Эсминец zumwalt
Содержание:
- История немецкого флага
- Необходимая замена
- Семь миллиардов, Карл!
- Примечания
- Размеры и работа двигателей
- Тактико-технические характеристики
- История
- Дорогой Zumwalt
- Sea Jet
- СИСТЕМЫ РАЗВЕДКИ И БОЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
- Концепция малозаметных кораблей
- Плохо проработанный облик эсминца
- Силовая установка
- Деревянный конь борозды не портит?
- DDG-1000 «ЗАМВОЛТ» – ЭСМИНЕЦ XXI ВЕКА
- Что тебе снится, крейсер?
- Ранние ошибки программы
- Без задач и оружия
- Антология проблем
История немецкого флага
Все знают, как выглядит флаг Германии. Это идущие подряд три полосы – чёрная, алая и золотая (перечисление цветов сверху вниз). Он был принят в 8 мая 1949 года. Решение принял Парламентский совет, который собрался в Бонне. На следующий день на территории республики впервые за последние 16 лет над зданием, где проходили все государственно важные собрания, был поднят чёрно-красно-золотой флаг. Спустя довольно долгое время, в 1996-м году, было принято решение о том, что федеральный триколор можно использовать и вертикально. Таким образом, слева шла чёрная полоса, посередине – алая, а справа – золотая.
Необходимая замена
Однако Zumwalt, несмотря на ограниченное серийное количество и снижение боевых возможностей, ещё может пригодиться ВМС США, уверены эксперты USNI. Корабли этого класса должны взять на себя командную роль вместо устаревших десантных кораблей класса Blue Ridge, полагают эксперты.
«Не считая парусного фрегата USS Constitution, класс штабных кораблей десантных сил — старейший в ВМС США, однако его включили в программу продления срока эксплуатации до 2039 года. Таким образом, на момент списания им будет почти 70 лет. Даже при гарантии технического обслуживания, ремонта и модернизации (несмотря на постоянные проблемы с техническим обслуживанием флота) вряд ли хоть один из кораблей этого класса будет готов к коротким и продолжительным боевым действиям в середине 2030-х годов», — отмечают в USNI.
- Командный корабль класса Blue Ridge
- Reuters
Юрий Кнутов считает, что предложение Института ВМС США превратить миноносцы в командные пункты связано с тем, что Пентагон пытается найти кораблям проекта Zumwalt хоть какое-то применение.
«Это более-менее оправданно, потому что, как правило, флагманский корабль всегда прикрыт другими боевыми судами. Соответственно, он хорошо защищён, и, таким образом, все его минусы будут компенсироваться за счёт противовоздушной, противоракетной и противоторпедной обороны», — считает эксперт.
Этот проект должен был опережать другие современные миноносцы с точки зрения количества крылатых ракет на борту, мощности вооружения и малозаметности, однако ни с одной из этих задач он не справляется, добавил Кнутов.
«По причине того, что всё ломается и постоянно выходит из строя, его опасно выпускать в море для проведения каких-либо военных операций. Ведь если кто-нибудь потопит Zumwalt, то разразится скандал, поскольку этот корабль стоит больше, чем авианосец. Это будет колоссальным ударом по престижу США. Поэтому они пытаются найти ему такое применение, чтобы он не участвовал в боевых действиях, но в то же время можно было бы показать, что он нужен флоту. На самом деле, этот новый боевой корабль оказался хуже, чем любые ныне существующие», — заключил эксперт.
Семь миллиардов, Карл!
Еще в мае 2016 года автор блога «Великая Русь» Mikle1 предупреждал, что толку от нового американского «утюга» не будет.
«Утюг — мореходность отвратительная, днище не имеет противоминной защиты, бронирование отсутствует как таковое. Рубка, вы не поверите, пробивается из Макарова. По некоторым данным, она вообще деревянная. То есть, она еще и горит», — писал блогер.
«Американский «утюг» Zumwalt снова поломался. Теперь он, обесточенный, застрял в Панамском канале, — отреагировал Mikle1 на последние новости о злополучном эсминце. — Да, вы все правильно поняли: «самый-самый» высокотехнологичный эсминец флота США Zumwalt в очередной раз подвел ожидания адмиралов. Впрочем, разработчиков это волнует меньше всего, ведь свои 7 (семь, Карл!) миллиардов долларов за «тушку» они уже получили. Какая-то троянская лошадь, а не эскадренный миноносец. И да, он деревянный».
Примечания
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 апреля 2010.
- Andrew Tarantola. (англ.). Gizmodo (29 October 2013). Дата обращения: 12 декабря 2017.
- .
- Потери в Ираке // «Зарубежное военное обозрение» : журнал. — 2008. — № 8. — С. 76.
- David Sharp. (англ.). Associated Press (7 December 2015). Дата обращения: 9 декабря 2015.
- . Центр анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) (23 мая 2016). Дата обращения: 23 мая 2016.
- (англ.). USNI News (6 April 2016). Дата обращения: 27 ноября 2016.
- Алексей Веларов. . Life.ru (2 ноября 2017). Дата обращения: 23 ноября 2017.
- (англ.). GE Fanuc Intelligent Platforms (25 July 2007).
- ↑ . Взгляд. Дата обращения: 25 ноября 2016.
- ↑
- ↑
- . zonwar.ru. Дата обращения: 23 ноября 2016.
- Tony DiGiulian. (англ.). NavWeaps.com. Дата обращения: 27 ноября 2016.
- (англ.). Defense News. Дата обращения: 27 ноября 2016.
- (англ.).
- John Pike. (англ.). www.globalsecurity.org. Дата обращения: 24 ноября 2016.
- ↑ Олег Капцов. . информационный портал «Армейский вестник» (21 мая 2014). Дата обращения: 15 октября 2016.
- Bryant Jordan. (англ.) (недоступная ссылка). Defensetech (11 April 2016). Дата обращения: 14 октября 2016.
- Sam LaGrone. (англ.). USNI News. U.S. Naval Institute (22 November 2016). Дата обращения: 22 ноября 2016.
- (исп.). Panamá: Agencia EFE (23 de noviembre de 2016).
- Sean Gallagher. (англ.). Ars Technica (13 December 2016). Дата обращения: 13 декабря 2016.
Размеры и работа двигателей
Сам тип по истине считается одним из самых опасных эсминцев мира. Если неприятель увидит на горизонте «Зумвальт», то на вряд ли он перепутает его с другим эсминцем, так как размеры поистине поражают. В длину все представители типа растянулись на 183 метра, а в ширину 24,6. Его полное водоизмещение достигает 15 тысяч тонн. Если не брать в расчет авианосцы, то «Zumwalt» – самый большой боевой корабль в мире. К тому же он способен нести на себе вертолет и беспилотники, что роднит его с наводными аэродромами. Его корпус толщиной с один дюйм состоит из композитных материалов, что примечательно на всей его площади «выглядывает» минимальное количество антенн, что дает ему лучшую маскировку. А с точки зрения радиообнаружения, то здесь конструкторы тоже решили этот вопрос более творческим путем, а именно они понизили контакт самих винтов и корпуса, что создает меньшие шумы. Также броня корабля предусматривает защиты самых важных внутренних технических элементов специальной кевларовой броней.
Что касается самого двигателя, звук которого старались замаскировать конструкторы, то здесь мы не увидим ядерного реактора, как на других современных видах техники США. Он заменен на дизельно-газовый турбинный двигатель, а сам движитель корабля электрический, что также сокращает количество издаваемого шума. Выдаваемая мощность составляет 78 МВт, а его скорость – 30 узлов. «Зумвальт» крайне автоматизирован и благодаря этому на корабле предусмотрено сокращение команды и увеличение полезного пространства. На судне одновременно могут трудиться 148 человек.
Тактико-технические характеристики
История
Головной корабль серии — DDG-1000, как уже отмечалось, назван в честь адмирала Замволта, который является самым молодым в истории американских ВМС начальником штаба. Второй корпус — DDG-1001 — получит название «Майкл Монсур». К его строительству приступили в 2010 году, церемония закладки состоялась в 2012-м, спуск на воду запланирован на 2014-й, а передача ВМС произойдет в 2016 году.
16 апреля 2012 года было объявлено, что третий ЭМ УРО — DDG-1002 — будет назван в честь 36-го президента США Линдона Джонсона. Его строительство началось 4 апреля 2012 года, спуск на воду должен состояться в 2016-м, а ввод в боевой состав флота намечен на 2018-й.
Все три корабля строятся на судоверфи компании «Дженерал дайнэмикс» -«Бат айрон уоркс» (г. Бат, штат Мэн). Некоторые их секции изготавливаются на судоверфи «Инголс Шипбилдинг» и доставляются на первую. «Рейтеон» -подрядчик на изготовление боевых информационно-управляющих систем.
В сентябре 2011 года компания «Дженерал дайнэмикс» выиграла контракт на строительство второго и третьего кораблей серии, а церемония закладки ЭМ УРО «Замволт» (DDG-1000) состоялась через два месяца — 17 ноября.
Первый корпус был спущен на воду для достройки 28 октября 2013 года, а ввод его в состав ВМС намечен на вторую половину 2014-го. После проведения испытаний в конце 2016 года корабль должен достичь уровня начальной оперативной готовности.
По замыслам американского военного руководства, ЭМ УРО типа «Замволт» будет задействован в составе АУГ, АДГ и КУГ.
В конце ноября 2016 года, во время своего первого похода, у корабля при прохождении Панамского канала вышла из строя силовая установка, которая обеспечивала подачу электроэнергии для двигателя, а также навигационной системы и вооружений корабля. Эсминец USS Zumwalt был отбуксирован в порт PSA International terminal, где до 1999 года располагалась крупнейшая в регионе американская военно-морская база Родман. После ремонта он должен будет вернутся в порт приписки — Сан-Диего.
Дорогой Zumwalt
Головной корабль проекта, эскадренный миноносец USS Zumwalt (DDG-1000), вынужден был дважды проходить официальную приёмку. Корабль был заложен в 2011 году, в 2013-м его спустили на воду. В 2016 году DDG-1000 был введён в строй, но после начала нового этапа испытаний вскрылось множество серьёзных технических проблем. В итоге после многолетних испытаний USS Zumwalt был официально принят на вооружение ВМС США в Сан-Диего 24 апреля 2020 года.
Второй корабль класса Zumwalt, заложенный в 2013 году USS Michael Monsoor, сейчас также находится в Сан-Диего, где проходит активацию боевых систем. Третий эсминец — Lyndon B. Johnson — строится на верфях General Dynamics в штате Мэн.
- Эскадренный миноносец класса Zumwalt
- AFP
Скромное количество серийных кораблей этого проекта объясняется кардинальным пересмотром плана их производства. Когда проект был одобрен в начале 1990-х годов, Пентагон рассчитывал получить 32 корабля класса Zumwalt. Однако затем заказ был сокращён до 24 единиц, а в середине 2000-х Минобороны США сократило план производства до семи единиц. В 2010 году после очередного сокращения программа Zumwalt была урезана до трёх кораблей.
Также по теме
Мечтатели из Пентагона: как армия США впустую потратила $58 млрд на оружие будущего
Заместитель министра обороны США Фрэнк Кендалл опубликовал отчёт, согласно которому Пентагон c начала 90-х годов потратил около $58…
Сделано это было главным образом из-за чрезвычайно высокой стоимости проекта. По данным USNI, стоимость строительства одного корабля увеличилась с $1,4 млрд до $4 млрд. По состоянию на 2017 финансовый год расходы на три эскадренных миноносца оценивались в $12,73 млрд (в 2009 году — $8,9 млрд), а общие инвестиции в программу Zumwalt составили $22,5 млрд.
Противоречивый характер проекта признают и авторы публикации USNI.
«Непростая история разработки кораблей типа Zumwalt и их интеграции в состав флота США освещалась весьма обширно. Изначально в 1990-х планировалось построить 32 корабля для осуществления надводной огневой поддержки, однако с тех пор число кораблей этого типа сократили до трёх, а их передовые артиллерийские установки были выведены из эксплуатации из-за чрезвычайно высокой стоимости боеприпасов», — отмечают эксперты.
Однако, по мнению военного аналитика Дмитрия Литовкина, один или два корабля такого класса не могут решить возлагаемые на них задачи.
«Данный проект потерпел неудачу, потому что эти корабли в своё время не смогли показать нужного результата. Соответственно, средства перенаправили на другие проекты. У США много денег, поэтому они запросто могут их потратить на любые свои капризы и, соответственно, переоборудовать данный проект в командные корабли», — рассказал эксперт в разговоре с RT.
Sea Jet
В программу разработки перспективного эсминца входило создание его масштабной 50 метровой самоходной модели демонстратора AESD водоизмещением 120 тонн, получившего название Sea Jet. Весь проект создания демонстратора финансировался центром Военно-морских исследований ONR. 24 августа 2005г в городе Бэйвью на озере Lake Pend Oreille, состоялась официальная церемония по началу испытательных работ. Sea Jet оборудован дизельгенераторами и аккумуляторами для бесшумного хода во время акустических замеров, имеет два гребных электродвигателя. Скорость полного хода на дизелях 8 узлов, а на аккумуляторах 16. В качестве движителей в разный период проходили испытания сразу два разных винто-рулевых комплекса, сперва стояли маневренные и экономичные водометы AWJ-21 предназначенные для улучшения маневренности корабля на мелководье и улучшения акустической скрытности, а позже были установлены новейшие винторулевые колонки с электродвигателями на постоянных магнитах. RIMJET разработка General Dynamics Electric Boat, где использован погружной электродвигатель-винт со статором в кольцевой насадке и ротором размещенным на концах лопастей винта, по утверждению GD Electric Boat такой вариант обладает большим крутящим моментом на низких оборотах, лучшим КПД винта за счет небольшого сердечника, меньших размеров и массы всей колонки, высоким порогом кавитации за счет работы винта на низких оборотах и препятствию образованию вихревых потоков с помощью кольцевой насадки. Однако модель послужила не только для испытаний в области электродвижения, а и в измерении физических полей, для этого алюминиевая надстройка модели была заменена на надстройку аналогичную по форме и размерам, но из радиопоглощающих композитных материалов.
СИСТЕМЫ РАЗВЕДКИ И БОЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
Практически все описанное выше оружие не представляет собой ничего принципиально нового, за исключением некоторых образцов перспективных ракет. В чем же тогда состоит боевое преимущество «эсминца будущего» над обычными надводными кораблями? Ответ становится очевиден при рассмотрении электроники «Замволта».
Тактико-технические характеристики эсминцев DDG-1000 «Замволт» |
|
Водоизмещение |
14564 т |
Длина |
180 м |
Ширина |
24,6 т |
Осадка |
8,4 т |
Бронирование |
Защита пусковых ячеек |
Силовая установка |
2хГТУ Rolls Royce Marine Trent-30 мощностью 78 МвТ (105000 л.с.) |
Скорость |
30 узлов (55,56 км/ч) |
Экипаж |
148 человек |
Вооружение: |
|
Ракетное |
УВП Mk.57 4х20 ячеек |
Артиллерия главного калибра |
2х155-мм АУ AGS |
Артиллерия ближнего боя |
2х57-мм АУ Mk.110 4х12,7-мм пулеметных установки |
Авиагруппа |
1-2 противолодочных вертолета, несколько БЛА |
Электроника |
Многофункциональная РЛС AN/SPY-3 Система борьбы с подводным противником IUSW |
Огромным преимуществом DDG-1000 является его многофункциональный радар AN/SPY-3. Впервые на американском боевом корабле будет установлена РЛС с активной фазированной антенной решеткой – шесть плоских фазированных решеток, обеспечивающие трехмерный обзор воздушной и надводной обстановки в диапазоне азимутов 360° вокруг эсминца.
Но в полной мере преимущества AN/SPY-3 проявляются при ведении боя управляемыми ракетами. Дело в том, что все современные корабли, даже оснащенные БИУС «Иджис», способны одновременно обстреливать лишь ограниченное количество целей, так как каждая выпущенная ракета нуждается в отдельном сигнале от радара подсветки цели. На эсминце типа «Орли Берк» имеется три таких радара, на крейсере «Тикондерога» — четыре, на крейсере пр. 1164 «Атлант» — всего один. Одновременно в воздухе может находиться не больше ракет, чем имеется радаров подсветки цели на корабле.
«Замволт», оснащенный новейшим радаром с фазированными антенными решетками AN/SPY-3, свободен от указанных ограничений. Активные фазированные решетки AN/SPY-3 состоят из тысяч излучающих элементов, сгруппированных в несколько сотен приёмопередающих модулей. Каждый такой модуль позволяет сформировать узконаправленный луч для исследования определенного квадранта пространства. Радар «Замволта» эквивалентен сотням обычных радаров, а возможности вычислительных систем превышают все возможные потребности. Таким образом, «Замволт» может одновременно обстреливать сотни воздушных целей, баллистических и крылатых ракет, выпуская свои ракеты, как из пулемета.
Кроме функций обзора, сопровождения и распознавания целей, активные фазированные решетки AN/SPY-3 предназначены для непосредственного управления оружием корабля: программирования автопилотов ракетных систем, подсветки целей для полуактивных головок самонаведения зенитных ракет «Стандарт-2» и ESSM, управления артиллерийским огнем.
Также AN/SPY-3 способен выполнять функции навигационного радара, автоматически сканировать морскую поверхность в поисках плавающих мин и перископов подводных лодок, вести контрбатарейную борьбу и радиоэлектронную разведку.
Одна многофункциональная РЛС AN/SPY-3 сможет заменить сразу несколько типов радаров, применяемых сегодня на кораблях ВМС США, в том числе:
- радар освещения воздушной обстановки AN/SPY-1 системы «Иджис»,
- РЛС подсветки цели AN/SPG-62,
- навигационный радар AN/SPS-67,
- РЛС управления артиллерийской стрельбой AN/SPQ-9.
При массе преимуществ у AN/SPY-3 имеется единственный недостаток – чрезвычайно высокая стоимость.
Так как DD-1000 придется действовать в прибрежных зонах, где особую опасность представляют мины и дизель-электрические ПЛ, то для противодействия этому разработаны новые технологии по программе IUSW-21 (Integrated Undersea Warfare), т.е. «Замволт» будет первым американским кораблем, специально спроектированным и оснащенным для борьбы с подводным противником в прибрежной зоне. Система IUSW объединяет две группы сонаров: высокочастотные сонары предназначены для уклонения от морских мин, а среднечастотные (AN/SQQ-90) – для обнаружения и борьбы с подводными лодками, а также защиты от торпедных атак.
Система сонаров «Замволта» в лучшей степени, чем сонары эсминца «Орли Берк», приспособлена для действий не мелководье, но уступает последним по эффективности в глубоководных районах.
«Общая вычислительная корабельная среда» «Замволта» включает 16 одноплатных компьютеров под управлением Unix-подобной системы LynxOS (разработки компании LynuxWorks), помещенных в высокопрочные контейнеры, защищенные от ударов, вибраций и электромагнитных полей.
Концепция малозаметных кораблей
Лишний раз напоминать обо всех инновациях «Замволта» смысла, пожалуй, нет. Отметим лишь, что в основе концепции лежит уменьшение заметности. Специфическая форма корпуса позволяет скрывать его от обнаружения радиолокационными станциями. Согласно оценкам, эсминец имеет средства малозаметности, уменьшающие его эффективную площадь рассеяния примерно в 50 раз в сравнении с другими боевыми кораблями и морскими судами похожих размеров.
Казалось бы — достижение колоссальное. Но. Ни один корабль нельзя рассматривать в качестве «супергероя». Это не одинокий боец, а часть военно-морской составляющей, куда входят корабли самых разных типов. Пожалуй, лучший пример — это авианосная ударная группа или АУГ. В нее, как известно, входят авианосец (или авианосцы), крейсера, эсминцы, атомные подлодки, фрегаты и другие корабли и суда. АУГ флота США, например, может в себя включать один авианосец, до десяти кораблей охранения (крейсера, эскадренные миноносцы, фрегаты, подлодки) и суда обеспечения.
Представим, что американцам и впрямь удалось сделать максимально малозаметный крейсер и эсминец, а также произвести десятки таких кораблей. Что дальше? Сделать авианосную ударную группу малозаметной не получилось бы, в принципе. Это гигантская шумная «махина», главным достоинствам которой является не малозаметность, а тактический ударный потенциал в сумме с очень мощной противовоздушной обороной. Кстати, пока что этого вполне достаточно. И будет хватать, как уже говорилось, вплоть до появления у Китая нескольких АУГ.
При этом никто не говорит о том, что палубным самолетам малозаметность не нужна. Для них это как раз едва ли не ключевой показатель: в нынешних-то условиях скачкообразного развития возможностей ракет средней дальности класса «воздух-воздух» и ЗРК. Но это уже совсем другой разговор, не имеющий прямого отношения к «Замволту».
Плохо проработанный облик эсминца
Вышеперечисленные проблемы заставили американцев «метаться» из стороны в сторону: куда пристроить три очень больших и очень дорогих корабля? Площадка для запуска крылатых ракет? Их у эсминца и впрямь может быть много — до 80 штук. Но у ВМС США нет недостатка в носителях тактического ударного вооружения. Достаточно сказать, что каждая из переоборудованных подлодок «Огайо» может нести до 154 крылатых ракет.
Осенью 2018 года стало известно, ВМС США все же нашли для «Замволта» задачу — уничтожение кораблей вдали от побережья. Для этого американские военные намерены немного изменить номенклатуру вооружений, включив в нее противокорабельные версии крылатых ракет Tomahawk и зенитные ракеты SM-6 для защиты от атак с воздуха.
Де-факто это означает, что корабль оказался просто не нужен: очень сложно себе представить удары Zumwalt-а по надводным соединениям вероятного противника. Здесь нужно учесть колоссальный потенциал палубной авиации США, при котором такое решение, скорее всего, вообще никогда не понадобится. Напомним, что американские военные уже начали получать авиационные противокорабельные ракеты AGM-158 LRASM: их будут применять как флот, так и военно-воздушные силы.
При этом есть очень серьезные вопросы к артиллерийской установке. В прошлом году стало известно, что ВМС США не будут закупать новые боеприпасы для эсминцев «Замволт». Дело в том, что стоимость одного управляемого снаряда LRLAP для его орудия превысила один миллион долларов: иными словами, приблизилась к цене ракеты «Томагавк». Про рельсотрон, которым хотели вооружить корабль, вспоминать тем более не хочется: от него уже давно отказались.
Суммируя все вышесказанное, нельзя исключать, что эсминцы «Замволт» ждет судьба атомных ракетных крейсеров типа «Вирджиния», которые американцы списали гораздо раньше предполагаемого срока.
//
Силовая установка
Электрическая энергия, необходимая для работы бортового оборудования «эсминцев 21 века», вырабатывается двумя генераторами Curtiss-Wright, которые подключены к газотурбинным двигателям Rolls-Royce MT30. Мощность каждого из них составляет 47 500 л.с. (35,4 МВт). Кроме того, в состав силовой установки входят два вспомогательных турбогенератора Rolls-Royce RR4500 мощностью по 3,8 МВт
Схема боевого информационного центра USS Zumwalt.
Гребные винты приводятся во вращение асинхронными электродвигателями AIM, изготовленными компанией Converteam. Первоначально предполагалось использовать более «тихие» и лёгкие синхронные моторы с постоянными магнитами DRS Technologies.
Деревянный конь борозды не портит?
«На первый взгляд «Замволт» похож на покрытые броней американские мониторы 19-го века, от которых ядра отскакивали как от стенки горох. Но это обманчивое впечатление. Снаружи у него вовсе не броня», — предупреждает блогер schulz в статье «Американская вундервафля — плавающий утюг Zumvalt».
«Наберите в грудь воздуха, как говорит Задорнов, — советует эксперт. — Эта огромная надстройка над палубой — она большей частью деревянная. Для легкости. Потому что иначе он бы перевернулся вверх килем. Они еще там пишут, что пробовали пенопласт, но он их не устроил из-за плохой огнестойкости. Серьезно! Зато их устроила бальса — сорт очень мягкой и легкой южноамериканской древесины. Уверяют, что она плохо горит. Еще мудрые инки из нее выдалбливали свои каноэ! А теперь вот и американцы линкор 21-го века из бальсы сварганили».
По словам блогера, выглядит это просто смешно, а на практике совершенно бессмысленно.
«Господа, вы же делаете не яхту, а боевой корабль. Но эта /ерунда/ не держит даже пули, а что с ней будет при попадании не самой мощной противокорабельной ракеты хотя бы с 200 кг тротила, даже представить смешно», — пишет эксперт.
«Зато из бальсы Тур Хейердал свой «Кон-Тики» построил», — пошутил один из блогеров.
DDG-1000 «ЗАМВОЛТ» – ЭСМИНЕЦ XXI ВЕКА
Эсминец «Замволт» появился из проекта более крупного корабля будущего – DD-21, который начал разрабатываться США в 90-х гг. прошлого века, но по финансовым причинам так и не был реализован в полной мере.
В 2011 г. был заложен первый эсминец серии DDG-1000 «Замволт». Эти многофункциональные корабли предназначены, в первую очередь, для выполнения широкого круга задач в прибрежной зоне: от огневой поддержки частей морской пехоты и других наземных сил (ранее эту функцию выполняли ныне выведенные из состава флота линкоры типа «Айова»), противовоздушной и противоракетной обороны до эвакуации гражданского населения и обеспечения дипломатических миссий. При разработке эсминца акцент был сделан на возможности по завоеванию господства в прибрежной морской зоне, противовоздушной обороне и нанесению ударов по сухопутным объектам. Являясь составной частью комбинированных экспедиционных сил, эсминцы «Замволт» будут осуществлять передовое присутствие и «проекцию силы» США в любой точке земного шара.
После ввода в строй «Замволт» должен стать одним из самых эффективных боевых надводных кораблей в мире. В чем же заключаются те отличия, которые делают его «кораблем будущего»?
Обширная вертолетная площадка занимает всю заднюю половину корабля |
Прежде всего, при конструировании DDG-1000 во главу угла была поставлено максимальное снижение радиолокационной заметности. Это достигается рядом инженерных решений: максимально гладкая палуба без лишних деталей, «рубленый» корпус с пирамидальной надстройкой из композитных радиопоглащающих материалов, параллельность всех линий. Особая конструкция выхлопной системы и полный отказ от мачт также снижают заметность корабля в радиолокационном и инфракрасном спектрах. Корпус DDG-1000 имеет очертания, характерные для кораблей начала XX столетия: заваленные внутрь борт и необычный нос-волнорез. Это сделано для того, чтобы радиоволны, попадая на корпус корабля, отражались в небо, а не на воду. В результате эффективная площадь рассеяния эсминца при облучении радаром снизилась до уровня ЭПР рыбацкой шхуны. Таким образом, «Замволт» становится в значительной степени «невидимым» для современных средств радиоэлектронной разведки.
Отдельно следует остановиться на архитектуре надстройки, которая несет в себе ряд новшеств. Надстройка выполнена без выступающих частей. При этом в нее интегрированы все излучатели радаров и антенны связи. Вращающиеся части полностью отсутствуют.
Единая общекорабельная компьютерная сеть будет связывать все узлы и системы эсминца, обеспечивая управление кораблем, оружием, техническим обслуживанием и т.д. При этом DDG-1000 спроектирован по принципу «открытой архитектуры». На «Замволте» впервые применена так называемая «общая вычислительная корабельная среда», которая представляет собой практическую реализацию «Стратегии открытой архитектуры ВМС США». Последняя позволит ВМС США в будущем полностью перевести свои корабли на использование стандартизированного программного обеспечения, которое станет, вне зависимости от применяемого компьютерного «железа», универсальной базой для управления любым кораблем.
Продуманная интеграция корабельных систем, дальнейшая автоматизация и максимальное упрощение управления позволили сократить экипаж корабля до 148 человек – примерно вдвое меньше, чем на эсминце предыдущего поколения «Орли Берк».
Что тебе снится, крейсер?
«В итоге имеем супердорогой большой утюг, излучающий всеми своими антеннами сигнал «стреляйте в меня», не имеющий эффективных средств ПВО и несущий старые крылатые ракеты в качестве основного вооружения», — пишет о «Замволте» Mikle1.
А вот еще шутки про незадачливую «вундервафлю»:
Для справки: «вундервафлей» презрительно называют военную технику, претендующую на новаторство, но обычно не проработанную или проработанную очень плохо. Слово пошло от немецкого «вундерваффе» (Wunderwaffe) — термин, введенный в оборот министерством пропаганды нацисткой Германии в качестве названия для «чудо-оружия» Третьего рейха.
Ранние ошибки программы
Конечно, политические изменения нельзя однозначно отнести к недостаткам конкретного типа военной техники. Однако в нашем случае именно усиление глобальной роли США оказало решающий эффект. Напомним, что новый эсминец появился в рамках программы SC-21 (Surface Combatant for the 21st century), подразумевавшей поставку флоту целого ряда надводных кораблей-«невидимок» нового поколения. Сюда же входил перспективный крейсер CG(X), от которого отказались совсем. Удивительней всего то, что столь масштабная программа появилась в 1994 году, уже после холодной войны. И задумывалась как орудие новой политики. Говоря простым языком, в идеале SC-21 должна была быть экономичной, но не стала ею.
Сейчас в это сложно поверить, но сначала военные хотели получить 32 новейших эсминца, сделав Zumwalt одной из рабочих лошадок ВМС США. Потом это число уменьшили до 24, потом до семи, а в конечном итоге и вовсе до трех единиц. То есть, всего три корабля типа «Зумволт»: головной — USS Zumwalt, USS Michael Monsoor и USS Lyndon B. Johnson. Последний спустили на воду в 2017 году.
При этом только на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по состоянию на 2016 год США потратили около пяти миллиардов долларов, а стоимость всей программы еще в далеком 2015 году оценивали в 22 миллиарда долларов США. Цена одного корабля при столь малой партии превысила фантастические четыре миллиарда долларов: мягко скажем, сомнительный результат за такие деньги. Не будем сейчас детально разбирать техническую начинку «Замволта», однако и так понятно, что три эсминца не смогут принципиально повысить боевой потенциал ВМС США. А вот стать проблемой в эксплуатации — смогут.
Таким образом, можно с уверенностью говорить, что программа SC-21 не вписалась в новую политику американцев. Так как сначала США переоценивали внешние угрозы, а потом — недооценивали их. Возможно, появись она сейчас, когда китайцы начали резко усиливать свои морские силы, судьба программы была бы другой.
Без задач и оружия
Проблемы с реализацией проекта эсминцев класса Zumwalt начались практически сразу. Сначала из-за чрезвычайно высокой стоимости многих материалов пришлось отказаться от композитной надстройки кораблей — их пришлось изготавливать из обычной корабельной стали.
После этого на корабли не удалось установить перспективные вооружения. Так, противоречивые результаты продемонстрировал проект 155-мм артиллерийской установки Advanced Gun System (AGS). Для стрельбы из этой пушки по береговым целям был создан специальный управляемый дальнобойный снаряд LRLAP (Long Range Land Attack Projectiles), однако Пентагон отпугнула высокая стоимость боеприпаса (около $800 тыс.) и показатели дальности, которые не соответствовали прописанным в техническом задании.
- Эскадренный миноносец класса Zumwalt
- AFP
В итоге Минобороны США отказалось от закупок LRLAP, и в ноябре 2018 года командование американских ВМС изменило концепцию боевого применения кораблей класса Zumwalt — новейшим эсминцам было запрещено действовать в прибрежной зоне, поддерживая наступающие сухопутные силы.
По мнению военного эксперта Юрия Кнутова, данный проект потерпел неудачу, потому что технологический уровень не позволил решить все конструкторские задачи на том уровне, на котором они были заложены на этапе проектирования.
Антология проблем
«Солдаты поднялись на край бруствера, но не обнаружили врага…» Ввиду отсутствия в ближайшие десятилетия сколько-нибудь равного соперника, ВМС США свернули программу по созданию эсминцев следующего поколения.
Ввиду того, что проект находился в высокой стадии готовности, было решено построить ограниченную серию из трёх эсминцев, т.е. по американским меркам даже не приступали к строительству. Следующим шагом стало сокращение функционала. Если “Замволты” не являются заменой для всей флотилии эсминцев, можно отказаться от ряда дорогостоящих систем. “Корабли будущего” лишились трех решеток РЛС общего обзора, — задачи зональной ПВО/ПРО возложены на десятки других эсминцев с комплексом “Иджис”.
Далее возник вопрос: что делать с “белыми слонами”? Как отмечалось выше, это не просто эксперимент. “Замволты” — полноценные боевые единицы. Из-за отсутствия РЛС дальнего обзора, они не вписывались в классические АУГ. С другой стороны, малая заметность, сочетание ракетно-пушечного вооружения и серьезные оборонительные возможности (многофункциональный радар с АФАР + высокоманевренные зенитные ракеты ESSM малой и средней дальности) делали “Замволт” подходящим для одиночных действий у побережья противника. Огневая поддержка подразделений армии и КМП, ведущих бой в прибрежной полосе, неожиданные ракетно-пушечные удары по целям на побережье.
Отказ от высокоточных артиллерийских боеприпасов типа LRLAP повлек за собой новые изменения в концепции.
155-мм корабельные пушки Advanced Gun Systems (AGS) стали настоящей катастрофой. Американцы немыслимым образом извратили идею корабельной артиллерии. Хотя в самой идее было рациональное зерно. Артиллерия имеет свою область применения, в которой превосходит по эффективности любые другие средства. Из преимуществ: полная невосприимчивость к погодным условиям, средствам ПВО и РЭБ, высокая плотность огня — огонь крейсера времен ВМВ был сопоставим по плотности с авиакрылом современного авианосца, высочайшее время реакции, ничтожная стоимость арт. боеприпасов — обычная “болванка” в 1000 раз дешевле крылатой ракеты.
Автоматическая пушка Mk.71 калибра 203 мм — апофеоз развития корабельной артиллерии. Испытания на эсминце “Халл“ (1975 г.)
«Замволт» не имеет ничего подобного. Его великолепные пушки законсервированы, до появления приемлемого боеприпаса, отвечающего требованиям практичности и экономической оправданности применения. Концепция AGS изначально была ошибочна: артиллерии не нужно соперничать с ракетами, устанавливая рекорды в дальности и точности стрельбы.
В настоящее время “Замволты” примеряют на себя роль “истребителей” вражеских эскадр в морском бою. По расчетам адмиралов, меньшая заметность позволит им скрытно выходить на дистанцию пуска ПКР и первыми наносить удар.
Основным противокорабельным оружием должна стать зенитная ракета RIM-174 ERAM (SM-6), способная поражать загоризонтные воздушные и морские цели. По официальным данным, дальность пуска по надводной цели может достигать 268 миль. Относительная слабость боевой части (64 кг) компенсируется малым временем реакции и высокой скоростью полета 3,5М по квазибаллистической траектории. Ракета принята на вооружение в 2013 году. В военный бюджет на 2019 год заложена сумма в размере 89,7 млн. долларов на адаптацию “Замволта” под ракеты SM-6.
О применении с борта “Замволта” другой перспективной разработки, противокорабельной ракеты AGM-158C LRASM с мультиспектральной ГСН, новыми алгоритмами атаки и дальностью пуска свыше 300 миль, речи пока не идет. Испытания AGM-158 находятся в стадии завершения, по официальным данным, её принятие на вооружение ожидается в 2018-2019 гг.
Смена приоритетов происходит только на бумаге. Современный боевой корабль класса “эсминец”, обладающий водоизмещением >10 тыс. тонн, достаточно универсален для борьбы с любым подводным, надводным, воздушным и наземным противником.
Но сам факт поиска подходящих задач для построенных кораблей неопровержимо свидетельствует о просчетах их создателей. Главной ошибкой является избыточность самих ВМС США, оперирующих флотом из 90 крейсеров и эсминцев. На этом фоне янки, естественно, не могут понять, зачем построили к этой армаде еще три “нестандартных” корабля.