненных, так и бандитов, которые прозвали его «Красным шайтаном». «Шайтаном» — за храбрость и умение быстро появляться в разных местах, а «красным» — за рыжие волосы и густые усы. Сослуживцы Михаила Дмитриевича вспоминали, что в мирные часы он был спокойным человеком, который заботился о своих подчиненных и жителях пограничных сел.
Цель достигнута
14 декабря 1969 года в ленинградском Доме кино состоялся специальный премьерный показ фильма для государственной комиссии. В Москве на широкий экран «Белое солнце пустыни» выпустили 30 марта 1970 года. Несмотря на негативное отношение критиков к ленте, зрители сразу полюбили этот фильм. Все актеры заслуженно обрели успех.
Теперь Владимир Мотыль предложил Павлу Луспекаеву сняться в своем следующем фильме «Лес» в роли Несчастливцева. Андрей Кончаловский рассматривал этого актера на роль врача Астрова в своем «Дяде Ване». Татьяна Лиознова панировала пригласить его попробоваться на роль Мюллера в телесериале «17 мгновений весны». Театральный режиссер Георгий Товстоногов позвал Павла Луспекаева сыграть в БДТ Отелло и Бориса Годунова.
Детство. Война. Последствия
Павел Луспекаев родился в селе Большие Салы в Ростовской области в 1927 году. Его отец, армянин Богдасар Гукасович Луспекян, был мясником, а мать происходила из донских казаков. С началом войны Павла вместе с многими другими подростками перевезли в город Фрунзе (ныне Бишкек), где он работал слесарем. В 1943 году Луспекаеву исполнилось 16 лет и он пошёл добровольцем на фронт, присоединился к партизанам, участвовал в боях.
В ходе войны будущий актёр был тяжёло ранен в руку, пуля раздробила кость в плечевом суставе. Товарищи по отряду оперативно доставила его в госпиталь, где врач принял решение об ампутации, но находившийся в полубессознательном состоянии Луспекаев схватил медика здоровой рукой и не отпускал, пока тот не согласился сделать всё возможное, чтобы избежать потери конечности.
Руку удалось спасти и после выздоровления Павел был переведён на должность в штабе партизанского движения. По злой иронии судьбы раненая рука до конца жизни не беспокоила Луспекаева, а вот ноги, которые он отморозил, неподвижно пролежав на снегу четыре часа во время разведывательной миссии, позднее напомнили о себе самым неприятным образом.
Саундтрек
Саундтрек к фильму « Белое солнце пустыни» — один из самых знаменитых российских фильмов. Партитура содержит музыку для гитары, балалайку и оркестровую музыку. Многие песни вдохновлены городской песенной культурой столичной России 1960-х годов. Эти песни часто представляют собой просто голос и гитару, а музыка основана на традиционной русской народной музыке.
Музыкальный мотив фильма — «Ваша честь, госпожа удача» в исполнении Верещагина в сопровождении гитары. В текстах говорится об одиночестве, зависимости человечества от удачи и надежде на любовь. Эти тексты отражают многие из центральных тем фильма, в том числе печаль Верещагина и разлуку Сухова с Катериной. Песня была написана Окуджавой по личной просьбе Мотыля, который работал с ним в прошлом. Строка из этой песни «Девять граммов твоему сердцу, остановись, не звони» включена как дань уважения в сценарий советского боевика 1985 года « Независимое парение» (Одиночное плавание) .
Игра мастера
Павлу Борисовичу удалось создать образ невероятной душевной силы. Он в эпоху застоя, когда, казалось, партийное ханжество вытеснило романтику служения Отечеству, вдруг воплотил редкий по возвышенности образ беспартийного человека – гражданина, стоящего выше любой власти: красной ли, белой ли — это ему все равно.
Луспекаев удивляет на съемках даже режиссера, произнеся измененную по своему усмотрению фразу: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно!» — ставшую знаменитой. Внимательные зрители могут сами проследить, как, не ожидая такого толкования реплики, на миг замерли в кадре актеры.
«Белое солнце пустыни» благодаря энергетике Павла Борисовича стало чем-то большим, чем просто развлекательным фильмом. В год выхода киноленты в прокат актера не стало. Но в созданном образе Павла Артемьевича Верещагина заслуженный артист РФ увековечил память о себе.
Таможенники Петербурга, поставив памятник на его могиле, ежегодно приходят туда в свой профессиональный праздник. Памятники Верещагину-Луспекаеву установлены также в Москве, на границе Ростовской и Донецкой областей и на Челябинской таможне.
Урокам его гениальной игры долго еще будут следовать молодые актеры. «Белое солнце пустыни» можно воспринимать и как нерукотворный памятник этому достойному человеку.
Звездный час
Кахи Кавсадзе в роли Абдуллы в фильме *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru
Кахи Кавсадзе в роли Абдуллы в фильме *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: starhit.ru
Этот отрицательный персонаж выглядит положительным героем, надо это изменить! Надо сделать так, чтобы он не был таким симпатичным
Кахи Кавсадзе в роли Абдуллы в фильме *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru
Может, потому, что я старался играть не бандита, а человека, защищающего все, что ему дорого, – отцовский дом, землю предков… Он ведь жил по тем законам, на которых воспитывался, которые считал правильными. А у него все отняли! Думаю, его можно понять… По большому счету Абдулла – не негодяй. В душе я ему сочувствовал
Кузнецов Анатолий Борисович
Анатолий Кузнецов, актер тонкий и думающий, как никто другой ощутил на себе влияние игры Луспекаева. Позже он, опустив комментарии, скажет, что коллега по цеху помог ему переосмыслить себя профессионально. Попробуем пояснить, что недосказал артист.
Кузнецову от природы была дана внешность типичного позитивного героя. Он давно попал «в обойму» рейтинговых актеров и роли получал, не напрягаясь. Так же не спеша и размеренно он начал сниматься и в этом фильме. Однако здесь, у Владимира Мотыля, Анатолий Борисович сам себя поймал на любовании харизмой Луспекаева.
К чести Кузнецова (это заметно по его игре), он-таки сумел составить Павлу Борисовичу достойный дуэт, сыграть своего Сухова всеми фибрами души, задействовав свою полную творческую палитру. Актеры фильма «Белое солнце пустыни» отмечали воцарившуюся на съемочной площадке волею ведущих артистов атмосферу высокого творчества.
Замечательный актер, народный артист РФ, он сыграл за время своей карьеры более 100 ролей. Родина оценила вклад Анатолия Кузнецова в искусство орденами Дружбы, Почета, «За заслуги», Государственной премией.
У него был долгий и прочный брак, с женой Александрой Ляпидевской они родили и воспитали дочь Ирину.
Светлана Сливинская
Светлана Сливинская в роли Саиды | Фото: kino-teatr.ru
Ко мне обратился сам Владимир Мотыль. Он сказал, что снимается фильм «Спасите гарем!». Было любопытно – обещали поездки в Среднюю Азию, и я согласилась…
Кадр, не вошедший в фильм: сон Сухова о том, как он, вспомнив жену, бросает в воду женщин из гарема | Фото: pikabu.ru
Была сцена с большими шахматами, когда я обучаю гарем играть в шахматы. Но этот эпизод выпал. В одном из снов Сухов в образе Стеньки Разина под слова песни «И за борт ее бросает» должен был кидать меня за борт. При этом я должна была покорно улыбаться и под водой. Сцена получилась отличная. Аквалангисты вытащили меня почти без сознания. А потом сцену велели вырезать как жестокую
Светлана Сливинская | Фото: kino-teatr.ru
Премьера и прокат
В дальнейшую судьбу фильма вмешался глава государства, Леонид Брежнев. Он возмутился, почему он ещё не видел «Белое солнце пустыни» — в то время была принята практика, когда на дачах у высших партийных чиновников организовывались закрытые просмотры новинок советского и зарубежного кинематографа.
Брежнев был большим поклонником западных боевиков и вестернов в частности. В канун ноябрьских праздников ему из фильмотеки отправили новинку, и генеральный секретарь остался в восторге от просмотра, что сняло последние препоны. Фильм был допущен в широкий прокат.
По утверждению космонавта Алексея Леонова, он под личную ответственность попросил одну копию из Госфильмофонда для закрытого проката в центре подготовки космонавтов, которые и обратились к Брежневу.
Для создателей и руководства ограниченная премьера картины состоялась 14 декабря 1969 года в ленинградском Доме кино. Премьера на широком экране в столице состоялась 30 марта следующего года. Из-за низкой оценки приёмной комиссии картина получила 2-ю категорию, что, по мнению создателей, снизило прокатные показатели.
В прокате 1970 года фильм занял 2-е место — 50 миллионов зрителей (лидером стало «Освобождение» Юрия Озерова).
Фильмы
Однажды Николай попал на кастинг в Ленфильм и получил приглашение на съемки в «Республике ШКИД», получив первую в биографии зарплату в 60 руб. В техникуме Годовиков не доучился, ушел работать слесарем, продолжив съемки в эпизодах.
Летом 1968 года пришло новое приглашение в кино, а за день до этого парень упал в колхозе с лошади и ободрал лицо и шею. Но гримеры сотворили чудо — Годовиков прошел фото и видеопробы и попал на «Белое солнце пустыни».
Работа над фильмом Николаю запомнилась тяжелейшими съемками с высокой температурой, после чего актер стал жертвой неудачной шутки коллег и оказался один без денег в незнакомом Волгограде. Молодой человек прожил в аэропорту 2 недели и с трудом собрал деньги на обратный билет. Пораженный, что никто из коллег не спешил помочь, Николай отправился в военкомат, решив завязать с кино навсегда.
Николай Годовиков в фильме «Белое солнце пустыни»
После армии Николай вернулся на завод, трудился разнорабочим. На съемочную площадку снова попал случайно, сопровождая на кастинг сестру Татьяну, получил без проб роль в фильме «В черных песках».
Годовиков Николай Львович
Исполнитель роли Петрухи Николай Годовиков не имел актерского образования, однако у него был опыт съемок в ленте «Республика ШКИД» (выступил в роли беспризорника). В пробах на эту роль он переиграл самого Савелия Крамарова. У Николая был природный дар актера, и это ценил Владимир Мотыль.
Во время съемок «Белого солнца» с актером произошло несколько интересных эпизодов, заслуживающих внимания любителей кино. Однажды (съемки велись в Туркменистане) ему, заболевшему лихорадкой, пришлось сниматься с температурой под 40оС.
В кадрах сцены убийства Петрухи Черным Абдуллой зрители услышали от Годовикова непритворный крик боли (клинок исполнителя роли злодея скользнул по спасительной доске).
Роль в фильме Владимира Мотыля принесла парню славу. Однако дальнейшая судьба самоучки сложилась непросто. Он вскоре после съемок женился и попытался устроить свою жизнь. Работал эпизодически, ожидая приглашений режиссеров. Затем «добрые люди» выхлопотали ему срок за тунеядство.
Николай Львович, находясь в уголовной среде, начал воровать, за что получил еще несколько сроков. После отбывания наказания актер еще дважды был женат. Нынче работает в «Метрострое», имеет двух детей, периодически снимается в эпизодах.
Последние годы и смерть
После выхода из тюрьмы Николай Годовиков устроился рабочим в метрострой, где трудился до самой пенсии. Снимался в эпизодах сериалов, таких как «Бандитский Петербург» и «Спецназ» — по иронии судьбы в фильмографии актера больше ролей следователей, чем преступников.
Могила Николая Годовикова
На пенсии Николай научился водить автомобиль и купил «Жигули», а еще стал рисовать картины. Последней киноработой актера стала роль управляющего казино в сериале «Шеф» в 2011 году.
Ушел из жизни Годовиков в возрасте 67 лет 23 ноября 2017 года. Причиной смерти стал рак почек. Близкие должны были сопровождать пенсионера в медучреждение, но пришедший зять (муж падчерицы) обнаружил актера уже мертвым. Тело кремировали, а урну захоронили, согласно воле покойного, на Южном кладбище Петербурга рядом с могилой супруги Людмилы.
Всенародный любимец товарищ Сухов
Кадр из фильма *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru
Анатолий Кузнецов в роли Сухова | Фото: kino-teatr.ru
Толя, приезжай, все расскажу при встрече, прости, забудь обиды, и роль будет твоей
Кадр из фильма *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: domkino.tv
Анатолий Кузнецов в роли Сухова | Фото: kino-teatr.ru
Кого я только ни играл: военного оператора, инженеров, белого офицера, гоголевского судью Ляпкина-Тяпкина. Был на экране и шахтером, и следователем угрозыска, и металлургом. После съемок у Сергея Колосова в фильме «Радости земные» мог бы читать лекции о непрерывном розливе стали… Есть актеры, которые создали в советском кинематографе потрясающие образы, но миллионы людей помнят всего одну роль. Это какой-то феномен в искусстве
Звонок телефона
Владимир Яковлевич прекрасно понимал, что дело даже не в том, что первоначального бюджета нового фильма (300 000 советских рублей) хватило лишь на 2/3 проекта. Картина была трудной, требовала огромной самоотдачи, не зря от работы над ней накануне отказались три режиссера: Юрий Чулюкин, Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский.
Мотыль был уверен: его киноработу заранее решили положить на полку. Режиссеру было стыдно перед теми, кто ему поверил и кого он подвел: перед глазами создателя киноновеллы все еще стояли актеры фильма «Белое солнце пустыни»…
И вот наконец случилось то, что позже он назовет чудом: телефон зазвонил. В трубке раздался бесстрастный голос:
— Здравствуйте, Владимир Яковлевич. Завтра – повторный закрытый просмотр руководством «Мосфильма» вашей ленты.
Бросать
- На роль был выбран Георгий Юматов , но его уволили за пьяную драку прямо перед съемками. Поэтому Мотыль позвал Кузнецова, который был вторым выбором при отборе.
Павел Луспекаев в роли Павла Верещагина — бывшего царского таможенника. Верещагин живет одинокой жизнью, будучи единственным русским вместе с женой в глухой деревне. Стены его дома украшены изображениями военных походов, в которых он был награжден и ранен. Гражданская война оставила его без официальной работы и места, куда можно было бы поехать. Он крупный мужчина и простой человек, склонный к алкоголизму из-за ностальгии по своему прошлому. У него есть арсенал оружия, который в какой-то момент фильма приводит обе конфликтующие стороны (Сухова и людей Абдуллы) к нему домой. Первоначально нейтралитет, но со временем встает на сторону Сухова.
- Это была последняя роль Луспекаева. Ветеран Второй мировой войны и опытный актер театра, ему ампутировали обе ноги в 1960-х годах из-за прошлых травм. Учитывая состояние Луспекаева, Мотыль написал сценарий для человека на костылях . Луспекаев отказался, аргументируя это тем, что его персонаж должен предстать не калекой, а сильным человеком, скончавшимся преждевременно. Во время съемок он ходил на протезах и регулярно отдыхал из-за боли. Он умер в 1970 году.
Спартак Мишулин в роли Саида — немногословный человек. Он хочет отомстить Джавдету , главарю басмачей, который убил его отца, ограбил его семью и похоронил его в песке для медленной смерти; в остальном его мотивы и реакции неясны и неожиданны. Например, после того, как Сухов выкопал его, Саид вместо того, чтобы поблагодарить его, говорит: «Зачем ты меня выкопал? Пока Джавдет жив, покоя не будет». Саид внезапно появляется то и дело, чтобы помочь Сухову против бандитов, но когда его спрашивают, почему, он просто отвечает, что он «слышал стрельбу», создавая впечатление, что он просто ищет Джавдета через любой вооруженный конфликт поблизости. Его отношения с Суховым хорошо описывает следующий диалог:
- В отличие от Луспекаева, это была одна из первых ролей в кино для Мишулина, хотя ранее он активно работал как теле- и театральный актер.
Кахи Кавсадзе в роли Абдуллы — хитрый лидер басмачей, не уважающий человеческую жизнь. И он, и Саид происходят из бедных семей, и их отцы были друзьями. Однако, в отличие от Саида, Абдулла встал на путь бандитизма.
- Кавсадзе, грузин по национальности, очень хорошо вписался в роль лидера азиатской банды. Однако он никогда не ездил на лошади, в то время как его персонаж должен был быть заядлым наездником. На самом деле он в фильме никогда не ездит верхом, а только сидит на лошади или даже на плечах помощника.
Николай Годовиков в роли Петрухи — молодого красноармейца. Он пытается ухаживать за Гюльчатаем, стремясь создать семью.
- Так совпало, что Годовиков начал встречаться с Денисовой (одной из актрис, сыгравших Гюльчатай) после съемок.
- Раиса Куркина — Настасья , жена Верещагина — спутница жизни Верещагина, домохозяйка, уравновешивающая его психическую нестабильность.
- Галина Лучай в роли Катерины Матвеевны , жены Сухова — она появляется в фильме только через сны Сухова, чтобы раскрыть его характер.
- Жены Абдуллы
- Алла Лименес — Зарина
- Татьяна Кричевская, Галина Дашевская и Галина Умпелева в роли Джамили
- Зинаида Рахматова в роли Гюзель
- Светлана Сливинская в роли Саиды
- Велта Чеботаренок ( Деглав ) в роли Хафизы
- Татьяна Ткач в роли Зухры
- Лидия Смирнова в роли Лейлы
- Зинаида Рахматова в роли Зульфии
- Татьяна Федотова и Татьяна Денисова в роли Гюльчатай — самой молодой и любознательной жены Абдуллы. Она единственная жена, которая общается с посторонними — Суховым и Петрухой.
Большинство жен Абдуллы изображали непрофессиональные актеры. Поскольку большую часть времени они носили паранджи , их часто заменяли другие женщины и даже солдаты-мужчины из воинской части, дислоцированной поблизости. Мотыль снял несколько сцен в полуобнаженном виде с участием некоторых жен для развития персонажей, но эти сцены были вырезаны цензурой.
- Honorifics
В сценарии используются различные уровни почетности русского языка. Все местные жители известны только по именам. Незнакомцы зовут Верещагина по фамилии, а по имени — от жены. Сухова называют по фамилии, часто с добавлением символического названия «Красноармец» (солдат Красной Армии) или «Товарищ» ( товарищ ). Верещагин сначала тоже называет его Суховым, но к концу фильма он переходит к менее формальному и более почтительному «Федору Ивановичу».
Проблемы с законом
В 1977 году, подравшись с приревновавшим соседом по коммуналке, Николай получил тяжелую травму груди. После драки актер не смог найти работы и был осужден за тунеядство.
После выхода на волю Годовиков сразу же попал в тюрьму повторно, на этот раз уже за квартирную кражу. Актер объяснял, что воровал из-за необходимости, чтобы выжить. 8 лет Николай провел в местах не столь отдаленных.
После освобождения Годовиков устроился жить в поселке Вырица, где работал сварщиком и маляром. В 1987 году поступил на режиссерский факультет и снова стал сниматься. Но опять попался на краже, получив 2,5 года в колонии для рецидивистов.
«В памяти сердца»
Последние годы товарища Сухова
Народный артист РСФСР Анатолий Кузнецов | Фото: kino-teatr.ru
Анатолий Кузнецов в сериале *Пером и шпагой*, 2007 | Фото: kino-teatr.ru
Я считаю, Толю погубили. У него был полип, который, как потом выяснилось, можно было удалить с помощью щадящей операции. Но в результате, вместо эндоскопической, сделали серьезную операцию, которая привела к тяжелым последствиям. Потом был курс лучевой терапии, начались проблемы с почками, скакало давление. Толя сильно похудел. Его мучили страшные боли. Без препаратов он не мог уснуть. Несколько лет он жил со стомой кишечника. Это была не жизнь, а мучение… За два с лишним года лечения он измучился, он не мог больше терпеть страдания. К нему стали приходить мрачные мысли… Я думаю, Толя сознательно выпил лекарства. Он не хотел больше жить
Анатолий Кузнецов в сериале *Мосгаз*, 2012 | Фото: kino-teatr.ru, stuki-druki.com
Прости, но жить инвалидом не хочу
Памятник товарищу Сухову в Самаре | Фото: starhit.ru
60 лет безусловного счастья Анатолия Кузнецова и Александры Ляпидевской
Татьяна Кричевская
В заключение
Заключение
Возможно, не просмотри Леонид Ильич Брежнев у себя на даче этой ленты, советский зритель был бы вообще лишен возможности увидеть сей шедевр.
Интересно, что эта замечательная кинолента стала талисманом советских и российских космонавтов. Впервые ее просмотрел перед полетом экипаж «Союза-12» — Макаров и Лазарев. Мужчинам нелегко было мобилизовать себя на полет после гибели трех своих друзей — экипажа «Союза-11». Впоследствии ее просмотр в космическом городке превратился в предполетную традицию.
Возможно, и вправду помогает людям бодрящая живая энергетика культовой картины «Белое солнце пустыни». Актеры и роли этого фильма любимы миллионами людей всех возрастов.