Авиация соединенных штатов америки
Содержание:
- Структура ВВС США
- Вертолеты [ править ]
- Транспортный самолет
- F-15E «Страйк Игл»
- В-17
- Стратегический самолет-разведчик
- ВВС США в играх серии Ace Combat[править | править код]
- Обязанности дежурного в армии согласно уставу ВС РФ
- Перехваты и сопровождения
- Транспорт [ править ]
- Италия
- Разведчик [ править ]
- «Война так и не была завершена»
- Модернизации и переоборудования
- Первый урок не усвоили
Структура ВВС США
В своем составе ВВС США имеет министерство, штаб ВВС и одиннадцать командований. Кроме того, в структуру американских военно-воздушных сил входит 27 учреждений на правах командований.
В состав ВВС США входят и самолеты, которые числятся за Национальной гвардией страны. По своему уставу эта организация должна защищать территориальную целостность США, но поскольку на американцев никто никогда не нападал, то пилоты нацгвардии выполняют боевые задания наравне с летчиками военно-воздушных сил.
Руководит американскими военно-воздушными силами министр ВВС США. С 2013 года этот пост занимает Дебора Ли Джеймс. Однако министерство занимается только политическим и административным руководством ВВС, определяет его направления развития, отвечает за проведение исследовательских работ в области разработки новых летательных аппаратов (ЛА) и систем вооружения, а также занимается финансовыми вопросами. Министром ВВС США назначается гражданское лицо, не имеют воинских званий и его заместители и их советники.
Штаб ВВС США занимается организационными вопросами, оперативной и боевой подготовкой, материально-техническим обеспечением, разрабатывает планы использования военно-воздушных сил и уставы для военнослужащих. Также штаб принимает участие в вопросах разработок новых видов вооружения и ЛА, распределяет технику среди частей и подразделений. В настоящее время штабом руководит генерал ВВС США Марк Уэлш (с 2012 года). Территориально штаб ВВС США находится в Пентагоне, в штате Виргиния.
Вот список командований, которые входят в состав военно-воздушных сил США:
- Боевое авиационное командование. Штаб находится на авиабазе Лэнгли, штат Виргиния. В его состав входит 1-я, 8-я, 9-я, 12-я воздушные армии и центр боевого применения ВВС.
- Учебное авиационное командование. Штаб расположен на авиабазе Рэндольф, штат Техас. В состав входит 2-я воздушная армия, 19-я воздушная армия, военно-воздушный университет и другие части.
- Командование воздушных перевозок. Штаб находится на авиабазе Скотт, Иллинойс. В состав командования входит 18-я воздушная армия и Экспедиционный учебно-научный центр.
- Командование материально-технического обеспечения. Штаб расположен на авиабазе Райт-Паттерсон, Огайо. В состав входят исследовательские, производственные и логистические центры.
- Командование резерва ВВС. Штаб — авиабаза Робинс, Калифорния. В состав входит 4-я, 10-я и 22-я воздушные армии.
- Космическое командование. Штаб находится на авиабазе Петерсон, Колорадо. В состав командования включены 14-я и 20-я воздушные армии, центр космических и ракетных исследований.
- Командование ВВС в зоне Тихого океана. Его штаб — авиабаза Хикэм, Гавайи. В его состав входят 5-я, 7-я, 11-я и 13-я армии.
- Командование ВВС в Европе. Штаб находится в Германии на авиабазе Рамштайн. В его состав включены 3-я и 17-я армии.
- Командование специальных операций ВВС. Его штаб расположен на авиабазе в Херлберте, штат Флорида. В его состав входит 23-я воздушная армия.
- ВВС национальной гвардии. Штаб находится в Вашингтоне.
- Глобальное ударное командование. Его штаб-квартирой является база ВВС США в Барксдейле, штат Луизиана. Это командование создано в 2009 году. Под его управлением находятся все стратегические ядерные силы, которыми располагает ВВС США. Это 20-я воздушная армия с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) и 8-я воздушная армия.
Основной структурной единицей ВВС США считаются воздушные армии, они состоят из авиакрыльев (аналог отечественных авиаполков), которые разделяются на отдельные эскадрильи.
Отдельно стоит упомянуть Глобальное ядерное командование, именно оно контролирует значительную часть стратегического ядерного оружия США. В состав 8-й армии входят бомбардировщики В-52Н, В-1 и В-2А. МБР «Минитмен-3» стоят на вооружении 20-й армии. В настоящее время общее количество МБР составляет около 450 единиц, они постоянно поддерживаются в боеготовом состоянии, 95% из них стоит на боевом дежурстве.
Сегодня американские ВВС являются самыми многочисленными в мире. На 2007 год в них состояло 320 тыс. человек на действительной службе, более 117 тыс. – в резерве. Кроме того, 106 тыс. человек находились на службе ВВС Нацгвардии.
На вооружении ВВС США находилось более 4 тыс. летательных аппаратов, 156 БПЛА, более 2 тыс. крылатых ракет воздушного базирования. Большое количество самолетов и вертолетов находится на хранении на авиабазе Дэвис-Монтан, откуда большинство из них можно быстро вернуть в строй. Хотя неофициально эту базу называют «Кладбищем».
Вертолеты [ править ]
Наблюдение, 1944–1962 гг.
- HOE Hornet — Хиллер
- Ротоцикл HOG — Gyrodyne
- HOK — Kaman (переименован в H-43 в 1962 году)
- HOS Hoverfly II — Сикорский
- HO2S Стрекоза — Сикорский
- HO3S Стрекоза — Сикорский
- HO4S — Sikorsky (переименованный в H-19 в 1962 году)
- HO5S — Сикорский
Тренер, 1948–1962
- HTE Raven — Хиллер
- HTK Huskie — Kaman (переименованный в H-43 в 1962 году)
- HTL Sioux — Bell (переименованный в H-13 в 1962 году)
Транспорт, 1944–1962
- HRB Sea Knight — Boeing-Vertol (переименованный в H-46 в 1962 году)
- Его Королевское Высочество — Макдоннелл
- Спасатель HRP — Пясецки
- HRS — Сикорский
- HR2S — Sikorsky (переименованный в H-37 в 1962 году)
- HR3S — Sikorsky (переименованный в H-3 в 1962 году)
Утилита, 1950–1962
- HUK Huskie — Kaman (переименованный в H-43 в 1962 году)
- HU2K Seasprite — Kaman (переименованный в H-2 в 1962 году)
- HUL (переименованный в H-13 в 1962 году)
- HUM — McCulloch
- HUP Retriever — Piasecki (переименованный в H-25 в 1962 году)
- HUS Seahorse — Sikorsky (переименованный в H-34 в 1962 году)
- HU2S Sea Guard — Sikorsky (переименованный в H-52 в 1962 году)
Транспортный самолет
- Самолет с бортовой системой предупреждения и управления (ДРЛО) на базе Boeing 707, обеспечивающий всепогодное наблюдение, управление, управление и связь
E-8 Joint STARS
- Самолет для управления боевыми действиями и управления и контроля на базе Boeing 707, который отслеживает наземную технику и некоторые самолеты, собирает изображения и передает тактические изображения командирам наземного и воздушного театра.
MC-12W Liberty
- Первый полет в 2009 году. Самолет — это средневысотный пилотируемый турбовинтовой тактический разведывательный самолет специального назначения, предназначенный для поддержки коалиционных и объединенных сухопутных войск. Обеспечивает полноценное видео в реальном времени и анализ сигналов.
С-45 Экспедитор
-
Учебно-исследовательский фотографический самолет F-2, предназначенный для установки от двух до четырех аэрофотокамер, также выполнял миссии по составлению карт над Соединенными Штатами; F-2A улучшенная версия. Произведено 69 самолетов. Послевоенный переименован в RC-45A в 1948 году; в отставке 1953
EC-121 Предупреждающая звезда
- Военная версия Lockheed Constellation , самолет был разработан для использования в качестве бортовой системы раннего предупреждения в дополнение к линии дальнего раннего предупреждения с использованием двух больших обтекателей: вертикальный купол над фюзеляжем и горизонтальный под фюзеляжем.
Боинг RC-135
- RC-135 — это семейство самолетов-разведчиков, которые выполняют широкий спектр задач, связанных с радиотехнической разведкой . На основе планера C-135 Stratolifter, несколько типов RC-135 находились на вооружении с 1961 года. Многие варианты впоследствии были модифицированы или модернизированы множество раз (в основном в рамках долгосрочной программы Big Safari ВВС США ), что привело к большому разнообразию обозначения, конфигурации и названия программ.
F-15E «Страйк Игл»
McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle.
McDonnell Douglas (теперь Boeing) F-15E Strike Eagle является американским всепогодным многоцелевым истребителем, созданным на базе McDonnell Douglas F-15 Eagle. F-15E был разработан в 1980-х годах для действий на большие расстояния, с высокой скоростью патрулирования воздушного пространства, не полагаясь на сопровождение и самолеты радиоэлектронной борьбы.
F-15E Strike Eagles ВВС США можно отличить от других американских вариантов Eagle по более темному камуфляжу и подвесным топливным бакам, установленных вдоль воздухозаборников двигателя. Strike Eagle действовали в военных операциях в Ираке, Афганистане и Ливии. Во время этих операций F-15E наносили глубокие удары по важным целям, осуществляли боевое патрулирование в воздухе, предоставляли непосредственную авиационную поддержку коалиционным войскам. F-15E Strike Eagles действовали в последующих конфликтах, а также экспортируются в ряд стран.
F-15E Strike Eagle
В небе над Афганистаном 7 ноября 2008 года.
U.S. Air Force photo/Staff Sgt. Aaron Allmon.
В-17
Этот легендарный боевой самолет США был выпущен в 1934 году. В-17 является американским серийным цельнометаллическим стратегическим бомбардировщиком. Мировую славу он получил в годы Великой Отечественной. Используя эту боевую машину, американцы успешно бомбили германские города. Применялся В-17 и в тихоокеанских боях.
Бомбардировщик комплектовался четырьмя двигателями и мог развить скорость свыше 500 км/ч. Поначалу практический потолок В-17 не превышал 10 тыс. метров. Позже данный показатель удалось увеличить до 12 тыс. м. Боевая авиационная машина оснащалась пулеметом 12,7 мм, чем представляла серьезную угрозу для истребителей противника. Высокая надежность считается характерной особенностью данного бомбардировщика. В документах американской авиации указаны случаи, когда В-17 с пробитым фюзеляжем возвращался обратно на базу, используя только один работающий двигатель.
Стратегический самолет-разведчик
- Разработан на основе тактического бомбардировщика Martin B-57 Canberra (который сам был лицензионной версией английского Electric Canberra) для разведки погоды, включающий отбор проб атмосферы на большой высоте и обнаружение радиации в поддержку мониторинга ядерных испытаний, но четыре из 21 модифицированного Самолеты выполнялись исключительно как стратегические разведывательные платформы.
Локхид U-2 (TR-1A)
- Разработано Центральным разведывательным управлением ; Первый полет произошел на озере Грум ( Зона 51 ), штат Невада, 1 августа 1955 года. U-2 ЦРУ и ВВС США начали полеты в 1956 году. Более 50 лет непрерывно использовались в качестве основного стратегического разведывательного самолета ВВС США.
Локхид SR-71 Блэкберд
- Первоначально разработано как A-12 по Центральному разведывательному управлению ; первый полет состоялся на озере Грум ( Зона 51 ), штат Невада, 25 апреля 1962 года. ВВС США разработали SR-71 по проекту ЦРУ; Первый полет состоялся 22 декабря 1964 года. Эксплуатация SR-71 началась в 1968 году. Списан в 1989 году в связи с сокращением бюджета. Три самолета вернулись в строй в 1994 году; вышел на пенсию в 1998 году в связи с сокращением бюджета.
ВВС США в играх серии Ace Combat[править | править код]
Опознавательный знак военных самолётов США
Assault Horizonправить | править код
Активное участие ВВС США принимают в игре Ace Combat: Assault Horizon в борьбе с сомалийскими повстанцами, в восстановлении законного правительства в России и отражении нападения на США мятежных сил под командованием полковника Маркова.
Малозаметный вариант опознавательного знака военных самолётов США
Joint Asaaultправить | править код
ВВС США предоставляют частной военной компании Martinez Security авиабазу на острове Мидуэй для базирования и беспилотные самолёты-мишени для тренировки. На этом участие ВВС США в игре заканчивается.
Обязанности дежурного в армии согласно уставу ВС РФ
- принять документацию и технические средства, зафиксировав это в специальном журнале;
- производить проверку документов граждан, прибывших в полк, выдавать пропуска только тем лицам, которые ранее были утверждены приказом командира полка;
- о любых нарушениях в представленной документации дежурный по КПП обязан сообщить дежурному по полку;
- следить за тем, чтобы солдаты срочной службы не покидали пределы части без соответствующих документов;
- постоянно пребывать на КПП;
- осуществлять контроль за службой помощников;
- офицеров не из своей части дежурный встречает, представившись, затем докладывает об этом дежурному по полку.
За все время своего дежурства дневальный без разрешения прямого начальника – дежурного по роте не имеет права покидать свой пост. При этом он обязан бдительно следить за оружейной комнатой, а любое нарушение дисциплины, устава, правил безопасности после попыток устранения немедленно передается дежурному по роте. В обязанности дневального входит организация подъема в казарме утром или по тревоге. Он наделен компетенцией делать замечания военнослужащим при нарушении порядка, так как чистота в помещении поддерживается регулярно.
Обратите внимание => В магазине не платят зарплату
Перехваты и сопровождения
Американские военные регулярно заявляют о «непрофессиональных и опасных» действиях российских истребителей при перехвате самолетов-разведчиков. В некоторых случаях сообщалось о сближении воздушных судов до восьми километров. В Министерстве обороны опровергают эти заявления.
Всем НАТО к границам
Истребитель МиГ-31 во время учений
Фото: РИА Новости/Министерство обороны РФ
Проблемы при перехватах и сопровождениях происходят не только с российскими самолетами. В 2001 году при ближних маневрах столкнулись американский разведчик EP-3 и китайский истребитель, летчик которого погиб. Сильно поврежденный самолет США совершил вынужденную посадку на китайской авиабазе. Все 24 члена экипажа были задержаны, но вскоре депортированы на родину. Самолет же Пекин согласился вернуть только в разобранном на части состоянии.
По отчетам НАТО за прошлый год, самолеты Североатлантического альянса более 400 раз поднимались в воздух для перехвата российских самолетов, приблизившихся к границам стран – участников блока. В основном это были воздушные суда, следующие в Калининградскую область и из нее, а также стратегические бомбардировщики на боевом дежурстве.
Транспорт [ править ]
Транспорт, 1931–1962
- РА — Фоккер
- РБ Конестога — Бадд
- RC Kingbird — Curtiss
- R2C — Curtiss (зарезервировано, но не назначено)
- R3C — Curtiss (зарезервировано, но не назначено)
- R4C Condor — Кертисс-Райт
- Коммандос R5C — Кертисс-Райт
- Р. Д. Дельфин — Дуглас
- R2D — Дуглас
- R3D — Дуглас
- R4D — Дуглас (переименованный в C-47 в 1962 году)
- R5D — Дуглас (переименованный в C-54 в 1962 году)
- R6D — Дуглас (переименованный в C-118 в 1962 году)
- Посланник РК — Киннер
- R2K — Fairchild
- RM — Мартин
- RN Reliant — Стинсон
- RO — Локхид
- R2O — Локхид
- R3O — Локхид
- R4O — Локхид
- R5O — Локхид
- R6O — Lockheed (позже переименованный в R6V)
- R7O — Lockheed (позже переименованный в R7V)
- RQ Reliant — Fairchild
- R2Q — Фэйрчайлд
- R3Q Reliant — Fairchild
- Летающий крытый вагон R4Q — Fairchild
- RR — Ford
- RS — Сикорский
- RT — Нортроп
- R6V — Lockheed (ранее обозначался как R6O)
-
R7V-1 — Lockheed (ранее обозначался как R7O)
R7V-2 — Lockheed (версия с турбовинтовым двигателем)
- R8V — Lockheed (переименованный в C-130 в 1962 году)
- RY — Консолидированный
- R2Y — Консолидированный
- R3Y Tradewind — Convair
- R4Y Samaritan — Convair (переименованный в C-131 в 1962 году)
- TA — Fokker
- B-314 — Боинг
Италия
Глава штаба ВС Италии заявляет, что истребители Tempest будут сбивать ракеты лазером
Истребители 6-го поколения Tempest, вооруженные лазерными системами, в будущем смогут уничтожать гиперзвуковые ракеты. Об этом на конференции в Риме заявил глава итальянского генштаба Энцо Веккьярелли.
На Tempest установят достаточно мощные источники энергии, чтобы запитать системы оружия, необходимые для уничтожения входящих гиперзвуковых угроз.
Компании Leonardo, BAE Systems и MBDA в настоящее время работают над оценкой возможности создания бортового лазера. Помимо этого ведутся работы по созданию системы предупреждения о ракетном нападении космического базирования Twister, способной отслеживать ракеты на скорости более 5 Махов.
Разведчик [ править ]
Разведчик, 1922–1946
- SC — Curtiss
- S2C — Curtiss
- S3C — Curtiss
- S4C — Curtiss
- СК «Сихок» — Кертисс
- SDW — Дейтон-Райт
- SE — Белланка
- SF — Грумман
- SG — Великие озера
- SL — Лёнинг
- S2L — Лёнинг
- СС — Сикорский
- SU Corsair — Воут
- XS — Кокс-Клемин
Бомбардировщик-разведчик, 1934–1946 гг.
Дуглас SBD-5 Бесстрашный
- SBA — Брюстер
- SB2A Buccaneer — Брюстер
- SBC Helldiver — Кертисс-Райт
- SB2C Helldiver — Кертисс-Райт
- SB3C — Кертисс-Райт
- SBD Dauntless — Дуглас
- SB2D Destroyer — Дуглас
- SBF — Грумман
- SBF Helldiver — Фэирчайлд
- СБН — Завод морской авиации
- СБУ Корсар — Воут
- SB2U Vindicator — Воут
- SB3U — Воут
- SBW Helldiver — канадский автомобильный и литейный завод
Наблюдение разведчиков, 1934–1946
- SOC Seagull — Curtiss
- SO2C — Curtiss
- Морской борт SO3C — Curtiss
-
ГП Чайка — Белланка
СОК — Fairchild (присвоено обозначение, но самолетов не построено)
- СЫН Чайка — Завод морской авиации
-
СОР Чайка — Райан
SOU — пропущено, чтобы не путать с OSU
- SO2U — Воут
Инструктор скаутов, 1939–1948
- SNB Navigator — Beechcraft (переименованный в C-45 в 1962 году)
- SNC Falcon — Curtiss
- SNJ Texan — Северная Америка
- SN2J — Североамериканский
- SNV Valiant — Vultee
«Война так и не была завершена»
В середине сентября 1950 года в тылу у северокорейских войск, в Инчхоне, высадился 10-й американский корпус. Одновременно совместная группировка сил США и Южной Кореи начала контрнаступление на Пусанском плацдарме. Войскам КНДР пришлось перейти к отступлению.
«Соединённые Штаты бросили против Северной Кореи огромные силы — треть своей сухопутной армии, большую часть флота, около 20% авиации», — рассказал Андрей Кошкин.
«Силы ООН» перешли 38 параллель и развили наступление на территории КНДР. Продвижение американской группировки сопровождалось военными преступлениями. По словам эксперта, военные США убивали мирное население и пытали гражданских лиц, заподозренных в симпатии к властям КНДР. По словам Кошкина, только в Синчхонском уезде «силы ООН» уничтожили четверть населения — около 35 тыс. человек.
Также по теме
Конец разрядки: к чему может привести рост напряжённости между КНДР и Южной Кореей
Генштаб Южной Кореи заявил, что будет реагировать на военные действия со стороны КНДР. Ранее военные КНДР взорвали офис межкорейского…
В сложившейся ситуации Китай и СССР начали оказывать КНДР активную помощь. В октябре 1950 года в Северную Корею вошли около миллиона «китайских народных добровольцев» под командованием маршала Пэн Дэхуэя. В ноябре в воздушном пространстве над КНДР была задействована истребительная авиация СССР. На бортах и плоскостях советских МиГов были нанесены опознавательные знаки ВВС КНДР.
К началу 1951 года северокорейские войска вновь заняли Сеул. Противостоящие друг другу армии поочерёдно проводили наступательные операции, но летом 1951 года фронт стабилизировался в районе 38-й параллели.
Американский генерал Макартур предлагал перенести войну на территорию Китая и нанести по КНР ядерные удары, однако Вашингтон не пошёл на это из-за угрозы полномасштабного вмешательства в войну СССР. Советский Союз к этому времени уже располагал собственным ядерным оружием и держал у границ Кореи несколько дивизий.
После двух лет позиционной борьбы 27 июля 1953 года между американскими и северокорейскими войсками было заключено перемирие.
- Американские военные и северокорейские пленные
Война дорого обошлась Корее. По приблизительным оценкам историков, в ходе конфликта погибли около 1,5 млн жителей полуострова (хотя есть и более крупные оценки жертв). В результате американских бомбардировок было разрушено 8700 промышленных предприятий и более 600 тыс. жилых домов в КНДР. Безвозвратные потери вооружённых сил США составили порядка 40 тыс. человек. Советский Союз потерял в Корее 299 военнослужащих. Оценки потерь Китая колеблются от 60 до нескольких сот тысяч добровольцев.
«Нужно понимать, что война, по сути, так и не была завершена. Мир между Северной и Южной Кореей не подписан до сих пор. Разделение негативно сказывается на политической, экономической и культурной жизни полуострова. Затраты обеих частей Кореи на оборону и безопасность огромны», — констатировала Ирина Ланцова.
- Демаркационная линия между КНДР и Республикой Корея
По словам Андрея Кошкина, корейская война стала для США «пробой сил в глобальном противостоянии с соцлагерем». Эксперт отметил, что Вашингтон не смог добиться решающего успеха, но и не позволил одержать победу своим оппонентам.
«У корейского народа есть внутренний запрос на интеграцию. Однако это должно происходить на основе компромиссов. Сегодня главный дестабилизирующий фактор в этом процессе — позиция США. Вашингтону неинтересна демилитаризация региона: им нужна капитуляция Северной Кореи. Поэтому Белый дом не создаёт предпосылок для установления прочного мира в регионе и оказывает деструктивное влияние на своих союзников», — подытожил Кошкин.
Модернизации и переоборудования
Первый урок не усвоили
—12 апреля 1951 года вы принимали участие в воздушном бою, который американские историки позже назвали «чёрным четвергом» авиации США. Помните подробности того дня?
Также по теме
Вечный партизан Онода: как японский офицер 30 лет воевал в джунглях Филиппин после капитуляции империи
Младший лейтенант японской императорской армии Хироо Онода почти 30 лет вёл партизанскую войну против филиппинских властей и…
— Конечно. Тогда на свой боевой счёт я записал первого сбитого американца. 12 апреля 48 американских стратегических бомбардировщиков В-29А Superfortress попытались нанести массированный удар по корейскому городу Сингисю (сегодня он называется Синыйчжу. — RT). Их охраняли 18 истребителей F-86 Sabre, 34 F-84 Thunderjet и 24 F-80C Shooting Star. На перехват этих 124 самолётов вылетели 44 наших МиГ-15.
Бомбардировщики шли тремя группами, по 16 в каждой. Задачей моего звена было атаковать истребители США и увести их от В-29А. Мы с ходу пошли в атаку. Я определил командирский самолёт в эскадрилье Thunderjet и открыл огонь. Одна очередь прошла позади хвоста американского самолёта, вторая попала точно в цель. F-84 задымил и стал уходить, потом свалился в штопор. Затем мы стали гоняться за пытающимися выйти из схватки истребителями США, о защите своих «летающих крепостей» американские пилоты уже не думали.
Потом я заметил В-29А, летящие одиночно или малыми группами в сторону моря. Я и мои лётчики открыли по ним огонь. После каждого попадания в борт Superfortress из пробоин шёл белый дым. Потом внизу мы увидели боевые корабли США. Чтобы не попасть под огонь их зениток, пришлось отвернуть в сторону берега.
Потом подсчитали, что воздушный бой у берегов реки Ялуцзян шёл всего девять минут. За это время наши лётчики, по официальным данным, признанным американцами, уничтожили 12 бомбардировщиков и 5 истребителей США. А нам тогда, в апреле 1951-го, сообщили, что на аэродромы взлёта вернулись только 23 из 48 В-29А, остальные были подбиты и упали в море. В любом случае, таких массовых потерь техники и пилотов у них ещё не было. Они надолго прекратили посылать на бомбардировки большие группы самолётов. Вылетали поодиночке, в основном по ночам.
— Но, как известно, после «чёрного четверга» ВВС США получили ещё и «чёрный вторник». Вы участвовали в том бою?
— Нет, тогда отличились коллеги — лётчики 303-й дивизии нашего 64-го авиакорпуса. 30 октября 1951 года на территорию Северной Кореи пытались прорваться 21 Superfortress и почти 200 прикрывающих их истребителей разных типов. Наши лётчики урок повторили: сбили 12 В-29 и четыре F-84.
А я в тот день сошёлся в воздушной дуэли с самолётами Thunderjet. Один из них повредил, но он смог улететь на бреющем в сторону моря. Через много лет в США рассекретили часть архивов. Стало известно, что подбитый мной истребитель упал в воду, катапультировавшийся лётчик остался жив.
Звание Героя Советского Союза я получил за 13 засчитанных самолётов противника. Но по моим подсчётам, всего в Корейской войне я сбил 21 истребитель противника. Часть самолётов упали в Жёлтое море, в акваторию которого залетать нам запрещалось, чтобы не быть сбитыми и не попасть в плен к американским морякам. Всего наши лётчики уничтожили в ходе Корейской войны около 1300 самолётов авиации противостоящей нам коалиции во главе с США.