Наследие рима: что означает орел на гербе россии
Содержание:
- Содержание
- Содержание
- Герб Русского царства
- Значение гербовой символики
- Философское влияние
- Москва — Третий Рим
- Краткая информация
- Нападение
- Что означают названия европейских государств?
- Серп и молот
- Перл-Харбор до 1941 года
- Значение символа
- Российский державный орел: полет сквозь столетия
- Источники
- Ордынские флажки
- Корабли проекта 956 «Сарыч»
- Герб в гербе
- Герб СССР
- Теодор Рузвельт
- Распространение
- Доска почета
- Древняя птица и монетка с сюрпризом
Содержание
Содержание
Герб Русского царства
Герб с печати Алексея Михайловича, 1667
Гербом двуглавый орёл становится при Иване Грозном, первом русском царе. Герб Русского государства дополняется в центре сначала единорогом, а затем — вместо него — московским символом — всадником-змееборцем. Также появляется православная символика, отражающая роль официальной религии.
Всадник традиционно воспринимался как изображение государя. Со времени Ивана Грозного и раньше всадник на русских монетах и печатях трактовался как «князь великий на коне, а имея копье в руце». Подобная трактовка изображения оставалась неизменной до начала 18-го века, и только в петровское время (примерно с 1710-х) его впервые стали называть «святым Георгием». Это было связано с установлением имперской эмблематики. (См. также Орден Подвязки Ивана Грозного).
На большой печати Бориса Годунова (не позже 1604 года) двуглавый орёл изображается с тремя коронами. Три короны означали завоёванные Казанское, Астраханское и Сибирское царства.
Печать Ивана IV, 1539
Во времена смуты русский государственный символ активно использовался Лжедмитриями (I, II, III). В отличие от предыдущих, в одной из печатей Лжедмитрия I всадник был повёрнут направо по западноевропейской геральдической традиции (что говорит об иностранном происхождении печати).
Во времена царя Алексея Михайловича орёл получает символы власти: скипетр и державу.
Во времена правления Петра I секретарь австрийского посла в России И.-Г. Корб ведёт «Дневник путешествия в Московию», в котором описывает приближённых Петра и расправу над стрельцами. Дневник интересен как очередной взгляд на Россию глазами иностранца, в том числе содержит подробный рисунок государственной печати.
После 1699-го года герб изображается с элементами Андреевского ордена, введённого Петром.[источник не указан 607 дней]Орёл не имевший до того постоянного цвета, становится чёрным до конца династии Романовых.[источник не указан 607 дней]«Ездец» на гербе иногда именуется «государем» (указ 1704 года), но по сути изображается Георгий Победоносец, что зафиксировано в более поздних документах 1730-х годов.[источник не указан 607 дней]
Значение гербовой символики
Эмблема страны воссоздана Санкт-Петербургским художником Евгением Ильичом Ухналевым.
У Большого герба имеются существенные различия с современным символом:
- орлиный клюв раскрыт шире на царском гербе;
- в современной интерпретации нет ни гербов княжеств, ни цепи апостола Андрея Первозванного;
- конник развернут в современном варианте вправо по отношению к смотрящему на изображение, в императорском – в другую сторону;
- цветовая палитра императорского герба – черно-золотая, современного – красно-золотая.
Современный вид герба РФ близок к гербу царских времен с атрибутикой той эпохи, но символика его элементов переосмыслена и стала иметь иное значение:
- Двуглавый орел, будучи первоначально символом государства, наследовавшего Византии, в наше время просто подчеркивает могущество и силу государства, трансконтинентальный характер страны, частично расположенной в Европе, частично – в Азии. Перья птицы сейчас расположены в три ряда, что трактуется такими понятиями, как добро, истина и красота.
- Три короны воплощают уровни власти либо ветви власти. Короны Петра Великого теперь символ российского суверенитета. Поначалу это был знак Святой Троицы, а позже обозначал три царства.
- Держава в современной версии олицетворяет целостность, единство государства и его могущество. Скипетр стал олицетворением государственного суверенитета страны, ее политической независимости. Изначально эти предметы являлись просто атрибутами царской (императорской) власти.
- Фигура всадника, поражающего дракона, сохранила свое историческое значение. Это изображение символически показывает победу добра над злом, и всадник — Георгий Победоносец – выступает здесь как защитник Отечества. Щит также традиционно олицетворяет защиту.
- Черный дракон становится олицетворением тяжелых испытаний в судьбе страны, а также он является знаком скорби по невинно погибшим.
В целом символика герба РФ на сегодняшний день обозначает государственную власть и единство страны.
Философское влияние
Князь Иоанн всегда привлекал западных спецов, ангажированных русскими эмиссарами для различных построек. Нам хорошо известен архитектор из Италии Фиораванти, который приложил руку к созданию Успенского собора. Солари возвел несколько башен тогдашнего Кремля. Но практически все выдающиеся личности того времени состояли в тайных сообществах. И многие из них пользовались символикой двуглавого орла. Нельзя исключать и то, что князь Московский позаимствовал это изображение именно у архитекторов, или сам являлся членом тайного общества.
Помимо этого, символ двуглавой птицы использовался тогда начинающими алхимиками. У них он был олицетворением философского камня, который безуспешно пытались создать многие ученые. Во двор Иоанна были вхожи многочисленные иностранные специалисты. Много было лекарей и аптекарей, которые фанатически увлекались поисками камня. Возможно именно этот символ волшебства решил привлечь к себе московский царь. Необходимо отметить, что в XV веке двуглавый орел считался модным символом в государствах Старого Света. Вполне вероятно, что царь просто принял решение следовать модным тенденциям.
Москва — Третий Рим
Впервые орел появился в 1497 году на печати Ивана III — одного
из величайших русских монархов. Под его властью периферийное Московское государство
стало превращаться в могучую державу — Россию.
Символ орла привезла в Москву жена Ивана III — Софья Палеолог.
Она была племянницей последнего императора Византии Константина IX Палеолога. Незадолго
до этого Византийская империя пала под ударами турков-осман. Сам император погиб
при обороне Константинополя.
Двуглавый орел был гербом династии Палеологов. Византия же
считалась наследницей Римской империи. Таким образом, московский великий князь, женившись
на представительнице византийской династии, вместе с гербом получал право на императорские
претензии.
Так родилась концепция Третьего Рима, из которой сотни лет черпали вдохновение идеологи
российского величия. Сформулирована она была старцем
псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем. «Два убо Рима падоша, а третий
стоит, а четвертому не быти», — гласила теория.
На современный язык в вольном изложении ее можно перевести
так: первый Рим (Римская империя) пал, второй Рим (Византия) тоже пал, третий
(Москва) — стоит, а четвертого Рима не будет.
Краткая информация
Нападение
Что означают названия европейских государств?
Серп и молот
Серп и молот — самый известный символ Советского Союза. По отдельности и серп и молот использовались в геральдике задолго до рождения СССР. Молот был одним из гланвых симовлов рабочего движения в Европе ещё в середине XIX века, позже его позаимствовали русские революционеры.
Серп ещё до революции был изображен на гербах многих городов как одно из главных сельскохозяйственных орудий.
Автором серпа и молота как единого символа стал художник Евгений Камзолкин. Он работал над созданием плаката к празднованию Дня солидарности трудящихся в 1918 году. Мысль к художнику пришла спонтанно. Момент создания символа был так описан Сергеем Герасимовым, автором знаменитого полотна «Мать партизана»:
«Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал:
— А что если попробовать такую символику? — При этом он стал ходить по холсту. — Вот так изобразить серп — это будет крестьянство, а внутри молот — это будет рабочий класс.
Серп и молот в тот же день послали из Замоскворечья в Моссовет, и там отвергли все другие эскизы: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом.
Далее этот символ был перенесён на государственный герб Советского Союза, а имя художника было забыто на долгие годы. Вспомнили о нём лишь только в послевоенное время. Евгений Камзолкин жил спокойной жизнью в Пушкино и не претендовал на авторские отчисления за столь знаменитый символ.
Перл-Харбор до 1941 года
В 1875 году США и королевство Гавайи заключили договор о сотрудничестве, по которому флот США получал доступ к гавани Перл-Харбор в обмен на специальные условия для импорта гавайского сахара в США. Позже, по итогам Испано-Американской войны 1898 года США окончательно захватили Гавайи.
После аннексии гавань была расширена, что дало возможность принять больше кораблей. В 1908 году была построена судоверфь.
Значение символа
Что символизирует двуглавый орел? Это глубокий образ, обозначающий собой сочетание двух начал. Головы птицы направлены в противоположные стороны: на Запад и на Восток. Однако само по себе — это цельное существо, воплощающее единство. Двуглавый орел – образ солнца, означающий благородство и власть.
В некоторых культурах значение символа двуглавого орла немного другое. Его считает посланником, помощником Бога, исполнителем его воли. Он олицетворяет собой грозную силу, способную установить справедливость. Однако при этом многие эксперты сходятся во мнении, что двуглавый орел – символ, значение которого гордыня и надменность.
Крылья птицы – это олицетворение защиты, а острые когти отражают готовность к борьбе за идеалы и за идеи. Птица, изображенная с белой головой, означает чистоту мысли представителей власти, ее справедливость и мудрость. Орел – храбрый, сильный страж, который может увидеть приближающуюся беду с любой стороны.
Российский державный орел: полет сквозь столетия
Как уже было сказано выше, двуглавый орел стал официальным российским символом при Иване III. Первым свидетельством его использования, которое дошло до наших дней, стала царская печать, скрепившая меновую грамоту в 1497 году. Примерно в это же время орел появился на стенах Грановитой палаты Кремля.
Двуглавый орел того времени сильно отличался от своих позднейших «модификаций». Лапы его были раскрыты, или, переводя с языка геральдики, в них ничего не было – скипетр и держава появились позже.
Считается, что размещение всадника на груди орла связано с существованием двух царских печатей – Большой и Малой. У последней на одной стороне был помещен двуглавый орел, а на другой – ездец. Большая же царская печать имела только одну сторону, и чтобы разместить на ней оба государственных их просто решили совместить. Впервые такая композиция встречается на печатях Ивана Грозного. В это же время над головой орла появляется корона с крестом.
Дизайном российского государственного герба занимался даже Лжедмитрий I. Он развернул всадника в другую сторону, что больше соответствовало геральдическим традициям, принятым в Европе. Однако после его свержения от этих нововведений отказались. Кстати, и все последующие самозванцы с удовольствием пользовались двуглавым орлом, не пытаясь заменить его чем-либо другим.
После окончания Смутного времени и воцарения династии Романовых в герб были внесены изменения. Орел стал более агрессивным, атакующим – он расправил крылья и приоткрыл клювы. При первом государе из династии Романовых, Михаиле Федоровиче, российский орел впервые получил скипетр и державу, хотя их изображение еще не стало обязательным.
В период правления Алексея Михайловича орел впервые получает три короны, которые символизируют три новых недавно завоеванных царства – Казанское, Астраханское и Сибирское, а скипетр и держава становятся обязательными. В 1667 году появляется первое официальное описание государственного герба («Указ о гербе»).
В царствование Петра I орел становится черным, а его лапы, глаза, язык и клюв – золотыми. Также меняется форма корон, они получают характерный «имперский» вид. Дракон стал черным, а Георгий Победоносец – серебряным. Подобная цветовая гамма останется неизменной вплоть до революции 1917 года.
Любящий порядок Николай I занялся стандартизацией государственной символики. При нем было официально утверждено два государственных герба: стандартный и упрощенный. Ранее в изображениях главного державного символа нередко допускались непозволительные вольности. Птица могла держать в лапах не только скипетр и державу, но и различные венки, факелы, молнии. По-разному изображались и ее крылья.
В середине XIX века император Александр II провел большую геральдическую реформу, которая коснулась не только герба, но и имперского флага. Руководил ею барон Б. Кене. В 1856 году был утвержден новый малый герб, а через год реформа была завершена – появился средний и большой государственные гербы. После нее внешний вид орла несколько изменился, он стал больше походить на своего германского «собрата». Но, главное, теперь Георгий Победоносец стал смотреть в другую сторону, что больше соответствовало европейским геральдическим канонам. На крылья орла поместили восемь щитов с гербами земель и княжеств, входящих в состав империи.
Источники
Литература:
- Б.Б. Шофилд: «Битва за Средиземное море. Взгляд победителей».
- Агава Хироюки: «Адмирал Ямамото. Путь самурая, разгромившего Пёрл-Харбор».
- О. Дорошкевич: «Самолёты Японии Второй Мировой войны».
- А. В. Мандель, В.В. Скопцов: «Линейные корабли Соединённых Штатов Америки. Часть 2».
- М. Футида, М. Окумия: «Сражение у атолла Мидуэй».
- С.В. Патянин, А.В. Дашьян, К.С. Балакин: «Все крейсера Второй Мировой».
- С.Э. Морисон: «Американский ВМФ во Второй Мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном, декабрь 1941 — апрель 1942».
- Ф. Шерман: «Война на Тихом океане. Авианосцы в бою».
- А. Больных «Авианосцы».
- Michael Keith Olson: «Tales From a Tin Can: The USS Dale from Pearl Harbor to Tokyo Bay».
- «Война в воздухе №44: «Пёрл-Харбор: Япония наносит удар».
Документальные фильмы:
- Документальный фильм режиссёра Эрика Нельсона: «Pearl Harbor. Death of the Arizona» (пер. с англ.: Пёрл-Харбор. Гибель «Аризоны»).
Иллюстрации:
- www.navsource.org
- www.waralbum.ru
Ордынские флажки
В отечественных источниках достоверных сведений о символах русских земель XIII-XV веков практически не сохранилось. Но кое-что можно обнаружить в европейских источниках — географических картах и атласах. Географы того времени часто изображали города на карте в виде крепости, а государственную принадлежность города — флажком над этой крепостью. На картах XIV века русские города увенчаны флажками с ордынской тамгой.
Например, на карте Андежино Дулцерта (Далорто) 1339 года крупными буквами отмечена территория RUTENIA, рядом с ней «российские горы», в районе которых начинается река Днепр, а в виде крепостей изображены города Москва (moscaov), Ростов (rostaov), Рязань (rasanpaslao), Новгород (nogardo). Над каждой крепостью изображены флажки с ордынской тамгой.
Москва и Ростов под ордынскими флажками на карте Анджелино Дулцерта 1339 г.
Примерно то же самое изображено и в каталонском атласе Авраама Креска 1375 года, восточнее Ростова отмечена Тверь (tifer) под таким же ордынским флагом, но полотнище флага закрашено зеленым цветом. В районе ордынской столицы Сарая изображен «император Джанибек» с точно таким же флажком.
Тана и Тверь на карте Авраама Крескеса. 1375 г. Оба города под зелеными флагами с ордынской тамгой.
Ордынская тамга такого вида (в виде буквы «П» с шариком вверху и полумесяцем рядом) была хорошо известна и, скажем так, «раскручена» в Европе. Она повторялась во многих географических трудах. Например, в «Космографии» Себастьяна Мюнстера точно такая тамга изображалась на щите татарского воина. Ее прообраз – монеты ордынских ханов.
Татарский воин (Tartarus) на обложке «Космографии» Себастьяна Мюнстера. Справа — ордынская монета с тамгой.
Интересно, что на карте братьев Пицигани (1367 г.) над некоторыми российскими городами изображены белые флажки с красными квадратиками (тамгой?), а над Москвой такой же квадратик (тамга?) черный.
Российские города на карте братьев Пицигани (1367). Синей стрелкой показана Москва под флажком с черным квадратом.
Корабли проекта 956 «Сарыч»
Название корабля | Дата спуска на воду | Дата списания | Примечания |
«Современный» | 18.11.1978 | 30.09.1998 | |
«Отчаянный» | 29.03.1980 | 30.09.1998 | |
«Отличный» | 21.03.1981 | 30.09.1998 | |
«Осмотрительный» | 24.04.1982 | 30.09.1998 | |
«Безупречный» | 25.06.1983 | 20.07.2001 | |
«Боевой» | 4.08.1984 | в 2010 | |
«Стойкий» | 27.07.1985 | 30.09.1998 | |
«Окрылённый» | 31.05.1986 | 30.09.1998 | |
«Бурный» | 30.12.1986 | В ремонте | |
«Гремящий» | 30.05.1987 | 18.12.2006 | |
«Быстрый» | 28.11.1987 | В составе КТОФ | Корабль «Быстрый» самый старый из кораблей проекта, находящийся в строю |
«Расторопный» | 4.06.1988 | Списан | На утилизации |
«Безбоязненный» | 18.02.1989 | В резерве | |
«Гремящий» | 30.09.1989 | Списан | |
«Беспокойный» | 9.06.1990 | В резерве ДКБФ | |
«Настойчивый» | 19.01.1991 | В составе ДКБФ | Флагман Балтийского флота |
«Адмирал Ушаков» | 28.12.1991 | В составе КСФ | |
«Внушительный» | 17.10.1987 | Разделан на металл | |
«Ханчжоу» «Важный» | 27.05.1994 | Входит в состав ВМС Китая | |
«Фучжоу» «Вдумчивый» | 16.04.1999 | Входит в состав ВМС Китая | |
«Буйный» | — | Постройка прекращена | |
«Тайчжоу» «Внушительный» | 27.04.2004 | Входит в состав ВМС Китая | |
«Нинбо» «Вечный» | 23.06.2004 | Входит в состав ВМС Китая |
Герб в гербе
Надо заметить, что самым важным и сложным из трех созданных при Александре II гербов стал Большой герб. Его традиционно считают одним из самых сложных государственных гербов в мировой истории, и эта оценка вполне справедлива. Достаточно сказать, что в Большой государственный герб входили изображения 15 гербовых щитов: шесть — с соединенными гербами княжеств и волостей и девять — с гербами Великих княжеств и гербом самого императора. Кроме того, композицию венчала, как говорилось в царском указе, «государственная хоругвь, с осьмиконечным на древке оной крестом. Ткань государственной хоругви золотая, на ней изображение среднего государственного герба, только без окружающих оный девяти щитов с гербами царств и великих княжеств и родовым его императорского величества гербом».
Главным элементом Большого герба был собственно герб Российской империи. В том же указе он описывался как черный двуглавый орел на золотом щите, с тремя императорскими коронами над головами: по одной над каждой и расположенными выше них третьей, чуть большего размера и с голубой развевающейся лентой. В лапах орел держал золотые скипетр (в правой) и державу (в левой), а на груди был изображен «герб Московский: в червленом с золотыми краями поле-щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий», поражающий змия. Щит окружала цепь ордена святого апостола Андрея Первозванного, венчал герб изображенный над щитом шлем святого великого князя Александра Невского, а по сторонам располагались «изображения святых архистратига Михаила и архангела Гавриила». Располагались все эти изображения на золотой «сени», выглядевшей как своего рода купол-балдахин с оторочкой горностаем и «усеянной», как говорилось в указе, «российскими двоеглавыми орлами».
Как оговаривал указ, в полном виде российский государственный герб использовался в очень ограниченном числе случаев. В частности, он изображался на Большой государственной печати, «на тронах, балдахинах, в залах, назначенных для торжественных при императорском дворе собраний или для заседания высших присутственных мест, но не иначе, как по особым высочайшим повелениям».
Средний герб выглядел попроще: без «сени» и без шести щитов с соединенными гербами княжеств и волостей. Изображался он, соответственно, на Средней государственной печати, а также «по особенным указаниям его императорского величества, и в других местах и случаях».
Что касается Малого герба, то он представлял собой подобие среднего, но без императорской сени и изображений святых. При этом орденская цепь перекочевывала на грудь орла, а гербовые щиты — на крылья. Расположение их там тоже было регламентировано: на правом крыле располагались гербы Царства Казанского, Царства Польского и Царства Херсонеса Таврического, а на левом — Царства Астраханского, Царства Сибирского и Царства Грузинского. Кроме того, на правом крыле был еще щит с соединенным гербом великих княжеств Киевского, Владимирского и Новгородского, а на левом — Великого Княжества Финляндского.
В таком виде, только под императорской сенью, Малый герб изображался на Малой государственной печати. На других печатях, как оговаривал царский указ, он мог изображаться и без сени, и без гербов на крыльях, «но всегда с Московским на груди гербом, окруженным цепью ордена святого апостола Андрея Первозванного».
Герб СССР
СССР создавался как сверхгосударство. Формально за каждой из республик Союза согласно Конституции сохранилось право выхода из состава СССР, они также могли самостоятельно вступать в дипломатические отношения с иностранными государствами.
Духом интернационализма и открытости был пронизан и главный государственный символ СССР.
Первый государственный герб СССР был утвержден ЦИК СССР 6 июля 1923 года. Его описание было закреплено в Конституции СССР 1924 года.
В 1923—1936 годах девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» был написан на 6 языках (по числу языков четырёх союзных республик (русский, украинский, белорусский, армянский, грузинский, азербайджанский), образовавших в 1922 году Союз ССР); далее, в соответствии с количеством союзных республик, менялось и число красных лент с переводом девиза на гербе. В 1937—1946 годах — 11 лент, в 1946—1956 годах — 16, с 1956 года — 15.
Сегодня советский герб и другие коммунистические символы запрещены в некоторых странах Европы. В Германии, к примеру, запрещены символы Коммунистической Партии Германии, существовавшей с 1948 по 1968-й годы в ФРГ. На данный момент коммунистическая символика запрещена в Венгрии, Грузии, Польше, Чехии, Литве, Латвии и Эстонии. Запрет в Молдавии был отменен в 2013 году как неконституционный.
Теодор Рузвельт
Распространение
Герцог Рене II Лотарингский. Миниатюра из рукописи Пьера де Бларру. 1500 г.
В скором времени после зарождения геральдики она распространилась на всё средневековое общество. Хотя первоначально гербы использовали только крупные сеньоры, уже к 1180 году, а, возможно, и ранее они стали использоваться знатными дамами, в конце века появились первые городские гербы, к 1200 году появляются гербы духовных лиц, ещё до 1220 года — патрициев и буржуа, к 1230 году — ремесленников, в 1240 году — цехов, в конце века — гражданских и монашеских общин. В Нормандии, Фландрии и Южной Англии ранняя геральдика получила наибольшее распространение — здесь гербами владели даже некоторые крестьяне. К XIV веку церковь, ранее относившаяся к гербам с подозрением, становится одним из центров геральдического творчества. Гербы можно увидеть на церковных стенах, плитах, витражах, потолках, церковной утвари и одежде священнослужителей.
Существенную роль в распространении геральдики вне среды рыцарства сыграли печати, которые ставились или привешивались почти ко всем документам. На большинстве печатей использовались те же изображения, что и в гербах, с той лишь разницей, что они вписывались в поле самой печати. Сеньоры и рыцари, кроме украшения гербами своих щитов, стали наносить гербовые изображения на другие детали амуниции, знамёна, попоны и вальтрапы лошадей.
Огромное влияние на распространение геральдики сыграла практика проведения рыцарских турниров, бывших основой геральдического действа среди аристократов вплоть до, по крайней мере, XVI века. Обычно непосредственно турниру предшествовала продолжительная демонстрация гербов и гербовой атрибутики. Участвующих в турнире рыцарей представляли глашатаи — герольды, от названия которых в XIX веке и произошло название науки о гербах. Оглашение герба выступающего на турнире рыцаря привело к становлению специального геральдического языка, характеризующегося чёткостью и однозначностью формулировок, а также определённой поэтичностью. Гербы участников турнира демонстрировались присутствующим двумя мужчинами или мальчиками, наряженными в костюмы ангелов, чудищ или дикарей. От подобной практики впоследствии произошёл такой почётный элемент герба, как щитодержатели.
Примерно с конца XII века гербы стали приписывать и фантастическим персонажам, а также реальным людям, никогда гербы не носившим. Например, были сочинены гербы для Адама, Христа, ветхозаветных пророков, деятелей эпохи античности и многих других.
Геральдика возникла практически одновременно сразу в нескольких регионах Западной Европы: в области между Луарой и Рейном, в Южной Англии, в Швейцарии и в Северной Италии — и очень скоро распространилась практически по всему континенту. Начиная с XVIII века европейская традиция эмблематики начинает проникать за пределы Европы — вместе с европейскими переселенцами она попадает в Новый Свет, а затем в Азию, Африку и Австралию.
Вплоть до середины XVII века интерес к геральдике всё возрастал, а практика использования гербов продолжала шириться. С середины XVIII века интерес к геральдике снижается, особенно во Франции и Англии. Мишель Пастуро объясняет это тем, что конкуренцию гербам в качестве опознавательного знака составили новые эмблематические формы — монограммы, криптонимы, значки и девизы. Во время первой французской революции новое правительство в 1790 году вообще запретило гербы как «знаки феодальности», хотя большинство гербов принадлежало вовсе не знатным лицам. Во Франции обычай ношения гербов был восстановлен в 1808 году Наполеоном I вместе со введением новой геральдической системы, которая была ликвидирована сразу же после реставрации Бурбонов. В XIX веке наметился ещё более глубокий спад, продолжившийся и в следующем столетии.
Основная статья: Русская геральдика
В России геральдика была заимствована из Западной Европы при непосредственном влиянии польской геральдики во второй половине XVII века. Первые сочинения представляли собой собрания гербов («Титулярник», 1672 год). В 1705 году по указу императора Петра I в Амстердаме была напечатана книга «Символы и эмблемата», содержащая более 800 образцов и послужившая впоследствии примером для создания многих российских гербов. В 1722 году была создана Герольдия, в 1726 году при Петербургской Академии наук была учреждена кафедра геральдики. С 1797 года составлялся «Общий гербовник дворянских родов Российской империи», включающий около 5000 гербов. В советское время гербоведение пришло в упадок, последствия которого далеко не исчерпаны и на начало XXI века.
Доска почета
Древняя птица и монетка с сюрпризом
Нынешний государственный герб России, хоть и был официально утвержден в 1993 году, обладает пятивековой историей и считается старейшим государственным символом России. Впервые в качестве герба страны изображение двуглавого орла было использовано в 1497 году на печати великого князя Московского и всея Руси Ивана III. Причем, по одной из основных версий, Иван III унаследовал эту государственную эмблему от своей жены Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора. Некоторые историки считают, что это стало неким символом преемственности русского государства от павшей Византийской империи.
В последующие века царская птица поднимала и опускала крылья, меняла цвет, а ездец — так геральдисты часто называют всадника в центре композиции, сражающегося с драконом, — признавался то царем, то абстрактным рыцарем, то Георгием Победоносцем. Но одно оставалось неизменным — главным элементом герба была двуглавая птица с расправленными крыльями.
Возвращение к двуглавому орлу на излете СССР (с его собственным гербом) было таким же бурным и противоречивым, как и все события начала 1990-х годов. В качестве гербовой фигуры предлагались и ласточка, и даже медведь. В прессе того времени была развернута яростная дискуссия, стоит ли возвращать орла. А если стоит, то в каком виде — с крыльями вверх или вниз? С коронами или без? Спорили даже о том, как сделать орла «подобрее».
Остановились на двух рисунках с орлом и даже официально опубликовали их с оговоркой, что проекты будут дорабатываться. И они действительно дорабатывались. Однако история сделала новый виток — Советский Союз распался. Наконец указом президента Бориса Ельцина от 30 ноября 1993 года был утвержден герб в прорисовке художника Евгения Ухналева.
Герб в прорисовке художника Евгения Ухналева. Фото: Валентин Федоров/Будущее России. Национальные проекты
И тут историческая птица вновь зависла в воздухе: в Конституции 1993 года госсимволы не были утверждены, их правовой статус должны были закрепить отдельными законами. Последовал новый этап обсуждений, который затянулся ещё на семь лет.
Все эти правовые коллизии привели к любопытному казусу. Новой стране нужны были новые деньги. И монеты, и банкноты стали печатать с орлом. Но основанным на рисунке Ивана Билибина — он был использован в одной из тех двух официально опубликованных версий. Формально считалось, что на российских деньгах используется герб Банка России. С птицей, значительно отличавшейся от той, что на гербе РФ (банк пояснял, что не может печатать герб страны, который не утвержден), деньги просуществовали ещё много лет. Пока в 2014 году президента Владимира Путина (который, кстати, и утвердил в 2000 году многострадальный герб) на прямой линии с гражданами не спросили, а почему, собственно, герб на российских деньгах не тот. «Это Центральный банк решает в соответствии с законом Российской Федерации. Не задумывался над этим, но подумаем», — удивился президент.
«Подумали» быстро (в исторической перспективе) — с 2016 года герб на деньгах стал тот, что надо. Кстати, в том же году герб вновь предложили поменять. Лидер байк-клуба «Ночные волки» Александр Залдостанов (Хирург) обратился к Путину с призывом дополнить изображение орла колосьями и солнцем с герба СССР, повторив таким образом одну из многочисленных версий госсимвола начала 1990-х годов. Предложение не было реализовано, что, впрочем, не помешало байкерам использовать свой вариант герба в качестве декорации на шоу «Ночных волков».
Каждый элемент нынешнего герба России имеет значение. Этот язык Вилинбахов так расшифровал в своей диссертации «Государственная геральдика в России: теория и практика»: «Двуглавый орел — символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях Российской Федерации. Короны над его головами означают прежде всего суверенитет всех субъектов Федерации и самой Федерации, а также могут рассматриваться как символ союза трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть и защиту государства и его единство. А всадник, поражающий копьем дракона, — не только и не столько эмблема столицы, сколько древний символ победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врага, буде такой объявится».