Ил-80

Самолет Ил-86 – видео

https://youtube.com/watch?v=-JK1t_-W8v8

В процессе проведения дальнейших изысканий совместно с НИИ ГА, на основе большого комплекса различных исследований и, в частности, на основе анализа распределения пассажиропотоков в зависимости от дальности полета, были составлены основные требования: число пассажиров — 350, дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой — 3600 км и крейсерская скорость полета — 900 км/ч. К числу специальных требований относились: транспортировка багажа по принципу «багаж при себе», установка на самолете трех входных дверей со встроенными трапами, исключающими применение аэродромных средств для входа и выхода пассажиров.

Для размещения 350 пассажиров требовалось значительно увеличить число кресел в ряду. В первых вариантах рассматривались различные компоновки фюзеляжа: двухпалубных с размещением пассажиров на верхней и нижней палубах, однопалубных с поперечным сечением в виде горизонтального овала. Последующие исследования показали, что эти фюзеляжи не имеют преимуществ перед круглым однопалубным фюзеляжем с двумя проходами между креслами. Такая компоновка облегчала посадку и высадку пассажиров, а также содействовала созданию в салоне более высокого уровня комфорта, который увеличивает привлекательность широкофюзеляжного самолета.

Ил-86 стал первым пассажирским самолетом, спроектированным по условиям заданного ресурса и сертификации. В нем учитывались все требования по летно-техническим и экономическим характеристикам. Делалось все, чтобы создать конкурентоспособную машину, внедрялись передовые технологии и новейшее оборудование.

На основе комплекса предварительных исследований для самолета Ил-86 был выбран фюзеляж диаметром 6,08 м, позволивший установить девять кресел в одном поперечном ряду с двумя продольными проходами. Кроме того, параметры поперечного сечения определялись с учетом новой системы транспортировки багажа пассажиров и грузов по принципу «багаж при себе плюс контейнеры». Герметичная часть фюзеляжа делится на две палубы: верхняя для пассажиров и нижняя для багажа и груза. На нижней палубе имеются два багажно-грузовых отсека, рассчитанных на перевозку контейнеров и поддонов, буфет-кухня и технические отсеки.

Совместно с ЦАГИ удалось создать крыло с высокой взлетно-посадочной механизацией, которое обеспечивает высокое аэродинамическое качество самолета на крейсерских скоростях полета. Для уменьшения нагрузки на взлетную полосу главное шасси машины сделано по трехстоечной схеме. Левая и правая стойки крепятся к крыльям, а средняя — к фюзеляжу. Каждая стойка состоит из четырехколесной тележки.

Первый полет первого самолета Ил-86 состоялся 22 декабря 1976 г. с экипажем во главе с летчиком-испытателем Э.И. Кузнецовым, с Центрального аэродрома в Москве. Серийное производство самолетов велось на Воронежском авиазаводе с 1980 по 1994 г., за это время выпущено 103 экземпляра. Первый регулярный пассажирский рейс самолет выполнил 26 декабря 1980 г. по маршруту Москва—Ташкент. В 1981 г. на самолете экипаж летчика-испытателя Г. Волохова установил 18 мировых рекордов.

Модификации

Ил-86 – Базовый вариант. Один экземпляр выполнен в специальном варианте для обслуживания президента РФ.

Ил-86В – Проект на перевозку 450 пассажиров на расстояние 3600—4000 км.

Ил-86Д – Проект модифицированного Ил-86, на базе которого был разработан самолёт Ил-96.

Ил-80/8 – Воздушный командный пункт. От обычных Ил-86 его отличает отсутствие иллюминаторов, система дозаправки в воздухе и дополнительный аппаратный отсек («горб») в носовой части фюзеляжа. Построено 4 экземпляра.

Принцип работы

Самолет Ил-80 представляет собой воздушный защищенный пункт управления, пояснил «360» военный эксперт Алексей Леонков.

«Их было принято на вооружение у нас всего три единицы на базе Ил-86 и одна единица на базе Ил-76. Они предназначались для того, чтобы во время так называемого судного дня, когда начинаются боевые действия с применением ядерного оружия, обеспечить бесперебойную связь командования Минобороны с конкретным родом войск», — отметил он.

Леонков добавил, что такие пункты управления создавались под конкретный вид войск. Один борт разработали под ракетные войска стратегического назначения, второй и третий — под сухопутные войска и военно-морской флот. Кроме того, отдельный самолет предусмотрен для командования ВВС.

«Принцип его работы простой: когда понятно, что этот день наступает, самолет поднимается в воздух и после того, как страна переживает нанесение ядерных ударов в той или иной степени тяжести, заменяет собой поврежденные линии коммуникаций», — рассказал военный эксперт.

Командные пункты могут быть также и у отдельных дивизий. Например, командному пункту подводных лодок в случае необходимости могут приказать нанести ответный удар. Именно поэтому лайнер и называют «самолетом судного дня».


Источник фото: wikipedia.org

«Внутри самолета расположена аппаратура защищенной связи различных диапазонов. На борту самолета находятся операторы во время выполнения боевого полета, которыми командует военачальник, назначенный для выполнения этой задачи», — подчеркнул Леонков.

Он отметил, что самолет по необходимости поднимают в воздух, а после выполнения поставленных задач он совершает посадку. При этом лайнер может такие полеты совершать многократно. Какое именно оборудование находится на борту, не разглашается. Эти сведения засекречены.

«Но все понимают, что там аппаратура связи. Скорее всего, за содержащимися в аппаратуре драгметаллами и охотились воры. Все знают, что то оборудование, которое должно пережить ядерный взрыв, обычно делается из высоконадежных соединений с использованием в том числе и драгоценных металлов», — сказал эксперт.

По словам Леонкова, самолеты в Таганроге модернизируют. Ситуация с кражей устройств критичная, но также есть вопрос о том, какое именно оборудование вынесли — новое или старое.

АВИАЦИЯ ПВО

МиГ-31 (летали бы, как минимум, до 2015 года) в авиации ПВО постепенно заменил бы самолёт «проекта 701», а Су-27 – «проект 1.42». Нашлось бы место и самолётам «проекта 301/321». Их бы дополнял и беспилотный микояновский истребитель «проекта 901».

Продолжалось бы и усовершенствование МиГ-31 (версии МиГ-31М, МиГ-31Б, МиГ-31Ф и МиГ-31Д). А авиационные части, вооружённые МиГ-23П (летали бы, как минимум, до 2005 года) и Су-15 (летали бы, как минимум, до 2000 года), постепенно переходили бы на Су-27 и МиГ-29, а МиГ-25П (летали бы, как минимум, до 2005 года) – на МиГ-31.

Новых истребителей авиация ПВО (в настоящее время существующая в составе командования ПВО и ПРО) так пока и не увидела: всё ограничилось модернизацией МиГ-31 до версии МиГ-31БМ.

Самолёт-«сменщик» МиГ-31 – МиГ-41 – появится в районе 2020 года: работы по нему уже ведутся.

Летно-технические характеристики в сравнении с аналогами

Так как Ил-80 разрабатывался в противовес американскому Boeing E-4B, то основными конкурентами в своей нише являются именно эти два самолета. Другие страны не отметились проектами, которые могли бы использоваться в случае серьезного ядерного конфликта.

Минус Ил-80 – моральное устаревание конструкции и двигателей, так как прототип, Ил-86, поступил в серию еще в середине 70-х годов двадцатого века. Но даже с такими очевидными проблемами Ил-80 остается серьезным конкурентом заокеанского коллеги.

Ил-80, Россия Boeing E-4B
Длина, м 59,5 70,5
Размах крыла, м 48,1 м 59,7
Высота, м 15,8 19,3
Экипаж, чел 5 60-114 (самое большое количество человек в экипаже в авиации)
Двигатели 4х13000 кгс ТВРД НК-86 4х234 kHТВД General Electric CF6-50E2
Максимальная масса на взлете, т 208 190
Скорость крейсерская/максимальная, км/ч 850/970 933/969
Дальность полета, км 3600 11000
Потолок, км 11 14

Показатели обоих самолетов схожи. Бросается в глаза только явное превосходство американского лайнера по дальности беспосадочного перелета.

Но учитывая то, что Ил-80 может дозаправляться в воздухе, его практическая дальность без посадки может достигать 9000 километров, что уже ближе к показателям Boeing E-4B.

Boeing E-4B

По данным из открытых источников, воздушные командные пункты предназначены для президента, министра обороны и других членов высшего военного руководства США на случай начала ядерной войны, если наземные структуры управления будут разрушены или повреждены.

“Апокалиптические машины” могут находиться в полете целую неделю при условии воздушной дозаправки. Все оборудование на борту защищено от поражающих факторов ядерного взрыва. Каждая машина способна поднять в воздух сотню человек.

Один из четырех E-4B всегда полностью готов к вылету в течение нескольких минут. Во время зарубежных поездок президента “самолет Судного дня” сопровождает его, как и адъютант с “ядерным чемоданчиком”. Если глава государства или руководитель Пентагона гибнут, предусмотрен сценарий мгновенной передачи командования войсками другому высокопоставленному лицу.

В США E-4B также называют “doomsday planes” (самолеты “конца света”). Четыре самолета состоят на вооружении ВВС США (USAF) и приписаны к 1-й эскадрилье (Squadron) (1ACCS) 55-го авиакрыла на базе Оффут, штат Небраска. Экипажи и наземное обслуживание E-4B входят в Боевое авиационное командование (Air Combat Command) ВВС США, которое взаимодействует со Стратегическим Командованием США USSTRATCOM.

Летно-технические характеристики E-4B являются секретной информацией.

Срочная служба в Росгвардии РФ

Конструкция

Проект получил полностью классическую аэродинамическую схему с низким расположением крыла и однокилевым оперением хвоста. Но у этого самолета есть характерные особенности, которые не позволяют его спутать ни с одним другим:

  1. Во-первых, в носовой части появился заметный горб, который служит местом расположения объемной радиоаппаратуры.
  2. Во-вторых, конструкторы провели ряд доработок для усиления фюзеляжа и крыльев.
  3. В третьих, на самолете нет иллюминаторов (кроме, разумеется, остекления кабины пилотов), а также серьезно сокращено количество входов и выходов (вместо 8 на Ил-86, осталось только 3). Данные меры необходимы, чтобы обезопасить пассажиров от последствий возможного ядерного взрыва в непосредственной близости от Ил-80.

Но в столь серьезном оснащении кроется и большой минус Ил-80. Самолет получился очень тяжелым, что требует для него хорошо подготовленную взлетно-посадочную полосу, а также высокую квалификацию пилотов для взлета и посадки. Большой вес также потребовал установку на Ил-80 сразу четырех опор шасси, а для распределения нагрузки каждая стойка получила тележки по четыре колеса. Шасси убирается в фюзеляж и подкрыльевые ниши.

Под крылом на пилонах размещены 4 турбовентиляторных реактивных двигателя НК-86. Наличие сложного оборудования на борту привело к необходимости установки дополнительных источников энергии. Ими стали 2 турбогенератора, которые спрятаны в гондолах и также закреплены на пилонах под крылом.На носовой части заметна штанга для возможности дозаправки самолета в воздухе.

🔥Как исправить «грудь сапожника»: Упражнения для впалой груди ⚡️Алексея Маматова

Убрать дефект грудного отдела позвоночника, известный как «грудь сапожника» или впалая грудь, можно через упражнения, если причины:

  • недостаток витамина D в организме;
  • сидячий образ жизни;
  • неудачное посещения мануальщика;
  • травмы.

Пояснение: когда человеку делают неумелые манипуляции, то сразу ничего не заметите. Но спустя несколько месяцев увидите, что грудь перекошена, появилась впадина.

Секретное оборудование радиосвязи

ИЛ-80 в настоящее время стоит на вооружении. В связи с этим его внутреннее оборудование является секретным. О нем известно немного. Изготовитель — предприятие «Звено-2». Название изделия — «полет». Все управление войсками осуществляется при помощи радиосвязи, поэтому самолет содержит обширный комплект средств радиосвязи любой мощности и диапазона. Каждая машина РВСН комплектуется радиостанцией Р-176. Для связи с ними предусмотрены радиостанции соответствующих диапазонов. При разрушении инфраструктуры радиорелейных станций актуальными окажутся коротковолновые станции старого образца. Снаружи самолета замечено несколько коротковолновых антенн.

Второе почти неуязвимое звено при ядерном ударе — космические спутники. ИЛ-80 оснащается несколькими станциями спутниковой связи всех диапазонов. В подборе радиоэлектронных средств учтено все многообразие диапазонов, протоколов передачи данных, криптографических ключей защиты военной связи. Безусловно, самолет содержит сотни радиоэлектронных систем. Все из них изготовлены на базе радиационно-стойких микросхем и транзисторов военных серий.

О системе от ОАО «Ленинец»

Усовершенствованый Ил-38Н отличается от предыдущих моделей наличием новой поисково-прицельной системы, наделяющей его значительно расширенными возможностями. Базой для данной системы стала экспортная модель Sea Dragon («Морской змей»), которая была начата американскими авиационными конструкторами еще в 1962 году. Российский вариант значится как система «Новелла-П-38». По получению заказа Минобороны российскими конструкторами было решено оснастить старый Ил-38 данным поисково-прицельным комплексом. Благодаря внедрению этой системы стало возможным выявление самолетом Ил-38Н воздушных целей на дистанции до 90 тыс. метров. Кроме того, модернизированный Ил-38 способен осуществлять слежку за 50 надводными объектами в радиусе не более 32 тыс. метров. Положение целей не влияет на эффективность слежения.

Оснащение

Основное вооружение Ил-20 — радиолокационная станция бокового обзора «Игла-1», предназначенная для картографирования местности по обе стороны трассы. Антенна РЛС размещена в большой подфюзеляжной гондоле. Разработку станции вело СКБ-1 ленинградского НИИ радиоэлектроники (НИИ-131 Госкомитета СССР по радиоэлектронике, НИИРЭ Минрадиопрома СССР), преобразованного вскоре во Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоэлектронных систем (ВНИ-ИРЭС), а затем вошедшего в состав НПО (ныне — холдинговой компании) «Ленинец». Главным конструктором станции был В. М. Глушков.

В передней части фюзеляжа размещалась фотоаппаратура А-87П. По бортам в передней части монтировались антенны системы радиотехнической разведки «Ромб», служившей для обнаружения радиоизлучающих объектов. В нижней части фюзеляжа за крылом устанавливались антенны станции радиотехнической разведки «Квадрат», уточняющая сведения об обнаруженных радиоизлучающих объектах. Над передней частью фюзеляжа располагались антенны системы перехвата открытых радиопереговоров «Вишня».

Экипаж Ил-20 11 человек: два пилота, штурман, бортинженер, радист и шесть операторов разведаппаратуры. Экипаж Ил-20М 13 человек: два пилота, штурман, бортинженер, радист и восемь операторов разведаппаратуры.

История[ | код]

Самолёт предназначен для управления Вооружёнными силами в случае вооруженного конфликта с применением ядерного оружия.

Требования предъявляемые к воздушному командному пункту: дальность и продолжительность полёта должны обеспечить вывод ставки Верховного главнокомандующего из угрожаемой зоны в случае опасности войны любой интенсивности; самолёт должен иметь бортовые средства защиты от оружия массового поражения, в том числе защиту от радиоактивного заражения; на самолёте должна быть аппаратура, обеспечивающая управления всеми видами вооруженных сил в том числе с использованием АСУ и ТКС, включая аппаратуру СДВ-связи; самолёт должен иметь возможность автономного применения в случае выхода из строя наземного и спутникового оборудования систем ретрансляции связи и навигации; самолёт должен иметь возможность применения с любого аэропорта ГА; самолёт должен обеспечивать высокий комфорт на борту; самолёт должен соответствовать уровню надежности: вероятность отказов в 10 раз ниже, чем для ВС военного назначения.

Внешне от своего прототипа Ил-80 отличается наличием в носовой части фюзеляжа крупного накладного отсека, в который помещено различное радиоэлектронное оборудование. Отсутствуют иллюминаторы, на крыле дополнительные пилоны с электрооборудованием. Два из четырёх самолётов имеют штангу для дозаправки в воздухе.

В отличие от своего прототипа (Ил-86), на самолёте применена усиленная конструкция крыла и корпуса. Сделано это для уменьшения последствий воздействия на самолёт со стороны возможного ядерного взрыва. Самолёт получился очень тяжёлым, что потребовало для него хорошо подготовленную взлётно-посадочную полосу, а также высокую квалификацию пилотов для взлёта и посадки. Большой вес потребовал установку на Ил-80 четырёх опор шасси. На крыле самолёта установлены пилоны, в которых размещаются генераторы энергии для радиоэлектронного оборудования.

Ил-80 не укомплектован вооружением. Защита самолёта обеспечивается истребительной авиацией сопровождения

Четыре Ил-80 и два Ил-76СК в аэропорту Чкаловский, 2011 год.

Всего было выпущено четыре таких самолёта (регистрационные номера воздушных судов (РНВС) СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148, СССР-86149).
9 мая 2010 года самолёт с РНВС RF(Россия)-86147 (93645) принял участие в воздушной части парада в честь 65-й годовщины победы в Великой Отечественной войне в Москве.

Один из самолётов (RF-93642, бывший 86148) прошёл модернизацию с установкой нового электронного оборудования в 2015 году.

В декабре 2020 года стало известно, что из одного из самолётов в аэропорту Таганрог-Южный (который проходил плановый ремонт в ТАНТК) было похищено оборудование, предположительно, для сдачи на металоллом. Пропали 39 радиостанционных блоков и пять плат из пяти демонтированных блоков.

Помимо четырёх Ил-80, было построено два самолёта Ил-76СК (Ил-76ВКП), номера СССР-76450 и СССР-76451, близких по составу оборудования и решаемым задачам. Базируются там же[источник не указан 112 дней].

Что такое Росгвардия и кто там служит

ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ

Здесь велись работы по дальнейшему развитию самолёта Ту-160, в рамках которой были разработаны следующие проекты:

• Ту-160В – с силовой установкой, работающей на жидком водороде, самолёт должен был быть увеличен в размерах (для размещения баков с жидким водородом);
• Ту-160М – удлинённый вариант самолёта, с изменёнными бомбоотсеками (носитель перспективной гиперзвуковой ракеты Х-90);
• Ту-160НК-74 – с более экономичными двигателями НК-74;
• Ту-160К (К – авиационной ракетный комплекс «Кречет») (1984) – с увеличенной до 50 тонн массой боевой нагрузки, носитель двух перспективных ракет «Кречет-Р». Общая дальность действия комплекса составляла 10000 км.
• Ту-161 («161») – межконтинентальный многорежимный стратегический самолет-носитель, дальнейшее развитие Ту-160. Его появление, согласно первоначальным планам, ожидалось в середине 90-х годов.

Ту-160К

С 1983 года велись работы по модернизации Ту-22М3 до варианта Ту-22М4 (до 1987 года носила обозначение Ту-32), который предполагалось оснастить новыми БРЭО (в т.ч. РЛС с Ту-160), прицельно-навигационным комплексом, комплексом РЭБ и связи, более мощными двигателями (НК-32). В состав средств поражения должны были войти 6 УР Х-32, или 10 Х-57 (в т.ч. 4 – на внешних узлах подвески), или управляемые планирующие авиабомбы УПАБ-1500. Также предполагалось модернизировать и планер самолёта.

Прототип данной машины (по некоторым данным, сер. 45-10) был построен в 1990 году, переоборудован под установку НК-32, но их так и не поставили. Работы по машине прекращены в ноябре 1991 года.

Внешне Ту-22М4 распознаётся увеличением с 9 до 12 количества створок дополнительного забора воздуха по обоим бортам фюзеляжа. В настоящее время опытная машина находится в музее Дальней авиации в Рязани.

По одним данным – это Ту-22М4, по другим – летающая лаборатория на базе Ту-22М3

По некоторым данным, велись работы и по самолёту с ещё более расширенными боевыми возможностями – Ту-22М5, который должен был получить улучшенную аэродинамику с учётом мер по снижению радиолокационной заметности. В составе его вооружения должны были войти ракеты «воздух-воздух» большой и средней дальности.

Катастрофы и аварии

Первая авария в истории эксплуатации Ил-62 произошла при тестировании авиалайнера 25 февраля 1965 года.

Авиакатастрофа Ил-62

14 августа 1972 года самолет Ил-62, принадлежащий авиакомпании Interflug, потерпел крушение на территории Германской Республики. Сразу после взлета экипаж обнаружил неисправности — было принято решение совершить посадку, но задняя часть фюзеляжа загорелась и хвост самолета отпал. Погибло 156 людей.

Мнение эксперта Исаак Якович Зельдер Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

13 октября 1972 года в Шереметьево случилась еще одна авария: по причине плохих погодных условий экипаж не справился с управлением и при посадке врезался в маяк аэропорта. 174 человека погибло.

20 августа 1975 года в Дамаске крушение потерпел самолет Ил-62 авиакомпании CSA. По вине экипажа, спустившегося ниже допустимой высоты, погибло 126 человек.

29 сентября 1982 года в Люксембурге Ил-62 вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы и врезался в здания аэропорта. 91 погибший.

1 июля 1983 года в горах Гвинеи по неустановленной причине потерпел крушение Ил-62 компании CAAK. 23 погибших.

На месте аварии самолета

9 мая 1987 года Ил-62 авиакомпании LOT держал курс из Варшавы в Нью-Йорк. Загорелся второй двигатель: экипаж пытался справиться с управлением, но другие системы были выведены из строя. Самолет упал в лес. Место падения находилось в шести километрах от взлетно-посадочной полосы. 183 погибших.

Ил-62 стал первым шагом отечественного производителя: множество деталей, которые были введены при разработке Ил-62, использовались при конструировании последующих авиалайнеров.

Конструкция

Ил-20М от исходного самолёта Ил-20 отличается более мощными двигателями АИ-20М, меньшей полётной массой и увеличенной до 5 400 км дальностью полёта.

По бортам передней части пассажирской кабины установлены фотоаппараты перспективной аэрофотосъёмки «А-87П» и станция общей радиотехнической разведки «Ромб-4».
В подфюзеляжной гондоле находится антенна радиолокационной станции бокового обзора (РЛС БО) «Игла-1».
На самолёте стояла также станция детальной радиотехнической разведки «Квадрат-2» и аппаратура радиоперехвата УКВ-диапазона «Вишня».
Лётный экипаж состоит из 5 человек.
В передней и средней части пассажирской кабины установлены кресла для 6 (впоследствии 8) операторов радиотехнических систем. Операторский состав возглавлял начальник бортового разведывательного комплекса (БРК). В хвосте самолёта оборудована комната отдыха с обычными сдвоенными пассажирскими креслами, буфет, гардероб и туалет.

Отличия от базового самолета Ил-86

Если сравнивать Ил-80 с самолетом Ил-86, который стал для него базой, то можно заметить много различий. Большинство из них связаны с техническим оборудованием и улучшением защиты от возможных угроз.

Чем отличается Ил-80:

  • на борту отсутствует пассажирское и транспортное оборудование, применявшееся при гражданской эксплуатации;
  • пассажирский салон – с новым интерьером, обеспечивающим комфортную работу группы боевого командования и размещение всего необходимого;
  • средняя часть фюзеляжа не имеет иллюминаторов, количество и расположение дверей, люков и трапов были изменены вместе с каркасом;
  • присутствует стандартная система определения принадлежности к российским вооруженным силам «Пароль»;
  • установлен специальный радиотехнический комплекс для связи со всеми группами ВС РФ напрямую, через спутник или с помощью ретрансляторов;
  • радиотехнический комплекс дополнен новой системой связи между летными экипажами военно-воздушных сил и улучшенным переговорным устройством;
  • для поддержания нормального климатического уровня и обеспечения работы радиотехники применена особая система кондиционирования;
  • базовая вентиляция была модифицирована для защиты борта от воздействия вредных веществ при нахождении в зоне ядерного, биологического или химического удара;
  • под крылом монтированы две дополнительных силовых установки для обеспечения функционирования нового оборудования и кондиционирования;
  • самолет получит штангу для выполнения дозаправки в воздухе, чтобы иметь возможность пролететь большее расстояние.

Ил-80 намного безопаснее любого базового пассажирского или военного самолета. Конструкторы сделали все возможное, чтобы авиалайнер мог оставаться в воздухе и обеспечивать руководству бесперебойное управление вооруженными силами.

Вас заинтересовала история самолета Ил-80?

ДаНет

История

Самолёт предназначен для управления Вооружёнными силами в случае вооруженного конфликта с применением ядерного оружия.

Требования предъявляемые к воздушному командному пункту: дальность и продолжительность полёта должны обеспечить вывод ставки Верховного главнокомандующего из угрожаемой зоны в случае опасности войны любой интенсивности; самолёт должен иметь бортовые средства защиты от оружия массового поражения, в том числе защиту от радиоактивного заражения; на самолёте должна быть аппаратура, обеспечивающая управления всеми видами вооруженных сил в том числе с использованием АСУ и ТКС, включая аппаратуру СДВ-связи; самолёт должен иметь возможность автономного применения в случае выхода из строя наземного и спутникового оборудования систем ретрансляции связи и навигации; самолёт должен иметь возможность применения с любого аэропорта ГА; самолёт должен обеспечивать высокий комфорт на борту; самолёт должен соответствовать уровню надежности: вероятность отказов в 10 раз ниже, чем для ВС военного назначения.

Внешне от своего прототипа Ил-80 отличается наличием в носовой части фюзеляжа крупного накладного отсека, в который помещено различное радиоэлектронное оборудование. Отсутствуют иллюминаторы, на крыле дополнительные пилоны с электрооборудованием. Два из четырёх самолётов имеют штангу для дозаправки в воздухе.

В отличие от своего прототипа (Ил-86), на самолёте применена усиленная конструкция крыла и корпуса. Сделано это для уменьшения последствий воздействия на самолёт со стороны возможного ядерного взрыва. Самолёт получился очень тяжёлым, что потребовало для него хорошо подготовленную взлётно-посадочную полосу, а также высокую квалификацию пилотов для взлёта и посадки. Большой вес потребовал установку на Ил-80 четырёх опор шасси. На крыле самолёта установлены пилоны, в которых размещаются генераторы энергии для радиоэлектронного оборудования.

Ил-80 не укомплектован вооружением. Защита самолёта обеспечивается истребительной авиацией сопровождения

Четыре Ил-80 и два Ил-76СК в аэропорту Чкаловский, 2011 год.

Всего было выпущено четыре таких самолёта (регистрационные номера воздушных судов (РНВС) СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148, СССР-86149).
9 мая 2010 года самолёт с РНВС RF(Россия)-86147 (93645) принял участие в воздушной части парада в честь 65-й годовщины победы в Великой Отечественной войне в Москве.

Один из самолётов (RF-93642, бывший 86148) прошёл модернизацию с установкой нового электронного оборудования в 2015 году.

В декабре 2020 года стало известно, что из одного из самолётов в аэропорту Таганрог-Южный (который проходил плановый ремонт в ТАНТК) было похищено оборудование, предположительно, для сдачи на металоллом. Пропали 39 радиостанционных блоков и пять плат из пяти демонтированных блоков.

Помимо четырёх Ил-80, было построено два самолёта Ил-76СК (Ил-76ВКП), номера СССР-76450 и СССР-76451, близких по составу оборудования и решаемым задачам. Базируются там же[источник не указан 112 дней].

Похищение оборудования

За помощью к сотрудникам полиции 4 декабря обратился начальник службы авиационной безопасности акционерного общества «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) имени Бериева». Он сообщил, что во время утреннего осмотра самолета нашли следы вскрытия грузового люка. Специалисты подсчитали, что с борта украли 39 радиостанционных блоков и пять плат из демонтированных приборов.

«Инженер по эксплуатации ВС рассказал, что в ТАНТК производилась замена смазки на штоках амортизаторных стоек шасси. По его словам, все бортовые приборы на момент приемки самолета были на месте. После окончания работ основной вход, люк грузового отсека, три запасных выхода были опечатаны», — привел телеканал РЕН ТВ слова осведомленного источника.

Собеседник канала подчеркнул, что во время осмотра лайнера 26 ноября ни одна из печатей не была повреждена. На месте правоохранители нашли отпечатки пальцев и следы обуви. Воры оставили улики на грузовом люке, в отсеках самолета, а также на оставленной крышке распределительного устройства. Сейчас управление на транспорте УТ МВД России по СКФО проводит проверку.

Торговая фирма

Факты из истории

Самолет Ил-80 разработали в конце 1980-х годов сотрудники в КБ Ильюшина. Сейчас это предприятие называется ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина». Первый полет воздушного командного пункта (ВзПУ) прошел 29 мая 1985 года. Самолет поднял в воздух с воронежского аэродрома Придача заслуженный летчик-испытатель СССР Станислав Близнюк.

Лайнер создали для управления военными в случае вооруженного конфликта с применением ядерного оружия. Из-за этих целей у самолета можно увидеть минимальное число люков, а иллюминаторов вовсе нет. Два из четырех самолетов имеют штангу для дозаправки в воздухе. Все воздушные суда могут работать полностью автономно.

Экипаж Ил-80 составляют операторы систем и офицеры боевого управления. Борт оборудован средствами связи, системами жизнеобеспечения и источниками электропитания. Более детальная информация о самолете неизвестна, так как является государственной тайной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector