Авиационные бомбы (россия)

Пушечное ядро

С появлением первых боевых кораблей началось активное использование сухопутного вооружения в море. Для этого требовались различные типы снарядов, адаптированных для морских сражений. На каждом этапе развития были задействованы передовые инновации. Современное оружие обладает функцией самонаведения на вражескую цель, достигает огромных скоростей при полете, происходит быстрая перезарядка. Разумеется, несколько столетий назад о таких технологиях моряки не могли даже мечтать. Рассмотрим эволюцию создания боеприпасов, необходимых для корабельной артиллерии.

Вооружение первых кораблей

История корабельного вооружения: Таран, Гарпаг, Абордаж

Разновидности

Корабельные пушки – история развития

Фальконет – мелкокалиберная пушка

Мортира – пушка с коротким стволом

Виды пушечных снарядов

Изображения

Подвеска авиационных бомб

Первоначально авиационные боеприпасы брались пилотом или другими членами экипажа в кабину, и просто руками выбрасывались при полёте над целью. В дальнейшем стали применяться различные дистанционные устройства подвески бомб на держатели, их приведения в активное состояние перед сбросом и непосредственно сам сброс.

При расположении боеприпасов внутри фюзеляжа (это называется «внутренняя подвеска») конструктивно предусматриваются специальные отсеки вооружения (грузовые отсеки), закрываемые в полёте створками. Внутри такого отсека, как правило, находятся кассетные бомбовые держатели (КД), представляющие собой раму с направляющими, электрозамками, механизмами подъёма грузов, цепями блокирования и сброса, и т. д. На каждую кассету может подвешиваться несколько авиабомб в ряд. Также достаточно широко применяются различные контейнеры, которые снаряжаются боеприпасами на земле специально обученными людьми и поднимаются в грузоотсек уже полностью готовыми к применению. В грузоотсеке могут находиться и другие виды держателей и различных устройств для перевозки и применения различных грузов — балочные держатели, катапультные устройства и др.

При расположении боеприпасов снаружи на конструкции самолёта («внешняя подвеска») часто применяются универсальные многозамковые балочные держатели (МБД). Например, конструкция балочного держателя МБД3-У9 позволяет подвесить на него до девяти бомб калибра 250 кг группами по три штуки. Также специализированные балочные держатели применяются для подвески ракетного оружия.

Процесс подвески авиабомб и грузов часто механизирован. Широко применяются лебёдки с ручным или электрическим приводом — в последнем случае для централизованного управления стандартными электролебёдками Бл-56 используется мобильный пульт управления на базе тележки ТСУЛ-56.

Необходимо отметить, что чем больше летательный аппарат, тем более гибко и универсально его боевое применение, допускающее множество комбинаций (вариантов загрузки) различными типами авиационных средств поражения (АСП). В отечественной авиации имеются машины, в которых предусмотрено до 300 различных вариантов загрузки, в зависимости от особенностей каждой конкретной задачи.

  • Бомбовый отсек
  • Узел подвески вооружения

История рождения

Пока авиация находилась в зачаточном состоянии несмышленого младенца, в качестве бортового вооружения бомбера в ход шло все, начиная от ручных гранат и заканчивая пакетами кованых стальных стрел.

Флешетта – именно с этих небольших кованых дротиков, размером с карандаш, началась история современного авиационного вооружения

Однако по мере взросления самолета, более взрослым становилось и его вооружение. Не стояла на месте и пехота — она все глубже и глубже вгрызалась в землю, накрывая коммуникации, склады и огневые точки мощным колпаком крепкого бетона, недоступного для поражения стандартными средствами. С этим нужно было что-то делать, и сделали.

У нас

Первые серьезные проблемы у тогдашней Красной Армии возникли во время Зимней войны с финнами. Тогда «несокрушимая и легендарная» плотно уперлась в добротные фортификации линии Маннергейма, и смогла их прорвать, лишь плотно засыпав рвы и траншеи телами солдат.

Взять линию технично и с более-менее приличными потерями, грамотно используя лишь технику, тактику и вооружение, не получилось. В частности, из-за отсутствия специальных авиационных боеприпасов, предназначенных для сокрушения железобетона, массово применявшегося в финских фортификациях.

Долговременные огневые точки линии Маннергейма, сделанные по всем правилам военной фортификации, и в наше время поражают воображение своей мощью и основательностью

По результатам зимней кампании в финских лесах и болотах в 1940 году из недр Государственного Специализированного Конструкторского Бюро, ГСКБ – 47 появляется изделие БетАБ-150 ДС, первая отечественная бетонобойная бомба.

Дальний бомбардировщик Ильюшина Ил-4, достаточно заурядная во всех отношениях машина, предназначалась для поражения хорошо защищенных целей и была основным носителем БетАБ-150ДС

Судя по отчетам государственных испытаний, боеприпас имел глубину проникновения по скальному целику порядка 1600 мм и удовлетворительное фугасное действие. Запреградное действие, по всей видимости, было настолько удовлетворительным, что сразу после войны, используя наработки военных специалистов Третьего Рейха, отечественная промышленность смогла в ускоренном порядке разработать, испытать и принять на вооружение специализированные бетонобойные боеприпасы, ряд которых остается на вооружении и по сей день.

И у них

Англо-американские союзники так же столкнулись с необходимостью уверенного разрушения железобетонных сооружений, но в несколько других условиях. Практически весь 1942 год на Западном фронте прошел под знаком войны за Атлантику.

Именно в холодных и суровых водах северной части Атлантического океана проходили основные трансконтинентальные коммуникации соединяющие Америку и Старый Свет. Именно там, немецкие подводные лодки остервенело трепали конвои союзников, сбившись в злобные «волчьи стаи».

Объединенные силы союзников попробовали решить проблему кардинально – разорив само осиное гнездо, место базирования подводных сил Кригсмарине в балтийском Киле.

Примерно такой общий вид и конструкцию имели укрытия германских подлодок на Балтике

Сама база была соединена с открытым морем длинным и узким каналом и была надежно прикрыта с моря, как флотом, так и береговой артиллерией. А лазейка в воздухе оставалась.

Правда сами лодки адмирала Деница были надежно укрыты в железобетонных ангарах, вот эти ангары, а заодно и их обитателей было решено основательно пощупать. В качестве инструмента предполагалось использовать специально разработанную 5-ти тонную бомбу «Верзила» и 10-ти тонную «Большая хлопушка».

Существует легенда, что первый экземпляр новейшей британской пятитонной бетонобойной бомбы конструктор Уоллес собирал своими руками

Обо всех перипетиях грандиозного противостояния бетона нацистов и взрывчатки союзников можно почитать в специализированной литературе, а нам стоит отметить, что англосаксы накопили грандиозный опыт и создали первоклассную конструкторскую школу, успешно работающую и ныне.

Бронебойные боеприпасы

Для поражения бронированной техники (танки, самоходные артиллерийские орудия, бронетранспортёры и т.п.) используются боеприпасы, обладающие кумулятивным поражающим действием, а также кинетические бронебойные снаряды.

Виды бронебойных боеприпасов

1. Кумулятивные.

Кумулятивный эффект (эффект Манро) – усиление действия взрыва путем его концентрации в заданном направлении.

Кумулятивный эффект достигается применением заряда с кумулятивной выемкой конической или сферической формы, обращенной в сторону поражаемого объекта. В зависимости от формы кумулятивной выемки кумулятивный эффект проявляется либо в виде кумулятивной струи, либо – ударного ядра.

Заряды типа «кумулятивная струя»

В заряде с конической кумулятивной выемкой образуется кумулятивная струя – гиперзвуковая металлическая струя, перемещающаяся вдоль оси боеприпаса со скоростью до 10 км/с. Температур струи достигает 6-7 тыс. градусов, давление – 5-6 тыс. кгс/см². Сфокусированные в струе продукты детонации способны прожигать отверстия в броневых перекрытиях толщиной в несколько десятков сантиметров и вызывать пожары. Причём бронепробитие кумулятивной струи не зависит от прочности брони, а зависит от её плотности и толщины.

Заряды типа «кумулятивное ядро»

В заряде со сферической кумулятивной выемкой под действием ударной волны образуется ударное кумулятивное ядро – снаряд диаметром в четверть и длиной в один калибр (первоначальный диаметр выемки), который разгоняется до скорости 2,5 км/с. Бронепробитие ядра меньше, чем у кумулятивной струи, но зато сохраняется на расстоянии до тысячи калибров.

Для защиты от кумулятивных боеприпасов можно использовать экраны из различных материалов, расположенных на расстоянии 15-20 см от основной конструкции. В этом случае вся энергия струи расходуется на прожигание экрана, а основная конструкция остается целой.

2. Кинетические.

Действие кинетического снаряда определяется запасом его кинетической энергии и характеризуется бронепробиваемостью и поражающим действием за бронёй. Чем больше скорость и масса снаряда, меньше угол встречи с бронёй (угол между продольной осью снаряда и нормалью к поверхности брони в точке встречи), тем большую толщину он способен пробить. Поражение за бронёй проявляется в виде ударного, осколочного, фугасного и зажигательного действия снаряда.

Бетонобойные бомбы

Российская корректируемая авиабомба со спутниковым наведением.

Большой недостаток
боеприпасов кассетного типа состоит в том, что «микровзрывы» имеют
соответственно небольшую разрушительную силу. От них легко укрыться в окопах,
блиндажах, боевых машинах и просто в зданиях. По этой причине востребованы
остаются «монолитные» фугасные бомбы. Но и их возможности не беспредельны.
Полутораметровая толща бетона выдержит даже 1000-килограммовый фугас.

В 1941 году английскому
инженеру Барнсу Уоллесу пришла в голову оригинальная мысль. Если очень прочную
и тяжёлую бомбу сбросить с высоты 8-10 км, она разгонится до 1000 метров в
секунду и зароется глубоко в грунт. Сотрясение почвы от подземного взрыва,
казалось ему, разрушит здания на большей площади, чем это сможет сделать
воздушная ударная волна.

В своих расчётах Уоллес
ошибся. Как ошиблись и германские конструкторы, разработавшие суперпушку «Дору»
в надежде именно на такое действие снаряда. Против ожиданий, эффект разрыва
«сейсмической бомбы» оказался почти незаметен на поверхности. Зато ею можно
было поразить бункер глубоко под землёй.

К концу войны «тощие»
бетонобойные бомбы стали производиться специально для разрушения немецких
бункеров. А после 1945 года в расчёте уже на «русский размер» в США была
создана «сейсмическая» бомба Т-12 массой 20 (по другим источникам даже 25)
тонн. Это самая тяжёлая бомба в истории.

Шрапнель

В 19 веке был создан усовершенствованный вид картечи, который получил название шрапнель. Боеприпас начинялся разрывными пулями. Можно сказать, что это были первые попытки создания гранаты. Конструкция имела вид пустой сферы. Внутри нее помещались пули и деревянная или латунная трубка, начиненная порохом. В момент выстрела порох в трубке зажигался и взрыв капсулы замедлялся до того момента, пока весь порох не выгорит. Таким образом разрыв сферы происходил в момент достижения цели, что позволяло поразить большее количество вражеского экипажа.

От длины запальной трубки зависело время взрыва. Ее размер можно было корректировать непосредственно перед выстрелом, просчитывая какое расстояние необходимо преодолеть снаряду. Однако следует отметить, что в качестве корабельной артиллерии данный боеприпас применялся нечасто.

Авиабомбы, особенности их конструкции и классификация

Авиационная бомба – это тип боеприпаса, который состоит из корпуса, стабилизатора, снаряжения и одного или нескольких взрывателей. Чаще всего корпус имеет овально-цилиндрическую форму с конической хвостовой частью. Корпуса осколочных, фугасных и осколочно-фугасных авиационных бомб (ОФАБ) изготовлены таким образом, чтобы при взрыве давать максимальное количество осколков. В донной и носовой частях корпуса обычно находятся специальные стаканы для установки взрывателей, некоторые виды бомб имеют и боковые взрыватели.

Взрывчатые вещества, которые используются в авиационных бомбах, весьма различны. Чаще всего это тротил или его сплавы с гексогеном, аммонийная селитра и др. В зажигательных боеприпасах боевая часть заполнена зажигательными составами или горючими жидкостями.

Для подвески на корпусе авиабомб имеются специальные ушки, исключения составляют боеприпасы малого калибра, которые размещаются в кассетах или связках.

Стабилизатор предназначен для обеспечения устойчивого полета боеприпаса, уверенного срабатывания взрывателя и более эффективного поражения цели. Стабилизаторы современных авиабомб могут иметь сложную конструкцию: коробчатую, перистую или цилиндрическую. Авиабомбы, которые применяются с малых высот, часто имеют зонтичные стабилизаторы, раскрывающиеся сразу после сброса. Их задача – замедлить полет боеприпаса, чтобы дать возможность летательному аппарату отойти на безопасное расстояние от точки взрыва.

Современные авиационные бомбы оснащаются разными типами взрывателей: ударного действия, неконтактные, дистанционные и др.

  • основные;
  • вспомогательные.

Основные авиационные бомбы предназначены для непосредственного поражения различных целей.

Вспомогательные способствуют решению той или иной боевой задачи или же они используются при подготовке войск. К ним относятся осветительные, дымовые, агитационные, сигнальные, ориентирно-морские, учебные и имитационные.

Основные авиационные бомбы можно разделить по типу поражающего воздействия, которое они наносят:

  1. Обычные. К ним относятся боеприпасы, начиненные обычным взрывчатыми или зажигательными веществами. Поражения целей происходит за счет взрывной волны, осколков, высокой температуры.
  2. Химические. К этой категории авиационных авиабомб относятся боеприпасы, начиненные химическими отравляющими веществами. Химические бомбы никогда масштабно не применялись.
  3. Бактериологические. Начинены биологическими возбудителями различных заболеваний или же их носителями и также никогда не использовались масштабно.
  4. Ядерные. Имеют ядерную или термоядерную боевую часть, поражение происходит за счет ударной волны, светового излучения, радиации, электромагнитной волны.
  • фугасными;
  • осколочно-фугасными;
  • осколочными;
  • фугасными проникающими (имеют толстый корпус);
  • бетонобойными;
  • бронебойными;
  • зажигательными;
  • фугасно-зажигательными;
  • отравляющими;
  • объемно-детонирующими;
  • осколочно-отравляющими.

Это список можно продолжить.

К основным характеристикам авиабомб относятся: калибр, показатели эффективности, коэффициент наполнения, характеристическое время и диапазон условий боевого применения.

Одной из главных характеристик любой авиабомбы является ее калибр. Это масса боеприпаса в килограммах. Довольно условно бомбы делятся на боеприпасы малого, среднего и крупного калибра. К какой именно группе относится та или иная авиабомба во многом зависит от ее типа. Так, например, стокилограммовая фугасная бомба относится к малому калибру, а ее осколочный или зажигательный аналог – к среднему.

Коэффициент наполнения – это отношение массы взрывчатого вещества бомбы к ее общему весу. У тонкостенных фугасных боеприпасов он выше (примерно 0,7), а у толстостенных – осколочных и бетонобойных бомб – ниже (примерно 0,1-0,2).

Характеристическое время – параметр, который связан с баллистическими свойствами бомбы. Это время ее падения при сбросе с летательного аппарата, летящего горизонтально со скоростью 40 м/с, с высоты 2 тыс. метров.

Ожидаемая эффективность также довольно условный параметр авиационных бомб. Он отличается для разных типов этих боеприпасов. Оценка может быть связана с размером воронки, количеством очагов пожаров, толщиной пробитой брони, площадью зоны поражения и др.

Диапазон условий боевого применения показывает характеристики, на которых возможно проведение бомбометания: максимальную и минимальную скорость, высоту.

«Вакуумные» бомбы

«Мать всех бомб». Американская фугасная бомба MOAB (9,5 тонн).

Ещё одним послевоенным
новшеством стали боеприпасы, называемые у нас «объёмно-детонирующими» (или
«вакуумными»), а на западе «топливными». Американское название точнее передает
суть их устройства. При подрыве такая бомба распыляет в виде аэрозоля горючее,
которое через долю секунды воспламеняется. Сам бензин, как известно, не
взрывается, а вот его пары — ещё как! Причём взрыв оказывается в несколько
раз мощнее, чем при детонации тротила. Ведь если обычная взрывчатка содержит
как горючее, так и окислитель, то в случае применения «вакуумной» бомбы
окислителем становится атмосферный кислород. Кстати, именно его внезапное
«изъятие» и усиливает эффект резкого падения давления в эпицентре взрыва. Хотя
ни к какому «вакууму» это, конечно же, отношения не имеет.

Несмотря на то, что действие
объёмно-детонирующих боеприпасов считается по преимуществу зажигательным
(устройства, использующие снаряды с такой боевой частью, классифицируются как
огнемёты), образующаяся при взрыве ударная волна по разрушительному действию
практически не уступает «обычной». К тому же, в отличие от неё, не огибает
препятствия и не отражается от них. Объёмный взрыв «затекает» в укрытия,
здания, негерметичные машины. Удар приходится по всей поверхности почвы, что
позволяет подорвать скрытые в ней мины.

  • Big BLU — 13-тонная американская бетонобойная бомба.
    «Гвоздь с крылышками». Пробивает до 60 метров грунта. Хорошо развитый
    стабилизатор повышает точность попадания.
  • Самонаводящаяся «противобункерная» бомба GBU-28
    весом 2,3 тонны применялась в Ираке. Узкий корпус не может содержать много
    взрывчатки, но помогает боеприпасам проникающего типа углубляться в преграду.
  • Tallboy — первая британская 5,4-тонная «сейсмическая»
    бомба. Необходимость сбрасывания бомб такого типа с большой высоты (чтобы они
    успевали набрать нужную скорость) плохо сочеталась с требованиями к точности
    попадания.
  • Grand Slam — самая мощная бомба
    Второй мировой войны. Использовалась для поражения германских бункеров, укрытых
    7-метровой толщей бетона.

Единственное, что в 1940-е годы ещё позволяло тяжёлой артиллерии поддерживать
свою репутацию, это точность. Пушка, сделав несколько пристрелочных выстрелов,
гарантированно накроет любую неподвижную цель. У самолёта же только одна
попытка.

Самая известная из фугасных толстух
(чем ближе форма корпуса к сферической, тем больше взрывчатки в него
поместится) — американская бомба BLU-82, прозванная daisy cutter («косильщик ромашек»). Масса бомбы составляет
6,8 тонны, так что под «ромашками» явно подразумеваются пальмы вьетнамских
джунглей. Взрывом этой бомбы расчищали посадочные площадки для вертолётов.
Советская ФАБ-9000 знаменита меньше, так как не применялась в боях.

Новейшая российская «топливная»
бомба АВБПМ — самая мощная из когда-либо созданных неядерных бомб. В
противовес американской «Маме» MOAB она именуется «Папой всех бомб». При массе в 7,4
тонны её тротиловый эквивалент — 44 тонны, а радиус гарантированного
поражения — 300 метров. Чем, по мнению российских
военных, искупается относительно низкая точность. Левее… Правее… Какая
разница, если всё равно все умерли?

Бетонобойные авиабомбы

  • Добавил: admin
  • Просмотров: 5022
  • Дата: 19-03-2011, 13:17
  • Раздел: Авиация / Оружие / Бомбы
Бетонобойные авиабомбы

Бетонобойные авиационные бомбы(БЕТАБ)предназначены для поражения объектов, имеющих прочную бетонную или железобетонную защиту (фортификационные сооружения, ВПП и др.). Калибр 250-500 кг. Представляет собой фугасную авиационную бомбу с утолщенными стенками и более прочной головной частью (по американской классификации полубронебойная авиационная бомба). Для применения со штурмовых высот и обеспечения безопасности ЛА она комплектуется тормозным устройством (обычно парашютного типа) и разгонным ракетным двигателем, включаемым после уменьшения скорости падения авиационной бомбы до определенной величины в результате действия тормозного устройства.Разработка советских реактивных бронебойных и бетонобойных бомб была начата в 1940 г. в ГСКБ-47 и НИИ-3. На вооружение же бронебойная бомба БРАБ-200 ДС и бетонобойная бомба БЕТАБ-150 ДС поступили уже в ходе Великой Отечественной войны. В 1940-х гг. их называли авиабомбами с дополнительными скоростями, отсюда и буквы ДС в названиях бомб. Боевые части обеих бомб представляли собой 203-мм артиллерийские снаряды (бронебойный и бетонобойный соответственно).Устройство бетонобойной бомбы БЕТАБ-150 ДС близко к устройству БРАБ-200 ДС. Длина бомбы 2097 мм. Полный вес бомбы 165 кг. Вес боевойчасти 101,6 кг. Боевая часть содержит 14,5 кг взрывчатого вещества и взрыватель РД.Ракетный заряд весом 17,2 кг сообщает бомбе дополнительную скорость 210 м/с. Срабатывание ракетного заряда подобно БРАБ-200 ДС происходит с помощью дистанционной трубки ТМ-4.Бомба БЕТАБ-150 ДС проникала в скальный массив из мрамора на глубину 1,65 м. При взрыве бомбы в грунте большой плотности образовывалась воронка диаметром 1,8 м и глубиной 2,48 м.В послевоенное время на вооружение была принята реактивная бетонобойная бомба БЕТАБ-500 ШП. Длина бомбы 2509 мм, диаметр 325 мм. Полный вес бомбы 424 кг. Боевая часть весом 350 кг содержала 77 кг взрывчатого вещества.БЕТАБ-500 ШП могла пробить броню толщиной до 550 мм. В грунте средней плотности она образовывала воронку диаметром 4,5 м. При попадании бомбы во взлетно-посадочную полосу бетонное покрытие разрушалось на площади до 50 м2.В послевоенное время на вооружение была принята бетонобойная бомба свободного падения БЕТАБ-500. Полный вес бомбы 430 кг. Вес боевой части 380 кг. Длина бомбы 2107 мм. Диаметр бомбы 426 мм.

ТТХ БЕТАБ-150 ДС БЕТАБ-500У БЕТАБ-500ШП
Вес бомбы, кг 165 510 424
Вес БЧ, кг 101,6 45 350
Вес ВВ, кг 14,5 77
Диаметр, мм ~210 450 325
Длина бомбы, мм 2097 2480 2509
Взрыватель РД
Классификаторы
Назначение Основное
Тип Бетонобойная авиационная бомба
Управление Неуправляемая
Носители
Модификации
Модель Описание
БЕТАБ-150ДС Разработка начата в 1940 г. в ГСКБ-47 и НИИ-3. На вооружение поступила в ходе Великой Отечественной войны. Боевая часть бомбы представляла собой 203-мм артиллерийский бетонобойный снаряд.
БЕТАБ-500У Бетонобойная авиационная бомба БЕТАБ-500У предназначена для поражения подземных складов ядерного оружия, боеприпасов и ГСМ, командных пунктов управления, узлов связи, железобетонных укрытий. рулежных дорожек, автострад, железобетонных укрытий самолетов.
БЕТАБ-500ШП Бетонобойная авиационная бомба БЕТАБ-500ШП предназначена для поражения ВПП аэродромов, рулежных дорожек, автострад, железобетонных укрытий самолетов.

Похожие новостиПохожие роликиПохожие книги

АПЛ «Акула» Часть 1.

АПЛ «Акула» Часть 2

Боевой железнодорожный рак

Хорошо забытое старое

Между тем GBU-57 и GBU-43 — не самые тяжёлые авиабомбы в американской истории. Таковой была 20-тонная бомба T-12 Cloudmaker, принятая на вооружение ВВС США в 1948 году. Она относилась к семейству сверхтяжёлых «сейсмических бомб», применявшихся союзниками в годы Второй мировой войны для уничтожения немецких бронированных целей — прежде всего железобетонных ангаров для подводных лодок.

Также по теме

«Американцы неспособны бороться с русскими»: в России отреагировали на вышедшее в США «пособие по войне с Москвой»

Армия США выпустила специальное пособие, в котором рассказывается о противостоянии «новым методам ведения войны», которые якобы…

Поскольку высокой точностью авиационных средств поражения в то время похвастаться не могли, то и задача попасть точно в цель перед ними не стояла. Боеприпасы сейсмического типа должны были вызывать в окрестностях цели «мини-землетрясение» после подрыва на большой глубине, чтобы обрушить сооружения противника.

Однако уже в 1990 году, накануне операции «Буря в пустыне», американцы столкнулись с очевидной проблемой: применять ядерное оружие против неядерного Ирака они не могли, а стоявшие на вооружении конвенциональные бомбы BLU-109, по данным разведки, не смогли бы уничтожить подземные сооружения противника.

В этих условиях в сверхкороткий срок (за четыре месяца) была разработана и применена в бою бомба GBU-28, по параметрам сопоставимая с боеприпасами времён Второй мировой. Однако теперь задачей снаряда было не обрушение перекрытий за счёт ударной волны, а точное попадание в цель и пробивание перекрытий за счёт прочного корпуса бомбы и высокой кинетической энергии полёта. Дальнейшее совершенствование такого оружия было продемонстрировано во время бомбардировок Югославии в 1999 году, когда на противобункерные бомбы стали устанавливать «умные» взрыватели, позволявшие подрывать снаряд на определённом этаже укрытия.

Бомба на разделочном столе

Не следует понимать буквально эту фразу и подходить с ножовкой и болгаркой к случайно найденному боеприпасу, если у вас, совершенно случайно, в дедушкином сарае завалялась бетонобойная авиабомба, и вы непременно хотите знать ее устройство.

Классическая отечественная бетонобойная бомба в разрезе позволяет оценить толщину корпуса в головной, самой нагруженной части

Современный классический бетонобойный снаряд подразделяется на два основных типа: бомба свободного падения и боеприпас, оснащенный реактивным ускорителем.

На эшелоне больших высот

Использование боеприпасов свободного падения позволяет значительно упростить и удешевить конструкцию, за счет отказа от разгонного реактивного блока. Дело в том, что для придания достаточных качеств для проникания в грунт и пробития преград, снаряд бетонобойный должен обладать достаточной кинетической энергией.

Расплата за простоту – метание свободно падающих сейсмических бомб с больших высот

Кинетическая энергия это произведение массы снаряда на его скорость у поверхности земли. Для усредненного типа боеприпаса, скорость у земной поверхности должна быть близка к сверхзвуковой. Соответственно, высота бомбометания в условиях свободного падения боеприпаса должна составлять порядка 10000 метров, что очень критично для точности.

Более того, многие стратегические цели, например командные пункты, капониры для техники, укрытия для личного состава, ракетные пусковые шахты имеют очень небольшие размеры, а эффективность поражения часто обусловлена непосредственно прямым попаданием.

С парашютом со сверхнизких

Другая концепция применения, в котором выступают бетонобойные снаряды, предусматривает штурмовое бомбометание на низких скоростях со сверхмалых высот. Точность работы в таких условиях повышается, однако пропорционально возрастает риск поражения носителя ударной волной и осколками от детонации собственного боеприпаса.

Для этой цели в конструкцию дополнительно введен тормозной парашют, он снижает скорость сброшенного боеприпаса и одновременно стабилизирует угол вхождения последнего в эллипс цели, максимально приводя его к нормали.

В хвостовой части видно парашютную укладку, в боевой работе успешно выполняющую роль эффективного аэродинамического тормоза

Однако, как можно верно возразить, при падении скорости критично снижается показатель значения кинетической энергии, и как следствие — глубина проникаемости авиабомбы.

На представленном фото хорошо виден реактивный разгонный блок в задней части корпуса боеприпаса

Для приведения показателей скорости к номинальному достаточному значению в корпус бомбы встроен разгонный реактивный блок, который при кратковременном включении придает телу необходимый динамический импульс.

Разложим по полочкам

Классическая конструкция современной бетонобойной бомбы состоит из:

  • Корпус, который изготовлен из высокопрочной высоколегированной стали с высоким индексом вязкости, что гарантирует его сохранность при динамическом ударе о препятствие с высокой энергией. Соотношение длины и диаметра корпуса сдвинуты в сторону длины, для придания изделию необходимых динамических и кинематических качеств.
  • В передней части корпуса расположен наконечник из сплава высокой твердости, который обеспечивает образование проникающего канала в толще грунта. В некоторых конструкциях, в наконечнике обустроен кумулятивный блок, который так же выполняет роль по улучшению проникаемости боеприпаса сквозь преграды.
  • На наружной части корпуса и его наконечника расположены аэродинамические элементы, обеспечивающие курсовую устойчивость и подруливание в условиях применения управляемого варианта.
  • В задней части корпуса обустроен отсек тормозного парашюта.

В дополнении к тормозному парашюту в задней части корпуса на современных моделях бомб располагаются аэродинамические тормоза

  • Кроме этого там же расположен пиропатрон отстрела парашюта и блок реактивного ускорителя с системой его интеллектуальной активации.
  • Сзади расположен взрыватель с программируемым замедлителем, который устанавливается на срабатывание на заданной глубине.
  • Передняя часть корпуса занята боевой частью с достаточным количеством высокоэффективного взрывчатого вещества. Часто фугасное и термобарическое действие боевой части усиливается дополнительным блоком, содержащим поражающие элементы, энергия которых сохраняется в радиусе до 100 м от эпицентра.
  • Система наведения по лазерному лучу, которая требует тандемного использования источника и приемника излучения.

Оптические и телевизионные головки наведения бетонобойных боеприпасов — пока очень редкое конструкторское решение

Американские бетонобойные бомбы

В настоящее время самым массовым авиационным боеприпасом подобного вида в США является БетАБ GBU-28 (BLU-113). Ее разработали перед первой войной в Персидском заливе специально для уничтожения иракских военных и правительственных бункеров.

Чтобы эффективно пробивать грунт и защитные элементы противобункерная авиабомба должна быть тяжелой, иметь небольшое сечение и состоять из достаточно прочного материала. Создатели GBU-28 долго не могли придумать, как и из чего сделать ее корпус. Отличную идею подсказал бывший армейский офицер, он предложил изготавливать бомбы из артиллерийских стволов для 203-мм гаубиц, которые в больших количествах хранились на военных складах. Они обладали подходящими габаритами, имели достаточную прочность и вес.

Во время испытаний GBU-28 ушла под землю на глубину в 30 метров. После успешного завершения тестов авиабомба была отправлена в Ирак и хорошо показала себя в реальной боевой обстановке. В настоящее время эта авиабомба считается одной из самых эффективных в мире в своем классе.

Еще одной известной американской БетАБ является BLU-109/B. Кроме США, эта авиабомба используется в ВВС Канады, Бельгии, Дании, Франции, Саудовской Аравии и других стран.

BLU-109/B оснащена хвостовым взрывателем замедленного действия, ее боевая часть весит 240 кг, а общая масса боеприпаса — 907,2 кг. Бомба может быть оснащена системами наведения Paveway III или JDAM. Эта БетАБ способна пробивать бетонные перекрытия толщиной 1,8 метра.

В начале 2011 года было объявлено о начале эксплуатации военно-воздушными силами США новой противобункерной «супербомбы» GBU-57, разработанной конструкторами корпорации Boeing. По своим размерам она вполне сравнима с гигантами времен последней мировой войны: вес GBU-57 составляет 13,6 т, а масса боевой части — 2,7 т. Авиабомба имеет лазерное наведение с поддержкой GPS.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector