Крейсера проекта 1144 «орлан»

Содержание

Дополнительное вооружение

Общекорабельные средства противодействия включают в себя две спаренные 150-мм ПУ ПК-16 (комплекса выстреливаемых помех), противоэлектронных ловушек, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором. Крейсер имеет также три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полётами вертолётов и систему опознавания «свой-чужой».

Взлётная палуба на корме крейсера «Калинин». Видны открытые двери ангара и палубные вертолёты Ка-25 и Ка-27

На каждом крейсере проекта 1144 базируются два тяжелых многоцелевых вертолёта Ка-27 в модификации РЛД и ПЛ. Вертолёты используются в противолодочном варианте и в качестве ретранслятора-корректировщика полёта ПКР «Гранит». Экипаж вертолёта — 3 человека (лётчик, штурман и оператор гидроакустической станции). Максимальная взлётная масса — 11 т, продолжительность полёта — 4,5 часа, потолок — 4300 м, максимальная скорость — 270 км/ч, дальность полёта — 800 км. Вертолёты могут иметь противолодочные ракеты АПР-2Е (диаметр — 350 мм, длина — 370 см) с твердотопливным ракетным двигателем, обеспечивающим под водой скорость 115 км/ч. Масса ракеты — 575 кг, б/ч — 100 кг. Под водой ракета движется по 2 мин, обследуя пространство радиусом 1500 м и определяя пеленг на цель с точностью 2°. На вооружении вертолётов — и управляемые глубинные бомбы массой 94 кг и скоростью движения 55 км/ч с активной гидроакустической системой наведения. Бортовой радиоэлектронный комплекс вертолёта Ка-27 обеспечивает полёт над морем в любую погоду, поиск и слежение за подлодками на удалении до 200 км от корабля, автоматический вывод вертолёта в точку сброса средств поражения, возврат и заход на посадку в автоматическом режиме.

Гидроакустическая система включает в себя гидролокатор с корпусной антенной (в бульбовом обтекателе) для поиска и обнаружения подводных лодок на низких и средних частотах и буксируемую автоматизированную гидроакустическую систему с антенной переменной глубины погружения (150—200 м) — на средних частотах.

Третий эшелон ПРО

Могут быть поражены цели, летящие на высоте от пяти до четырех тысяч метров. Полный боезапас «Кортиков» составляет 192 ракеты и 36 000 снарядов. В настоящий момент проект 1144, модернизация которого до сих пор не закончена, получает усовершенствованные версии этих установок.

Увы, но сегодня нет никаких сведений, будет ли производиться полная модернизация кораблей этого класса, предполагающая замену электроники на современные аналоги. Остается надеяться, что это будет сделано. Новых крейсеров этого проекта уже явно не ожидается, так что за оставшимися следует присматривать особенно внимательно.

Конструкция

Конструкция корпуса и надстройки

На корабле около 1600 помещений, среди которых 140 одно, двух- и четырёхместных кают для офицеров и мичманов, более 32 кубриков для матросов и старшин (на 8 — 34 человек в каждом), коридоры, трапы и тамбура общей длиной почти в 20 километров, более 30 душевых, две бани, одна сауна с бассейном 4 × 3 м, двухъярусный медицинский блок, где есть лазареты-изоляторы, аптека, рентген-кабинет, амбулатория, зубоврачебный кабинет и операционная. Энергетическая установка крейсера проекта 1144 теоретически могла бы обеспечивать электричеством и теплом город с населением более 150 тыс. жителей.

Основные тактико-технические элементы

Водоизмещение
  • Стандартное: 23 750 т
  • Полное: 25 860 т
Размеры
  • Длина наибольшая: 250,1 м
  • Ширина наибольшая: 28,5 м
  • Осадка наибольшая: 10,3 м
Скорость хода
  • Полная — 32 узла (59 км/ч)
  • Оперативно-экономическая крейсерская — 18 узлов (33 км/ч)
  • Автономность плавания: 60 суток
Экипаж

744 человек (в т. ч.101 офицер,130 мичманов, 513 матросов), +18 человек лётный персонал.

Энергетическая установка

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе»

Атомная энергоустановка с реакторами КН-3 (англ.)русск. (активная зона типа ВМ-16), хотя и создана на базе ледокольных реакторов типа ОК-900 (англ.)русск., имеет существенные отличия. Самое главное — в топливных сборках (изготовитель — машиностроительный завод в городе Электросталь) размещается уран с высокой степенью обогащения (около 70 %). Срок работы такой зоны до следующей перезарядки 10 — 11 лет. Реакторы двухконтурные, водо-водяные, на тепловых нейтронах. В качестве замедлителя и теплоносителя применяется вода высокой чистоты (бидистиллят), которая под большим давлением (около 200 атмосфер) циркулирует через активную зону реакторов, обеспечивая кипение второго контура, который и идёт в турбины в виде пара.

Особое внимание было уделено отработке схемы применения энергетической установки корабля, мощность на валу у которой достигла 70 тысяч л. с

Комплексно-автоматизированная АЭУ размещается в трёх отсеках и включает два атомных реактора с общей тепловой мощностью 342 МВт, два турбозубчатых агрегата (расположены в нос и в корму от реакторного отсека) и два резервных автоматизированных котла КВГ-2, установленных в турбинных отделениях. Система пароснабжения позволяет подавать пар к любой установке по любому борту. Основные параметры котлоагрегата: температура перегретого пара при давлении 66 кг/см² — 470 градусов по Цельсию, КПД котлов до 84 %, масса сухого котла 50 тонн. Паропроизводительность по 115 т/час.

Электростанция крейсера включает четыре паротурбогенератора по 3 МВт и четыре газотурбогенератора производства Пролетарского завода по 1,5 МВт, размещённых в четырёх автономных отсеках. Моторесурс каждого из них составляет до 50 тысяч часов.

Усовершенствования и доработки

Следует помнить, что второй, третий и четвертый атомные ракетные крейсеры проекта 1144 должны были строиться согласно новому, улучшенному проекту 11442. Предполагалось заменить уже успевшие устареть системы новыми видами вооружения: башенные шестиствольные 30-мм пушки заменил совершенный «Кортик». Вместо ЗРК «Оса» был установлен «Кинжал», увеличили калибр универсальной артиллерийской установки до 130 мм, противолодочный комплекс «Метель» заменил улучшенный «Водопад», были также установлены новые системы бомбометания (глубинные бомбы) и т. д.

Изначально предполагалось, что все тяжелые ракетные крейсера проекта 1144 после «Кирова» будут строиться именно по этому проекту, однако подводила промышленность: далеко не все из этих образчиков вооружения попросту успели привести к требуемому виду, а потому ставили то, что успели достроить. Так что в реальности (почти без оговорок) к проекту 11442 относится только «Петр Великий», а второй и третий корабли занимают промежуточное, переходное положение. Вот так появился проект «Орлан» (1144), модернизация кораблей которого идет и по сей день.

Оценка проекта[ [ | ]h2>

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Крейсеры проекта 1144 были первыми и последними атомными надводными ракетоносцами ВМФ СССР, первыми кораблями большого водоизмещения, построенными после длительного перерыва, и наиболее крупными военными неавианесущими кораблями, построенными каким-либо государством после Второй мировой войны. Но при несомненных достоинствах — мощном наступательном вооружении, высокой автономности и впервые применённых в советской практике ЗРК корабельного базирования большого радиуса действия, корабль, тем не менее, трудно признать полностью удачным.

Размеры и стоимость ракетного крейсера проекта 1144 очень велики, ударные же функции уступают более дешёвым подводным ракетоносцам проекта 949 и 949А «Антей». Основная функция корабля — нанесение ракетных ударов по авианосной ударной группе (АУГ) ВМС США — является выполнимой, фактически, только при согласованном внезапном нападении (например в комбинации с ударом подводных лодок по той же АУГ ВМС США). Как оружие возможного ответного удара корабль существенно уступает ПЛАРК проекта 949 и 949А из-за большей заметности для противника и большей уязвимости.

Слабым местом базового проекта была уязвимость для низколетящих дозвуковых противокорабельных ракет. Ближняя противовоздушная оборона на первых трёх крейсерах была представлена только ЗРК «Оса-М», имевшим низкую огневую производительность, сравнительно большое время реакции и неспособным действовать по целям ниже 25-60 метров. Частично это компенсировалось значительной батареей АУ АК-630, эффективность которых, однако, также не считалась достаточной.

Нечёткое определение роли корабля при проектировании вынудило конструкторов оснастить систему множеством разнообразных видов вооружения, что сделало корабли многоцелевыми, но усложнило обслуживание и создало проблемы с определением тактико-технической ниши корабля/p>

Проект «Орлан»

Тяжёлые атомные ракетные крейсеры проектов 1144 и 1144.2 (шифр «Орлан») строились в СССР и России в 1974‒1998 годах. Всего Военно-морскому флоту было сдано четыре таких корабля. Первые два («Киров» и «Адмирал Лазарев») вывели из боевого состава в 1990-е годы.

Третий корабль серии — «Адмирал Нахимов» (до 1992 года имел название «Калинин») — законсервировали в 1997 году. Летом 2013-го был подписан контракт на его капитальный ремонт с модернизацией на судостроительном заводе «Севмаш».

Обновлённый крейсер планируют сдать флоту в 2022 году. В результате модернизации он будет обладать совершенно новыми тактико-техническими характеристиками.

Алексей Рахманов
президент Объединённой судостроительной корпорации

Атомные крейсеры проектов 1144 и 1144.2 в составе российского флота

Над созданием крейсера «Пётр Великий» трудились долгих 12 лет. Он был заложен 25 апреля 1986 года на Балтийском судостроительном заводе под наименованием «Юрий Андропов» и спущен на воду спустя три года — 25 апреля 1989 года.

Вступил в состав Северного флота в 1998 году под наименованием «Пётр Великий». 18 апреля в торжественной обстановке на борту корабля был поднят Андреевский флаг.

В разные годы на борту корабля побывали президенты России Борис Ельцин, Дмитрий Медведев и Владимир Путин, а также президент Белоруссии Александр Лукашенко.

В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер своей гидроакустикой первым обнаружил место катастрофы атомной подлодки «Курск» в Баренцевом море. Затем на нём длительное время размещался штаб для оказания помощи. Также в задачи входила охрана района, обеспечение связи всех судов и координация действий. В августе 2001-го крейсер патрулировал акваторию во время подъёма лодки.

Указом президента РФ от 28 июля 2012 года «Пётр Великий» был награждён орденом Нахимова за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования. 10 января 2013 года Владимир Путин во время своего визита в Североморск лично вручил командиру крейсера орден Нахимова.

В настоящее время столь многофункциональный и разнопланово вооружённый корабль есть только у России. «Пётр Великий» прямых аналогов за рубежом никогда не имел: американские атомные крейсеры УРО (с управляемым ракетным оружием) типа Virginia Были выведены из состава флота в середине 1990-х годов в связи с высокой стоимостью и трудоёмкостью обслуживания атомных силовых установок («Вирджиния») по водоизмещению в 2,5 раза меньше. Первый в мире надводный боевой корабль с ядерной силовой установкой USS Long Beach Атомный ракетный крейсер США, выведен из состава флота в 1995 году
был также меньше в 1,5 раза Полное водоизмещение — 16 600 т.

Владимир Касатонов
командир корабля с 2000 по 2005 год, вице-адмирал

Вместо заключения

Постройка и испытания

Основная статья: Лёгкие крейсера типа «Киров» проекта 26

Корпус крейсера был заложен 22 октября 1935 на Ленинградском заводе №189 имени С. Орджоникидзе. 30 ноября 1936 года лёгкий крейсер «Киров» был спущен на воду. 12 марта 1937 года была проверена работа турбозубчатого агрегата, а в конце июня крейсер отбуксировали в Кронштадт. Корабль впервые самостоятельно вышел в море 7 августа 1937 года под заводским флагом. В Кроштадте было выявлены дефекты в изготовлении башен главного калибра, вследствие чего башни заклинило. 12 августа 1937 года пробило главный паропровод вследствие чего, 17 человек получили ожоги. После этого были арестованы ответственный сдатчик В. Л. Бродский и строитель корабля Н. В. Григорьев. Последний в скором времени был расстрелян. 15 сентября 1937 года были проведены первые стрельбы холостыми залпами. Вследствие стрельб получил деформации полубак, который в дальнейшем пришлось укрепить. В июне 1938 года во время испытаний торпедного аппарата, одна из торпед, на которой отсутствовал боевой заряд, описала циркуляцию и ударилась в борт крейсера. После этого случая, Векман А. К. который возглавлял комиссию по приёмке корабля был отстранён от должности.

Крейсер «Киров» перед войной.

9 сентября 1938 года были проведены сдаточные испытания крейсера «Киров». На них корабль развил скорость в 35,94 узла. А при экономической скорости в 18 узлов было пройдено расстояние в 3750 миль. Остановка крейсера с полного хода показала результат в 20 мин после команды «стоп» и пройдя 16,5 кбт по инерции, а с полного хода и при команде «полный назад», крейсер остановился через 2:42, пройдя 6,2 кбт.

26 сентября 1938 года комиссией под председательством капитана 2 ранга Д. Д. Долина, был подписан акт о приёмке крейсера. И был утверждён заместителем Наркома ВМФ флагманом 1 ранга И. С. Исаковым 1 октября 1938 года.

Но приёмочная комиссия в акте отметила, что присутствует большое количество недоработок: броневая защита торпедных аппаратов не была установлена, скорострельность орудий главного калибра оказалась низкой, не заменены и не сданы редукторы главных турбин и арматура главного и вспомогательного паропроводов. Также не было установлено устройство паравана. Прибор управления зенитным огнём не был установлен. Также было отмечено наличие сильной вибрации носовой надстройки, неудачная конструкция мостика и рубок за счёт малой площади и плохого обзора с постов. Силовая синхронная передача для орудий «Б-34» была в нерабочем состоянии и орудия стреляли с помощью ручной наводки на цель, гировертикаль «Газон» была не эффективной вследствие неудачного расположения.

Дополнительное вооружение

Общекорабельные средства противодействия включают в себя две спаренные 150-мм ПУ ПК-16 (комплекса выстреливаемых помех), противоэлектронных ловушек, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором. Крейсер имеет также три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полётами вертолётов и систему опознавания «свой-чужой».

Взлётная палуба на корме крейсера «Калинин». Видны открытые двери ангара и палубные вертолёты Ка-25 и Ка-27

На каждом крейсере проекта 1144 базируются два тяжёлых многоцелевых вертолёта Ка-27 в модификации РЛД и ПЛ. Вертолёты используются в противолодочном варианте и в качестве ретранслятора-корректировщика полёта ПКР «Гранит». Экипаж вертолёта — 3 человека (лётчик, штурман и оператор гидроакустической станции). Максимальная взлётная масса — 11 т, продолжительность полёта — 4,5 часа, потолок — 4300 м, максимальная скорость — 270 км/ч, дальность полёта — 800 км. Вертолёты могут иметь противолодочные ракеты АПР-2Е (диаметр — 350 мм, длина — 370 см) с твердотопливным ракетным двигателем, обеспечивающим под водой скорость 115 км/ч. Масса ракеты — 575 кг, б/ч — 100 кг. Под водой ракета движется по 2 мин, обследуя пространство радиусом 1500 м и определяя пеленг на цель с точностью 2°. На вооружении вертолётов — и управляемые глубинные бомбы массой 94 кг и скоростью движения 55 км/ч с активной гидроакустической системой наведения. Бортовой радиоэлектронный комплекс вертолёта Ка-27 обеспечивает полёт над морем в любую погоду, поиск и слежение за подлодками на удалении до 200 км от корабля, автоматический вывод вертолёта в точку сброса средств поражения, возврат и заход на посадку в автоматическом режиме.

Гидроакустическая система включает в себя гидролокатор с корпусной антенной (в бульбовом обтекателе) для поиска и обнаружения подводных лодок на низких и средних частотах и буксируемую автоматизированную гидроакустическую систему с антенной переменной глубины погружения (150—200 м) — на средних частотах.

Оценка проекта

Крейсера проекта 1144 были первыми и последними атомными надводными ракетоносцами ВМФ СССР, первыми кораблями большого водоизмещения, построенными после длительного перерыва, и наиболее крупными военными неавианесущими кораблями, построенными каким-либо государством после Второй мировой войны. Но при несомненных достоинствах — мощном наступательном вооружении, высокой автономности и впервые применённых в советской практике ЗРК корабельного базирования большого радиуса действия, корабль, тем не менее, трудно признать полностью удачным.

Размеры и стоимость ракетного крейсера проекта 1144 очень велики, ударные же функции уступают более дешёвым подводным ракетоносцам проекта 949 «Гранит» и 949А «Антей». Основная функция корабля — нанесение ракетных ударов по авианосной ударной группе (АУГ) ВМС США — является выполнимой, фактически, только при согласованном внезапном нападении (например в комбинации с ударом подводных лодок по той же АУГ ВМС США). Как оружие возможного ответного удара корабль существенно уступает ПЛАРК проекта 949 и 949А из-за большей заметности для противника и большей уязвимости.

Слабым местом базового проекта была уязвимость для низколетящих дозвуковых противокорабельных ракет. Ближняя противовоздушная оборона на первых трёх крейсерах была представлена только ЗРК «Оса-М», имевшим низкую огневую производительность, сравнительно большое время реакции и неспособным действовать по целям ниже 25-60 метров. Частично это компенсировалось значительной батареей АУ АК-630, эффективность которых, однако, также не считалась достаточной.

Нечёткое определение роли корабля при проектировании вынудило конструкторов оснастить систему множеством разнообразных видов вооружения, что сделало корабли многоцелевыми, но усложнило обслуживание и создало проблемы с определением тактико-технической ниши корабля.

История службы

Учения на крейсере во время похода 2010 года

На крейсере поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.Североморск, 10 января 2013 года.

27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара +300 °C. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту. 9 апреля 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».

Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году.

В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПКР «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъёма «Курска».

Участвовал в съёмках фильма «72 метра» (2004).

В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.

В декабре 2008 года принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входит противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».

По сообщению агентства РИА Новости, 13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов. Некоторые аналитики отмечают, что ловить маломерные суда пиратов — это не та задача, для которой предназначен тяжёлый атомный крейсер.

30 марта 2010 года ТАРКР «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода — капитан 1 ранга С. Ю. Жуга), что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен пройти через Атлантический, Индийский и Тихий океаны и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока. Поход «Петра Великого» продлится до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошёл через пролив Ла-Манш, 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» — через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разделились. 13—14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море, проследовав далее в Аденский залив и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота.

За 16 лет прошёл 140 000 миль.

28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» указом Президента РФ награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». 10 января 2013 года Президент РФ В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.

С 3 сентября 2013 по 1 октября того же года совершил арктический поход во главе отряда кораблей и судов Северного флота, им было пройдено 4000 миль.

15 октября 2016 года, в составе корабельной авианосной группы (возглавляемой ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и включающей также большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» с судами обеспечения) вышел в поход в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. Вернулся в Североморск 9 февраля 2017 года. За этот дальний морской поход крейсер прошёл 18 тысяч морских миль.

По результатам 2016 года экипаж тяжелого атомного ракетного крейсера стал лучшим среди ракетных крейсеров ВМФ РФ в соревнованиях на приз Главкома ВМФ России.

Летом 2017 года «Петр Великий» совместно с атомной подводной лодкой проекта 941 типа «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» совершил переход на Балтийское море для участия в праздновании Дня Военно-морского флота РФ.

По планам Министерства обороны крейсер должен пройти ремонт и глубокую модернизацию в 2019—2022 годах, после завершения работ над однотипным кораблем «Адмирал Нахимов».

Краткая история серии

В конце марта 1973 года был заложен первый атомный крейсер проекта 1144 «Киров», который в 1992 году стал «Адмиралом Ушаковым». В конце декабря 1977 года его уже спустили на воду, а ровно через три года корабль, прошедший все ходовые и боевые испытания, был торжественно передан ВМФ СССР. В конце 1984 года в строй вступил ТАРК «Фрунзе». В том же 1992 году он был переименован в «Адмирала Лазарева». Наконец, в 1988 году, строго по плану, флот получил ТАРК «Калинин», известный с 1992 года как «Адмирал Нахимов». В 1986 году проект 1144 подошел к своему логическому завершению: на верфях заложили последний проектный корабль «Пётр Великий».

Изначально имя этого крейсера проекта 1144 «Орлан» было «Куйбышев» или «Юрий Андропов», но развал СССР этим планам осуществиться не дал. В разгар строительства перестала существовать страна, в которой начинали строить этот корабль, а потому постройку смогли закончить только в 1996 году. Таким образом, флот получил последнее судно этой серии только через десять лет после его закладки на стапелях.

История строительства

Разработку проекта было поручено вести коллективу Северного проектно-конструкторского бюро в Ленинграде, главным конструктором и руководителем коллектива проектировщиков был назначен Б. И. Купенский, до этого являвшийся главным конструктором первых отечественных газотурбинных ЭМ (БПК). От ВМФ главным наблюдающим за проектированием и строительством корабля с самого начала и до окончательной передачи флоту капитан 1 ранга А. А. Савин.

С 1977 по 1996 год по проекту 1144 на Балтийском заводе были построены четыре тяжёлых атомных ракетных крейсера. Эти корабли имели на вооружении практически все виды боевых и технических средств, созданных для военных надводных кораблей.

26 марта 1973 года на Балтийском заводе было начато строительство первого головного корабля проекта 1144 — тяжёлого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) «Киров» (с 1992 года по 2004 год — «Адмирал Ушаков»). Спуск на воду состоялся 27 декабря 1977 года, а 30 декабря 1980 года крейсер был передан флоту.

31 октября 1984 года вступил в строй второй корабль серии — ТАРКР «Фрунзе» (с 1992 года — «Адмирал Лазарев»).

30 декабря 1988 года Балтийский Завод передал флоту ТАРКР «Калинин» (с 1992 года — «Адмирал Нахимов»).

В 1986 году завод приступил к строительству последнего корабля серии — ТАРКР «Куйбышев» (впоследствии переименован в «Юрий Андропов», потом — «Пётр Великий»). Его строительство завершилось в 1996 году, после чего крейсер ушёл на ходовые испытания, которые в соответствии с планом проводились в суровых условиях Заполярья. В апреле 1998 года атомный крейсер был передан флоту. На данный момент ТАРКР «Пётр Великий» является, по оценкам военных экспертов[кого?], одним из самых мощных ударных кораблей в мире.

Представители проекта

Наименование Верфь Заложен В строю Флот Состояние
«Киров» 090 Балтийский завод 800 26.03.1974 27.12.1977 30.12.1980 СФ С 1999 не выходил в море. Списан.

В утилизации

С 1992 по 2002 год — «Адмирал Ушаков».
«Адмирал Лазарев» 015 Балтийский завод 801 26.07.1978 26.05.1981 31.10.1984 ТОФ С середины 90х не выходил в море. Списан.

В утилизации с 2021 года

До 27.05.1992 — «Фрунзе».
«Адмирал Нахимов» 080 Балтийский завод 802 17.05.1983 25.04.1986 30.12.1988 СФ С 1997 не выходил в море.

В ремонте и модернизации

До 27.05.1992 — «Калинин». Возврат в состав флота после модернизации запланирован на 2023 год.
«Пётр Великий» 099 Балтийский завод 803 25.10.1986 29.04.1989 19.04.1998 СФ В строю При закладке «Куйбышев»
«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» Балтийский завод 804 09.05.1989 Не достроен Строительство отменено 04.10.1990
«Россия» Балтийский завод Не закладывался
«Варяг» Балтийский завод Не закладывался

Цвета таблицы:
Белый — не достроен/не построен или утилизирован не спущенным на воду Зелёный  — действующий в составе ВМФ России Синий — находится в ремонте или на модернизации Серый — выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный  — списан, утилизирован или потерян

Представители проекта

Наименование Верфь Заложен В строю Флот Состояние
«Киров» 090 Балтийский завод 800 26.03.1974 27.12.1977 30.12.1980 СФ С 1999 не выходил в море. Списан.

В утилизации

С 1992 по 2002 год — «Адмирал Ушаков».
«Адмирал Лазарев» 015 Балтийский завод 801 26.07.1978 26.05.1981 31.10.1984 ТОФ С середины 90х не выходил в море. Списан.

В утилизации с 2021 года

До 27.05.1992 — «Фрунзе».
«Адмирал Нахимов» 080 Балтийский завод 802 17.05.1983 25.04.1986 30.12.1988 СФ С 1997 не выходил в море.

В ремонте и модернизации

До 27.05.1992 — «Калинин». Возврат в состав флота после модернизации запланирован на 2023 год.
«Пётр Великий» 099 Балтийский завод 803 25.10.1986 29.04.1989 19.04.1998 СФ В строю При закладке «Куйбышев»
«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» Балтийский завод 804 09.05.1989 Не достроен Строительство отменено 04.10.1990
«Россия» Балтийский завод Не закладывался
«Варяг» Балтийский завод Не закладывался

Цвета таблицы:
Белый — не достроен/не построен или утилизирован не спущенным на воду Зелёный  — действующий в составе ВМФ России Синий — находится в ремонте или на модернизации Серый — выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный  — списан, утилизирован или потерян

Современный статус

По словам заместителя Министра обороны РФ Владимира Поповкина, Министерство обороны РФ разработало программу по восстановлению тяжёлых атомных ракетных крейсеров. На сентябрь 2009 года в боевом составе ВМФ РФ находился один атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», обсуждалась возможность восстановления и модернизации атомного крейсера «Адмирал Нахимов», а также «Адмирал Лазарев». «У нас осталось несколько таких кораблей от советского флота. Мы разработали программу по их восстановлению», — сказал Поповкин. По его словам, Министерство обороны РФ считает целесообразным нахождение в составе ВМФ до трёх таких кораблей при том, что один из них будет на Тихоокеанском флоте и два — на Северном. Необходимость использования тяжёлых атомных ракетных крейсеров продиктована задачами дальних походов и учений, пояснил заместитель министра.

По сообщению высокопоставленного представителя Главного штаба ВМФ: «Все находящиеся в резерве атомные ракетные крейсеры проекта 1144 будут возвращены до 2020 года в боевой состав военно-морского флота РФ». Работы будут вестись ближайшие пять лет. Затем «Адмирал Нахимов» пойдёт на Северный флот.

В ходе ведущегося ремонта тяжёлого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» вместо ранее установленных ПКР П-700 «Гранит» установлены ПКР П-800 «Оникс». По неподтверждённым данным, аналогичная модернизация предстоит также и крейсеру «Пётр Великий».

Будущее по словам военных

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» пройдёт ремонт и глубокую модернизацию в 2018—2021 годах, после завершения работ над однотипным «Адмиралом Нахимовым», решение о модернизации крейсера «Адмирал Лазарев» пока не принято. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в Главном штабе ВМФ РФ.

«Его ремонт с модернизацией планируется закончить в 2021 году. Таким образом, в 2021 году ВМФ будет иметь два практически новых атомных крейсера, боевая эффективность которых возрастёт в полтора-два раза», — рассказал собеседник агентства.

Источник уточнил, что оба корабля останутся на Севере и они войдут в состав Объединённого стратегического командования в Арктике. По его словам, обоим крейсерам поменяют оружие, радиотехническое и радиоэлектронное оборудование, системы жизнеобеспечения, внутренние конструкции, трубопроводы и арматуру. Ядерные реакторы кораблей менять не будут, однако системы, обеспечивающие их постоянную работу, обязательно будут заменены.

По ряду предположений, высказанных ранее экспертами, крейсера проекта 1144 «Орлан» в ходе модернизации получат на вооружение ударные ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр» (последний включает в себя крылатые ракеты для высокоточных ударов по наземным целям), а также новый зенитный ракетный комплекс «Полимент-Редут».

Судьба третьего крейсера проекта 1144 («Адмирала Лазарева»), по словам собеседника агентства, всё ещё неизвестна. «Решение о том, будут ли его модернизировать или же отправят на утилизацию, как и головной корабль серии „Адмирал Ушаков“, пока не принято», — заявил он, отметив, что если его всё-таки решат сохранить, то после модернизации отправят служить на Тихоокеанский флот.

Крейсер «Адмирал Нахимов» с 1999 года находился в отстое (официально — «на ремонте»). Работы на крейсере начались только осенью 2014 года. Корабль должен быть отремонтирован и модернизирован на северодвинском «Севмаше» в 2015—2022 годах.

Головной корабль серии («Адмирал Ушаков», до 1992 года — «Киров»), находящийся в отстое с 1991 года в связи с серьёзными неполадками в силовой установке, в 2016 году будет направлен на утилизацию.

Дополнительное вооружение

Общекорабельные средства противодействия включают в себя две спаренные 150-мм ПУ ПК-16 (комплекса выстреливаемых помех), противоэлектронных ловушек, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором. Крейсер имеет также три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полётами вертолётов и систему опознавания «свой-чужой».

Взлётная палуба на корме крейсера «Калинин». Видны открытые двери ангара и палубные вертолёты Ка-25 и Ка-27

На каждом крейсере проекта 1144 базируются два тяжёлых многоцелевых вертолёта Ка-27 в модификации РЛД и ПЛ. Вертолёты используются в противолодочном варианте и в качестве ретранслятора-корректировщика полёта ПКР «Гранит». Экипаж вертолёта — 3 человека (лётчик, штурман и оператор гидроакустической станции). Максимальная взлётная масса — 11 т, продолжительность полёта — 4,5 часа, потолок — 4300 м, максимальная скорость — 270 км/ч, дальность полёта — 800 км. Вертолёты могут иметь противолодочные ракеты АПР-2Е (диаметр — 350 мм, длина — 370 см) с твердотопливным ракетным двигателем, обеспечивающим под водой скорость 115 км/ч. Масса ракеты — 575 кг, б/ч — 100 кг. Под водой ракета движется по 2 мин, обследуя пространство радиусом 1500 м и определяя пеленг на цель с точностью 2°. На вооружении вертолётов — и управляемые глубинные бомбы массой 94 кг и скоростью движения 55 км/ч с активной гидроакустической системой наведения. Бортовой радиоэлектронный комплекс вертолёта Ка-27 обеспечивает полёт над морем в любую погоду, поиск и слежение за подлодками на удалении до 200 км от корабля, автоматический вывод вертолёта в точку сброса средств поражения, возврат и заход на посадку в автоматическом режиме.

Гидроакустическая система включает в себя гидролокатор с корпусной антенной (в бульбовом обтекателе) для поиска и обнаружения подводных лодок на низких и средних частотах и буксируемую автоматизированную гидроакустическую систему с антенной переменной глубины погружения (150—200 м) — на средних частотах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector