Космодром восточный: нужен ли он россии

Съёмочная группа

Инфраструктура космодрома «Байконур»

Инфраструктура «Байконура» представлена, в частности, такими объектами:

— 9 стартовых комплексов различных категорий;

— 15 пусковых установок, предназначенных для запуска ракет, выводящих в космос спутники и корабли;

— 4 пусковые установки, используемые в целях проведения испытаний баллистических ракет;

— 11 корпусов, предназначенных для монтажа и испытания техники различного назначения;

— 34 комплекса, адаптированные для осуществления предстартовой подготовки ракет и выводимых ими в космос аппаратов различного назначения;

— 3 станции, на которых осуществляется заправка ракет-носителей и иных космических аппаратов различными видами топлива;

— измерительный комплекс;

— информационно-вычислительный центр, в котором осуществляется контроль, а также управление полетами космических аппаратов и обработка различных видов данных;

— кислородно-азотный производственный комплекс, способный выпускать порядка 300 тонн различных типов криогенных продуктов в течение суток;

— ТЭЦ мощностью 60 МВт;

— энергопоезд мощностью 72 МВт, функционирующий на газовых турбинах;

— трансформаторные подстанции в количестве 600 объектов;

— узлы связи в количестве 92 единиц;

— аэродромы — «Крайний» и «Юбилейный»;

— локальная железнодорожная инфраструктура общей протяженностью порядка 470 км;

— автомобильная инфраструктура протяженностью порядка 1281 км;

— линии электропередач в 6610 км, связи — в 2784 км.

Рассмотрев основные особенности крупнейшего космодрома, задействуемого в российской космической программе, изучим специфику других объектов соответствующего типа, что функционируют в России.

Инфраструктура космодрома

Космодром представляет собой научно-технический комплекс.

  • стартовые комплексы с пусковыми установками ракет-носителей;
  • технические комплексы подготовки ракет космического назначения и космических аппаратов;
  • многофункциональная заправочно-нейтрализационная станция (ЗНС) для заправки ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов компонентами ракетных топлив;
  • кислородно-азотный завод;
  • измерительный комплекс с вычислительным центром;
  • аэродром;
  • 1473 здания и сооружения;
  • 273 объекта энергоснабжения.

Основными элементами стартовых комплексов являются:

  • Пусковая установка (стол, башня и фермы обслуживания);
  • Командный пункт управления (подземный) с системами предстартовой подготовки РН;
  • Хранилища компонентов топлива и сжатых газов с системами их заправки.

Космодром имеет стационарные технические (ТК) и стартовые (СК) комплексы для всех типов отечественных ракет-носителей (РН) лёгкого и среднего класса:

Стартовые комплексы

  • СК — 1 ПУ для запуска РН «Рокот»;
  • СК — 2 ПУ для запуска РН «Циклон-3»;
  • СК — 2 ПУ для запуска РН «Космос-3М»;
  • 4(3)СК — «Союз-2» — на реконструкции 2 СК, первый планируется завершить к 2017 году, а второй — к 2019 году (используемой ранее для проведения пусков ракет-носителей «Союз-У»). Пусковая установка 17П32 № 1, войсковая часть 13973, площадка 41, выведена из эксплуатации и демонтирована. Стартовый комплекс № 4 (войсковая часть 14056, площадка 43) прошёл модернизацию под РН «Союз-2»;
  • 1СК — «Ангара».

Центры

В состав космодрома входят шесть центров:

  • 1-й Центр предназначен для испытания ракетно-космических комплексов (РКК) легкого класса. Его состав:
    • две пусковые установки РН «Космос-3М» (пл. 132);
    • две ПУ РН «Циклон-3» (пл. 32);
    • одна ПУ РН «Рокот» (пл. 133);
    • два технических комплекса (ТК) подготовки КА и РН .

Центр проводит подготовку и запуск КА систем связи, геодезии, навигации и научных аппаратов.

  • 2-й Центр предназначен для испытания и применения РКК среднего класса. Состав Центра:
    • три ПУ РН «Союз» и «Молния-М»;
    • три ТК подготовки КА и РН.

Центр проводит подготовку и запуск связных спутников, аппаратов природно-ресурсного мониторинга, космического материаловедения и биологических исследований.

  • 3-е Управление предназначено для обеспечения измерениями испытательных пусков боевых ракетных комплексов и запусков КА. Состоит из шести измерительных пунктов (ИП):
    • ИП-1 — город Мирный;
    • ИП-2 — город Мирный;
    • ИП-3 — город Нарьян-Мар;
    • ИП-4 — город Северодвинск;
    • ИП-6 — город Мирный;
    • ИП-8 — город Норильск.
  • 4-й Испытательный центр предназначен для испытания ракетных комплексов межконтинентальных баллистических ракет. В его состав входит:
    • три ШПУ
      • 15П765 для РТ-2ПМ2 «Тополь-М»
      • 15П765М для РС-24 «Ярс»
      • 15П728 для РС-28 «Сармат»
    • две стартовые позиции для ПГРК
    • железнодорожная позиция для БЖРК Баргузин
    • четыре технические позиции (ТП) подготовки МБР.

Проводит испытания и техническое сопровождение ракетных комплексов мобильного и стационарного базирования.

Информационно-аналитический центр необходим для анализа результатов наземных и летных испытаний и баллистического обеспечения пусков. Состоит из пяти технологических линий обработки и анализа бортовой информации, объединяющих более 60 рабочих мест.

  • Научно-испытательный центр представления и контроля информации предназначен:
    • для представления материалов об испытаниях российских стратегических ракет;
    • для контроля над испытаниями стратегических наступательных вооружений (СНВ) США.

Космодром располагает разветвлённой сетью автомобильных дорог (300 км) и железнодорожных путей (326 км), авиационной техникой и военным аэродромом первого класса, позволяющим эксплуатировать воздушные суда с максимальной посадочной массой до 220 тонн, таких как Ил-76, Ту-154, средствами связи, в том числе космической.

Железнодорожная сеть космодрома Плесецк — одна из крупнейших в России ведомственных железных дорог. От железнодорожной станции Городская, расположенной в городе Мирный, ежедневно отправляются пассажирские поезда по нескольким маршрутам. Протяжённость самого дальнего из них составляет около 80 километров.

По состоянию на август 2016 года, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева разрабатывает проект, выпускает конструкторскую документацию и закупает технологическое оборудование для нового комплекса и пусковой установки «Ангара».

Общая информация

Общая площадь около 700 км2. Космодром «Восточный» расположен недалеко от расформированного в 2007 году космодрома «Свободный». Административным и жилым центром космодрома станет город Циолковский, строящийся на территории ЗАТО Углегорск.

Расположение стартовых комплексов и других объектов определено в проекте космодрома и программе его развития.

Планируется строительство десяти технических и обеспечивающих площадок. В ходе строительства будет построен стартовый комплекс ракеты-носителя среднего класса повышенной грузоподъёмности (до 20 тонн) в составе двух пусковых установок, аэродром, кислородно-азотный завод, водородный завод, система электроснабжения, 115 км автомобильных и 125 км железных дорог, включая 30-километровую железнодорожную ветку от станции Ледяная.

Климат

Климат муссонный. Среднемесячная температура января составляет −25,6 °С. Абсолютный минимум многолетних наблюдений −49,0. Среднемесячная температура июля +20,6. Абсолютный максимум многолетних наблюдений +39,1.

Дата первого мороза — 3 октября, первые заморозки — в начале сентября. Дата последнего мороза — 5 апреля, последние заморозки — в конце мая.

В переходный период (апрель-май) эпизодически отмечаются сильные ветры до 20 м/с. В зимнее время ветер слабый. Среднегодовой фон атмосферного давления выше нормы, влажность воздуха 50-60 %, в течение года наблюдается не менее 310 солнечных дней. С ноября по март преобладает солнечная погода, осадки в этот период года выпадают редко и в небольшом количестве. Лето (июнь — август) дождливое, с большим количеством осадков и высокой влажностью воздуха.

Климатическая таблица по данным ближайшей метеостанции Шимановск (35 км северо-западнее города Циолковский):

Нарукавный знак Сухопутных войск России

Нарукавный знак:Тканевая нашивка в виде щита с кантом красного цвета, в центре — малая эмблема. Над эмблемой надпись желтого цвета: «РОССИЯ».Цвет поля нарукавного знака при ношении должен соответствовать цвету верха военной формы одежды. Круглый нарукавный знак в 1998-2015 гг.:Тканевая нашивка круглой формы красного цвета с кантом желтого цвета, в центре — средняя эмблема Сухопутных войск. Размеры знака (по внешним сторонам канта) — 80 мм.Учрежден приказом Министра обороны РФ от 14.01.1998 № 15 «Об Описании предметов военной формы одежды военнослужащих Вооруженных Сил РФ». Нарукавный знак до 1998 г.Тканевая нашивка круглой формы черного цвета с кантом желтого цвета.
В центре — желтая пятиконечная звезда поверх дубового венка зеленого цвета. По краям надписи белого цвета: вверху — «СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА», внизу — «РОССИЯ».

Строительство космодромов в СССР

Строительству площадок для запуска космических средств доставки предшествовала длительная и кропотливая подготовительная работа. В СССР первым местом старта и предтечей космодромов будущего стал испытательный полигон Министерства Обороны «Тюра-Там», расположенный на территории Казахстана. Выбор места не был случайным. Пустынная и безлюдная местность прекрасно подходила для проведения столь рискованных и сложных мероприятий, каковыми являлись пуски первых ракет. К тому же такое расположение стартового комплекса позволяло использовать при старте естественные астрофизические параметры вращения Земли, облегчающие стартовавшей ракете преодоление силы земного притяжения и успешную доставку космических средств. Следует отметить, что место было выбрано с учетом сложившейся на тот момент в мире, военно-политической обстановки в мире. Новый объект сооружался в режиме строжайшей секретности, поэтому и должен быть расположен на территории, находящейся во внутренних районах страны, на значительном удалении от государственной границы.

Строительство полигона «Тюра-Там»

Строительство нового стартового комплекса началось в начале 1955 года. Официально дата 2 июня 1955 года стала днем рождения первого в мире космодрома. Строительство велось интенсивными темпами, поэтому уже через два года в мае 1957 года новый стартовый комплекс был представлен государственной комиссии. Советская ракета Р-7 была установлена на стартовый стол и готова к первому пуску в мирных целях. На базе этих РН в Советском Союзе были созданы все последующие космические ракеты, включая легендарную ракету Восток, выведшую на околоземную орбиту космический корабль с первым человеком на борту. С этого момента начинается славная история советской космической программы. Несмотря на первые неудачные пуски, 4 октября 1957 года со стартового стола нового космодрома ушла в небо ракета с первым искусственными спутником земли «ПС-1».

Космодром–полигон «Байконур»

Новая стартовая площадка вместе с прилегающим к ней городом Байконур стала одним единым ракетно-космическим комплексом «Байконур». На Западе советский космодром долгое время продолжал именоваться «Tyuratam». За неполные 50 лет со всех стартовых площадок Байконура было запущено более полутора тысяч космических аппаратов самого разного назначения. Отсюда проводились испытательные пуски вновь создаваемых межконтинентальных баллистических ракет.

Советский космодром дал дорогу в жизнь и первым полетам человека в космос. После успешного запуска ракеты «Спутник-1» 12 апреля 1961 года со стартового стола на Байконуре ушла в небо ракета-носитель «Восток» с космонавтом Юрием Гагариным. Началось интенсивное использование нового стартового комплекса в военных и в мирных целях. В дальнейшем запуск всех пилотируемых кораблей в СССР и в РФ осуществлялся и продолжает осуществляться в основном с этого космодрома.

Инфраструктура Байконура

На данный момент имеются следующие объекты космодрома Байконур:

  • 9 полноценных стартовых комплекса, включающих до полутора десятка пусковых установок;
  • пусковые установки для запуска МБР;
  • монтажные и испытательные комплексы;
  • комплексы предстартовой подготовки ракетной техники и аппаратов;
  • химический завод по производству ракетного топлива;
  • 3 заправочные станции;
  • измерительно-вычислительный телеметрический пункт контроля и управления полетом ракет-носителей;
  • электростанция, сеть трансформаторных подстанций и до 6000 км линий электропередач;
  • узлы и линии связи протяженностью 2700 км;
  • сеть автомобильных и железнодорожных дорог;
  • два аэродрома.

Реализация военно-технического обеспечения советского ракетно-ядерного потенциала шла в другом направлении. Для этих целей в 1957 году будет принято решение строить испытательный космодром МО в Плесецке. Объект получил кодовое название «Ангара», став на первое время первой ракетной частью, вооруженной межконтинентальными баллистическими ракетами. Только в 1964 году на базе этой ракетной части был создан Научно-исследовательский полигон для испытания и применения военных и космических средств доставки.

Несмотря на то, что космодром Байконур даже является самым крупным стартовым комплексом на территории бывшего СССР, именно Плесецк стал основной стартовой площадкой, с которой осуществлялись запуски ракет. Плесецк стал основным местом запуска практически всех советских автоматических космических аппаратов, используемых для изучения околоземного пространства и космических объектов. Только за период с 1966 года по 2000 год космодром стал местом старта более полтора тысяч ракет-носителей.

Пуск ракеты «Союз» с Плесецка

Газон 3307: технические характеристики самосвала ГАЗ-3307, расход топлива, грузоподъемность

Первые шаги СССР и США на пути освоения космоса

Появление ядерного оружия ознаменовало собой начало гонки вооружений – беспрецедентного в современной истории процесса, связанного с созданием и освоением новых средств вооружений, носителей ядерного оружия. Военно-политическое противостояние Советского Союза и США невольно привело к стремительному развитию ракетно-космической отрасли. Ракетная техника стала для СССР единственным техническим средством, способным обеспечить возможность дать адекватный ответ растущей военной угрозе из-за океана. Экономики, военно-промышленный потенциал Советского Союза и Соединенных Штатов позволяли самостоятельно реализовать свои космические программы. Ракетные технологии Третьего Рейха, доставшиеся Советам и американцам в качестве трофеев, позволили значительно ускорить не только научные разработки, но и сдвинуть с места производственный цикл. Военно-космические программы СССР и США своими результатами многим обязаны немецким инженерам, принимавшим активное участие в создании первых баллистических межконтинентальных ракет.

Королев и фон Браун

Не стоит говорить, что освоение космоса началось естественным путем. Ракетно-космическая гонка стала следствием политики руководства обоих государств, стремившегося любыми средствами опередить соперника. Космос давал для этого бесконечное поле для маневра

Добившись успехов в осуществлении космических программ, и СССР, и Соединенные Штаты рассчитывали одержать инженерно-техническую и научную победу над противником, не говоря уже о политической важности соперничества

Имеющиеся в распоряжении оборонных ведомств США и СССР полигоны для испытания ракетной техники, не позволяли осуществлять масштабные программы по запуску космических аппаратов в космос. Полноценные космодромы США стали строиться практически одновременно с началом аналогичных работ в Советском Союзе. Планируемые для использования в освоении космоса американская ракета «Юпитер» и советская ракета, созданная на базе межконтинентальной ракеты Р 7, нуждались в мощных стартовых комплексах, которые бы обеспечивали весь цикл предполетной подготовки и сам старт ракеты. При сооружении стартового стола для межконтинентальной ракеты Советы и американцы использовали германский опыт по строительству стартовых площадок в нацисткой Германии, откуда совершали свои полеты немецкие баллистические ракеты V-2.

https://youtube.com/watch?v=GRq69pHyWOc

Уже тогда советским инженерам и их американским коллегам стало понятно, что предстоит выполнить колоссальный объем работы. Предстояло построить не только место старта, но и создать огромный инженерно-технический комплекс, включающий в себя:

  • непосредственно сам стартовый стол;
  • складские ангары и сборочный цех;
  • место хранения топлива;
  • систему защитных сооружений и безопасности;
  • пункты контроля и управления пусками ракет;
  • систему энергообеспечения и транспортную инфраструктуру.

Необходимо учитывать тот факт, что строительство объекта такого масштаба будет осуществляться в пустынных и необжитых районах, где отсутствует налаженная транспортная сеть, нет источников энергообеспечения. Требовалось создать с нуля громадный производственно-технический комплекс, способный автономно обслуживать последующие старты при этом учесть и просчитать районы предполагаемого падения отработанных ступеней космической ракеты.

Космодром Плесецк

Разновидности

Мыс Канаверал (США)

Космодром находится на побережье Флориды в США и объединяет в себе два комплекса, с которых осуществляют запуск космических кораблей и аппаратов, — базу ВВС США на мысе Канаверал и Космический центр имени Джона Фицджеральда Кеннеди.

Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Spacex

Мыс Канаверал

В 1949 году президент Гарри Трумэн основал Объединённый полигон дальнего действия на мысе Канаверал для экспериментов с запуском ракет дальнего радиуса. Место выбрали из-за близости к экватору, что позволяет ракетам использовать силу вращения Земли для разгона. Все ракеты Redstone, PGM-19 Jupiter, MGM-31 Pershing, Polaris, Thor, Atlas, Titan и LGM-30 Minuteman были испытаны с этой площадки. НАСА было основано в 1958 году, и Военно-воздушные силы запускали ракеты для НАСА с мыса Канаверал. 13 сентября 1961 году с этого космодрома американцы смогли осуществить первый орбитальный полёт, а в феврале 1962 года в космос поднялся и первый гражданин США. Объект получил уникальный телефонный код 321 в честь своего вклада в освоение космоса — эти цифры означают обратный отсчёт.

На территории США находятся также военно-воздушная база Ванденберг с космодромом, испытательный полигон Рейгана, комплексы Уоллопс и Кадьяк.

Срок службы

Альтернативная гражданская служба отличается от классической не только характером деятельности, но и сроком. Поскольку АГС для граждан является возможностью не проходить срочную службу, платой за это становится увеличенный срок. Он определяется упомянутым выше Федеральным законом.

Срок зависит от организации прохождения альтернативной службы. Если речь идет о структурах, подчиненных российский армии или военных частях, он равен 18 месяцам (1,5 года).

Если речь идет об организации, никак не связанной с армией (почта, медучреждение, налоговая), то срок АГС составляет 21 месяц. Это принципиальное отличие АГС от обычной призывной службы, срок которой равен одному году.

Космодромы России

История освоения космоса > Космодромы России

Космодром Байконур — это самый первый во всем мире космодром. Он расположен на обширной территории Казахстана между посёлком Джусалы и городом Казалинск, недалеко от Тюратам — поселка Кызылординской области. Он занимает большую площадь 6717 км², является крупнейшим космодромом в мире.
Космодром Плесецк — это первый Государственный испытательный космодром. Он расположен примерно в 180 километрах от города Архангельска недалеко от станции «Плесецкая». Расположившись на платообразной и немного холмистой равнине, «Плесецк» занимает площадь около 1762 квадратных километра и простирается с севера на юг на расстояние 46 километров, а с востока на запад на расстояние 82 километров.
Свободный — второй Государственный испытательный космодром Мин Обороны РФ. Космодром Свободный расположен в Амурской области. За все время существования на нем было произведено всего пять запусков ракет.
Ясный — это российский космодром, который расположен на территории района «Домбаровский» РВСН Ясненского района в Оренбургской области. Он используется исключительно для запуска космических аппаратов при помощи ракет-носителей «Днепр». А Эксплуататор космодрома является международная .
Космодром Капустин Яр (часто сокращают Кап-Яр) — это военный ракетный полигон, находится на северо-западе Астраханской области. Полигон был открыт 13 мая в 1946 году. На нем проводили испытания первых баллистических ракет. Орбиты наклонения и градусов: минимальная 48,4, а максимальная орбита 50,7. Площадь полигона составляет 650 км² (занимал ранее площадь до 0,40 миллионов га), располагается большей своей частью в РФ, но также занимает земли в Атырауской области и Западно-Казахстанской области Казахстана.
Восточный — новейший космодром России, строительство которого началось в июле 2012 года в Амурской области и в настоящее время продолжается.

o-kosmose.net

Дорога на космодром

Мы объехали Благовещенск, не въезжая в сам город. Удивительно, но я понял, что практически ничего не знаю об этом городе и, пока автобус петлял мимо загородной застройки, я читалВикипедию» и боролся со сном после посещенияМорского старта» и уже двух с лишним суток поездки. Дороги в Амурской области хорошие, на больших трассах есть освещение, кое-где идёт строительство, поэтому микроавтобус глотает десятки километров, а ты смотришь на пейзаж, который то удивительно похож на привычный, то вообще напоминает едва ли не саванну(автор не виноват, ему действительно напоминает).

(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU)

(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU) На ту же тему Экскурсия наМорской старт»: уникальный комплекс глазами редакции

Космодром находится достаточно далеко от Благовещенска — три с лишним часа езды. В целом космодром расположен достаточно компактно, в отличие от Байконура. Причина понятна: Байконур во время своего создания был во многом военным объектом и строился с расчётом на возможное выживание после ядерного удара предполагаемого противника. Здесь же практически всё рядом, не требуются длинные, почти часовые переезды с одного объекта на другой.

В административном центре нас напоили чаем и проверили, насколько точно мы внесли фотоаппараты и мобильные в список разрешённых для съёмки гаджетов. Я уже приготовился к привычному по Байконуруэто снимать нельзя, туда поворачиваться не стоит», но нам очень повезло. На самом деле разрешили снимать практически всё, кроме двух комнат на командно-измерительном пунктеВосточный», где как раз работали военные. В остальном если что-то интересное не попало в мой объектив, то это уже только моя вина, — снимать можно было свободно.

«Восточный» — космодром 21 века

Размеры космодрома очень впечатляют. До космической гавани построили автомобильную и железную дороги, куда ездят поезда и доставляют все необходимое техническое оборудование, «чужих» сюда не пускают. Недалеко от космодрома в скором времени начнется строительство закрытого международного аэропорта.

По словам пресс-секретаря космодрома, в отличие от Байконура на Восточном все сооружения находятся на поверхности земли: командный пункт, административно-деловой комплекс, технологические блоки, которые под землей соединены огромными тоннелями.

«Особенность космодрома «Восточный» заключается в унифицированности технического комплекса. Все находится «под одной крышей»: заправочно-нейтрализационная станция, монтажно-испытательный комплекс космических блоков, склад, промышленно-строительная база и т.д.», — добавила пресс-секретарь космодрома «Восточный».

Также уникальность космодрома состоит в том, что здесь на месте полностью собирают ракету. Расстояние от технического до стартового комплекса составляет 4,5 км. На стартовом комплексе стационарно проходит заправка ракеты-носителя, что тоже является новшеством. Работы по подготовке к пуску проводятся на стартовом комплексе. Для этого предназначена мобильная башня обслуживания закрытого типа – она является «сердцем» космодрома. Такой конструкции нет на космодромах Плесецка и Байконура. Однако, подобная башня была построена специалистами Роскосмоса на космодроме Куру во Французской Гвиане.

Высота мобильной башни 52 метра. Фото: ЯкутияМедиа

Стартовый комплекс на космодроме «Восточный». Фото: ЯкутияМедиа

Место старта ракеты. Фото: ЯкутияМедиа

Космодром «Восточный». Фото: ЯкутияМедиа

Стартовый комплекс на космодроме «Восточный». Фото: ЯкутияМедиа

1

/ 5

Мобильная башня обслуживания состоит из семи ярусов, ее вес 1,6 тысяч тонн, высота 52 метра. Она позволяет проводить все работы по подготовке к старту в самых сложных климатических условиях. Благодаря использованию мобильной башни, люди, обеспечивающие запуск ракет-носителей, находятся в значительно большей безопасности и комфорте. В том числе здесь предусмотрена система аварийной эвакуации.

Белоснежная башня с изображением Юрия Гагарина наезжает на ракету, которая установлена в стартовую систему в вертикальном положении, и укрывает ее. Внутри башни ярусы соединяет лифт.

Как космодром выглядит сейчас и что там происходит

В 2020 году работы на космодроме «Восточный» проходят в двух направлениях: восстанавливаются разрушенные объекты и возводится стартовый стол для ракеты «Ангара». Кроме того, идет активная подготовка к строительству пускового комплекса, который предназначен для сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей».

По предварительным оценкам космодром «Восточный» будет готов к 2027 году, а первый запуск осуществиться в 2028. Но как показывает практика, строительные работы не всегда идут по плану, поэтому озвученные даты могут неоднократно поменяться.

Космодром «Восточный» должен стать главным полигоном для запуска объектов в космос на территории России. Однако недобросовестное отношение строительной компании, многочисленные нарушения закона и технических требований, привело к срыву сроков. Работы на космодроме продолжаются, но в эксплуатацию объект планируют ввести не раньше 2028 года.

Недострой и хищения

Серьезные проблемы возникли в преддверии первого запуска, когда объект оказался не готовым к работе. После тщательных проверок вскрылись массовые хищения госсредств со стороны директора строительной фирмы ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания. По предоставленным данным, он покупал загородные дома и яхты на деньги, отведенные для возведения космодрома. В итоге злоумышленник был осужден на 3 года лишения свободы.

Однако за годы его бурной деятельности сильно пострадала сама конструкция объекта, для постройки которой использовались некачественные материалы. В итоге некоторые детали приходилось полностью переделывать. Такое неэкономное расходование средств сделало космодром «Восточный» одним из самых дорогих современных российских проектов.

Но откладывать работу строительные бригады не намерены, ведь объекты продолжают разрушаться. В настоящий момент готовность некоторых их них не превышает 10%. В основном речь идет о квартирных комплексах, предназначенных для работников космодрома, а также о котельных и инфраструктуре.

УТК на грани фантастики

Следом гордость Восточного — унифицированный технический комплекс(УТК): место, где ракеты и полезную нагрузку собирают в единое целое. Это целая система зданий. В неё входят два монтажно-испытательных комплекса(МИК): один для ракет, а второй для космических аппаратов и разгонных блоков — склад, куда составляющие привозят по железной дороге, и огромная трансбордерная галерея, соединяющая эти здания. По галерее ездит трансбордер — платформа размером с железнодорожную, которая движется не вдоль, а поперёк. Она нежно, словно мать спящего младенца, идеально точно, без рывков и дёрганий перевозит компоненты из склада в МИК и обратно.

(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU)

(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU)

(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU)

После Байконура УТК Восточного смотрится словно какое-то чудо. Огромные помещения с высоким классом чистоты, работники в халатах. Больше всего это похоже на декорации к научно-фантастическому фильму. Чтобы понимать размеры: в одном из МИКов аккуратно, по углам лежали пять ракетСоюз» и казались совсем-совсем небольшими.

На ту же тему Хорошая плохаяАнгара», или Что случилось с главной российской ракетой?

Но чтобы не показалось, будто всё прекрасно, давайте немного поговорим о грустном. К настоящему времени Восточный недозагружен запусками. С 2016 года здесь провели всего пять пусков, это обидно и очень мало. Должны были сделать несколько пусков в этом году для проекта One Web, но из-за коронавируса и проблем самой One Web их отложили. Кстати, именно этих запусков и дожидаются ракеты-носителиСоюз».

Если уРоскосмоса» получится загрузитьВосточный» запусками, это будет очень здорово. Видны гигантские объёмы проделанной работы — мощнейший комплекс — и будет очень обидно, если он так и продолжит больше ждать запусков, чем реально работать.

Да, я очень хорошо знаю, что уРоскосмоса» огромное количество нерешённых проблем. Но у меня давнее и чёткое правило: ругаешь за плохое — хвали за хорошее. И я не могу не похвалить Восточный — современный, масштабный и классный комплекс, где работают сотни специалистов, любящих космос и свою работу. А это дорогого стоит.

ФРОНТОВАЯ БОМБАРДИРОВОЧНАЯ АВИАЦИЯ

С 1977 года ОКБ Сухого велись работы над проектом Су-24БМ (Т-6БМ) (большая модернизация) – глубокой модернизации Су-24.Впрочем, иногда встречается обозначение данного проекта Су-30 (первый с таким названием).

При этом машина была увеличена в размерах (особенно это касалось её ширины, т.к. бомбоотсек предполагалось разместить между двигателями). Изменилась и конструкция воздухозаборников: они располагались под крылом. Машину планировались оснастить двумя ТРДД АЛ-31Ф. Должен был измениться состав её БРЭО, расшириться номенклатура применяемого вооружения, улучшиться характеристики ПНО. Эскизный проект Су-24БМ, выполненный под руководством ведущего конструктора В. Ф. Марова, был завершён в 1981 году. Тогда же построили и натурный макет будущего самолёта. Акт приёмки эскизный проекта и макета утвердил Главком ВВС СССР главный маршал авиации П. С. Кутахов. Оставалась только подпись И. С. Силаева, министра авиационной промышленности СССР.

Далее – слово о решающих моментах «биографии» Су-24БМ авиаконструктору О.С.Самойловичу, тогда работавшему в ОКБ Сухого:

Первоначальная версия Су-24БМ

Таким образом, в тот момент руководство ОКБ Сухого сделало «ставку» на абсолютно новый проект – Т-60, который стал «теснить» Су-24БМ. Кроме того, военные высказали ряд предложений по дальнейшему расширению возможностей глубокой модернизации. Поэтому в 1981 году работы развернулись с новой силой: сторонники модернизации Су-24 заменили крыло изменяемой стреловидности на фиксированное, однокилевое оперение стало двухкилевым, существенно изменился и состав БРЭО. В 1983 году был построен полноразмерный макет самолёта Су-24БМ2 (Т-6БМ2), успешно защитили и эскизный проект (1982 год), однако руководство ОКБ Сухого и МАП приняли решение «продвигать» проект Т-60…

Усовершенствованная версия Су-24БМ

С 1985 года ОКБ им. П. О. Сухого были начаты работы над дальнейшей модернизацией самолёта Су-24, в результате чего была создана модификация Су-24ММ (малая модернизация). Одним из её авторов был В. Р. Ковтун.

Су-24ММ

Новую версию Су-24 предполагалось оснастить новыми, более экономичными ТРДДФ АЛ-31Ф, что в сочетании с увеличенной на 2 тонны МВМ должно было привести к существенному росту дальности полёта машины. Характерная особенность внешнего вида машины – наличие третьего, дополнительного воздухозаборника, расположенного на верхней части фюзеляжа (он был необходим для новых двигателей). При этом состав БРЭО и номенклатура используемых вооружений изменились незначительно.

Второй его вариант, активно «продвигаемый» представителями ВВС, предполагал использование конформных баков.

В последующем работы над проектом были прерваны, т.к. он Заказчика особо не заинтересовал, а руководство ОКБ предпочитало развивать программу Су-27ИБ (будущего Су-34).

По воспоминаниям ветеранов ОКБ Сухого, если бы не прекращение работ по усовершенствованным версиям Су-24, то советские ВВС имели бы 150-200 новых машин, значительно превосходящих по своим возможностям Су-24М.

Самый дорогой космодром в мире

Строительство Восточного с самого начала сопровождалось скандалами. Сроки сдачи объектов регулярно срывались, рабочие месяцами не получали зарплаты, а счет уголовных дел по фактам финансовых злоупотреблений шел на десятки. Дмитрий Рогозин в 2012 году лично «давал зуб», что строительство завершится к 2015 году, но российские реалии в виде масштабного казнокрадства, вероятно, помешали этому.

Практически любая стройка в нашей стране сразу же обрастает домыслами, а затем данными о крупных хищениях. Восточный можно назвать лидером в этом вопросе: вбейте в Google или Yandex слово «хищения», и сразу получите дополнение в виде фразы «на космодроме Восточный». Причем даже правоохранители не могут точно сказать, сколько именно денег «ушло налево» при его строительстве: проверка Генпрокуратуры показала хищения в размере 7,5 млрд. рублей, а Счетная палата «раскопала» злоупотреблений на сумму в 13 млрд. Если же верить неофициальным источникам, то на этом проекте было украдено куда больше.

Было и много мелких огрехов. Например, в 2015 году выяснилось, что строители не угадали с размерами испытательного зала для ракет-носителей – РН «Союз-2» просто в него не влазила. Это помещение, в котором происходит мойка ракеты, а также ее подготовка к будущему старту.

Из-за невыплат зарплаты рабочие Восточного объявляли забастовки, голодовки и жаловались Путину

В конце 2020 года представитель Генпрокуратуры сообщил, что по фактам нарушений при строительстве открыто 140 уголовных дел. Несколько человек уже получили тюремные сроки, еще больше находятся под следствием, а в январе 2020 года при странных обстоятельствах погиб Дмитрий Савин – бывший глава Дальспецстроя.

В начале 2015 года на космодроме остро встала проблема задолженности по заработной плате: в апреле она составляла 150 млн рублей. В знак протеста строители объекта устраивали забастовки и даже голодовки, а апофеозом этого противостояния стал вопрос, заданный Путину во время прямой линии с президентом.

Пока трудно сказать, какая судьба ждет космодром Восточный. Его дальнейшая эксплуатация во многом «завязана» на проект ракеты «Ангара», с будущим которой тоже много неясного. В целом же бюджет и планы Роскосмоса сильно зависят от общего экономического положения в стране, а оно отнюдь не радует. Многое также будет зависеть от наших отношений с Казахстаном и от развития космической отрасли в мире.

Автор статьи:
Никифоров Владислав

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector