Пётр первый и второй (линейный корабль)
Содержание:
- ПВО на борту
- Примечания
- Фото крейсера “Петр Великий”
- Судьба петровского флагмана
- Надежность
- История появления ТАРКР «Пётр Великий»
- Финал карьеры эскадренного броненосца «Петр Великий»
- Служба и модернизация броненосца
- Средиземноморский вояж «Петра Великого»
- Классификация парусных суден
- История создания
- Четырнадцатый век
- Почему в армию не берут с недобором веса?
- Крупные корабли российского парусного флота
- Особенности кораблестроения на Руси
- Предпосылки создания флота в России
- История службы
- Достоинства и недостатки
ПВО на борту
Главную опасность для подобного корабля, конечно, несут самолеты. И для борьбы с ними на ракетном крейсере выстроена серьезная, глубоко эшелонированная система противовоздушной обороны, включающая сразу три зенитно-ракетных комплекса.
Первый эшелон: зенитно-ракетный комплекс «Форт-М», корабельная модификация легендарного ЗРК среднего радиуса действия С-300. В отличие от исходной ЗРК, «Форт-М» обладает расширенной дальностью (до 75 км) и сниженной высотой (от 25 м до 25 км) действия. В составе носовой батареи крейсера установлена обновленная версия системы с кодировкой С300-ФМ, использующая новые ракеты 48Н6, способные поражать цели, движущиеся на скорости до 1800 м/с (6,5 тыс. км/ч), и на расстоянии до 90 км. Это позволяет ЗРК быть эффективным средством защиты не только от самолетов, но и от баллистических ракет малого радиуса действия, одновременно каждый комплекс отслеживает до 6 целей. Ими «Петр Великий» может отбиваться довольно долго: на борту имеется 12 пусковых установок по 8 ракет в каждой.
Второй эшелон: корабельный ЗРК ближнего радиуса действия «Клинок», поражающий цели на расстоянии от 1,5 до 12 км. Автоматически перезаряжаясь, каждая такая установка способна выпускать по ракете каждые 3 секунды, причем выстрел производится катапультой, и твердотопливные ракетные двигатели включаются уже в воздухе. Обнаружив цель на расстоянии до 45 км (система способна одновременно работать с 4 независимыми целями), «Клинок» реагирует на ее приближение за считанные секунды, и вскоре ракета устремляется к противнику на скорости почти 3,3 тыс. км/ч. Высота полета цели может быть от 10 м до 6 км, а скорость — до 700 м/с (2,5 тыс. км/ч). Все происходит автоматически, на скорости, на которую люди-операторы были бы неспособны. На борту «Петра Великого» размещается 2 восьмитрубных пусковых установки и 128 ракет.
Тех же счастливчиков (или — несчастных, это еще как посмотреть), кому удастся прорваться за эту линию обороны, ждет «Каштан». Этот зенитный ракетно-артиллерийский комплекс тоже полностью автоматизирован и способен работать самостоятельно начиная от обнаружения цели и до ее уничтожения. Он создан специально для противодействия современному высокоточному оружию — противокорабельным ракетам, управляемым авиабомбам и так далее. Разумеется, и его работа полностью автоматизирована; при необходимости, «Каштан» способен выпустить по цели двухступенчатую твердотопливную ракету (на расстоянии 1,5−8 км), или обстрелять ее из пары шестиствольных 30-мм зенитных автоматов АК-630 (на дистанции 0,5−4 км), буквально осыпающих противника пулями на скорости 10 тыс. выстрелов в минуту. О таких автоматах мы рассказывали в заметке «”Палашом» по «Томагавку»». На «Петре Великом» ЗАРК «Каштан» — целых шесть штук, и у каждой есть и пара автоматов АК-630, и по 2 блока с 4-мя ракетами каждый (а в подбашенном отделении приготовлены еще по 8 штук). Мало не покажется.
Примечания
- Чепур А. Перспективы перевооружения российской армии (по материалам открытой печати) (рус.) // Армейский сборник. — 2015. — № 03. — С. 12-18.
Фото крейсера “Петр Великий”
Крейсер «Петр Великий» в Суэцком канале
Похожее
Адмирал Кузнецов – тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5
Японский линкор “Ямато” – самый большой в мире
Крейсер «Петр Великий» проект 1144 «Орлан» флагман Северного флота
Варяг – бронепалубный крейсер Российского Императорского флота
Подводные лодки проекта 941 «Акула» – самые большие в мире
Подводные лодки проекта 955 «Борей»
Аскольд – бронепалубный крейсер Российского императорского флота
Фото АПЛ РФ (21 фото)
Немецкий линкор «Бисмарк» – корабль Второй мировой войны
Французские линкоры типа “Ришелье” Второй мировой войны
Худ – британский линейный крейсер Второй мировой войны
Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»
Проект 971 «Щука-Б» – атомные подводные лодки
Джеральд Р. Форд – авианосец США
Эскадренный миноносец “Настойчивый” – флагман Балтийского флота
Ракетный крейсер “Москва” (Слава) – флагман Черноморского флота России
Линкор «Октябрьская Революция» («Гангут»)
Подводные лодки проекта 677 «Лада»
Проект 1234 шифр «Овод» малые ракетные корабли
Корабельная установка АК-630. Дальность стрельбы. Скорострельность
Проект 11351 «Нерей» (Тип «Менжинский») – сторожевые корабли погранвойск
Ракетный крейсер “Варяг” (Червона Украина) – флагман Тихоокеанского флота России
Проект 1143 «Кречет» – тяжелые авианесущие крейсеры
Ляонин (бывший Варяг) – первый авианосец Китая
Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»
Затонувшие корабли
ССВ-33 «Урал» – корабль радиоэлектронной разведки проекта 1941 шифр «Титан»
Громобой – броненосный крейсер российского императорского флота
Фото американских авианосцев. Подборка
Гнейзенау – германский линкор тип “Шарнхорст”
Акаги – японский авианосец Второй мировой войны
Проект 641Б «Сом» – дизель-электрическая подводная лодка
Проект 1135 «Буревестник» (тип «Бдительный») – сторожевые корабли
«Бора» и «Самум» – малые ракетные катера на воздушной подушке
БДК типа «Иван Рогов» – большой десантный корабль
«Императрица Мария» – русский линкор Первой мировой войны
Линкор «Фусо» – линейный корабль ВМС Японии 1915-1944 год
Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый») – сторожевые корабли (фрегаты)
Россия – броненосный крейсер российского императорского флота
«Дельфин» – первая российская подводная лодка
Проект 1135М “Буревестник” (тип “Резвый”) – сторожевые корабли
«Литторио» – итальянский линкор Второй мировой войны
Американские линкоры типа “Айова” Второй мировой войны
«Адмирал граф Шпее» – германский линкор Второй мировой войны
Рональд Рейган – авианосец США
АПКР К-18 “Карелия” – атомный подводный ракетный крейсер
Джордж Буш – авианосец США
Мистраль – десантные корабли-вертолетоносцы
КИК «Маршал Крылов» – корабль измерительного комплекса проекта 1914.1
Пересвет – броненосец российского императорского флота
Шарль де Голль – авианосец ВМС Франции
Английский линкор «Родни» тип «Нельсон» Второй мировой войны
«Дюнкерк» – французский линкор Второй мировой войны
Японские линкоры типа «Исэ» Второй мировой войны
Дизель-электрические подлодки проекта 633
Космонавт Юрий Гагарин – научно-исследовательское судно
Линкор «Ямасиро» – линейный корабль Японии 1917-1944 год
Подрыв и затопление авианосца списанного в утиль
АК-726 – корабельная 76-мм артустановка
Подводные лодки типа «Касатка»
«Альбион» – десантно-вертолётный корабль-док ВМС Великобритании
Адмирал Ушаков – русский броненосец
Кета – подводная лодка
Тип «Сом» – подводные лодки 1904 – 1906 годов
Форель – подводная лодка
Тип «Осётр» – подводные лодки
Подводные лодки тип «Карп»
You have no rights to post comments
Судьба петровского флагмана
В строительстве «Штандарта» Петр принимал личное участие. С 21 июля 1703 года он находился на Олонецкой верфи. Вероятно, его энергия и настойчивость позволили сократить срок строительства до 5 месяцев. Работали тогда весь световой день, а как известно, дни летом на севере долгие.
За необычно короткое время — всего за две недели — фрегат был оснащен мачтами и парусами. В Петербург он вышел 8 сентября 1703 года, имея на борту груз пушек с Олонецких заводов. Капитаном пошел Петр Михайлов. Осень на Ладоге — не самое приятное время. Архивные данные говорят, что во время шторма «фрегат сей стал на мель и претерпел некоторое повреждение». В карельском фольклоре есть упоминание о Государевой, или Царской мели. По всей вероятности, сейчас она нанесена на карты как банка Торпакова возле Сторожно. Успешно снявшись с мели, «Штандарт» и другие корабли дошли до Шлиссельбурга.
Флотилия прибыла в Петербург в середине октября, и с весны 1704 года участвовала в подготовке обороны города, выполняя промеры глубин, связанные с укреплением Кронштадта. Первое боевое крещение «Штандарт» получил в 1705 году, отражая попытки шведского флота прорваться мимо Кроншлота к Санкт-Петербургу.
За 16 лет боевой службы на «Штандарте» сменилось несколько капитанов. Их фамилии дают представление об интернациональном составе флота в то время:
Петр Михайлов | Россия | 1703 |
П. Грей | Англия | 1704 |
Ян Деланг | Голландия | 1705 |
Ф. Вилимовский | Россия | 1706-1707 |
Шонвик | Голландия | 1708-1709 |
Генрих Вессель | Норвегия | 1712 |
Б. Эдварт | Англия | 1713 |
Спешка при строительстве первого «Штандарта» сказалась через несколько лет: в 1711 году из-за применения сырого (невыдержанного) леса корабль «пришел в ветхость» и был поставлен на тимберовку — ремонт с заменой части обшивки и шпангоутов. Обновленный «Штандарт» продолжал службу до 1719 года, когда по приказу Петра «хранить вечно как первенец флота и памятник кораблестроительного искусства» был поставлен в качестве музея в Кронверкскую протоку. Без ухода и внимания корабли (а стояло их там несколько) быстро пришли в упадок. Когда в 1727 году по приказу Екатерины I специальная комиссия проверяла состояние кораблей, «Штандарт» было решено вытащить на берег и отреставрировать. Но вода и время повредили корпус настолько, что при попытке поднять корабль тросами буквально перерезали его на части. Старый «Штандарт» был разобран с указом «В память его имени, которое Его Величеством Петром I было дано, заложить и сделать новый».
Указ этот вплоть до недавнего времени оставался невыполненным. А имя «Штандарт» давали с тех пор только царским яхтам.
Надежность
Здесь «Маузер» несколько более чувствителен к морозу и грязи. Но только «несколько» — не стоит верить рассказам о том, что «немцы зимой не могли стрелять из-за отсутствия зимней смазки».
Винтовка Мосина все же надежнее. Правда, в условиях низкой культуры обращения с оружием можно угробить даже такую простую и неприхотливую систему. К примеру, Первая мировая знала много случаев, когда магазин винтовки намертво забивался грязью, и бойцы не спешили ее вычищать — пользовались оружием как однозарядным. Если же не запускать уход за оружием — оба образца обладают просто феноменальной надежностью.
История появления ТАРКР «Пётр Великий»
В середине 1960-х годов в Советском Союзе было начато проектирование нового типа боевого надводного корабля, имеющего практически неограниченную дальность хода.
Первоначально планировалось создать противолодочный корабль водоизмещением порядка 8 тысяч тонн с ядерной энергетической установкой. Однако после появления в конце 1960-х годов подводных лодок ВМС США с межконтинентальными ракетами и атомными энергетическими установками потребовалось создание более крупного многоцелевого крейсера про сравнению с ранее проектируемым.
В итоге были начаты проектно-конструкторские работы над проектом 1144, целью которого стало создание тяжёлого атомного ракетного крейсера (ТАРК). Проект, получивший название «Орлан», был завершён в 1972 году. Изначально по проекту 1444 «Орлан» предполагалось построить семь кораблей с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ). Начиная с 1973 года на Балтийском заводе были заложены и построены крейсеры данного типа: «Киров», «Фрунзе» и «Калинин», а с 1992 года они стали называться соответственно «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Нахимов».
К строительству очередного корабля, которому суждено было стать последним в серии ТАРКР, верфь приступила в апреле 1986 года. Ко времени его строительства проект был модернизирован, получив обозначение 1444.2. Конструкция кораблей при этом не изменилась, по сравнению с предшественниками каждый новый крейсер получал в оснащения более современные системы вооружений. При закладке корабль именовался «Куйбышев», затем недолгое время носил имя «Юрий Андропов». В конечном итоге наиболее мощный в мире крейсер, спущенный на воду в 1989 году, окончательно достраивался уже после распада СССР.
К тому времени два первых крейсера проекта «Орлан» в 1990-е годы пошли под списание, а «Адмирал Нахимов» на долгие годы оказался законсервирован. С 2013 года на этом крейсере развернулись работы по его глубокой модернизации с целью переоснащения на более современные типы вооружения, но ранее 2021 года завершения этого процесса ожидать не приходится.
Финал карьеры эскадренного броненосца «Петр Великий»
В период ПМВ корабль служил в качестве базы подлодок, базируясь на Ревель, это стало причиной того, что он избежал эксцессов a-la «Кронштадтская ночь длинных ножей», однако зимой 1918-го, когда кайзеровская армия подошла к этой базе флота для Ревельской группировки возникла угроза пленения.
Поэтому она была эвакуирована в Кронштадт в ходе знаменитого Ледового похода, проходившего в три этапа – в числе последних в главную базу флота был переброшен и «Пётр Великий», замечу, что по случаю революции он был переименован в «Баррикады».
Вскоре корабль был передан в порт на хранение, впоследствии с него были сняты артиллерия и всё ценное оборудование, а в 1921 году он был реконструирован в минный склад.
Служба и модернизация броненосца
В течение десяти лет корабль являлся основной боевой единицей Балтийского флота, так как реализация программы строительства броненосного флота 1881 года затянулась. Зимой 1892-го на нём были заменены котлы, в 1895-м он был снабжён противоминными 87-миллиметровыми орудиями и сетями.
Тогда же был разработан вариант перевооружения, предполагавший установку новых башен ГК и среднекалиберной артиллерии в удлинённой центральной надстройке-каземате. В 1898-м старые башни были демонтированы, но установка новых затянулась в связи с тем, что все доступные ресурсы были задействованы для реализации программы строительства броненосцев Тихоокеанской эскадры.
Дело «зависло» на добрых пять лет, за которые корабль окончательно устарел, и его модернизация была признана нецелесообразной.
Средиземноморский вояж «Петра Великого»
К 23 января 1882 все работы были выполнены, и броненосец вышел на ходовые испытания, продемонстрировав скорость 14,4 узла при мощности 8300 лошадиных сил. Месяц спустя был получен приказ о следовании в Средиземное море, где кораблю предстояло стать флагманом Средиземноморской эскадры, базировавшейся на Пирей. В порт назначения он прибыл 11 апреля.
Посетив ряд итальянских портов, эскадра перешла в Тулон, затем вернулась в Неаполь, где «Петра» настиг приказ о возвращении в Кронштадт, куда он прибыл 31 августа 1882 года
Хочу обратить ваше внимание на то, что, по сути, его средиземноморский вояж был ни чем иным как демонстрацией силы
Классификация парусных суден
Спрос на корабли шел с учетом выполняемых им задач — для экспедиций или венных действий. Во втором случае от судна требовалось достигать конкретных тактических целей, что привело к развитию разных типов кораблей. Основными характеристиками любой боевой морской единицы были: водоизмещение, число артиллерийских орудий и мачт. В конечном итоге сформировалась классификация кораблей по рангам:
- К первым трем относились только линейные корабли;
- 4 — 5 ранга были фрегаты;
- 6 — 7 ранга остальные более мелкие суда (бриги, тендеры, корветы).
Одновременно с развитием основных боевых единиц формировались дополнительные корабли, которые должны были решать вспомогательные задачи для достижения стратегических целей на поле боя.
В основном это были:
- Брандеры. Судно с взрывчаткой на борту для поджога вражеского корабля. Они получили развитие благодаря простой подготовке. Брандеры не строили и они, фактически, не являются самостоятельным классом судна. Решение об их применении часто применялось уже в ходе боев, я для подготовки использовалось вышедшее из строя судно, которое не может вести бой, но еще способно плыть. Особый эффект был, если вражеский кораблю был в плотном строю с другими или находился в бухте.
- Бомбардирские корабли. По своим возможностям не отличался от основных болевых кораблей — крупное 3-мачтовое судно с арторудиями. Он имел низкие борта и предназначался для обстрела береговой инфраструктуры (бухты, доки, укрепления). В морском бою также мог эффективно проявить себя, но из-за своих бортов становился легкой мишенью.
- Транспортные судна. Среди них также были разные типы кораблей для конкретных задач (клиперы, шлюпы, пакетботы и др.)
Стоит отметить, что грузовые суда среди кораблей парусного флота колониальных держав практически отсутствовал. Грузы хранились на основных кораблях, а если нужда в транспортном корабле все же появлялась, они нанимались у частных лиц.
История создания
В 1943 году командование ВВС США пришло к выводу, что армии требуется новый бомбардировщик дальнего радиуса действия с перспективными реактивными двигателями. Техническое задание было отправлено в агентства нескольких крупных авиастроительных компаний, среди которых был и Boeing.
Первым прототипом стал самолёт, получивший обозначение «Модель 424», по сути, являвшийся версией бомбардировщика B-29, оборудованной четырьмя реактивными двигателями. Результаты испытаний в аэродинамической трубе показали, что фюзеляж от B-29 не позволяет полностью реализовать потенциал реактивной тяги из-за слишком большого лобового сопротивления. Кроме того, в 1944 году ВВС составили новое техническое задание. Самолёт должен иметь максимальную скорость 800 км/ч, крейсерскую скорость 725 км/ч, дальность полёта 5600 км, потолок высоты 13500 м.
Следующим этапом разработки стала «Модель 432». Стремясь снизить лобовое сопротивление, инженеры создали полностью новый фюзеляж, а также изменили расположение двигателей. Теперь они находились в передней части фюзеляжа, а не под крылом.
После поражения Германии в 1945 году в распоряжение Америки попало множество материалов по перспективным военным разработкам, в том числе и в области авиации. Отчёты немецких учёных о положительном эффекте применения планеров со стреловидными крыльями при скоростях, близких к звуковым, были внимательно изучены американскими специалистами. В сентябре 1945 года руководству ВВС США был представлен ещё один вариант самолёта — «Модель 448», со стреловидными крылом и хвостовым оперением. Стреловидность крыла составляла 35 градусов, четыре двигателя TG-180 производства General Electric располагались, как и у предыдущей модели, в передней части фюзеляжа, ещё два были установлены в хвостовой части. Компоновка Модели 448 могла вызвать много проблем и была признана неудачной, так как появились сложности с размещением воздухозаборников хвостовых двигателей, а плотное расположение носовых повышало пожароопасность и сулило высокую трудоёмкость обслуживания.
На следующем этапе работ двигатели вновь были перенесены под крылья самолёта, причём конструкторы применили оригинальное решение. На каждом крыле располагалось по три двигателя. Два находились в общей «сдвоенной» мотогондоле ближе к фюзеляжу самолета, а третий почти на конце самого крыла. Вариант получил обозначение «Модель 450» и в конечном итоге был утверждён командованием ВВС США.
Компания Boeing получила заказ на два опытных образца в апреле 1946 года. Самолёт получил обозначение «ХВ-47».
Первый экземпляр вышел с завода 12 сентября 1947 года, а уже 17 декабря совершил свой первый полёт. Пилотировали его лётчики-испытатели Роберт Роббинс и Скотт Ослер.
Четырнадцатый век
В 1314 году отошел в мир иной Филипп Красивый – король Франции из династии Капетингов. У него было три сына и одна дочь. Изабелле удалось выйти замуж за Эдуарда Второго – английского правителя. К сожалению, у всех сыновей Филиппа рождались только девочки, вследствие чего Франция столкнулась с династическим кризисом, когда все прямые наследники мужского пола обрели вечный покой.
Знати пришлось избирать нового правителя. Им оказался Филипп Валуа. Эдуард Третий – сын Изабеллы – пытался опротестовать это решение, однако по салическому закону передача трона по женской линии строго запрещалась. Результатом его недовольства стала Столетняя война. Успех сопутствовал то Франции, то Англии. Однако неопределенность исчезла, когда бразды правления армией принял талантливый военачальник Генрих V. В это же время на трон во Франции взошел Карл IV, известный своей неуравновешенностью. Военное преимущество окончательно закрепилось за англичанами.
1415 год ознаменовался разгромом французских войск под Азенкуром. Генрих V с триумфом вошел в Париж. Короля заставили признать наследником сына Генриха Пятого.
В 1429 году был коронован Карл VII. Ему принадлежит заслуга объединения Франции. Это произошло благодаря мировой, заключенной с Карлом Бургундским. В 1437 г. был возвращен Париж, в 1450 – Нормандия, в 1453 – Гиень, в 1477 – Бургундия, а затем и Бретань. Только Кале остался под властью Англии.
Франциск – король Франции, взошедший на трон в 1515 году. Его отец был графом Ангуленским, двоюродным братом Людовика Двенадцатого. Правитель выступил за возобновление договоров, заключенных с Генрихом Восьмым. Король намеревался отвоевать Наварру у Кастильского королевства и отнять Миланское герцогство при поддержке Венеции. Под его руководством был совершен грандиозный переход через Аргентийское ущелье в Италию. Воины переносили артиллерийские орудия на руках и взрывали скалы, чтобы проложить себе путь. Франциску удалось завоевать Савойское и Миланское герцогства. Благодаря этому походу король прослыл настоящим героем. Его даже стали сравнивать с Цезарем.
Генрих 2 – король Франции, правление которого началось в марте 1547 года. Он всяческими способами пытался изжить протестантизм.
Карла Пятого.
Король Франции Генрих имел наследника. Однако на момент смерти отца ему было всего десять лет. Тем не менее взошел на престол Карл 9. Король Франции был последним представителем рода Валуа. До 1563 года его мать – Екатерина Медичи – выступала в роли регента. Правление Карла Девятого ознаменовалось многими печальными событиями, среди которых гражданские войны и Варфоломеевская ночь (массовое истребление гугенотов).
После прихода Габсбургов к власти в стране начался кризис. В процессе Реформации число протестантов возросло. Все чаще происходили стычки между представителями разных социальных слоев. Для восстановления мира было решено издать «Эдикт о веротерпимости». В то время правил Генрих Третий. Его убили в 1589 г. У него не было наследников, поэтому на трон взошел Генрих Наваррский (Четвертый). Он перешел из протестантской веры в католическую, чтобы избежать кровопролития. Однако быстро остановить противостояние все равно не получилось.
Почему в армию не берут с недобором веса?
Крупные корабли российского парусного флота
Первые упоминания о российских парусниках можно найти в «Повести временных лет», которая рассказывает о походе князя Олега в Византию на кораблях. Российский парусный флот формируется уже Петром I. Строительство первых кораблей шло по подобию европейских. Первое крупное сражение отечественного флота отмечается со Шведами в Северной войне. В дальнейшем военно-морские силы начинают только расти.
Крупный корабли Балтийского флота
Крупнейшими военными парусниками в России (как и в мире) были линейные корабли. Первые линкоры были заложены в приладожской верфи, у которой не было опыта в строительстве больших кораблей, в результате чего судна получили слабую мореходность и маневренность. Список парусных линейных кораблей российского императорского флота, которые стали первыми в строю на Балтике:
- Рига,
- Выборг,
- Пернов,
Все три корабля спущены на воду в 1710 году и классифицировались как линейные корабли 4 ранга. На бортах размещались 50 орудий разного калибра. Экипаж судна составлял 330 человек. Парусные корабли в российском флоте также утратили свое значение с развитием паровых машин и броненосцев, однако еще использовались для разведывательных операций вплоть до времен гражданской войны.
Предлагается к прочтению: Кораблестроение в РоссииПоявление пароходов
Особенности кораблестроения на Руси
На Руси были свои традиции изготовления судов. Для их постройки не приглашались голландские кораблестроители, наше искусство судостроения было ничем не хуже европейского. К тому же русские корабли отличались тем, что они сразу были приспособлены к определенным условиям.
Тонкости их производства шлифовалось десятилетиями. К сожалению, в результате многочисленных войн, набегов секреты мастерства были утеряны. Уже начиная с конца XVI века, когда назрела необходимость регулярного флота, русские цари обращались к иноземцам за помощью. В основном, это были голландцы, потому что именно они считались первыми в корабельном мастерстве.
Русский флот XVI века
Задолго до этого времени на Руси уже сформировались свои нормы в судостроении. Каждый корабль отличался своими особенностями, которые позволяли ему выполнять свои функции. Палубные корабли допетровского времени были нескольких разновидностей:
- Карбас — парусное, в основном промысловое судно;
- Шитик — небольшое плоскодонное судно с парусом;
- Ладья — парусное гребное судно, которое предназначалось как для торговли, так и для военных действий;
- Струг — гражданское или военное судно на Руси;
- Чайка — небольшой плоскодонный челн.
Кораблестроение на Руси до Петра Первого нельзя обозначить как безуспешное. Оно переживало спад после татаро-монгольского нашествия, когда силы государства были направлены на развитие армии, а не флота. Хотя промысловые и гражданские корабли в это время строились также, как и раньше, согласно древнерусским традициям с поправкой на время. Эти суда были преимущественно речные, для морских переходов они не годились.
Расцвет судостроения на Руси был в IX-XII веках. Возможно, еще раньше, однако письменные источники того времени до нас не дошли. Известно, что славянам был известен путь «из варяг в греки», то есть от Балтийского до Черного моря. Новгородские купцы, осваивая торговлю со Скандинавией и Англией, пользовались морскими путями. Для того, чтобы плавать по морю с товарами, изготавливали крупные, на 30-40 человек суда.
На Юге, по Черному морю также плавали наши корабли и ладьи. Это были купеческие судна, которые преимущественно доходили до Царьграда, центра торговых путей того времени. Или военные, целью завоевания которых был также Царьград или близлежащие территории.
Предпосылки создания флота в России
В конце XVII века, после прихода к власти Петра I, началась всеобщая военная реформа. Была практически полностью изменена структура российской армии. И, зная любовь молодого царя к кораблестроению и судам, легко было предсказать то, что он захочет иметь флот в России.
Необходимость в мощной флотилии также укрепилась после неудачного азовского похода в 1695 году. Первые корабли строились на реке Воронеж, и в течение года было построено более тысячи судов, в том числе и 23 галеры. И уже в 1696 году русские взяли Азов. Однако Петр чувствовал, что необходимо совершенствовать корабли.
После небезызвестного Великого посольства в Европу 1697 году, где Петр I еще больше углублялся в науку кораблестроения и военное дело, посещал верфи и даже пробовал себя в роли корабельного плотника, царь еще больше убедился в необходимости укрепления и совершенствования российских кораблей.
История службы
Учения на крейсере во время похода 2010 года
На крейсере поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.Североморск, 10 января 2013 года.
27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара +300 °C. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту. 9 апреля 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».
Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году.
В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПКР «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъёма «Курска».
Участвовал в съёмках фильма «72 метра» (2004).
В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.
В декабре 2008 года принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входит противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».
По сообщению агентства РИА Новости, 13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов. Некоторые аналитики отмечают, что ловить маломерные суда пиратов — это не та задача, для которой предназначен тяжёлый атомный крейсер.
30 марта 2010 года ТАРКР «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода — капитан 1 ранга С. Ю. Жуга), что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен пройти через Атлантический, Индийский и Тихий океаны и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока. Поход «Петра Великого» продлится до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошёл через пролив Ла-Манш, 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» — через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разделились. 13—14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море, проследовав далее в Аденский залив и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота.
За 16 лет прошёл 140 000 миль.
28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» указом Президента РФ награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». 10 января 2013 года Президент РФ В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.
С 3 сентября 2013 по 1 октября того же года совершил арктический поход во главе отряда кораблей и судов Северного флота, им было пройдено 4000 миль.
15 октября 2016 года, в составе корабельной авианосной группы (возглавляемой ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и включающей также большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» с судами обеспечения) вышел в поход в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. Вернулся в Североморск 9 февраля 2017 года. За этот дальний морской поход крейсер прошёл 18 тысяч морских миль.
По результатам 2016 года экипаж тяжелого атомного ракетного крейсера стал лучшим среди ракетных крейсеров ВМФ РФ в соревнованиях на приз Главкома ВМФ России.
Летом 2017 года «Петр Великий» совместно с атомной подводной лодкой проекта 941 типа «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» совершил переход на Балтийское море для участия в праздновании Дня Военно-морского флота РФ.
По планам Министерства обороны крейсер должен пройти ремонт и глубокую модернизацию в 2019—2022 годах, после завершения работ над однотипным кораблем «Адмирал Нахимов».
Достоинства и недостатки
Тяжёлые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан» не имели и не имеют прямых аналогов за рубежом
Разнообразие вооружения ТАРКР «Пётр Великий» сделало этот корабль многоцелевым, хотя оборотной стороной такого положения стало его повышенная сложность в обслуживании и, что тоже немаловажно, высокая стоимость обеспечения боевого выхода в море. Важным плюсом считается высокая степень защищённости корабля от ракетных и торпедных атак
Но в то же время специалисты отмечают, что в одиночку даже такой мощный корабль полноценно воевать не сможет, все его достоинства могут в наибольшей степени проявиться только в составе ударного соединения. В советское время ТАРКР планировались в качестве основы корабельной ударной группировки (КУГ), которой было вполне по силам расправиться даже с самой мощной авианосной ударной группой противника. К настоящему времени для «Петра Великого» это возможно только после замены основных систем вооружения, разработанных ещё в СССР, на более новые. Поскольку обязательно следует учитывать, что обеспечить скрытность появления в каком-либо районе мирового океана столь мощного корабля практически невозможно.