Сунниты и шииты

Подводные лодки роекта 955 «Борей» — фото

Пророк Мухаммед – основатель ислама

Как известно, до появления Мухаммеда на востоке было многобожие. После полученных от архангела Джебраила божественных посланий, Пророк стал проповедовать единобожие. Путь его был достаточно труден, ведь люди к новой религии отнеслись с недоверием. Первыми последователями Мухаммеда стали его жена Хадиджа, племянник Али и два вольноотпущенника Зайд и Абу-Бекр.

Дальнейшее обращение арабов происходило трудно. Первую публичную проповедь Мухаммед совершил в 610 году в Мекке. По историческим исследованиям, она содержала элементы иудаизма и христианства. Однако ее плюсом было то, что читалась она рифмой, что значительно облегчало ее восприятие для слушателей, в своем большинстве неграмотных.

К слову сказать, написанная с его слов Священная Книга – Коран — содержит библейские сюжеты, которые тщательно пересмотрены с точки зрения восточной традиции. Таким образом, ислам и христианство имеют точки соприкосновения, пусть и несколько отличаются в догматическом плане. Однако главный момент – единобожие — присутствует в обоих.

После переселения Мухаммеда в Медину, он постепенно добавлял новые аспекты в свою религию, что вскоре и привело к обособлению ислама от иудаизма и христианства. Минусом в развитии мусульманства стало то, что после смерти Пророка, началась борьба за власть. Все это привело к тому, что последователи разделились на два лагеря – суннитов и шиитов. Такая ситуация сохраняется и по нынешнее время, только политическое разделение повлекло за собой еще и теологическое (правда, небольшое).

А дальше в статье мы точнее рассмотрим, каково же отличие суннита от шиита, и, непосредственно, самих этих течений.

Сунниты и шииты

Если рассматривать исламские течения, то есть определенные направления в мусульманской вере, то важно понимать, что расхождение в направлениях веры имело свое начало еще при Омейядах, затем продолжилось при Аббасидах, когда труды иранских и древнегреческих ученых начали переводить на арабский язык и проводить их анализ с религиозной точки зрения. В мусульманских странах все также имели место этноконфессиональные противоречия, и это отразилось в разных течениях религии

Между учениями шиитов и суннитов имеется ряд кардинальных разногласий. Но даже при имеющихся разногласиях ислам является единой религией для мусульман всех стран и народов. Некоторые несовпадения существуют между суннитами и шиитами в характере праздников, в юридических принципах, и в вопросах вероубеждения

В мусульманских странах все также имели место этноконфессиональные противоречия, и это отразилось в разных течениях религии. Между учениями шиитов и суннитов имеется ряд кардинальных разногласий. Но даже при имеющихся разногласиях ислам является единой религией для мусульман всех стран и народов. Некоторые несовпадения существуют между суннитами и шиитами в характере праздников, в юридических принципах, и в вопросах вероубеждения.

Сунниты на сегодняшний день – это 85 % мусульман мира, а остальные 15 % — это все остальные течения, в том числе и шииты. То есть сунниты являются в исламе самым крупным течением. Представителей этого течения называют «Людьми Сунны», так как полное название течения звучит как «Ахлю Сунна валь-Джамаат». По мнению суннитов, первыми законными преемниками Мухаммада являются первые четыре халифа — Абу Бакр, Умар, Усман и Али. Люди Сунны признают Сунну, то есть предания о Пророке Мухаммаде ﷺ наряду с Кораном, и наиболее авторитетными источниками для них считаются хадисы Муслима и Бухари. У суннитов мусульманской общине принадлежит руководящая роль при решении важных жизненных вопросов и проблем. Они проповедуют те основные мусульманские ценности, которые зафиксированы в Священном Писании.

Для Людей Сунны являются признанными четыре богословских правовых школы или мазхаба – ханбалитский, ханафитский, шафиитский и маликитский, и все эти школы между собой признают взаимную правомерность.

Шииты же считаются в мусульманской религии второй по величине ветвью. Шиитское течение было сформировано после смерти Пророка Всевышнего Мухаммада ﷺ, когда группа мусульман, ставших первыми шиитами, выдвинула идею, что только потомки Мухаммада ﷺ, то есть его дети от Фатимы и дети его двоюродного брата Али, достойны имамата, то есть власти в общине. Шииты считают, имам должен быть потомком Пророка Мухаммеда ﷺ, и все, кто не имеет отношения к роду Али или Мухаммеда ﷺ, имамом быть не имеют право — такое право, по мнению шиитов, закреплено за родом Мухаммада ﷺ и Али через божественное установление. Шиитское течение переросло в религиозное направление из политической партии, которой являлось первоначально. В шиитском направлении выделяются умеренные шииты или зейдиты и крайние шииты (алавиты, исмаилиты).

В современной России большинство мусульман принадлежат к суннитскому течению шафиитского или ханафитского мазхабов, где ханафитов — 65 %, а шафиитов — 30 %. Суннитами ханафитского толка являются татары, а также казахи, карачаевцы, ногайцы, балкарцы, черкесы, башкиры, абазины и шапсуги, кабардинцы, адыгейцы и некоторые ингуши, осетины-мусульмане. Шафиитский суннизм проповедуют часть ингушей и большинство чеченцев, дагестанцы, кроме таких народностей, как ногайцы и таты.

Среди шиитов-джафаритов — около 3 % российских мусульман, в том числе большинство азербайджанцев, небольшая часть лезгин.

Между суннитами и шиитами существуют определенные разногласия, но и те, и другие веруют в Единого Бога Аллаха и в Коран.

Основополагающими постулатами для татарина являются главные исламские заповеди и законы шариата, которых он придерживается неукоснительно и воспитывает своих детей в вере и уважении к своей религии, любви и поклонении Богу.

Сунниты и шииты – вражда на политическом фоне

Воинствующие шииты

Примеров конфликтов, которые возникали на религиозной почве между мусульманами, история знает не мало. Османская Империя, в которой большинство населения исповедуют суннизм, постоянно находилась в конфронтации с Персией, где шииты представляли подавляющее большинство. Современная история наглядно демонстрирует ту роль, которую играют противоречия между суннитами и шиитами в отношении между самыми крупными и влиятельными государствами Среднего Востока — Ираном и Саудовской Аравией.

Карта Ближний Восток

Отличие суннитов в вопросах веры и исправление культа от своих единоверцев заключается в следующем:

  • сунниты почитают сунну в полном объеме (шииты сунну воспринимают как священное писание только в той части, где описывается жизнь Пророка);
  • сунниты считают день Ашура праздничным, шииты наоборот, считают этот день поминальным;
  • сунниты в отличие от шиитов по-другому относятся к институту брака. В их толковании брак должен быть одним, как завещал Пророк Мухаммед. У шиитов количество браков не ограничивается;
  • сунниты и шииты имеют свои отличные места паломничества. Для первых святыми местами являются Мекка и Медина. Шииты отправляются в паломничество в Эн-Наджаф и в Кербелу;
  • количество намазов (время для молитвы) у тех и других отличается. Сунниты обязаны совершать в день не менее пяти намазов. Шииты считают достаточным совершением трех намазов.

Кербела

Искусно манипулируя на религиозных чувствах мусульман, нынешние политические режимы в странах Ближнего и Среднего Востока остаются оплотом конфессионального раздора. В большинстве случаев современные теологи объясняют возникшие противоречия извечным противостоянием между арабами и персами. Арабы, которые в основном исповедуют ислам суннитского толка, склоняются к тесному переплетению вопросов религии со светскими законами. Шииты, которые являются потомками древних восточных династий, тяготеют больше к исламу ортодоксального толка. Нынешняя сложная военно-политическая обстановка в исламском мире создана искусственно, в угоду политических интересов правящих режимов.

Религиозные направления и принципы веры

Современный, как и традиционный, суннизм представляет собой религиозное течение, построенное на полном подчинении общине и положениям сунны и Корана. На сегодняшний день сунниты – это подавляющая часть правоверных мусульман во всем мире. Лишь в некоторых странах шииты занимают преобладающее положение (Азербайджан, Иран, Бахрейн, Ливан и т.д.).

Принципы течения были сформированы еще в средних веках, на этапе становления учения. С тех пор они не изменились. Основными положениями суннизма являются признания:

  1. Законности правления халифов.
  2. Подлинности шести сводов хадисов.
  3. Догматических школ.
  4. Школ шариатского права — мазхабов.

Праведные халифы Абу Бакр, Умар, Усман и Али были первыми четырьмя правителями, которые правили Великим Халифатом. Сунниты считают, что вся верховная власть должна быть сосредоточена в руках халифов, избираемых общиной.

Как известно, мусульмане суннитского толка утверждают, что ислам держится на пяти столпах и двух основах – Коране и Сунне, которая представляет собой свод хадисов – это рассказы о пророке Мухаммеде. О его поступках и словах, касающихся жизни общины в правовом, социальном или религиозном разрезе.

Изначально такие предания распространялись только в устной форме – их рассказывали друг другу, не записывая. Составление письменных хадисов началось позже, в период раннего возникновения суннизма. А основные своды правил на основе хадисов появились не менее чем через 200 лет после кончины Пророка.

Все эти правила были объединены в шесть сборников, имеющих общее название Кутуб ас-Ситта. Однако нужно заметить, что религиозные и богословские разногласия настолько велики, что даже в этом вопросе взгляды исследователей относительно деяний Пророка и всего ислама не всегда сходятся. Не все хадисы, включенные в этот сборник, признаются достоверными.

На сегодняшний день известны три догматические школы. К ним относятся:

  • асариты;
  • ашариты;
  • матуридиты.

Асариты придерживаются жестких традиций в толковании Священных писаний. Для них невозможной считается сама мысль о том, что Коран можно трактовать как-либо иносказательно. Если какие-либо положения в них остаются неясными, то асариты и не стремятся вникнуть в их смысл. При этом они не воспринимают их и буквально.

Если какое-либо место в Сунне, либо Коране остается для них не слишком ясным, они не объясняют его и не ищут какой-то отдельный смысл в сообщении, оставляя это на усмотрение Аллаха. В глазах асаритов Всевышнему ведомо все, а что касается людей, они должны просто воспринимать откровения как данность.

Ашаризм – второе направление суннизма, оно несколько отходит от тех взглядов, которые исповедуют асариты. Ашариты полагают, что религиозным догмам не стоит следовать бездумно, а подход толкования их истинности вполне рационален. При этом они считают, что между различными явлениями не может быть причинно-следственной связи. В отличие от асаритов, они не признают авторитаризм в вере, подходя к религиозным положениям философски и стараясь их осмысливать.

Матуридиты во многом сходны по взглядам с ашаритами. Это течение сформировалось позже остальных. Основоположником его является Абу Мансур аль-Матуриди, который призывал разумно относиться к различным явлениям и осмысливать их. Однако матуридиты, как и асариты, считают, что повеления Аллаха нельзя рационализировать и нужно покоряться им без раздумий.

Еще один принцип суннитского учения – это наличие четырех богословско-правовых школ. Это так называемые мазхабы:

  • шафиитский;
  • ханбалитский;
  • маликитский;
  • ханафитский.

Каждый из них опирается на догмы Корана и Сунны, однако ханбалитский мазхаб жестко стоит на позициях непринятии нововведений в исламе, а источником права здесь помимо священных книг являются еще и решения сподвижников Пророка.

Ханафитский же мазхаб признает кроме Сунны, Корана и решений сподвижников еще и местные обычаи. Так, многие сунниты, проживающие в России (в основном на Северном Кавказе), являются ханафитами – это абазины, черкесы, ногайцы, кабардинцы, башкиры, татары.

Береговые ракетные комплексы «Редут»

Две ветви

Раскол в исламе произошел вскоре поле смерти пророка Мухаммеда в 632 году, когда мусульманский Восток охватила волна вероотступничества. Арабы погрузились в пучину смут и раздора. Среди последователей пророка возник спор, кому должна принадлежать духовная и политическая власть в Арабском халифате.

Ключевой фигурой в разделении мусульман стал двоюродный брат и зять Мухаммеда праведный халиф Али ибн Абу Талиб. После его убийства часть верующих считала, что только потомкам Али принадлежит право стать наследными халифами, так как их связывают кровные узы с пророком Мухаммедом. В итоге победило большинство, которое выступало за выборных халифов.

С тех пор за первыми закрепилось название «шиитов» («приверженцы Али»). Вторые стали именоваться «суннитами» (следующие священному преданию – «суннам»).

Это коренным образом повлияло на распределение сил: сунниты на протяжении столетий доминировали на арабском Востоке, в том время как шииты вынуждены были оставаться в тени.

Эскалация конфликта

Исламская революция 1979 года в Иране коренным образом повлияла на взаимоотношения суннитов и шиитов. Если в 50-е и 60-е годы XX столетия вслед за обретением арабскими странами независимости был взят курс на их сближение (к примеру, браки между суннитами и шиитами считались нормой), то теперь арабы оказались втянуты в открытое вооруженное противостояние.

Революция в Иране способствовала росту религиозного и национального самосознания шиитов, которые заметно укрепили свои позиции в Ливане, Ираке и Бахрейне.

Суннитским большинством Саудовской Аравии это расценивалось как «иранская экспансия», и саудиты незамедлительно вступили в соперничество с постреволюционным Ираном.

Уже давно нет халифата за власть над которым когда-то сражались сунниты и шииты, а их теологические разногласия настолько незначительны, что не могут служить причиной войны. Было очевидно, что шиитско-суннитское противостояние из религиозного русла окончательно перешло в политическое.

Так, ирано-иракский конфликт рассматривался с позиции «войны персов и арабов», а для США, вторгнувшихся в Ирак в 2003 году, это был вопрос поддержки шиитского меньшинства «угнетенного» суннитским режимом Саддама Хусейна. Пройдет время и уже шиитский Иран окажется главной угрозой для американского Госдепартамента.

Но растущая популярность идей шиизма и влияние Ирана в первую очередь беспокоили Саудовскую Аравию. Ее политические элиты, связанные с Западом военными и финансовыми нитями, не стеснялись в выборе средств для решения своих проблем. Маховик раскола был запущен. Шиитско-суннитские противоречия оборачиваются масштабными терактами в Ливане, восстанием в Саудовской Аравии, гражданской войной в Сирии.

В свое время имам Хомейни заметил: «Вражда между суннитами и шиитами – это заговор Запада. Раздор между нами выгоден только врагам ислама. Тот, кто не понимает этого – тот не суннит и не шиит».

Шииты

Основные пункты, чем шииты отличаются от суннитов:

  • Убеждение в том, что руководить общиной мусульман должны имамы из числа потомков пророка, а не выборные халифы.
  • Они признают только одного Праведного халифа – Али ибн Абу Талиба. Он жил с 599 по 661 год, а шиитским имамом был с 632 по 661 годы.
  • Признают 12 имамов из рода Али.
  • Есть отличие и в изучении сунны. Шииты изучают только часть сунны, где идет речь о пророке Мухаммеде.
  • Пять столпов веры.
  • Шииты верят в приход мессии – “скрытого имама”.

В шиизме выделяют несколько направлений – исмаилиты, двунадесятники, вакифиты, шуккариты, зайдиты, алавиты. Хадж в Мекку они совершают также, как и сунниты.

На планете около 150 млн шиитов. Самая большая по численности община проживает в Иране. Также это направление популярно в Азербайджане, Бахрейне, Ираке, Ливане, Афганистане (у народности хазарейцев), Пакистане (1/5 жителей), Индии, Иордании, Йемене и в самой Саудовской Аравии, где ислам и появился. В России одним из центров шиизма является село Мискинджа в Дагестане.

Рис. 3. Али ибн Абу Талиб.

Влад Борисыч

Осетия

Течения

Каждое из двух основных исламских направлений внутри себя неоднородно и имеет множество течений, заметно разнящихся друг от друга.

Так, возникший в лоне суннизма суфизм, из-за разбавления индуистскими и христианскими традициями правоверные мусульмане считают искажением учения Мухаммеда. А отдельные практики – почитание умерших учителей – или концепции – растворения суфия в Боге – и вовсе признаны противоречащими исламу.

Против паломничества к могилам святых выступают и ваххабиты. В 1998 году в рамках кампании по уничтожению идолов ваххабиты сравняли с землей могилу матери пророка Мухаммеда, чем вызвали волну протестов во всем исламском мире.

Большинство мусульманских богословов называют ваххабизм радикальным крылом ислама. Борьба последних за очищение ислама от «чуждых примесей» зачастую выходит за рамки истинного учения и приобретает откровенно террористический характер.

Без радикальных сект не обошелся и шиизм. Однако в отличие от ваххабизма они не несут сколь-нибудь серьезной угрозы обществу. Например, гурабиты верят, что двоюродные братья Мухаммед и Али были внешне похожи друг на друга, и поэтому ангел Джабриль ошибочно дал пророчество Мухаммеду. А дамийты и вовсе утверждают, что Али был богом, а Мухаммед его посланником.

Более значимым течением в шиизме является исмаилизм. Его последователи придерживаются концепции, согласно которой Аллах вселял свою божественную сущность в земных пророков – Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Приход седьмого мессии, по их убеждениям, принесет миру всеобщую справедливость и благоденствие.

Салафиты — именно они чаще всего ассоциируются с исламскими фундаменталистами

Салафиты

Что обозначает название: Ас-саляф – «предки», «предшественники». Ас-саляф ас-салихун – призыв следовать образу жизни праведных предков.

Когда возникло: Складывается в IX-XIV веках.

Сколько приверженцев: По оценкам американских исламских специалистов количество салафитов по всему миру может достигать 50 миллионов.

Основные районы проживания: Небольшими группами распределены по исламскому миру. Встречаются в Индии, Египте, Судане, Иордании и даже в Западной Европе.

Идеи: Вера в безусловно единого Бога, непринятие нововведений, чуждых культурных примесей в исламе. Салафиты – основные критики суфистов. Считается суннитским течением.

Известные представители: Салафиты относят к своим учителям исламских богословов аш-Шафии, Ибн Ханбаля и Ибн-Таймийю

К салафитам осторожно причисляют известную организацию «Братья-мусульмане»

Духовная жизнь суннитов

Духовная жизнь суннитов заключается в следовании пути пророка Мухаммеда. Важную роль играют законы шариата. Наказания за нарушения этих правил также опираются на Коран. Сунниты должны соблюдать праздники, посты, совершать обряды (обрезание у мальчиков и т.д.). Неотъемлемой частью жизни верующих являются добрые дела.
 
Основы духовной жизни мусульман составляют так называемые «пять столпов ислама». Первым по значимости является шахада (с араб. «свидетельство»). Она представляет собой слова, которые свидетельствуют о Едином Боге. Произносится при выполнении намаза. Отличается от шиитского текста отсутствием слов о праведном халифе. 
 
Следующим столпом ислама и характерной чертой суннитов является совершение намаза (ежедневной пятикратной молитвы). Намаз состоит из стихов Корана. Данная молитва обращена к Богу. Намаз предписывается осуществлять во всяком чистом месте. При этом следует стать на молитвенный коврик, циновку либо верхнюю одежду. По пятницам предписано совершать намаз в мечети. Эту молитву можно выполнять только при условиях 1) ритуальной чистоты (в состоянии осквернения следует совершать ритуальное омовение); 2) киблы (верующий стоит лицом к Каабе); 3) истинного намерения совершить молитву; 4) наличия чистой одежды на человеке, концы которой не свисают ниже щиколоток; 5) трезвости ума. Групповая молитва предпочтительнее индивидуальной. 
 
У суннитов совершается также шестой намаз (в последние нечётные ночи месяца Рамадан). Предписываются и особые намазы по окончании поста в тот же месяц и по поводу праздника жертвоприношения в месяце Зуль-хидж. Существуют особые суннитские молитвы, совершаемые при обряде погребения (джаназа) и с просьбой о помощи. 
 
В отличие от суннитов, шииты совершают намаз три раза в сутки. Они молятся утром, в полдень и вечером (см. Шиизм). Сунниты могут осуществлять Намаз трижды в сутки только в одном случае: когда они путешествуют. Ритуал намаза на территории Средней Азии имеет некоторые различия с арабскими странами. Верующие заходят в мечеть только в головных уборах. Женщины молятся только дома и иначе, чем мужчины.
 
Третьим столпов ислама принято считать закят – благотворительный акт, выполняемый в виде пожертвований бедным и нуждающимся. Саум – следующий из столпов ислама. Данный термин означает следование посту в течение священного месяца Рамадан. Пятым столпом ислама является хадж. Это паломничество в Мекку, при котором разногласия между шиитами и суннитами забываются: все преклоняются Каабе (святыня мусульман в Заповедной Мечети Мекки).
 

Кризис правительства в январе 2021 года

Как я уже писал выше, разногласия между партией “Живая Италия” Маттео Ренци и остальной коалицией левоцентристов в итальянском правительстве достигли апогея в середине января 2021. Ренци заставил двух своих министров подать в отставку, что стало причиной кризиса правительства “Конте 2”.

После нескольких дней напряженных переговоров страх перед досрочными политическими выборами (которые, согласно всем опросам, заставили бы победить правоцентристские коалиции) привел к тому, что хоть и с огромным трудом, но удалось найти голоса в парламенте, необходимые для сохранения нынешнего правительства. Два депутата от “Братьев Италии” проголосовали за данное правительство, вместе с пожизненными сенаторами и несколькими депутатами смешанной группы (те, кто ранее вышел или был исключен из разных партий). Благодаря этому, правительству, пока, и удается удержаться на плаву. Но речь идет о слабом правительстве, перемены сейчас могут произойти в любой момент. Возможно, Конте сможет удержаться у власти или же ему придется обратиться к Президенту Республики, чтобы подать в отставку.

В этом случае, согласно существующей практике, президент республики назначает другое лицо, которое должно заручиться поддержкой всех политических партий, чтобы сформировать новое правительство без необходимости идти на выборы. Все, вероятно, закончится именно так, но сложно предсказать, как долго это будет длиться. Однако позиция премьер-министра Конте все более не стабильна. Недовольство итальянского населения, пережившего тяжелую санитарную ситуацию из-за Covid-19, растет все больше и больше.

История

В период жизни пророка Мухаммада и первых трёх Праведных халифов мусульманская община (умма) была единой. После убийства халифа ‘Усмана () в мусульманском обществе произошел раскол, который ещё более углубился в процессе противостояния Али с Муавией. После расширения Халифата некоторые народы[какие?], принявшие ислам, пытались привнести в исламскую доктрину привычные им воззрения из своих прошлых верований. Это способствовало развитию сектантства и крайностей в воззрениях, приведших к расколу общества. Против сектантства и крайностей выступили многие сподвижники и их последователи (табиины), придерживавшиеся умеренного пути. Основоположниками этого пути можно считать Ибн ‘Умара, Ибрахима ан-Нахаи, Хасана аль-Басри и Абу Ханифу и других исламских богословов.

Большую роль в систематизации «умеренных» убеждений суннитов сыграл Хасан аль-Басри, изложивший своё видение политических проблем и сектантства. Он подверг критике методы правления Омейядской династии и выступил против их тирании. Хасан аль-Басри заявил о запрете поддерживать власть, повеления которой противоречат положениям Корана и сунны. Это заявление он сделал, основываясь на хадисе Пророка о запрете подчинения повелению людей, которые призывают к греху против Аллаха. Он был сторонником терпения и пассивного сопротивления, уповая на помощь Аллаха, а не вооруженных выступлений против власти. При этом мусульмане должны действовать только в соответствии с предписаниями факихов, избегая самодеятельности.

Хасан аль-Басри также занял жесткую позицию, «обособив» основоположника мутазилизма Васила ибн Ата, пытавшегося привнести свои взгляды по вопросу людей, совершивших большие грехи (кабаир), и по проблеме предопределения (кадар). Воззрения «крайних» шиитов и хариджитов, которые считали людей, совершивших грехи, вышедшими из лона ислама, он также отверг. Для обозначения «умеренного» пути и единой и чистой веры, которая была до возникновения смуты, сектантства и гражданского противостояния в обществе Хасан аль-Басри использовал такие термины «ахль аль-сунна», «ахль аль-хакк», «ахль аль-джама‘а», «ахль аль-хадис». Термин «Ахль аль-Сунна» впервые был введён Ибн Сирином (ум. 728), которым стали называть представителей правоверного большинства мусульман. В отношении суннитов применялся также термин «ахль аль-хакк ва-ль-джама‘а», введённый Абу аль-Лейсом ас-Самарканди (ум. 898). Со II века хиджры для обозначения суннитов употреблялись также термины «ахль аль-хакк ва аль-истикама», «ахль ас-сунна ва-н-накль», «асхаб аль-хадис». Ещё позднее, для подавляющего большинства мусульман, следовавших путём пророка Мухаммада и его сподвижников, появился обобщающий термин «ахль ас-сунна валь-джама‘а», который также встречается впервые у Абу аль-Лейса ас-Самарканди в работе «аш-Шарх аль-фикх аль-акбар».

Понятие «ахль ас-сунна» являлось выражением противодействия против деятельности различных раскольничьих сект. Сунниты сохранили единство уммы, не позволив членам различных сект привнести в религию недозволенные нововведения и исказить исламское вероучение. Согласно традиции, пророком Мухаммадом предсказано разделение исламской общины на многочисленные секты, а также о том, что среди мусульман будет «спасённая» группа (наджия), которой и будут представители «ахль ас-сунна ва-ль-джама‘а».

В результате ожесточенной полемики с шиитами, хариджитами, мутазилитами и различными философскими школами в исламе выработались и систематизировались теоретические основы убеждений суннитов. Все это нашло отражение в суннитских мировоззренческих школах матуридитов, ашаритов и асаритов (салафитов), которые по сегодняшний день представляют доктрину суннитов. Эти три направления ортодоксальной исламской мысли имеют между собой некоторые различия, которые не носят принципиального характера. Выдающимися учёными, развившими положения ортодоксального ислама были Абу Мансур аль-Матуриди, Абу-ль-Хасан аль-‘Ашари, Абу Хамид аль-Газали, Ибн Таймия и другие. Одновременно с мировоззренческими школами развивались и правовые школы (мазхабы) суннитов, среди которых получили широкое распространение ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхаб. Большинство представителей ханафитского мазхаба является матуридитами, большинство маликитов и шафиитов — ашариты, а ханбалиты — салафиты.

Страны с долей мусульман больше 10 % — зелёный: сунниты, фиолетовый: шииты, синий: ибадиты.

История принятия ислама татарами

Проникновение ислама на земли, называемые Волжской Булгарией, началось еще в девятом веке, и уже в десятом веке ислам приняли большинство булгар, и мусульманская религия стала считаться государственной. Как свидетельствует арабский путешественник и историк ибн Фадлан, из-за давних торговых связей со странами Средней Азии поначалу ислам распространялся в этих местах по мазхабу Абу Ханифы. Постепенно среди волжских булгар он укоренился настолько, что сами булгары стали проводниками ханафитского мазхаба среди соседних народов. Это процесс ненадолго был прерван монгольскими завоеваниями. Но ханы Золотой орды были достаточно веротерпимы, так что и во время их правления ислам распространялся по всей территории ханства, а с тринадцатого века во время правления хана Узбека он стал государственной религией ханства. Когда же произошел распад Золотой Орды, центр мусульманства был смещен в сторону Казанского ханства, куда из Средней Азии тогда же проникает и суфизм.

Христианская религия проникла в Казанское ханство уже после того, как его завоевали русские в середине шестнадцатого века. Христианизация происходила волнообразно, и ее сопровождали нередко репрессии против татар, проповедующих ислам. Больших результатов процесс христианизации не показал – всего лишь около 7.6% всерьез приняли христианство к середине восемнадцатого века. Да и те, кто был перекрещен, возвращались в мусульманскую веру при первой возможности. Только во время правления Екатерины Второй положение мусульман в российском государстве немного улучшилось. Тогда по всей стране начали строить новые мечети, и даже в Уфе было создано Духовное Собрание, которое было наделено широкими полномочиями в деле управления делами российских мусульманских общин. К началу девятнадцатого века в России начали печатать мусульманские книги, часть из которых издавалась именно на татарском языке.

Официальный «мечетский» ислам в России дореволюционного периода смешивался с суфийскими братствами, в которых шейхов называли, как в Туркестане, «ишаны», и суфизм поэтому и получил название «ишанизма». Между братствами не было особых отличий в самом учении или в духовной практике. Ишанизм стал основой для ваисовского движения, названное так по имени основателя — дервиша Ваисова, который создал «Ваисов Божий полк мусульман-староверов», целью которого было возвращение к чистоте первоначального ислама. Движение это было разгромлено властями царской России, но после 1905 года восстановлено и просуществовало вплоть до 1918 года.

Во второй половине девятнадцатого века среди татар получило большое распространение обновленческое движение, получившее имя «джадидизм», которое состояло, в основном, из передовой мусульманской интеллигенции, которая осознавала, что религия нуждается в обновлении.

BOEING 767-300ER

Религиозные убеждения шиитов

Шииты (от shiat Aliпартия Али) являются меньшинством в ветке ислама. Их общая численность не превышает 110 миллионов человек. Основные принципы религиозных убеждений шиитов:

  • После смерти халифа Али, верят, что управлять мусульманским движением должны его потомки.
  • Найдя противоречия в Коране, часть шиитов ставят под сомнение истинность писания.
  • Позволяют себе вступить во временный брак (mu’tah), который легально заключается на определенное время.
  • Молятся утром, днем и вечером.
  • Утверждают, что Аллаха нельзя увидеть ни в жизни, ни после смерти (в вечном мире). Связь с ним можно поддерживать через имам – выдающего богослова, который заведуют мечетью.

Заправочные емкости

Заправочные емкости автомобиля довольно велики, и это обосновано мощностью двигателя и его предназначением:

  • бачок для заливки омывающей жидкости – 2,2 л;
  • сцепление (гидропривод) – 0,4 л;
  • тормозная жидкость – 1 л;
  • система ГУР – 3,2 л;
  • количество масла в амортизаторе (верно для любого) – 0,45 л;
  • коробка передач (масло) – 5,1 л;
  • задний мост (масло) – 3,3 л;
  • емкость системы охлаждения (для полного заполнения) – 16 л;
  • смазка двигателя и радиатора (суммарное количество) – 11,5 л;
  • емкость топливного бака – 125 л.

В нашей статье можно разобраться с техническими характеристиками КамАЗа-53215, а также узнать, какое оборудование можно устанавливать на его шасси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector