Дважды герой советского союза: истории подвигов во имя родины. список дважды героев советского союза

Содержание

Знаменитые и многократные

Первого присвоения звания Героя Советского Союза именно за совершение воинских подвигов пришлось ждать два с лишним года. 31 декабря 1936 года награды удостоились участники войны в Испании. Опять же большинство из них были лётчиками.

Вообще советское руководство на награждения не скупилось. С каждым годом героев становилось всё больше, тем более что и военных конфликтов было немало. Звание Героя Советского Союза получали участники войны в Китае и Советско-финской войны. В итоге к началу 1941 года число награждений перевалило за шесть сотен. Появились и первые дважды герои.

Валентина Степановна Гризодубова. Фото 1938 года. (ekogradmoscow.ru)

Разумеется, наибольшее число кавалеров дала Великая Отечественная война. Более 90 процентов героев Советского Союза удостоились этого звания в 1941—1945 годах. В годы войны появился и самый пожилой Герой Советского Союза. Звание, увы, было присвоено лишь посмертно, причём более чем через двадцать лет после совершения подвига. Крестьянину Матвею Кузьмину на момент гибели было 83 года. Он завёл немецкую стрелковую дивизию в засаду, которую сам же и помог организовать, за что заплатил жизнью. А вот пионер-партизан Валентин Котик погиб в возрасте 14 лет. Он является самым молодым в истории Героем Советского Союза.

Брежнев собрал уникальную коллекцию наград

Первоначальный указ о введении звания не ограничивал количество награждений. Дважды героев Советского Союза за всю историю набралось более 150 человек. А вот третьи и четвёртые награждения были большой редкостью. Трижды героями стали всего три человека: асы Александр Покрышкин и Иван Кожедуб, а также герой Гражданской войны, а затем и маршал СССР Семён Будённый. Четырёхкратных же вообще всего двое: легендарный маршал Жуков и чрезмерно любивший всевозможные награды Леонид Брежнев. Генсек вообще собрал совершенно уникальную коллекцию наград. Он был одновременно и Героем Советского Союза, и Героем Социалистического Труда. За всю историю таковых набралось всего 11 человек, включая Брежнева.

Источники

  • Часть I // Наставление по войсковой маскировке. — Москва: Военное издательство министерства обороны Союза ССР, 1957.
  • Часть II // Наставление по войсковой маскировке. — Москва: Военное издательство министерства обороны Союза ССР, 1957.
  • Е.С.Колибернов, В.И.Корнев, А.А.Сосков. Справочник офицера инженерных войск. — Москва: Военное издательство, 1989.
  • Е.С.Колибернов, В.И.Корнев, А.А.Сосков. Инженерное обеспечение боя. — Москва: Военное издательство МО СССР, 1984.
  • Учебник // Военно-инженерная подготовка. — Москва: Военное издательство МО СССР, 1982.
  • Учебник // Приёмы и способы действий солдата в бою. — Москва: Военное издательство МО СССР, 1989.
  • Наставление по обеспечению боевых действий Сухопутных войск. Часть IV // Инженерное обеспечение, действия частей и подразделений инженерных войск. — 1982.
  • Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии. — Москва: Военное издательство МО СССР, 1984.

Первая звезда

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Сафонову Борису Феоктистовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

К моменту опубликования данного Указа на счету лётчиков эскадрильи было около 50 воздушных побед, из них 16 — на счету её командира.

Hawker Hurricane

В сентябре 1941 года, когда на аэродроме, где базировалась «сафоновская эскадрилья», обосновались английские лётчики на истребителях «харрикейн», прилетевшие с авианосца для усиления истребительного прикрытия конвоев (группа «Бенедикт» полковника Шервуда), Сафонов первым на Северном флоте облетал английский «харрикейн», а спустя 10 дней эти машины освоили и другие лётчики эскадрильи.

По инициативе Сафонова английские самолёты, поступавшие по ленд-лизу на вооружение ВВС Северного флота, были перевооружены. Сначала на них поставили 4 крупнокалиберных пулемёта, после чего Сафонов решил заменить пару пулемётов на пушки ШВАК, затем — установить под плоскости направляющие для реактивных снарядов.

С октября 1941 года Б.Ф. Сафонов — командир 78-го истребительного авиационного полка, майор. Он увеличил счёт сбитых вражеских самолетов и за один месяц — с 22 декабря 1942 года по 22 января 1942 года — был награждён вторым и третьим орденами Красного Знамени.

Во второй половине марта 1942 года подполковника Б.Ф. Сафонова назначили командиром 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Он стал меньше летать, отдавая много времени руководству боевой деятельностью подразделения, организационно-хозяйственным делам.

В конце марта 1942 года он провёл воздушный бой в районе Туломской ГЭС и одержал очередные победы — лично сбил два вражеских истребителя.

P-40 Kittyhawk

Свой последний — 224-й боевой вылет подполковник Б.Ф. Сафонов совершил 30 мая 1942 года, на прикрытие конвоя союзников PQ-16, следовавшего в Мурманск. Трое лётчиков-североморцев во главе с Сафоновым на американских P-40 «киттихаук», обнаружив на подходе к конвою шесть вражеских бомбардировщиков, стремительно их атаковали. По донесениям по радио в ходе боя, Сафонов сбил 2 самолёта и третий повредил, но и сам погиб в этом бою. У его P-40 заглох двигатель (причина не ясна — либо повреждение в бою, либо отказ), и он рухнул в море.

Надежность

Модель отличалась высокой надежностью. Этому в значительной степени способствовало то, что рукоятка взвода затвора располагалась сзади, а не сбоку, то есть отсутствовал вырез, через который внутрь могла попасть грязь

Это привлекло внимание тех, кто позже стал основным потребителем MP 35 — войск СС, которые даже в вооружении пытались быть не такими, как остальная германская армия

С начала 1940-х годов все производство MP 35 предназначалось только для войск СС, оно продолжалось всю войну и прекратилось только в 1945 году. Это оружие до сих пор можно встретить на вооружении полицейских формирований в странах Южной Америки. Причиной их долгой службы стало высокое качество производства. Большая часть деталей выточена из цельных кусков металла.

MP 18, MP 28, MP 34 и MP 35 характеристики:

MP 35

  • Патрон 9-мм «Парабеллум»
  • Вес снаряженного 4,73 кг
  • Длина общая: 840 мм (для стандартного образца)
  • Длина ствола: 200 мм
  • Темп стрелльбы: 650 выстр /мин
  • Начальная скорость полета пули: 365 м/с
  • Магазин: коробчатый, прямой, на 24 или 32 патрона
MP 18

  • Патрон 9 мм «Парабеллум»
  • Вес снаряженного; 5,245 кг
  • Длина общая: 815 мм Длина ствола: 200 мм
  • Темп стрельбы: 350 — 450 выстр/мин
  • Начальная скорость полета пули — 365 м/с
  • Магазин: типа «улитка», на 32 патрона;
  • впоследствии коробчатый, прямой, на 20 или 32 патрона

Положение о звании «Герой Советского Союза»

16 апреля 1934 года постановлением ЦИК СССР было учреждено звание Героя Советского Союза в редакции: «Установить высшую степень отличия — присвоение за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига, звания Героя Советского Союза». Никакие знаки отличия не предусматривались, выдавалась только грамота от ЦИК СССР.

Орден Ленина к званию получили все одиннадцать лётчиков — первых Героев Советского Союза. Практика награждений была закреплена Постановлением ЦИК в Положении о звании Героя Советского Союза 29 июля 1936 года. В этой редакции гражданам, удостоенным звания, кроме грамоты полагался также орден Ленина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года введён особый отличительный знак для Героев Советского Союза — медаль «Герой Советского Союза». Другим Указом от 16 октября 1939 года был утверждён внешний вид медали, которая получила название «Золотая Звезда». В отличие от первоначального Положения теперь предусматривалась возможность многократного награждения «Золотой Звездой». Дважды Герою Советского Союза выдавали вторую медаль «Золотая Звезда» и ему сооружали бронзовый бюст на родине. Трижды Герою Советского Союза выдавали третью медаль «Золотая Звезда», и его бронзовый бюст должен быть установлен при Дворце Советов в Москве. Выдача орденов Ленина при награждении второй и третьей медалями не предусматривалась. О присвоении звания в четвертый раз в Указе ничего сказано не было, как и о возможном количестве награждений одного человека.

Нумерация медалей для первого, второго и третьего награждения была отдельная. Так как строительство грандиозного Дворца Советов в Москве в связи с войной закончено не было, то бюсты трижды Героев устанавливались в Кремле.

Указом от 6 сентября 1967 года был введён ряд государственных льгот для Героев Советского Союза.

В новой редакции утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1973 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1973 г., № 20, ст. 268). Положение гласит:

«Победа в воздухе куётся на земле»

Великую Отечественную войну Сафонов встретил, находясь за штурвалом истребителя И-16. Уже на третий день войны, 24 июня 1941 года, он сбил свой первый вражеский самолёт — бомбардировщик Хе-111. Согласно ряду свидетельств, это стало первой воздушной победой советских лётчиков в Заполярье. В газете «Краснофлотец» вышла статья с призывом «Бейте фашистов, как лётчик Сафонов!». Сам же Сафонов, спустя всего три дня, сбил ещё один гитлеровский бомбардировщик.

Несмотря на то что ситуация в Заполярье была чрезвычайно напряжённой, Сафонов находил время для анализа боёв и разработки новых тактических приёмов. Его эскадрилья, имея относительно небольшие потери, стала самой результативной в полку. При этом он умел находить подход к подчинённым. Одних он прямо во время боя обучал тактике и записывал на них сбитые благодаря его помощи самолёты врага, с другими устраивал «разборы полётов», причём порой весьма болезненные.

Также по теме

«Обращал свои способности на благо страны»: как Иван Папанин стал дважды Героем Советского Союза

125 лет назад родился дважды Герой Советского Союза, один из первых организаторов полярных исследований в СССР Иван Папанин. Хотя он…

По воспоминаниям сослуживцев, Сафонов однажды отчитал при товарищах молодого лётчика, проявлявшего в бою чрезмерную осторожность, в дальнейшем тот стал буквально образцом мужества. Сафонов не боялся брать на себя ответственность за подчинённых и защищать их, если был уверен в их правоте

Однажды один из его лётчиков по ошибке сбил советский самолёт. Экипаж не пострадал, но виновного командование потребовало отдать под трибунал. Однако Сафонов выступил в его защиту и добился оправдания пилота на стадии расследования

Сафонов не боялся брать на себя ответственность за подчинённых и защищать их, если был уверен в их правоте. Однажды один из его лётчиков по ошибке сбил советский самолёт. Экипаж не пострадал, но виновного командование потребовало отдать под трибунал. Однако Сафонов выступил в его защиту и добился оправдания пилота на стадии расследования.

Особое внимание Сафонов уделял техническому обеспечению полётов. «Победа в воздухе куётся на земле

Я, например, половину сбитых мною самолётов отношу за счёт своего техника Семёнова и механика Колпакова. Сколько бы пробоин ни было в моем самолёте после боя, к следующему вылету он неизменно в полной исправности», — заявил он однажды в интервью флотской газете.

Сафонов тщательно изучал сбитые немецкие самолёты, продумывал способы их наиболее эффективного уничтожения, указывал своим подчинённым на их ошибки во время боя. Он требовал, чтобы лётчики не полагались на случайность и действовали в бою с холодной головой. Однажды он заменил пряжки на своём шлеме на кнопки и заставил всю эскадрилью сделать то же самое. Новшество позволило выигрывать более полуминуты во время взлёта по тревоге.

  • Летчик-истребитель Борис Сафонов (справа) и британские летчики 151-го авиакрыла
    Кеннет Воод и Чарльтон Ваг Хоу, осень 1941 года
  • РИА Новости

Сафонов смело атаковал превосходящего по численности противника. 8—9 августа 1941 года его подразделение отразило крупнейшую на тот момент попытку авианалёта на Мурманск, сбив сразу 13 самолётов нацистов. Согласно ряду свидетельств, когда гитлеровские лётчики видели самолёт Сафонова, они сообщали об этом по рации и ретировались с места боя.

«Не припомню ни одного случая, чтобы фашист, с которым вступил в бой командир, смог уйти целым и невредимым. Много новых, никогда и никем не применявшихся тактических приёмов преподал нам Борис Феоктистович. Учил нас внезапному удару, быстроте манёвров», — вспоминал лётчик Пётр Семёненко.

16 сентября 1941 года Борису Сафонову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Осенью 1941 года был сформирован новый, 78-й истребительный авиационный полк Северного флота. Его командиром был назначен Сафонов. В полк были переданы предоставленные британской стороной истребители Hawker Hurricane. Сафонов положительно оценил их лётные характеристики, но был крайне недоволен вооружением. Под его руководством советские техники установили на английские самолёты отечественные пушки и пулемёты.

«Важной частью деятельности сафоновцев стало сопровождение в северных водах западных конвоев», — отметил Юрий Кнутов

  • Борис Сафонов
  • РИА Новости
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector