Плеть-нагайка: происхождение, разновидности, способы самостоятельного изготовления

Содержание:

Содержание

Как сделать своими руками арапник

Изготовление кнута-арапника своими руками, в том числе и в виде традиционной казачьей нагайки, не является чем-то сложным. Это древнее боевое оружие можно сделать и с применением достаточно современных материалов, опираясь на схемы и практические рекомендации.

Самостоятельное создание арапника начинается с изготовления рукояти. Для этого традиционно используются твёрдые сорта дерева — бук, дуб, ясень, акация. В целом материал рукояти должен быть прочным, но лёгким, поэтому допустимо также применять текстолит или эбонит, а вот лёгкие сплавы металлов, напротив, не рекомендуются. Чтобы рукоятка не получилась слишком толстой, перед оплёткой необходимо уменьшить её диаметр на такую величину, которая равна толщине полос кожи, используемых при оплётке.

Классическим требованием при изготовлении плети является использование в качестве сырья натуральной сыромятной кожи, предпочтительно коровьей. Приготовленные к плетению ремни необходимо перед этим вымочить в обычной воде: процесс плетения в результате станет намного проще, а после высыхания кожи плеть станет прочнее.

Плетение кнута-арапника производится в двух основных типах: обычное либо с заложенной сердцевиной (витнем). Наличие сердцевины делает кнут менее гибким, но усиливает удар, поэтому такие плети чаще всего использовались для охоты или боя.

Плетение с витнем

В схемах подобного типа плетения (для любого классического вида арапника, включая нагайку) в качестве сердцевины традиционно применяется конский волос. В современных условиях многим добыть его непросто, поэтому для подосновы вполне подойдёт капроновый шнур, закрепляемый в будущей рукоятке. К подоснове прикручиваются полоски так, чтобы сначала приматывались те, которые пойдут слева направо, а потом противоположные. Конец закрепляется нитками.

Примерная схема плетения при изготовлении нагайки

Обычное плетение

Плетение без применения сердечника, по сути, напоминает плетение обычной косички. Кожаные полоски для плетения нарезаются с помощью обычного канцелярского ножа, образуя сужение к кончику, и обрабатываются кромкорезом. Полосок может быть и 4-6, но для «классической» нагайки рекомендуется 8, а для «усиленного» арапника — 10, 12 и даже 14.

Форма шлепка (кожаного мешочка на окончании ударной части хлыста, в который помещается груз для усиления удара) рекомендуется трапециевидной, что считается наиболее удобной формой. Шлепок для нагайки лучше изготавливать не цельным, а на шнуровке. При необходимости в образовавшийся кармашек можно будет помещать грузика, которым могут служить кусочек свинца либо пуля, примерно соответствующая калибру 5,45 мм.

Автор статьи:
Роев Олег

Источники: усовершенствованные фрегаты проекта 22350 смогут нести до 24 ракет «Циркон»

Варианты и принципы использования кнута

Сфера применения Назначение и особенности действия кнута
Сельское хозяйство Понукание животных в земледелии и скотоводстве. Рогатый скот пугается щелчка, который издает кнут, либо реагирует на удары.
Система наказаний Инструмент для осуществления наиболее суровых и жестоких видов наказания для людей. Грамотно поставленный удар кнута рассекал кожу и ближайшие ткани до костей. После 10-15 таких ударов кнут отсыревал от крови, поэтому его приходилось менять.
Оснащение кавалерии Элемент управление конём, а также эффективное вспомогательное оружие.
Охота Основной инструмент всадника при многих способах конной охоты на различную дичь, от зайцев до волков.
Дрессировка животных В настоящее время применяется цирковыми дрессировщиками в отношении различных животных, а также специалистами-кинологами.

При нанесении удара утончённый к кончику хвост кнута способен развивать сверхзвуковую скорость. Удар достаточно гибкого кнута производит характерный звук, похожий на щелчок. Поражающее свойство кнута могло усиливаться особыми утяжелениями на его наконечнике. Подобная конструкция порой именовалась «римским бичом» (на Руси это чаще называлось «кистень») и имелась на вооружении как в древнерусских дружинах, так и у монгольской орды.

Боевая плеть

Поражающее свойство плётки могло также и целенаправленно ослабляться, чтобы излишне сильным ударом не травмировать шкуру лошади при верховой езде. В этих целях плеть оснащалась относительно широкой кожаной бляшкой («шлепком») на кончике, либо, как вариант, кончик делался из нескольких хвостов.

В Домострое плеть указывалась как орудие домашнего наказания. Среди важнейших ритуальных обрядов можно отметить следующий: в день свадьбы жених должен был положить кнут в свой сапог как знак того, чтобы супружеская власть в доме принадлежала ему. Этот обряд до сих пор имеет отражение в традициях казачества, отличая строевого женатого казака.

Кнут служил инструментом наказания (в том числе судебного) в рамках установленной сословной системы. Основаниями для назначения подобного наказания становились достаточно тяжкие преступления, включая убийство и участие в бунте. Плети со временем стали представлять собой облегчённую версию кнута и также применялись для менее тяжких публичных наказаний.

Донская казачья нагайка

История появления плети

Трудно проследить точное время появления первых плетей. Изначально плеть была распространена среди народов Азии, а после распространилась по Европе и даже в Америку (ковбои).

Известно, что у древних народов бичевание использовалось для усиления плодородия, так заклинали урожай. У некоторых народов было принято хлестать скульптуры и изображения богов, для того, чтобы получить их помощь. Также, было распространено поверье, что удары кнутов стимулируют плодовитость как у мужчин, так и у женщин.

Боевая плеть

Использование плетей у кочевых народов

Чтобы понять, что такое плеть для кочевых народов, нужно совершить небольшой экскурс в историю. С незапамятных времен кочевники использовали кнуты, арапники, хлысты и нагайки для трех основных функций:

  • пастуший бич в скотоводстве;
  • боевое оружие;
  • орудие для охоты.

В XI-VIII в. до н.э. ассирийцы используют плеть для более точной стрельбы конных лучников. Вплоть до Средних веков плетка является одним из важнейших атрибутов обмундирования конного воина. Более того, плеть как оригинальное оружие сохраняется у некоторых народов (калмыки, казахи, тувинцы, киргизы) и по настоящее время.

Кроме того, кочевые народы (особенно киргизы) часто использовали кнуты для конных поединков: цель противников была выбить друг друга из седла ударом нагайки («бой голых»). Такой вид состязаний сохранился у киргизов вплоть до ХХ в.

Целью этих поединков было научить вести бой не только с помощью основного, но и используя подручное орудие.

Для боя была разработана целая система ударов.

В руках опытных владельцев кнут превращался в мощнейшее оружие: точный удар бича мог переломать хребет волку. В бою плеть при ударе могла выбить глаз, разорвать одежду, воздействовать на коня, кроме того, от нее нельзя было закрыться щитом.

Плеть, как правило, закреплялась на запястье, при этом позволяя свободно пользоваться рукой.

Плетка в эпоху античности

Битье плетьми в античности являлось специальным наказанием для рабов. Плети начиняли специальными приспособлениями для более эффективных и больных ударов: свинцовые шарики, острые бараньи кости, воловьи жилы.

Плети являлись атрибутом некоторых богов в Древнем Риме (Аполлон, Дионис, Беллона и др.). Кроме того, нередко использовалась практика битья кнутом женщин для усиления их плодовитости. Также полководцы-победители украшали бичами свои колесницы.

Хлысты, арапники и нагайки в России

В российской военной практике арапники и нагайки, как правило, имели следующий вид: короткая деревянная рукоятка, в палец толщиной и плетеная основа из кожаных ремешков, два (а после 1839 г.) хвоста.

В XVII веке хлысты использовались в качестве наказания духовных судов как для духовных лиц, так и для светских, подсудных церковному суду.

Фото хлыста

В Домострое плеть указывалась как орудие домашнего наказания. Кроме того, в день свадьбы жених должен был положить кнут в свой сапог, для того, чтобы супружеская власть в доме принадлежала ему.

Плети использовались как наказание для крепостных и для учащихся учебных заведений.

Полиция использовала удары хлыстом для наказания.

В светских судах плеть как наказание используется с XVIII века, а позже становится самым тяжким наказанием. Битье плетьми происходило публично и осуществлялось палачом, назначалось и как самостоятельное наказание, и в совокупности с другими видами наказания. После публичного биться человек не мог быть отдан на военную службу.

Основаниями для назначения такого рода наказания были следующие: преступление против государства, участие в бунте, убийство. Вскоре плети все больше вводятся в практику, вместо более сурового наказания кнутом.

Во второй половине XIX века плети исключаются из лестницы наказаний и сохраняются в небольшом количестве для мужчин, находящихся в ссылке.

Что такое нагайка и ее разновидности

В российской военной практике арапники и нагайки стали особой разновидностью оружия. В течение 19 века они стали отличительным типом вспомогательного вооружения следующих воинских формирований:

  • Казачьих войск;
  • Так называемых «инородческих» кавалерийских подразделений из представителей кочевых народов;
  • Подразделения конной жандармерии.

В последнем случае нагайка широко применялась в ходе подавления бунтов и для разгона демонстраций. А в казачьей среде нагайки издавна использовались для наказания провинившегося казака.

Основной версией происхождения слова «нагайка» считается разговорный вариант термина «ногайская плеть», основанный на использовании в конструкции казачьей плети элементов, позаимствованных у так называемых «нагайцев» («ногайцев») — племенных образований кочевников под властью одного их правителей Золотой Орды, хана Ногая. Имеется также версия, связанная со словом «нага», что в санскрите означает «змея», а самый древний и простой способ плетения нагаек назывался «змеиным» и внешне напоминал чешуйки этих рептилий.

В общем виде нагайка представляет собой плотное сплетение кожаных ремешков со специальным мешочком на конце, в который может помещаться груз для усиления удара. Это оружие весьма компактно, его удар обладает огромной скоростью, на которую крайне сложно успеть среагировать, и вызывает у противника сильный болевой шок.

Первоначально многие казачьи нагайки были двухвостыми: одна из плетей (усиленная) служила оружием, другая предназначалась для управления конем. Неиспользуемый тип плети при этом фиксировался специальным зажимом. В 1839 году приказом военного ведомства было произведено упорядочение нагаек как элемента казачьего вооружения, которое закрепило исключительно однохвостую их разновидность. В то же время ряд традиционных отличий в типах нагаек сохраняется вплоть до наших дней.

Боевые плети, как правило, закреплялась на запястье, при этом позволяя свободно пользоваться рукой. В казачьих нагайках эту роль выполнял темляк — петля для кисти, которая позволяла крепко удерживать плеть. Кроме того, в начале рукоятки обычно размещался встроенный наконечник из металла (шалыга), который служил для нанесения удара непосредственно рукоятью.

  • Донская. Донская нагайка имеет кольцо (металлическое или ременное) на конце рукояти длиной 30-40 см, к которому непосредственно прикрепляется сама плеть длиной 1,5-2 метра, что делает удар более резким.
  • Кубанская. Кубанская нагайка имеет относительно короткую (около 20 см) рукоятку, которая оплетается кожей, плавно переходящей в основное плетение. Место соединения хвоста плети с рукояткой при этом визуально не различимо. Данный тип нагайки лучше подходит для нанесения щелковых ударов.
  • Уральская. Считается разновидностью кубанской нагайки, в отличие от которой имеет навершие вместо плетеного «яблока». Длина рукояти — 15-20 см, длина плети — 50-75 см.
  • Уставная. Считается разновидностью донской нагайки для армии Российской Империи. В соответствии с указом Александра III боевыми уставными нагайками вооружали всех казаков вне зависимости от звания: от рядового до генерала.
  • Запорожская. Считается разновидностью кубанской нагайки.
  • Арапник. Длинный охотничий либо дрессировочный кнут с тонким и прочным навоем (из пеньки, шелка или конского волоса), размещенный на коротком кнутовище. Все нагайки считаются его более короткой разновидностью. Сам термин «арапник» возник от искаженного польского наименования плети, произошедшего от немецкого «herab» («прочь»).
  • Волчатка. Разновидность арапника с жесткой рукояткой, предназначенная для охоты верхом на коне на волков и лисиц. Длина обычной волчатки — около одного метра. Ударная часть имеет более толстое плетение, а на конце прикрепляется грузик для большей пробивной силы. Из-за сходства основных параметров с казачьей нагайкой часто служит синонимом этому оружию.
  • Татарская камча. Тонкая однохвостая плеть с тонким бичом. Традиционная татарская камча зачастую относится к разновидности донского типа нагаек.
  • Ременная плеть. Общее понятие, объединяющее виды нагаек разных типов. Сюда включают и особые конструкции, например, разновидность калмыкской плети «ташмг», которая изготавливалась не переплетением узких кожаных ремешков, а путем прошивки нескольких относительно широких полос из сыромятной кожи тонким кожаным шнурком-нитью.

Донская нагайка своими руками

Донская нагайка с шалыгой Процесс, как сплести донскую нагайку, немного отличается от изготовления кубанской тем, что хлысты имеют разную конструкцию. Для рукояти понадобится тонкий деревянный черенок длиной 30-40 см. Аналогично изготовлению кубанской нагайки, нарезаются полоски кожи с сужением книзу. В качестве сердечника можно использовать ту же кожу, что для оплетки, только при этом берутся две полосы, скручиваются вокруг своей оси для придания круглого сечения и упругости. В шлепок добавляется небольшой груз, заплетается вовнутрь. На конец, противоположный шлепку, прикрепляется бахрома из кожи. Когда шлепок и основная часть будут сплетены, можно приступать к креплению фиксатора плети к рукояти. Таким фиксатором вполне может послужить обычное кольцо от связки ключей, только оно должно быть крупным по диаметру. Далее изготавливается рукоять: по центру палки высверливается отверстие, в котором закрепляются полоски кожи, сверху обтянутые тугой ниткой. Плетение рукояти осуществляется аналогичным образом, что и при изготовлении кубанской нагайки. Отверстие закрывается кусочком кожи, присоединяется к плети с кольцом-фиксатором. Арапник готов.

Разбираем простой пошаговый метод одинарной головоломки

Вырежьте из кожи длинную полоску и прорежьте в ней продольные полосы. Концы должны оставаться нетронутыми. У вас получится полоса кожи, разрезанная на три шнура.

Зафиксируйте один кончик полосы на рабочем месте. Нижний конец потяните на себя, а затем пропустите его между 2 и 3 полосой — это облегчит плетение. Сверху на плетёнке первый шнур заведите на второй, а потом продёрните его между вторым и третьим. Шнур 3 перебросьте через первый, второй через третий. В завершение снова натяните конец плетения на себя и пропустите его между шнурками 2 и 3.

Повторяйте эти шаги, следуя схеме, пока не закончите плести. В конце снова сделайте петлю, продёрнув полосу между шнурами.

Для изготовления женских браслетов добавьте в плетение различные бусины, стразы и другие детали.

Период японского колониального господства (1910 – 1945)

С началом периода японского колониального господства (1910 – 1945) в Корее было учреждено генерал-губернаторство Чосон (яп. Тёсэн). На поздних этапах был выдвинут лозунг «Нэсон ильчхе» (яп. «Найсэн – иттай»), что означает «Япония и Корея – единое целое». Политика, проводимая под данным лозунгом, ставила своей целью полную ассимиляцию корейцев, лишение их своих национальных корней. Запрещалось произносить по-корейски свои имена и фамилии, запрещалось говорить по-корейски и даже пользоваться корейским алфавитом. В период колониального порабощения не прекращалась вооружённая антияпонская борьба корейских партизанских отрядов, базировавшихся на территории Китая и России. В Китае было образовано Временное правительство в эмиграции, осуществлявшее руководство национально-освободительным движением. Первомартовское движение за независимость, развернувшееся в Корее 1 марта 1919 г., вошло в историю как всенародное движение, проходившее под лозунгом «Тоннип мансе!» («Да здравствует независимость!») и противопоставившее действиям вооружённых войск и полиции ненасильственные методы борьбы. С окончанием в 1945 г. Второй мировой войны японская армия ушла с территории страны, и период колониального господства завершился

«Без муки нет науки»

Обучение издревле столь же прочно ассоциировались с телесными наказаниями. Розги заботливо развешивались по стенам и расставлялись по углам классных комнат. В школьном лексиконе бытовало латинское выражение manum ferŭlae subducĕre — букв. «подставлять руку под розгу», перен. «идти в школу». Согласно английской пословице, надлежит целовать палку, которой учат (to kiss the rod that governs). Согласно русской, «пожалеть розгу — испортить ребенка».

Для школьных телесных наказаний использовались специальные приспособления. Особой изобретательностью отличались, опять же, англичане. Одна из ритуальных позиций школьной порки называлась horsing — от слова «лошадь» (horse). Тело наказуемого привязывали к колодке или удерживали двое помощников, часто из числа самих учеников — и секли розгами по спине и ягодицам.

Нерадивых учеников шлепали паддлом (англ. рaddle — весло, лопатка) — вытянутой пластиной с рукоятью. Лупили колотушкой с грушевидным расширением на конце и круглой ямкой — чтобы вскакивали волдыри. В викторианских школах непосед обуздывали с помощью приспособления в виде двух соединенных веревочкой деревянных планок с отверстиями для пальцев. Планки с зафиксированными руками связывали узлом за спиной ребенка.

В образовательных учреждениях Шотландии по детским ладоням прохаживался тоуси, или тоуз (tawse) — кожаный ремешок с раздвоенным концом и деревянной рукояткой. В ряде немецких гимназий педагог исполнял свои прямые обязанности, а телесными наказаниями ведал специальный «синий человек», der blau Mann. В ход шли также линейки и указки, острые спицы и перья. Школяров и юных подмастерьев ставили коленями на горох, соль, битый кирпич. Устраивали «выволочку», таская за волосы и выкручивая уши.

На спины провинившимся в классе цепляли тетрадки с ошибками и выставляли в коридор или водили по всей школе, принуждая выслушивать издевки и терпеть нападки однокашников. На шею вешали грифельные доски и оставляли «стоять столбом» до конца урока. Принуждали «бить поклоны» в полуобнаженном виде на школьном дворе. За прогулы и опоздания привязывали к ногам кирпичи и прочие «потешные» предметы.

Другие значения этого слова:

  • «… не мучит, а добру учит»
  • «… не мучит, а добру учит» (посл.)
  • «Акселератор» для лошади
  • «Акселератор» кучера
  • «Доносчику первый …»
  • «Не указчик тебе … и плеть»
  • «Педаль газа» в руках кучера
  • «Педаль газа» извозчика
  • «Педаль газа» кучера
  • «Погоняло» кучера
  • «Подгонятель» лошадей
  • «Подгонятель» пастуха
  • «Понукатель»
  • «Стимул» для лошади
  • «Щелкунчик» пастуха
  • «Язык» кучера
  • «Язык» пастуха
  • (переносное значение) правительственная система гнета, насилий (риторическое)
  • Альтернатива прянику
  • англичанин в такой ситуации, скорее всего, вспомнит о палке и морковке, а мы о … и прянике
  • Антипод пряника
  • антоним пряника из известной поговорки
  • арапник
  • атрибут для вершения торговой казни
  • Атрибут для торговой казни
  • Атрибут кучера
  • Атрибут садиста
  • Бич
  • Бич к прянику
  • Бич пастуха
  • бич, но не бомж
  • Бич, плеть
  • большая плеть
  • Воспитательный антипод пряника
  • Воспитывает с пряником
  • гибкий аргумент пастуха
  • Гибкий помощник пастуха
  • Длинный ремень из сыромятной кожи с рукоятью, применявшийся для телесных наказаний
  • длинный ремень из сыромятной кожи с рукоятью, применялся для телесных наказаний
  • Довид (наст. Давид Фиксман) (1900—55) русский поэт
  • доносчику-первый …
  • дополнение к прянику
  • засвистит над пегою парою
  • знаменитый белый медведь, живший в Берлинском зоопарке
  • инструмент возницы
  • инструмент для увеличения скорости лошади
  • лошадиный бич
  • Лошадиный бич.
  • музыкант из сказки Топелиуса
  • Напарник пряника
  • напарник пряника в деле воспитания
  • Напарник пряника в деле воспитания.
  • Напарник пряника по воспитанию
  • непременный «друг» пряника
  • Несъедобный собрат пряника
  • Нужен кучеру и садисту
  • Оппонент пряника в деле воспитания
  • оппонент пряника в политике
  • Орудие пастуха
  • орудие понукания
  • Палочка — у дирижёра, а у пастуха?
  • Палочка у дирижера, а у пастуха
  • партнер пряника по воспитанию
  • пастуший подручный
  • Пастуший подручный.
  • пастуший хлесткий подручный
  • Пастуший хлесткий подручный.
  • Педагогическое приложение к прянику
  • Плётка пастуха
  • Плеть пастуха
  • Погоняло кучера.
  • Погоняло ямщика
  • подстегивающий ремень
  • политический оппонент пряника
  • Политический оппонент пряника (книжное)
  • политический противовес пряника
  • понукатель животных
  • принадлежность пастуха
  • Принадлежность пастуха, длинный ремень с рукоятью
  • Противовес пряника
  • рабочий инструмент пастуха
  • Русская поэтесса, дочь композитора А. Скрябина
  • Сарра (Скрябина Ариадна) (1904—44) русская поэтесса, дочь композитора А. Н. Скрябина, участница Движения Сопротивления во Франции, погибла в бою с фашистами в Тулузе
  • Скотский погонщик
  • средства управления: … и пряник
  • Средство воспитания
  • у шофера педаль газа, а что у кучера
  • у шофера педаль газа, а что у кучера?
  • Увеличитель скорости лошади
  • Хлёсткий аргумент пастуха
  • хлесткий бич
  • хлесткий помощник пастуха
  • хлыст, большая плеть, плетка, бич

Отрывок, характеризующий Арапник

Они помолчали. – Только для чего же в Петербург! – вдруг сказала Наташа, и сама же поспешно ответила себе: – Нет, нет, это так надо… Да, Мари? Так надо… Прошло семь лет после 12 го года. Взволнованное историческое море Европы улеглось в свои берега. Оно казалось затихшим; но таинственные силы, двигающие человечество (таинственные потому, что законы, определяющие их движение, неизвестны нам), продолжали свое действие. Несмотря на то, что поверхность исторического моря казалась неподвижною, так же непрерывно, как движение времени, двигалось человечество. Слагались, разлагались различные группы людских сцеплений; подготовлялись причины образования и разложения государств, перемещений народов. Историческое море, не как прежде, направлялось порывами от одного берега к другому: оно бурлило в глубине. Исторические лица, не как прежде, носились волнами от одного берега к другому; теперь они, казалось, кружились на одном месте. Исторические лица, прежде во главе войск отражавшие приказаниями войн, походов, сражений движение масс, теперь отражали бурлившее движение политическими и дипломатическими соображениями, законами, трактатами… Эту деятельность исторических лиц историки называют реакцией.

плетка II[править]

Морфологические и синтаксические свойстваправить

плет-ка

Глагол.

Корень: .

  1. запутывать (нити и т. п.) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. перен. впутывать, ввязывать, приплетать ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. путаться ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  4. вмешиваться, впутываться ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  5. мотаться (по свету) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  6. перен. путаться (с кем-либо) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Происходит от праслав. *plestī, *pletǭ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. плести, плету, ст.-слав. плести, плетѫ (др.-греч. συρ᾽ῥάπτειν), русск. плести, плету, укр. плести́, плету́, белор. плесць, болг. плета́, сербохорв. плѐсти, плѐте̑м, словенск. plésti, plétem, чешск. plést, pletu, словацк. рliеsť, pletiem, польск. pleść, plotę, в.-луж. plesć, н.-луж. plasć. Восходит к праиндоевр. *plek’-.; родственно лат. рlесto, -еrе «плести», д.-в.-нем. flehtan — то же, греч. πλέκω — то же, πλεκτή «верёвка, сеть», πλοκή «плетение», πλόκος, πλόκαμος «коса, заплетённые волосы», др.-инд. рrаc̨nаs «плетение, плетёная корзина». Ср.: плот. Сюда же плеть. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Морфологические и синтаксические свойстваправить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. пле́тка пле́тки
Р. пле́тки пле́ток
Д. {`3`}і пле́ткам
В. пле́тку пле́тки
Тв. пле́ткою пле́тками
М. {`3`}і пле́тках
Зв. пле́тко* пле́тки*

пле́т-ка

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3*a).

Корень: .

Шаги

Метод 1 из 2:

Делаем щелчок спереди

1

Правильно возьмите кнут. Ноги расставьте на ширину плеч и крепко возьмитесь за рукоятку кнута вашей сильной рукой, той которой вы пишите. Держите кнут так, как вы сжимаете руку другого человека при крепком, деловом рукопожатии.

2

Возьмите кнут и займите исходное положение. Сам кнут должен быть распутанным, разложенным и желательно, чтобы он лежал прямо за вами, перпендикулярно вашим бедрам. Не обязательно, чтобы он лежал идеально ровно, но убедитесь, что он не заденет вас за ноги или бедра, когда вы взмахнете им для щелчка.

3

Потренируйтесь плавно замахиваться кнутом вверх в воздух. Все остальные удары кнутом основываются на основном переднем щелчке кнутом. Крепко держа вашей сильной или той, которой пишите рукой кнут замахнитесь им вверх на 12 часов так, как будто вы указываете рукой в небо. При взмахе рукой зафиксируйте локоть и вытяните руку. Чтобы щелкнуть кнутом, немного согните руку в локте и резко опустите руку перед собой вниз. При этом кнут держите на достаточном расстоянии от себя.

4

Сделайте кнутом «петлю.» Причина, по которой кнут щелкает, одна его часть летит в одном направлении по прямой линии, а другой конец кнута летит в противоположном направлении. Это называется петлей. Когда вы поднимаете рукоятку кнута строго вверх, и она зависает в верхней точке, конец кнута, скорее всего, будет еще где-то возле земли начинать движение вверх. Когда вы резко дергаете рукояткой вниз, конец кнута летит на ее место вверх и «щелкает», потому что вы резко меняете направление полета.

5

Замахивайтесь по прямой линии

Важно помнить, что если не будет движения по прямой линии, не будет и щелчка кнутом. Неважно, замахиваетесь вы рукой вертикально или горизонтально, чтобы кнут громко щелкнул, нужно, чтобы и кнут и рука летели по одной ровной линии

Метод 2 из 2:

Варианты щелчков

  1. 1

    Щелкайте кнутом над головой. Если движение при щелчке перед собой похоже на движение из китайской гимнастики тайцзы, то движение при щелчке над головой больше похоже на подачу в бейсболе. Вашу не опорную ногу выставьте немного вперед и вместо того, чтобы замахиваться хлыстом вверх, отведите плечо назад и взмахните кнутом прямо над плечом таким же движением, как если бы вы подавали мяч.

  2. 2

    Попробуйте боковой щелчок. Это движение похоже на то, когда вы бросаете жабкой камни по воде. Изначально кнут должен лежать сзади вас, а ладонь руки, которой вы держите кнут, нужно развернуть в сторону от тела. Таким образом, кнут у вас летит горизонтально.

  3. 3

    Попробуйте сделать щелчок в стиле извозчика. Этот вариант щелчка вы можете использовать, чтобы управлять лошадьми с повозки и обычно, это комбинация переднего и верхнего щелчка. Начинайте щелчок так, как вы делаете это при верхнем щелчке, поднимите руку вверх, но руку держите не идеально вытянутой, а немного согнутой. Согните запястье назад и выровняйте его на 12 часов, чтобы кнут полетел вперед и от вас, а не вперед и вниз .

Идея и конструкция

Нагайка пояс обвивается вокруг талии владельца, будучи продетой в шлевки для ремня

Она полностью заменяет обычный ремень, не бросается в глаза и не привлекает внимание. Но тем не менее при необходимости ее можно выхватить, как катану из ножен, и мгновенно, по-самурайски нанести удар — достаточно расстегнуть лишь одну кнопку. Нагайка-пояс относится к конструктивному подтипу «змея»

Она сделана на основе боевой плети кубанского типа, но, в отличие от последней, у данного изделия нет жесткой рукояти с деревянным стержнем. Ее роль выполняет наиболее толстая часть плети, на хвостовике оснащенная упором-навершием — так называемой «турецкой головой»

Нагайка-пояс относится к конструктивному подтипу «змея». Она сделана на основе боевой плети кубанского типа, но, в отличие от последней, у данного изделия нет жесткой рукояти с деревянным стержнем. Ее роль выполняет наиболее толстая часть плети, на хвостовике оснащенная упором-навершием — так называемой «турецкой головой».

По всей длине нагайки-пояса проходит стальной тросик диаметром 4 мм, который придает ей необходимую жесткость, хлесткость и силу удара. В рукояти и в шлепке (ударной части) находятся металлические утяжелители, которые превращают изделие не в простую нагайку, а в настоящий волкобой.

Скрытое ношение нагайки на поясе

Она застегивается спереди, как ремень. На шлепке расположена прочная кожаная петля, а на рукояти — темляк с кнопками, благодаря которым можно подогнать нагайку по фигуре, как обычный ремень.

Стандартная длина составляет 90 см, но каждое конкретное изделие изготавливается на заказ, под параметры владельца.

МАТЕРИАЛ

Различия в применении кнута

Сферы применения кнута существенно различались в зависимости от типов общественного устройства. Если для древнейших рабовладельческих государств кнут служил преимущественно как орудие принуждения зависимого большинства населения, то у кочевых племенных образований кнуты и плети вошли в намного более широкий обиход, охватывающий основную часть общества.

У кочевых народов

Племена и народы, традиционным хозяйственным укладом которых служило кочевое скотоводство, строили своё общество более монолитным. Его основой служило практически обязательное сочетание для каждого из его полноправных членов функций и умений воина, охотника и пастуха-скотовода. В каждом из этих видов деятельности находилось естественное применение плети, что привело к включению этого орудия в повседневный обиход, а его отдельным элементам стали придаваться особые отличительные признаки принадлежности к роду, а также месту в его иерархии.

Соответственно, появились особые ритуалы, связанные с наделением правом владения и ношения плетей. Именно для кочевых народов были характерны применение плетей в обязательных обрядах инициации подрастающего поколения, в ритуальных поединках соревновательного плана. Эти традиции сохранены вплоть до нашего времени множеством народов, в числе которых казахи, калмыки, киргизы, тувинцы и другие.

В эпоху античности

Поскольку основой экономики античности служило земледелие, а укрепление государственности связывалось с масштабными строительными работами, наиболее распространённым предназначением кнутов и плетей стало их применение как инструмента принуждения рабов. Соответственно, право обладания таким инструментом не было массовым, а напротив — считалось атрибутом определённых властных полномочий.

Это явление отразилось в ритуалах. Так, плети являлись атрибутом при изображении многих богов в Древнем Риме (Аполлон, Дионис, Беллона и другие). Существовала практика битья кнутом женщин ради «усиления плодовитости». В целом же битьё плетьми в античности служило распространённой формой наказания как для рабов, так и для других категорий зависимого населения.

В военной сфере античности плети находили относительно ограниченное применение: обычно как специализированное орудие управления лошадьми в конных подразделениях. Тяжёлая однохвостая плеть с металлической гирькой на кончике применялась как вспомогательное вооружение древнеримских легионеров.

Литература

Техника изготовления

В старину в каждой станице, у каждого мастера были свои секреты изготовления нагаек, которые держались в тайне. Казачьи нагайки руками вполне возможно сделать сегодня, обладая необходимыми знаниями и материалами.

Раньше они делались из кожи крупного рогатого скота, причем кожа все время должна была быть влажной. Начинали процесс изготовления с рукояти, вставляли в неё волос или палку, которые оплетали кожаными ремешками.

Но необязательно искать кожу животного, чтобы смастерить нагайку в наши дни, вполне достаточно обычной кожаной куртки, которая уже пришла в негодность.

Будет ли это орудие предметом жестокости и издевательств над более слабым или наоборот, предметом гордости, чести и достоинства, зависит только от ее владельца. Хозяину нагайки необходимо помнить о славной истории казачества, и тогда она будет находиться в надежных руках, а традиции наших далеких предков будут сохранены.

ИСПАНИЯ В ПЕРИОД ВТОРОЙ РЕСПУБЛИКИ

Литература

Кнут и его использование

Кнут имеет следующий вид: длинный плетеный кожаный ремень, утонченный к концу, к которому крепится узкий ремень (фол), также утончающийся к концу так что самый его край достигает ширины в конский волос (крекер).

При нанесении удара фол развивает сверхзвуковую скорость и крекер воспроизводит характерный звук, похожий на щелчок. Кнуты часто плетут и из других материалов (синтетические веревки).

Кнут используется для решения трех задач:

  1. Понукание животных. Рогатый скот пугается щелчка, который издает кнут, и слушают указания пастуха.
  2. Наказание людей. Правильный удар кнута рассекал кожу и ближайшие ткани до костей. После каждый 10-15 ударов кнут отсыревал от крови, поэтому его приходилось менять. Один из самых суровых и жестоких видов наказания.
  3. Гибкое ударное оружие.

Боевой кнут

Описание

Вместо шлепка нагайка могла иметь несколько кончиков, для той же цели — «рассеять» излишнюю энергию кончика плети, который в одиночку мог разорвать шкуру лошади при излишне сильном ударе. Иногда в шлепок, из ухарства, вшивали свинцовый утяжелитель или пулю. В этом случае нагайкой нужно было пользоваться осторожней, ибо сила воздействия утяжелённого кончика, естественно, возрастала.

Плеть на языке разных народов Северного Кавказа называется по-разному. Нагайка — это «обрусевшее» название и происходит от названия одного из народов Северного Кавказа — ногайцев[источник не указан 148 дней] (аналогично названию вида одежды — «черкеска» от черкесов, танец «лезгинка» от лезгин и т. д.).

Нагайка чаще всего изготавливалась путём плотного сплетения кожаных ремешков, с мешочком на конце. В мешочек (называемый «шлепок») иногда вкладывался груз. Одна из разновидностей плетей у калмыков «ташмг» изготавливалась не путём переплетения узких кожаных ремешков, а путём прошивки нескольких относительно широких полос из сыромятной кожи тонким кожаным шнурком-нитью.

Существует несколько видов нагаек.

Донская нагайка

Донская нагайка имеет кольцо (металлическое или ременное) на конце древка, к которому прикрепляется плеть.

Калмыцкие нагайки

У плетей разных родовых калмыцких кланов были конструктивные отличия. Обычно у всех калмыцких плетей гибкая кожаная часть приматывалась к древку сбоку. Некоторые калмыцкие плети имели ровный, почти не гнущийся кожаный хлыст. Калмыцкая плеть «маля» (произносится с ударением на последний слог) была наиболее близка по конструкции к донской нагайке и отличалась часто лишь способом крепления к древку. Калмыцкая плеть «ташмг» имела особое отличие — кожаный хлыст не плёлся, а изготавливался путём прошивки нескольких слоёв относительно широких полосок сыромятной кожи более тонким ремешком.

Калмыцкие плети: «маля» и «ташмг»

Разновидность калмыцкой плети с равномерно туго сплетённым, почти не гнущимся кожаным хлыстом без сужения к кончику.

Кубанская нагайка

У кубанской нагайки относительно короткая рукоятка оплетена кожей, плавно переходящей в плетение собственно плети.

Нагайка кубанская

Уставная нагайка

Изготавливалась согласно уставу царской армии.

Выписка из Приказа по Военному Ведомству № 125 .1., г. Санкт-Петербург, мая 27 дня 1895 года «О вновь вводимом казачьем конном снаряжении»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector