Подробный обзор среднего танка т-55

История создания

В 1957 году на Заводе №183 начались работы по созданию нового среднего танка на базе Т-54Б. Машину назвали «Объект 155», и в ее конструкцию внесли весь опыт модернизации Т-54. Первую серийную партию изготовили, используя башни Т-54Б. В 1958 опытные образцы прошли государственные  испытания, и Т-55 приняли на вооружении Советской армии.

У нового танка была установлена противоатомная защита, увеличена мощность двигателя, установлена термодымовая аппаратура, увеличен боекомплект.

Т-55 выпускался не только в СССР – 1500 тысячи машин было изготовлено в Польше, 400 – в Румынии и 1700 – в Чехословакии.

Navigation menu

Требования к кандидатам на службу

Основной перечень требований:

  • Для поступления на службу нужно иметь гражданство, либо Грин карту – статус резидента страны. До 2014 года существовала контрактная система для иностранцев, однако она была полностью упразднена, и в 2019 году реформ не планируется;
  • Возраст составляет от 17 до 42 лет. При этом юристы или врачи могут поступить на службу в любом возрасте;
  • Отсутствие судимости – одно из условий. Однако требование не является обязательным. При приеме каждый проступок изучается индивидуально, если кандидата судили за мелкое преступление, скорее всего, ему разрешат служить по контракту;
  • Крепкое здоровье – при приеме в обязательном порядке придется пройти медицинский отбор;
  • Требуется хорошая физическая подготовка, высокий уровень эрудиции, который также зависит от рода войск.

Применение в бою

Танк Т-55 активно участвовал в целом ряде военных конфликтов по всему миру:

  • Египетские войска использовали его в шестидневной войне 1967 года;
  • В 1968 Советская Армия применяли их в операции Дунай;
  • В 1969 году участвовали в Войне на истощение со стороны и Израиля, и Египта;
  • В Третьей индо-пакистанской войне применялись индийцами;
  • Эффективно использовались в войне в Анголе;
  • С 1979 по 1989 использовались Советской Армией в Афганской войне;
  • Применялись иракской армией в 1991 году во время Войны в Персидском заливе.

В целом танк использовали очень активно, а в целом ряде стран Т-55 и его модификации до сих пор не сняты с вооружения.

Память о танке

В России и странах СНГ сохранилось достаточно много экземпляров Т-55, которые кое-где установили как монументы. Например, Т-55 можно увидеть в Уфе, в Подольске и других городах и поселках по всему миру.

Также Т-55 выставлен в нескольких музеях: танковом музее Бовингтона, в киевском музее Великой Отечественной войны, в болгарском Национальном музее военной истории, в музее истории танка Т-34 и т.д.

Танк в культуре

Т-55 представлен в нескольких компьютерных играх, например, в Call of Duty: Black Ops. Также он есть в многопользовательской игре World of Tanks. Здесь машина представлена в модификации Т-55А и является акционным немецким танком 9-го уровня. Т-55А действительно поставлялся в ГДР, хотя и производился в России, так что его помещение в немецкую ветку вполне оправдано.

Силы ядерного сдерживания

Отзывы владельцев ГАЗ 3310

Танк Т-72

В 1967 году началась разработка самого массового, основного боевого танка вооруженных сил СССР, который был принят на боевое дежурство в 1973 году и по настоящее время находится в строю, в российских танковых войсках. По своим характеристикам Т-72 превосходит все прежние модификации из категории боевых бронированных машин. Отличие танка Т-55 от Т72 заключается в большей огневой мощи последнего, габаритная длина у семьдесят второго составляет 9530 мм против 9000 мм у Т-55. Экипаж Т-72 состоит всего из трех человек, обязанности, обеспечивающие жизнедеятельность машины, равномерно распределяются на троих без ущерба для боевого регламента.

Танк КВ-1 – первый вариант тяжелого танка

Первый танк с активной защитой

Бронезащита Т-55 надежно защищала от огня 90-мм пушек американских танков М47 «Паттон II» и М48 «Паттон III», а также английского 83,8-мм (20-фунтового) орудия танка «Центурион» на дистанции 1000 м.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Лоб корпуса защищался 100-мм бронеплитой, установленной под наклоном в 60 градусов, нижний бронелист имел ту же толщину, но стоял под углом в 55 градусов. Бортовая броня имела толщину 60 мм и наклон 60 градусов — верхний бронелист и 80 мм/0 градусов — нижний бронелист.

По сравнению с Т-54Б бронезащита была даже уменьшена: толщина броневых листов крыши над МТО сократилась с 20 до 15 мм, а корма корпуса — с 45 до 30 мм верхнего листа и с 30 до 20 мм нижнего.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Башня была защищена 200-мм броней в лобовой проекции и 160-мм — в бортовой, корма была прикрыта 65-мм броней. Ослабленным местом в башне была амбразура, которая хотя и закрывалась подвижной броней, которая крепилась болтами к переднему борту люльки пушки, не давала надежной защиты от снарядов. Также была уязвима щель для прицела.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Дополнительную защиту танку обеспечивали топливные баки-стеллажи, причем их форма позволяла размещать в них не только дизтопливо, но и часть боекомплекта. В итоге у танкистов появилось 9 дополнительных снарядов и 680 литров топлива.

Обстрелы показали, что при пробитии баков-стеллажей солярка просто вытекала, а сами баки дополнительно экранировали экипаж.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Кстати, модификация танка Т-55АД была оснащена первой в мире системой активной защиты. Комплекс 1030 М «Дрозд» включал два блока вооружения с двумя 107-мм защитными снарядами в каждом, две радиолокационные станции миллиметрового диапазона и аппаратуру управления.

Комплекс выпускался более 6 лет и был снят с производства после подписания Горбачевым соглашения о сокращении обычных вооружений в Европе. Улучшенная версия «Дрозд-2» в серию не пошла из-за тяжелого экономического положения в конце 80-х.

Государственная деятельность

История

Тактико-технические характеристики и сравнение с аналогами

Что интересно, как такового прямого зарубежного аналога у Т-55 не было. Американский М60 конкурировал уже с Т-62, да и британский «Центурион» после всех модернизаций приблизился именно к более современной советской машине. Возьмём для сопоставления параметров «Центурион» ранней версии и американский М48.

  Т-55 М48А1 «Центурион» Mk.3
Масса, т 36 46,4 50
Длина, м 6,2/9 6,9/8,8 7,2
Высота, м 2,3 3,2 3
Лобовая броня, мм 100 110 76,2
Максимальная скорость, км/ч 50 50 35
Вооружение 100 мм пушка, 2х7,62мм пулемёта 90мм пушка, 12,7мм пулемёт, 7,62мм пулемёт 84мм пушка, 7,7мм пулемёт

Приведённые в таблице машины превосходили Т-55 по габаритам и массе, имели менее мощное вооружение, а «Центурион» проигрывал по броне и подвижности. Однако такая ситуация сохранялась недолго – выпущенные «Центурионы» стали перевооружаться новой пушкой L7. Такое же перевооружение производилось, например, с израильскими М48.

А «советский ответ» на новое западное орудие оформился уже в виде Т-62. Для него пришлось разработать увеличенный корпус – сказались заложенные ещё в конструкцию Т-54 минимальные размеры и объёмы. При этом в СССР не только сохранили производство танка наименьшим потенциалом для модернизаций – Т-55 изо всех сил старались довести до уровня новейших ОБТ. При этом по мощи вооружения «пятьдесят пятый» уступал аналогично модернизированным Т-62.

Но этот танк, оснащённый сложным механизмом выбрасывания гильз, на экспорт так активно не поставлялся и по лицензии не производился.

Простой, надёжный и добротный, он оказался незаменим для тех стран, где нельзя было найти высокопрофессиональные экипажи и высокую культуру производства. Однако его время всё-таки уходит.

«Пятьдесят пятые» изнашиваются, противотанковые средства совершенствуются, и уже недалёк тот день, когда проще и дешевле будет купить новый танк, а не перестраивать «пятьдесят пятые». Косвенно это подтверждает то, что проекты модернизаций остаются невостребованным.

Основные задачи, которые решали конструкторы танка Т-55

Средний танк Т-55 имел основное вооружение аналогичное своему предшественнику. Не отличался у новой машины и уровень броневой защиты. Схожесть основных боевых параметров двух танков привела к тому, что на Западе советская машина получила индекс Т-54/55. Не имея представления об основных технических особенностях отличить оба танка на поле боя было практически невозможно. Новый танк имел стандартную для советских машин массу, 36 тонн. Многие детали, узлы и агрегаты на новой машине были унифицированы с деталями танка Т-54Б, который уже достаточно долго находился в серии. Это обеспечило быстрое налаживание массового производства изделия и освоение танка в войсках. Новая техника обладала огромным ремонтным ресурсом. На советском танке впервые были установлены стабилизаторы орудийного ствола в горизонтальной плоскости, что дало возможность экипажу вести огонь на ходу.

Выигрывал Т-55 и в сравнении со своими прямыми конкурентами, машинами иностранных армий. Советская машина была на метр ниже американских танков «Першинг». Нарезная пушка Д-10Т2С и толщина брони советской машины по своей мощи и устойчивости не шли ни в какое сравнение с американскими и английскими бронированными машинами. Западные эксперты, получив первые разведданные о новом советском танке, сделали вывод: советский Т-55, танк в полтора раза превосходит по огневой мощи и по защищенности западные образцы. Неприятно удивила западных военных подвижность танка на поле боя. По своим маневренным качествам советский Т-55 долгое время не имел равных.

Однако главной фишкой новой машины стала установка на ней системы противоатомной защиты. В эпоху ядерного оружия этот аспект являлся едва ли не ключевым, определяющим боеспособность войсковых соединений в условиях применения атомного оружия. К другим знаковым новшествам можно отнести следующие аспекты:

  • мощность основного двигателя В-54 увеличена на 60 л.с.;
  • увеличена емкость топливных баков и соответственно запас хода;
  • для пуска двигателя установлен воздушный компрессор;
  • машина оборудована противопожарной системой «Роса»;
  • боекомплект танка увеличен до 43 выстрелов;
  • оптические приборы управления танком имели систему пневмогидроочистки.

Существенным отличием от танка Т-54 стало отсутствие на башне новой машины зенитного пулемета. Конструкторы пришли к выводу, что при возросших скоростях самолетов, бороться подобным способом с низколетящими целями нецелесообразно. Только в конце 60-х годов, конструкторы учли опыт военных конфликтов и вернули ДШКМ, установив его на башне танка Т-55.

Важно отметить, что у советского танка была полуавтоматическая система заряжания, самая передовая на тот период. Только у израильских танков «Меркава 2», спустя 10 лет, появилось что-то подобное советской разработке

Высокие эксплуатационные характеристики и ремонтопригодность танка Т-55 обеспечили высокий спрос на машину. В Советском Союзе производство танков осуществлялось на протяжении 21 года, с 1958 по 1979 год. За этот период было выпущено более 20 тыс. моделей танков Т-55 в различных модификациях.

Советский Союз передал лицензию и техническую документацию на новую технику своим союзникам по Организации Варшавского Договора. Больше всего было выпущено танков в Чехословакии, более 1700 машин. Чуть меньше было выпущено Т-55 в Польше — 1500. В Румынии танк под индексом TR-580 и TR-77 выпускался в течение 7 лет.

Кустарная броня для Т-55

Продолжительная война всех со всеми в Ираке и Сирии породила множество кустарных и полукустарных машин, в том числе на базе танка Т-55. Для защиты старых машин с гомогенной бронёй от расплодившихся гранатомётов и ПТРК местныелевши» все свои таланты пускают на изобретение дополнительной защиты.

Самый распространённый вариант — обрешёчивание. Такими экранами обзавелась большая часть бронетехники в Сирии, хотя среди экспертов идут горячие дискуссии об эффективности подобных конструкций.

Этот Т-55 оснастили противокумулятивными экранами. От ПТУРа вряд ли поможет, но гранату РПГ-7 такая резиновая мантия вполне способна отразить. Пространство между экранами и бортами дополнительно набито всяким железным мусором. Защиту изящно дополняет пара тактических брёвен — сзади и спереди корпуса.

На такую модернизацию Т-55 оружейников запрещённой в России террористической организации явно вдохновили металлополимерныеброви Ильича» танка Т-62М. Их поставилСирийский экспресс» для пополнения танкового парка асадовской армии.

Деревянной бронёй увлекаются больше в Юго-Восточной Азии, а первыми брёвна для усиления защиты самоходок применили финны в ходе Второй мировой. На этом танке мы видим трогательное сочетание металлических экранов на башне и деревянных — на бортах.

Снарядные гильзы в хозяйстве пригодятся и от противотанковых гранат спасут. Может быть.

В этом Т-55 прекрасно всё — и гильзы на лобовом листе, и бронеэкраны, искворечник» на башне.

Мешки с песком на рынке дополнительной брони с 1944 года! Ещё американские танкисты пытались защитить своишерманы» отфаустпатронов» ипанцершреков» с помощью набитых землёй или песком мешков.

Лучший способ защитить танк — спрятать его. По крайней мере так считают террористы. Подтверждением тому стал прославившийся в сетичугун-сарай-арба».Я — не танк Т-55 террористов, я — просто мирный хлев», — пытается сказать авиации антиигиловской коалиции в Ираке этот танк.

Танк Т-55: характеристики

У модели Т-55 было много общего с предшественником Т-54, это определяло высокий уровень унификации запасных частей, агрегатов и отдельных узлов. Номенклатура материального обеспечения долгое время была общей. В некоторых документах, технологических картах и чертежах машина обозначалась как танк Т-54/55. Это упрощало производство новой модели, так как весь процесс конвейерной сборки был уже отработан.

Даже инструкция по эксплуатации танка Т-55 по всем пунктам соответствовала характеристикам Т-54. Многочисленные усовершенствования новой модели существовали как бы отдельно от базовых параметров, их функции касались машины опосредованно. Танк Т-55, чертежи которого копировались с оригинальных расчетов предшественника, был точным повторением Т-54.

Ниже приводятся основные параметры базовой версии Т-55:

  • количество человек в экипаже — 4;
  • масса боевая — 36,5 тонны;
  • длина танка с пушкой — 9000 мм;
  • длина только корпуса — 6200 мм;
  • высота по линии люка башни — 2218 мм;
  • ширина — 3270;
  • дорожный просвет — 500 мм;
  • тип главного орудия — Д10Т2С/НП;
  • пулеметы на броне турельные, один курсовой, один спаренный, типа СГМТ, калибр 7,62 мм;
  • комплект боевой — 43 выстрела;
  • боезапас пулеметный — 3500 патронов;
  • силовая установка — марка В-54, дизель;
  • мощность двигателя — 580 л. с.;
  • скорость, близкая к максимальной, — 50 км/час, на дороге с твердым покрытием.
  • запас хода — 480 километров;
  • давление удельное — 0,81 кг/см2;
  • уверенное преодоление препятствий — стена вертикальная, высота — 0,8 метра; траншея, ширина — 2,7 метра;
  • преодоление брода — 1,5 метра;
  • спуск — 30 градусов;
  • подъем — 32 градуса.

Танк Т-55, характеристики которого постоянно совершенствовались, был самой востребованной боевой машиной конца пятидесятых годов в странах восточной Европы.

Серийное производство Т-28.

Для изготовления среднего танка Т-28 избран завод «Красный Путиловец», который считали одним ищ наиболее развитых машиностроительных предприятий. Завод обладал неплохую для СССР производственную базу и обширный опыт изготовления таких технически сложных изделий как турбины, краны, тракторы, различные артиллерийские орудия. Помимо этого, завод уже участвовал в программе Т-26, изготавливая детали ходовой части.

Производство Т-28 решено было развернуть в механическом цехе №2, до этого занятого изготовлением драг и паровозов. Оборудование цеха давно устарело и было плохо приспособлено для танкового производства, требовавшего гораздо большей культуры. Для организации производства, по указанию руководства, со всего завода собрали все более-менее походящее оборудование из законсервированного запаса, участвовавшее в производстве еще в империалистическую войну.

По указанию Кирова своеобразная контрибуция была наложена на ряд других предприятий города, с которых были доставлено недостающее для производства оборудование. Все эти усилия, а главным образом опыт рабочих, позволили выпустить к концу апреля первую дюжину танков Т-28. Два танка прияли участие в праздничном параде в Ленинграде, а остальной десяток Т-28 в Москве.

Несмотря на первоначальный успех, производство Т-28 протекало со сложностями. В итоге, годовое плановое задание было сорвано. Из 90 машин сумели сдать 41. Для улучшения условий производства, в ноябре начата реконструкция механического цеха №2. Он должен быть послужить основой для специализированного танкового производства, способного выпускать до ста пятидесяти средних танков в год. Для обеспечения производства, за рубежом было заказано и получено дополнительное оборудование. Для укомплектования цеха квалифицированным персоналом из других цехов были переедены необходимые специалисты.

Специально для сопровождения производства из числа конструкторов завода было организовано знаменитое СКБ-2. Его первым руководителем был О.М.Иванов – участвовавший в проектировании Т-28 в штате КБ ОМО, на должности ведущего инженера. Но недостаток подготовленных кадров в КБ все, же ощущался. Поэтому осенью 1934 г. КБ усиленно группой выпускников ВАММ.

Серийное производство, по-настоящему было развернуто, лишь в 1934 году. Производственное задание, на этот год, составляло 50 танков Т-28, а также запчасти на сумму в полмиллиона рублей. К тому времени все работы по реорганизации работы механического цеха были в большинстве завершены, налажено взаимодействие с смежниками.

Первые Т-28 выпуска имели серьезные производственные недостатки, подчас в больших количествах. Поэтому представители заказчика с трудом принимали предъявленные танки, а уже отправленные в войска танки требовали устранения дефектов, для чего формировали специальные бригады. Помимо танков, МХ-2 вынужден был производить гражданскую продукцию, как то краны, драги и прочее. Только в 1936 году танковое производство освободилось от ее выпуска. К этому моменту внесли около 700 важных изменений в конструкцию среднего танка. Отработанны технология и чертежи машины.

Одновременно с освоение производства и устранению производственных недостатков проводились модернизация Т-28. Главными направлениями были увеличение скоростных характеристик танка, за счет внесения изменений в конструкцию бортового редуктора и КПП. Этому танку присвоили индекс Т-28А. На первых же испытаниях модернизированный танк сумели разогнать до 55 км/час. После неизбежных доработок, машина была признана пригодной для войсковой эксплуатации и с середины лета тридцать шестого года, стала выпускается в серии. Совершенствование танка продолжалось и далее, усовершенствованная конструкция трансмиссии позволила разогнать танк на испытаниях до 65 км/час. По причине предполагаемого перехода в 1937году на выпуск Т-29, программа Т-28 уменьшена по сравнению с планом предыдущего года в 2,5 раза и производство Т-28А прекращено.

Осеню 1936 года, утверждены требования на разработку башен конической формы. Правая пулеметная башенка должна была быть вооружена парой пулеметов ДТ, а левая башенка – крупнокалиберным пулеметом и пулеметом ДТ. После обсуждения проекта, конструкция была признана неудовлетворительной. А позднее работы по ним были вовсе прекращены из-за загруженности СКБ-2. И только позднее в 1939 году конические башни в небольшом количестве были изготовлены и установлены в танки Т-28. 

Схема танка Т-28 выпуска 1939гг, вид сверху

Танк со снятым бортовым экраном

К 1938 году стало очевидно, что танк Т-28 не соответствует в плане защищенности современным требованиям. В связи, с чем СКБ-2 приступил к работам по проектированию тяжелых танков, позднее завершившихся созданием танков СКМ и КВ.  

История создания

В 1957 году на Заводе №183 начались работы по созданию нового среднего танка на базе Т-54Б. Машину назвали «Объект 155», и в ее конструкцию внесли весь опыт модернизации Т-54. Первую серийную партию изготовили, используя башни Т-54Б. В 1958 опытные образцы прошли государственные  испытания, и Т-55 приняли на вооружении Советской армии.

У нового танка была установлена противоатомная защита, увеличена мощность двигателя, установлена термодымовая аппаратура, увеличен боекомплект.

Т-55 выпускался не только в СССР – 1500 тысячи машин было изготовлено в Польше, 400 – в Румынии и 1700 – в Чехословакии.

Компоновка боевого танка Т-90 “Владимир”

Конструкция Т-90 выполнена по классической для советской школы танкостроения схеме:

  • отделение управления вместе с сиденьем механика-водителя расположено в лобовой части машины;
  • боевое отделение и башня – в центральной;
  • двигатель и трансмиссия – в кормовой части корпуса.

Компоновку танка можно было бы назвать удачной, если бы не одно “но” – снаряды внутри танка не размещены по индивидуальным контейнерам или боксам, что повышает шанс гибели экипажа в случае подрыва боекомплекта.

Особенностью машины, как и всех танков советского производства, начиная с Т-64, имеющей забронированный объем всего 11,0 м3, является высокая плотность компоновки, а также наименьшие для основного боевого танка габариты, прежде всего высота.

Сокращение внутреннего объема и высокая плотность компоновки достигнуты за счет компактной схемы МТО с поперечным расположением двигателя, исключения из состава экипажа заряжающего, т. е. применения A3 и ряда других конструктивных мероприятий.

Корпус Т-90 сварной, по конструкции идентичен корпусу Т-72БМ. Днище штампованное, верхняя лобовая деталь многослойная со встроенной динамической защитой. На бортовые резинотканевые экраны устанавливаются прямоугольные стальные экраны с элементами встроенной динамической защиты (ВДЗ). С каждой стороны машина имеет по три таких экрана.

Механик-водитель размещается в передней части корпуса по центру и имеет отдельный люк, крышка которого находится в крыше. Его сиденье крепится к крыше корпуса, что повышает выживаемость механика-водителя при подрыве мин под днищем машин.

Для наблюдения за дорожными условиями у него имеется один призменный прибор наблюдения ТНПО-168 с широким полем зрения. Для вождения в ночных условиях вместо него может быть установлен прибор ночного видения ТВН-5 активно-пассивного типа.

Два других члена экипажа размещаются в башне: наводчик слева и командир танка справа.

Башня танка литая, имеющая в лобовой части на курсовых углах до 35° комбинированную броню. Конструктивно она идентична башне Т-72БМ, но выполнена под установку комплекса управления огнем 1А45Т. Лобовая часть и крыша башни прикрыты элементами динамической защиты.

С целью повышения противорадиационной защиты экипажа машины, корпус и башня в районах рабочих мест прикрыты подбоем из водоро-досодержащего полимера с добавками лития, бора и свинца. Место механика-водителя дополнительно прикрыто надбоем из того же материала.

При обстреле танка бронебойными подкалиберными снарядами стойкость лобовой части корпуса равноценна 800—830-мм катаной броневой стали. При попадании машины под обстрел кумулятивными боеприпасами при наличии у танка встроенной динамической защиты стойкость корпуса и башни такая же, как и у 1150—1350-мм брони. Вместе с тем у Т-90 существуют и свои ослабленные зоны. Это прежде всего участок у смотрового прибора механика-водителя, где толщина брони уменьшена в связи с необходимостью выведения устройства на крышу, а также места на башне рядом с орудийной амбразурой.

Башня Т-90 имеет довольно низкую высоту и смещенную вправо командирскую башенку. На крыше башни могут быть установлены навесные блоки брони, представляющие собой дополнительную защиту от нападений с воздуха. Носовая часть машины оснащена остроугольным отвалом, на котором находится крепление для минного трала КМТ (4-10)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector