Судьба атомной подлодки к-278 «комсомолец»

Прогресс не стоит на месте

После победы во Второй мировой войне перед оружейным комплексом СССР встал вопрос о смене вооружения. Для того чтобы двигаться вперед, необходимо было пересмотреть приоритетные направления развития отрасли и сменить используемые давно боевые единицы. Так, вместо гранаты РГ-42 необходимо было создать более совершенный аналог, который бы перекрывал некоторые недостатки имеющихся вариантов. Таким образом, в 1950 году началась разработка более мощной и действенной единицы. В 1954 году на вооружение военных сил Советского Союза поступила граната РГД-5, устройство и характеристики которой в несколько раз превышали параметры имеющихся аналогов.

Эта боевая единица своим внешним видом являлась отдаленно похожей на несколько европейских моделей: французскую OF, вышедшую в производство в 1915 году, польскую Z-23 и немецкую М-39. РГД-5 — граната, по большей части предназначенная для ведения наступательного боя. Однако ее также можно использовать для поражения и оглушения живой силы противника и при оборонительных действиях (в окопах, в лесу, в населенных пунктах и прочее).

Что дальше?

Во-первых, детально установить момент начала развития аварийной ситуации невозможно в силу уникальности лодки — в составе ВМФ СССР отсутствовала однотипная К-278 субмарина, на которой можно было бы провести следственные действия.

Во-вторых, по мнению ряда специалистов, одной из главных причин уже последующего неблагоприятного развития аварии стала малочисленность экипажа — к этому времени в ВМФ СССР, в том числе в силу хронического дефицита кадров, характерного для советской экономики в принципе, сделали ставку на «малолюдные» лодки с высокой степенью автоматизации. Венцом этой тенденции стали подлодки 705/705К с экипажами всего в 32 человека, споры относительно боевой ценности и надежности которых не утихают и по сей день.

Исходно проект 685 должен был иметь экипаж из 41 человека, в процессе проектирования и строительства он был доведен до 64. Для сравнения, на близких по размеру американских подлодках типа «Лос-Анджелес», строившихся в тот же период, численность экипажа составляет 129 человек, на несколько меньших британских «Трафальгарах» — 130.

Отдельно стоит отметить, что в практике советского подплава вторые экипажи в основном были «береговыми» и имели меньший опыт обращения с лодкой и подготовки в целом, чем основные. В случае с К-278 эта проблема усугублялась тем, что в силу уникальности субмарины найти достаточное число специалистов с опытом службы на этом проекте для второго экипажа было невозможно. Часть офицеров и мичманов получили такой опыт, участвуя в качестве прикомандированных в автономках и учебных выходах в море первого экипажа лодки, но проблемы в целом это не решало.

Лодка_4

Американская атомная подводная лодка USS Chicago типа «Лос-Анджелес» на базе на острове Гуам

Фото: commons.wikimedia.org

По мнению беседовавших с корреспондентом «Известий» ветеранов подплава с опытом службы в БЧ-5 (электромеханической), отечественная ставка на повышенную автоматизацию имеет, помимо очевидных преимуществ, два существенных неблагоприятных следствия. Первое — большее насыщение внутреннего объема лодки механизмами осложняет, в случае аварии в кормовых отсеках (турбинные и вспомогательных механизмов), быструю локализацию ее источника и начало борьбы за живучесть. Второе — малочисленность боевых смен также не позволяет быстро реагировать на ситуацию. По этому сценарию развивались события и на «Комсомольце», где в 7-м отсеке в момент начала развития аварии находился единственный член экипажа — вахтенный матрос Нодари Бухникашвили, сразу же погибший.

В дальнейшем неблагоприятное развитие событий приводит к серийным отказам систем лодки, дополнительно осложняя борьбу за живучесть для сокращенного экипажа.

В данном случае сложно говорить о том, насколько эти обстоятельства сыграли роль в катастрофе К-141 «Курск» в августе 2000 года, учитывая, что в этом происшествии по-прежнему нет ясности с действительной картиной событий, включая возможное участие иностранных подлодок.

Лодка_3

Атомная подводная лодка К-141 «Курск» в доке перед отправкой на утилизацию

Фото: ТАСС/Лев Федосеев

В настоящее время для ВМФ России по-прежнему строятся высокоавтоматизированные атомные субмарины с сокращенным, по сравнению с зарубежными лодками близких размеров и того же класса, экипажем. Так, американские АПЛ типа «Вирджиния» имеют экипаж из 135 человек, тогда как заметно более крупные и несущие большее количество разнообразного оборудования и вооружения отечественные субмарины проекта 885 имеют экипаж в составе 85–90 человек (по разным данным). Близкую к «Вирджиниям» численность экипажа будет иметь еще более крупная и насыщенная сложным оборудованием атомная подводная лодка специального назначения «Белгород» — 130 человек.

Уроки из гибели «Комсомольца» все-таки были извлечены: внесенные в программу подготовки экипажей изменения позволили, по имеющейся информации, избежать тяжелых последствий в ряде опасных ситуаций уже позднее, в 1990–2000-е годы.

Вместе с тем количество уникальных субмарин в составе флота, как атомных, так и дизельных, особо не сокращается, а состояние инфраструктуры базирования и возможности учебных центров ВМФ по-прежнему вызывают большие вопросы

При этом возросшее внимание к спасательным силам ВМФ и увеличившийся объем их подготовки, если что, не помогут — до подхода спасателей, который может в иных районах океана занять недели, российским подводникам придется иметь дело с аварийной ситуацией наедине

Последствия

Помимо восьми стандартных торпед К-278 несла две торпеды с ядерными боеголовками. Под давлением Норвегии Советский Союз использовал глубоководные аппараты океанографического исследовательского корабля « Келдыш» для поиска К-278 . В июне 1989 года, через два месяца после затопления, место крушения было обнаружено. Советские официальные лица заявили, что любые возможные утечки незначительны и не представляют угрозы для окружающей среды.

В 1993 году вице-адмирал Чернов, командир группы подводных лодок, в которую входил « Комсомолец» , основал благотворительное общество «Мемориал атомных подводных лодок « Комсомолец » для поддержки вдов и сирот своего бывшего командования. С тех пор устав Общества расширился, чтобы оказывать помощь семьям всех советских и российских подводников, потерянных в море, а 7 апреля стало днем ​​памяти всех погибших в море подводников.

Экспедиция в середине 1994 года выявила утечку плутония из одной из двух ядерных торпед. 24 июня 1995 года Келдыш снова отправился из Санкт-Петербурга на « Комсомолец», чтобы заделать трещины корпуса в отсеке 1 и прикрыть ядерные боеголовки, и объявил об успехе в конце последующей экспедиции в июле 1996 года. Фурфурол, желеобразный герметик. Предполагалось, что затонувший корабль станет радиационно безопасным на период от 20 до 30 лет, то есть до 2015 или 2025 года.

Норвежские власти из Агентства морской окружающей среды и Радиационного агентства ежегодно берут пробы воды и грунта вблизи места крушения.

В июле 2019 года совместная норвежско-российская экспедиция обнаружила «облака», исходящие из вентиляционной трубы и ближайшей решетки. Они взяли пробы воды из трубы и на несколько метров выше и проанализировали их на содержание цезия-137. Эта труба была идентифицирована как утечка во время нескольких миссий » Мир» до 1998 и 2007 годов. Уровни активности в шести пробах, взятых из трубы, достигали 800 Бк / л (9 июля). В пробах свободной воды не было обнаружено никакой активности. За счет разбавления опасности для окружающей среды нет. Норвежский лимит содержания цезия-137 в пищевых продуктах составляет 600 Бк / кг. Фоновая активность цезия-137 в водоеме не превышает 0,001 Бк / л. В настоящее время ведутся более точные измерения образцов.

Последствия трагического события

Возможные экологические последствия

Кроме трагической потери 42-х подводников, на дне океана оказалось кладбище радиоактивных веществ в виде заглушенного реактора, и двух торпед с ядерными боеголовками (6 кг плутония). С целью оценки разрушения корабля, определения его возможного подъема, измерения уровня радиации, было организовано 7 экспедиций.

Даты и результаты проведенных экспедиций
17-26 мая 1989 2 глубинных батискафа МИР-1, МИР-2. 3 погружения. Была обнаружена лодка с видимыми разрушениями в носовой части, спасательная капсула и нераскрывшийся спасательный плот. Уровень радиации не превышал нормы естественного фона
Август-сентябрь 1991 2 глубинных батискафа МИР-1, МИР-2. 6 погружений. Характер разрушений показывал, что внутри судна произошел взрыв. Было снято 10 часов видеозаписи, сделано 100 фотоснимков, взято 32 пробы грунта и воды
1992 2 глубинных батискафа МИР-1, МИР-2. 6 погружений. Сделан вывод о происходящем разрушении крышек боеголовок. Принято решение о герметизации носового отсека
Август 1993 2 глубинных батискафа МИР-1, МИР-2. 16 погружений. Проводились испытания вариантов заливки компаундом полости корабля с торпедами. Неудачная попытка подъема спасательной капсулы (обрыв троса)
1994 2 глубинных батискафа МИР-1, МИР-2. Проведена работа по установлению заглушек на открытые люки торпедных аппаратов. Сделан вывод о бесперспективности подъема лодки
Лето 1995 2 глубинных батискафа МИР-1, МИР-2. 19 погружений. Осуществлена герметизация носовой части. Результаты измерений показали стабильность радиационной обстановки
Июль 1998 2 глубинных батискафа МИР-1, МИР-2. Были сделаны очередные замеры. Все записывающие станции, и гамма-спектрометр, установленные в 1995 году были отсоединены чужими подводными роботами. Остались только якоря

Вопрос о подъеме лодки по сей день остается открытым, поскольку разрушение реактора и боеголовок под воздействием коррозии — дело времени. Меры, принятые в 1993-1995 годах, гарантируют безопасность только на 20-25 лет.

По предположениям ученых, период, за который радиоактивные составляющие боеголовок и реактора станут безопасными, составляет 200 000 лет. В случае разгерметизации, и выброса плутония-239 в воду, в акватории моря рыболовство придется прекратить на 700 лет.

Документальные кадры обследования корабля батискафом.

Судьба героического экипажа

Всех членов экипажа указом Президиума Верховного совета СССР наградили орденами Красного знамени, 42 из них — посмертно.

Предано земле 19 членов экипажа.

День памяти погибших подводников установлен приказом Главкома ВМФ от 19 декабря 1995 года, в память о погибшей 7 апреля 1989 года атомной подводной лодки «Комсомолец».

Уникальный случай спасения

Случай, занесенный в книгу рекордов Гиннеса, произошел с мичманом Виктором Слюсаренко. Вся его история спасения изобилует чудесными фактами, которых он насчитал около 7. Он единственный выжил в спасательной капсуле, которая поднялась с морского дна 1500 метров, — оказавшись единственным в мире человеком, оставшимся в живых при всплытии после крушения судна с такой глубины.

Гибель подводной лодки «Комсомолец»

Советская атомная подлодка, завершая свою очередную «автономку» с несением боевого дежурства, в подводном положении направлялась к месту постоянного базирования. 7 апреля 1989 года, при движении на глубине около 370 метров, в кормовом отсеке лодки «Комсомолец» вспыхнул пожар. Субмарина совершила экстренное всплытие на поверхность. На момент аварии лодка находилась примерно посередине между побережьем Норвегии и архипелагом Шпицберген.

После сигнала в штаб к аварийной лодке поспешили спасательные самолёты и находящиеся в районе советские рыболовецкие суда. Следствием пожара стала утрата герметичности прочным корпусом лодки, и она стремительно затонула. Выжившие после пожара люди оказались в ледяной воде, не имея навыков правильного применения спасательных плотов. Сколько из них погибло при пожаре, а сколько – от последующего переохлаждения, точно выяснить так и не удалось.

В условиях 5-балльного волнения моря посадка спасательного самолёта оказалась невозможной. Только с подходом советской рыболовецкой плавбазы «Алексей Хлобыстов» удалось подобрать из воды 30 подводников, трое из которых скончались уже по пути в порт. В числе погибших оказался и командир К-278 Евгений Ванин.

Выжившие подводники с АПЛ «Комсомолец» перед подъёмом на борт советского судна

О причинах возникновения пожара точных данных не имеется, а различные версии на этот счёт выдвигаются вплоть до настоящего времени. Известно, что возгорание началось в седьмом отсеке, а в связи с гибелью находившихся там моряков его причине суждено остаться тайной. Основной версией пожара считаются сильные перепады напряжения в корабельной электросети из-за неисправности системы защиты турбогенератора.

В кормовом отсеке это оказалось сопряжено с высокой концентрацией кислорода, возникшей в отсутствие контрольной системы, незадолго до того вышедшей из строя. Это привело к возгоранию промасленной ветоши от искр с электрощита, которое тут же превратилось в обширный пожар, с которым система пожаротушения не справлялась.

В условиях разрастания пожара и продолжающихся скачков напряжения в электросети автоматическая защита произвела отключение парогенераторов, и подлодка остановила движение. После этого была подана признанная впоследствии ошибочной команда продуть основной балласт. В аварийном седьмом отсеке на тот момент уже был повреждён трубопровод высокого давления, воздух из которого начал поступать прямо в горящий отсек, нагнетая огонь.

Продукты горения распространились по большинству отсеков и, попав в систему подачи воздуха шланговых дыхательных аппаратов, привели к массовому отравлению подводников. Пожар удалось окончательно ликвидировать только после всплытия лодки, но вода начала поступать внутрь повреждённого прочного корпуса 7-го отсека. Корма аварийной подлодки стала погружаться в воду, и уже вскоре АПЛ затонула.

При расследовании обстоятельств катастрофы К-278, в частности, выяснилось, что для всплытия подводной лодки и выравнивания крена был израсходован весь воздух высокого давления, что привело к критической потере запаса плавучести. В вопросе о том, каким образом в прочный корпус стала поступать вода, единой версии также не имеется. Это могло произойти как через прогоревшие прокладки цистерн главного балласта, так и через открытые системы вентиляции смежных отсеков в кормовой части.

Фото с экспедиции по обследованию места гибели АПЛ «Комсомолец»

По итогам катастрофы АПЛ «Комсомолец» на дне Норвежского моря оказалось кладбище радиоактивных материалов в виде заглушенного реактора и двух торпед с ядерными боеголовками. С целью оценки разрушения корабля и возможностей его подъёма, а также измерения уровня радиации, в 1990-е годы было организовано несколько экспедиций. Вопрос о подъёме лодки «Комсомолец», покоящейся на глубине около 1685 метров, вплоть до настоящего времени остаётся открытым, поскольку неизбежное разрушение реактора и боеголовок под воздействием коррозии угрожает радиоактивным заражением огромной акватории.

Автор статьи:

Роев Олег

Некоторые факты

  • Периодически на первой полосе публикуется объявление, в котором предлагается вознаграждение за потенциально интересные данные. Размер премии от 2500 до 5000 рублей. Указывается телефон и факс для связи (на плашке рубрики «Срочно в номер», которая выполнена в виде несимметричного мазка голубого цвета, на котором курсивом-вывороткой написано название рубрики).
  • 20 ноября 1986 года номер газеты не вышел из-за вмешательства властей и спецслужб.
  • В избирательной кампании 1999 года участвовали двое журналистов газеты — Александр Минкин и Александр Хинштейн. Дмитрий Быков писал об этом:
  • В здании редакции в октябре 2011 года открыта (как автору газеты) мемориальная доска писателю Юлиану Семёнову.
  • В романе Сергея Амана (Хуммедова) «Журналюги» редакция «МК» послужила прототипом редакции «Московского богомольца», а главный редактор «МК» Павел Гусев стал прототипом одного из главных персонажей — Павла Лебедева, главного редактора газеты «Московский богомолец».

Катастрофы и последствия

К 1989 году советский флот уже накопил достаточную историю аварий на атомных подлодках, в том числе с человеческими жертвами, включая два случая, завершившихся гибелью кораблей: 8 апреля 1970 года в Бискайском заливе из-за короткого замыкания в 7-м отсеке вспыхнул пожар на атомной субмарине К-8 проекта 627А из состава 17-й дивизии 11-й флотилии подводных лодок Северного флота. 12 апреля, после четырех суток борьбы с пожаром, лодка погибла. Морякам удалось заглушить оба реактора. К-8, затонувшая на глубине около 4700 м, унесла с собой жизни 52 моряков. 73 человека были спасены подошедшими к месту аварии торговыми и вспомогательными судами, в том числе большая часть — болгарским теплоходом «Авиор».

В ходе расследования картину аварии восстанавливали, моделируя ситуацию на однотипной субмарине К-181, полученные выводы помогли существенно поднять надежность субмарин проекта 627А и других атомных лодок 1-го поколения. Погибшему командиру подлодки капитану 2-го ранга Бессонову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Действия командира и экипажа были признаны правильными.

Лодка_1

Атомная подводная лодка К-8 после всплытия в аварийном режиме. Фотография сделана с борта американского патрульного самолета

Фото: umbvrei.blogspot.com

Второй советской атомной подлодкой, погибшей в океане, стал ракетный подводный крейсер К-219 проекта 667А/АУ 19-й дивизии 3-й флотилии подводных лодок Северного флота. На ракетоносце, находившемся на боевой службе в Атлантике, 3 октября 1986 года произошел взрыв ракеты в шахте № 6. Шестого октября 1986 года лодка затонула на глубине более 5 тыс. м. Катастрофа унесла жизни четырех человек, еще четверо умерли позднее. Расследование показало, помимо всего прочего, что экипаж был слабо подготовлен к развитию аварийной ситуации и борьба за живучесть должным образом не велась, а причиной развития аварийной ситуации стало сокрытие неисправности арматуры шахты № 6 командиром БЧ-2 (ракетной) капитаном 3-го ранга Петрачковым (погиб в ходе аварии). При этом оба реактора также были заглушены, что позволило предотвратить экологическую катастрофу.

Следует иметь в виду, что такое развитие событий на К-219 стало возможным в силу неблагоприятного хода этого периода холодной войны: подводные силы Северного флота испытывали большое напряжение, обеспечивая дежурство ракетоносцев в Западной Атлантике в условиях дефицита инфраструктуры, кадров и времени на их должную подготовку. Это дежурство, по замыслу советского военного руководства, должно было компенсировать развертывание американских ракет средней дальности в Европе.

Лодка_2

Поврежденная взрывом ракетная шахта атомной подводной лодки К-219

Фото: commons.wikimedia.org

На К-278, ставшей третьей в ряду погибших отечественных атомных субмарин, задачи ядерного сдерживания не возлагались: ее (и других многоцелевых субмарин) целями в Норвежском море, напротив, были заходившие туда американские и британские подводные ракетоносцы, а также многоцелевые подлодки, пытавшиеся прорваться к районам боевой службы советских ракетоносцев в полярных водах.

Ход катастрофы «Комсомольца» описан уже достаточное количество раз, чтобы его не повторять. Вместе с тем ряд вопросов пока не имеет ответа.

Тактико-технические характеристики АПЛ (ТТХ)

Основные характеристики

Параметр Значение
Надводная скорость хода 11 узлов
Подводная скорость хода 31 узлов
Рабочая глубина погружения 1000 м
Максимальная расчетная глубина погружения 1250 м
Установленный мировой рекорд глубины 1027 м
Автономность плавания 180 суток
Экипаж 60 чел.

Размеры

Параметр Значение
Длина корпуса 110 м
Ширина корпуса 12 м
Надводное водоизмещение 5880 т
Подводное водоизмещение 8500 т
Осадка 9,5 м

Силовая установка

Параметр Значение
Двигатель водо-водяной реактор ОК-650Б-3
Мощность реактора 190 МВт
Количество парогенераторов 4
Турбогенераторы 2 шт., по 2 МВт
ГТЗА 43000 л/с
Дизель-генератор 500 кВт
Аккумуляторная группа 112 шт.
Электродвигатели 2х300 кВт

Вооружение

Параметр Значение
Торпедные аппараты, калибр 533 мм 6
Боезапас торпед 22
Ракето-торпеды С-10 «Гранат» 10
Подводные ракеты ВА-111 «Шквал» 12
Гидроакустический комплекс «Скат» разведывания подводной обстановки, слежения и целеуказания вооружению, решения навигационных задач
Навигационный комплекс «Медведица-685»
Обзорная РЛС «Бухта»
Навигационная РЛС «Чибис»
Комплекс связи «Молния-Л»
Станция космической связи «Синтез»
KB и УКВ станции «Анис» и «Кора»
Боевая информационно-управляющая система (БИУС)

Впереди планеты всей… по аварийности

Морская служба — дело непростое, особенно под водой. Чрезвычайно сложная техника да и сам океан ошибок не прощают. Это в равной степени относится ко всем флотам любой державы. Происшествия с ПЛ случаются на флотах всех стран. Но вот что говорит статистика. В период с 1945 по 2019 год было зафиксировано 186 аварий ПЛ, принадлежащих 16 государствам. При этом 109 происшествий (58%) приходится на советский (ныне российский) флот. 17 ПЛ, в том числе 7 атомных, советский ВМФ лишился навсегда. Трудно отнести такие результаты к разряду случайностей. Море для всех одно, значит, вероятно, вступает в силу субъективный фактор. Проявляться он может как в ошибках при проектировании и постройке кораблей, так и при их эксплуатации. В последнем случае причиной аварий порой становится недостаточный уровень подготовки экипажей ПЛ. Попавшие на флот не по призванию, а по призыву, имеющие к тому же невысокий общеобразовательный уровень моряки оказываются не в состоянии или не успевают осваивать сложнейшую технику, обслуживать которую им предстоит. К этому добавляется и то, что зачастую занятия по материальной части подменяются политинформациями или работами вне корабля, типа уборки территорий базы и т.п. У офицеров на корабле свои проблемы. Серьёзные знания, полученные в своё время в училищах, на курсах повышения и в академиях, растворяются в море бюрократической писанины, не оставляющей времени на изучение непрерывно обновляющейся техники, обучение подчинённых. А ведь от всего этого напрямую зависит безопасность корабля и его экипажа. Вот пример из трагической истории АПЛ «Комсомолец». Когда, покидая гибнущий корабль, моряки должны были воспользоваться спасательными плотами, оказалось, что никто из них, включая офицеров, не знает, как это сделать. Позже один из оставшихся в живых офицеров этой АПЛ на вопрос комиссии по расследованию причин катастрофы: «Занимались ли сбрасыванием плотов в повседневной жизни за последние 5 лет?» — ответил: «Никогда. Мы на флоте занимаемся писаниной бумаг, а не отработкой борьбы за живучесть. Никто никогда не отдавал аварийные плоты. Выход через торпедный аппарат тоже не отрабатывался. Как открывать авиационные (сбрасываемые самолётом) плоты, не знаем. Их я никогда не видел». И таких примеров, к сожалению, множество. Корабельные офицеры пишут в штабы, те, в свою очередь, тоже пишут. Над каждым штабом, будь то штаб бригады, дивизии или флотилии подводных лодок, есть следующий по иерархии штаб, вплоть до Главного штаба ВМФ. Горы бумаг оставляют мало времени для дел, которых много: надо думать о пополнении флота, разрабатывать стратегию, планировать учебные, а порой и боевые походы, решать вопросы обустройства баз, их снабжения и быта. Не только в кабинетах проходит служба штабных — периодически выезжают они на флот, иногда и выходят в море. В случаях ЧП им предстоит найти (или назначить) виновника. И делать это надо по закону и по совести. Это непросто и не всегда удаётся. Бывает, когда, выгораживая истинных виновников (порой себя самих), перекладывают вину на нижестоящих (хуже всего — на погибших), а то и просто списывают всё на роковое стечение обстоятельств или непреодолимые силы природы. Приведём пример. В 1983 году АПЛ К-429 проходила плановый ремонт на судоремонтном заводе, расположенном на Камчатке и принадлежащем ВМФ. Штаб соединения неожиданно решил форсировать завершение ремонта и немедленно отправить АПЛ в автономку, несмотря на рапорты её командира о явной технической неготовности корабля и о том, что большая часть экипажа лодки находится в отпуске. К его доводам не прислушались, предложив в случае несогласия снимать погоны и «партбилет на стол». 24 июня К-429 с наспех собранным с других кораблей экипажем вышла в рейс и в тот же день при первом погружении затонула на глубине 39 м (предельная глубина АПЛ этого типа — 300 м). Позже выяснилось, что причиной аварии стала ошибка заводских электромонтажников, которая вкупе с неподготовленностью сборного экипажа стоила жизни 16 морякам. Суд счёл (скорее, назначил) виновником трагедии командира корабля (несмотря на его рапорты о неготовности лодки и героическое поведение при спасении экипажа с затонувшей ПЛ), приговорив к длительному сроку заключения.

Тайна на дне

По мнению экспертов, трагедия могла произойти на атомной глубоководной станции АС-12 «Лошарик». Это одна из самых засекреченных военно-морских разработок России. Официально о ее существовании ранее не упоминалось. Из открытых источников известно лишь, что внутренний корпус аппарата состоит из соединенных между собой титановых шарообразных отсеков (отсюда такое название). Кроме того, эксперты высказывали предположение, что «Лошарик» может погружаться на глубину нескольких километров.

АС-12 способна выполнять широкий круг задач — как научно-исследовательских, так и военных. Считается, что на больших глубинах имеющимися сейчас средствами обнаружить этот корабль невозможно.

подводная5

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Аппарат принадлежит Главному управлению глубоководных исследований Министерства обороны — структуре, которая подчиняется непосредственно руководству военного ведомства, пояснил «Известиям» главный редактор портала MilitaryRussia Дмитрий Корнев.

— По воспоминаниям ветеранов глубоководного флота, особенность атомных глубоководных станций — беспрецедентные меры безопасности, — отметил он. — Их экипажи комплектуются только офицерами, лучшими подводниками, которые готовились в Ленинграде. Офицеры не жили на подлодке, обслуживал ее технический экипаж. Подводники приезжали непосредственно перед выходом в море. За счет такого подхода ни одной аварии с подобными аппаратами в СССР и России не было. Это, судя по всему, первая аварийная ситуация.

Первое глубоководное соединение было сформировано в 1979 году. В прошлом январе 29-я отдельная бригада подлодок, которая базируется в городе Гаджиево (Мурманская область), была переформатирована в полноценную дивизию.

подводная 3

Атомная подводная лодка «Белгород» во время спуска на воду

Фото: РИА Новости/Павел Львов

В состав этого соединения входят малогабаритные атомные глубоководные станции (АГС), способные работать на глубинах до 6 тыс. м, а также субмарины – носители АГС и большое количество роботизированных подводных комплексов. Дивизия напрямую подчиняется министру обороны и считается самым закрытым соединением в вооруженных силах. В ее состав должна войти АПЛ «Белгород», спущенная на воду 23 апреля.

Одна из задач 29-й дивизии ПЛ — находить и поднимать со дна потерянные во время испытаний экспериментальные образцы техники и обломки ракет после практических морских стрельб. Эти фрагменты представляют большой интерес для потенциальных противников.

Глубоководная дивизия будет решать не только военные, но и гражданские задачи. В числе последних, например, ведение геологоразведки на арктическом шельфе. Известно, что в 2012 году «Лошарик» участвовал в экспедиции «Арктика-2012», где занимался сбором образцов геологических пород на больших глубинах.

Десятый отряд гидронавтов был сформирован еще в 1976-м. Перед новым 2017 годом этот отряд наградили орденом Нахимова с официальной формулировкой «за мужество и самоотверженность, проявленные в ходе выполнения государственных задач».

Скандалы и конфликты

Конфликт с обществом «Память»

В книге «Красная дюжина. Крах СССР: они были против» описано нападение боевиков общества «Память» на коллектив редакции в 1993 году:

Дело Вадима Поэгли

Общественный резонанс в середине 1990-х вызвало уголовное дело в отношении журналиста Вадима Поэгли, возбуждённое после его публикации о министре обороны Павле Грачёве. В газете она была выпущена под заголовком «Паша-Мерседес. Вор должен сидеть в тюрьме, а не быть министром обороны». После Грачёв подал в суд на газету, и весной 1995 года он выиграл процесс.

Поэгли приговорили к 1 году исправительных работ, но он был амнистирован по случаю 50-летия со дня Победы в ВОВ. Накануне суда произошло показанное по телевидению примирение Павла Гусева и Павла Грачёва, где они пожали друг другу руки. Такой шаг Гусева вызвал недовольство среди части редакции газеты. Трое сотрудников (Александр Минкин, Алексей Меринов и Юлия Калинина) подали заявления об уходе, но Гусеву удалось погасить конфликт и убедить всех остаться, сам же Поэгли в этой акции журналистского протеста участие не принимал.

30 сентября 1997 года по поручению Павла Гусева Поэгли купил для «МК» на аукционе тот самый «Мерседес» бывшего министра обороны, из-за статьи о котором и возник конфликт.

Обвинения в ксенофобских публикациях

В последние годы материалы газеты содержат много высказываний, расцениваемые как ксенофобские. В результате мониторинга ряда российских средств массовой информации, проведённого «Московской Хельсинкской группой» и Центром развития демократии, газета «Московский комсомолец» признана «безусловным лидером по количеству высказываний, способствующих возбуждению национальной розни» в 2003 году.

Дебаты о платных публикациях

В 2001 году PR-компании Promaco PR/CMA объявила, что «Московский комосолец» и ещё 12 различных изданий занимаются джинсой.

В 2004 году издание вновь стало жертвой разоблачительного эксперимента: речь шла об «успешной попытке публикации[где?] ряда статей за деньги. В результате в „чёрный список“ борцы[кто?] за чистоту помыслов внесли девять изданий», среди которых была и эта популярная газета (недоступная ссылка).

Атака на сайт

В начале декабря 2009 года в результате хакерской атаки на сайт издания было, как утверждали представители редакции, уничтожено всё его содержимое, включая редакторский интерфейс и архив за прошлые годы. Газете, по словам представителей редакции, был нанесён серьёзный финансовый ущерб.

Конфликт вокруг статьи «Политическая проституция сменила пол»

16 марта 2013 года в «МК» появилась статья Георгия Яниса «Политическая проституция сменила пол». В ней автор писал о политической карьере женщин-депутатов Госдумы от «Единой России»: Ольги Баталиной, Екатерины Лаховой и Ирины Яровой.

В тот же день депутат Госдумы единоросс Андрей Исаев в твиттере пообещал «жёстко» разобраться с авторами, позволившими себе «грязный наезд на трёх женщин депутатов», назвав при этом блогеров, ответивших на его твит, «мелкими тварями», которые «им безразличны».

20 марта 2013 года депутаты от «Единой России» Сергей Неверов, Александр Сидякин, Сергей Железняк, Роберт Шлегель, Ольга Баталина, Екатерина Лахова и Михаил Маркелов написали запросы в генпрокуратуру и МВД, где попросили проверить публикацию в «Московском комсомольце» рекламы «сомнительного характера». По их мнению, главный редактор «МК» «не может не знать об истинном характере данных объявлений». Этот шаг депутатов «Газета.ру» связала с Андрея Исаева с «МК».

22 марта 2013 года депутаты-единороссы потребовали вернуть в собственность Москвы здание редакции «Московского комсомольца». Инициаторами выступили четверо членов фракции «ЕР» — Анатолий Выборный, Даниил Волков, Владимир Поневежский и Валерий Трапезников.

В октябре 2013 года неизвестные забросали редакцию газеты дымовыми шашками. Павел Гусев считает, что за нападением стоят «некоторые люди из „Единой России“, а сама акция является очередной местью за статью „Политическая проституция сменила пол“».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector