Герб семьи

Немые свидетельства

«В основном, на гербах известных российских фамилий можно увидеть щит французской формы, то есть, прямоугольник с закругленными нижними углами и заострением посередине. Обычно он разбивается на несколько изображений, характеризующих род, человека и его достижения. Имперский двуглавый орел говорит о древности рода, орел с сердцем, как на гербе у Александра Даниловича Меншикова, показывает, что человек много сделал для государства, верхняя часть имперского орла, как у Остермана и Сперанского, дает понять, что род еще молодой и служение государству начал не так давно. У Меншикова на щите четыре изображения: лев на задних лапах символизирует отвагу и самопожертвование, всадник с мечом верхом на коне говорит о том, что Александр Данилович родом из Прибалтики, пушка — это символ человека, зарекомендовавшего себя в бою, а корабль рассказывают о заслугах на флоте, — поясняет Дмитрий Филипчук. — Если на гербе Меншиковых мы видим информацию о разных заслугах, то на гербе Долгоруких, которые приложили руку к ссылке Меншикова в Сибирь, и впоследствии разделили его судьбу, мы видим информацию о древности рода. Кроме имперского орла, на щите присутствует ангел с мечом в руках, такой элемент говорит о том, что род — великий и имеет отношение к Киевскому княжеству. Следующие элементы — это рука со стрелой, символизирующая фамилию, и изображение каменной башни, что говорит об отношении рода к Новгород-Северному княжеству.

Герб рода Остермана необычен тем, что в роли флагодержателей изображены павлины как символ роскоши и знатности. Щит разделен на две горизонтальные части, на нем изображены верхняя часть имперского орла и пальма как символ способности преодолевать потери и невзгоды. Также на гербе Остермана, в отличие от предыдущих, есть лента с девизом рода: «Ни жара, ни хлад не изменяют».

Сперанский — это человек, наводивший ужас на чиновников, которые нарушали закон. Щит на его гербе, как и предыдущий, разделен на две части с неполным изображением имперского орла, так же внизу — два соболя со скрещенными стрелами в лапах и шестиконечной звездой в середине — символом честности и праведности. Щитодержатели — казак и солдат в национальной бурятской одежде, говорят нам о многолетних путешествиях своего владельца по Сибири и наведении порядка в отношениях с инородцами». 

Распространение

Герцог Рене II Лотарингский. Миниатюра из рукописи Пьера де Бларру. 1500 г.

В скором времени после зарождения геральдики она распространилась на всё средневековое общество. Хотя первоначально гербы использовали только крупные сеньоры, уже к 1180 году, а, возможно, и ранее они стали использоваться знатными дамами, в конце века появились первые городские гербы, к 1200 году появляются гербы духовных лиц, ещё до 1220 года — патрициев и буржуа, к 1230 году — ремесленников, в 1240 году — цехов, в конце века — гражданских и монашеских общин. В Нормандии, Фландрии и Южной Англии ранняя геральдика получила наибольшее распространение — здесь гербами владели даже некоторые крестьяне. К XIV веку церковь, ранее относившаяся к гербам с подозрением, становится одним из центров геральдического творчества. Гербы можно увидеть на церковных стенах, плитах, витражах, потолках, церковной утвари и одежде священнослужителей.

Существенную роль в распространении геральдики вне среды рыцарства сыграли печати, которые ставились или привешивались почти ко всем документам. На большинстве печатей использовались те же изображения, что и в гербах, с той лишь разницей, что они вписывались в поле самой печати. Сеньоры и рыцари, кроме украшения гербами своих щитов, стали наносить гербовые изображения на другие детали амуниции, знамёна, попоны и вальтрапы лошадей.

Огромное влияние на распространение геральдики сыграла практика проведения рыцарских турниров, бывших основой геральдического действа среди аристократов вплоть до, по крайней мере, XVI века. Обычно непосредственно турниру предшествовала продолжительная демонстрация гербов и гербовой атрибутики. Участвующих в турнире рыцарей представляли глашатаи — герольды, от названия которых в XIX веке и произошло название науки о гербах. Оглашение герба выступающего на турнире рыцаря привело к становлению специального геральдического языка, характеризующегося чёткостью и однозначностью формулировок, а также определённой поэтичностью. Гербы участников турнира демонстрировались присутствующим двумя мужчинами или мальчиками, наряженными в костюмы ангелов, чудищ или дикарей. От подобной практики впоследствии произошёл такой почётный элемент герба, как щитодержатели.

Примерно с конца XII века гербы стали приписывать и фантастическим персонажам, а также реальным людям, никогда гербы не носившим. Например, были сочинены гербы для Адама, Христа, ветхозаветных пророков, деятелей эпохи античности и многих других.

Геральдика возникла практически одновременно сразу в нескольких регионах Западной Европы: в области между Луарой и Рейном, в Южной Англии, в Швейцарии и в Северной Италии — и очень скоро распространилась практически по всему континенту. Начиная с XVIII века европейская традиция эмблематики начинает проникать за пределы Европы — вместе с европейскими переселенцами она попадает в Новый Свет, а затем в Азию, Африку и Австралию.

Вплоть до середины XVII века интерес к геральдике всё возрастал, а практика использования гербов продолжала шириться. С середины XVIII века интерес к геральдике снижается, особенно во Франции и Англии. Мишель Пастуро объясняет это тем, что конкуренцию гербам в качестве опознавательного знака составили новые эмблематические формы — монограммы, криптонимы, значки и девизы. Во время первой французской революции новое правительство в 1790 году вообще запретило гербы как «знаки феодальности», хотя большинство гербов принадлежало вовсе не знатным лицам. Во Франции обычай ношения гербов был восстановлен в 1808 году Наполеоном I вместе со введением новой геральдической системы, которая была ликвидирована сразу же после реставрации Бурбонов. В XIX веке наметился ещё более глубокий спад, продолжившийся и в следующем столетии.

Основная статья: Русская геральдика

В России геральдика была заимствована из Западной Европы при непосредственном влиянии польской геральдики во второй половине XVII века. Первые сочинения представляли собой собрания гербов («Титулярник», 1672 год). В 1705 году по указу императора Петра I в Амстердаме была напечатана книга «Символы и эмблемата», содержащая более 800 образцов и послужившая впоследствии примером для создания многих российских гербов. В 1722 году была создана Герольдия, в 1726 году при Петербургской Академии наук была учреждена кафедра геральдики. С 1797 года составлялся «Общий гербовник дворянских родов Российской империи», включающий около 5000 гербов. В советское время гербоведение пришло в упадок, последствия которого далеко не исчерпаны и на начало XXI века.

Литература

  • Арсеньев Ю. В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907—1908 году. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2001. — 384 с. — ISBN 5-275-00257-2.
  • Гербы личные, семейные и родовые (к вопросу о практике применения в современной России): В 3 частях / Составители: Д. В. Рушнин, М. Н. Затинин. — М., 2017. Часть 1: А-И. — 123 с.: ил.
  • Левандовский А. П. В мире геральдики. — М.: Вече, 2008. — 218 c. — ISBN 978-5-9533-2817-3.
  • Лукомский В. К., Типольт Н. А. Русская геральдика. — П., 1913.
  • Медведев М. Ю. Геральдика или истинная наука о гербах. — М.: Гербы и флаги, 2008. — 144 с. — ISBN 978-5-7034-0222-1.
  • Пастуро М. Геральдика / пер. с фр. А. Кавтаскина. — М.: Астрель: АСТ, 2003. — 144 с. — ISBN 5-17-019779-9.
  • Пастуро М. Символическая история европейского средневековья. — СПб.: Alexandria, 2012. — 448 с. — ISBN 978-5-903445-21-9.
  • Слейтер С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия / пер. с англ. И. Жилинской. — 2-е изд. — М.: ЭКСМО, 2005. — 264 c. — ISBN 5-699-13484-0.
  • Фрайер С., Фергюсон Д. Геральдика. Гербы — Символы — Фигуры / пер. с англ. М. Б. Борисова. М.: АСТ: Астрель, — 2009. — 208 с. — ISBN 978-5-17-061418-9.
  • Щелоков А. А. Увлекательная геральдика. — М.: ЭКСМО, 2006. — 352 c. — ISBN 5-699-18634-4.

Смысл девиза

Девиз, в оригинале имеющий вид «Virtvs Unita Fortior», имеет множество версий перевода — «Добродетель, единство, сила», «Единство делает сильным», «В единстве сила», «Объединенная доблесть становится сильнее», «Вместе мы сильнее!» и т.п. Общий смысл латинского изречения на девизной ленте один – призыв населения региона к объединению для борьбы и отражения внешней угрозы стране.

Актуальность девиза понятна: географическое положение княжества таково, что всегда возникали претензии на его территории, и для того чтобы отстоять свою независимость и самобытность, жителями Андорры на первый план выдвигалась идея всеобщего объединения перед лицом опасности.

Герб княжества Андорры отражает историю становления этого региона, его богатое историческое прошлое, от которого андоррцы, чтящие традиции, не хотят отказываться. На протяжении многих веков они хранят верность своему символу.

Как расшифровывается ГАЗ

Размер ядер комет

Большая часть кометных ядер простирается на 16 км. Среди крупнейших комет стоит вспомнить C/2002 VQ94 (100 км), Хейла-Боппа (60 км), 29P (30.8 км), 109P/Свифта-Туттля (26 км) и 28P (21.4 км).

Ядро кометы Галлея (15 х 8 х 8 км) представлено равным соотношением льда и пыли.

В 2001 году Deep Space 1 осматривал ядро кометы Борелли (8 х 4 х 4 км) и выявил, что она достигает половины размера кометного ядра Галлея. Оно также напоминает картофелину и покрыто темным материалом.

Ядро Хейла-Боппа оценили в 20-60 км в диаметре. Она казалась яркой и показывалась без использования инструментов. Диаметр ядра P/2007 R5 достигает лишь 100-200 м.

Небольшие кентавры также вытягиваются на 250-300 км, среди которых выделяют три наиболее масштабных: Чарикло (258 км), Хирон (230 км) и 1995 SN55 (300 км).

Средняя плотность комет – 0.6 г/см3.

Зарождение геральдики

Появление геральдики относят к периоду времени между двумя крестовыми походами — первым (когда гербов ещё не существовало) и вторым (когда геральдика стала привычна). Указывается и более узкий период: между 1120 и 1150 годами. Зарождение гербов связывают с тем, что в связи с изменениями военного снаряжения в конце XI — начале XII веков получить информацию о человеке, зачастую не видя его лица, закрытого шлемом, было весьма проблематично. Желание быть узнанным на поле боя стало причиной появления традиции расписывать свои щиты, обычно имевшие миндалевидную форму, различными фигурами, которые вскоре превратились в опознавательные знаки и стали ассоциироваться с конкретными личностями. По этой причине ранняя геральдическая символика была чрезвычайно простой и легко читаемой и не содержала сложных рисунков и надписей. Постепенно сложились и правила начертания и использования гербов, впоследствии оформившиеся в своеобразный свод законов. Кроме того, появление геральдики было вызвано изменениями в самом европейском обществе, произошедшими после 1000 года. Развитие феодальных отношений привело к тому, что принадлежность к той или иной социальной группе полностью определяло жизнь человека. Знатность рода в это время становится своего рода культом. В этих условиях естественным развитием гербов, как личных эмблем, стало возникновении традиции их передачи по наследству, появление которой относят к концу XII века.

Некогда существовало множество других версий о происхождении геральдики. Первые попытки объяснить возникновение гербов относятся ещё к концу Средневековья. В вышедшем в 1671 году труде «Истинное искусство геральдики и происхождение гербов» (фр. Le veritable art du blason et l’origine des armoiries) его автор священник Клод Франсуа Менестрье привёл около двух десятков различных версий, среди которых были как совершенно неправдоподобные, относящие зарождение геральдики ко временам Адама, Ноя, Александра Македонского, Юлия Цезаря и короля Артура, так и более аргументированные. Первые уже к концу XVI века геральдистами серьёзно не рассматривались, а вторые просуществовали как основные вплоть до конца XIX — начала XX веков, когда были развенчаны уже в научных трудах по геральдике. Так, последовательно были откинуты версии о преемственности между античными военными и семейными эмблемами и первыми гербами XII века, о влиянии на становление феодальной геральдики германо-скандинавской эмблематики — рун-инсигний — I тысячелетия нашей эры, и о происхождении геральдики от узоров на тканях арабов, перенятых европейцами в эпоху первых крестовых походов.

На знаменитом гобелене из Байё, изображающем завоевание Англии Вильгельмом I и созданном вскоре после этого события, на щитах нормандских воинов вышито множество изображений, похожих на геральдические. Между тем в различных эпизодах одни и те же рыцари изображены с разными щитами, что не позволяет говорить об их геральдическом характере.

К наиболее ранним свидетельствам существования геральдики относят изображение щита на покрытой цветной эмалью гробнице графа анжуйского Жоффруа V, умершего в 1151 году. Этот же герб изображён на скульптурной гробнице внука Жоффруа — Уильяма Длинного Меча, умершего в 1226 году. Согласно Жану де Мармутье, в 1127 году по случаю женитьбы Жоффруа на Матильде её отец, король Англии Генрих I, возвёл Жоффруа в рыцари и подарил ему щит, украшенный львами. Очевидно, что речь идёт о том же щите, что и изображён на гробницах Жоффруа и его внука. Между тем хроника Мармутьера написана уже после смерти Жоффруа, в 1170 годы, а гробница была изготовлена между 1155 и 1160 годами. Более того, на единственном известном оттиске печати Жоффруа, привешенном к документу 1149 года, нет никакого герба, что также говорит не в пользу того, что он обладал гербом.

Символы

Поле щита внутри заполняют символами, которые имеют наиболее важное для вас значение. Причем выбирать нужно то, чем ваша семья гордится, что считает своими достижениями, к чему стремится

Выбирайте те аспекты, которые присущи не кому-то одному, а нескольким родственникам.
Если какие-то черты присущи членам вашей семьи, но вы не считаете нужным их подчеркивать, то не стоит отображать их и на гербе. Либо можно выделить положительные черты, например, вместо жадности – бережливость, вместо агрессии – силу и т.д.

Так, например, можно разместить на гербовом щите:

  • Символы профессии, которую имеют несколько членов семьи (к примеру, бабушка и мама – учителя, или дедушка и внук – военные).
  • Любимые способы времяпровождения или хобби, которыми гордятся члены семьи: рыбалка, собирание пазлов, путешествия, чтение, спорт.
  • Моральные качества, которые присущи членам вашей семьи (забота – в виде оберегающих ладоней, доброта – сердце).

Единственный в своем роде

Третий символ президентской власти — специальный экземпляр Конституции РФ — официально таковым не является. Президентским символом эта особая книга стала благодаря указу президента от 5 августа 1996 года № 1138, изданному ещё Борисом Ельциным накануне его повторного вступления в должность главы государства. Однако за сутки до назначенной на 7 мая 2000 года инаугурации тогда ещё и.о. президента Путин подписал указ № 832, который подтвердил, что штандарт и знак президента являются символами главы государства, и отменил указ 1996 года. А вместе с ним и особый статус спецэкземпляра Конституции.

Поэтому формально вступающий в должность президент может приносить присягу на любом экземпляре основного закона — хоть на специальном, хоть на взятом напрокат в районной библиотеке. Тем не менее по традиции на каждую церемонию инаугурации выносят именно эту, в красной обложке из кожи варана с золотым тиснением, книгу.

Специальный экземпляр Конституции РФ. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

К вступлению в должность каждого нового главы государства в начале книги с помощью лент вплетают новую страницу из тонкой дорогой бумаги с изображением Кремля, текст которой гласит, что именно на этом экземпляре принес присягу очередной президент, стоит его печать и подпись.

Спецэкземпляр Конституции — единственный в своем роде. Но что делать, если изменяется текст основного закона страны? На момент принятия поправок 2009 года, изменивших сроки полномочий президента страны и Государственной думы, бывшая на тот момент пресс-секретарем президента Наталья Тимакова рассказывала, что в спецэкземпляре Конституции просто заменят нужные страницы и заново переплетут книгу. Очевидно, в свете грядущего всенародного голосования по новым поправкам в Конституцию РФ, спецэкземпляр может вновь попасть в переплет.

Виктория Приходько

Новые разработки

Изменения российского герба

Однако оставался ли он неизменным на протяжении всей истории существования страны? Ответ однозначен: нет. Постепенно в когтях орла на гербовом изображении появились традиционные для монархической императорской власти регалии – держава и скипетр. Далее сын Ивана IV Грозного, Федор Иванович по прозвищу «Блаженный» (царствовал в течение недолгого периода с 1584 по 1587 года), привнес новые изменения и собственное видение в изображение: он поместил между головами двуглавого орла, увенчанными коронами, православный крест. Это новшество было связано с утверждением патриаршества и церковной независимости государства в 1589 году.

Михаил Федорович Романов, правивший в первой половине XVII века, утвердил появление на гербе, в центре тела орла, на его груди, изображение уже упоминаемого выше Георгия Победоносца. Кроме того, на эмблеме начала изображаться дополнительная третья корона, помещенная между головами птицы.

Павел I, занимавший престол в период с 1796 по 1801 год и являвшийся покровителем мальтийского ордена, добавил в герб государства изображение мальтийского креста и короны.

Значение символа герба Российской империи, равно как и его общий стиль, подверглись изменениям и при царствовании Александра I (правил с 1801 по 1825 года). Им были исключены две короны из трех существующих, а также мальтийская символика, введенная предшественником. После победы над войском французов, главой которых являлся Наполеон Бонапарт, гербового орла начали изображать с расправленными крыльями, опущенными вниз (до этого они были подняты). Скипетр и держава в лапах заменились на факел, венок и молнию, что ознаменовало собой постепенное изменение человеческого сознания и отношения к власти.

Однако самая ключевая из всех предшествующих геральдических гербовых реформ была проведена во время правления Александра II. В 1855-1857 годах ее возглавил барон Бернгард Кене, который, совместно с членами специально учрежденного Гербового отделения, изменил общий рисунок Орла и Святого Георгия. Кроме этого, были выпущены нормы употребления герба как символики, которые вкупе с вновь преобразованным видом эмблемы просуществовали вплоть до революционного 1917 года.

Двуглавый орел на время существования СССР канул в небытие – его сменили символы власти пролетариата, серп и молот. Изображение птицы вернулось лишь в 1993 году: рисунок двуглавого орла был выполнен по мотивам герба Российской империи и официально узаконен президентским указом.

Древняя птица и монетка с сюрпризом

Нынешний государственный герб России, хоть и был официально утвержден в 1993 году, обладает пятивековой историей и считается старейшим государственным символом России. Впервые в качестве герба страны изображение двуглавого орла было использовано в 1497 году на печати великого князя Московского и всея Руси Ивана III. Причем, по одной из основных версий, Иван III унаследовал эту государственную эмблему от своей жены Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора. Некоторые историки считают, что это стало неким символом преемственности русского государства от павшей Византийской империи.

В последующие века царская птица поднимала и опускала крылья, меняла цвет, а ездец — так геральдисты часто называют всадника в центре композиции, сражающегося с драконом, — признавался то царем, то абстрактным рыцарем, то Георгием Победоносцем. Но одно оставалось неизменным — главным элементом герба была двуглавая птица с расправленными крыльями.

Возвращение к двуглавому орлу на излете СССР (с его собственным гербом) было таким же бурным и противоречивым, как и все события начала 1990-х годов. В качестве гербовой фигуры предлагались и ласточка, и даже медведь. В прессе того времени была развернута яростная дискуссия, стоит ли возвращать орла. А если стоит, то в каком виде — с крыльями вверх или вниз? С коронами или без? Спорили даже о том, как сделать орла «подобрее».

Остановились на двух рисунках с орлом и даже официально опубликовали их с оговоркой, что проекты будут дорабатываться. И они действительно дорабатывались. Однако история сделала новый виток — Советский Союз распался. Наконец указом президента Бориса Ельцина от 30 ноября 1993 года был утвержден герб в прорисовке художника Евгения Ухналева.

Герб в прорисовке художника Евгения Ухналева. Фото: Валентин Федоров/Будущее России. Национальные проекты

И тут историческая птица вновь зависла в воздухе: в Конституции 1993 года госсимволы не были утверждены, их правовой статус должны были закрепить отдельными законами. Последовал новый этап обсуждений, который затянулся ещё на семь лет.

Все эти правовые коллизии привели к любопытному казусу. Новой стране нужны были новые деньги. И монеты, и банкноты стали печатать с орлом. Но основанным на рисунке Ивана Билибина — он был использован в одной из тех двух официально опубликованных версий. Формально считалось, что на российских деньгах используется герб Банка России. С птицей, значительно отличавшейся от той, что на гербе РФ (банк пояснял, что не может печатать герб страны, который не утвержден), деньги просуществовали ещё много лет. Пока в 2014 году президента Владимира Путина (который, кстати, и утвердил в 2000 году многострадальный герб) на прямой линии с гражданами не спросили, а почему, собственно, герб на российских деньгах не тот. «Это Центральный банк решает в соответствии с законом Российской Федерации. Не задумывался над этим, но подумаем», — удивился президент.

«Подумали» быстро (в исторической перспективе) — с 2016 года герб на деньгах стал тот, что надо. Кстати, в том же году герб вновь предложили поменять. Лидер байк-клуба «Ночные волки» Александр Залдостанов (Хирург) обратился к Путину с призывом дополнить изображение орла колосьями и солнцем с герба СССР, повторив таким образом одну из многочисленных версий госсимвола начала 1990-х годов. Предложение не было реализовано, что, впрочем, не помешало байкерам использовать свой вариант герба в качестве декорации на шоу «Ночных волков».

Каждый элемент нынешнего герба России имеет значение. Этот язык Вилинбахов так расшифровал в своей диссертации «Государственная геральдика в России: теория и практика»: «Двуглавый орел — символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях Российской Федерации. Короны над его головами означают прежде всего суверенитет всех субъектов Федерации и самой Федерации, а также могут рассматриваться как символ союза трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть и защиту государства и его единство. А всадник, поражающий копьем дракона, — не только и не столько эмблема столицы, сколько древний символ победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врага, буде такой объявится».

Цвета в геральдике

Основная статья: Тинктуры

Геральдические тинктуры (цвета) разделяются на металлы, меха и финифти (эмали). В геральдике используется девять важнейших тинктур: два металла, пять эмалей и два меха. Первоначально было только четыре цвета — красный, синий, чёрный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зелёный, жёлтый и пурпурный. Жёлтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла и как самостоятельные уже не использовались. Ныне используется два металла — золото и серебро, а также пять основных финифтей — червлень, лазурь, зелень, чернь и пурпур. Особым типом геральдических цветов являются меха — горностаевый и беличий.

Символика цветов

Символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками.

Будет ли построен МиГ-41?

Ответ на этот вопрос в основном зависит от одного фактора – финансирования. Разработка нового боевого самолета стоит очень дорого.

Конечно, общемировым трендом в последние десятилетия является отказ от узкоспециализированных машин и разработка универсальных боевых самолетов. Но, как уже было сказано выше, тяжелый скоростной перехватчик отлично соответствует географическим условиям России и может стать исключением из общего правила.

Хотя, в случае отказа от дальнейших работ по проекту МиГ-41 (по каким-либо причинам), его функции частично сможет выполнять ПАК ФА и новые комплексы ПВО, которые разрабатываются в настоящее время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector