Создание русской регулярной армии и флота
Содержание:
- Флот России в годы Первой мировой войны
- Галерный и парусный флот Российской Империи
- VII-XII вв. Нашествия арабов и тюрков-сельджуков
- Флот Петра: история и предпосылки к созданию русского флота
- Автомат HK416 A5
- Парусники нашего времени
- Первые парусные боевые корабли России
- История подводного флота ВМФ России
- Молитва о ликвидации ядерного оружия
- Трагедия русско-японской войны
- Ход походов
- АКС-74У калибра 5.45Х39 и АК-101
- Тактико-технические характеристики ПМ
- Характеристики оружия:
- Описание танка:
- Допетровский флот
- Структурное взаимодействие ведомств
- Что для нас Гангут
- Навигация
- Классификация судов ВМФ России
- Становление регулярного флота Петра 1
- Причины, цели и задачи сторон
Флот России в годы Первой мировой войны
После начала Россией активных боевых действий в составе Антанты её главным противником на Балтике стала Германия, флот которой был более мощным как по своему количеству, так и по техническому оснащению. Ввиду этого российские моряки были вынуждены ограничить свои действия обороной береговой линии и отдельными операциями по перехвату транспортных судов противника.
На Чёрном море в период Первой мировой войны Россия вновь встретилась со своим давним противником ─ флотом Османской империи. Планируя боевые операции, турецкий адмирал Сушон делал основную ставку на два своих самых совершенных крейсера немецкого производства ─ «Бреслау» и «Гебен». Однако оба они, получив в ходе столкновения с российской эскадрой серьёзные повреждения, были вынуждены отступить в Босфор. В результате к декабрю 1915 года Россия контролировала всю акваторию Чёрного моря.
Галерный и парусный флот Российской Империи
Россия – огромное государство две трети границ которого омывается морями и океанами. С древних времен Русичи умели ходить по морям, но единой школы и традиций не было долгое время. Первыми деревянными судами были челны-однодревки, первый из них был найден в конце девятнадцатого века и возраст его был более 4000 лет. Подобные челны, выполненные из цельного ствола дерева были популярны у славян. В Х веке появились насады, борта этих челнов наращивались обшивкой, что делало их гораздо вместительнее.
Славянский флот – Русская ладья
В тоже время появились наборные ладьи, это небольшие суда применялись для торговли, но неплохо зарекомендовали себя и в военных походах. При длине 20 метров, ладьи брали на борт до 15 тонн груза, через пороги Днепра корабли приходилось буквально переносить это не позволяло делать их длиннее. Но эти маленьким суденышкам с десятком весел и одним прямым парусом успешно бороздили по Черному морю во всех направлениях. У славян было много разнообразных судов, все они имели небольшие размеры, для более удобного перетаскивания по суше между руслами рек.
Лишь в XII веке с освоением балтийских вод начали появляться относительно крупные суда. Именно поморские кечи стали основой концепции ВМФ, были и плоскодонные суда, бравшие на борт до двухсот тонн, при длине корпуса 25 метров, а ширине 8 метров. Звавшиеся «заморскими» ладьи могли проходить до 300 км за сутки.
Российский боевой флот начался с указа Петра Великого в октябре 1696 года. Сильный флот нужен для организации выхода в море, необходимого для развития торговли и усиления государства. До окончания Крымской войны в 1856 году, флот был деревянный, гребным или парусным. Это были годы борьбы за моря, за право присутствовать на них, регулярно приходилось доказывать состоятельность и силу. А делать это нелегко, ведь опыт морских держав намного больше и не на десяток лет, а на несколько веков.
В скором времени Россия создала сильный флот и развила собственное судостроение, конечно это не нравилось соседям которые всячески хотели выдавить русских с моря. Постоянные войны, порой ведущиеся на нескольких фронтах, не сломили, а наоборот закалили, позволили воспитать выдающихся моряков и флотоводцев, создать высококлассную школу. Большинство побед было одержано над превосходящим по численности и уровнем вооружения противником. Русские корабли не только обеспечивали безопасность своих границ, но и являлись миротворцами, гарантирующими стабильность в Европе.
VII-XII вв. Нашествия арабов и тюрков-сельджуков
История Азербайджана состоит из множества завоевательных набегов, которым подвергались эти земли на протяжении веков. Так, в VII веке на Закавказье вторгается Арабский халифат, результатом чего стало распространение на эти земли ислама. Возникшее в 816 году крестьянское восстание, длившееся 20 лет, было подавлено, после чего существовавшие на тот момент государства распались на множество феодальных княжеств. Среди них особую роль впоследствии сыграло государство Ширван, находившееся на северо-востоке Азербайджана.
В середине XI века в регион пришли тюрки-сельджуки, которым удалось подчинить себе большинство территорий сегодняшнего Азербайджана. Кочующие завоеватели нанесли серьезный ущерб процветавшему здесь земледелию, однако со временем они и сами перешли к оседлому образу жизни. На основе тюркского языка, смешавшегося с языком местного населения, впоследствии образовался азербайджанский язык.
В результате борьбы, которую вело местное население против иноземных захватчиков, в XII веке тюрков практически удалось изгнать из региона. Эти победы создали предпосылки для усиления государственности и дальнейшего социально-экономического прогресса. Земледелие и ремесленничество процветают как никогда, помимо этого отмечается заметное развитие в области науки и культуры. Пожалуй, история создания Азербайджана берет свое начало именно в этот период, когда разобщенные княжества объединяются под предводительством Атебеков Азербайджана.
Флот Петра: история и предпосылки к созданию русского флота
Не все так однозначно. Бусы (это основные русские корабли, который были более пузатые, но и более легко ловили даже легкий ветер) в Азии полностью покорили Индийский океан и были на вооружении до конца 18 века.
Такие корабли Петр 1 уничтожил полностью.
Все, что веками строилось его предшественниками, он уничтожил в один момент. Такое поведение весьма свойственно для Петра, и о его причинах мы поговорим в другой статье. Сейчас же необходимо отметить, что уничтожив флот, русский правитель начал его выстраивать заново, на голландский и английский манер. Вот тут мы и подошли к сути повествования. Флот Петра 1 не был таким великолепным, как об этом принято писать. Многие историки и вовсе говорят, что строил царь «подобие флотилии». Почему? Ответ кроется в технологии.
В Англии, например, процесс постройки корабля очень щепетильный и заключается в следующем:
- Выбор правильной породы древесины и ее тщательная сушка.
- Пропитывание древесины специальной смолой, которая защищает корабль от порчи в результате постоянного нахождения в воде.
Эти 2 очень простых правила, но они содержат секрет того, почему западные страны строят такие хорошие корабли.
Основы этих правил русский царь постиг в результате великого посольства, но в тонкости технологического процесса его, естественно, никто не посвящал! В результате спешное строительство нового русского флота привело к явному нарушению всей технологии. Древесина не просушивалось должным образом (времени не было, флот был нужен в самые короткие сроки), а ее пропитка производилась совсем не тем составом, который для этого применялся в западных странах.
Автомат HK416 A5
Парусники нашего времени
Сейчас под российским флагом ходят несколько парусных судов. Это и «Крузенштерн» с «Седовым», барки с металлическими корпусами, построенные в двадцатые годы прошлого века в Германии, трофеи Второй мировой. И «Мир», «Паллада» и «Надежда», учебные парусники, в конце восьмидесятых сошедшие со стапелей польской верфи в Гданьске. И полноразмерные копии судов эпохи Петра I: фрегат «Штандарт» ходит с 1999-го, линейный корабль «Полтава» был спущен на воду в мае 2020 года.
Но самый интересный отечественный парусный корабль — шхуна «Надежда», в прошлом «Морской дьявол», яхта знаменитого «корсара кайзера» графа Феликса фон Люкнера, совершившего на ней кругосветное путешествие. В Первую мировую он командовал парусным рейдером, во времена Гитлера был в немилости, а перед гибелью Третьего рейха сдал союзникам город Галле.
В СССР «Надежда» попала как личный трофей одного из адмиралов, а затем была передана Нахимовскому училищу.
Фото: AP
Первые парусные боевые корабли России
Конечно же, не справедливо говорить о том, что флот в России начался со времен Петра, задолго до появления сына царя Алексея Михайловича, на Руси строили торговые суда, именуемые бусинами, которые славились своей способностью ловить даже малейшие дуновения ветерка. Бусы были основным типов судов, строились они в Архангельске и имели потрясающую грузоподъемность свыше двухсот тонн. Военными эти корабли назвать можно с большим трудом, скорее они были самостоятельными, бусины являлись торговыми судами и имели на своем борту как минимум по двадцать стрельцов и пушкарей, они могли спокойно пойти в атаку, но прежде всего огневая мощь была рассчитана для защиты. Обусловлено это в первую очередь тем, что у России не было цели вести морские бои, так как, по сути, существовал всего один полноценный морской порт.
Первый боевой корабль “Орёл”
Во время царствования Алексея Михайловича наступил период активного развития торговли с соседними государствами. В виду неспокойной обстановки в Каспийском море торговым судам требовалась усиленная охрана, этот факт бал прописан в соглашении с Персией. По этому соглашению и была основана первая верфь.
Корабль “Орел” 1667 год
На Оке в 1667 году приступили к строительству верфи, специально для одного корабля и нескольких небольших судов. Специально для этого дела были привлечены голландские мастера, а для руководства строительством полковник Ван-Буковец и капитан Бутлер. Все они вместе с мастеровыми подчинялись боярину Ордын-Нащокину, автору идеи о собственном флоте для России.
В мае 1668 года был построен корабль западноевропейского типа, с двумя палубами, тремя мачтами, вооруженный двадцати двумя пушками. Этот галиот имел двадцать четыре метра длинны и шесть с половиной ширины, со скромной осадкой не более полутора метров.
В конце апреля 1669 года царским указом галиоту было присвоено имя «Орел» в честь российского герба. По царскому приказу на флагах были вышиты двуглавые орлы, также были установлены резные золоченые деревянные орлы. Эти символы нашли свое место на всех военных судах в будущем. Именно с Орла пошло начало российского военно-морского флота, его создание привело к появлению Корабельного устава, а статьи, полученные перед отплытием Орла стали прообразом устава военно-морского флота. Огромный исторический вклад, уникальное событие для огромной империи, основа морских успехов России так и не выполнил своего прямого предназначения. В августе того же года Орел был захвачен казаками под предводительством Степана Разина. Восставшие тогда сожгли много кораблей, стоявших на рейде в Астрахани, Орла же перегнали в протоку Кутум, где он и сгнил. Так корабль, не видевший моря, стал основой морского флота. Поговаривают, что именно его силуэт красуется на шпиле Адмиралтейства.
История подводного флота ВМФ России
Военно – Морской Флот России в современном мире – важнейший вид вооруженных сил страны. Он необходим для защиты государственной границы, выполнения военных учений в водных просторах, обеспечения экономических интересов страны, а также для выполнения поисково-спасательных работ
Важной составляющей ВМФ России является подводный флот отечества
История подводного флота России берет свое начало еще в 18 веке, когда русский инженер-самоучка сделал чертеж «потаенного судна», скрытого под водой. Внешний вид субмарины напоминал бочку и должен был производиться из досок и медных листов. Однако эта идея так и не смогла воплотиться в реальность. Только спустя 100 лет при царствовании Николая I была спущена на воду субмарина. Она была небольшого размера, но уже имела вооружение – одну мину и ракеты. В конце 19 века разные кораблестроительные заводы выпускали экспериментальные варианты подводных конструкций. Первым вариантом, визуально наиболее приближенным к современным аналогам, стала субмарина «Дельфин», которая была погружена в воду в 1903 году. Она имела размер водоизмещения 124 тонны и включала в себя 2 торпедных аппарата.
Уже в I Мировую Войну разные страны, в том числе подводный флот отечества, активно использовали подлодки в сражениях. В те годы наша страна насчитывала 75 лодок различных конфигураций. Во Вторую Мировую Войну Советский морской флот включал 212 субмарин. История знает много героических сражений, где бригада подводных лодок нашего государства показала себя с героической стороны.
Молитва о ликвидации ядерного оружия
Для Кейко Огуры и других выживших после ядерных взрывов политика не имеет значения. Каждый год 6 августа она участвует в мемориальной церемонии по случаю бомбардировки Хиросимы, часто вместе с группой волонтеров «Переводчики за мир». Женщина говорит, что в этом году число участников официального мероприятия пришлось сильно ограничить из-за страха перед коронавирусом.
«На этот раз годовщину отмечали не так, как обычно, — признает Кейко Огура. — Я постояла у реки в Парке Мира, вспоминала те дни и чувствовала огромное сожаление, что даже сейчас в мире столько ядерного оружия».
По словам Кейко, она много лет молилась за то, чтобы ядерное оружие во всем мире было ликвидировано. Но ее молитвы пока что не были услышаны. «Так что я и дальше буду рассказывать свою историю», — говорит женщина, пережившая атомную бомбардировку Хиросимы.
Трагедия русско-японской войны
Трагической страницей в истории флота стала печально-памятная русско-японская война (1904-1905). Несмотря на героизм российских моряков, проявленный при обороне Порт-Артура и попытках прорыва его блокады, значительный перевес сил был на стороне противника. Крупной неудачей закончилось и Цусимское морское сражение, в котором эскадра Тихоокеанского флота под командованием адмирала Рожественского потерпела поражение и была почти полностью уничтожена морскими силами Японии.
После бесславного завершения русско-японской войны отечественный флот во многом утратил былую мощь, и в последующие годы шёл процесс его возрождения, который, несмотря на все усилия военного ведомства, не был завершён к началу Первой мировой войны.
Ход походов
Всего было два похода. Так как первый был неудачным, Петру 1 пришлось организовывать второй. Давайте рассмотрим их подробнее.
Первый поход: июль — октябрь 1695
Для обеспечения успешного похода Петр 1 создал две армии. Первую возглавил Борис Шереметев, она должна была выполнять отвлекающую роль, нападая в районе Днепра на Крымское ханство. Это должно было вынудить турок переправить флот из Азова. Именно этого должна была ждать вторая армия, задачей которой был непосредственный захват азовской крепости. Эту армию возглавили три генерала: Ф.Лефорт, Ф.Головин и П.Гордон.
В июне 1695 года российские войска подошли к Азову и начали обстрел. Продовольствие было доставлено по рекам, так что российские войска были готовы осуществлять долгую осаду. Однако турки растянули цепи через Дон, чем не давали выйти российским судам в Азовское море и усилить обстрел. Кроме того, наличие трех генералов не пошло на руку российской армии: часто они действовали несогласованно, чем определили безрезультативности похода для России. В сентябре 1695 года российская армия вернулась в Москву. Однако молодой царь не сложил руки. Он дал команду готовиться к новому походу, но при этом пытался вынести максимум уроков из этого поражения.
Первый из Азовских походов не увенчался успехом. Причина — у России не было флота, без которого вести осаду морской крепости невозможно.
Второй поход 1696
Царь нанял несколько инженеров из Запада, которые получили задание начать создание современного российского флота. Местом для эксперимента был выбран Воронеж. В конце 1695 года царь сильно заболел, кроме того 20 января 1696 года умер его брат Иван. Однако даже это не остановило планов Петра 1. Он лично отправился на верфи смотреть за производством российского флота. Кроме того, царь подготовил новое 70-тысячное войско, которое возглавил А.Штеин. Было принято решение нанести стремительный удар с помощью флота (его возглавил Ф.Лефорт), который позволял выйти в Азовское море и окружить крепость Азов. Кстати, Б.Шереметьев должен был во второй раз совершать отвлекающий удар на Крымский полуостров.
С апреля по июль 1696 года длилась осада и обстрел турецко-татарской крепости. 18 июля российские войска добились успеха – Азов был захвачен, а Россия смогла выйти к морю. Кроме того, командующий этим походом А.Штеин получил первое в истории страны звание генералиссимус.
АКС-74У калибра 5.45Х39 и АК-101
Тактико-технические характеристики ПМ
Снаряжённая масса, кг | 0,81 |
Общая длина оружия, см | 16,1 |
Длина канала ствола, см | 9,3 |
Количество нарезов ствола | 4, правостороняя нарезка |
Патрон | 9х18 ПМ (57-Н-181) |
Сопротивление спускового крючка, кг | 1.5 |
Патронов в магазине, шт | 8 |
Начальная скорость полёта пули, м/с | 315 |
Дальность поражения, м | до 50 |
Убойная дальность пули, м | до 350 |
Прицел | открытый, фиксированный |
Боевая скорострельность, выстр./мин | 25-30 |
Пистолет Макарова демонстрирует хорошую кучность попаданий для оружия с такой длиной ствола. При стрельбе стандартными патронами, в рамках прицельной дальности до 50 метров, радиус рассеивания составляет 160 мм.
Характеристики оружия:
Описание танка:
Допетровский флот
По мнению современных историков, русский флот начался с фразы: «Российскому флоту быть!», произнесенной Петром I в Боярской думе 30 октября 1696 года. Тем не менее, данное утверждение не более чем миф.
Отечественная военная история сохранила до нас описание множества славных подвигов, совершенных русскими моряками в допетровские времена. Самое удивительное, что даже англичане, которых никак нельзя заподозрить в любви к российскому флоту, утверждали, что он древнее их собственного. Историк военно-морских сил Великобритании, адмирал Фред Томас Джейн в своих работах неоднократно отмечал: «Русский флот, который считают сравнительно поздним учреждением, основанным Петром Великим, имеет в действительности больше права на древность, чем флот британский».
Как ни странно, адмирал был абсолютно прав. Первые письменные свидетельства существования британского флота датируются 870-901 годами. К этому времени русские мореплаватели на протяжении уже многих лет отстаивали свои интересы на Черном и Балтийском морях.
Структурное взаимодействие ведомств
- В структуру ВМС России входят 4 флота: Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский и Каспийская флотилия.
- В их состав включены: надводные, подводные силы, морская авиация, морская пехота, подразделения ПВО, спецназ ВМС, береговая охрана.
- К флоту приписаны специальные подразделения разведки, связи, радиоэлектронной борьбы, инженерные и радиационно-химической защиты.
- Материально-техническое снабжение обеспечивают тыловые и технические службы, гидрографы, спасатели поисковики, метеорологи.
Все эти подразделения и службы работают под единым управлением штабов флота, которые ставят боевые задачи и координируют их выполнение. Отдельные структуры обеспечивают защиту всеми средствами баз, портов, приморских городов, объектов материально-технического и военного снабжения. Только полое взаимодействие всех штабов флота и вспомогательных служб превращает российский Военно-Морской флот в несокрушимую силу, обеспечивающую суверенитет и защиту интересов России.
Что для нас Гангут
Особого ущерба от потери отряда Эреншёльда Швеция не понесла. Её преимущество на Балтике осталось, и русскому флоту по-прежнему приходилось действовать с оглядкой. Однако Пётр I использовал Гангутскую победу максимально эффективно.
После поражения Ватранг тут же отдал приказ об уходе к Стокгольму, опасаясь русского десанта в Швецию, который стал более чем реальным. И уже в сентябре 1714 года такой десант высадился около города Умео и взял его без боя. Стало ясно, что теперь флот Швеции не способен защитить страну от вторжения.
Гангутский бой
Царь Пётр лично правил победные статьи о Гангуте, направленные в германские и голландские газеты. Был устроен торжественный въезд победителей в Санкт-Петербург. Но главное, что негромкая в военно-морском плане победа (захвачены один плавучий бастион и несколько галер) стала знаком того, что Россия может одолеть шведов на море. Другими словами, отсталая в глазах Европы страна, не имевшая ничего более серьезного, чем парковые лодочки для катания барышень, этими лодочками укатала великую морскую державу.
Для России бой при Гангуте стал первой крупной морской победой в её истории, при том, что соперник был куда как непрост и наводил страх на северные моря в течение веков. Тем не менее противник был повержен.
И Россия по достоинству оценила это событие. Все участники боя получили отчеканенную в честь Гангута медаль. Царь Пётр Алексеевич получил звание вице-адмирала. В Санкт-Петербурге была построена церковь святого Пантелеймона, в день которого была одержана победа. Пять российских и советских кораблей носили гордое имя «Гангут».
Петр I после Гангутской виктории
Летом 1714 года Россия поняла, что может никого не опасаться не только на суше, но и на море. И это приятное ощущение с тех пор наполняет гордостью и согревает вот уже 305 лет.
Обложка: pinterest.ru
Навигация
Классификация судов ВМФ России
Все корабельные суда Военно-Морского Флота России делятся по своему назначению, арсеналу и по спектру своих возможностей.
Надводные
Основной задачей кораблей, обладающих данным статусом, являются:
Защита морских субъектов, имеющих особую важность для государства;
Перевозка десантных войск к месту дислокации;
Борьба с минными заграждениями или их установка;
Некоторые суда способны перевозить на своем борту подводные суда меньшего размера, например, подводные лодки особого назначения, которые не имеют большого запаса собственного хода.
Рис. 5. Большие противолодочные корабли проекта 1155.1
Подводные
К такому типу техники относятся исключительно подводные лодки. Сейчас на вооружении Российской Федерации находится несколько единиц таких образцов. Главной их задачей является нанесение внезапного удара по точкам дислокации врага из морских глубин.
Морская авиация
Делится на:
- Береговую
- Палубную
Они имеют одинаковые цели и предназначаются для того, чтобы наносить моментальные удары по вражеским кораблям:
Располагаясь на палубе авианосцев, они способны в самые короткие сроки добраться до морской цели и уничтожить ее;
Не менее важной задачей морской авиации является отражение воздушных вражеских налетов и уничтожение летящих ракет при помощи корабельного вооружения;
Третья задача — это нанесение воздушного удара по местам дислокации противника на суше;
Четвертая задача — это разведка для целеуказания ракетам на корабле.
Рис. 6. Фрегаты проекта 11540 «Ястреб»
Береговые войска
Включают в себя:
- Морскую пехоту
- Подразделения береговой охраны
Первые — выполняют роль боевого подразделения, которое ведет военные действия на суше при непосредственной высадке с кораблей.Вторые — занимаются охраной прибрежных территорий, следят за сохранностью границ. В частности, это охрана особо важных стратегических объектов, таких как порты, военные базы морского флота. Также принимают непосредственное участие в операциях в составе как морских, так и воздушных десантников.
Части и суда специального предназначения
Такие суда предназначены для выполнения боевых задач, носящих секретный или особо важный характер. Как правило, бойцы таких подразделений имеют самую лучшую военную подготовку. Эти подразделения носят название “отрядов СПЕЦНАЗ по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами”.В составе российской армии их 14. Расположены они в: Севастополе, Новороссийске, два — в Петропавловске-Камчатском, и остальные — в Махачкале, Разбойнике, Балтийске, Кронштадте, Полярном, Видяево, Мурманске, Гаджиево и Гремиха.
Корабли, предназначенные для гидрографической деятельности
В основном они ведут деятельность в сфере навигации и исследования океанических глубин на такие предметы, как глубинные бомбы. Подчиняются такие корабли исключительному верховному командованию Министерства Обороны России.
Рис. 7. Фрегаты проекта 22350 типа «Адмирал Горшков»
Становление регулярного флота Петра 1
Взятие крепости Азова совместными действиями армии и флота наглядно продемонстрировали Петру 1 необходимость создания регулярного военного морского флота. Поэтому 20 октября 1969 года боярская дума согласилась с Петром Великим в необходимости создания регулярного военного флота. Эта дата и считается официальным началом существования регулярного военно-морского флота. Чтобы закрепить за собой Азовское море Петр 1 увеличивал количество военных судов, но после неудачной войны с Турцией и заключением унизительного Прутского мирного договора, пришлось отдать берег Азова и уничтожить Азовский флот. Но это дало Петру 1 огромный опыт в массовом строительстве военных кораблей.
После удачного взятия Азова с использованием военного флота взор Петра 1 пал на Балтийское море. Он понимал что без действительно сильного флота успеха в военной кампании против Шведов ему не видать. Поэтому он начал строительство военных кораблей. Увеличивается количество литейных заводов. За довольно короткий промежуток времени Петр Великий смог построить мощную флотилию. Основу огневой мощи которой составляли линкоры с водоизмещением до 700 тонн, длина их достигала 50 метров, а на борту размещалось до 800 человек экипажа и до 80 пушек. Это были воистину корабли с огромной боевой мощью. Поддержку линейным кораблям оказывали фрегаты, имевшие меньшие размеры (до 35 метров) и меньшее вооружение (до 40 пушек). Но самыми многочисленными кораблями все же оставались галеры, которые могли эффективно действовать в мелководных районах с большим количеством мелких островов. Наличие сильного флота помогло Петру 1 одерживать победы в морских сражениях со шведами. Петр понимал, что для полной победы над шведами необходимо уничтожить их флот, тем более на суше армия шведов уже потерпела крупное поражение под Полтавой. Растущая мощь Балтийского флота помогла Петру 1 одержать знаменательную победу над Шведами на море. В сражении у мыса Гангут Петру Первому удалось одержать великую победу над флотилией Швеции и даже захватить 10 судов.
Причины, цели и задачи сторон
После прихода к власти Петра он решил продолжать прежнее направление внешней политики, ссылаясь на возможные ослабления турецко-татарской мощи. Однако новой целью была выбрана турецко-татарская крепость Азов. Петр буквально бредил морем, поэтому Азовские походы были лишь вопросом времени.
Главными задачами России во время Азовских походов были:
- Штурм и захват крепости Азов для обеспечения плацдарма, с помощью которого можно было начать борьбу за выход к Черному морю.
- Превратить морскую крепость Азов в центр создания российского флота.
- Установление контроля за территорией речки Дон, что давало возможность развивать флот и в других городах на Дону, и в случае необходимости спускать их до Азовского моря.
- Ослабление влияния Турции в регионе Азовского моря.
Фактическая подготовка к походу началась с 1694 года. Для организации походов были задействованы донские казаки, а также украинское казачество во главе с гетманом Мазепой.