Жуковский николай егорович

Биография

Получил домашнее образование. Начинал службу в Челябинском уездном суде в чине губернского регистратора, затем служил в канцелярии Оренбургского военного губернатора, позднее — дворянским заседателем в Челябинском земском суде.

В 1814—1816 гг. — челябинский уездный стряпчий в чине титулярного советника, затем служил в канцелярии сибирского генерал-губернатора, с 1818 г. — секретарь канцелярии, с 1821 г. — начальник отделения канцелярии сибирского генерал-губернатора, затем — управляющий канцелярией генерал-губернатора Западной Сибири, член совета при главном управлении Западной Сибирью, начальником 1-го отделения.

В 1823—1829 гг. — председатель Тобольского губернского правления, статский советник. В 1830 г. произведён в действительные статские советники. В 1832—1835 гг. — Оренбургский, в 1835—1837 гг. — Волынский, в 1837—1843 гг. — Калужский губернатор.

В 1843 г. произведён в тайные советники. В 1843—1851 гг. — губернатор Санкт-Петербургской губернии. С 1851 г. — сенатор департамента герольдии Правительствующего сената.

Всю жизнь поддерживал связи с Челябинском, занимался благотворительностью (например, направлял деньги на содержание уездного училища). Владел домом отца, и в 1850 г. значился в Челябинске старостой обывательского списка и церковным старостой.

Семья

Отец — Василий Григорьевич Жуковский (1762, дер. Решетниково, Киевская губерния — 1840, Челябинск) — один из первых челябинских врачей, организатор здравоохранения. В 1784 окончил медицинскую школу при Санкт-Петербургском сухопутном госпитале, где и остался работать подлекарем. В 1786 Ж. приглашен С. С. Андреевским в экспедицию, в Челябинск, для изучения неизвестной болезни. Принял участие в эксперименте по самозаражению Андреевского, помог ему вылечиться. В 1788 по результатам работы на Урале получил звание лекаря. Ж. остался работать в Челябинске, в 1799 получил звание штаб-лекаря. Внес вклад в организацию борьбы с сибирской язвой. Автор книг «О лечении сибирской язвы» и «О сибирской язве». В 1828 Ж. организовал первую в Челябинске больницу. Будучи глубоко порядочным человеком, пользовался уважением всех горожан; дом его считался культурным центром города (сохранился до сих пор на ул. Труда, являясь старейшим подобным строением Челябинска, и, в связи с этим, объектом культурного наследия Российской Федерации).

Жена — Елизавета Николаевна (1803—1856).

Биография

Память

Памятная монета Банка России, посвящённая 150-летию со дня рождения Н. Е. Жуковского. 2 рубля, серебро, 1997 год

  • Премия имени Н. Е. Жуковского за наилучшие труды по математике и механике, учреждена в 1920 году.
  • На родине Н. Е. Жуковского в деревне Орехово Собинского района Владимирской области в 1937 году создан Мемориальный дом-музей Н. Е. Жуковского.
  • В связи со 100-летием со дня рождения Жуковского в январе 1947 года Совет Министров СССР учредил 2 ежегодные премии им. Н. Е. Жуковского, стипендии им. Н. Е. Жуковского для студентов старших курсов Московского университета, Московского авиационного института и МВТУ им. Н. Э. Баумана; в Москве и посёлке Московской области сооружены памятники учёному; создан Научно-мемориальный музей профессора Н. Е. Жуковского в Москве; реставрирован дом-музей на родине Жуковского.
  • 23 апреля 1947 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок Стаханово Раменского района Московской области получил статус города и название — Жуковский.

Могилы Николая Егоровича, Елены и Сергея Жуковских

  • Имя Н. Е. Жуковского присвоено:
    • городу Жуковскому Московской области;
    • Центральному аэрогидродинамическому институту (г. Жуковский);
    • Военно-воздушной инженерной академии (г.Москва);
    • Харьковскому авиационному институту;
    • Омскому авиационному техникуму;
    • Кафедре теоретической механики (ФН-3) МГТУ им. Н. Э. Баумана.
    • Кратеру на обратной стороне Луны.
  • Именем Жуковского назван проспект и микрорайон «посёлок Жуковского» в Харькове, где расположен знаменитый ХАИ, также носящий его имя.
  • Лайнер Airbus A321 (VQ-BEF) авиакомпании «Аэрофлот» носит имя «Н. Жуковский».

В литературе

Издан ряд книг о Н. Е. Жуковском, в частности:

  • Дружинина-Георгиевская Е. В. Человек летает. Биографическая повесть о жизни Н. Е. Жуковского. — Лениздат. — Л., 1947.
  • Лейбензон Л. С. Николай Егорович Жуковский (К столетию со дня рождения). — М.—Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1947.
  • Космодемьянский А. А. Н. Е. Жуковский — отец русской авиации. — М.: Военное издательство Министерства вооружённых сил Союза ССР, 1952. — (Научно-популярная библиотека солдата).

В кинематографе

  • В 1950 году вышел на экраны биографический фильм «Жуковский» (в главной роли Юрий Юровский).
  • В 1977 году образ Жуковского появился в фильме «Талант» (в роли Петр Глебов).
  • В 1979 году Жуковский стал персонажем фильма «Поэма о крыльях» (в роли Николай Анненков).

Памятники

Памятник Н. Е. Жуковскому также находится в городе Жуковском Московской области. Памятник был установлен в 1969 году. Автор и скульптор — И. М. Тоидзе, архитектор — Б. И. Тхор. Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 поставлен на государственную охрану.

Бюст Жуковскому установлен перед зданием Петровского путевого дворца на Ленинградском проспекте в Москве в 1959 году, где в то время действовала Военно-воздушная академия его имени. Автором стал Г. В. Нерода, архитектором И. А. Француз. Напротив него находится .

Бюст Н. Е. Жуковского в июне 2017 года установлен у входа в Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина в Воронеже.

Энциклопедия авиационной науки

В 1909 году Жуковский создал новое научное учреждение— аэродинамическую лабораторию Московского высшего технического училища. Жуковский стремился «завлечь в науку сколь можно больше русских сил».

Кружок учеников Жуковского стал рассадником выдающихся деятелей русской науки. Именно из этого кружка вышли академики Юрьев, Чудаков, Кулебакин, выдающиеся ученые и конструкторы: Туполев, Микулин, Климов, Ветчинкин, Стечкин, Сабинин, Мусиньянц, — известный летчик Россинский и многие другие.

С помощью членов этого кружка Жуковский создавал замечательные свои работы. Особое место среди них занимают теория и метод расчета воздушных винтов. Ученики Жуковского Юрьев и Сабинин, начав, как делал всегда их учитель, с эксперимента, пришли к выводу, что работающий винт создает мощный осевой поток воздуха.

Это очень важное явление не учитывалось раньше ни одним исследователем. За границей соответствующую поправку в теорию внесли лишь десять лет спустя

Вскоре Жуковский, изучив с помощью Ветчинкина ряд новых явлений, предложил еще более совершенную теорию винта. Его работа «Вихревая теория гребного винта» составила новую эпоху в науке. Формулы и теоремы этой теории охватывают все случаи работы винтов.

Значение вихревой теории выходит далеко за пределы авиации; ее теоремы послужили основой конструирования мощных вентиляторов и компрессоров. Жуковский написал эту работу 35 лет назад (Статья написана в 1946 г.). Но и сегодня во всем мире при расчете винтов пользуются формулами Жуковского.

Жуковский с помощью Чаплыгина разработал остроумную теорию крыльев самолета. Построенные на основании этой теории крылья на всех языках мира называются «крыльями Жуковского». С участием другого своего ученика, Туполева, Жуковский разработал методы аэродинамического расчета всего самолета.

В России начала быстро развиваться авиация. Стали появляться конструкции самолетов, далеко опережающие иностранные модели. Это казалось удивительным при общей технической отсталости России и полном равнодушии царского правительства к новой отрасли техники. Теперь мы знаем секрет этого успеха. Он был вызван блестящим состоянием русской аэродинамической науки, которая заняла самые передовые позиции в научном мире.

Законы этой науки были сформулированы и систематизированы Жуковским в его знаменитом первом в мире курсе «Теоретических основ воздухоплавания». Курс этот явился как бы энциклопедией авиационной науки. До Жуковского считали, что в аэродинамике нет места теории, что это область чистой практики.

«Основы» впервые показали возможность и необходимость изучения авиации и теоретическим путем. В то же время Жуковский подчеркивал огромное значение правильно поставленных опытов. В «Теоретических основах воздухоплавания» была установлена незыблемая связь теоретических и опытных исследований как основная предпосылка дальнейшего развития авиации.

Лекции и теоремы

Вклад в науку Николая Егоровича Жуковского сложно переоценить. В 1904 году им была сформулирована теорема, которая подробно рассматривала количественную величину силы, необходимую для подъема в воздух самолета. В частности, с ее помощью удалось детально определить ключевые профили лопастей винта и крыльев самолета, разработать теорию воздушного винта.

На следующий год многими был отмечен доклад Жуковского, посвященный присоединенным вихрям. Считается, что именно эта работа заложила основы развития методов для определения подъемной силы крыла аэроплана. Данные открытия были им опубликованы уже в 1906 году в работе, посвященной падению в воздухе продолговатых тел.

Многие его исследования становились основой всевозможных лекций. Например, с 1910 по 1912 год он читал курс, посвященный теоретическим основам воздухоплавания. В нем отцу русской авиации Николаю Егоровичу Жуковскому удалось систематизировать свои экспериментальные исследования и теоретические работы, проделанные на базе Кучинского института

Также в них было уделено внимание исследованиям Чаплыгина. В частности, разработан специальный аппарат, предназначенный для решения задач по обтеканию крыла

В период с 1912 по 1916 год Жуковским был выведен принцип распределения скорости у лопасти винта, который в результате стал базовой основой для будущих воздушных винтов.

В годы Первой мировой войны Николай Егорович занимался обоснованием теории бомбометания, исследовал вопросы баллистики артиллерийских снарядов.

Биография

Родился в деревне Орехово под Владимиром (ныне Собинский район Владимирской области). Отец — штабс-капитан Егор Иванович Жуковский был высокообразованным военным инженером; его дед был офицером русской армии, участником Отечественной войны 1812 года. Мать Николая Егоровича — Анна Николаевна (урождённая Стечкина).

В феврале 1858 года Николай Жуковский поступил в 4-ю московскую гимназию. Планировалось, что он как отец станет инженером-путейцем, но учиться в Петербургском институте путей сообщения ему не пришлось — этого не позволили весьма ограниченные средства его родителей; поскольку плата за обучение в Московском университете была существенно ниже. И, окончив в 1864 году гимназию с серебряной медалью, он без экзаменов был зачислен на физико-математический факультет Московского университета.

По окончании университета по специальности прикладная механика, в 1868 году, он попытался всё-таки учиться в Петербургском институте путей сообщения, но неудачно и 16 августа 1870 года Жуковский занял место преподавателя физики во 2-й московской женской гимназии вместо уехавшего в Одессу профессора физики Н. А. Умова. В 1871 году сдал магистерские экзамены и стал преподавать математику (с конца 1871 года) и механику (с начала 1872 года) в Московском высшем техническом училище; 14 сентября 1874 года Жуковский был утверждён доцентом кафедры аналитической механики училища; 4 ноября 1876 года состоялась публичная защита его магистерской диссертации «Кинематика жидкого тела», а 30 апреля 1882 года Жуковский защитил диссертацию на степень доктора прикладной математики, представив работу «О прочности движения». С 1879 года он был сверхштатным профессором механики училища. Одновременно, с 1885 года он стал преподавать в Московском университете гидродинамику, с 1886 года — как экстраординарный профессор кафедры прикладной механики, затем — ординарный. В 1887 году он стал штатным профессором аналитической химии в Московском высшем техническом училище. Кроме этого он долгое время (1872—1920) читал в московской академии коммерческих наук курс практической механики. Также он преподавал в инженерном училище ведомства путей сообщения.

С 01.01.1893 года — действительный статский советник. В 1894 году Жуковский был избран членом-корреспондентом Академии наук.

В 1902 году он руководил сооружением аэродинамической трубы всасывающего типа при механическом кабинете Московского университета, а в 1904 году возглавил первый в Европе аэродинамический институт, созданный на средства Д. П. Рябушинского в посёлке Кучино под Москвой.

В 1905 году избран президентом Московского математического общества.

В высшем техническом училище в 1908 году он создал Воздухоплавательный кружок, из которого впоследствии вышли многие известные деятели авиации и техники: А. А. Архангельский, В. П. Ветчинкин, Г. М. Мусинянц, Г. Х. Сабинин, Б. С. Стечкин, А. Н. Туполев, Б. Н. Юрьев; в 1909 году Жуковский возглавил создание в училище аэродинамической лаборатории.

В 1916 году он возглавил расчётно-испытательное бюро при аэродинамической лаборатории Московского технического училища, в котором разрабатывались методы аэродинамического расчёта и расчёта прочности самолётов. Результаты исследований были изложены Н. Е. Жуковским в работах:

  • «Динамика аэропланов в элементарном изложении» (М.: Типо-лит. Рус. т-ва печ. и изд. дела, 1916);
  • Труды Расчетно-испытательного бюро (Вып. 1. Аэродинамический расчет аэропланов / Под ред. Н. Е. Жуковского, Г. И. Лукьянова и А. Н. Туполева. — М.: Упр. воздуш. флота, 1917. — 20 с., 10 л. ил. : граф.);
  • Изследованiе устойчивости конструкцiи аэроплановъ. — М., . — 63 с. — (Временник Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений им. Х. С. Леденцова. № 8).

При его активном участии были созданы: «Краткие теоретические курсы авиации» (1913), преобразованные сначала в Московский авиационный техникум (1919), а затем в «Институт инженеров Красного воздушного флота» (1920) и, наконец, в Военно-воздушную академию; Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).

В 1920 году в ознаменование 50-летия научной деятельности Жуковского и больших заслуг его как «отца русской авиации» был издан декрет Совета Народных Комиссаров за подписью В. И. Ленина об учреждении премии им. Н. Е. Жуковского за лучшие труды по математике и механике, об издании трудов Жуковского, а также о ряде льгот для самого учёного.

Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве.

Блинкен: США должны быть готовы к любому сценарию событий в Афганистане

Внешние ссылки

Научная деятельность

Остановимся теперь подробнее на биографии профессора, отца русской авиации — Николая Жуковского, расскажем о его работах и достижениях.

Большую роль сыграла статья под названием «Приложение теории центров ускорений высших порядков к направляющему механизму Чебышева», которая была опубликована в 1883 году. При ее написании Жуковским был использован аппарат для ускорения высших порядков к теории механизмов. В частности, он стремился решить задачу синтеза направляющего механизма самого Чебышева.

В 1890 году большое значение приобрела его публикация о методах Кирхгофа, посвященных движениям жидкости в нескольких измерениях при условии сохранения постоянной скорости, заданной на неизвестной линии тока. Она вышла в математическом сборнике Московского государственного университета. В том же году ученым была предпринята попытка разработать теоретические основы определений подъемной силы винта или крыла. Для этого Жуковский написал работу под названием «К теории летания».

Навигация

Barometern (Швеция): «Что будет, если Россия нападет на Швецию»

Торговля

До получения в 1765 году права сбора налогов с Бенгалии компании приходилось импортировать золото и серебро для оплаты индийских товаров. Подати Бенгалии позволили прекратить этот импорт и финансировать войны компании в других частях Индии.

В период с по 1800 год Индия превратилась из экспортёра готовых товаров в экспортёра сырья и импортёра мануфактурной продукции. Экспортировались необработанные хлопок, шёлк, индиго, опиум. С 1830 года началось массовое вторжение в Индию британской текстильной продукции. Гражданская война в Америке сильно повлияла на Индию; хлопок из южных штатов США стал для Британии недоступен, поэтому спрос на индийский хлопок сильно вырос, увеличив цены вчетверо. Многие фермеры переключились на выращивание хлопка, однако по окончании войны в 1865 году рынок вновь упал.

С 1800-х годов в Британии резко увеличивается спрос на чай из Китая. Так как Компания не могла ни расплачиваться за него золотом и серебром, ни предложить Китаю европейские товары, она начала экспорт опиума, имевшего в Китае обширный подпольный рынок. В середине XIX века опиум составлял до 40 % экспорта Индии, а запреты на его ввоз в Китай вызвали Первую опиумную войну.

Ссылки

Образование

В 1864 году Николай Жуковский оканчивает с серебряной медалью гимназию, за что его без экзаменов зачисляют на физико-математическое отделение столичного университета. Он получил диплом по специальности прикладная механика, а через два года все-таки предпринял попытку поступить в Петербургский институт путей сообщения, но не выдержал вступительные испытания.

С 1870 года Жуковский приступает к преподавательской работе во Второй московской женской гимназии. Он читает лекции по физике. На следующий год ему удается сдать магистерские экзамены, чтобы начать преподавать математику, а еще через год — механику. Этим дисциплинам он обучает уже студентов столичного высшего технического училища.

Важное событие в биографии Николая Жуковского происходит в 1876 году, когда он защищает магистерскую диссертацию, посвященную кинематике жидкого тела. Доктором прикладной математики герой нашей статьи становится в 1882 году с работой о прочности движения

Лекции и теоремы

Вклад в науку Николая Егоровича Жуковского сложно переоценить. В 1904 году им была сформулирована теорема, которая подробно рассматривала количественную величину силы, необходимую для подъема в воздух самолета. В частности, с ее помощью удалось детально определить ключевые профили лопастей винта и крыльев самолета, разработать теорию воздушного винта.

На следующий год многими был отмечен доклад Жуковского, посвященный присоединенным вихрям. Считается, что именно эта работа заложила основы развития методов для определения подъемной силы крыла аэроплана. Данные открытия были им опубликованы уже в 1906 году в работе, посвященной падению в воздухе продолговатых тел.

Многие его исследования становились основой всевозможных лекций. Например, с 1910 по 1912 год он читал курс, посвященный теоретическим основам воздухоплавания. В нем отцу русской авиации Николаю Егоровичу Жуковскому удалось систематизировать свои экспериментальные исследования и теоретические работы, проделанные на базе Кучинского института

Также в них было уделено внимание исследованиям Чаплыгина. В частности, разработан специальный аппарат, предназначенный для решения задач по обтеканию крыла

В период с 1912 по 1916 год Жуковским был выведен принцип распределения скорости у лопасти винта, который в результате стал базовой основой для будущих воздушных винтов.

В годы Первой мировой войны Николай Егорович занимался обоснованием теории бомбометания, исследовал вопросы баллистики артиллерийских снарядов.

Ссылки

Отрицание теории относительности

Ссылки

Труды

«Кинематика жидкого тела»; «Случай движения жидкой площади по инерции» («Мат. сб.» т. VIII); «Sur la percussion des corps» и «Sur un cas particulier de mouvement d’un point matériel» (в журнале Лиувилля, 3-е Serie, т. IV); «К вопросу о наибольшем ударе»; «Связь между вопросами о движении материальной точки и о равновесии гибкой нити» («Мат. сб.», т. IX, 1878); «К вопросу о движении материальной точки под притяжением одного в двух центров» («Зап.» Имп. моск. общ. ест. пр., 1881), «О реакции втекающей и вытекающей жидкости» («Журн. русск. физ.-хим. общ.» т. XIV, 1882); «О прочности движения» («Универс. известия», 1882); «О влиянии колебаний штатива на время качания маятника» («Зап. Моск. общ. исп. прир., 1882); «О характеристических функциях Якоби и Гамильтона» (1882); «Приложение теории центров ускорений высших порядков к направляющему механизму Чебышева» («Журн. Рус. физ.-хим. общ.», т. XV, 1883); «Упрощенное изложение Гауссова способа определения планетных орбит» («Мат. сб.» т. XI, 1883); «Об ударе двух шаров, из которых один плавает в жидкости» и «О графическом решении основного уравнения при вычислении планетных орбит» («Записки» Новороссийского общества естествоиспытателей); «Геометрическое разъяснение некоторых вопросов теории уравнений с частными производными»; «О начале наименьшего действия» («Математ. сборн.», т. IX, 1879); «Sur une démonstration nouvelle du théorème de Lambert» («Зап. Моск. общ. исп. прир.», 1884, «Sur la construction des courbes syndynamiques et synchroniques» (в «Annales de l’Observ. de Moscou»); «Решение одной задачи из теории комет» («Зап. Моск. общ. исп. прир.», 1884); «Вывод основных формул теории упругости («Мат. сб.», т. XI); «Об ударе абсолютно-твердых тел» (две статьи в «Журн. Русск. физ.-хим. общ.», 1884, XVI и 1885 XVII); «О движении твердого тела, имеющего полости, наполненные однородною капельною жидкостью» («Журн. Русск. физ.-хим. общ.», 1885, т. XVII), «О реакции втекающей и вытекающей жидкости» (2-я статья, «Мат. сб.», т. XII, 3885); «О гидродинамической теории трения хорошо смазанных тел» («Журн. русск. физ.-хим. общ.», 1886, т. XVIII); «Решение одной задачи гидростатики» («Bull. d. 1. Soc. Imper. des naturalistes de Moscou», 1886); «О движении вязкой жидкости, заключенной между двумя вращающимися эксцентрическими цилиндрическими поверхностями» («Сообщения Харьк. математич. общ.», 1887), «Теоретическое исследование о движении подпочвенных вод» («Журн. Русск. физ.-хим. общ.», 1889, т. XXI); «О влиянии давления на насыщенные водою пески» («Труды отделения физ. наук общ. люб. естествознания», т. III, 1890); «О форме судов» («Труды О. Ф. Н. О. Л. Е.», т. III); «Об артиллерийских снарядах Шапеля» (там же); «Ueber den Mittelwerth des kinetischen Potentials» («Записки Матем. общества Новороссийского унив.», т. VIII); «К теории летания» («Журн. Русск. физ.-хим. общ.», т. XXII, 1890); «Определение силовой функции по данному семейству траекторий» («Труды О. Ф. Н. О. Л. Е.», т. III; «Видоизменение метода Кирхгоффа для определения движения жидкости в двух измерениях при постоянной скорости, данной на неизвестной линии тока» («Мат. сб.», т. XV 1890); «О парадоксе Дюбуа» и «Прибор для определения коэффициента вязкости масел» («Труды О. Ф. Н. О. Л. Е.», т. IV): «О парении птиц» (там же); «Sur un appareil nouveau pour la détermination des moments de l’inertie des corps»; «Определение движения жидкости при каком-нибудь условии, данном на линии тока» («Журн. Русск. физ.-хим. общ.» т. XXIII); «Условия конечности интегралов одного уравнения» («Мат. сб.», т. XVI); «Локсодромический маятник Гесса» («Труды О. Ф. Н. О. Л. Е.», т. V); «О гироскопическом шаре Д. К. Бобылева» (там же, т. VI).

Отрицание теории относительности

В своей речи «Старая механика в новой физике», произнесённой 3 марта 1918 года в Московском математическом обществе, Жуковский, в частности, сказал:

Жуковский поддержал деятельность Н. П. Кастерина по выводу уравнений Максвелла в классической форме. Жуковский упомянул доклад Кастерина, представленный в Петроградскую Академию наук, об анализе опытов Бехерера над полётом β-частиц, выделяющихся из радия, и их несоответствие формуле Эйнштейна. Жуковский предположил в этой речи, что механику эфира можно построить на основе классических представлений, используя аналогию трубок Фарадея с вихрями несжимаемой жидкости.

Жуковский Николай Егорович

Текущие проекты

Стоит отметить, что при этом ученый уделял большое внимание различным текущим проектам. Например, в конце XIX века изучал причины аварии, случившейся на столичном водопроводе

По результатам этого исследования им был сделан подробный отчет на собрании инженеров и ученых в Политехническом обществе. В частности, он был посвящен явлению гидравлического удара. Жуковский вскрыл все его механизмы, вывел формулы, которые связывали давление, скорость течения, плотность с зависимостью от радиуса трубы, а также были рассмотрены разные варианты в зависимости от расстояния и времени рассматриваемого сечения, выбранных координат.

В 1898 году принял участие в Съезде отечественных естествоиспытателей и врачей, на котором прочитал обзорный доклад под названием «О воздухоплавании». В том же году им были разработаны экономичные принципы горизонтального полета. Герой нашей статьи подробно описал их в своем исследовании «О крылатых пропеллерах».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector