300 (2006)

Распределение в России

В настоящее время структура ПВО РФ представлена 34 полками, зенитно-ракетными системами С-300, С-300ПС, С-400 и другими. Не так давно по две бригады из CD и ВВС преобразовались в полки и переделали в ПВО. Так, в состав этого войскового рода входят полки (38) и дивизионы (105).

По словам специалистов, распределение сил ПВО в России неравномерное. Самую надежную защиту имеет Москва. Вокруг этого города десять полков, располагающих С-300. Возле Москвы еще четыре дивизиона, на вооружении которых С-400.

Также хорошо прикрыт Санкт-Петербург – четыре полка с С-300 и С-400. Базы СФ в Мурманске, Полярном и Североморске охраняет три полка, ТОФ в районе Владивостока и Находки прикрывает два полка. Один полк охраняет Авачинский залив на Камчатке (база РПКСН). Балтайский Флот и Калининградская область с воздуха прикрывает смешанный полк, на вооружении у которого находятся системы С-300 и С-400. ПВО есть и в Крыму. С целью обеспечения более надежной защиты Черноморского Флота, командование решило усилить севастопольскую группировку противовоздушной обороны дополнительными комплексами С-300. ПВО России располагает и радиолокационными станциями, о которых более детально мы расскажем дальше.

Обозначение ЗРК 3PC С-300В на Западе – SA-12 Gladiator/Giant.

Стоит отметить и то, что комплекс отличается большими возможностями модернизации. Например, концерн «Антей» создал глубокую модернизацию С-300В — ЗРС С-300ВМ «Антей-2500». Она представляет собой универсальное средство ПРО и ПВО, которой может эффективно противостоять как с баллистическими ракетами с пуском до 2500 километров, так и со всеми видами аэробаллистических и аэродинамических целей. В С-300ВМ применяются новые зенитные управляемые ракеты, имеющие увеличенные дальности полета, уменьшенным временем подготовки к запуску (практически в 2 раза) и увеличенным диапазоном развиваемых перегрузок (до тридцати единиц).
 

Система РЛС модернизирована, что привело к увеличению энергетического потенциала. Используются более качественные вычислительные средства и встроенные системы навигации, топопривязки и ориентирования, проведена оптимизация алгоритмов боевой работы. Благодаря ими и другим усовершенствованиям удалось увеличить максимальную дальность стрельбы до 200 км, дальность полета баллистических ракет, предельную скорость уничтожения целей противника с 300 до 4500 метров в секунду. Кроме того удалось существенно сократить время реакции системы.

Абсолютная автоматизация боевой работы, использование современных средств поиска, высокая эксплуатационная надежность и устранения неисправностей определили минимальные временные затраты на расчеты. Боевые машины комплекса могут совершать продолжительные марши по пересеченной местности, а также занимать выгодные позиции для стрельбы без всякой предварительной подготовки.

ЗРС С-300ПМУ2 Фаворит — видео

https://youtube.com/watch?v=Wk0eI71Fmg0

Кроме того, повышены обнаруженческие характеристики системы при ведении автономных боевых действий за счет использования нового автономного средства целеуказания РЛС 96J16E, имеется возможность наряду с ракетами 48Н6Е2 использовать ракеты ЗРС С-300ПМУ1 48Н6Е, обеспечивается возможность интегрирования системы «Фаворит» в любые системы противовоздушной обороны, в том числе и в системы ПВО стран НАТО.

В состав ЗРС входят командный пункт системы управления 83M6E2 и до шести зенитных ракетных комплексов С-300ПМУ2 (90Ж6Е2). В состав командного пункта входят пункт боевого управления 54К6Е2 и радиолокатор обнаружения 64Н6Е2. Имеются средства сопряжения с вышестоящим командным пунктом. Каждый ЗРК включает многофункциональный радиолокатор подсвета и наведения (РПН) 30Н6Е2 и до 12 пусковых установок (ПУ) типа 5П85СЕ, 5П85ТЕ. ЗРК может придаваться всевысотный обнаружитель (ВВО) 96Л6Е.

РЛО 64Н6Е2

Радиолокатор обзора 64Н6Е2 командного пункта системы управления 83М6Е2 с фазированной антенной решеткой S-диапазона обеспечивает обнаружение воздушных объектов в радиусе 300 км и определение государственной принадлежности воздушного объекта с помощью систем распознавания. Информация о целях передается по линиям связи на пункт боевого управления, который обобщает и обрабатывает всю информацию о воздушной обстановке от различных источников и отображает ее на своих индикаторах, при работе с вышестоящим командным пунктом получает от него команды управления и информацию о воздушных объектах. ПБУ осуществляет завязку трасс обнаруживаемых целей, оценивает степень их опасности и производит целераспределение целей на боеготовые ЗРК путем выдачи целеуказання по целям. Вся работа пункта боевого управления может вестись полностью в автоматизированном режиме. ПБУ способен управлять ЗРК различных типов, в частности ЗРК С-300ГПМУ2, С-300ПМУ1, С-300ПМУ, С-200ВЭ в любом сочетании. С помощью специальной аппаратуры ведется документирование ведения боевых действий с целью проведения последующего анализа.

Командный пункт (пункт боевого управления) 54К6Е2

Радиолокатор подсвета и наведения 30Н6Е2 ЗРК 90Ж6Е2 на основе информации, поступающей от ПБУ и всевысотного обнаружителя, обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение целей, осуществляет все операции, связанные с подготовкой и ведением стрельбы зенитными ракетами, а также оценивает результаты стрельбы. Многофункциональность локатора (сопровождение целей и наводимых на них ракет) обеспечивается применением фазированных антенных решеток Х-диапазона и высокой автоматизацией всех процессов его функционирования на основе современных вычислительных комплексов, имеющих быстродействующие алгоритмы управления.

Пусковая установка вертикального старта 5П85СЕ (5П85ТЕ) обеспечивает хранение, транспортировку и пуск ракет. Вертикальный старт позволяет обстреливать пели, летящие с любого направления. На пусковой установке находятся четыре ракеты 48Н6Е2 (48Н6Е). Нахождение ракеты в герметичном транспортно-пусковом контейнере (ТПК) позволяет не проводить ее технического обслуживания в течение десяти лет эксплуатации.

Особенностью ЗРС С-300ПМУ2 «Фаворит» является ее ракета 48Н6Е2, обладающая высокими маневренными возможностями и возможностями по перегрузке. Ракета оснащена осколочно-фугасной боевой частью и обеспечивает поражение воздушных объектов на дальностях от 3 до 200 км как на встречных курсах, так и при стрельбе вдогон. При подрыве боевой части ракеты за счет оптимизации области разлета осколков и их пространственно-энергетических характеристик происходит инициирование боевой части баллистической ракеты в воздухе, тем самым существенным образом снижается возможный ущерб.

Новый всевысотный радиолокатор целеуказания 96Л6Е с многолучевой фазированной антенной решеткой автоматически выдает на РПН 30Н6Е2 и командный пункт 83М6Е2 информацию о воздушной обстановке по всем воздушным целям, летящим с любого направления. За счет адаптивного использования широкобазовых сигналов и многочастотной работы всевысотный локатор обеспечивает эффективное обнаружение как наиболее опасных низковысотных целей, так и целей на средних и больших высотах. Обычно антенное устройство всевысотного радиолокатора поднимается на специальной вышке, тем самым достигается обнаружение целей на предельно малых высотах в условиях лесной и сильно пересеченной местности.

Чего достигли ВКС

ЗРК «Сосна» и ЗРПК «Сосна-РА» – разные модификации

В российской армии под индексом «Сосна» приняты разные виды военной техники и вооружения. Как показывает практика, чаще всего путают мобильный буксируемый ЗРПК «Сосна» и описанный в статье ЗРК «Сосна».

Как и ракетный комплекс, «Сосна-РА» может использоваться как самостоятельная боевая единица, так и устанавливаться на разные транспортные средства.

В отличие от «старшего» ЗРПК используется для покрытия сухопутных войск исключительно от низколетящей авиации. Как и ЗРК, ЗРПК для поражения воздушных целей противника применяют ракеты малой дальности «Сосна-Р».  Это единственное, что объединяет эти две боевые единицы.

Тактико-технические характеристики ЗРК «Сосна»:

Вооружение: 12 шт. ЗУР 9М340 Сосна-Р

Масса ракеты в полёте (в ТПК), кг: 30 / 42 (28 / 38)

Калибр до и после разделения ракеты, мм: 130 / 72

Максимальная скорость ракеты, м/с: 900

Максимальная перегрузка, g: 40

Система наведения: лазерная лучевая

Зоны поражения, км:

  • по дальности:1,3—10,0
  • по высоте: 0,002—5,0

Круглосуточность применения: обеспечивается

Время:

  • реакции (от момента обнаружения цели), сек.: 5—8
  • перезарядки, мин.: 10,0 (12,0)

Режимы работы: автономный и при централизованном управлении

Угол наведения:

  • горизонтального: вкруговую;
  • вертикального: от −5 до +82 °

Экипаж: 2 человека — оператор и водитель.

1.

Теракт на Бали. 202 погибших
Это страшное событие, которое повлекло за собой смерть 202 людей, в числе которых 164 иностранца, произошло 12 октября 2002 года.
На популярном курорте Кута-Бич на острове Бали, прогремело два мощнейших взрыва. Оба были в общественных местах, где находилось много народу. Первая бомба взорвалась в пабе “Пэддиз”, ее привел в действие смертник. Через небольшой промежуток времени на соседней улице взорвалась машина, начиненная взрывчатыми веществами.
Из-за огромного пожара от взрыва пламя охватило более двадцати домов. 21 октября 2002 года виновник был задержан. Им оказался Абдул Азиз. Это самый крупный теракт за всю историю Индонезии.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ

С-300П в своих ранних модификациях ПТ и ПС создавалась как составная часть мощнейшей системы ПВО СССР.

В рамках этой системы она рассматривалась как ЗРС средней дальности и являлась, по сути, третьим эшелоном ПВО после истребительной авиации и ЗРС большой дальности С-200.

Ее задачей было уничтожение баллистических (кроме межконтинентальных) и крылатых ракет, а также “дострел” самолетов противника, преодолевших первые два эшелона. “За спиной” С-300 был четвертый эшелон в лице зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-125.

При этом в составе ПВО имелись еще и радиотехнические войска (РТВ), которые обеспечивали постоянное наблюдение за воздушным пространством по всему периметру границ страны.

Именно РТВ при необходимости должны были поднять по тревоге истребительную авиацию и зенитно-ракетные войска (ЗРВ), заодно обеспечив их целеуказанием.

Недостатками С-300 являлись низкий темп перезаряжания пусковых установок (ПУ), наличие большой мертвой воронки вокруг ПУ, то есть дивизионов в целом (внутри этой воронки цель не может быть поражена), невозможность работы РЛС в постоянном режиме. Как и все ЗРС средней и большой дальности, “трехсотка” оказалась достаточно громоздкой и не очень мобильной (С-300ПТ была, по сути, вообще стационарной, правда, сейчас эта модификация осталась только в ПВО Украины).

Сейчас в различных, скажем так, гражданских СМИ очень любят рисовать на картах вокруг позиций средств ПВО кружочки радиусом, соответствующим дальности поражения данных ЗРС или ЗРК (эта дальность вычитана из Википедии). При этом как бы подразумевается, что внутри этого кружочка ЗРК/ЗРС должны автоматически и непрерывно сметать с неба все, что летает, как в компьютерной игре. А если не сметает (или сметает не все), то это плохой ЗРК (плохая ЗРС). Учитывать неизживаемые недостатки, присущие средствам наземной ПВО, никто при этом не собирается. А между тем таковых хватает.

Во-первых, никакие ЗРК и ЗРС не могут сбить больше целей, чем имеют боеготовых зенитных управляемых ракет (ЗУР).

Во-вторых, Земля не плоская, а почти шарообразная. Это не имеет значения лишь для ЗРК малой дальности. Для остальных возникает проблема радиогоризонта. Та самая дальность поражения, которая написана в Википедии, относится к целям, летящим на средних и больших высотах. Низколетящие цели появляются из-за радиогоризонта на гораздо меньших дальностях, чем максимальная, причем даже в том случае, если местность почти идеально плоская (степь, пустыня, море). Если же у местности сложный рельеф, то дальность обнаружения и соответственно поражения низколетящих целей становится совсем незначительной. Видеть сквозь твердые тела РЛС не могут и никогда не смогут. Соответственно ответ на вопрос Владимира Высоцкого “и можно ли раздвинуть горизонты?” в данном случае является отрицательным. Правда, в той же “трехсотке” РЛС поднимают на 40-метровые вышки, но это отодвигает радиогоризонт всего на несколько километров.

В-третьих, для любых ЗРК и ЗРС существует еще и фактор курсового параметра. Этот параметр определяется как длина перпендикуляра, опущенного из точки стояния ЗРК на траекторию цели (или на касательную к этой траектории). Если цель идет прямо на ЗРК, курсовой параметр равен нулю. Чем больше его значение, тем сложнее поразить цель. То есть если цель идет мимо ЗРК (ЗРС) на большом удалении от них, то поразить ее не удастся, даже если она формально зайдет на некоторое время в зону поражения, пролетев по краю этой зоны. Если цель идет мимо ЗРК (ЗРС) не просто с большим курсовым параметром, но еще и на малой высоте, то она может оказаться глубоко в формальной зоне поражения, но тем не менее не будет даже обнаружена, а тем более – поражена. Это относится к любым ЗРК и ЗРС, именно поэтому журналистские кружочки абсолютно бессмысленны и не имеют никакого отношения к реальной ситуации.

Наконец, любая наземная ПВО всегда по определению пассивна, инициативой всегда владеет противник. Это тоже неизживаемый недостаток, о котором уж совсем никто никогда не вспоминает.

Видео

История

В 1969 году, в соответствии с постановлением Совета министров СССР, начались работы по проектированию новой зенитной ракетной системы С-300. Было предусмотрено создание для ПВО Сухопутных войск, ПВО кораблей ВМФ и Войск ПВО страны трёх систем: С-300В («Войсковая»), С-300Ф («Флотская») и С-300П («ПВО страны»).

Главный разработчик систем — ЦКБ «Алмаз», имевшее к середине 1960-х годов опыт создания ракетных систем ПВО и ПРО, в кооперации с КБ «Факел» вело проектные работы по созданию единого комплекса средней дальности для Сухопутных Войск, Войск ПВО страны и ВМФ с унифицированной ракетой.

Все требования, выдвинутые к варианту ЗРК Сухопутных Войск в ходе проведения проектных работ (в части поражения баллистических ракет (БР), не смогли быть удовлетворены при использовании единой ракеты для всех вариантов комплекса. Поэтому, после отказа МКБ «Факел» от разработки вариантов ракеты для комплекса Сухопутных Войск, эта работа была поручена ОКБ «Новатор» — конструкторскому отделу завода им. М. И. Калинина.

Кроме того, ЦКБ «Алмаз» столкнулось с большими трудностями по обеспечению создания комплексов унифицированной структуры. В отличие от комплексов ПВО и ВМФ, которые должны были применяться с использованием развитой системы радиолокационной разведки, оповещения и целеуказания, комплекс ПВО Сухопутных войск должен был, как правило, работать в отрыве от остальных средств, обеспечивать круговое прикрытие войсковых групп, а также работать по оперативно-тактическим БР. Для этого требовалось обеспечить малое время реакции комплекса, становилась очевидной целесообразность разработки будущего С-300В другим предприятием, без учета требования по существенной унификации с комплексами ПВО и ВМФ. Работа по созданию такого комплекса была передана НИЭМИ (с 1983 — НПО «Антей»), которое к тому времени имело опыт создания армейских ЗРК.

Таким образом, создание войсковой ЗРС С300В велось в соответствии с целым комплексом документов, в который, кроме единых тактико-технических требований (ТТТ) к системе С-300 и частных ТТТ к системе С-300В (с дополнением), входили дополнение к ТТТ к РЛС 9С15 «Обзор-3», используемой в качестве РЛС кругового обзора в этой системе и ТТЗ на разработку РЛС программного обзора «Имбирь» с дополнением к нему.

Все боевые средства системы были размещены на обладающих высокой проходимостью и маневренностью, оборудованных аппаратурой навигации, топопривязки и взаимного ориентирования унифицированных гусеничных шасси типа ГМ-830, разработанных КБ-3 Ленинградского Кировского завода первоначально для самоходной артиллерийской установки «Пион», унифицированных по ходовой части с танком Т-80, двигателю и трансмиссии с танком Т-72 и получивших собственные обозначения.

В итоге, частично унифицированными для войсковой ЗРС С-300В оказались только радиолокаторы обнаружения (РЛО) 9С15 и 5Н84 системы С-300П.

Базовые комплектации шасси

Опции шасси Standart Comfort Lux
 
Подвеска и рулевое управление
Стабилизатор поперечной устойичивости передней подвески   + +
Гидроусилитель руля + + +
Рулевая колонка регулируемая по наклону и по вылету + + +
Тормозная система
ABS+EBD + + +
Горный тормоз + + +
Автоматическая регулировка тормозов + + +
Интерьер
Обивка потолка и задней стенки тканевым покрытием + + +
Среднее сидение пассажира, складывающееся в столик + + +
Подпотолочная полка + + +
Электропакет
Кондиционер   + +
Круиз-контроль     +
Radio+MP3 +    
Radio+CD+MP3   +  
DVD+GPS+сенсорный экран     +
CAN шина + + +
Центральный замок   + +
Имобилайзер   + +
Электрические стеклоподъемники   + +
Парктроник (звуковая индикация)     +
Датчик закрытия кабины + + +
Внешний вид
Металлические бампера окрашенные в цвет кузова + + +
Жиклеры стеклоомывателя на поводках стеклоочистителя + + +
Противотуманные фары + + +
Обтекатель на крышу + + +
Инструментальный ящик + + +
Рекомендованная розничная цена на шасси (руб) 1 190 000 1 250 000 1 310 000
 
Дополнительные опции (руб) (цена с установкой!)
ПЖД Webasto Thermo Top Evo 5 12V с органом управления(таймер) 56 700 56 700 56 700
Автономный воздушный отопитель Webasto Air Top 2000 ST 54 100 54 100 54 100
ПЖД Бинар 12V 5 kW c органом управления(таймер) 33 900 33 900 33 900
Автономный воздушный отопитель Планар 12V 3кW 27 850 27 850 27 850
Автосигнализация Pantera CL-500,CL-600 (обычный брелок без обр.связи) 6 500 6 500 6 500
Автосигнализация Pantera QX-270 (ЖК дисплей+обратная связь) 9 250 9 250 9 250
Коробка отбора мощности однорежимная SDQ42/25PS 17 400 17 400 17 400

NAVECO C300

Бортовая платформа NAVECO C300
среднетоннажный грузовик NAVECO
  NAVECO C300 NAVECO C300L
Грузо­подъем­ность, кг 2 825 3 336
Полезный объем, куб. м 23,27 27,58
Габариты с тентом, м 4,6 х 2,3 х 2,2 5,45х2,3х2,2
Промтоварный фургон NAVECO C300
среднетоннажный грузовик NAVECO
  NAVECO C300 NAVECO C300L
Грузо­подъем­ность, кг 2 810 3 290
Полезный объем, куб. м 23 27,58
Габариты, м 4,6х2,3х2,2 5,45х2,3х2,2
Сендвич-фургон NAVECO C300
среднетоннажный грузовик NAVECO
  NAVECO C300 NAVECO C300L
Грузо­подъем­ность, кг 2 480 — 2 565 2 897 — 2 997
Тип наружнего покрытия Плакетированный металл
Покрытие пола Фанера сетчатая
Изотермический фургон NAVECO C300
среднетоннажный грузовик NAVECO
  NAVECO C300 NAVECO C300L
Грузо­подъем­ность, кг 2 480 — 2 565 2 897 — 2 997
Тип наружнего покрытия Плакетированный металл
Покрытие пола Фанера сетчатая
Рефрижератор NAVECO C300
среднетоннажные грузовики NAVECO
  NAVECO C300 NAVECO C300L
Полная масса, кг 6 000 6 700
Оборудование Zanotti, Thermo King, Carrier
Диапазон температур, град от -20 (класс C) до +12
Самосвал NAVECO C300
среднетоннажные грузовики NAVECO
  NAVECO C300
Размеры платформы, м 3,93 х 1,93
Полная масса, кг 6 000
Грузо­подъем­ность, кг 2 900
Фургон NAVECO C300 c гидробортом
среднетоннажные грузовики NAVECO
  NAVECO C300/C300L
Модель гидроборта DH-LM.15
Грузо­подъем­ность гидроборта, кг 1000
Длина платформы, м  1,6, 1,8 (макс. 2,0 на заказ)
Ширина платформы, м 2,55 (стандарт)
(любая ширина с шагом 5 мм)
Эвакуатор NAVECO C300
среднетоннажный грузовик НАВЕКО
  НАВЕКО C300 НАВЕКО C300L
Грузо­подъем­ность, кг  — 2 850
Марка лебедки  — VIME, 3600
Габариты, м  — 5,45х2,3х2,2
Кран манипулятор NAVECO C300L
среднетоннажный грузовик NAVECO
  NAVECO C300L
Надстройка бортовая платфома
Марка КМУ Ferrari (Италия)
Soosan (Корея)

Чем отличается ПВО от ПРО

Часто можно встретить упоминание двух систем с разной аббревиатурой. Кто-то называет комплексы ПВО, а кто-то ПРО. Истина, как обычно, где-то посередине.

Определение ПВО уже было приведено выше, а определение ПРО выглядит следующим образом:

Исходя из определений, получается, что ПВО является всего лишь расширенной версией ПРО? Не совсем так. Небольшие отличия и специфика все же есть, но в целом системы имеют схожее назначение, просто ПРО используется для борьбы с ракетами, а ПВО работает по всем воздушным целям, включая беспилотники, бомбардировщики, транспортники и истребители.

Такую красоту сбивать не хочется. Если только не знать, что она тебе несет.

В обывательском представлении системы ПРО представляют из себя только системы для борьбы с межконтинентальными ракетами. На самом деле, их применение не ограничивается только этим направлением. Например, защитные танковые и корабельные системы защиты от ракет тоже входят в комплекс ПРО, как бортовые авиационные системы защиты.

По уровню покрытия системы ПРО делятся на территориальные, зональные и объектные. Первые защищают всю территорию страны, вторые защищают определенный регион, а третьи нужны для защиты конкретных объектов или единиц боевой техники.

[править] История

Система С-300 создавалась с 1969 в МКБ «Стрела» (с 1971 ЦКБ Алмаз) для замены замены систем С-75 и С-25, а также войсковой системы ПВО «Круг». В ходе проектно-исследовательских работ было установлено, что задача обороны от ударов перспективных средств воздушного нападения общевойсковых группировок с одной стороны и государственных объектов с другой стороны не может быть эффективно решена одной универсальной зенитно-ракетной системой. Потребовалось раздельное создание объектовой ПВО — С-300П (которую продолжил разрабатывать Алмаз) и войсковой ПВО С-300В, работу над которой взял на себя НИЭМИ.

Основная причина невозможности полной унификации двух систем находилась в области различия их главных задач. Главным противником системы войсковой ПВО, наряду с авиацией противника, являлась баллистическая ракета «земля-земля» Першинг (скорость движения на ниспадающем участке до 3 км/с, ЭПР — сотые доли квадратного метра). Для борьбы с такой целью в состав ЗРК должна была быть введена особая ракета с очень высокой средней скоростью полёта. Для сопровождения БЧ «Першинг» требовался также особо мощный радиолокатор. Объектовая система ПВО С-300П была более традиционной по характеристикам.

Для обеих систем С-300 свойственны: очень малое время реакции, высокая средняя скорость полёта ракет, большая маневренность ракет и оптимизированные траектории полёта с наименьшими потерями скоростей; способность сопровождать и обстреливать одновременно десятки целей; способность бороться со всеми аэродинамическими а также с некоторыми баллистическими целями, в том числе атакующими с предельно малых высот; помехоустойчивость; высокие эксплуатационные характеристики. Система С-300В обладает большими нежели С-300П противоракетными возможностями. Системы С-300П и С-300В прошли несколько этапов модернизаций. Система С-300П начиная от версии С-300ПМ способна использовать в своём составе ракеты ЗРК С-200 в качестве средства поражения на больших дальностях (что особенно повышает возможности системы в борьбе с самолётами ДРЛО, РЭБ, воздушными командными пунктами).

История создания ЗРК С-300

История создания зенитно-ракетного комплекса С-300 началась еще в середине 50-х годов, когда в СССР плотно занялись созданием системы противоракетной обороны. Были проведены научно-исследовательские работы в рамках проектов «Шар» и «Защита», в ходе которых была экспериментально доказана возможность создания ЗРК, способных нести и противовоздушную, и противоракетную оборону.

Советские военные стратеги четко понимали, что СССР вряд ли сможет соперничать со странами Запада по количеству боевых самолетов, поэтому развитию войск ПВО уделялось огромное внимание

К концу 60-х годов советский военно-промышленный комплекс накопил значительный опыт разработок и эксплуатации зенитно-ракетных комплексов, в том числе и в условиях боевых действий. Вьетнам и Ближний Восток предоставил советским конструкторам огромный фактический материал для изучения, показал сильные и слабые стороны ЗРК.

В результате стало ясным, что наибольшие шансы поразить противника и избежать ответного удара имеют мобильные зенитно-ракетные комплексы, способные максимально быстро переходить из походного положения в боевое и обратно.

В конце 60-х годов с подачи командования войск ПВО СССР и руководства КБ-1 Министерства радиопромышленности возникла идея создания единого унифицированного противосамолетного зенитного комплекса, который бы мог поражать воздушные цели на дистанциях до 100 км и подходил для использования как в сухопутных войсках, так и в ПВО страны, и в Военно-морском флоте. После обсуждения, в котором принимали участие военные и представители ВПК, стало понятно, что подобная зенитная система может оправдать затраты на изготовление только в том случае, если она сможет также выполнять задачи противоракетной и противоспутниковой обороны.

Создание подобного комплекса является амбициозной задачей и в наши дни. Официально работы над С-300 начались в 1969 году, после появления соответствующего постановления Совмина СССР.

В конце концов было принято решение о разработке трех ЗРС: для ПВО страны, для ПВО Сухопутных войск и для ПВО ВМФ. Они получили следующие обозначения: С-300П («ПВО страны»), С-300Ф («Флотская») и С-300В («Войсковая»).

В целом же в этом проекте были задействованы десятки предприятий и научных организаций со всего Советского Союза. Главным разработчиком ЗРК являлось НПО «Алмаз», ракеты комплекса С-300 создавались в МКБ «Факел».

Чем дальше продвигались работы, тем больше становилось проблем, связанных с унификацией зенитного комплекса. Основной их причиной были особенности использования подобных систем в разных видах войск. Если ЗРК ПВО и ВМФ обычно применяются вместе с весьма мощными системами радиолокационной разведки, то комплексы войсковой ПВО обычно имеют высокую степень автономности. Поэтому решено было передать работу над С-300В НИИ-20 (в будущем НПО «Антей»), которая к тому времени имела значительный опыт разработок армейских средств ПВО.

Специфические условия применения зенитно-ракетных комплексов на море (отражение от сигнала поверхности воды, повышенная влажность, брызги, качка) вынудили назначить головным разработчиком С-300Ф ВНИИ РЭ.

ЮГОСЛАВСКИЕ СТЕНАНИЯ

Поскольку С-300П была задумана как составная часть системы ПВО страны, то внутри этой системы все перечисленные недостатки более или менее нивелировались. Ее РЛС не нужно было постоянно работать, для этого существовали РТВ, они же должны были обнаруживать низколетящие цели и выдавать по ним предварительное целеуказание. Низкая скорость перезарядки компенсировалась наличием большого числа готовых к пуску ЗУР, большая мертвая воронка – взаимным прикрытием друг друга дивизионами одного полка. Кроме того, страховали друг друга разные полки, а также другие средства ПВО. Но когда “трехсотку” стали “выдергивать из контекста” и делать “самостоятельной величиной” (да еще и в урезанных вариантах – в полку по одному-два дивизиона, по 4–8 ПУ в каждом вместо трех–пяти дивизионов по 12 ПУ), то недостатки стали неизбежно проявляться.

В первый раз это случилось в связи с агрессией НАТО против Югославии весной 1999 года. Тогда поднялся над Русью вой патриотической общественности: “Почему мы не отправляем в Югославию С-300?!” Что интересно, отголоски этого воя слышны до сих пор, хотя за 20 лет можно же было хоть что-то понять.

С-300П в любой модификации состоит из множества многотонных многометровых машин. Поэтому ее крайне сложно перебрасывать по воздуху даже в спокойных условиях: в Ан-124 “Руслан” влезает одновременно не более двух машин из состава “трехсотки”, поэтому для переброски хотя бы одного дивизиона надо много “Русланов” или много времени. А любые другие транспортные самолеты российских Воздушно-космических сил здесь просто бесполезны. В условиях полного господства в воздухе авиации НАТО, которая была способна просто вывести из строя взлетно-посадочные полосы (ВВП) любого югославского аэродрома, подобная операция была принципиально нереализуема.

Можно было перевезти С-300 по морю. Правда, это довольно медленно, потому что далеко. К тому времени, как российские суда с “трехсоткой” достигли бы югославских портов, натовцы уже более или менее все разбомбили бы. И даже если бы российские суда дошли до югославских (черногорских) портов и ВМС НАТО их пропустили бы, на этом эпопея и завершилась бы. Многотонные многометровые машины, не имеющие никакой конструктивной защиты и никакого собственного оборонительного вооружения, были бы уничтожены натовской авиацией прямо в порту. Или в крайнем случае на марше в направлении района развертывания. Никаких шансов до этого района дойти, там развернуться и привести себя в состояние боевой готовности у “трехсотки” не было даже теоретически. Просто потому, что Югославия не имела полноценной ПВО, чтобы все эти операции прикрыть.

По этой же самой причине С-300П оказалась бы практически бесполезной, если бы несколько ее дивизионов (два-три полка, больше просто не могло быть) появились бы в Югославии до начала натовской агрессии (в политическом плане вопрос о том, почему они там не появились до начала агрессии, нужно адресовать покойному Милошевичу, а не покойному же Ельцину). Остальная ПВО Югославии была слишком слаба и примитивна, поэтому С-300П становилась некой “вещью в себе”, не имеющей подстраховки ни “сверху” (от истребителей), ни “снизу” (от других ЗРК). И для ее подавления американцам просто понадобилось бы несколько десятков дополнительных “Томагавков”. Даже при идеальной работе расчетов “трехсотка” истратила бы все ЗУР на уничтожение этих “Томагавков”, а перезарядиться ей никто шанса не предоставил бы. Но патриотическая общественность подвывает и сейчас, совершенно всего этого не понимая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector