Космодром «байконур»

Спутники Плутона

Последствия войны

«Какой-нибудь город выдерживал такое?»

— Такие события не могли не оставить отпечаток на людях. Как изменились вы, как изменились окружающие?

— Я все-таки был в кругу интеллигенции, которая вела себя, очевидно, немножко иначе, может быть, лучше. Я вам говорил, что соседи у нас были Набоковы. Голод все чувствовали, переживали, но какой-то недоброжелательности друг к другу я в это время никак не видел, и такого характера воспоминаний у меня о Ленинграде не осталось. Я жил в Ленинграде в центре города, в интеллигентском районе, между «Пятью углами» и Фонтанкой. Дурного ничего в отношениях между людьми я не видел.

Блокада — одна из самых больших трагедий не только в истории Отечественной войны, но, думаю, и в мировой истории. Я не знаю, какой-нибудь город выдерживал такое? Тогда Чуковский написал великолепные стихи о том, что, когда война кончится, если увидят люди в других краях Земли блокадника, будут ему очень сочувствовать. Но в стране же была война, и трагедии были не только в Ленинграде, поэтому об этом разговора особенно не было.

Во время войны всячески замалчивали эту блокаду, о ней не писали или писали очень мало, а после войны был открыт Музей обороны Ленинграда. В 1949 году его закрыли, и все его экспонаты — 20 тыс. артефактов — выбросили.

Справка «Известий»

Реорганизовать выставку «Героическая защита Ленинграда», появившуюся еще в 1941 году, Военный совет Ленинградского фронта постановил в декабре 1943-го. Собирать коллекцию помогали сами ленинградцы — они передавали в будущий музей свои личные или найденные при разборе завалов в городе вещи. 30 апреля 1944 года при участии командующего Ленинградским фронтом маршала Леонида Говорова состоялось открытие выставки. В первые полгода ее посетили полмиллиона человек.

Выставка насчитывала около десяти тысяч экспонатов, из них около пяти тысяч были образцами вооружения и военной техники. В коллекцию вошел и знаменитый дневник Тани Савичевой, который стал символом блокады.

5 октября 1945 года выставку решили преобразовать в Музей обороны Ленинграда. Эта работа была закончена к 27 января 1946 года — второй годовщине снятия блокады. В 1949 году музей был закрыт — его восстановили лишь в 1989-м. Сегодня он располагается в Соляном переулке Санкт-Петербурга.

Юрисдикция

В официальных публикациях казахстанских официальных органов Байконур (под названием Байконыр) фигурирует в качестве городского акимата (города областного подчинения) в составе Кызылординской области Республики Казахстан, но, согласно российско-казахстанскому договору аренды, на весь период аренды космодрома в отношениях с Российской Федерацией временно наделён статусом города федерального значения Российской Федерации.

В соответствии с договором России и Казахстана глава администрации города назначается совместным решением президентов двух стран по представлению российской стороны. На территории города действует российское законодательство, а также казахстанское, применимое для граждан Республики Казахстан. Регион в налоговой службе РФ — 99.

Хотя Байконур находится за пределами Российской Федерации, на его территории работают российские структуры:

  • российский военный суд (рассматривает все категории дел), в который жители города могут обжаловать решения администрации города, её органов и должностных лиц;
  • управление внутренних дел комплекса Байконур из состава МВД РФ;

Автомобильные номера на автомобилях жителей города (граждан РФ) и российских организаций — стандарта РФ, имеют код региона 94RUS.

Система городского управления определяется статьей 5 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 г. Высшим органом общественного самоуправления населения города Байконур является общественный совет, формируемый из представителей органов территориального общественного самоуправления, организаций и предприятий, зарегистрированных в качестве юридических лиц в городе. Его деятельность регламентируется положением, утверждаемым конференцией жителей города.

Население осуществляет права самоуправления посредством референдума, путём участия в общих собраниях (конференциях) граждан по месту жительства, а также путём участия в выборах органов территориального общественного самоуправления. Избирательные участки входят в состав территориальных комиссий заграничных округов (Одинцовский округ Московской области) по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации .

Под юрисдикцией Казахстана находится пограничный пост «Байконыр», обслуживающий аэропорты космодрома, представительство МВД Республики Казахстан, следящее за порядком в пригородах Тюратам и Акай, а также осуществляющее регистрационные функции.

Космодрома в Казахстане могло и не быть

Новую стартовую площадку для межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которая была разработана для доставки водородной бомбы, эксперты и военные начали активно искать ещё в 1954-м.

Одними из главных условий выбора были удалённость от крупных городов, наличие железной дороги и больших территорий, непригодных для сельского хозяйства. Последний пункт был необходим не только для сохранения секретности. Военные уже тогда предполагали, что в районах падения ступеней вероятны серьёзные экологические последствия. Впоследствии эти опасения подтвердились.

На строительстве были задействованы лучшие специалисты и техника в СССР / Фото сайта pastvu.com

Конкуренцию Кызылординскому региону в общесоюзном конкурсе составляли Марийская ССР (сегодня – Республика Марий Эл), Дагестан и Астраханская область. Стоит уточнить, что первые модификации ракеты Р-7 были оснащены системой радиоуправления. Для её функционирования необходимо было иметь три наземных пункта подачи радиокоманд: два симметричных по обе стороны от места старта на расстоянии 150-250 км, а третий пункт должен был находится по трассе полёта на расстоянии 300-500 км от космодрома. Этот фактор в конечном счёте и стал решающим: была выбрана Кызылординская область, поскольку в марийском варианте пункты радиоуправления оказались бы в непроходимых лесах и болотах, в дагестанском – в труднодоступной горной местности, в астраханском – один из пунктов пришлось бы размещать в акватории Каспийского моря.

Так для полигона была выбрана пустыня в Казахстане к востоку от Аральского моря, вблизи одной из крупнейших рек Средней Азии Сырдарьи и железной дороги Москва – Ташкент.

Военные геодезисты делают карту местности будущего космодрома / Фото сайта livejournal.com

Выбор места, строительство и начало работы

В 1954 году было принято решение о создании площадки для испытаний новых типов баллистических ракет с дальностью более 7 тыс. км. Также в будущем ее планировали использовать для осуществления пилотируемых космических полетов. До этого испытания советской ракетной техники проводились на полигоне Капустин Яр.

К месту строительства будущего объекта были выдвинуты серьезные требования:

  • для него предстояло найти малозаселенный и обширный район, неинтересный для сельского хозяйства;
  • расположить полигон нужно было так, чтобы трассы полёта ракет не проходили над крупными населёнными пунктами;
  • объекту требовалась развитая транспортная инфраструктура и наличие серьезных источников воды;
  • для проведения испытаний баллистических ракет расстояние между новой стартовой площадкой и полигоном Кура на Камчатке должно было составлять не менее 7 тыс. км.

На рассмотрение комиссии было представлено четыре варианта, из которых, в конце концов, выбрали участок пустынной местности в Казахстане, восточнее Аральского моря. Если внимательно посмотреть, где находится Байконур на карте, нетрудно заметить, что рядом протекает полноводная Сырдарья и крупная железная дорога Москва – Ташкент. Были у данной площадки и другие преимущества: значительное количество солнечных дней в году и большая близость к экватору (Байконур находится на 45° северной широты).

На протяжении всей своей истории Байконур был не только «воротами в космос», но и важнейшим военным объектом

Строительство космодрома началось в феврале 1955 года, первоначально он получил обозначение НИИП № 5. А чтобы ввести в заблуждения вражеские разведки, около поселка шахтеров Байконур, расположенного за несколько сот километров от реального объекта, начали сооружать ложный полигон с муляжами оборудования и пусковых установок. Для поддержания режима секретности во всех официальных объявлениях сообщалось о пуске с космодрома Байконур. Впрочем, эта схема не сработала: американцы с помощью самолетов U-2 довольно быстро получили фотографии нового советского полигона.

Первая стартовая площадка была готова в мае 1957 года, и уже через несколько дней с нее ушла в небо МБР Р-7 – знаменитая королевская «семерка». На ее основе было создано целое семейство ракетной техники. Этот запуск – как и несколько последующих – закончился неудачей, только в августе 1957 года ракета смогла доставить полезную нагрузку на Камчатку. А 4 октября 1957 года Р-7 вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли – так для человечества началась космическая эра.

В чем причины гражданской войны?

Космические корабли бороздят

Скафандр одного из известных космонавтов выставлен в МКШ / Фото Informburo.kz

Наверное, острее всего ощущение того, что ты всё-таки находишься в комплексе, откуда первый человек полетел в космос, в Байконуре приходит в Международной космической школе. Она, как и все заведения здесь, расположена в старом и видавшем виды здании. Но космическая мечта просачивается тут сквозь стены. Повсюду – обломки космических кораблей, теперь превратившиеся в артефакты, которые показывают иностранцам.

В Международной космической школе / Фото Informburo.kz

В возвращаемый спутник для «Протона», который здесь называют «трёхкомнатной квартирой», можно залезть и уютно посидеть, представляя, что ты и впрямь возвращаешься с орбиты Земли. Кабинеты заставлены изготовленными учениками летающими моделями ракет. Этот космический мини-транспорт тоже идеологически заряжен, как и всё в Байконуре. Одни ракеты выкрашены в цвета российского флага, на других можно увидеть наклейки, безапелляционно утверждающие, что «Елбасы – наш Президент».

Фото Informburo.kz

«Обучение у нас идёт с пятого класса, – рассказал специалист МКШ по охране труда. – Где-то 500-750 человек у нас занимаются в одном потоке. У нас нет весенних и осенних каникул. Занятия идут семестрами. Дети при поступлении к нам сдают экзамены и потом раз в семестр также сдают экзамен. Мы готовим ребят к инженерной деятельности. Обучаться здесь могут все, кто проживает в нашем городе. Сюда приходят получать хорошее базовое образование. Если кто-то начинает отставать, то он спокойно может перевестись в обычную школу, и там он будет отличником, у нас очень высокие требования. Некоторые наши ученики – уже студенты ведущих российских вузов, их зачислили по итогам различных конкурсов. Граждане Казахстана тоже могут у нас обучаться и потом сдать ЕНТ и поступить в казахстанский вуз. Они вполне могут изучить самостоятельно историю Казахстана, у нас просто история России. У нас основное условие – нужно владеть русским языком. Бывает, что ребята очень плохо говорят по-русски, но родители нанимают репетитора. За год-полтора, если математика, химия, биология нравится, подтягиваются, и дальше у них всё хорошо. Но для этого надо хотеть».

Фото Informburo.kz

В МКШ постоянно проводят экскурсии, иностранцам показывают скафандры и личные вещи знаменитых космонавтов, заглядывавших когда-либо в школу.

По окончании экскурсии гостям разрешают собственноручно запустить мини-ракету во дворе МКШ.

«Три, два, один, старт!», – провёл для нас обратный отсчёт сотрудник школы. Одно нажатие кнопки – и ярко-жёлтая «нейтральная» ракета без надписей и картинок направилась ввысь.

Аренда и эксплуатация Россией

В 1994 г. Байконур перешел от Минобороны РФ в ведение Российского космического агентства (впоследствии Федеральное космическое агентство, с 2016 г. — госкорпорация «Роскосмос»), при котором был образован Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ, Москва).

С 2009 г. поддержание работоспособности космодрома и его эксплуатацию осуществляет филиал ЦЭНКИ — Космический центр «Южный» (КЦ «Южный»; бывший Федеральный космический центр «Байконур»). Также в эксплуатации космодрома участвуют Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (г. Королев, Московская обл.), Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева (ГКНПЦ, Москва), ВПК «НПО машиностроения» (г. Реутов, Московская обл.) и др.

С февраля 2014 г. по апрель 2016 г. директором Космического центра «Южный» являлся Михаил Варданян. С 2016 г. КЦ «Южный» возглавляет Евгений Раковский (с апреля — врио, с мая — директор).

Город-призрак

В Байконуре время словно застыло. Ощущение призрачности на улицах с памятниками в духе советского символизма, оголённые ветхие трубы, которые словно не меняли с того времени, когда первый человек покинул Землю на космическом корабле. Такое запустение при двоевластии в Байконуре вполне объяснимо. Из-за амбивалентного статуса арендованной Россией у Казахстана территории тут на каждом шагу парадоксы. Например, можно жить в местных домах, но купить их нельзя.

Заброшенный дом в Байконуре / Фото Informburo.kz

Ведь все здания принадлежат Казахстану, но сданы в аренду России. Последняя, в свою очередь, передаёт их местным жителям в субаренду. Возводить новостройки или улучшать пропитанные духом СССР дома российской стороне в Байконуре невыгодно. Более того, соглашение между двумя странами предусматривает, что за улучшение жилфонда отвечает именно Казахстан, так как это его имущество.

В администрации Байконур открыто говорят о том, что Казахстан до сих пор о жилфонде города не особенно беспокоился. Но с недавних пор арендодатель стал активнее и уже даже начал строить новый жилой микрорайон. Правда, на месте, где должны вырасти новостройки, нас встретили пока только вольный байконурский ветер и пустота.

Фото Informburo.kz

Российская сторона предполагает, что Казахстан всё же выполнит обещание, так как теперь речь идёт о его подданных. По официальной статистике, в арендованном Россией 75-тысячном Байконуре 60% жителей – граждане Казахстана.

Фото Informburo.kz

Руководитель отдела по связям с общественностью спецпредставительства Казахстана в Байконуре Марат Мусабеков сообщил нам, что новый микрорайон в Байконуре будет достроен в ближайшие годы. Что касается апокалиптических заброшенных домов без окон – то с ними сложнее.

«Нам по городу до сих пор передают ряд объектов. Среди них эти дома, – говорит Марат Мусабеков. – Инвесторы приезжают, хотят гостиницу из них сделать. Но потом продают. Возможно, их смущает то, что сложно разобраться: кому платить налоги, что делать с арендой и так далее».

Репортаж о том, что происходит с налоговым кодексом в Байконуре, читайте здесь.

Создание космодрома

В 1954 г. была организована специальная комиссия по выбору подходящего места для строительства военного и космического полигона. В следующем году Компартия утвердила постановление о создании полигона для летной отработки 1-й советской межконтинентальной баллистической ракеты «Р-7» в пустыне Казахстана.

Данная территория соответствовала ряду критериев, необходимых для разработки масштабного проекта, включая малонаселенность данного региона, источники питьевой воды и наличие железнодорожного сообщения.

За постройку космодрома в этом месте выступал, и знаменитый конструктор ракетно-космических систем Сергей Королев. Свое решение он мотивировал тем, что чем ближе будет находиться взлетная площадка к экватору, тем проще будет задействовать скорость вращения нашей планеты.

Датой основания космодрома Байконур является 2 июня 1955 г. Месяц за месяцем пустынная местность превращалась в огромный технический комплекс с развитой инфраструктурой.

Параллельно с этим в непосредственной близости к площадке отстраивался город для испытателей. В результате, полигон и поселок получили прозвище «Заря».

Запуски с космодрома Байконур

Первый запуск, проведенный с Байконура 15 мая 1957 г., потерпел неудачу. МБР Р-7 ушла со стартовой позиции, но из-за взрыва на одном из ее боковых блоков на 98-й секунде полета произошло аварийное отключение двигателей и, пролетев 400 км, она упала на Землю.

Успешный запуск Р-7 состоялся спустя три месяца — 21 августа. А 4 октября 1957 г. с помощью переоборудованной под космические запуски Р-7 (ракета-носитель «Спутник») на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли.

12 апреля 1961 г. с космодрома был запущен космический корабль «Восток» с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным. В документах и прессе об этом запуске 5-й НИИП впервые был назван космодромом Байконур (с каз. «богатая долина»). На самом деле так назывался поселок в Карагандинской области, в 325 км к северо-востоку от места проведения запуска (там были построены муляжи стартовых площадок).

Назвать построенный космодром Байконуром было решено для дезориентации иностранных разведок. Однако впоследствии это название закрепилось за ним. В 1995 г. город при космодроме получил официальное название Байконур (ранее — Ленинск).

На космодроме испытывались различные поколения МБР, космические ракеты-носители и их модификации — «Союз», «Циклон», «Протон», «Зенит», «Энергия».

С Байконура проводились запуски пилотируемых космических кораблей «Восток» (1961-1963), «Восход» (1964-1966), «Союз» (первый испытательный запуск состоялся в 1966 г., первый пилотируемый — в 1967 г.), а также автоматические «Прогресс» (1978).

С него выводились в космос автоматические межпланетные станции «Луна» (1959-1976), «Марс» (1960-1973), «Венера» (1961-1978), «Вега-1» и «Вега-2» (исследовали Венеру, 1984).

С Байконура стартовал многоразовый корабль «Буран» (единственный запуск состоялся в 1988 г.), запускались орбитальные пилотируемые станции «Салют» (восемь станций работали в 1971-1991 гг.), модули комплекса «Мир» (1986-2001) и Международной космической станции (МКС; находится на орбите с 1998 г.). Выводились на орбиту различные спутники («Космос», «Метеор», «Экран», «Радуга», «Горизонт», «Молния» и др.).

В соответствии с соглашением, подписанным президентами России и Казахстана Борисом Ельциным и Нурсултаном Назарбаевым 28 марта 1994 г., и договору об аренде от 10 декабря 1994 г. космодром был передан России в аренду сроком на 20 лет. В 2004 г. аренда была продлена до 2050 г.

Почти все космонавты, которые отправляются в космос с «Байконура», обязательно перед полётом приходят в Божий храм

Террористический акт 11 сентября 2001 года

Основная статья: Террористические акты 11 сентября 2001 года

Разрушения Пентагона

11 сентября 2001 года, в 9:37:46, объект был подвергнут террористической атаке — самолёт Боинг 757-200 (рейс 77 American Airlines) врезался в левое наружное крыло Пентагона, в котором располагается командование Военно-морских сил США, — оно было повреждено взрывом и огнём, часть здания обрушилась. Разрушение произошло как раз после недавно законченного длительного ремонта и реставрации этой части здания, также была установлена новая система пожаротушения.

Группа террористов-смертников захватила гражданский самолёт и направила его в здание Пентагона. Жертвами теракта стали 125 человек и 64 пассажира авиалайнера.

Боинг-757, врезавшийся в Пентагон, выполнил над Вашингтоном снижение на 2,1 км (7000 футов) с одновременным разворотом на 270 градусов при скорости 805 км/ч (500 миль в час). За 4 мин до столкновения со зданием самолёт снизился, с разворотом на 30 град, до 670 метров, он приблизился к Пентагону по горизонтальной траектории (чтобы нанести зданию максимальный ущерб) на такой малой высоте, что сбил несколько фонарных столбов.

Самолёт врезался в здание на скорости 900 км/ч (250 м/с) с креном на левое крыло и под углом около 60° к фасаду здания. В бортовых топливных баках было 20 тыс. литров топлива.
Самолет пробил дыру поперечником в 5 м[нет в источнике] (хоть и размах крыльев самолёта 38 м), детали самолёта проникли до 95 метров вглубь здания (длина самолёта 47 м). Были снесены 50 (30 уничтожены и 20 серьёзно повреждены) бетонных опор. Пилотажный штурвал и чёрный ящик — единственные детали, уцелевшие при этом.

Через 19 минут обрушилось 23 метра стены, остановив пожарные работы на несколько десятков минут.
Жертв могло быть больше, но за несколько месяцев до этого момента соседний сектор оказался практически пустым — в связи с ремонтными работами работники были переведены в другие сектора. Около 30 человек уцелели в крыле, куда врезался самолёт (один человек выжил в месте непосредственного попадания самолета в здание).

В восстановленном крыле создан Мемориал Пентагона в память о погибших служащих министерства обороны США и пассажирах самолёта. Мемориал около здания Пентагона строится в виде парка со 184 скамьями, обращёнными к зданию. Во время ремонта Пентагона в 2001—2002 годах, в месте, куда врезался рейс 77, была устроена небольшая внутренняя часовня.

Погода в Байконуре

На территории космодрома «Байконур» достаточно сложные климатические условия, обусловленные его месторасположением. Климат в этих местах Казахстана резко континентальный. Осадков здесь выпадает мало, ветра сильные, солнце жаркое, а зима холодная.

Ветер в весенний и летний период чаще всего имеет западное и северо-западное направление, в осенний и зимний — восточное и северо-восточное. Средняя его скорость составляет примерно 5 метров в секунду, с порывами до 15.

Количество дней с осадками здесь варьируется от 2 в июне до 9 в январе, в среднем за год — чуть более 50. Ясных дней больше, чем пасмурных, но бывают пыльные бури (до 15 раз за год).

Прогноз погоды в Байконуре

Интересные факты про Плутон

Пистолет Ярыгина ПЯ Грач — видео

Климат

Климат резко континентальный, с малым количеством осадков (120 мм в год), большим количеством солнечных дней; лето длительное и жаркое, зима морозная и ветреная (снежный покров невысокий).

Зима (середина ноября — середина марта) с переменной облачностью и частыми туманами. Средняя температура воздуха днем —5…—10 °C, ночью до —20…-25 °C (минимальная −38 °C). Устойчивые морозы начинаются в декабре. В любой месяц зимы возможны кратковременные (1-2 дня) оттепели с повышением дневной температуры воздуха до +10…+18 °C. Осадки выпадают преимущественно в виде снега. Снежный покров образуется во второй половине декабря и держится до конца марта; высота его обычно не превышает 10-12 см (в особо снежные зимы, 1 раз в 20-30 лет, до 30-40 см). Средняя глубина промерзания грунта 1,3 м.

Весна (середина марта — апрель) тёплая с неустойчивой погодой в первой половине. Температура воздуха в начале сезона днем —1…-10 °C, ночью до −10 °C; в конце сезона днем до +25 °C, ночью от −1 °C до +8 °C. Осадки выпадают в виде кратковременных дождей, иногда со снегом.

Лето (конец апреля — середина сентября) характеризуется устойчивой жаркой сухой и малооблачной погодой. Температура воздуха днем +30…+40 °C (максимальная +45 °C), ночью температура опускается до +18…+25 °C. Летом часто бывают суховеи и пыльные бури, которые поднимают в воздух песок и пыль.

Осень (середина сентября — середина ноября) — в первой половине сухая и тёплая, во второй облачная и прохладная. Температура воздуха днем +5…+25 °C, ночью —5…+5 °C. Осадки выпадают в виде моросящих дождей; во второй половине ноября выпадает мокрый снег.

Ветры весной и летом преимущественно западные и северо-западные, осенью и зимой восточные и северо-восточные. Преобладающая скорость ветра 3-7 м/с. В течение всего года (особенно в зимний и весенний период) часто наблюдаются сильные штормовые ветры со скоростью 15 м/с и более (45 дней за год).

Среднее число дней с явлениями погоды за год: осадки 58 (январь 9, июнь 2), туман 27, метель 6, гроза 7. Число ясных дней по общей облачности — 119, пасмурных по нижней облачности — 17.

Климат Байконура
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Средний максимум, °C −5,6 −4,2 4,2 17,5 26,3 31,9 34,1 31,5 24,9 14,0 4,7 −2,2 14,7
Средняя температура, °C −9,6 −8,7 −0,6 11,4 19,4 24,8 27,2 24,4 17,9 8,2 0,3 −5,8 9,1
Средний минимум, °C −13,6 −13,2 −5,3 5,3 12,6 17,8 20,3 17,4 10,9 2,5 −3,9 −9,3 3,5
Норма осадков, мм 12 9 15 17 12 6 5 5 6 14 14 16 131

Нормативно-правовые акты

Приказ начальника Управления от 25.04.2017г. №05/06-01/20-44 «Об утверждении Порядка
проведения отбора и определения заявителя на заключение договора субаренды и договора безвозмездного
пользования зданиями, сооружениями и нежилыми помещениями в зданиях, сооружениях, находящихся в
пользовании и владении администрации города Байконур» (посмотреть).

Приказ начальника Управления от 12.03.2012 г. № 16/04-14 «Об утверждении Порядка
проведения проверок состояния учета, эффективного использования и сохранности государственного имущества
города Байконур, закрепленного за предприятиями и учреждениями, находящимися в ведении администрации
города Байконур и имущества Республики Казахстан, переданного предприятиям и учреждениям, находящихся в
ведении администрации города Байконур» (скачать).

От первого барака до первого старта

В начале 1955 года в район будущего космодрома «Байконур» прибыли первопроходцы – военные строители в составе восьми батальонов.

Первой задачей прибывших специалистов стало строительство жилья. Сначала были построены деревянные бараки.

Далее военным и гражданским строителям предстояло формирование производственной базы, которая включала в себя заводы по производству бетона, узлы для приготовления раствора, склады для стройматериалов, а также деревообрабатывающее и лесопильное производство.

К концу 1956 года первоочередные объекты космодрома были построены. Начались подготовительные работы к проведению испытаний ракетных комплексов.

К весне 1957 года на всей территории Байконура был создан измерительный комплекс. 5 мая 1957 года правительственной комиссии был сдан первый стартовый комплекс. Космодром был готов к старту межконтинентальной ракеты.

Решение этой задачи в столь сжатые сроки было связано с серьезными трудностями.

Оформление работы

Месторасположение и общее описание

Космодром Байконур – это колоссальный научно-испытательный комплекс, занимающий площадь 6717 кв. км. В его состав входит:

  • 15 стартовых площадок 9 различных типов, предназначенных для запуска ракет-носителей (РН);
  • 4 пусковые установки, на которых проводятся испытания баллистических ракет;
  • 11 монтажно-испытательных корпусов (МИК) для предстартовой подготовки РН и космических аппаратов, а также их заправки компонентами топлива и сжатыми газами;
  • современный измерительный комплекс с вычислительным центром, где происходит управление полетами и обработка телеметрической информации;
  • завод для производства сжиженного азота и кислорода мощностью 300 тонн продукции в сутки;
  • аэродромы «Крайний» и «Юбилейный».

Работу всего этого «хозяйства» обеспечивают сотни трансформаторных подстанций, десятки узлов связи, есть даже специальный газотурбинный энергопоезд, представляющий собой передвижную электростанцию. Кроме того, к объекту проложены тысячи километров железных и автомобильных дорог, линий электропередач и связи.

Схема расположения объектов космодрома

Отсчет номеров площадок на Байконуре идет с ПУ №5 – знаменитого «Гагаринского старта». Именно отсюда на орбиту был отправлен первый спутник, а затем стартовал корабль с Юрием Гагариным. Всего же в активе этой площадки более 600 успешных пусков. Зона безопасного наблюдения имеет радиус 1,4 км. Запуск тяжелых ракет «Протон» осуществляется со стартовой площадки №81. Аэродром «Крайний» используется для пассажирских и грузовых рейсов, а «Юбилейный» был построен специально для посадки многоразового корабля «Буран».

Штандарты

Ссылки

Байконур после распада СССР

Развал Советского Союза стал настоящей катастрофой для космической отрасли страны. Резко уменьшилось финансирование, сократилось количество запусков. После 1991 года Байконур оказался на территории другого государства, притом что основные производства по выпуску ракет и космической техники находились в России и Украине. Уникальным специалистам месяцами не выплачивали зарплаты, и многие из них просто покинули космодром.

В 2004 году между Россией и Казахстаном был подписан новый договор относительно Байконура. Согласно ему, срок аренды объекта продлевался до 2050 года, а ее стоимость осталась прежней – 115 млн долларов. В этом же году было объявлено о создании на базе космодрома российско-казахского комплекса «Байтерек», откуда планировали запускать новые РН «Ангара». Этот проект так и не удалось реализовать, что и стало одной из главных причин строительства «Восточного» – будущей стартовой площадки для ракеты «Ангара».

Недостатки модели

  • У пистолета имеются две разновидности невзаимозаменяемых магазинов под патрон 9×19 мм Парабеллум.
  • У магазинов к пистолету губки очень загнуты навстречу друг другу. Из-за этого патроны задерживаются в магазине при стрельбе. Иногда магазины вовсе разваливаются.
  • Не очень удобный и надёжный. Состоит из множества мелких деталей, что повышает вероятность поломок.
  • Большой вес.
  • При стрельбе наблюдаются частые трудно устранимые задержки. Известны случаи, когда во время стрельбы стрелянная гильза застревала в патроннике и не давала сделать следующий выстрел.
  • У некоторых моделей лопалась пластиковая рамка.

Космодром Байконур сегодня

В настоящее время с космодрома проводятся запуски ракет-носителей «Союз-ФГ» (с 2001 г.), «Союз-2.1а» (2006), «Союз-2.1б» (2006), «Протон-М» (2001). До недавнего времени проводились запуски российско-украинских «Днепр» (1999-2015; из шахтной пусковой установки МБР РС-20, на базе которой создана космическая ракета) и «Зенит-3SLБ» (2008-2013; в рамках проекта «Наземный старт»).

Только с Байконура могут осуществляться российские пилотируемые запуски. С космодрома выводятся на орбиту пилотируемые корабли «Союз МС» (с 2016 г.) с экипажами на МКС и грузовые «Прогресс МС» (2015), обслуживающие станцию.

История запусков

Первый запуск с Байконура был произведен 15 мая 1957 г., однако он окончился неудачей, вследствие взрыва одного из блоков ракеты. Примерно через 3 месяца ученым все же удалось успешно запустить ракету «Р-7», которая доставила условный боеприпас в указанный пункт назначения.

В том же году, 4 октября произошел успешный запуск искусственного спутника Земли «ПС-1». Это событие послужило началу космической эры. «ПС-1» находился на орбите 3 месяца, успев обогнуть нашу планету 1440 раз! Любопытно, что его радиопередатчики работали на протяжении 2-х недель после старта.

Через 4 года состоялось очередное историческое событие, которое потрясло весь мир. 12 апреля 1961 г. с космодрома состоялся успешный запуск космического корабля «Восток», на борту которого находился Юрий Гагарин.

Интересен факт, что именно тогда сверхсекретный военный полигон впервые назвали Байконуром, что в переводе с казахского языка буквально означает «богатая долина».

16 июня 1963 г. в космосе побывала первая в истории женщина – Валентина Терешкова. После этого ей было присвоено звание Героя Советского Союза. В дальнейшем на космодроме Байконур были произведены еще тысячи запусков различных ракет.

Одновременно с этим, продолжались реализовываться программы по запуску пилотируемых космических кораблей, межпланетных станций и т.д. В мае 1987 г. с Байконура успешно стартовала ракета-носитель «Энергия». Через полтора года с помощью «Энергии» был произведен первый и последний запуск многоразового корабля-ракетоплана «Буран».

После совершения двух оборотов вокруг Земли «Буран» благополучно приземлился на космодром. Интересен факт, что его приземление проходило в полностью автоматическом режиме и без экипажа.

В период 1971-1991 гг. с космодрома Байконур было произведено 7 запусков космических станций «Салют». С 1986 по 2001 год в космос были отправлены модули знаменитого комплекса «Мир» и МКС, которая функционирует и сегодня.

Исторические рекорды

На начало 2018-го «Байконур» является вторым в мире по суммарному количеству запущенных ракет и спутников после российского Плесецка. Речь идёт о примерно 1500 запусков, начиная с 1957 года. Пик стартов пришёлся на 1987 год, тогда одних только спутников отсюда отправили 48.

«Байконур» – пока ещё один из мировых лидеров по количеству коммерческих запусков / Фото сайта pronedra.ru

Первый искусственный спутник, полёт Белки и Стрелки, Юрий Гагарин с его легендарным «Поехали!», первые орбитальные космические станции, исследовательские модули Луны и Венеры, – всё это произошло в истории космонавтики благодаря «Байконуру».

Челнок «Буран» на стартовой площадке / Фото сайта roscosmos.ru

Легендарный космический челнок «Буран», являющийся по сути более продвинутым аналогом американских «Шатлов», 15 ноября 1988 года именно из «Байконура» совершил свой единственный полёт. В городе после этого остался уникальный аэродром.

В 2002 году единственный летавший в космос челнок («изделие 1.01») был разрушен при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector