Вертолет rah 66 comanche

СОДЕРЖАНИЕ

Конструкция[ | код]

Кабина пилотов выполнена по схеме «тандем». Хвостовой винт вертолёта выполнен по схеме фенестрона.
Принципиально новой особенностью вертолёта является наличие двух боковых отсеков для внутрифюзеляжного размещения ракет.
Также, в конструкции предусмотрены съёмные боковые точки подвески для дополнительных топливных баков и вооружения.

При проектировании обращалось внимание на вопросы боевой живучести вертолёта: обеспечению взрыво- и пожаробезопасности топливной системы, бронезащите экипажа, стойкости к поражениям лопастей несущего винта. Разработчикам RAH-66 удалось создать машину с хорошими лётными характеристиками, с высокими показателями удельной мощности и малой заметности.

Малозаметность | код

При проектировании вертолёта основное внимание уделялось общему снижению заметности машины в радиолокационном (РЛ), инфракрасном (ИК), оптическом и акустическом участках спектра. С этой целью в конструкции вертолёта широко использованы композиционные материалы на полимерных связующих (ПКМ). Передняя часть фюзеляжа изготовлена из эпоксидного углепластика

В соответствии с правилами технологии стелс внешние поверхности фюзеляжа выполнены в виде плоских граней для рассеянного отражения падающего высокочастотного излучения, критические (по уровню отражения) участки поверхности выполнены из радиопоглощающих материалов, использованы специальные покрытия.
Также, для снижения заметности, подвеска вооружения и 20-мм пушечная установка XM301 выполнены убирающимися в фюзеляж.

Передняя часть фюзеляжа изготовлена из эпоксидного углепластика. В соответствии с правилами технологии стелс внешние поверхности фюзеляжа выполнены в виде плоских граней для рассеянного отражения падающего высокочастотного излучения, критические (по уровню отражения) участки поверхности выполнены из радиопоглощающих материалов, использованы специальные покрытия.
Также, для снижения заметности, подвеска вооружения и 20-мм пушечная установка XM301 выполнены убирающимися в фюзеляж.

ЭПР Команча в 360 раз меньше чем у вертолёта Апач в ППС[источник не указан 140 дней], в 250 раз меньше чем у OH-58D Kiowa Warrior в ППС[источник не указан 140 дней] и в 32 раза меньше чем OH-58D Kiowa Warrior в ЗПС (в диапазоне 10 ГГц)[источник не указан 140 дней]. Также ЭПР вертолёта меньше, чем у ракеты AGM-114 Hellfire[источник не указан 140 дней].

Акустическая сигнатура вертолёта «Команч» значительно ниже других вертолётов аналогичного класса[источник не указан 140 дней].

Эксплуатация вертолета RAH-66 Comanche

Разработка разведывательно-ударного вертолета RAH-66 «Команч» была свернута в 2004 году, всего к этому времени было построено 4 машины. Конечно проект Comanche нельзя назвать провальным, однако и успешным в полной мере, считать также нельзя.

По большому счету RAH-66 «Команч» проиграл трижды:

  • Во-первых «новейший и самый современный» вертолет разрабатывавшийся в течение 20 лет на выходе уже не был не новейшим ни самым современным. За время его создания успела измениться даже сама концепция вертолета-разведчика — больших «линейных» конфликтов с современной и мощной армией (какой была на старте проекта LHX Советская армия) не предполагалось, а держать «на всякий случай» сверхдорогую машину, в то время как можно не особо напрягаясь получить всю информацию со спутника, стало роскошью даже для армии США.
  • Во-вторых, «самый самый» на поверку ни по одной из характеристик не имел решающего преимущества перед советскими/российскими вертолетами Ка-50 «черная акула», Ка-52 «аллигатор» и Ми-28, зато в отличие от них, не имел и такого же запаса живучести за счет широкого применения в конструкции брони. При этом по стоимости все три «иностранные» машины были существенно дешевле.
  • В третьих (хотя об этом уже говорилось ранее), при всех своих бесспорных положительных качествах и возможностях, RAH-66 «Команч» имел настолько явно и неоправданно завышенную стоимость. В условиях отсутствия глобальных угроз наподобие третьей мировой войны, внятно объяснить налогоплательщикам, зачем стране нужен разведывательно-ударный вертолет, который стоит как современный истребитель — желающих так и не нашлось.

Модель изображает RAH-66 «Comanche» в ударном варианте — обратите внимание на смонтированное дополнительное крыло-подвеску для вооружения

Про планеты солнечной системы для детей

Гитлер, пиво и мужская потенция

Стрихнин активно и довольно широко использовался в Европе еще со времен Средневековья. Им травили крыс, кошек, собак и другую живность.

В начале XIX века французские медики с его помощью пытались лечить парализованных пациентов. Были описаны даже успешные случаи, но колоссальные риски, связанные с применением этого вещества, перевесили его лечебный профит. Однако по мере того, как интерес официальной медицины к стрихнину угасал, его популярность в широких слоях населения стремительно возрастала.

Люди быстро обратили внимание на мощное тонизирующее действие вещества. В викторианской Англии он был популярен у студентов-медиков в качестве аналога современного Red Bull

Примерно в это же время появилась практика добавления стрихнина в пиво. Он придавал напитку пикантную горечь и усиливал опьянение – просто мечта любого хозяина паба. Правда, сколько английских пьяниц убила такая «добавка», история умалчивает.

Киргизский штангист Иззат Артыков. В 2016 году его лишили олимпийской медали из-за стрихнина, найденного в анализах

Также в XIX веке из стрихнина пытались сделать аналог современной «Виагры», причем, судя по отзывам, результаты были весьма неплохими. Вплоть до середины прошлого столетия алкалоид довольно широко применялся для лечения самых разных заболеваний — от туберкулеза и до поноса. Трудно сказать, насколько были эффективны эти препараты.

Любопытно, что Адольф Гитлер ежедневно на протяжении девяти лет принимал таблетки от метеоризма, в состав которых входил стрихнин. Учитывая кумулятивную способность яда, трудно сказать, какие из своих роковых решений Гитлер принял под воздействием смертельной отравы.

Где-то в 50-х годах ХХ века стрихнин постепенно стал «выходить из моды». В начале 70-х годов медики развернули широкую компанию с призывом полностью убрать препараты стрихнина из свободного обращения.

История сотворения

Главным направлением развития орудия в 1980-е годы становится увеличение вероятности поражения цели конкретно с первого выстрела (очереди). Данное направление также затронуло и пулеметное вооружение. Используемый тогда пулемет ПКМ нуждался в модернизации, нужно было решить последующие трудности:

  • повысить эффективность стрельбы, не меняя ни освоенное в производстве орудие, ни патрон;
  • повысить свойства кучности;
  • требовалось повысить ресурс главных частей орудия, также в целом сделать лучше эксплуатационные характеристики.

custom_block(1, 88911253, 1540);

Данными вопросами занялись спецы Ковровского механического . В итоге группа служащих «ЦНИИТОЧМАШ» в 1990-х годах провела опытно-конструкторские работы, которые ориентированы на улучшение кучности стрельбы ПКМ. По их итогам был реализован целый комплекс мер, который был ориентирован на увеличение живучести ствола и улучшение кучности. Так появился Печенег – новый пулемет, который стал продолжением испытанного временем пулемета ПКМ.

Во время сотворения нового пулемета необходимо было убрать или отчасти восполнить причины, которые усугубляли меткость стрельбы:

  • ухудшение баллистических черт и колебания ствола вследствие его нагрева;
  • термический мираж, который создается нагретым воздухом в зоне ствола.

Оружейники желали получить модернизированный пулемет, а на выходе, на самом деле, появился новый пулемет.

Отработку технологии производства «Печенега» выполнили на Ковровском механическом заводе. 7.62-мм пулемет поступил на вооружение под именованием «пулемет Калашникова пехотный», да и заглавие «Печенег» также за ним сохранилось.

Строй летательных аппаратов

Строй летательных аппаратов (самолётов, вертолётов и так далее) как словосочетание мало употребляем, в авиации более употребим термин — боевой порядок. Боевые порядки служат для решения задач боевой подготовки и выполнения боевых задач. Строи устанавливаются для полётов на парадах, демонстрационных (показательных) полётах и выполнения других заданий. Боевые порядки могут быть сомкнутые, разомкнутые и рассредоточенные.

В настоящее время основной боевой единицей во всех видах отечественной военной авиации является пара — ведущий и ведомый, которые, как правило, располагаются в пространстве «строем уступа» («пеленгом»). Ведущий является командиром для ведомого. Умение летать «в паре», то есть держать требуемый интервал и дистанцию при всех режимах пилотирования называется слётанностью пары. При действиях в составе групп наиболее целесообразным и применяемым боевым порядком (при перелёте от аэродрома взлёта к месту боевой работы) будет колонна пар.

Друг-терминатор

Уже в начале 2000-х вертолёт и дрон поменялись местами. Теперь можно было создать не только разведчик, но и полноценный беспилотный боевой вертолёт. Именно этим и занялись в программе UCAR(Unmanned Combat Armed Rotorcraft —Беспилотный вооружённый боевой вертолёт»). Участие в ней приняли все крупнейшие авиастроители США. Беспилотные вертолёты должны были работать вместе с RAH-66, выступавшим в роли летающего командного пункта.Команч» обеспечивал обнаружение целей и наводил на них беспилотных собратьев. Они же при помощи всего комплекта вооружения обычного ударного вертолёта, от ПТУР до пушек, расправлялись с противником.

Беспилотный ударный вертолёт UCAR, вариантЛокхид» иБелл»

UCAR выглядел очень перспективно. Во-первых, американская армия не рисковала потерять обученных пилотов — дрона можно было бы бросить в самое пекло и не особо горевать о его потере. С другой стороны, UCAR давал возможности RAH-66 уже существующим ударным вертолётам. Контролировать роботов можно было и со старенького АН-64, висящего далеко от врага, а UCAR незаметно выбивали бы ПВО противника и всячески пользовались преимуществами своей незаметности, рискуя сильнее, чем это мог позволить себе пилотируемыйКоманч».

Беспилотный ударный вертолёт UCAR, вариантБоинг»

Беспилотный ударный вертолёт UCAR, вариантСикорски»

Единственное, чего не мог хорошо делать UCAR — проводить разведку и определять цели. Но нужен ли для этого пилотируемый вертолёт? В то же время активно разрабатывались дроны-разведчики всех возможных типов и расцветок. Барражирующие на больших высотах беспилотники с атомным реактором обеспечивали бы непрерывную картину всего театра боевых действий. Непосредственную разведку можно было поручить небольшим роботам вроде A160 Hummingbird(«Колибри»). И наконец, беспилотные охотники UCAR наносили бы удар по выявленным целям.

Вдохновляющая перспектива.

Беспилотный разведчик A160 Hummingbird

Спецификации

Постановочный полет с AH-64D Apache Longbow

Компьютерное представление RAH-66

Модель Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche в масштабе 1: 4,6 в музее вертолетов в Бюкебурге

Параметр Данные
Тип Всепогодный разведывательно-боевой вертолет
экипаж двое (пилот и наводчик)
полная длина 14,28 м
Длина корпуса 13,22 м
Диаметр ротора 11,90 м
высота 3,39 м
Пустая масса 3402 кг
нормальная взлетная масса 4578 кг
Максимум 7790 кг
Максимальная скорость 324 км / ч
Скорость марша 306 км / ч
Практический потолок 4566 кв.м.
Скорость подъема 7,2 м / с
Использовать радиус 485 км
Диапазон передачи 2335 км
Двигатели две шахтные турбины T800-LHTEC-801 общей мощностью 2004 кВт

История разработки

В 1991 году объединённая команда фирм Boeing и Sikorsky, представившая проект разведывательно-боевого вертолёта RAH-66, была признана победителем конкурса LHX (Light Helicopter Experimental). Вертолёты LHX предназначались для замены боевых вертолётов Bell AH-1, многоцелевых вертолётов Bell UH-1 и разведывательных вертолётов Bell OH-58 и Hughes OH-6. Предполагалось построить в 1990—1994 годах 4000-6000 вертолётов в разведывательном (LHX-SCAT) и многоцелевом (LHX-UTIL) вариантах.
Общая стоимость разработки вертолётов оценивалась в 2,8 млрд долларов, а стоимость производства 24-36 млрд долларов, что делало программу LHX самой масштабной из всех вертолётных программ.

Первый полёт опытного вертолёта RAH-66 «Comanche» состоялся 4 января года, лётные испытания второго опытного вертолёта планировалось начать в 1998 году, на 2001 год планировались лётные испытания для оценки тактических возможностей вертолётов, предназначенных для войсковых испытаний. Всего предполагалось построить шесть вертолётов для таких испытаний.
Начало серийного производства планировалось на 2006 год, предполагалось, что Армии США будет поставлено 1292 вертолёта общей стоимостью более 34 млрд долларов.

23 февраля 2004 года Армия США приняла решение закрыть программу вертолёта «Команч». Опыт войны в Ираке и Афганистане показал, что гораздо дешевле и эффективнее использовать беспилотные самолёты-разведчики, чем вкладывать средства в производство разведывательных вертолётов и обучение пилотов с последующим риском для машин и экипажей. На тот момент в программу было уже вложено более 8 млрд долларов США, в дополнение, объединение Боинг-Сикорский получили 450–680 млн долл. в качестве вознаграждения за отказ Армии США от программы.

Технологии, разработанные для «Команча», будут использованы для модернизации вертолётов AH-64 Apache компании McDonnell Douglas и других американских военных вертолётов.

В настоящее время корпус прототипа 95-0001 «The DUKE» (Герцог) находится в Авиационном Музее Армии США в Форт Ракере, штат Алабама, прототип 94-0327 поступил в музей в 2008 году.

Конструкция

Кабина пилотов выполнена по схеме «тандем». Хвостовой винт вертолёта выполнен по схеме фенестрона.
Принципиально новой особенностью вертолёта является наличие двух боковых отсеков для внутрифюзеляжного размещения ракет.
Также, в конструкции предусмотрены съёмные боковые точки подвески для дополнительных топливных баков и вооружения.

При проектировании обращалось внимание на вопросы боевой живучести вертолёта: обеспечению взрыво- и пожаробезопасности топливной системы, бронезащите экипажа, стойкости к поражениям лопастей несущего винта. Разработчикам RAH-66 удалось создать машину с хорошими лётными характеристиками, с высокими показателями удельной мощности и малой заметности.

Малозаметность

При проектировании вертолёта основное внимание уделялось общему снижению заметности машины в радиолокационном (РЛ), инфракрасном (ИК), оптическом и акустическом участках спектра. С этой целью в конструкции вертолёта широко использованы композиционные материалы на полимерных связующих (ПКМ)

Передняя часть фюзеляжа изготовлена из эпоксидного углепластика. В соответствии с правилами технологии стелс внешние поверхности фюзеляжа выполнены в виде плоских граней для рассеянного отражения падающего высокочастотного излучения, критические (по уровню отражения) участки поверхности выполнены из радиопоглощающих материалов, использованы специальные покрытия.
Также, для снижения заметности, подвеска вооружения и 20-мм пушечная установка XM301 выполнены убирающимися в фюзеляж.

ЭПР Команча в 360 раз меньше чем у вертолёта Апач в ППС[источник не указан 386 дней], в 250 раз меньше чем у OH-58D Kiowa Warrior в ППС[источник не указан 386 дней] и в 32 раза меньше чем OH-58D Kiowa Warrior в ЗПС (в диапазоне 10 ГГц)[источник не указан 386 дней]. Также ЭПР вертолёта меньше, чем у ракеты AGM-114 Hellfire[источник не указан 386 дней].

Акустическая сигнатура вертолёта «Команч» значительно ниже других вертолётов аналогичного класса[источник не указан 386 дней].

Технические характеристики (RAH-66A) [ править ]

Рисунок RAH-66 Comanche в разрезе

Данные Jane’s All the World’s Aircraft 2005–2006, Frawley, Boeing and Sikorsky, Bonds and Miller

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 46 футов 10,25 дюйма (14,2812 м)
  • Ширина: 6 футов 8,25 дюйма (2,0384 м) максимальная ширина фюзеляжа
  • Высота: 11 футов 0,75 дюйма (3,3719 м)
  • Пустой вес: 9300 фунтов (4218 кг)
  • Полная масса: 12,349 фунтов (5,601 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 17 408 фунтов (7896 кг) максимальное количество топлива для самостоятельного развертывания
  • Емкость топливного бака: 301,6 галлона США (251,1 имп гал; 1142 л) внутреннего топлива + 2x 450 галлонов США (370 имп галлонов; 1700 л) сбрасываемый бак + 2x 112 галлонов США (93 имп гал; 420 л) дополнительных бака бокового отсека для оружия; Всего 1201,6 галлона США (1000,5 галлона импа; 4549 л) / 1425,6 галлона США (1187,1 галлона импа; 5,396 л) с баками отсека для оружия
  • Силовая установка: 2 турбовальных двигателя LHTEC T800-LHT-801 мощностью 1563 л.с. (1166 кВт) каждый
  • Диаметр несущего винта: 40 футов 0 дюймов (12,19 м)
  • Площадь несущего винта: 443 кв. Фута (41,2 м 2 ) 5-лопастной несущий винт с рулевым винтом с фенестроном
  • Секции лопастей:корень: Boeing VR-12; совет: Sikorsky SSC-A09

Спектакль

Максимальная скорость: 175 узлов (201 миль / ч, 324 км / ч) без мачтового радара

166 узлов (191 миль / ч; 307 км / ч) с мачтой радар

Крейсерская скорость: 165 узлов (190 миль / ч, 306 км / ч) без мачтового радара

149 узлов (171 миль / ч; 276 км / ч) с мачтой радар
  • Дальность: 262 миль (302 миль, 485 км)
  • Боевая дальность: 150 нм (170 миль, 280 км) на внутреннем топливе
  • Перегоночная дальность: 1200 миль (1400 миль, 2200 км)
  • Автономность: 2 часа 30 минут на внутреннем топливе
  • Практический потолок: 14 980 футов (4570 м)
  • Пределы g: + 3.5 1
  • Скороподъемность: 895 фут / мин (4,55 м / с) без мачтового радара
500 футов / мин (152,4 м / мин) с мачтовым радаром
  • Загрузка диска: 71 фунт / кв. Фут (350 кг / м 2 ) YRAH-66
  • Мощность / масса 0,13 л.с. / фунт (0,21 кВт / кг) на взлётной взлётной мощности

Вооружение

  • 1 × с трехствольной поворотной пушкой 20 мм XM301 (боезапас : 500 патронов)
  • Внутренние отсеки: 6 × AGM-114 Hellfire воздух-земля ракет, или 12 × AIM-92 Стингер ракеты воздух-воздух, или 24 × 2,75 в (70 мм) Hydra 70 воздух-земля ракет
  • Дополнительные короткие крылья: 8 × Hellfires, 16 × Stinger или 56 × Hydra 70 ракет.

Авионика

  • Миниатюрный радар Longbow
  • Лазерный кольцевой гироскоп Litton и система GPS Nav / Attack

В культуре[ | ]

RAH-66 Comanche стал героем многих кинофильмов и компьютерных игр. В том числе:

  • Enemy Engaged: Comanche vs Hokum (В России известная как «Разорванное небо Ка-52 против Команча»)
  • х/ф Халк
  • Вертолёт-охотник из компьютерной игры Half-Life 2 очень похож на RAH-66. Возможно, что его рисовали именно с «Команча».
  • ArmA 3 — под обозначением AH-99 Blackfoot .
  • 9 игр из серии Comanche, посвященных исключительно RAH-66.
  • Command & Conquer: Generals — Zero Hour — появляется в игре за кампанию США.
  • Strike (серия игр) — в качестве основного вертолёта в игре Jungle Strike использовался вертолёт RAH-66 Comanche.
  • В компьютерной игре (наряду с AH-64 Apache, UH-60 BlackHawk и V-22 Osprey).
  • В симуляторе Gunship 2000 под наименованием AH-66
  • В симуляторе «Ударная сила»/»Fair Strike» (2003 г.)
  • В игре Counter Strike Online в одном из игровых режимов является боссом.
  • В игре Act Of War у стороны Task Force Talon.
  • Является финальным боссом в игре «The Underground Man».

Мир на границе

Успокоить команчей помогли засуха и оспа. Кроме того, из-за восстания американских колоний британские коммивояжёры перестали приезжать к ним — и привозить оружие. В 1785 году испанцы и восточные команчи, которые собрали для этого совет вождей племён, заключили мир и союз против апачей.

Среди западных команчейпартию войны» представлял вождь Торобланко(«Белый бык»). Чтобы он не мешал, индейцы(сторонники мира) его убили.

В 1786 году испанцы заключили соглашение и с западными команчами. Вожди и знаменитые воины получили подарки, испанцы продавали команчам оружие и боеприпасы, а также присылали маис.

Вскоре к этому договору присоединились и навахо.

С 80-х годов у западных команчей появилсяглавный вождь», которого избирал совет племён и который представлял индейцев на переговорах с испанцами.

Испанские власти стали наводить порядок в колониях. Они создали пограничную цепь из 15 новых фортов(пресидий), а семь старых были покинуты. Санта-Фе и Сан-Антонио остались в качестве ключевых форпостов империи.

В 1786–1788 годах испанцы и команчи провели несколько совместных операций против апачей и умиротворили часть их общин, которые стали оседать в мирных поселениях. Там, под присмотром испанских чиновников, им предстояло перейти к занятию сельским хозяйством.

Часть пленных апачей в конце XVIII века испанские власти отправили на Кубу. На острове мужчины часто работали на строительстве укреплений, а женщин отдавали в дома испанцев в качестве служанок. Некоторые индейцы сбегали, продолжая заниматься привычным делом — грабить и убивать испанцев.

В культуре[ | ]

RAH-66 Comanche стал героем многих кинофильмов и компьютерных игр. В том числе:

  • Enemy Engaged: Comanche vs Hokum (В России известная как «Разорванное небо Ка-52 против Команча»)
  • х/ф Халк
  • Вертолёт-охотник из компьютерной игры Half-Life 2 очень похож на RAH-66. Возможно, что его рисовали именно с «Команча».
  • ArmA 3 — под обозначением AH-99 Blackfoot .
  • 9 игр из серии Comanche, посвященных исключительно RAH-66.
  • Command & Conquer: Generals — Zero Hour — появляется в игре за кампанию США.
  • Strike (серия игр) — в качестве основного вертолёта в игре Jungle Strike использовался вертолёт RAH-66 Comanche.
  • В компьютерной игре LHX (наряду с AH-64 Apache, UH-60 BlackHawk и V-22 Osprey).
  • В симуляторе Gunship 2000 под наименованием AH-66
  • В симуляторе «Ударная сила»/»Fair Strike» (2003 г.)
  • В игре Counter Strike Online в одном из игровых режимов является боссом.
  • В игре Act Of War у стороны Task Force Talon.
  • Является финальным боссом в игре «The Underground Man».

Команчи сменяют апачей

В первой половине XVIII веке апачи были разгромлены и вытеснены из Великих равнин на юго-запад команчами. Тут сыграло роль то, что команчи были кочевниками. И, выяснив расположение ранчерий, могли заставать апачей врасплох во время земледельческого сезона. Ответные удары часто наносились в пустоту.

Стало ясно правило 3: кочевые племена сильнее полуоседлых.

Был создан племенной союз во главе с команчами. Южную часть равнин, где он господствовал, наводя ужас на испанские владения и соседние племена, сейчас иногда называют империей команчей — или Команчерией. Именно она стала новым культурным центром Великих равнин. Да, земледелию там больше не было места. Господствовала набеговая экономика. Индейцы невольно повторяли модели, которые когда-то существовали в Старом Свете. Так, кочевники Великой степи — например, печенеги — терроризировали и грабили соседей-земледельцев, а в XI веке создали массу проблем и Византийской империи. Главная разница в том, что у индейцев не было стад овец и коров. Их заменяла охота на бизона.

Чтобы защититься от набегов кочевых индейцев, некоторые полуоседлые племена(например, пауни) начали возводить компактные поселения, окружая их рвом, валом и частоколом. Но пауни продолжали нести большие потери от кочевников и в XIX веке — став их злейшими врагами.

(Фото: Энди Томас)

История разработки

В 1991 году объединённая команда фирм Boeing и Sikorsky, представившая проект разведывательно-боевого вертолёта RAH-66, была признана победителем конкурса LHX (Light Helicopter Experimental). Вертолёты LHX предназначались для замены боевых вертолётов Bell AH-1, многоцелевых вертолётов Bell UH-1 и разведывательных вертолётов Bell OH-58 и Hughes OH-6. Предполагалось построить в 1990—1994 годах 4000-6000 вертолётов в разведывательном (LHX-SCAT) и многоцелевом (LHX-UTIL) вариантах.
Общая стоимость разработки вертолётов оценивалась в 2,8 млрд долларов, а стоимость производства 24-36 млрд долларов, что делало программу LHX самой масштабной из всех вертолётных программ.

Первый полёт опытного вертолёта RAH-66 «Comanche» состоялся 4 января года, лётные испытания второго опытного вертолёта планировалось начать в 1998 году, на 2001 год планировались лётные испытания для оценки тактических возможностей вертолётов, предназначенных для войсковых испытаний. Всего предполагалось построить шесть вертолётов для таких испытаний.
Начало серийного производства планировалось на 2006 год, предполагалось, что Армии США будет поставлено 1292 вертолёта общей стоимостью более 34 млрд долларов.

23 февраля 2004 года Армия США приняла решение закрыть программу вертолёта «Команч». Опыт войны в Ираке и Афганистане показал, что гораздо дешевле и эффективнее использовать беспилотные самолёты-разведчики, чем вкладывать средства в производство разведывательных вертолётов и обучение пилотов с последующим риском для машин и экипажей. На тот момент в программу было уже вложено более 8 млрд долларов США, в дополнение, объединение Боинг-Сикорский получили 450–680 млн долл. в качестве вознаграждения за отказ Армии США от программы.

Технологии, разработанные для «Команча», будут использованы для модернизации вертолётов AH-64 Apache компании McDonnell Douglas и других американских военных вертолётов.

В настоящее время корпус прототипа 95-0001 «The DUKE» (Герцог) находится в Авиационном Музее Армии США в Форт Ракере, штат Алабама, прототип 94-0327 поступил в музей в 2008 году.

Оружие вертолета Команч

RAH-66 Сomanche вооружен встроенной автоматической пушкой ХМ301 («Вулкан-2») с блоком вращающихся стволов и переменной скорострельностью. Орудие выполнено трехствольным и имеет калибр 20 мм. Полный боезапас ХМ301 нормальный — 320, максимальный — 500 снарядов. Темп стрельбы по воздушным целям — 1500 выстр/мин, по наземным — 750 выстр/мин.

Пушка установлена на специальной поворотной турели внизу носовой части фюзеляжа и может вести огонь по целям в передней полусфере. При необходимости она может убираться в обтекатель и складываться в специальный кожух. Пушка имеет необычную систему подачи боеприпасов, она осуществляется с помощью специального конвейера. Этот способ боепитания применяется ввиду небольших объемов носовой части вертолета. Барабанный магазин пушки с 500-ю снарядами размещен под кабиной пилота-оператора, на значительном расстоянии от пушки.

Вертолет может оснащаться ракетами находящимися в 2-х бортовых грузоотсеках для вооружения, размещаются они по обе стороны фюзеляжа в его средней части. В качестве узлов подвески используются держатели находящиеся на внутренней стороне открывающихся боковых створок-люков грузоотсеков. Каждая створка имеет три узла подвески и перед применением оружия поднимается в горизонтальное положение. В отсеках могут размещаться управляемые ракеты класса «воздух-воздух» — Stinger AIM-92, ракеты с лазерным наведением класса «воздух-поверхность»- Hellfire AGM-114. Могут использоваться сигнальные ракеты и 70 мм неуправляемые ракеты Hydra 70.

Ракетное вооружение вертолета Команч может быть расширено за счет использования дополнительных узлов подвески системы EFAMS. Они устанавливаются на бортах вертолета и состоят из двух небольших крыльев. Установить такую подвесную систему возможно и в полевых условиях.

Рейды на Мексику

В 40-е годы XVIII века начались набеги команчей и юта на северные границы Мексики. Не всегда они были успешными — команчи несколько раз терпели серьёзные поражения.

Испанцы не продавали оружие индейцам, но они были не единственными европейцами на равнинах. Команчи получили много мушкетов и пороха от французов и с 1758 года перешли в наступление. После 1762 года, когда Франция ушла с континента, они начали получать оружие от британцев.

В 60–70-е годы команчи опустошили Новую Испанию к северу от Рио-Гранде. Они атаковали с востока и северо-востока. И здесь прославился один из вождей западных команчей, известный как Куэрно Верде(Зелёный Рог).

С запада и северо-запада набеги совершали апачи, изгнанные команчами со своих мест. Испанские солдаты не могли защитить разбросанные на большой территории деревни и асьенды, при этом индейцы одновременно грабили одни территории и торговали в других.

Испанские власти иногда жаловались, что команчи вооружены лучше испанских солдат. Но это преувеличение. Команчи были профессиональными охотниками и воинами и успешно применяли тактику ложных отходов и засад. Испанцы побеждали, когда могли навязать команчам столкновения на своих условиях — например, в теснинах либо при атаке их лагерей.

С 1771 по 1776 год salvajes(дикари) убили и захватили около двух тысяч человек в Новой Мексике. Город Санта-Фе избежал разрушения и стал прибежищем для массы беженцев. В это же время в регионе наступила сильная засуха. Техас тоже подвергся набегам.

Рейды дикарей и засуха 70-80-х годов XVIII века привели эти владения испанской империи в упадок.

Однако изменение климата — оружие массового поражения, и бьёт оно неизбирательно. Засуха привела в движение все равнины. Сработал принцип домино. Шайены вытеснили на юг племя кайова, и те, в поисках охотничьих угодий и пастбищ, вторглись в долину реки Арканзас. Кроме того, вновь вспыхнула война между команчами и полуоседлыми пауни. Видимо, из-за бизонов.

На равнинах межплеменные войны и различные альянсы сменялись в каком-то безумном калейдоскопе.

На юге испанцы вместе со своими союзниками дважды(в 1774 и 1779) нанесли поражение команчам.

Ещё один тяжёлый удар по индейцам нанесла эпидемия оспы 1780–1781 годов. Она уничтожила около двух третей восточных команчей(западные племена эта горькая чаша в тот раз миновала).

Коллаж с этапами рисования космоса

История создания вертолета RAH-66 «Команч»

Советские танки времен «холодной войны» были объективно лучше своих коллег по НАТО, к тому же и на вооружении их стояло в два раза больше. Главенствующую роль в борьбе с наземной бронетехникой, в США отводили боевым вертолетам, однако все имеющиеся на начало 1970-х г. образцы винтокрылых машин уже не имели задела модернизации.

По этой причине с 1974 года для нужд американской армии разрабатывался ударный вертолет АН-64 «Апач», но когда он впервые был представлен в 1984 году, возникла и другая проблема — «Апач» мог легко справится с бронированным противником, но, сугубо ударная машина, не была предназначена и для поиска цели. Нужен был ещё один вертолет — хорошо вооруженный для противодействия любому противнику, однако легкий и маневренный, подходящий для разведки и обнаружения целей.


Общая схема вертолета RAH-66 «Comanche»

Для этого в 1983 г. армия США объявила о начале разработки легкого многоцелевого вертолета по программе LHX (Light Helicopter Experimental). Новый вертолет предполагалось разрабатывать в двух вариантах: разведывательно-ударном (SCAT) и многоцелевом (UTIL). Программа предполагала постройку для армии США 5000 вертолетов: 1100 в варианте LHX-SCAT для замены ударных вертолетов АН-1 «Кобра», 1800 для замены разведывательных вертолетов ОН-58 «Кайова» и ОН-6 «Кейюз» и 2000 вертолетов в варианте LHX-UTIL для замены многоцелевых UH1 «Хью».

В конкурсе приняли участие все ведущие вертолетные фирмы США, несмотря на то, что техническое задание на проектирование вертолета LHX, выданное армией США предполагало создание поистине революционного летательного аппарата. Ключевыми моментами ТЗ были требования достижения высокой максимальной скорости — на 180 км/час большей, чем у любого находящегося в эксплуатации вертолета, и резкого снижения заметности в визуальном, акустическом, радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Именно эти требования оказали решающее влияние на формирование облика проектов летательных аппаратов, представленных на конкурс.

В отличие от вертолета АН-64 «Апач», для которого специально были разработаны ПТУР «Хеллфайр», создавать новые системы оружия для вертолета LHX не планировалось. Вертолет должен быть вооружен пушкой и существующими ПТУР, НУР и УР «Стингер» класса «воздух-воздух». Возможность ведения воздушного боя особо оговаривалась в требованиях к новому вертолету.

В октябре 1988 г. армия США заключила контракты с этими двумя группами фирм на проведение работ по демонстрации и оценке концепции вертолета. На этом этапе проверялось обеспечение расчетных характеристик при заданной массе и стоимости, выбиралась компоновка вертолета, проводилась интеграция электронного оборудования. В 1990 г. ассоциации авиации армии США были представлены два проекта вертолетов LH. К этому времени требование к максимальной скорости полета было значительно снижено. Исследования показали, что плата за достижение скоростей свыше 350 км/ч будет слишком большой как в прямом, так и в переносном смысле.

История разработки[править]

В 1991 году объединённая команда фирм Boeing и Sikorsky, представившая проект разведывательно-боевого вертолёта RAH-66, была признана победителем конкурса LHX (Light Helicopter Experimental, Вертолёты LHX предназначались для замены боевых вертолётов Bell AH-1, многоцелевых вертолётов Bell UH-1 и разведывательных вертолётов Bell OH-58 и Hughes OH-6. Предполагалось построить в 1990—1994 годах 4000-6000 вертолётов в разведывательном (LHX-SCAT) и многоцелевом (LHX-UTIL) вариантах. Общая стоимость разработки вертолётов оценивалась в 2,8 млрд долларов, а стоимость производства 24-36 млрд долларов, что делало программу LHX самой масштабной из всех вертолётных программ.

Первый полёт опытного вертолёта RAH-66 «Comanche» состоялся 4 января 1996 года, лётные испытания второго опытного вертолёта планировалось начать в 1998 году, на 2001 год планировались лётные испытания для оценки тактических возможностей вертолётов, предназначенных для войсковых испытаний. Всего предполагалось построить шесть вертолётов для таких испытаний. Начало серийного производства планировалось на 2006 год, предполагалось, что Армии США будет поставлено 1292 вертолёта общей стоимостью более 34 млрд долларов.

23 февраля 2004 года Армия США приняла решение закрыть программу вертолёта «Команч». Опыт войны в Ираке и Афганистане показал, что гораздо дешевле и эффективнее использовать беспилотные самолёты-разведчики, чем вкладывать средства в производство разведывательных вертолётов и обучение пилотов с последующим риском для машин и экипажей. Более 8 миллиардов долларов США было уже вложено в программу на тот момент, в дополнение, объединение Боинг-Сикорский получили $450–680 миллионов в качестве вознаграждения за отказ Армии США от программы.

Технологии, разработанные для «Команча», будут использованы для модернизации вертолётов AH-64 Apache компании McDonnell Douglas и других американских военных вертолётов.

В настоящее время корпус прототипа 95-0001 «The DUKE» (Герцог) находится в Авиационном Музее Армии США в Форт Ракере, штат Алабама, прототип 94-0327 поступил в музей в 2008 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector