Самолет для дозаправки ил-78

Лётно-технические характеристики

Ил-78М. 3 заправочных в выпущенном положении

Источник данных: Владимир Ильин. «Боевые и военно-транспортные самолеты и вертолеты ВВС России»

Технические характеристики
  • Экипаж: 6
  • Грузоподъёмность: 50 тонн (для Ил-78М)
  • Длина: 46,54 м
  • Размах крыла: 50,5 м
  • Высота: 14,76 м
  • Площадь крыла: 300 м²
  • Максимальная взлётная масса: 190 т (210 т для Ил-78М)
  • Масса топлива во внутренних баках: 118 т (126 т для Ил-78М)
  • Силовая установка: 4 × ТРДД Д-30КП-2
  • Тяга: 4 × 12300 кгс
  • Вспомогательная силовая установка: 1 × ГТД ТА-12А
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 830 км/ч
  • Крейсерская скорость: 750 км/ч
  • Боевой радиус: 4000 км (для Ил-78М)
  • Перегоночная дальность: 9500—10000 км
  • Практический потолок: 11230 м
  • Длина разбега: 1700 м (2080 м для Ил-78М)
  • Длина пробега: 1000 м (с реверсом)

Лётно-технические характеристики

Ил-78М. 3 заправочных в выпущенном положении

Источник данных: Владимир Ильин. «Боевые и военно-транспортные самолеты и вертолеты ВВС России»

Технические характеристики
  • Экипаж: 6
  • Грузоподъёмность: 50 тонн (для Ил-78М)
  • Длина: 46,54 м
  • Размах крыла: 50,5 м
  • Высота: 14,76 м
  • Площадь крыла: 300 м²
  • Максимальная взлётная масса: 190 т (210 т для Ил-78М)
  • Масса топлива во внутренних баках: 118 т (126 т для Ил-78М)
  • Силовая установка: 4 × ТРДД Д-30КП-2
  • Тяга: 4 × 12300 кгс
  • Вспомогательная силовая установка: 1 × ГТД ТА-12А
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 830 км/ч
  • Крейсерская скорость: 750 км/ч
  • Боевой радиус: 4000 км (для Ил-78М)
  • Перегоночная дальность: 9500—10000 км
  • Практический потолок: 11230 м
  • Длина разбега: 1700 м (2080 м для Ил-78М)
  • Длина пробега: 1000 м (с реверсом)

Примечания

Комментарии
Использованные источники
  1. , p. 181.
  2. , p. 180.
  3. , p. 182.

Biography[edit | edit source]

Early lifeedit | edit source

Back in 1835, when Halley’s Comet was overhead, same night those men died at the Alamo, they say Samuel Colt made a gun. A special gun. He made it for a hunter. A man like us, only on horseback. Story goes, he made thirteen bullets. This hunter used the gun a half dozen times before he disappeared, the gun along with him… Till somehow Daniel got his hands on it. They say… they say this gun can kill anything.
— John Winchester

Samuel creating the Colt.

Samuel created the Colt amidst the last stand of the Alamo and the passage of Halley’s Comet. The gun was imbued with the power to kill most supernatural beings, and was also the only key to Samuel’s later invention: the Devil’s Gate.

Samuel also built five frontier churches in Wyoming around the devil’s gate and used iron railroad tracks to connect them, forming an enormous Devil’s trap around the cemetery and crypt of the Devil’s gate; thus, no demon could pass into the trap to open the gateway.

Samuel’s name lived on in the world of hunters, who regarded him as a legendary figure—something which evidently amused him when he learned about it from a time-travelling Sam Winchester.

Season 6edit | edit source

Samuel writing in his diary.

In Frontierland, Samuel Colt retired from active hunting due to his increasing age and weariness; nevertheless, he built the Wyoming devil’s gate by early March 1861. He was drinking whiskey when two demonically-possessed men hunted him down to force him into opening the devil’s gate or be killed. When they refused to leave him alone, he shot them dead, then lamented his broken bottle of whiskey.

With the help of the angel Castiel, Sam and Dean Winchester went back to Samuel’s time to kill a phoenix (Samuel’s journal claimed that he had killed one at the time) and retrieve its ash in order to kill Eve in their time. When Sam arrived at Samuel’s house, Samuel initially suspected he was possessed, but Sam claimed he was a fellow hunter who had come from the future and proved it to a skeptical Samuel by talking about demons and showing him his cell phone. Samuel quickly accepted his explanation, saying that he wasn’t surprised by much anymore; however, he was taken aback by the apparent existence of phoenixes and being confronted with a future version of his own journal.

Sam talks with Samuel.

Samuel refused to help Sam hunt the phoenix and was reluctant to even lend him the Colt, which he believed was a curse; however, he eventually conceded to giving him the gun. The Winchesters killed the phoenix, but Castiel was forced to return them to their proper time before they can collect the ashes, or else risk them being trapped in the Old West. Off-screen, Samuel collected the ashes himself, then used Sam’s cell phone (which he had kept) to package them with information on when and where to send it to; in the future, the Winchesters received the package and used the ash to kill Eve.

Stalker — ART

Литература

Навигация по записям

Для холодной войны

Первые эксперименты по дозаправке в воздухе проводились в СССР в начале 30-х годов. В танкер переоборудовали самолет-разведчик Р-5, топливо в воздухе принимал бомбардировщик ТБ-1. Испытания в целом прошли успешно, но сама процедура была признана громоздкой и слишком сложной для обычных строевых летчиков.

С началом холодной войны необходимость в самолетах-заправщиках стала объективной реальностью. Основной стратегический бомбардировщик (дальность полета – 5,1 тысячи километров) – туполевский Ту-4 не мог достичь без дозаправки территории США. Именно эта машина и была с успехом переделана в летающий танкер.

Еще более удачным проектом стал созданный на базе дальнего бомбардировщика Ту-16 самолет-заправщик Ту-163 (Ту-16Ю), который прослужил в рядах советских и российских ВВС до 1995-го. С конца 50-х годов в топливозаправщики были переоборудованы все стратегические бомбардировщики М-4 разработки ОКБ Мясищева, названные М-4-2, которые стали работать со «стратегами» ЗМ (радикально модернизированный М-4), Ту-22 и Ту-95. Со временем в танкеры переделали и самолеты ЗМ. Они получили обозначение ЗМС-2. Часть из них почти до конца 90-х оставалась на вооружении 230-го полка топливозаправщиков в Энгельсе.

В 1983 году на вооружение принят унифицированный подвесной агрегат заправки (УПАЗ), разработанный НПП «Звезда». Это оборудование может устанавливаться на различные типы самолетов тактической авиации. Таким образом была решена задача увеличения радиуса действия многоцелевых истребителей и фронтовых бомбардировщиков за счет дозаправки с аналогичных самолетов.

Модификации

Нередко за Ил-78 принимают летающую лабораторию Ил-76 (рег. ), на которой проводились испытания УПАЗов. Сейчас эта машина находится на хранении в Кировоградской лётной академии.

Модификации самолёта Ил-78
Модификация Описание
Ил-78 Базовая модификация 32
Ил-78В(проект) Разрабатывался в начале 1990-х годов. В модификации реализовывалась возможность дозаправки самолётов западного производства, для чего предполагалось оснастить Ил-78 УПАЗ Mk.32B производства американской фирмы Flight Refueling Unlimited.
Ил-78М Усиленное шасси. Негерметичная грузовая кабина (отсутствуют внутренняя обшивка, грузовой люк с погрузочной рампой и гермоперегородка), добавлен третий фюзеляжный бак. 13
Ил-78М-2 Проект модернизации Ил-78М аналогично Ил-76МД-М.
Ил-78МК Проект (МК — модернизированный, конвертируемый), модификация Ил-78М конвертируемая в транспортную конфигурацию. Разработана и подготовлена к серийному производству в начале 1990-х годов, однако заказов на самолёт не последовало.
Ил-78МК-90 Проект самолёта-заправщика на базе Ил-78МК с двигателями .
Ил-78МКИ (МКИ — модернизированный, коммерческий, индийский), модификация Ил-78М, поставляющаяся по государственному контракту индийским ВВС. 6
Ил-78МП Обозначение для четырёх самолётов поставленных государственной компанией Укрспецэкспорт по контракту в Пакистан. Серийные машины ремонтировались, дооборудовались и красились на Николаевском авиационно-ремонтом предприятии (ГП НАРП). Контракт подписан в конце 2006 года, поставка осуществлялась в период с декабря 2009 года по май 2012 года. 4
Ил-78М-90А Самолёт-заправщик на базе Ил-76МД-90А. Выпускается на заводе «Авиастар» в Ульяновске. 1

Помимо СССР работы по модернизации Ил-76 в самолёт-заправщик проводились в Ираке. В 1988 году на один из Ил-76МД, состоявших на вооружении ВВС Ирака, был установлен приобретённый в Советском Союзе УПАЗ, который закрепили на центральной стойке грузолюка. Из-за этой особенности при взлёте и посадке створку грузолюка приходилось поднимать вверх. Самолёт-заправщик был способен единовременно заправлять только один самолёт Су-22М4 или МиГ-27.

Модификации

[править] История

Разработка самолета в целом завершена к весне 2009 года.

В ноябре 2009 года заключён контракт между ОАО «ОАК-ТС» и Министерством промышленности России на «выполнение работ по модернизированной версии изделия 476».

Строительство первого лётного экземпляра «01-02» начато во второй половине 2009 года и завершено в декабре 2011 года — выкатка состоялась 15 декабря 2011 года.

В 2011 году завершено строительство самолёта «01-01» для ресурсных статических испытаний, образец передан в ЦАГИ в начале октября 2011 года.

Договор на строительство трёх самолётов Ил-76МД-90А установочной партии с серийными номерами 0103, 0104 и 0105 был подписан между ОАО «ОАК — Транспортные самолеты» и ЗАО «Авиастар-СП» 23 августа 2011 года, при этом контрактная стоимость каждого воздушного судна на тот момент была определена в 1,601 млрд рублей.

5 июля 2012 года состоялась повторная выкатка Ил-476 (№ 01-02) — самолёт переведён на лётно-испытательную станцию завода.

Первый полёт самолёт «01-02» Ил-76МД-90А совершил 22 сентября 2012 года.

30 января 2013 года головной Ил-76МД-90А в окраске ВВС России с регистрационным № RA-78650 перелетел в ЛИИ им. Громова в Раменское — для прохождения лётно-конструкторских испытаний.

21 мая 2013 года в СМИ заявлено о досрочном завершении лётно-конструкторских испытания самолёта.

10 июля 2013 года на аэродроме ЛИИ им. Громова в Раменском состоялся первый полёт первого этапа государственных совместных испытаний Ил-76МД-90А.

Первый этап государственных испытаний самолёта завершён 4 декабря 2013 года.

15 декабря 2015 года в Ульяновске были начаты лётные испытания самолёта Ил-76МД-90А с серийным номером 0108.

В начале 2016 года АО «Авиастар-СП» (Ульяновск) передало ВКС России военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А (серийный номер 0108, регистрационный номер RF-78654), ставший первым серийным самолетом, построенным по контракту с Министерством обороны России от октября 2012 года на производство 39 Ил-76МД-90А. Данный борт поступил в 610-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава военно-транспортной авиации имени маршала авиации Н. С. Скрипко в Иваново.

В октябре 2017 года было сообщено, что на предприятии «Авиастар-СП» продолжаются работы по созданию поточной линии окончательной сборки транспортного самолета Ил‑76МД‑90А и его модификаций. На заводе завершались работы по отладке и испытаниям стендов бесстапельной автоматизированной сборки.

По состоянию на август 2018 года в разной степени постройки находились более 10 самолётов Ил-76МД-90А.

7 ноября 2018 года в Ульяновске были начаты лётные испытания самолёта Ил-76МД-90А с серийным номером 0109.

22 декабря 2018 года в Ульяновске совершил первый полет новый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А, построенный на АО «Авиастар-СП» — самолет с серийным номером 0110. Это третий самолет, построенный по контракту с Министерством обороны России от октября 2012 года на производство 39 единиц Ил-76МД-90А, и второй, поднятый в воздух в 2018 году.

Целевое оборудование:

включает пилотажно-навигационный и прицельный комплекс ПНПК-76 «Купол-76», РЛС обзора земной поверхности «Корунд», метео-РЛС «Гроза-40» . В состав радиотехнического оборудования входят радионавигационные системы, приемо-передающие радиостанции КВ и УКВ диапазона, ответчик системы госопознавания.

Вид на кабину оператора дозаправки из кабины дозаправляемого истребителя.

Самолет оборудован системой предупреждения об электромагнитном облучении. На самолете установлена радиосистема ближней навигации «Встреча», обеспечивающая подход заправляемых самолетов к танкеру, радиус действия системы РСБН-75 «Встреча» составляет порядка 300 км.

Эксплуатация

Основная статья: Список самолётов-заправщиков Ил-78

В СССР

В 1985 году первые пять серийных машин поступили в Иваново в Учебный центр ВТА, откуда четыре из них летом 1986 года переданы в Узин и были включены в состав Дальней авиации.

В июне 1987 года Ил-78 был официально принят на вооружение ВВС СССР.

В СССР помимо работы с бомбардировочной и фронтовой авиацией в числе задач Ил-78 было обеспечение патрулирования и боевого дежурства стратегических ракетоносцев над Арктикой, Тихим и Атлантическим океанами, для чего часть самолётов перелетали на арктические и дальневосточные аэродромы.

Авиаполки, вооружённые самолётами-заправщиками Ил-78:

106-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия им. 60-летия СССР

По состоянию на 1992 год в полку находилось 24 Ил-78. При нём была организована техническая база для обслуживания самолётов и обучения личного состава.

201-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия

Имитация дозаправки Ту-95 в воздухе. Парад в честь Дня Победы.

С 2008 года воздушные танкеры Ил-78 стали постоянными участниками авиационной составляющей парадов над Красной площади, имитирующими дозаправку самолётов различных типов.

По состоянию на 2013 год в отдельной авиагруппе 6950 гвардейской авиационной базы (г. Рязань) числится 21 самолёт.

Модификации

Нередко за Ил-78 принимают летающую лабораторию Ил-76 (рег. ), на которой проводились испытания УПАЗов. Сейчас эта машина находится на хранении в Кировоградской лётной академии.

Модификации самолёта Ил-78
Модификация Описание
Ил-78 Базовая модификация 32
Ил-78В(проект) Разрабатывался в начале 1990-х годов. В модификации реализовывалась возможность дозаправки самолётов западного производства, для чего предполагалось оснастить Ил-78 УПАЗ Mk.32B производства американской фирмы Flight Refueling Unlimited.
Ил-78М Усиленное шасси. Негерметичная грузовая кабина (отсутствуют внутренняя обшивка, грузовой люк с погрузочной рампой и гермоперегородка), добавлен третий фюзеляжный бак. 13
Ил-78М-2 Проект модернизации Ил-78М аналогично Ил-76МД-М.
Ил-78МК Проект (МК — модернизированный, конвертируемый), модификация Ил-78М конвертируемая в транспортную конфигурацию. Разработана и подготовлена к серийному производству в начале 1990-х годов, однако заказов на самолёт не последовало.
Ил-78МК-90 Проект самолёта-заправщика на базе Ил-78МК с двигателями .
Ил-78МКИ (МКИ — модернизированный, коммерческий, индийский), модификация Ил-78М, поставляющаяся по государственному контракту индийским ВВС. 6
Ил-78МП Обозначение для четырёх самолётов поставленных государственной компанией Укрспецэкспорт по контракту в Пакистан. Серийные машины ремонтировались, дооборудовались и красились на Николаевском авиационно-ремонтом предприятии (ГП НАРП). Контракт подписан в конце 2006 года, поставка осуществлялась в период с декабря 2009 года по май 2012 года. 4
Ил-78М-90А Самолёт-заправщик на базе Ил-76МД-90А. Выпускается на заводе «Авиастар» в Ульяновске. 1

Помимо СССР работы по модернизации Ил-76 в самолёт-заправщик проводились в Ираке. В 1988 году на один из Ил-76МД, состоявших на вооружении ВВС Ирака, был установлен приобретённый в Советском Союзе УПАЗ, который закрепили на центральной стойке грузолюка. Из-за этой особенности при взлёте и посадке створку грузолюка приходилось поднимать вверх. Самолёт-заправщик был способен единовременно заправлять только один самолёт Су-22М4 или МиГ-27.

Примечания

  1. Пётр Бутовски. Развитие советских средств дозаправки в воздухе // Авиация и время : журнал. — 1998. — № 3.
  2. Анатолий Шевельков. Воздушные танкеры. Самолёты-заправщики семейства Ил-78 // Крылья Родины : журнал. — 1998. — № 3. — С. 7—8.
  3. . ЦАМТО (31 мая 2011). Дата обращения: 19 сентября 2012.
  4. Владимир Ильин. Боевые и военно-транспортные самолеты и вертолеты ВВС России: Ил-78 // Авиация и космонавтика : журнал. — 2003. — № 8.
  5. ↑ Самолёты спецназначения. — Мн.: ООО «Харвест», 1998. — С. 369—372. — 448 с. — (Военная техника). — 5000 экз. — ISBN 985-433-275-6.
  6. aviation21.ru Ил-78М-90А — новый летающий танкер. Авиация России
  7. Виктор Марковский. Ил-76 на службе в ВВС. — М.: ИЦ «Экспринт», 2006. — С. 36—38. — 40 с. — (Экспринт: Авиационный фонд). — 2000 экз. — ISBN 5-94038-102-2.
  8. Сергей Дроздов. Младший брат «семьдесят шестого» // Авиация и космонавтика : журнал. — 2014. — № 8. — С. 12, 13.
  9.  (недоступная ссылка). ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина». Дата обращения: 10 октября 2012.
  10. ↑ . ОАК-Транспортные самолеты. Дата обращения: 2 ноября 2012.
  11. . airdisaster.ru. Дата обращения: 19 сентября 2012.
  12. The Military Balance 2016,p.321
  13. The Military Balance 2016,p.254
  14. The Military Balance 2016,p.245
  15. The Military Balance 2016,p.301
  16. The Military Balance 2016,p.282
  17. The Military Balance 2017,p.217

История

В связи с необходимостью замены устаревших самолётов-заправщиков Ту-16Н, М-4-2 и 3М-3 в начале 70-х годов начались работы по созданию новой специализированной машины на базе Ил-76. Однако по-настоящему пригодным для этой роли самолёт стал лишь с появлением в 1981 году модификации Ил-76МД со взлётной массой, повышенной до 190 тонн, в фюзеляже которого установили две цилиндрические ёмкости на 23460 литров, включенные в общую топливную систему. Прототип нового самолёта-заправщика (регистрационный номер СССР-76556) совершил первый полёт 26 июня 1983 года (командир корабля — лётчик-испытатель В. С. Белоусов). Серийное производство развернули в 1984 году на Ташкентском авиационном производственном объединении параллельно с Ил-76.

Характерным отличием новой разработки от прежних самолетов-заправщиков, преимущественно ориентированных на обслуживание дальней авиации, являлась возможность взаимодействия и с самолетами фронтовой авиации, а также авиации ПВО. На машину установили три устройства (два на крыльях и один в кормовой части фюзеляжа с правой стороны) УПАЗ-1 (Унифицированный подвесной агрегат заправки) который был разработан в НПП «Звезда» под руководством Г. И. Северина и .

УПАЗ-1

Помимо дозаправки в воздухе Ил-78 может служить и танкером для перевозки горючего. При отдаче топлива «на земле» УПАЗы не используются, вместо них к внутрифюзеляжным бакам подводятся до 4-х топливопроводов, которые выводятся наружу через погрузочный люк. Также для Ил-78 была предусмотрена конвертация в транспортный самолёт, для чего УПАЗы и два фюзеляжных бака были сделаны съёмными, а на борту имеются две грузовые лебёдки ЛПГ-3000А с тянущим усилием 3000 кгс, тельферное, рольганговое и швартовочно-такелажное оборудование.

7 марта 1988 года под управлением В. С. Белоусова совершил первый полёт модифицированный самолёт-заправщик Ил-78М с повышенной до 210 тонн взлётной массой. Новая машина утратила возможность быстрой конвертации в транспортный самолёт так как для увеличения объёма перевозимого топлива разработчики внесли изменения в конструкцию. Так в грузовом отсеке были установлены три несъёмных цилиндрических бака на 36 тонн горючего, отсутствует десантно-транспортное оборудование и задний погрузочный люк что позволило снизить собственную массу конструкции самолёта на 5 тонн. Так же было усилено крыло, изменено крепление фюзеляжного агрегата заправки с установкой более производительной модификации ПАЗ-1М (производительность перелива топлива до 2900 , в отличие от 2200 л/мин. у УПАЗ-1).

Управление заправкой в воздухе на Ил-78(М) происходит от специально оборудованного места оператора заправки, находящегося на месте кормовой стрелковой установки. Одновременно могут дозаправляться в воздухе один «тяжёлый» самолет или одновременно две «лёгкие» машины от подкрыльевых УПАЗов.

  • Ил-78 при взлётной массе в 190 тонн и удалении от аэродрома вылета в 1000 км в состоянии передать 60—65 тонн топлива, а при удалении в 2500 км — 32—36 тонн.
  • Ил-78М при взлётной массе в 210 тонн и удалении от аэродрома вылета в 1800 км в состоянии передать 60—65 тонн топлива, а при удалении в 4000 км — 32—35 тонн.

При работе с грунтовых ВПП эти числа уменьшаются примерно вдвое.

На конец 1991 года было выпущено 45 самолётов модификаций Ил-78 и Ил-78М. Позднее, в 2003—2006 годах, было построено ещё 6 машин (Ил-78МКИ) для экспорта в Индию.

25 января 2018 года совершил первый полёт самолёт Ил-78М-90А собранный на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске. На этой модификации отсутствует кормовая кабина оператора заправки, двигатели Д-30КП заменены на , предусмотрена возможность конвертации в военно-транспортный самолет.

Дозаправка двух Mirage 2000 от Ил-78МКИ ВВС Индии

Ил-78М на авиабазе Дягилево

Эксплуатация

В СССР

В 1985 году первые пять серийных машин поступили в Иваново в Учебный центр ВТА, откуда четыре из них летом 1986 года переданы в Узин и были включены в состав Дальней авиации.

В июне 1987 года Ил-78 был официально принят на вооружение ВВС СССР.

В СССР помимо работы с бомбардировочной и фронтовой авиацией в числе задач Ил-78 было обеспечение патрулирования и боевого дежурства стратегических ракетоносцев над Арктикой, Тихим и Атлантическим океанами, для чего часть самолётов перелетали на арктические и дальневосточные аэродромы.

Авиаполки, вооружённые самолётами-заправщиками Ил-78:

106-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия им. 60-летия СССР

По состоянию на 1992 год в полку находилось 24 Ил-78. При нём была организована техническая база для обслуживания самолётов и обучения личного состава.

201-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия

Имитация дозаправки Ту-95 в воздухе. Парад в честь Дня Победы.

С 2008 года воздушные танкеры Ил-78 стали постоянными участниками авиационной составляющей парадов над Красной площади, имитирующими дозаправку самолётов различных типов.

По состоянию на 2013 год в отдельной авиагруппе 6950 гвардейской авиационной базы (г. Рязань) числится 21 самолёт.

О поставке самолетов ил-78

Переговоры по контракту на поставку самолетов-топливозаправщиков Ил-78 Минобороны России действительно ведутся, однако о конкретных условиях и предположительной дате заключения данного соглашения пока говорить рано.

Об этом 12 марта 2013 года сообщило РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Объединенной авиастроительной корпорации. Не так давно в средствах массовой информации стали появляться материалы о вероятной поставке ОАК 31 самолета Ил-78 для Министерства обороны России.

Позже появилась информация о том, что данный контракт находится «в стадии подписания».

«Если эти цифры будут анонсированы Минобороны, тогда они станут публичными, а сейчас мы о них говорить не можем. Когда контракт будет подписан, по факту, я думаю, мы все это объявим», — сказал источник агентства.

Источник — РИА Новости.

Сейчас он является единственным специализированным типом самолетов-заправщиков в ВВС России, также может использоваться как военно-транспортный самолет. Дальнейшим развитием самолета Ил-78 является Ил-78М.

Благодаря усилению конструкции крыла и другим конструктивным мерам, взлетная масса самолета доведена до 210 т по сравнению с 190 т у Ил-78.

В целях снижения собственного веса самолета и соответствующего увеличения принимаемого на борт запаса топлива упразднен задний грузовой люк и не устанавливается десантно-транспортное оборудование. Это дало возможность снизить собственный вес самолета на 5 т, но исключило возможность использовать его в качестве обычного военно-транспортного самолета.

Модификации самолёта Ил-78:

  • Ил-78 — Базовая модификация
  • Ил-78М — Усиленное шасси. Не герметичная грузовая кабина (отсутствуют внутренняя обшивка, грузовой люк с погрузочной рампой и гермоперегородка), добавлен третий фюзеляжный бак.
  • Ил-78МКИ (МКИ — модернизированный, коммерческий, индийский), модификация Ил-78М, поставляющаяся по государственному контракту индийским ВВС.
  • Ил-78МП — Переоборудовались серийные машины.
  • Ил-78МК-90 — (проект) Проект самолёта-заправщика на базе Ил-76МД-90А (Ил-476) с двигателями ПС-90А-76.
размах крыла (м) 50,5
длина самолета (м) 46,6
высота самолета (м) 14,76
площадь крыла (кв. м) 300
угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд 25
диаметр фюзеляжа (м) 4,8
тип, модель двигателя ТРДД, Д-30КП, сер. 2
количество двигателей (шт) 4
максимальная взлетная тяга (MCA, H=0) (кгс) 4 х 12000
максимальная взлетная масса (т) 210
максимальная полезная нагрузка (т) 48
скорость полета (км/ч) 750
скорость полета при заправке (км/ч) 440-600
длина разбега (м) 2200
длина пробега (м) 1000
летный экипаж 6
размах крыла (м) 50,5
длина самолета (м) 46,6
высота самолета (м) 14,76
площадь крыла (кв.м) 300
угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд 25
диаметр фюзеляжа (м) 4,8
тип, модель двигателя ТРДД, ПС-90А-76
количество двигателей (шт) 4
максимальная взлетная тяга (MCA, H=0) (кгс) 4 х 16000
максимальная взлетная масса (т) 210
максимальная полезная нагрузка (т) 52
скорость полета (км/ч) 740-800
скорость полета при заправке (км/ч) 400-600
длина разбега (м) 1550
длина пробега (м) 960
летный экипаж 6

Самолет-заправщик Ил-78МК (конвертируемый) разработан на базе самолета Ил-78М и предназначен для заправки топливом в полете до 3-х самолетов различного назначения. Дозаправка может производиться днем и ночью в условиях визуальной видимости.

Самолет может быть использован для наземной заправки до четырех самолетов одновременно.

Самолет-заправщик Ил-78МК-90 (конвертируемый) разработан на базе самолета Ил-78МК. В варианте топливозаправщика предназначен:

  • для заправки самолетов в воздухе. Имеет три точки заправки;
  • для заправки на земле четырех потребителей одновременно. Имеет четыре точки заправки.

В транспортном варианте предназначен для перевозки различных грузов, техники общим весом до 52 тонн и личного состава. На самолете установлены новые двигатели ПС-90А-76, за счет этого:

  • повышена экономическая эффективность самолета;
  • увеличена максимальная, полезная нагрузка.
  • увеличено количество отдаваемого топлива на рубежах заправки.

Лётно-технические характеристики

Примечания

  1. Пётр Бутовски. Развитие советских средств дозаправки в воздухе // Авиация и время : журнал. — 1998. — № 3.
  2. Анатолий Шевельков. Воздушные танкеры. Самолёты-заправщики семейства Ил-78 // Крылья Родины : журнал. — 1998. — № 3. — С. 7—8.
  3. Владимир Ильин. Боевые и военно-транспортные самолеты и вертолеты ВВС России: Ил-78 // Авиация и космонавтика : журнал. — 2003. — № 8.
  4. ↑ Самолёты спецназначения. — Мн.: ООО «Харвест», 1998. — С. 369—372. — 448 с. — (Военная техника). — 5000 экз. — ISBN 985-433-275-6.
  5. Виктор Марковский. Ил-76 на службе в ВВС. — М.: ИЦ «Экспринт», 2006. — С. 36-38. — 40 с. — (Экспринт: Авиационный фонд). — 2000 экз. — ISBN 5-94038-102-2.
  6. Сергей Дроздов. Младший брат «семьдесят шестого» // Авиация и космонавтика : журнал. — 2014. — № 8. — С. 12, 13.
  7. The Military Balance 2016,p.321
  8. The Military Balance 2016,p.254
  9. The Military Balance 2016,p.245
  10. The Military Balance 2016,p.301
  11. The Military Balance 2016,p.282
  12. The Military Balance 2017,p.217

Новичкам

Конструкция броневика спецназа

«Фалькатусы» на вооружении ЦСН ФСБ

Конструкция бронемобиля выполнена в нестандартной манере, отчасти напоминающей джип, из-за чего многие обозреватели скептически высказываются о внешнем виде. Передняя часть корпуса сделана под острым углом для противодействия фронтальному огню. Лобовое стекло разделено на три части.

Броневой лист

Броня штурмового автомобиля по некоторым данным соответствует шестому классу. Предусмотрена защита подвески и днища, что позволяет преодолевать мины с минимальным риском. Стекло также бронированное, имеются свидетельства о его способности выдерживать выстрелы из СВД.

Средства наблюдения и связи

О средствах внешней и внутренней связи броневика «Фалькатус» сведений не имеется. С учетом применения машин предполагается, что коммуникационное оборудование должно обеспечивать как связь между группами и подразделениями, так и координацию действий с воздушным прикрытием.

В вопросе наблюдения учитывается компоновка автомобиля и корпуса. Острая носовая часть и небольшие оконные проемы не обеспечивают хорошей прямой видимости на близком расстоянии. Вместо этого задействованы камеры, выводящие изображения на экраны. Уже известно о шести таких устройствах.

Двигатель и трансмиссия

Двигатель и большая часть узлов трансмиссии располагается в передней части машины под бронированным капотом. Используется турбодизельная силовая установка Тутаевского моторного завода модели 8431.10. Объем — 17,2 л, мощность — 830 л. с., максимальный крутящий момент — 2550 Нм. Трансмиссия роботизированная, имеет двенадцатиступенчатую коробку ZF.

Ходовая часть

Броневые автомобили «Фалькатус» строятся на базе шасси КамАЗ-4911 Extreme с колесной формулой 4х4. Учитывая большую массу кузова подвеска получила значительное усиление. На каждом из колес имеется пара сдвоенных гидравлических амортизаторов. На более поздних моделях для колес устанавливают защитные кожухи.

Число пассажирских мест

«Фалькатус» рассчитан на перевозку 10-12 человек, включая водителя и командира группы. По имеющимся сведениям, сидения располагаются спинками к продольной оси машины, что позволяет бойцам наблюдать за окружением.

Выход десанта обеспечивается через боковые и кормовые двери, имеется люк в крыше. Боковые двери открываются по разворотной схеме — передние вперед, задние назад. Это защищает бойцов спецназа при выходе с обеих сторон.

Система управления:

жесткая, с необратимыми гидроусилителями во всех каналах, имеется аварийная ручная система управления. Особенностью системы управления является объединение гидроусилителей, баков с рабочей жидкостью и приводов поверхностей управления в единые конструктивные блоки.

Органы управления — штурвальные колонки, педали и РУДы. Управление самолетом, за исключением РУД, полностью дублировано у командира и второго пилота; двигателями управляет бортинженер.

Система автоматического управления САУ-1Т-25 обеспечивает автоматическое и директорное самолетовождение по заданному маршруту и заход на посадку до высоты 60 м.

Приборное оборудование кабины выполнено с использованием аналоговых приборов шкального типа.

Лётно-технические характеристики

Ил-78М. 3 заправочных в выпущенном положении

Источник данных: Владимир Ильин. «Боевые и военно-транспортные самолеты и вертолеты ВВС России»

Технические характеристики
  • Экипаж: 6
  • Грузоподъёмность: 50 тонн (для Ил-78М)
  • Длина: 46,54 м
  • Размах крыла: 50,5 м
  • Высота: 14,76 м
  • Площадь крыла: 300 м²
  • Максимальная взлётная масса: 190 т (210 т для Ил-78М)
  • Масса топлива во внутренних баках: 118 т (126 т для Ил-78М)
  • Силовая установка: 4 × ТРДД Д-30КП-2
  • Тяга: 4 × 12300 кгс
  • Вспомогательная силовая установка: 1 × ГТД ТА-12А
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 830 км/ч
  • Крейсерская скорость: 750 км/ч
  • Боевой радиус: 4000 км (для Ил-78М)
  • Перегоночная дальность: 9500—10000 км
  • Практический потолок: 11230 м
  • Длина разбега: 1700 м (2080 м для Ил-78М)
  • Длина пробега: 1000 м (с реверсом)

Страны-эксплуатанты

  • Аргентина Аргентина: используется федеральной полицией.
  • Бразилия Бразилия: используется некоторыми спецподразделениями.
  • Ватикан Ватикан: используется Швейцарской гвардией.
  • Великобритания Великобритания
  • Германия Германия: состоит на вооружении полицейского спецподразделения GSG-9 и в войсках специального назначения KSK .
  • Дания Дания
  • Египет Египет: состоит на вооружении спецподразделений.
  • Индия Индия
  • Канада Канада
  • Мальта Мальта: состоит на вооружении армии.
  • Польша Польша: используется спецподразделением GROM.
  • Республика Корея Республика Корея: используется береговой охраной.
  • Словакия Словакия
  • США США: используется спецподразделениями.
  • Франция Франция
  • Швейцария Швейцария: состоит на вооружении армии.

История самолета

В конце июня 1966 года МАП СССР дало задание ОКБ Ильюшина о создании военно-транспортной машины Ил-76. В феврале 67 года конструктор С. Ильюшин одобрил техническое предложение по проектировке Ил-76. В ноябре этого же года Совет Министров принял постановление о начале конструирования военного транспортника.

Главным конструктором по самолёту назначили Г. Новожилова. Над эскизным проектом работал Д. Лещинер. В мае 69 года состоялась макетная комиссия. После утверждения макета начали постройку опытного образца. На заседании руководства решили начать работу в Москве на заводе «Стрела». 25 марта 1971 года летчик Э. Кузнецов поднял самолет в воздух. А в мае на авиашоу в Ле Бурже самолет впервые продемонстрировали обществу. Госиспытания провели в гарнизоне Кречевицы. Именно этот гарнизон стал первым, где его приняли на вооружение.

Первая серийная модель поднялась в воздух 5 мая 73 года с ВПП на территории ташкентского авиазавода. На нем же начали производить первые модификации Ил-76. За все время серийного производства самолета было построено свыше 1000 экземпляров и около 100 экспортировано в другие страны. В конце 80-х годов началось конструирование новой модификации – Ил-76МФ/ТФ. А в августе 95 года был совершен первый полет. В результате этой модификации самолёт стал более экономичным (на 15%) и повысил максимальную дальность полета (на 20%). Первый серийный Ил-76МФ собрали в марте 2012 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector