Что значит для военного человека мундир?

Мундир и его роль в жизни военного человека

Первое упоминание о мундирах в России относится к временам правления царя Алексея Михайловича. Уже тогда вместе со стрелецкими полками на службе у русского царя появляются офицеры-иностранцы, предпочитающие носить военный костюм европейского образца. Полки европейского строя можно отличить по более унифицированному военному обмундированию. Военная униформа начинает проникать вместе с иностранцами в светскую и гражданскую жизнь. Мужской костюм европейского фасона только отдаленно напоминает военную одежду. Еще не были в ходу ни знаки отличия, ни специфические для военных элементы воинского костюма. Только после завершения неудачной войны с Турцией за Азов, в русской армии начинается массовый приток иностранцев, которые привнесли вместе с собой в российский обиход понятие военного мундира.

Первые мундиры

В гражданском обществе считается почетным носить военные мундиры. Даже после ухода с действительной военной службы военное обмундирование продолжает оставаться одним из важных элементов гардероба. Зачастую это объясняется уважительным отношением гражданского общества в России к военным людям, к их заслугам перед Отечеством. Воинские мундиры носят, находясь на действительной военной службе, продолжают их носить даже после ухода в отставку. Человек, облаченный в военную форму, негласно заявлял о своей принадлежности к военному ведомству. В те времена это было своего рода визитной карточкой — удостоверением личности. Со временем сформировался определенный негласный порядок ношения воинской одежды в гражданском обществе. Любые изменения во внешнем облике военного мундира строго контролировались на самом высоком уровне. Часто изменения вносились членами царствующего дома или с санкции Их Величества.

В XVII-XIX века военный человек в обязательном порядке является членом высокого сословия. Становится модным носить военную форму и военные регалии даже в обычной гражданской обстановке. Соответственно на военном обмундировании отражались и модные тенденции, которые в определенный период доминировали в высшем свете. Цвет и форма военного платья приобретает решающее значение. Для каждого рода войск форме соответствует определенный цвет. На элементах военного костюма появляются мелкие детали, подчеркивающие статус военного человека в обществе и на службе. Мундир офицера – это зашифрованное и закодированное удостоверение личности офицера. Воинское звание, положение в табели о рангах и принадлежность к воинской части можно было прочесть по цвету и форме кителя, по количеству пуговиц, форме эполетов и размеру аксельбантов.

Военная форма становится объектом пристального внимания царствующих особ. В те времена среди европейских монархов было модным носить военные мундиры. Такая тенденция сохранилась в большинстве стран вплоть до начала XX века. Это часто было связано с тем, что члены царствующих семей назначались шефами отдельных полков и воинских формирований. Среди правящих царствующих домов в Европе в знак миролюбивых намерений становится модным дарить военную форму национальных вооруженных сил.

Аналогичная картина с военной формой происходила и в Европе. В Пруссии и во Франции военный крой становится одним из самых популярных стилей в одежде. В Англии большой популярностью пользуется военно-морское обмундирование. Морской мундир становится обязательным элементом парадного костюма всех мужчин, представителей монаршей семьи. В России особым почетом среди царствующих особ пользовалась форма кавалергардов. Лицо, облаченное в военно-морской китель или в мундир армейского образца, считалось носителем власти. Со временем такая тенденция не только сохраняется, но и разрастается. Поголовное увлечение мундирами становится обязательным атрибутом светской власти. К примеру, в Оттоманской империи военные мундиры становятся обязательным атрибутом в гардеробе знати, подчеркивая принадлежность человека к военно-феодальной касте.

Военные мундиры представляли объект пристального внимания и даже пристрастий со стороны царствующих и монарших особ. Русские императоры и английские короли сами предпочитали надевать военную форму. В ряде королевских домов Европы стало традицией одевать в военный мундир даже маленьких членов царствующей семьи, включив их в списочный состав воинского подразделения. Наконец – генеральский мундир мог быть пожалован для постоянного ношения в память о боевых заслугах.

Гусары в ХХ веке

Первую Мировую войну гусары встречают как обычная кавалерия, используемая наравне с драгунскими полками. Кроме шитья и обозначения на погонах они себя практически ничем не выделяют из общей массы, в общем-то, бесполезной в позиционных боях конницы.

Поделившись на красных и белых, бывшие братья по оружию сражаются между собой на разных фронтах. Те, кто посвятил себя Белому делу, проиграв, навсегда уходит из истории, унося с собой лишь воинскую славу.

Те, кто встал на сторону Красной армии, через короткое время переформировывается в красную кавалерию. Большого притока именно в гусарские полки не было, а держать у себя анахронизм большевики не захотели.

Кликабельно

Неожиданное развитие получает в эти годы парадная гусарская форма. Захваченные большевиками склады, на которых пылилась в ожидании парад в Берлине новая форма, расходится по войскам. Нередко в те годы можно было увидеть расхаживающего в кивере красного кавалериста или выряженного в синий с шитьем доломан советского пехотинца.

Собственно, легендарные «красные революционные шаровары», полученные в подарок за стрельбы комвзвода Трофимовым, скорей всего имеют именно гусарское происхождение.

Продакт-плейсмент

  • В городе Ржеве, от названия которого произошла фамилия поручика, на Ржевском пивоваренном заводе (ОАО Ржевпиво) с середины 1990-х годов выпускается пиво «Поручик Ржевский» следующих сортов: светлое, жигулёвское, премиум.
  • В Москве (Ордынский тупик, 4),Санкт-Петербурге (ул. Ломоносова, 6),Киеве (Столичное шоссе, 275) находятся рестораны «Поручик Ржевский», оформленные в стиле 19 века. Названы в честь вымышленного поручика Ржевского. Во Ржеве также имеется одноимённое кафе (ул. Марата, 50).
  • В России в 2000-х годах выпущены портянки «Поручик Ржевский» в подарочной упаковке.

Брюки одели, теперь можно и фуражку

Переходим к головному убору гусара. Речь идет о кивере. У кавалеристов он был черного цвета и на передней части украшался султаном, особенными шнурочками с кистями, кокардой и репейком.

В домашних условиях кивер можно легко сделать из картона или плотной бумаги.

Снова беремся за выкройку и перечерчиваем ее. Теперь вырежьте из бумаги, или картона, (смотря что выбрали) и обклейте бумагой нужного цвета или разукрасьте: дно и основу в синий или красный цвет, а козырек только в черный. Хотя козырек изначально можно вырезать из черного картона.

Возьмите основу и склейте ее по краям так, чтобы получится цилиндр. С помощью супер клея прикрепите козырек и донышко к цилиндрической основе. Вдоль козырька проклейте основу золотой тесьмой или шнурком. По краям шнурка пришейте пуговицы.

Доломан гусарский на 1815 год (ополчение).ГИМ.

«Доломан черно-зеленого цвета. Воротник и вставка на рукаве – малиновые. Отделка – желтая. Подворотник – цвет основы. Подкладка – грубый лен по всей основе и рукавам.Силует полуприталенный, однобортный, с небольшим запахом, застегивается на 18 больших литых пуговиц. Петли навесные из витого шнура. Отделка по основе, воротнику – шнурок, тесьма.Низ правой полочки идет на угол и накладывается на прямую линию борта левой.Уголок застегивается на крючок.Рукава втачные одношовные (длина до косточек пальцев)с фигурной накладкой на низках.Воротник стойка, застегивается на три петли.Полочки на грубой льняной проклеенной основе. Пуговицы крепятся на веревке, которая пришивается с изнанки.Пуговицы пришиты от края 0,7-1 см.По подкладке на полочках проложена вспушка, которая закрепляет подкладку от наплыва.Подкладка льняная пришивается вручную по всей основе через край.Нитки: подкладка – в цвет подкладкиШнур – в цвет шнура.Выступы на спинке внизу с изнанки закрепляются наполовину через край.Подворотник нашивается через край в последнюю очередь. Нитки – темные.На левой полочке на линии плеча имитируется погончик из шнура(шнур – 5-ти ниточная косичка) длиной = ширине плеча(10 см).Пуговица к погончику пришивается на полочке 0,5 см от воротника.Рукава внизу с маленькой шлицей. Шлица запахивается в сторону спинки. Внутри рукава шлица прикрывается обтачкой из основной ткани. Высота шлицы 9 см.Тесьма по рукаву нашивается в край.Метраж шнура: приблизительно на обе полочки 11 м.По всему периметру – 3 м…»

Красные мундиры атакуют

В английской армии к красному цвету всегда было особое отношение. Прославились английские войска еще во время войны за освобождение Северо-Американских колоний. В то время, когда во всех армиях мира наметилась тенденция на более спокойные и менее привлекательные цвета в воинском обмундировании, британская армия продолжала оставаться самым консервативным воинским институтом. Английские красные мундиры получили известность во многом благодаря тем актам жестокости, которые английские солдаты и офицеры проявляли по отношению к противнику и гражданскому населению.

Британские гвардейцы

Отношение к красному цвету в британской армии было особенным. Об этом можно судить глядя на приверженность английских военных к своей военной форме. Склонность к яркой расцветке объясняется тем, что английской армии часто приходилось вести боевые действия против туземного населения. Красный цвет должен был стать весомым фактором психологического воздействия на противника. К тому же близкая дистанция огневого боя, практикуемая в XVII-XIX века, никак не отражалась на маскирующих возможностях армейских подразделений на поле боя. Красный цвет военных мундиров британских войск хорошо помнят пехота и ополчение армии Джорджа Вашингтона. Индейцы Канады, народы Персии и Индии на себе ощутили все ужасы военных действий, которые вела английская колониальная армия. Французские гренадеры и кавалеристы навсегда запомнили английские каре с рядами красного цвета в битве при Ватерлоо.

Однако перед тем как изменить своим традициям, британская армия сумела продемонстрировать миру отвагу и доблесть своих воинов, облаченных именно в форму красного цвета. Английский гусарский мундир был красного цвета, став со временем одновременно символом высшей человеческой глупости и символом бесстрашия.

Атака легкой бригады

Во время Крымской войны англичане вместе с французами и турками принимали участие в боевых действиях в Крыму. В районе поселка Балаклава английская легкая кавалерия под командованием полковника Кардигана была брошена в атаку против русской артиллерии. Замысел атаки, предложенной лордом Регланом, командующим английскими экспедиционными войсками в России, был вполне понятен. Необходимо было выбить русские части с господствующих высот, с которым было удобно вести обстрел направляющихся к Севастополю войск союзников. Английская легкая бригада состояла из 5 гусарских эскадронов. План атаки предусматривал внезапную атаку сразу двух кавалерийских бригад, легкой и тяжелой, однако на убой были брошены именно легкие кавалеристы.

Итог ужасной атаки был страшен. Легкая кавалерия англичан была расстреляна русскими пушками в упор. На поле боя осталась лежать не одна сотня красных мундиров. С тех пор отношение к красным мундирам на берегах туманного Альбиона стало меняться. Довершили закат яркой военной униформы на поле боя военные действия на Юге Африки. Во время англо-зулуской войны, вспыхнувшей в конце XIX века зулусы, поддерживаемые голландскими охотниками-колонистами, буквально выкашивали британских солдат во время снайперского обстрела из луков и винтовок. Красная униформа английских солдат становилась прекрасной мишенью.

Англичане и зулусы

Глинка В.М.Русский военный костюм 18-начала 20 века.

“…В конных полках в 1863 году введены фуражки с тульей по цвету черкески и околышем по цвету бешмета. В течение первых двух лет царствования Александра III было введено новое обмундирование всех войск, которое почти не менялось до 1894 года. Уже в июле 1881 года появились приказы, сначала касавшиеся только мелочей “в видах упрощения различных форм”. Галунные портупеи холодного оружия офицеров во всех армейских войсках заменены кожаными “белой юфти”, отменены также все султаны на головных уборах, кроме присвоенных гвардейским уланам и гусарам. Чинам всех армейских уланских, гусарских, казачьих и тех частей, что имели твердые шапки образца 1873 года, приказано быть при походной форме всегда в фуражках; армейским уланским полкам отменили цветные настежные лацканы и эполеты всем имевшим их нижним чинам, кроме литаврщиков.Должность тамбурмажора, сохранившаяся к этому времени только в гвардейской пехоте, была уничтожена, отменены и белые суконные бальные брюки навыпуск генералов и пажей. А в ноябре 1881 года вся армейская пехота, пешая артиллерия, инженерные войска, восемнадцать армейских драгунских полков, корпус жандармов, чины военного министерства, военно-судебного ведомства, топографы и фельдъегеря получили новую форму. В нее входили: круглая черная мерлушковая шапка (высотой 10 см) с суконным плоским верхом, медным гербом, под которым у артиллеристов помещено изображение пушек, а у саперов – топоров, черный у нижних чинов и темно-зеленый у офицеров мундир, представлявший собой куртку С запашным бортом на пять крючков без пуговиц, воротником (высотой 4,5 см) и гладкой широкой спинкой. Знаками различия родов войск являлись у всех погоны, у пехотинцев и кавалеристов цветные клапаны на передней части воротника, а у артиллеристов и саперов выпушки (канты) по верхнему и нижнему краям воротника. Офицерский мундир отличался галунными или шитыми золотыми или серебряными петлицами на воротнике и обшлагах. При парадной форме к нему полагались эполеты и шарф, при повседневной – галунные погоны и цветной суконный или кашемировый кушак. Шаровары у солдат пехоты, пешей артиллерии и саперов были черные без выпушек, у офицеров темно-зеленые с красной выпушкой, заправленные в высокие сапоги у всех чинов. Цвета околышей фуражек, воротников мундиров, клапанов на пальто и шинелях, поле офицерских эполет и погоны нижних чинов оставались теми же, что при Александре II. В драгунских полках, у жандармов и чинов военного министерства, управлений, военно-судебного ведомства и фельдъегерей – шаровары серо-синие. Длина мундира от талии у пеших войск – 31 см, у драгун и жандармов – 26 см….”Глинка В.М.Русский военный костюм 18-начала 20 века.

Мундир на 1900 год:

…………………………………..

Так же можно посмотреть документы по мундирам и кителям с 1881 года по 1909 год

и т.д.. по адресу

сайту “Складъ”.или по поисковику(название знаете теперь..)

 Книга:

Титулы, мундиры, ордена в Российской Империи——— • ———Титулы и форменная одежда чиновников Гражданского ведомства——— • ———Мундиры ИСТОРИЯ:источникТУТ

См. также

Эпоха Николая II

Г. Манизер «Портрет Императора Николая II в мундире 4-го стрелкового Императорской фамилии лейб-гвардии полка со знаком Ордена Святого Владимира IV степени»

Император Николай II почти не изменил формы обмундирования. Были только постепенно восстановлены форма гвардейских кавалерийских полков эпохи Александра II. Офицерам всей армии была дана галунная (вместо простой кожаной, введенной Александром III) плечевая портупея.

А. Першаков «Портрет П.С. Ванновского» (видна портупея)

Для войск южных округов парадный головной убор был признан слишком тяжелым и заменен обыкновенной фуражкой, к которой прикрепляется маленький металлический герб.

Наиболее существенные изменения последовали только в армейской кавалерии. Скромный мундир без пуговиц в начале царствования Николая II был заменен более красивым двубортным, шитым в талию и с цветным кантом по борту мундиром. Для гвардейских полков был введён кивер.

В каждой кавалерийской дивизии полкам даны одинаковые цвета: первому красный, второму синий, третьему белый. Прежние цвета остались только в тех полках, для которых с цветом их было связано какое-либо историческое воспоминание.

Парадная фуражка эпохи Николая II

Были изменены и фуражки: цветными стали делать не околыши, а тульи, чтобы цвет полка был виден на большом расстоянии, и всем нижним чинам даны козырьки.

В 1907 г. по итогам Русско-японской войны в русской армии введен в качестве летней формы однобортный китель защитного цвета с воротником-стойкой на крючках, с застежкой на пять пуговиц, с карманами на груди и на боках (так называемый «американский» покрой). Белый китель прежнего образца вышел из употребления.

Китель русской армии эпохи Николая II

В авиации накануне войны был принят в качестве рабочей одежды синий китель.

А у Вас получилось приклеить пуговицы на бумагу?

Конечно, если вы хотите просто приклеить супер клеем пуговицу на картон, то она быстро отпадет. Покройте пуговицу изнутри слоем бумаги, ткани или картона.

К верхней части головного убора присоедините шнурок, который не должен выглядеть натянуто на кивере. И здесь тоже по краям приклейте пуговицы, предварительно обработав их с одной стороны бумагой. К одной из пуговиц привяжите тонкую тесьму. На ее конце приклейте бумажные кисточки.

Есть один легкий способ сделать эти кисточки: одну полосу бумаги (размером 20 на 7 см) нарежьте, не дорезая до края, на полосы (ширина 0,5-1 см). Аккуратно скатайте в тугую трубку и укрепите скотчем или нитью.

В цилиндрической основе кивера проделайте отверстия, чтобы можно было вставить туда резинку. Одев кивер на голову, он не будет спадать.

Пусть гусарский мундир придаст вашему ребенку уверенности!

В музыке

Воинская служба[править]

Поручик — потомственный военный, племянник бригадира (командующего бригадой) Ржевского.

В классических произведениях (пьесе и фильме) место службы поручика Ржевского прямо не называется. В пьесе А. Гладкова командир партизанского отряда Давыд Васильев говорит, обращаясь к Ржевскому: «Драчливость, брат, твоя вошла в пословицу давно в полку Ахтырском». Данная фраза может означать как то, что Ржевский ранее служил в Ахтырском полку, так и то, что сам подполковник Денис Давыдов, прототип Давыда Васильева, действительно в 1812 году служил в Ахтырском полку.

В фильме «Гусарская баллада» поручик в мундире Мариупольского гусарского полка, а не Лубенского, Сумского либо Павлоградского, как говорится в некоторых источниках — о чём говорит расцветка ташки (темно-синяя, обклад либо приборный цвет жёлтый), в случае же его службы в Лубенском полку ташка синяя, обклад белый. В Мариупольском полку с января 1808 по апрель 1811 года под именем корнета Александра Андреевича Александрова на самом деле служила „кавалерист-девица“ Надежда Андреевна Дурова. Таким образом, служба поручика в фильме в Мариупольском полку не вызывает сомнений.

В фильме Подлинная история поручика Ржевского (2005) отставной поручик также в сине-жёлтом мундире Мариупольского гусарского полка.

В фильме Ржевский против Наполеона (2012) поручик в красной форме Лейб-гвардии Гусарского полка. Современный автор Дм. Репин в произведении „Поручик Ржевский. Гусарская поэма“ (2002) также указывает местом службы Ржевского Гусарский лейб-гвардии полк (ярко-красные мундиры, в этом полку также служил Д. Давыдов с июля 1806 по февраль 1807 года).

В различных юмористических инсценировках, не имеющих ничего общего с историей, военная форма поручика обычно фантастическая — такая, какая есть в реквизите под рукой. Так, Г. Харламов в передаче „Какие наши годы“ одет в голубой гусарский мундир цвета Гродненского полка с жёлтым обкладом Мариупольского полка. В двух передачах „Городок“ Ржевский в фантастической форме Лейб-гвардии Гусарского полка с красными и белыми панталонами, в третьей — в странной жёлто-блакитной раздельной форме цветов Мариупольского полка, в четвёртой — вообще в гусарской форме цвета хаки.

Другой персонаж пьесы Гладкова, Шура Азарова, использует зелёный мундир Павлоградского гусарского полка (Ржевский говорит, обращаясь к ней: – Мундир на вас я вижу Павлоградский), однако в фильме носит светло-серый мундир Сумского гусарского полка, что, вероятно, послужило причиной причисления самого поручика Ржевского к этому полку; — в Павлограде даже был сооружён ему памятник.

Сам Ржевский в пьесе говорит: – По мне милее голубого нет!, а цвет павлоградского мундира не голубой, а светло-песочно-серый. В Павлоградском полку служил и другой вымышленный персонаж, но уже Льва Толстого — Николай Ростов, брат Наташи Ростовой, которая обычно присутствует в анекдотах про Ржевского вместе с другими персонажами романа «Война и мир», по которому в 1967 году вышел фильм Сергея Бондарчука. Поскольку те и другие персонажи — современники, они переплелись в фольклоре.

В стихотворении Николая Асеева «Синие гусары», в частности, говорится об их участии в «Южном обществе» заговорщиков (—), которое располагалось в Малороссии. Синими гусарами были Мариупольский, в котором по фильму служил Ржевский, и Лубенский гусарские полки, там дислоцировавшиеся.

Единственным гусарским полком Российской Империи, где в 1812 году носили частично голубую военную форму, был отличившийся в Отечественной войне Гродненский гусарский полк, прозванный в русской армии за этот цвет «голубыми гусарами». Основной же цвет обмундирования Лубенского полка — синий, Мариупольского — тёмно-синий. За кампанию 1812 года Гродненский полк получил награду: серебряные трубы с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года.» Такую же награду получил и Мариупольский полк.

Гусары в России

Старейший гусарский полк русской армии — Ахтырский. Его создали ещё в 1651 году. Но ради справедливости надо сказать, что в то время в России если и говорили о гусарах, то лишь как о тяжёлой кавалерии польского образца. Поэтому ахтырцы первоначально были обычным казачьим полком. В 1765 году в ходе военных реформ Ахтырский полк стал гусарским и с тех пор заслужил себе имя одной из самых прославленных воинских частей русской армии.

Неизменным отличием ахтырцев была форма коричневого цвета с золотыми шнурами. Мундир именно этого полка носил знаменитый гусар и поэт Денис Давыдов.

Обер-офицер Ахтырского гусарского полка

Ещё один полк, чьё имя помнят и поныне, — Александрийский, известный под неофициальным именемЧёрные гусары». Их полковая песняМарш вперёд, труба зовёт, чёрные гусары»! нередко исполняется в наши дни — её хорошо знают все любители военной истории.

Александрийцы ведут отсчёт старшинства с 1776 года, а их старинным знаком был чёрный мальтийский крест с наложенной на него мёртвой головой.

Гвардейские гусары появились в России при Екатерине II — сперва лишь как конная стража императрицы, а уже при Павле I они стали полноценным полком гвардии.

Гусарские части до сих пор существуют в армиях некоторых государств. Например, у французов в армии есть четыре гусарских полка, которые служат в бронекавалерии(то есть танковых войсках), а у британцев на службе состоят Королевские гусары Её величества, которые также считаются танковым подразделением.

Британские Королевские гусары. Вместо коней — танкиЧелленджер 2»

И хотя нынешние гусары уже не носят блестящую форму своих предков, их славное имя напоминает нам о сражениях и победах прошлого.

Эпоха Александра I

Император Александр I был сторонником пышной военной формы, которая стала ещё более неудобной. Павловская форма в 1802 г. была заменена новой. Были уничтожены парики, сапоговидные штиблеты и туфли были заменены штиблетами на брючных застёжках; мундиры значительно укорочены, сужены и получили вид в роде фраков (фалды на мундирах были оставлены, но у солдат они были короткие); введены стоячие твердые воротники и плечевые погоны и эполеты; воротники офицеров украшались шитьем или петлицами и вообще были цветные; по их цветам различались полки. На смену лёгким и удобным треуголкам пришли новые головные уборы, высокие, тяжелые и весьма неудобные; они носили общее название киверов, при этом ремешки на киверах и воротник тёрли шею.

Ки́вер – военный головной убор цилиндрической формы, с плоским верхом, с козырьком, часто с украшением в виде султана. Был распространён во многих европейских армиях начала XIX века.

Кивер

Высшему командному составу было приписано носить популярные тогда двууголки огромных размеров с перьями и окантовкой. Зимой в двууголке было тепло, но летом очень жарко, поэтому также стала популярна в тёплое время года фуражка-бескозырка.

С. Щукин «Александр I в форме Лейб-гвардии Преображенского полка»

Погоны были введены сначала только в пехоте (красного цвета), затем число цветов было доведено до пяти (красный, синий, белый, тёмно-зелёный и жёлтый, по порядку полков дивизии); офицерские погоны обшивались галуном, а в 1807 г. были заменены эполетами.

Д. Доу «Портрет генерала Петра Багратиона с эполетами»

Эполе́ты – наплечные знаки различия воинского звания на военной форме. Были распространены в армиях европейских стран в XVIII-XIX вв., особенно в период наполеоновских войн. К середине XX века практически вышли из обращения.

Впоследствии эполеты были даны и нижним чинам некоторых кавалерийских частей.

Павловские плащи были заменены узкими шинелями со стоячими, не закрывающими ушей воротниками. В состав снаряжения входила масса ремней, которую было затруднительно содержать в исправности. Форма обмундирования была сложна и тяжела в носке.

Со дня вступления на престол Александра I и по 1815 г. офицерам было разрешено вне службы носить партикулярное платье; но по окончании заграничного похода вследствие брожения в армии это право было отменено.

Штаб-офицер и обер-офицер гренадерского полка (1815 г.)

Про гусаров на Руси

Легкие шлемы заменили кованые «со стрелами», защищавшие носы, а кольчуги заменили латами. Они стали уже панцирными гусарами, которые прославились в боях с крымскими татарами и турецкими спагами. Этот вид кавалерии приглянулся Михаилу Федоровичу. Тогда на Руси появились вербованные гусарские шквадроны, в составе которых были немцы и поляки. Во времена Алексея Михайловича в гусарских шквадронах начали появляться и отечественные дворяне.

Во времена Елизаветы Петровны появились грузинские, сербские и македонские гусарские полки. В те времена был сформирован и костюм гусара. Теплые ментики (бывшие мантии), высокая шапка гусара, ботики ниже колен и легендарные ташки — сумки для документации — таков был костюм гусара во второй половине XVIII века. По словам генерала Фермера, гусары обязаны были идти в атаку с присущей им наглостью. Таким образом, впервой зафиксировали психологию в российском гусарстве.

Во времена Екатерины II в гусарских полках в основном были русские солдаты и офицеры. Эту традицию, закрепленную Павлом I, не нарушали до падения самой империи. В гусарских полках часто были люди, которые являлись носителями интеллектуального мышления на элитарном уровне. Хотя, если посмотреть на названия гусарских полков, то с этим можно и не согласиться или только частично.

Видео: Гусарский кивер маленький своими руками

Литература

Примечания

Окрас паладинов

Внимательно посмотрев на армии Средних веков, можно вновь увидеть одинаковую военную одежду. Теперь речь идет об отношениях вассалов и сеньоров и титулах. Вооруженные силы тех лет являлись армиями не монархов, а паладинов.

Каждый из последних отправлялся на битву со своей маленькой боевой группой – копьем, которое он мог надеть в окрас собственного герба.

В средневековье геральдика являлась как символом рыцаря, так и особой военной наукой, помогавшей в неразберихе битвы увидеть, где находятся войска конкретного феодала. Грамотные специалисты в геральдике, находившиеся на службе тогдашних рыцарей, учили десятки тысяч гербов и обязаны были без труда определить их владельцев..

Часть национальностей полагает, что униформа солдат появилась в эпоху паладинов. Так понятие «waffenrock» происходит не от слова война («waffen»), а от слова «герб» («wappen»).

Хотя слово «uniform» происходит от понятия «нечто, обладающее общей формой». В аналогичном значении понимали военный мундир и в Российской Империи, где она по неясным обстоятельствам появилась почти веком раньше, чем в странах Старого Света.

Гусары в XIX веке

Воцарение на престоле Николая I обернулось для гусар реформированием формы. Вновь меняются цвета полков, ментики теперь полагается носить на спине, а не на плечах, меняется цвет выпушки. В общем, происходят многие, весьма важные и серьезные изменения в жизни гусар.

Крымская война, вскрывшая многочисленные проблемы в армии, коснулась так же и гусарской формы. В очередной раз меняется расцветка полков (видимо, это было любимое развлечение штабного начальства), а так же введение новых типов стрелкового вооружения и формы. Отменяются ментики и ташки, а сами полки постепенно получают номера вместо «городового» наименования.

Александр III пошел еще дальше. Он преобразовал все уланские и гусарские полки в драгунские, окончив тем самым историю одного из самых известных родов кавалерии до… 1910 года. Именно тогда огорченный поражением в войне с Японией Hиколай II решает поднять боевой дух, возродив, по сути,никому уже не нужные гусарские полки и вновь порадовав себя составлением расцветки для мундиров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector