Новейшие многоцелевые российские подводные лодки проекта 885 «ясень»
Содержание:
Многоцелевые убийцы
Согласно
открытым источникам, лодки «Ясень»
имеют надводное водоизмещение 8,6 тысячи
тонн, подводное — 13,8 тысячи тонн. Они
могут погружаться на глубину до 600 метров
и развивать под водой скорость примерно
в 31 узел (порядка 57 километров час).
Автономность плавания составляет 100
суток. Экипаж — 64 человека.
Корабли
885 проекта, по данным СПМБМ «Малахит», получили уникальный для российских субмарин
корпус. Дело в том, что российские атомные
подлодки традиционно имеют двухкорпусную
конструкцию: они разделены на внутренний
прочный корпус и внешний легкий. Между
ними находится часть оборудования.
Достоинство такой схемы — высокая
живучесть корабля. Недостатки — размеры,
меньшая маневренность и самое главное
— они издают больше демаскирующих
звуков.Удар из глубины: у кого субмарин больше?
Большая
часть американских лодок построена по
однокорпусной схеме. Они менее живучи
из-за меньшего запаса плавучести, но
имеют и неоспоримое преимущество —
меньшую шумность. А бесшумность —
важнейшая характеристика для современных
атомоходов. Кто первый обнаружил
противника, тот, как правило, и выиграл
подводный бой.
Конструкторы
«Ясеней» выбрали компромиссную
конструкцию, совмещающую достоинства
как двухкорпусных, так и однокорпусных
лодок. Легкий корпус облегает только
часть прочного корпуса в носовой части
корабля. Тем самым удалось совместить
высокую живучесть отечественных субмарин
с малой шумностью американских атомоходов.
По
информация «Малахита», впервые в
отечественном кораблестроении торпедные
аппараты на 885 проекте разместили не в
носовой части, а за отсеком центрального
поста. Это освободило место в носовой
оконечности для размещения сферической
антенны большого диаметра гидроакустического
комплекса (ГАК) «Иртыш-Амфора». Мощный
сонар позволит «Ясеням» обнаруживать
противника под водой на большей дистанции.
На
лодке этого проекта установлены шесть
650- и 533-мм торпедных аппаратов через
которые экипаж может вести стрельбу
всеми типами современных торпед,
проводить минные постановки и даже
использовать беспилотные подводные
аппараты.
В
центральной части корпуса также впервые
для отечественных многоцелевых субмарин
установили вертикальные пусковые
установки для ракет «Оникс» и «Калибр»,
прекрасно зарекомендовавших себя в
Сирии. В будущем лодки этого типа
планируется вооружить перспективными
гиперзвуковыми ракетами «Циркон».
На
кораблях «Ясень» применено множество
новшеств. Главная энергетическая
установка нового поколения на основе
одного водо-водяного атомного реактора.
Малошумный гребной винт составной
конструкции. Резервный движительный
комплекс. Лодки оснащены всплывающей
спасательной камерой, предназначенной
для спасения всего экипажа с глубин
вплоть до предельной.
«Уникальная конструкция»
Проект «Ясень» был разработан в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит» имени академика Н.Н. Исанина. История его создания была непростой.
В конце 1970-х годов советское руководство поставило перед оборонным комплексом задачу разработать концепцию подводной лодки четвёртого поколения. Соответствующее задание получили конструкторские бюро (КБ) «Малахит», «Рубин» (Санкт-Петербург) и «Лазурит» (Нижний Новгород).
При этом все три КБ пошли разными путями. «Рубин» сконцентрировался на создании субмарины с противокорабельными крылатыми ракетами, «Лазурит» занимался разработкой противолодочной АПЛ. КБ «Малахит», в свою очередь, предложил концепцию многоцелевой подводной лодки.
Впоследствии было принято решение объединить все три проекта в один на базе наработок «Малахита». Так и родился проект «Ясень».
Опытно-конструкторские работы были завершены в начале 1990-х, а в 1993 году на «Севмаше» был заложен головной корабль проекта 885 — «Северодвинск».
Однако из-за экономических трудностей того периода его строительство растянулось на долгие 20 лет. В 1996 году работы над «Северодвинском» и вовсе были заморожены, несмотря на то что как раз к этой дате его планировалось спустить на воду.
- Атомная подводная лодка «Северодвинск»
«Прежде всего это связано с трудностями, которые испытывало государство в те годы. Не было средств на развитие этого проекта. Сегодня все проблемы преодолены, есть государственная программа вооружений, в рамках которой выделяются достаточно серьёзные средства, для того чтобы Россия наверстала упущенное и компенсировала провал, который был в 1990—2000-х годах», — рассказал в интервью RT военный эксперт Дмитрий Литовкин.
В свою очередь, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков отметил, что на сроки повлияла также и сложность проекта.
Также по теме
«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России
В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт…
«Подводная лодка имеет уникальную конструкцию, позволяющую ей погружаться на большую глубину. Также на ней размещены новейшие радиоэлектронные средства, уникальные водомётные движители, которые обеспечивают малошумное движение. Чтобы добиться таких параметров, необходимо проделать серьёзную и большую работу. Быстро это осуществить нельзя», — пояснил Сивков в интервью RT.
Работы над проектом возобновились лишь в начале 2000-х. К тому моменту часть оборудования подлодки уже успела устареть, поэтому в проект пришлось вносить серьёзные изменения, что также сдвинуло сроки окончания строительства.
Помимо этого, возникли проблемы и с производством комплектующих, так как часть выпускавших их заводов после распада СССР оказались на территории независимых государств.
В результате «Северодвинск» был спущен на воду только в 2010 году — на 14 лет позднее запланированного срока. Ещё четыре года длились испытания и доработка лодки, после которых в июле 2014 года она была принята в состав Северного флота.
После завершения работ по строительству «Северодвинска» все последующие корабли, включая «Казань», создавались по обновлённому проекту 885М или «Ясень-М». От исходной версии он отличается доработанным и более современным оборудованием, изменённой формой обводов корпуса и пониженным уровнем шумности, что, как отмечают эксперты, для подлодок критически важный параметр.
Также стоит отметить, что все подводные лодки этого проекта оснащаются исключительно российскими комплектующими — от кооперации с заводами, которые остались на территории постсоветских республик, было решено отказаться.
26 июля 2013 года на стапелях «Севмаша» была заложена третья лодка проекта «Ясень-М» — «Новосибирск». Её строительство ведётся в интересах Тихоокеанского флота РФ. Спуск на воду данной субмарины был осуществлён 25 декабря 2019 года.
- Церемония спуска на воду АПЛ «Новосибирск»
В 2014—2017 годах были заложены ещё четыре подводные лодки такого класса: «Красноярск», «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск».
В 2020 году началось строительство сразу двух субмарин проекта 885М — «Воронеж» и «Владивосток». За торжественной церемонией закладки новых судов в режиме видеоконференции наблюдал президент России Владимир Путин
В своём выступлении он отметил исключительную важность Военно-морского флота в обеспечении безопасности России и поблагодарил корабелов за добросовестный труд
Примечания
- ↑ 123 ВМФ России получил головную подлодку проекта «Ясень». РИА Новости (31 декабря 2013).
- Статья о «Ясенях» на сайте «Военная история России»
- пр.885 — GRANAY. kommersant.ru (17 ноября 2011). Проверено 21 ноября 2011. Архивировано 29 февраля 2012 года.
- На что потратят 280 миллиардов. kommersant.ru (10 ноября 2011). Проверено 21 ноября 2011. Архивировано 29 февраля 2012 года.
- Россия получит семь АПЛ «Ясень» к 2021 году
- АПЛ «Ясень» для русского флота
- Александр Емельяненков. Место на стапеле заняла «Казань»
- Тихий охотник: подлодка «Ясень-М» обезвредит авианосец одной торпедой. РИА Новости 31.03.2017
- ↑ 1 2 Российский военный флот меняет облик, 8 апреля 2008.
- Россия готовит подводный прорыв
- ↑ 12Военно-промышленный курьер. Российский ВМФ до 2020 года получит семь АПЛ проекта «Ясень». Военно-промышленный курьер (24.04.2015).
- Подлодка «Северодвинск» вышла в море на испытания | В России | KM.RU Новости
- ЦАМТО / Новости / Начались государственные испытания АПЛ «Северодвинск»
- Первая многоцелевая атомная подлодка проекта «Ясень» принята в состав ВМФ России
- Вторая АПЛ типа «Северодвинск» будет заложена в июле 2009 года. РИА Новости (25 июня 2009). Проверено 13 августа 2010. Архивировано 3 апреля 2012 года.
- АПЛ Казань готовят к началу электромонтажных работ. 7.5.2014
- На «Севмаше» заложили новую атомную подлодку для ВМФ России. Lenta.ru (24 июля 2009). Проверено 13 августа 2010. Архивировано 3 апреля 2012 года.
- ↑ 12 Атомную подлодку «Казань» передадут флоту в 2020 году (рус.),Атомная энергия 2.0 (22 марта 2018). Проверено 22 марта 2020.
- На Севмаше заложили АПЛ «Новосибирск». Пресс-служба ОАО «ПО Севмаш» (26 июля 2013).
- ↑ 12 На Севмаше в День ВМФ заложены сразу три новые подводные лодки. ИТАР-ТАСС (27 июля 2014). Проверено 27 июля 2014.
- Строительство трех атомных подводных крейсеров началось на «Севмаше». РИА Новости (27 июля 2014). Проверено 27 июля 2014.
- ↑ 12 Пятую атомную подлодку «Ясень» заложат 19 марта
- В День подводника российские верфи заложат две новые подлодки
- На «Севмаше» состоялась закладка АПЛ «Архангельск»
- ↑ 12 На северодвинском «Севмаше» заложена шестая атомная подлодка семейства «Ясень»
- Седьмую многоцелевую подлодку проекта «Ясень» заложили на «Севмаше»
- ↑ 1234 Гендиректор: Севмаш до конца 2020 года передаст флоту восемь «Бореев» и шесть «Ясеней». ТАСС (16 июня 2015).
- «Северодвинск»: конец долгостроя («Смысл», №14, 2007 г.) PDF (188 Кб)
- АПЛ «Северодвинск» получила передовую систему безопасности. 23.6.2014
- АПЛ «Ясень» может применять все крылатые ракеты морского базирования
- Морская гончая: как авианосная доктрина США ломается о новую русскую ракету (рус.), Рамблер/новости . Проверено 27 сентября 2020.
- Россия впервые испытает гиперзвуковую ракету «Циркон» с морского носителя (англ.), www.newsinfo.ru . Проверено 27 сентября 2020.
- «Хаски» – российская субмарина пятого поколения. interpolit.ru. Проверено 15 сентября 2020.
- Первая подлодка проекта «Ясень» вошла в состав ВМФ. 17.6.2014
- Атомную подлодку «Казань» спустили на воду (рус.), РИА Новости . Проверено 1 апреля 2020.
- В Северодвинске спустили на воду первый атомоход проекта «Ясень-М»
- Севмаш заложит АПЛ «Новосибирск» ко Дню ВМФ
- Гидравлические испытания «Новосибирска». 21.8.2014
- Объем Гособоронзаказа-2014 на Севмаше выполнен полностью
- Серия многоцелевых АПЛ проекта 885 «Ясень» будет состоять из семи единиц. 20.3.2013
- Прочный корпус «Красноярска»
- Новые субмарины — на стапелях Севмаша
- Атомный подводный крейсер «Ульяновск» войдет в состав Северного флота (рус.), РИА Новости . Проверено 28 июля 2020.
- https://tass.ru/armiya-i-opk/5161580
Дзюдо и самбо
Эти два направления часто объединяют, хотя у них много разного. Дзюдо – это борьба, ориентированная на спортивные поединки, где есть строгие правила, судьи. Самбо – это система самообороны, у которой есть боевая версия, изначально рассчитанная на применение в условиях улицы. К минусам относится отсутствие ударной техники и средств противостояния ей.
Преимущества
- Дзюдо и самбо гармонично развивают все группы мышц, поэтому спортсмены находятся в хорошей физической форме.
- Регулярные занятия дают положительный эмоциональный настрой на самооборону, воспитывают собранность, учат психологической устойчивости в поединке.
«Убийца кораблей»
Как отмечается на сайте КБ «Малахит», корабли проекта 885 предназначены для борьбы с подводными лодками и корабельными группировками, а также для нанесения ударов по наземным объектам противника.
Атомные подводные крейсера данного класса оснащены вертикальными пусковыми установками, «благодаря чему обеспечивается залповая стрельба высокоточными крылатыми ракетами, что позволяет уничтожать групповые и сильно защищённые цели, в том числе оснащённые системами противоракетной обороны», сообщают разработчики.
Всего на одном судне размещается восемь таких установок, боезапас при этом составляет 24 ракеты «Оникс» или «Калибр». Для запуска 30 торпед на субмарине установлены десять аппаратов калибра 533 мм. При этом торпедно-ракетный комплекс может вести как одиночную, так и залповую стрельбу.
Как отмечают в «Малахите», корабли проекта 885 оснащаются главными энергетическими установками нового поколения, которые обеспечивают «снижение акустических параметров корабля». Они состоят из «одного водо-водяного реактора и блочной одновальной паротурбинной установки с широким резервированием механизмов и оборудования».
Среди главных достоинств кораблей проекта 885 Константин Сивков выделяет их низкую шумность и мощное гидроакустическое оборудование, которое позволяет «обнаруживать иностранные подводные лодки на большом удалении».
По словам Дмитрия Литовкина, корабли проекта 885М являются на данный момент самыми современными в российском ВМФ.
Также по теме
«Эффективное оружие сдерживания»: как гиперзвуковая ракета «Циркон» усилит возможности ВМФ России
Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Маршал Шапошников» и многоцелевая атомная подлодка проекта 949А «Иркутск» в результате…
«Это самый современный и перспективный проект, подлодки которого могут применять целый спектр различного вооружения, в том числе ракеты «Калибр» и «Оникс»
Важно отметить, что новейшее торпедное вооружение на этих подлодках стоит вдоль борта, а носовая часть занята новой гидроакустической станцией», — сказал аналитик в интервью RT
При этом Дмитрий Литовкин подчеркнул, что проект «Ясень» является одним из самых технологичных и секретных в российском ВМФ, поэтому о нём известно не так много. По его словам, главной задачей «Ясеней» является уничтожение кораблей противника.
«Это «убийца кораблей». Подлодки типа «Ясень» способны действовать на морских коммуникациях вдали от российских берегов, топить авианосцы, транспортные караваны и выполнять другие задачи по обеспечению безопасности РФ, в том числе наносить удары по береговым целям», — отметил эксперт.
Как сообщают СМИ, в перспективе на кораблях данного класса могут устанавливаться гиперзвуковые ракеты «Циркон», которые сейчас проходят государственные испытания. Эксперты полагают, что они смогут серьёзно повысить боевую мощь «Ясеней».
«Ракета «Циркон», которую невозможно перехватить, способна будет потопить авианосец, крейсер, нанести удар по береговому объекту. Но, скорее всего, основным вооружением этих подлодок всё же станут ракеты типа «Калибр», которые могут применяться для решения самых различных задач», — сказал аналитик.
По мнению Константина Сивкова, подлодки проекта 885М в будущем смогут стать главной ударной силой российского подводного флота.
Конструкция[править | править код]
Принципиальная схема лодки 885 проекта.
Лодка имеет полуторакорпусную конструкцию с лёгким корпусом только в носу и с надстройкой в районе ракетных шахт. Материал корпуса — маломагнитная сталь. На корпус нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность лодки, а также уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов. В носовой части базового проекта размещён гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной. Проект «Ясень-М» оснащён гидроакустическим комплексом «Аякс» с дополнительными антеннами по всему корпусу АПЛ. Занявшая всю носовую часть антенна не позволила традиционно расположить в носу торпедные аппараты, что является одной из наиболее заметных отличительных особенностей проекта.
Спасательная камера на подлодке проекта 885 «Ясень» одна, в ней может поместиться весь экипаж — 90 человек (64 человека «Ясень-М»).
Главная энергетическая установка и движительправить | править код
Применение атомного реактора нового поколения позволит повысить надёжность работы энергосистемы корабля. Атомный реактор выполнен по новой технологии, при которой трубопроводы теплоносителя первого контура размещены в корпусе реактора, что значительно снижает вероятность аварий и радиоактивного облучения экипажа. Специально для лодок этого проекта создана уникальная многоцелевая информационно-управляющая система контроля уровня радиоактивного излучения атомного реактора и оповещения экипажа о его превышении. Срок службы реактора без перезарядки составляет около 25-30 лет, что сравнимо со сроком службы субмарины.
Энергетическая система выполнена по одновальной схеме, в качестве движителя применён малошумный гребной винт, хотя в 2000 году в СМИ публиковалась схема проекта с водомётом .
Для снижения шумности на малых скоростях движения используется гребной электродвигатель; главный турбозубчатый агрегат подключается через муфту только на высокоскоростных режимах.
Информационно-управляющая система многоцелевого назначения (ИУС МН) — это многопроцессорная система с трёхуровневой структурой построения, которая предназначена для фиксации радиоактивного фона и предупреждения аварийной ситуации на судне. Благодаря ИУС МН экипаж подводной лодки своевременно получит сигнал об угрозе и успеет принять необходимые меры. В систему входят: устройства детектирования, блоки питания, реле расхода воздуха, комплект запасных частей и инструментов. ИУС МН осуществляет непрерывный автоматический дистанционный контроль радиационно-химической обстановки, а также позволяет прогнозировать дозы радиоактивного излучения и время пребывания членов экипажа в аварийных зонах. Кроме того, система представляет информацию о состоянии контролируемого объекта, выдает рекомендации по принятию решений, а также проводит постоянную самодиагностику в автоматическом режиме.
Вооружениеправить | править код
На подлодке проекта 885 «Ясень» 10 (8 на «Ясень-М») торпедных аппаратов калибра 533 мм, расположенных под углом побортно в районе ограждения выдвижных устройств, а за ограждением находятся 8 (10 «Ясень-М») вертикальных ракетных шахт, в каждой из которых размещается по 4 крылатые ракеты 3М-55 «Оникс», 3М-22 «Циркон» или по 5 крылатых ракет меньшего диаметра 3М-14 «Калибр». Возможность комбинировать ракетное вооружение дает гибкость в выполнении широкого набора боевых задач: от борьбы с субмаринами и поражения стационарных наземных целей, до уничтожения всех типов надводных кораблей противника крылатыми ракетами «Калибр», «Оникс», «Циркон». По заявлению гендиректора предприятия проектировщика субмарины конструкторского бюро «Малахит» Владимира Дорофеева, многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885 «Ясень» способна применять все находящиеся на вооружении ВМФ РФ крылатые ракеты морского базирования. АПЛ «Ясень-М» также будет применять перспективные крылатые ракеты ЗМ-22 «Циркон».
Представители проекта
Название | Проект | Зав. № | Закладка | Спуск | В строю | Флот | Состояние | Примечания |
К-560 «Северодвинск» | 885 | 160 | 21.12.1993 | 15.06.2010 | 17.06.2014 | КСФ | В строю | |
К-561 «Казань» | 885М | 161 | 24.07.2009 | 31.03.2017 | 2019 | КСФ | С 24.9.2018 проходит ЗХИ. | Спущена на воду |
К-573 «Новосибирск» | 885М | 162 | 26.07.2013 | 2019 | 2019? | КТОФ? | В постройке | На 21.08.2014 успешно проведены гидравлические испытания прочного корпуса, планируется начать изоляционные работы |
К-571 «Красноярск» | 885М | 163 | 27.07.2014 | 2020 | КТОФ? | В постройке | 23.01.2017 завершены гидравлические испытания прочного корпуса | |
К-564 «Архангельск» | 885М | 164 | 19.03.2015 | 2020 | КСФ? | В постройке | ||
К-«Пермь» | 885М | 165 | 29.07.2016 | 2020 | ? | В постройке | ||
К- «Ульяновск» | 885М | 166 | 28.07.2017 | 2020 | КСФ | В постройке |
Цвета таблицы:
Белый —строится,не достроен или утилизирован не спущенным на воду Зелёный — действующий в составе ВМФ
Жёлтый —действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно Красный —списан, утилизирован или потерян
Модификации ПЛАРК проекта «Ясень»
Проект «Ясень» имеет всего две модификации. По первоначальным чертежам (885) построена одна лодка — К-560 «Северодвинск». Все остальные боевые единицы строятся в соответствии с усовершенствованным проектом 885М.
Шифр
проекта |
Борт.№ и название ПЛАРК | Особенности модификации |
885 «Ясень» |
К-560 «Северодвинск» |
Лодки проекта 885 имеют два принципиальных отличия от подводных военных кораблей предшествующих классов (вне зависимости от назначения и тактико-технических характеристик): Применена полуторакорпусная схема с частичным расположением цистерн главного балласта внутри прочного корпуса.
В связи с большими размерами новой ГАС «Иртыш-Амфора» торпедный отсек разделён на две части и расположен по бортам лодки. Торпедные аппараты установлены под углом к оси лодки |
885М (08851)
«Ясень-М» |
К-561 «Казань» К-573 «Новосибирск» К-571 «Красноярск» К-564 «Архангельск» К-… «Пермь» К-…«Ульяновск» |
Основные отличия подлодок проекта 885М от головной ПЛАРК «Северодвинск»:
Самые новые единицы строятся с учётом возможного применения перспективного ГАК «Аякс», новейших российских комплексов гиперзвуковых баллистических ракет «Циркон», стратегических ракет Х-101, самонаводящихся торпед «Футляр» и «Физик» |
Газобаллонных
Способы увеличения скорости выстрела в газобаллонной пневматике также заключаются в увеличении длины ствола и доработке механизма. Пути повышения мощности состоят в следующем:
- замена «боевой» пружины на более мощную. Речь идет о пружине, приводящей в движение курок или ствол, бьющий по клапану. Минус метода состоит в существенном увеличении нагрузки на спусковой крючок пистолета (т. е. повышении усилия спуска);
- расточка камеры с газом (увеличение диаметра). В зависимости от конструкции пистолета, можно получить неплохой прирост скорости, особенно с изначально толстостенными камерами;
- увеличение отверстий в выпускном клапане, через который выходит углекислый газ. В классической конструкции клапана выход газа осуществляется через три внутренних отверстия. Их диаметр можно увеличить до 0,5 мм путем рассверливания. Слишком большие отверстия делать не стоит, иначе газ будет выходить очень быстро, а пуля сильно потеряет в скорости при разгоне;
- применение курка большей массы (или более тяжелого ствола). При усиленном ударе клапан будет дольше оставаться открытым, выпуская большее количество газа. Для повышения массы придется снова обратиться к токарю;
- увеличение диаметра обтюратора, находящегося за иглой для прокалывания баллона. Не стоит переусердствовать в его расширении, иначе игла может выпасть и ее придется фиксировать «супер-клеем».
Увеличивать размеры отверстий нужно постепенно, периодически собирая пистолет и тестируя полученную схему. Если апгрейд был задуман еще перед покупкой, лучше приобрести модель без Blowback, на работу которого теряется большая часть энергии газа.
Царский выход
В январе американский журнал National Interest представил ТОП-5 самых опасных и мощных в мире подводных лодок. Три из этих военных машин — российские. В рейтинге оказались подлодки проекта 955 «Борей», субмарины проекта 885М «Ясень-М» и проекта 667БДРМ «Дельфин».
Сейчас в распоряжении ВМФ России три корабля базового проекта 955 «Борей»: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах».
В конце прошлого года первый модернизированный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» проекта 955А «Борей-А» успешно прошел испытания в Белом море.
Еще четыре новейших «Борея», разработанных санкт-петербургским конструкторским бюро «Рубин», строятся на «Севмаше».
Девятую и десятую атомные подлодки модернизированного проекта 955А («Борей-А») планируют заложить в день 75-летия Победы 9 мая 2020 года. В строй они войдут в 2026 и 2027 году.
Подводный корабль «Князь Владимир» стал первым в истории ракетным подводным крейсером стратегического назначения четвертого (последнего) поколения.
Среди его главных преимуществ — высокая скрытность, которая достигается за счет максимально сниженного уровня шумности. Помимо этого, субмарина обладает улучшенной маневренностью и удержанием на глубине, а также новыми системами управления оружием.
Технологии и стоимость
Тот факт, что корабли относятся к одному проекту, отнюдь не означает их полную идентичность. Каждая новая единица обладает определенными преимуществами перед предыдущей по причине совершенствования технологий и применения более современных видов оборудования и вооружений. Корабли строятся не так быстро, как некоторые другие виды техники, особенно такие сложные, как АПЛ проекта «Ясень». Подводная лодка «Северодвинск», принятая на вооружение ВМФ в прошлом году, обошлась казне в 47 миллиардов рублей. Столько же будет стоить и «Казань», но уже известно, что у этого корабля обводы усовершенствованы, оборудование модернизировано, а шумность еще более низкая. К тому же производство всех узлов и комплектующих ПЛ теперь перенесено на территорию Российской Федерации, что снижает риск утечки секретной информации об их устройстве и повышает независимость от зарубежных поставщиков. Есть основания предполагать, что стоимость каждой последующей единицы будет снижаться по мере совершенствования технологического цикла. Так происходит всегда, но у этого явления есть и другая сторона. В момент достижения наибольшего совершенства любая техника уже устаревает, а новые разработки уже готовы для внедрения, и круг этот повторяется бесконечно. Каким бы ни был удачным проект 885 «Ясень», у российских КБ наверняка есть уже другие идеи. Через несколько лет ими наверняка будет создана новая подводная лодка, характеристики которой будут еще лучше.