Ch-47 chinook

Разное о CH-47

Уже упоминавшийся британский “Чинук“ с позывным Bravo November, задействованный на Фолклендах, знаменит не только объёмом перевезённого груза. Вместе с кораблём “Атлантик Конвейер” были утрачены не только прочие тяжёлые вертолёты, но и все запасные части для CH-47 вместе с инструментами.

В ходе одного вылета BravoNovember «благодаря» неисправности альтиметра и плохой видимости ударился о воду при скорости 175 км/ч. Экипаж сохранил контроль над машиной и вернулся на базу, а повреждения сочли незначительными.

Спустя 20 лет старый «Чинук» (заказанный ещё в 1978) отличился в Ираке, доставляя на поле боя бойцов Королевской Морской Пехоты, а в 2006, в Афганистане, эвакуировал раненых солдат из-под огня талибов. Четверо из пилотов, летавших на Bravo November были удостоены креста «За выдающиеся лётные заслуги».

Один американский “Чинук” участвовал в не столь героической, но не менее интересной истории. В 1988 ливийские силы бросили в пустыне ударный вертолёт Ми-24. Чтобы завладеть образцом техники противника, CH-47 вывез его ночью, во время песчаной бури. Операция окончилась удачно.

Описание

Читая описания чинука, не забывайте, что это рабочий пёс и выведен он специально, чтобы трудиться на суровом Севере.

Телосложение у собаки атлетическое. У неё отменная гибкость. Она отлично сбалансированная. Больше похожа на ретривера, чем на северные породы: лаек или шпицев. Сейчас нет какого-то официально утверждённого стандарта для чинуков.

В холке животное от 53 до 68 см.

  1. По весу питомцы бывают до 42 кг.
  2. У чинука шерсть может быть светлого золотистого оттенка, золотисто-палевой или медовой. Хорошо, когда есть отметины тёмного цвета на ушах с мордой и хвосте.
  3. У этой породы собак нет пышного воротника или штанишек, как у шпицев, лаек. Шерсть у них по длине средняя, прилегающая к телу. Немного более длинной она будет на шее и ниже спускается к груди. У собак густой подшёрсток с рыжим оттенком.
  4. Уши у чинуков висят, а у большинства ездовых псов они прямостоящие.
  5. Кобели немного больше сук и когда рядом стоит 3 и более разнополых собак, можно понять где кобели и суки?

Оценка характеристик и информация

Первое, что бросается в глаза, это размеры чинука:

  • рост в холке — 60-68 см;
  • вес — 37-46 кг;

Такие параметры стали необходимостью, ведь порода выводилась как ездовая. Для этого у неё мощная шея, прямая, мускулистая спина и сильные лапы. Предрасположенность к тяжёлой работе также выдаёт развитая мускулатура плечевого пояса, грудной клетки. Чинук — атлетичная, гибкая, сбалансированная порода, которая кардинально отличается от знаменитых коллег — лаек — плавностью движений и грациозностью.

С 2009 года чинуки признаны символом штата Нью-Гемпшир в США. Но несмотря на статус «рабочих лошадок», эти собаки очень красивы. Их шерсть переливается всеми оттенками золота: от светло-медового до оранжево-красного, создавая впечатление тепла и уюта. Она не отличается густотой или длиной, а хорошо прилегает к телу, согревая. Подшёрсток плотный, отливает рыжиной.

Присмотревшись, на черченых скулах, подтянутом животе или на пальцах лап можно увидеть белые участки. А вот на ушах, морде, хвосте проступают чёрные пятна. Такая угольно-чёрная подводка подчёркивает глаза. Голова у чинука круглая, слегка сужающаяся к чёрной мочке носа. Висячие уши средней длины — ещё одно отличие от типичных северных пород. Такое строение морды обеспечивает им острый слух и развитое обоняние.

Сегодня официальный стандарт породы отсутствует ввиду её малочисленности, однако её представители с первой встречи завоёвывают симпатии, поэтому вполне возможно, что в скором времени популяция восстановится.

Плюсы и минусы породы

Как и любая другая порода, чинук имеет свои достоинства, которые выделяют его среди остальных животных.

Он считается хорошим другом, поскольку характеризуется особой преданностью и любовью к хозяину. Собаки этой породы очень привязываются к человеку и сохраняют такое отношение на всю жизнь.

Эти животные очень выносливы и сильны, они легко переносят холода.

Чинук способен хорошо ориентироваться в тяжелых условиях, оценивать сложившуюся обстановку и принимать правильные решения, что указывает на его чрезвычайный острый ум.

Породе характерно отсутствие агрессии, применить ее животное может лишь в качестве защиты.

Собакам присущи доброта и дружелюбность. Они с легкостью налаживают контакты с детьми и другими домашними животными.

Собака отличается храбростью, может защитить себя и хозяина.

К минусам данной породы можно отнести довольно позднее взросление. Вполне зрелые собаки способны дурачиться и гонять кошек, как щенки.

Численность

Сейчас порода признается наиболее редкой во всём мире, но даже когда её представители были на пике своей популярности, их численность составляла не больше трехсот особей.

А в 1966 году упала до 125, в 1978 году – до 28.

Роль для США

Благодаря клубам, которые стали защищать этих собак они всё ещё существуют. Но эта порода не была признана ни одной кинологической организации из-за их малочисленности.

В 2009 году представители породы стали новым символом штата Нью-Гэмпшир в США.

Примечания

References[edit]

  1. The Division collaboration event: Bounty Feast
List of T-Dolls

Изображения СР1М

Боевое применение

Сбитый американский CH-47 во время войны во Вьетнаме

Американские CH-47 в Афганистане. 2008 год.

США

За время войны во Вьетнаме зарекомендовал себя наилучшим образом. Помимо транспортного назначения, применялся как постановщик дымовых завес, распылитель аэрозолей, эвакуатор подбитой и брошенной авиатехники. Также прошли войсковые испытания 4 единицы «летающей артиллерии» ACH-47A

Всего США использовались 550 вертолётов CH-47A, совершено 2,6 млн вертолёто-вылетов с налётом 1182 тыс. часов, из которых 996 тыс. часов в боевых условиях, перевезено около 8,5 млн человек и 4,5 млн.т грузов, эвакуировано более тысячи летательных аппаратов общей стоимостью ~3 миллиарда долларов. Также, при эвакуации вьетнамских беженцев, был зарегистрирован своеобразный рекорд в перевозке живой силы: 147 человек с вещами.

70 таких вертолётов, начиная с 1972 года. получил Южный Вьетнам.

В ходе всей вьетнамской войны только лишь США, по разным данным, потеряли от 170 до 200 CH-47 (из них 136 из состава армии США) Потери «Чинуков» Южного Вьетнама неизвестны. 36 «Чинуков» северовьетнамцы захватили в качестве трофеев.

За первые два года войны в Ираке боевые потери составили 14 вертолётов «Чинук», количество потерянных до 2011 года неизвестно.

В афганской войне американцы опять столкнулись с угрозой РПГ-7, из-за которых они понесли тяжелейшие потери. 28 июня 2005 года афганские моджахеды из РПГ-7 сбили «Чинук», все 16 американских солдат погибли. 6 августа 2011 года талибы из РПГ-7 сбили в провинции Вардак ещё один «Чинук», погибло 30 американских и 8 афганских солдат. Это была самая крупная единовременная потеря американских войск в Афганистане на тот момент.

25 июля 2012 года талибы из ПЗРК «Стингер», поставленного американцами ещё против советских вертолётов, подбили американский вертолёт CH-47 «Чинук».

Италия

Применяет «Чинуки» в ходе войны в Афганистане и Ираке. 5 января 2014 года итальянский CH-47 получил повреждения от огня с земли в 30 км от города Шинданд.

Иран

В 1972—1976 годах в Иран было поставлено 70 вертолётов CH-47C.

В 1978 году два иранских «Чинука» были сбиты советскими истребителями МиГ-23 на границе.

Иран использовал «Чинуки» во время Ирано-Иракской войны. Не менее семи — восьми CH-47 было сбито иракскими истребителями, два было угнано в Ирак и несколько разбилось. Ещё один был брошен и захвачен пытаясь уйти от вертолётов Ми-25.

Зачастую потери «Чинуков» приводили к значительным жертвам иранской пехоты. Например, во время операции «Хайбер» иранский CH-47 был сбит иракским МиГом, погибли все 33 десантника и весь экипаж.

Фолклендская война

Применялись Аргентиной (2 CH-47C, 2 CH-47) и Великобританией (4 HC.Mk1) в войне за Фолклендские острова. Три британских Chinook HC.Mk1 были уничтожены, когда перевозящий их корабль был потоплен ракетами аргентинского самолёта «Супер Этандар», таким образом почти всю войну действия британского соединения обеспечивал единственный HC.Mk1 серийный ZA718, код — Bravo November. Экипаж выполнял до 15 вылетов в сутки, за 3 недели налетал 109 лётных часов, перевёз 2150 человек и более 550 тонн вооружения и боеприпасов. Один аргентинский CH-47 был уничтожен на земле британским «Харриером», ещё один был захвачен.

Эксплуатанты

Военные

Страны-пользователи вертолёта CH-47 Chinook

  • Аргентина

    • Армейская авиация Аргентины — 3 ед.
    • ВВС Аргентины — 3 ед. (списаны в 2004)
  • Австралия — 4 CH-47D и 7 CH-47F, по состоянию на 2016 год
  • Великобритания — 38 CH-47D, 8 CH-47SD и 12 CH-47F, по состоянию на 2016 год 2 CH-47F ожидают поступления по контракту 2011года

Трофейный южновьетнамский CH-47 в музее Вьетнама

  • Вьетнам
  • Греция — 9 CH-47D и 6 CH-47SD, по состоянию на 2016 год
  • Голландия — 11 CH-47D и 6 CH-47F, по состоянию на 2016 год Дополнительно, в 2015 г. заказано 14 CH-47F,первая партия должна поступить в 2019 г.
  • Египет — 16 CH-47D и 3 CH-47C, по состоянию на 2016 год
  • Индия — в 2015 году заказано 15 CH-47F
  • Иран — 20 CH-47C и более 2-х CH-47, по состоянию на 2016 год
  • Испания — 17 CH-47D, по состоянию на 2016 год
  • Италия — 13 CH-47C и 13 CH-47F, по состоянию на 2016 год Всего заказано 16 CH-47F по контракту 2009 г.
  • Канада — 15 CH-47F, по состоянию на 2016 год
  • Ливия — 2 CH-47C, по состоянию на 2016 год
  • Марокко — 10 CH-47D, по состоянию на 2016 год
  • ОАЭ — 22 CH-47F, по состоянию на 2016 год
  • Сингапур — 10 CH-47SD и 6 CH-47D, по состоянию на 2016 год
  • США — 325 CH-47F, 75 CH-47D и 68 MH-47G, по состоянию на 2016 год
  • Таиланд — 5 CH-47D, по состоянию на 2016 год
  • Тайвань — 8 CH-47SD, по состоянию на 2016 год
  • Турция — в 2011г заказано 6 единиц CH-47F, первые поставки должны начаться в 2016г
  • Южная Корея — 31 CH-47D, 6 MH-47E и 5 HH-47D, по состоянию на 2016 год
  • Япония — 27 CH-47D (CH-47J), 30 CH-47JA и 15 CH-47, по состоянию на 2016 год

Обзор вертолета

С того времени выпустили не один вариант, в том числе СН-47В, имеющие турбовальные двигатели Т55-L-7C мощностью на валу две тысячи сто двадцать пять киловатт (две тысячи восемьсот пятьдесят литров в секунду), с новой конструкцией лопастей на несущем винте. Первая модель поднялась в атмосферу воздуха в октябре 1966 года, поставлять её начали 10 мая 1967 года. За ним следовала модель СН-47С, имеющая два турбовальных двигателя Т55-L-11C и мощность две тысячи семьсот девяносто шесть киловатт (3750 л.с.), усиленную трансмиссию и большую емкость баков для топлива. Первая модель такого вертолета совершила полет 14 октября 1967 года, а в начале 1968 года начали поставлять серийные машины.

Девять аппаратов, подобных модели CН-47C, построили для канадских Вооруженных сил, обозначив СН-147. Поставлять начали в сентябре 1974 года. Эту модель оборудовали последними системами безопасности и управления полетом, оптимальная масса во время взлета с земли составляла 22268 килограмм, а во время аварийного взлета с воды — 20865 килограмм. Помимо того, в кабине могли расположиться пять стрелков, в распоряжении любого был пулемет с калибром 12,7 или 7,62 миллиметров, помещенный на гибкую направляющую. Соответственно программе развития армии Америки, по одному вертолету всякой модели — СН-47А, СН-47В, а также СН-47С демонтировали до главного каркаса с дальнейшим проведением реконструкции для получения совершенствованного стандарта, который стал в качестве опытного образца СН-47D.

Эти совершенствованные вертолеты имели более мощные турбовальные двигатели, трансмиссию с увеличенным числом передачи и новым оборудованием электронного типа, а их конструкцию подвергли многим изменениям. На них используют вспомогательную силовую установку и тройную систему крюков для того, чтобы подвесить груз. После того, как были завершены летные испытания этих опытных моделей Американская фирма Боинг Вертол начала выполнять программы по переделке вертолетов СН-47А по стандарту СН-47D, и первый из них поставили в 1982 году. Британские внутренние силы сделали заказ на 33 вертолета, подобных варианту СН-147 Канады, обозначение его Chinook НС.Mk I. Они имеют британское оборудование и несколько специально предназначенных приспособлений. Первое устройство поставили в августе 1980 года, а в начале 1982 года осуществили поставку всех тридцати трех машин. Начиная с 1970 года вертолеты Чинук начали выпускать в Италии для заказчиков.

Видео о вертолете

https://youtube.com/watch?v=qWU5eOHfSqE

Автор статьи:
Никифоров Владислав

Модификации

Военные модификации

  • СН-47А: базовый вариант.
  • ACH-47A (Armored CH-47A): «ганшип», вариант с усиленным бронированием и вооружением.
  • СН-47В: модификация с новыми двигателями и лопастями.
  • СН-47С: модификация с новыми двигателями.
  • CH-47D: модификация с целью увеличения ресурса, грузоподъёмности и иных характеристик. С 1993 года начата программа продления срока эксплуатации имеющихся CH-47D дополнительно на шесть лет
  • СН-47D International Chinook (Model 414—100): первая экспортная модификация CH-47D
  • НС.Мк.1 и Мк.1В: вариант СН-47 для ВВС Англии
  • MH-47D: вариант для спецопераций с возможностью дозаправки в полёте, системой десантирования путём спуска на тросе со спускового устройства роликового типа и другими обновлениями. Шесть вертолётов MH-47D преобразованы из CH-47A, шесть — из CH-47C.
  • С/МН-47Е: многоцелевой вариант с увеличенной дальностью и дозаправкой в полёте, вооружением и новым оборудованием.
  • CH-47F: развитие CH-47D с новыми двигателями, авионикой и планером.
  • MH-47G: вариант для спецопераций на базе MH-47E с новой авионикой.
  • HH-47: спасательная модификация MH-47G.
  • СН-47J: вариант для Сил самообороны Японии.
  • CH-47SD (Супер D): дальнейшая модернизация CH-47D, увеличенные топливные баки, улучшенное цифровое управление

Гражданские модификации

  • Model 234LR (Long Range)
  • Model 234ER (Extended Range)
  • Model MLR (Multipurpose Long Range)
  • Model 234UT (Utility Transport)
  • Model 414

Биография

История разработки

Боинг CH-47 «Чинук» создали на основе «Модели 114», которая представляет собой двухвинтовой вертолет. В ней изменили не только оснащение, но и определенные конструкционные элементы. Над разработкой проекта трудилась фирма «Вертол». Работы по созданию проводили в 1958 году.

В 1960 г. фирма «Боинг» купила компанию «Вертол», и объявила об их слиянии. Все права на разработку «Чинука» теперь принадлежали новой организации. Первое название самолета было YCH-1B. После проведения летных испытаний воздушное военное судно переименовали в YCH-47A.

В 1965 году первые вертолеты этой модификации поступили на службу в ВВС США. С их помощью транспортировали военных.

Интересный факт! Во время Вьетнамской войны на таких вертолетах было перевезено с полей боя около 10 000 сбитых воздушных суден различной модификации.

Доставка такого груза выполнялась посредством внешних подвесок.

За все время производства было выпущено более 1200 экземпляров этой боевой единицы. Выпуск моделей осуществлялся не только в США. Разрешение на производство получили страны Италия и Япония. Первое государство выпустило больше 200 вертолетов «Чинук», Япония — 54 модели.

Примечания

  1. ↑ Jane’s, 2004.
  2. ↑ Мировая авиация, выпуск 127, 2011 г. «H-47 Chinook.Служба во Вьетнаме»
  3. Boeing Helicopters CH-47 Chinook. Дэвид Андертон и Джей Миллер. Aerofax, Inc, 1989. стр.8
  4. Asad of Syria: The Struggle for the Middle East (1990). Patrick Seale, Maureen McConville. University of California Press. стр.88
  5. Мировая авиация, выпуск 123, 2011 г. «Boeng H-47 Chinook. Фолкленды.»
  6. Special Warfare. The Professional Bulletin of the John F. Kennedy Special Warfare Center and School. Vol. 14, № 3, p. 10.
  7. The Military Balance 2016,p.233
  8. The Military Balance 2016,p.153
  9. The Military Balance 2016,p.162
  10. The Military Balance 2016,p.104
  11. The Military Balance 2016,p.123
  12. ↑ The Military Balance 2016,p.160
  13. The Military Balance 2016,p.326
  14. The Military Balance 2016,p.328,330
  15. The Military Balance 2016,p.140
  16. The Military Balance 2016,p.111
  17. The Military Balance 2016,p.159
  18. The Military Balance 2016,p.302
  19. The Military Balance 2016,p.343
  20. The Military Balance 2016,p.346
  21. The Military Balance 2016,p.359
  22. The Military Balance 2016,p.288
  23. The Military Balance 2016,p.41
  24. The Military Balance 2016,p.293
  25. The Military Balance 2016,p.291
  26. The Military Balance 2016,p.161
  27. The Military Balance 2016,p.268,269
  28. The Military Balance 2016,p.261,263
  29. Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane’s Information Group, 2004. — P. 591—594. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2.

Боевое применение

Сбитый американский CH-47 во время войны во Вьетнаме

Американские CH-47 в Афганистане. 2008 год.

США

За время войны во Вьетнаме зарекомендовал себя наилучшим образом. Помимо транспортного назначения, применялся как постановщик дымовых завес, распылитель аэрозолей, эвакуатор подбитой и брошенной авиатехники. Также прошли войсковые испытания 4 единицы «летающей артиллерии» ACH-47A

Всего использовалось 550 вертолётов CH-47A, совершено 2,6 млн вертолёто-вылетов с налётом 1182 тыс. часов, из которых 996 тыс. часов в боевых условиях, перевезено около 8,5 млн человек и 4,5 млн.т грузов, эвакуировано более тысячи летательных аппаратов общей стоимостью ~3 миллиарда долларов. Потеряно по боевым и эксплуатационным причинам, по разным данным, от 170 до 200 машин (из них 136 из состава армии США) Также, при эвакуации вьетнамских беженцев, был зарегистрирован своеобразный рекорд в перевозке живой силы: 147 человек с вещами Несколько десятков «Чинуков» северовьетнамцы захватили в качестве трофеев.

За первые два года войны в Ираке боевые потери составили 14 вертолётов «Чинук», количество потерянных до 2011 года неизвестно.

В афганской войне американцы опять столкнулись с угрозой РПГ-7, из-за которых они понесли тяжелейшие потери. 28 июня 2005 года афганские моджахеды из РПГ-7 сбили «Чинук», все 16 американских солдат погибли. 6 августа 2011 года талибы из РПГ-7 сбили в провинции Вардак ещё один «Чинук», погибло 30 американских и 8 афганских солдат. Это была самая крупная единовременная потеря американских войск в Афганистане на тот момент.

25 июля 2012 года талибы из ПЗРК «Стингер» поставленного американцами ещё против советских вертолётов подбили американский вертолёт CH-47 «Чинук».

Италия

Применяет «Чинуки» в ходе войны в Афганистане и Ираке. 5 января 2014 года итальянский CH-47 получил повреждения от огня с земли в 30 км от города Шинданд.

Иран

В 1972—1976 годах в Иран было поставлено 70 вертолётов CH-47C.

Иран использовал «Чинуки» во время Ирано-Иракской войны. Не менее семи — восьми CH-47 было сбито иракскими истребителями, два было угнано в Ирак и несколько разбилось. Ещё один был брошен и захвачен пытаясь уйти от вертолётов Ми-25.

Зачастую потери «Чинуков» приводили к значительным жертвам иранской пехоты. Например, во время операции «Хайбер» иранский CH-47 был сбит иракским МиГом, погибли все 33 десантника и весь экипаж.

Фолклендская война

Применялись Аргентиной (2 CH-47C, 2 CH-47) и Великобританией (4 HC.Mk1) в войне за Фолклендские острова. Три британских Chinook HC.Mk1 были уничтожены, когда перевозящий их корабль был потоплен ракетами аргентинского самолёта «Супер Этандар», таким образом почти всю войну действия британского соединения обеспечивал единственный HC.Mk1 серийный ZA718, код — . Экипаж выполнял до 15 вылетов в сутки, за 3 недели налетал 109 лётных часов, перевёз 2150 человек и более 550 тонн вооружения и боеприпасов. Один аргентинский CH-47 был уничтожен на земле британским «Харриером», ещё один был захвачен.

Культурные аспекты

Катастрофе «Чинука» посвящена 67-я, последняя серия американского документального телесериала «Секунды до катастрофы». В ней рассматриваются три версии катастрофы:

  • халатность пилотов, которые отклонились от маршрута, заданного компьютером (в серии сообщается, что в 2011 году всю вину с пилотов сняли);
  • ошибка в программном обеспечении, из-за которой вертолёт залетел в облака (возможное увеличение оборотов одного винта с сохранением скорости вращения другого винта);
  • неисправность рычага управления, который заклинило при маневрировании (лётчики могли попытаться совершить поворот вертолёта вокруг своей оси, чтобы уйти от столкновения, но не успели ни набрать высоту, ни совершить нужный поворот).

Вооружение «Чинука»

Первоначально вооружать транспортные «Чинуки» не планировалось, но уже переходную модификация CH-47 B оборудовали тремя пулемётными установками. В дверных проёмах и на грузовой рампе устанавливались пулемёты M60D калибра 7.62мм. Впоследствии вооружение заменили пулемётами М240, аналогичного калибра.

Он нёс до пяти пулемётов калибра 7.62мм (или 12.7мм), две автоматические пушки калибра 20мм, два блока 70мм неуправляемых ракет, а также 40мм гранатомёт. Пулемёты размещались в дверных проёмах и иллюминаторах, гранатомёт — в подвижной носовой турели, пушки и блоки НАР (неуправляемых авиационных ракет) — курсовые.

Известные инциденты и аварии

13 мая 1986 года
Chinook HC.1 ZA715 разбился в плохую погоду на Фолклендских островах . Вертолет с четырьмя членами экипажа и 12 военнослужащими врезался в холм в 4 милях от пункта назначения. Спасателям помешала метель, персонал был восстановлен, но один член экипажа скончался вскоре после крушения, а второй пилот и солдат скончались по дороге в больницу. Комиссия по расследованию пришла к выводу, что экипаж потерял ориентацию из -за условий « белого света
27 февраля 1987 г.
Chinook HC.1 ZA721 разбился на Фолклендских островах во время испытательного полета после обслуживания. Покинув RAF Mount Pleasant , вертолет двигался с нормальной крейсерской скоростью и на высоте от 300 до 700 футов, когда он упал и врезался в землю примерно в 6 км к юго-востоку от аэродрома; он был уничтожен последующим пожаром. Комиссия по расследованию не смогла определить точную причину, но, возможно, это было заклинивание переднего поворотного верхнего привода наддува. Все семь человек на борту, три члена экипажа и четыре техника погибли.
6 мая 1988 г.
Chinook HC.1 ZA672 врезался в пирс в аэропорту Ганновера при рулении на позицию в ограниченном пространстве. Его передний винт ударился о нижнюю часть пирса 10, в результате чего вертолет поднялся вертикально, а затем упал на бок. В задней части фюзеляжа начался пожар, который вскоре распространился. Три члена экипажа погибли, один получил серьезные травмы; Чинук был уничтожен.
2 июня 1994 г.
Chinook HC.2 ZD576 потерпел крушение на Малл-оф-Кинтайр , Шотландия, в результате чего погибли все 25 пассажиров и все четыре члена экипажа; причина оспаривается.
19 августа 2009 г.
Chinook HC.2 ZA709 Министерство обороны объявило, что Chinook совершил аварийную посадку после удара гранатомета и последующего возгорания двигателя после высадки груза к северу от Сангина в провинции Гильменд, Афганистан. Перед посадкой «Чинук» пролетел два километра в безопасную зону. Ни один из членов экипажа не получил травм, и все эвакуировали самолет до того, как их спас второй «Чинук» в том же боевом вылете. Поврежденный самолет был затем уничтожен ударами авиации коалиции, чтобы не допустить его попадания в руки талибов.
30 августа 2009 г.
Chinook HC.2 ZA673 совершил жесткую посадку во время боевых действий возле Сангина, провинция Гильменд . У него были повреждены ходовая часть, носовая часть и передний винт, но экипаж и 15 солдат на борту не пострадали. По данным Министерства обороны Великобритании, из-за места крушения самолет не удалось безопасно вернуть, и он был уничтожен с помощью взрывчатки. Причина жесткой посадки выясняется, хотя не считается, что она была сбита.

Летно-технические характеристики CH-47 и аналогичных вертолётов

В таблице приведены основные данные “Чинука”, сравнивая его с ближайшими отечественными и зарубежными аналогами. Малосерийные и опытные вертолёты не учитываются.

Параметр CH-47 E CH-53 D Ми-6 SA.321 SuperFrelon
Длина фюзеляжа, мм 1554 20470 33160 19400
Высота, мм 5770 5220 9160 6660
Диаметр основного винта, мм 18590 22020 35000 18900
Длина грузового отсека, мм 9200 9140 12000 7000
Ширина грузового отсека, мм 2290 1980 2500 1830
Высота грузового отсека, мм 1980 2290 2650 1900
Максимальная скорость, км/ч 298 307 340 249
Вес груза в кабине, кг 8164 13608 12000 6700
Вес груза на подвесе, кг 10341 9072 8000 5000
Дальность полета, км 2026 1641 1450 1020
Потолок, м 3215 2195 2250 2170
Пассажировместимость до 55 до 55 до 90 до 37
Вооружение 3 x 7.62мм пулемёта 2 х 12.7мм пулемёта 1 х 12.7мм пулемёт 1 х 20мм пушка

Главным конкурентом “Чинука” стал его же соотечественник – вертолёт конструкции Сикорского CH-53. Когда морская пехота ощутила потребность в тяжёлых геликоптерах, именно CH-53 вышел победителем объявленного конкурса. А флот применял эти вертолёты, как противолодочные.

Вертолёт CH-53

Французский вертолёт SuperFrelon (Сверх-шершень), не уступая CH-47, оказался мало востребован, применялся, прежде всего, флотами нескольких стран, хотя Китай даже наладил его лицензионное производство. Выбор “Шершня” вооружёнными силами ЮАР вообще объясняется просто. Франция не была членом НАТО, а потому могла продавать южноафриканцам военную технику.

Единственный представитель — Як-28, поставил два мировых рекорда, за весь срок эксплуатации не произошло ни одной катастрофы с его участием. Но «тираж» в сорок штук (по другим данным — пятьдесят) — это кроха на фоне тысячи с лишним CH-47.

Зато массовым стал тяжёлый одновинтовой Ми-6. Он обладал впечатляющими характеристиками, поставил 16 мировых рекордов, но проиграл CH-47 в долговечности и распространён был не столь широко. И в бою «Hook» (НАТОвское обозначение Ми-6) применялся ограниченно.

Вертолёт МИ-6

Само по себе это ни о чём не говорит, но на фоне впечатляющих заслуг «Чинука» преимуществом не выглядит. Потомок «Крюка» – гигант Ми-26, вместимостью и грузоподъёмностью превзошёл CH-47 настолько, что его даже можно считать представителем уже другого класса.

Первая советская амфибия ГАЗ-46

Реакция

Командующий ВВС Великобритании сэр Уильям Раттенruen (англ. William Wratten) назвал катастрофу крупнейшей катастрофой мирного времени с участием ВВС Великобритании, когда-либо случавшейся; ещё один из журналистов отметил, что эта катастрофа стала ударом для правительства Джона Мейджора (англ. John Major) и временно парализовала деятельность британских военных по борьбе против ирландских повстанцев.

Гибель элиты британских специалистов по разведке и отсутствие свидетелей при туманной погоде стали причиной появления слухов о теориях заговора и обвинений в адрес британских военных в сокрытии истинной информации. По одной из версий, сверхзвуковой самолёт ВВС США якобы создал зону турбулентности, куда попал вертолёт «Чинук»; по другой версии, вертолёт был умышленно направлен в гору в связи тем, что британские власти начали переговоры о мирном урегулировании конфликта в Северной Ирландии.

Примечания

  1. ↑ Jane’s, 2004.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения 11 июня 2016.
  3. ↑ Мировая авиация, выпуск 127, 2011 г. «H-47 Chinook.Служба во Вьетнаме»
  4. Boeing Helicopters CH-47 Chinook. Дэвид Андертон и Джей Миллер. Aerofax, Inc, 1989. стр.8
  5. «Still, the official figures suggest the magnitude „Made in USA“ arsenal in Vietnamese hands (in addition to Hanoi’s Soviet and Chinese-supplied arms): 51 F-5A jet fighters, 22 F-5E jet fighters-bombers, 113 A-37 twin engine jet light-atack bombers, 36 A-1 propeller-driven attack fighters (Skyraiders), 40 C-119 propeller troop transports, 10 C-130A turboprop transports, 36 C-47 propeller transports (used as gunships, etc.), 159 O-1 and O-2 observation aircraft, 430 Huey light helicopters, 36 CH-47 heavy transport helicopters, 80 sel-propelled 175-mm. artillery guns, 250 150-mm. „Long Tom“ howitzers, 1000 105-mm. howitzers, 2,200 M-113 armored personnel carriers, 300 M-48/A3 tanks, 42,000 trucks, 47,000 M-79 grenade launchers, 63,000 light anti-tanks weapons, 15,000 M60 machine guns, 12,000 60-mm., 81-mm., and 90-mm. mortars, 791,000 M16 rifles, 857,000 rifles of other types, 90,000 .45-caliber pistols, 48,000 radios, 940 naval ships and craft (mostly landing ships), 130,000 tons of ammunition. The War We Left Behind.» Tad Sculz. New York Magazine. January 16, 1978. P.30-32.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения 25 июня 2014.
  7. Asad of Syria: The Struggle for the Middle East (1990). Patrick Seale, Maureen McConville. University of California Press. стр.88
  8. Мировая авиация, выпуск 123, 2011 г. «Boeng H-47 Chinook. Фолкленды.»
  9. Special Warfare. The Professional Bulletin of the John F. Kennedy Special Warfare Center and School. Vol. 14, № 3, p. 10.
  10. The Military Balance 2016,p.233
  11. The Military Balance 2016,p.153
  12. The Military Balance 2016,p.162
  13. The Military Balance 2016,p.104
  14. The Military Balance 2016,p.123
  15. The Military Balance 2016,p.160
  16. The Military Balance 2016,p.326
  17. . www.armstrade.org. Дата обращения 26 марта 2019.
  18. The Military Balance 2016,p.328,330
  19. The Military Balance 2016,p.140
  20. The Military Balance 2016,p.111
  21. The Military Balance 2016,p.159
  22. The Military Balance 2016,p.302
  23. The Military Balance 2016,p.343
  24. The Military Balance 2016,p.346
  25. The Military Balance 2016,p.359
  26. The Military Balance 2016,p.288
  27. The Military Balance 2016,p.41
  28. The Military Balance 2016,p.293
  29. The Military Balance 2016,p.291
  30. The Military Balance 2016,p.161
  31. The Military Balance 2016,p.268,269
  32. The Military Balance 2016,p.261,263
  33. Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane’s Information Group, 2004. — P. 591—594. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2.

Летно-технические характеристики CH-47 и аналогичных вертолётов

В таблице приведены основные данные “Чинука”, сравнивая его с ближайшими отечественными и зарубежными аналогами. Малосерийные и опытные вертолёты не учитываются.

Параметр CH-47 E CH-53 D Ми-6 SA.321 SuperFrelon
Длина фюзеляжа, мм 1554 20470 33160 19400
Высота, мм 5770 5220 9160 6660
Диаметр основного винта, мм 18590 22020 35000 18900
Длина грузового отсека, мм 9200 9140 12000 7000
Ширина грузового отсека, мм 2290 1980 2500 1830
Высота грузового отсека, мм 1980 2290 2650 1900
Максимальная скорость, км/ч 298 307 340 249
Вес груза в кабине, кг 8164 13608 12000 6700
Вес груза на подвесе, кг 10341 9072 8000 5000
Дальность полета, км 2026 1641 1450 1020
Потолок, м 3215 2195 2250 2170
Пассажировместимость до 55 до 55 до 90 до 37
Вооружение 3 x 7.62мм пулемёта 2 х 12.7мм пулемёта 1 х 12.7мм пулемёт 1 х 20мм пушка

Главным конкурентом “Чинука” стал его же соотечественник — вертолёт конструкции Сикорского CH-53. Когда морская пехота ощутила потребность в тяжёлых геликоптерах, именно CH-53 вышел победителем объявленного конкурса. А флот применял эти вертолёты, как противолодочные.

Вертолёт CH-53

Французский вертолёт SuperFrelon (Сверх-шершень), не уступая CH-47, оказался мало востребован, применялся, прежде всего, флотами нескольких стран, хотя Китай даже наладил его лицензионное производство. Выбор “Шершня” вооружёнными силами ЮАР вообще объясняется просто. Франция не была членом НАТО, а потому могла продавать южноафриканцам военную технику.

Единственный представитель — Як-28, поставил два мировых рекорда, за весь срок эксплуатации не произошло ни одной катастрофы с его участием. Но «тираж» в сорок штук (по другим данным — пятьдесят) — это кроха на фоне тысячи с лишним CH-47.

Зато массовым стал тяжёлый одновинтовой Ми-6. Он обладал впечатляющими характеристиками, поставил 16 мировых рекордов, но проиграл CH-47 в долговечности и распространён был не столь широко. И в бою «Hook» (НАТОвское обозначение Ми-6) применялся ограниченно.

Вертолёт МИ-6

Само по себе это ни о чём не говорит, но на фоне впечатляющих заслуг «Чинука» преимуществом не выглядит. Потомок «Крюка» — гигант Ми-26, вместимостью и грузоподъёмностью превзошёл CH-47 настолько, что его даже можно считать представителем уже другого класса.

Угольный эквивалент энергии, условное топливо

Британские и американские единицы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector