Возвращение крейсера «маршал устинов»
Содержание:
- Содержание
- Конструкция
- Общая оценка проекта
- Ракетное вооружение
- Построенные корабли
- Капитальный ремонт и модернизация
- Противовоздушная оборона
- Первый этап модернизации
- Детство и юность
- История
- Описание конструкции крейсера
- Дополнительная литература
- Технические характеристики
- Противолодочная оборона
- Капитальный ремонт и модернизация
- Награды
- Заключение
Содержание
Конструкция
Конструкция корпуса и надстройки
По конструкции корабль длиннополубачный, с развитой трёхостровной надстройкой, башнеподобными пирамидальными фок- и грот-мачтами. Для лучшей мореходности и остойчивости шпангоуты имеют сильный развал, а форштевень сильно наклонен. В первом отсеке по носовую таранную переборку располагаются вспомогательные помещения и кладовые. Во втором отсеке ниже ватерлинии находится выгородка ГАС «Платина», выше неё — цепной ящик, кладовые и шпилевое отделение. Третий отсек занимает подбашенное отделение и погреба АК-130, вентиляторные помещения и боевые посты корабля. Четвёртый отсек отведён под кубрики и каюты личного состава, с агрегатными помещениями в трюме. В пятом отсеке, помимо жилых помещений, расположен погреб боезапаса для РБУ-6000 «Смерч-2». В шестом отсеке размещены боевой информационный центр, БИУС, которые соединены с боевой рубкой командирским лифтом. В шестом отсеке расположены вспомогательные механизмы. Также в шестом отсеке находятся приводы носовой пары успокоителей качки. В седьмом отсеке располагается носовое машинное отделение (НМО) с маршевыми турбинами М-21, редукторами, теплоутилизационным контуром и паровыми вспомогательными турбинами на общей раме. Восьмой отсек — вспомогательные механизмы и вторая пара успокоителей качки. Затем кормовое машинное отделение (КМО) с форсажными турбинами М-8КФ. Десятый отсек — вспомогательные механизмы, в двенадцатом — подпалубные погреба ЗРК «Форт» с пусковыми установками вертикального пуска револьверного типа, а также погреба и приводы системы постановки помех ПК-2, грузовой лифт. В тринадцатом и четырнадцатом отсеках размещаются кубрики экипажа, имеются вспомогательные и служебные помещения, торпедные аппараты, а в районе 300—310 шпангоутов находятся погреба и пусковые установки зенитных ракет «Оса-М». Кормовой отсек, в основном, служит для размещения буксируемого антенного устройства и систем для его опускания и подъёма, также в корме выгорожен ахтерпик. На всем протяжении корабля под топливными цистернами имеется двойное дно во избежание разлива ГСМ при аварийных ситуациях. Основные погреба боезапаса разнесены по кораблю, разделены непроницаемыми переборками и снабжены системами орошения и пожаротушения. Все эти меры конструктивно обеспечивают живучесть и непотопляемость крейсера при затоплении любых трёх смежных отсеков, кроме машинных отделений.
В конструкции лёгких выгородок внутри корпуса используются наряду со сталью алюминиевые сплавы типа АМГ. Надпалубные надстройки в районах воздействия пламени от пуска ракет стальные, верхние конструкции изготовлены из алюминиевых сплавов. На нижних ярусах находится флагманский командный пункт, каюты старших офицеров, кают-компания. Блоки надстройки имеют технологические разрезы для исключения повреждений надстройки из-за напряжений изгиба. Дымоходы с системами воздухозабора размещены поперек корабля. За дымовыми трубами установлен кран грузоподъёмностью 8,5 тонн, который в походном положении опускается между дымоходами и закрепляется.
В кормовой части главной палубы в виде отдельного острова размещен вертолётный ангар, который венчает антенна 3Р41 «Волна», служащая для сопровождения и подсветки цели корабельного зенитного ракетного комплекса «Форт», далее в корме вертолётная площадка с системами обеспечения взлёта и посадки. Имеются, помимо набора спасательных средств, разъездной командирский катер проекта 1404 и рабочий катер проекта 1402.
Общая оценка проекта
В целом, РКР проекта 1164 стали альтернативой чрезмерно дорогим крейсерам проекта 1144 «Орлан». Имея ограниченное водоизмещение, крейсера проекта 1164 располагали практически эквивалентным наступательным вооружением и сопоставимым оборонительным. По современным классификациям эти РКР соответствуют ракетным крейсерам/«большим эсминцам», таким как ракетные крейсера типа «Тикондерога», эсминцы типа «Атаго» и типа «Король Седжон», имеющим сходное водоизмещение в районе 9000-11000 тонн.
Однако приоритет в создании крейсеров проекта 1164 был отдан наступательным, а не оборонительным характеристикам. Корабли имеют уменьшенный запас ракет С-300Ф — 64, в сравнении с 96 на крейсере проекта 1144; слабым местом является ПВО самообороны, состоящая из всего двух устаревших ЗРК «Оса-М» (для сравнения — крейсера проекта 1144 имеют 16 ПУ «Кинжал»).
Кроме того, ввиду наличия только одной РЛС наведения ракет 3Р41 «Волна», зенитный комплекс «Форт» может быть задействован для отражения атаки только с одного направления одновременно, и в случае выхода единственной РЛС 3Р41 «Волна» из строя, дальняя ПВО корабля окажется полностью парализованной. Для сравнения — крейсера проекта 1144 имеют две РЛС 3Р41, что позволяет им отражать атаки одновременно с нескольких направлений и не рисковать потерей обороноспособности при выходе РЛС из строя.
В целом, корабль в полной мере соответствует «поздней» доктрине Советского флота — использование для ударных функций надводных ракетоносцев, прикрытых палубной авиацией.
Ракетное вооружение
Ожидается, что США в 2018 году примет на вооружение противокорабельную ракету большой дальности AGM-158C LRASM. Если радиус поражения теперешней Harpoon не превышает 280 км, то у ожидаемой ПКР она составит более 370 км. При пуске их из надводных кораблей (возможно, приближенной по показателям дальности к отечественной ракете П-700 комплекса «Гранит»). С воздушных самолётов-носителей F-35C, F/A-18E/F и B-1B на дозвуковой скорости будет использоваться модификация LRASM-А дальностью до 800 – 1000 км. В отличие от ещё разрабатываемых гиперзвуковых ракет (Россия 11 Маха и Япония 5), от данной американской разработки можно ожидать более совершенный аналог крылатой бестии Jassm (стелс-технологии из композитных материалов). Летом и осенью американцы провели успешные испытания, состоялись стрельбы (в том числе из подводного положения) – цель поражена высоко от ватерлинии. На протяжении десятилетий ЦРУ так и не смогли собрать данные о П-500 ПКРК «Базальт» и П-700 ПКРК «Гранит». Западные ракеты по-прежнему остаются уязвимы для отечественных систем ПРО, чего об их ПРО не скажешь.
ПКРК П-500 и П-700 для проекта 1164
Выходит корабль «Маршал Устинов» с ПКРК «Базальт» (сверхзвуковые 2,5 Маха ПКР П-500) по-прежнему для НАТО соответствует данному ему прозвищу (как и всем остальным проекта 1164) – «Убийца авианосцев». Перехватить её невозможно из-за скорости, траектории полёта, применения РЭБ и бронирования. Целеуказание обеспечивали системы корабля и авиации. Изначально использован принцип наведения на цель «Пустил и забыл». Забавно, в годы СССР выход из ситуации натовцы нашли простой – не приближаться к нашему РК (Москва, Устинов, Варяг) и ко всем кораблям с этим типом оружия, т.е. на 500 км. Комплекс «Гранит» (П-700) – это улучшенный «Базальт», с совершенной системой наведения, обмена данными между ракетами, с радиусом поражения до 550 км. И это не всё, известная уже всем ПКР «БраМос» (она же П-800) даёт нам и Индии дальность 800 км.
Чего ждать от перевооружения «Маршала Устинова» 2016
Что же тогда говорить о П-1000 ПКРК «Вулкан» (разработка В.Н.Челомея и Г.А.Ефремова 1987 г.), которыми перевооружаются наши крейсера. Представим себе РК «Маршал Устинов», выпустивший сразу 8 таких ракет. Ведущая ракета находится выше ведомых (низколетящих, неуязвимых для дальних ЗРК). Если, вдруг её сбили, то место ведущей занимает одна из ракет. Эти ракеты самостоятельно выбирают заданные им при запуске цели (заранее заданы только тип и класс корабля, и конкретно его часть – носовая, кормовая, центральная). Если одна ракета уже выбрала свою цель, то эти данные поступают остальным, которые уже выберут другую цель (каждая свою). Исключение может быть в случае атаки на большой корабль, если эсминцам может хватить 1-й ракеты, то авианосцам положено получить 3.
Именно РК «Маршал Устинов» произведут замену ПУ (пусковой установки) на жаропрочную – дальность поражения в таком случае будет максимальная – 1000 км. У «Москвы» и «Варяга» останутся пока стартовые ускорители П-500, а это радиус до цели 700 км. (тоже П-700 «Вулканы»). Используются все средства наведения на цели: корабля, вертолёта, самолёта, спутника. Боевая часть 11,7 метровой ракеты с размахом крыла 2,6 м фугасно-кумулятивная 500 кг или ядерная в 350 кт. Диаметр её 0,88 м. Точность попадания с погрешностью в 1 метр при запуске 2-х ракет в одну точку. По обоим бортам расположены по 8 пусковых установок, с возможность одновременного пуска сразу 8 ракет. Остальное вооружение, возможно, останется тем же, и здесь ждём от ВПК улучшений
Построенные корабли
Всего по проекту предполагалось строительство шести кораблей. Однако в итоге заложено было четыре крейсера, а достроено и введено в строй всего 3. Все корабли строились на заводе имени 61 коммунара в г. Николаев.
Название | Заводской № | Закладка | Спуск на воду | Сдача заказчику | Флаг поднят | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
«Москва» | 2008 | 6 ноября 1976 года | 27 июля 1979 года | 30 декабря 1982 года | 30 января 1983 года | Флагманский корабль ЧФ |
«Маршал Устинов» | 2009 | 5 октября 1979 года | 25 февраля 1982 года | 15 сентября 1986 года | 21 сентября 1986 года | Закладывался как «Адмирал флота Лобов» |
«Варяг» | 2010 | 31 июля 1979 года | 26 июля 1983 года | 25 декабря 1989 года | 7 января 1990 года | Флагманский корабль ТОФ |
«Украина» | 2011 | 28 июля 1983 года | 11 августа 1990 года | недостроен | ||
«Октябрьская революция» | 2012 | 15 ноября 1988 года | недостроен | Строительство прекращено в 1989 году. До 31 декабря 1987 года носил имя «Россия» |
Головной корабль строили больше шести лет и сдали флоту 28 декабря 1982 года. Второй корабль при закладке в 1978 году получил название «Адмирал флота Лобов», третьему, заложенному в 1979 году, было предусмотрено имя «Комсомолец», однако смерть министра обороны маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова в декабре 1984 года вызвала изменение названий всех строившихся крейсеров этой серии: «Адмирал флота Лобов» был переименован в «Маршал Устинов», «Комсомолец» стал «Червоной Украиной», а название «Адмирал флота Лобов» перешло на четвертый корабль, заложенный в 1986 году. По некоторым сведениям, в 1989 году был заложен ещё один крейсер проекта 1164, который должен был получить имя «Россия», но из-за недостатка средств его строительство было прекращено.
В мае 1995 года головной крейсер «Слава» переименовали в «Москву».
После развала Советского Союза «Червона Украина» был переименован в «Варяг».
«Адмирал флота Лобов» был присвоен Украиной, но попытки достроить его для ВМС Украины закончились неудачей. Совершенно ясно, что достроить, а тем более эксплуатировать даже один ракетный крейсер Украина не в состоянии. Тем не менее крейсер был переименован в «Украину» и формально в 1993 году вошёл в состав ВМС Украины. Решение о его достройке было принято в 1998 году, но оно так и осталось на бумаге и крейсер стоит у достроечной стенки завода, имея, якобы, готовность в 95 %. Рассматривались варианты продажи крейсера, однако было принято решение о его достройке при помощи России. В июле 2010 года постановление Верховной Рады Украины о присвоении названия «Украина» ракетному крейсеру утратило действие, за это проголосовали 247 депутатов Верховной Рады из 428. Также будет рассмотрен вопрос продажи крейсера России. По информации агентства «УРА-Информ. Донбасс», Россия, в свою очередь, уведомила Украину, что заберет крейсер только даром. В сентябре 2013 года Россия согласилась приобрести «Украину» за 1 миллиард рублей.
Командование ВМФ России намерено в 2012 году передать Тихоокеанскому флоту из состава Северного флота ракетный крейсер «Маршал Устинов». По словам источника агентства в Главном штабе ВМФ, «Маршал Устинов» «нужнее на таком масштабном и сложном театре военных действий, как тихоокеанский». Отдельные наблюдатели считают, что крейсер «Маршал Устинов» будет заменен на Северном флоте крейсером «Украина» (в случае, если он будет приобретен у Украины).
Капитальный ремонт и модернизация
С июля 2011 года по декабрь 2016 года крейсер проходил капитальный ремонт и модернизацию на судоремонтном заводе «Звёздочка», в ходе которых был проведён ремонт корпусных конструкций корабля, механизмов винторулевой группы, главной силовой установки, общекорабельных систем крейсера, а также модернизация систем радиоэлектронного вооружения с заменой аналоговых устройств на цифровые. Сроки окончания ремонта неоднократно откладывались. Так 1 декабря 2014 года объявлялось, что корабль приступит к выполнению программы заводских ходовых испытаний в третьем квартале 2015 года. В декабре 2015 года источники в Объединённой судостроительной корпорации сообщали что выход в море планируется не раньше, чем в июле 2016 года. В дальнейшем срок испытаний был перенесен на осень 2016 года. Заводские ходовые испытания крейсера прошли с 30 октября по 30 ноября. 24 декабря корабль покинул акваторию предприятия и направился в Североморск, куда прибыл 27 декабря 2016 года.
В апреле 2017 года крейсер вернулся в боевой строй.
Противовоздушная оборона
Комплекс ЗРК С-300Ф «Форт» для дальних целей
Комплекс ЗРК С-300Ф «Форт» способен уничтожать высокоскоростные маневренные малоразмерные объекты в диапазоне высот от сверхмалых (25 м.) до сверхбольших (25 км). Скорость цели для типа ракет 5В55РМ – 50 – 1300 м/с, ракета 48Н6Е перехватывает цель скоростью 3000 м/с. Одновременно наводится 12 ракет, сопровождается 6, длиной ЗУР 7,25 м, диаметром 0,51 м, размахом крыла 1,125 м, массой 1665 кг – для менее скоростных и 1900 кг – для более быстрых целей. Боевая часть осколочно-фугасная 130 и 145 кг. Перезарядка 3 сек. револьверного типа уступает сотовым конструкциям в скорости залпового пуска (1 сек.) и занимает в 2,5 раза больше места (во столько же меньше ракет). Количество ракет 64 единицы.
Комплекс ЗРК М-4 «Оса-М» для ближних целей
У корабля 2 автоматизированных зенитных комплекса ЗРК М-4 «Оса-М» по 2 ракеты 9М33. Для поражения целей на высотах 2 – 4 000 м. на дальности до 15 км. Ракета твёрдотопливная массой 128 кг, длиной 3,16 м, диаметром 0,21 м с размахом крыла 0,65 м. Перезарядка 20 сек, количество 40 ракет.
Зенитная артиллерия АК-630
С помощью АК-630 можно поражать как воздушные до 4 км, так и надводные цели на дальности до 5 км. Боевой расчёт из 1-го человека, управление дистанционное, скорострельность 30-ти мм. осколочно-фугасными снарядами 5000 выс./мин. 16 тыс. боеприпасов по 2000 шт/ленте.
Пушка корабельная АК-130
Пушка калибром 130 мм двуствольная, вообще это АУ (автоматизированная установка) со скорострельностью 90 выс/мин. Дальность стрельбы 23 км. Ею можно поражать и воздушные цели, есть в наличие снаряды с дистанционными и радиолокационными снарядами (для ПКР и самолётов).
Первый этап модернизации
Первоначально крейсер имел вполне пристойные тактико-технические характеристики и полностью отвечал боевым задачам, поставленным перед отечественным флотом. До 1994 года крейсер активно участвовал в боевой жизни флота, совершая длительные морские переходы. Корабль нес боевое дежурство в Средиземном море, неоднократно посещал с визитами порты на Восточном побережье США и Канады. В 1994 было принято поставить судно на планово-профилактический ремонт, который затянулся на долгие три года. Восстановлением боеспособности судна занялись корабелы судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. За это время корабль коснулась первая серьезная модернизация.
Первоочередным заданием было принято привести в порядок главный корпус, усилить на крейсере проекта 1164 «Маршал Устинов» узлы и агрегаты двигательной установки и оборудовать на судне новые системы пожаротушения. На судне установили новую, более мощную энергетическую установку, способную одновременно обеспечить экономичный ход и быстрый переход на форсированный режим. Помимо технологических мероприятий боевой корабль должен был получить новое вооружение.
Основной ударной силой РКР являлись противокорабельные крылатые ракеты «Базальт» (ПКР-500). Ракеты размещались в 16 пусковых контейнерах, расположенных стационарно на верхней палубе. Дальность полета крылатой ракеты составляла 500 км. При этом ракета выполняла полет к цели по сложной траектории, вводя в заблуждение РЛС противника и всю его систему ПВО. Масса боевой части ракеты могла достигать 1000 кг. Несмотря на внушительные боевые параметры, к середине 80-х годов ПКР П-500 «Базальт» перестала отвечать поставленным задачам. Системы ПВО иностранных флотов получили на оснащение новые противоракетные комплексы, способные сбивать советскую ракету во время его маршевого полета на больших высотах.
Последующая модернизация ракеты привела к появлению новой версии ПКР П-1000 «Вулкан», которыми был оснащен третий корабль серии РКР «Червона Украина», ныне ракетный крейсер Тихоокеанского флота «Варяг». Военно-морским командованием было принято решение перевооружить отремонтированный боевой корабль на новую противокорабельную систему П-1000 «Вулкан».
Однако модернизация основного ударного вооружения на РКР «Маршал Устинов» состоялась в ограниченном виде. Установка на судно более мощных крылатых ракет была произведена без замены пусковых установок СМ-248, которые оказались не пригодными для пуска крылатых ракет «Вулкан» в штатной комплектации. На оснащение крейсера поступили крылатые ракеты П-1000, оборудованные стартовыми двигателями от старых ракеты «Базальт». Соответственно дальность нового ударного вооружения оставалась на прежнем уровне. Новый противокорабельный комплекс на втором крейсере проекта 1164 получился в усеченном виде. Повысить дальность полета нового ракетного комплекса пытались за счет уменьшение веса боевой части, однако это свело на нет боевую эффективность данного класса вооружений.
С новым вооружением отремонтированный крейсер проекта 1164 «Маршал Советского Союза Устинов» можно было считать вполне боеспособной боевой единицей, альтернативой тяжелым атомным ракетным крейсерам типа «Орлан» проекта 1144. Имея сопоставимое наступательное и оборонительное вооружение, российский корабль по боевой оснащенности стал соответствовать лучшим западным аналогам, крейсерам и эсминцам УРО.
Следует отметить, что модернизация корабля, проводимая в середине 90-х годов, совершенно не коснулась системы ПВО. На вооружении крейсера основным средством противовоздушной обороны так и остались всего 8 пусковых установок револьверного типа зенитно-ракетных комплексов «Форт», созданных на основе сухопутной ЗРК С-300. Ближний рубеж противовоздушной обороны осуществляли старые ЗРК «Оса-М», которые могли решать только ограниченный круг боевых задач. Нежелание усиливать средства борьбы с воздушной угрозой объясняется необходимостью как можно быстрее ввести крейсер в боевой состав флота. Переоснащение корабля на новые виды ПВО могло существенно замедлить и так затянувшийся ремонт.
Модернизированный корабль в том виде, в котором снова был принят в строй, соответствовал современной военно-морской доктрине ВМФ России — мощные мобильные ударные соединения кораблей, прикрываемые морской и палубной авиацией.
Детство и юность
Родился будущий маршал страны Советов поздней осенью 1908 года в семье самарского рабочего. Кроме Дмитрия, в семье подрастал старший сын Николай. В Самаре прошло трудное детство. Оно закончилось, когда мальчику исполнилось 10 лет: трудиться заставила бедность.
В 14 лет Дмитрий Устинов – доброволец в частях особого назначения, или, как их называли, военно-партийных отрядах в Самарканде, создаваемых при заводских партийных ячейках. А в 15 юноша вступил в 12-й Туркестанский полк и пять месяцев воевал с басмачами.
Дмитрий Устинов
В 1923 году, после демобилизации, Устинов отправился учиться. Профессионально-техническое образование получил в Макарьеве под Костромой. Там же, окончив в 1927 году профтехшколу, стал членом партии большевиков.
Два года, по 1929-й, Дмитрий Устинов трудился слесарем на бумажном комбинате в городке Балахна, что в Нижегородской области, затем перебрался на текстильную фабрику в Иваново (тогда Иваново-Вознесенск).
Учился Дмитрий Устинов без отрыва от работы. Высшее образование получил в политехническом вузе Иваново-Вознесенска, где ответственного молодого человека выбрали членом партбюро института и доверили руководить комсомольской организацией.
Дмитрий Устинов в детстве (с родителями и старшим братом) и молодости
В 1930-м группу, где учился будущий министр обороны страны, отправили в Московский военно-механический институт. Спустя 2 года студентов перевели в город на Неве, где они влились в вуз того же профиля.
В 1934 году Дмитрий получил диплом ЛВМИ и отправился работать инженером в Ленинградский научно-исследовательский морской институт. Карьера молодого специалиста стремительно развивалась: Устинов возглавил бюро эксплуатации, а через 3 года стал заместителем главного конструктора.
В 1937-м Дмитрия Устинова назначили руководить заводом «Большевик» – крупным металлургическим и машиностроительным предприятием, расположившимся в северной столице.
Дмитрий Устинов в молодости
Сохранилась история, как на руководимый Устиновым завод привезли новейшее оборудование, но монтаж затянулся. На предприятие с проверкой приехала инспекционная комиссия из ЦК. Вскоре в Москву, на Политбюро, для «разбора полетов» вызвали руководство «Большевика». Руководитель комиссии раскритиковал проволочку с установкой станков, подкрепив доклад фотографиями пустовавших цехов.
Иосиф Сталин гневно потребовал объяснения руководства завода. Дмитрий Устинов немало удивил главу государства, предъявив снимки тех же цехов на 2-й день после отъезда инспекции. На смонтированном оборудовании рабочие давали первую продукцию.
История
5 октября 1978 года крейсер заложен на стапеле Николаевского судостроительного завода имени 61 коммунара под наименованием «Адмирал Флота Лобов». 25 февраля 1982 года — спущен на воду, 15 сентября 1986 года — вступил в строй. 5 ноября 1986 года крейсер переименован в «Маршал Устинов» и включён в состав Краснознамённого Северного флота.
- С декабря 1987 года по июнь 1988 года — выполнял задачи боевой службы в Средиземном море.
- 1989 год — выполнил задачи боевой службы в Средиземном море.
- 21−29 июля 1989 года — нанёс официальный визит в военно-морскую базу Норфолк, штат Вирджиния (США).
- 16−20 июля 1991 года — нанёс визит в военно-морскую базу Мэйпорт, штат Флорида (США).
- 30 июня−5 июля 1993 года — нанёс визит в Галифакс (Канада).
С 1994 года по 17 декабря 1997 года крейсер проходил плановый ремонт на Петербургском АО «Северная верфь», затянувшийся на три года. В ходе ремонта была заменена главная энергетическая установка.
- Май 1995 года — участвовал в качестве флагманского корабля в военно-морском параде в Санкт-Петербурге в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне.
- Июль 1996 года — участвовал в качестве флагманского корабля в военно-морском параде в Санкт-Петербурге в честь 300-летия Российского Флота;
Январь 2001 года — навигационный ремонт на СРЗ-35 ОАО Звёздочка. 21 февраля 2001 года над крейсером взял шефство город Минск, столица Белоруссии, делегация которой посетила стоявший в ремонте корабль. Юридически этот факт был закреплён договором, который подписали председатель Минского горисполкома и командир корабля.
- С 21 сентября по 22 октября 2004 года принимал участие в дальнем походе корабельной авианосной группы Северного флота в северо-восточную часть Атлантики.
- 17 июля 2008 года — крейсер выполнял патрулирование вод Северного Ледовитого океана вокруг Шпицбергена, приняв смену у большого противолодочного корабля «Североморск», по причине того, что «Норвегия мешает работать в этих водах российским рыбакам».
12 мая 2017 года крейсер «Маршал Устинов» с крылатыми ракетами на борту отправился на учения в Баренцево море.
4 июля 2017 года совместно с большим противолодочным кораблем «Вице-адмирал Кулаков» совершил переход из Североморска на Балтику и 29 июля 2017 года принял участие в главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге в честь Дня военно-морского флота.
5 декабря 2017 года выполнил учебно-боевые задачи в полигонах боевой подготовки в Баренцевом море по отражению условных воздушных атак истребителей Су-33.
Описание конструкции крейсера
По конструкции крейсера пр. 1164 – это длиннопалубные суда с развитой трехостровной надстройкой, пирамидальными башнеподобными фок- и грот-мачтами. Для улучшения мореходности и остойчивости ракетного крейсера шпангоуты корпуса обладают сильным развалом, а форштевень имеет сильный наклон. На всем протяжении крейсера имеется двойное дно (где находятся топливные цистерны). Основные погреба боезапаса разнесены по всему крейсеру, разделены переборками и оборудованы системами орошения и затопления. Данные меры направлены на обеспечении непотопляемости и живучести корабля и обеспечивают непотопляемость судна при затоплении 3-х любых отсеков, кроме машинных отделений. Крейсер обладает комплексом защиты по физическим полям, а также локальной конструктивной защитой в районе погребов боезапаса, боевых постов и ГКП.
В первом отсеке корабля, по носовую таранную переборку находятся кладовые и вспомогательные помещения. Во втором отсеке, ниже ватерлинии расположена выгородка гидроакустической станции «Платина», выше ватерлинии – шпилевая, цепной ящик и кладовые. Третий отсек корабля почти полностью занят под подбашенное отделение и погреба для 130-мм артиллерийской установки, а также боевые посты и вентиляторные. Четвертый отсек крейсера отведен под каюты и кубрики с агрегатными помещениями в трюме. В пятом отсеке, кроме жилых помещений, находится погреб боезапаса для глубинных бомб. В шестом отсеке крейсера находится БИУС, боевой информационный центр, которые соединяются с боевой рубкой специальным командирским лифтом. В седьмом отсеке находятся вспомогательные механизмы крейсера. В восьмом отсеке расположено носовое машинное отделение с редукторами, маршевыми турбинами, ТУК и паровыми вспомогательными турбинами, установленными на общей рампе. В девятом отсеке располагаются вспомогательные механизмы.
В десятом отсеке находится кормовое машинное отделение с форсажными турбинами. В одиннадцатом отсеке снова вспомогательные механизмы. В двенадцатом отсеке – подпалубные погреба ЗРК «Форт» с пусковыми барабанами ракет, грузовой лифт и приводы и погреба системы постановки помех ПК-2 (с каждого борта). В 13 и 14 отсеках расположены кубрики команды, служебные и вспомогательные помещения, торпедные аппараты крейсера. В районе 300-310 шпангоутов находятся погреба и ПУ для ЗРК «Оса». Кормовой отсек крейсера, в основном, используется для хранения буксируемого антенного устройства и систем для его постановки и подъема, также здесь выгорожен ахтерпик (балластная цистерна).
В конструкции корабля используются наряду со сталью и сплавы алюминия. Элементы надпалубной надстройки крейсера в районах воздействия на них открытого пламени выполнены из стали, в то время как верхние конструкции для облегчения произведены из сплавов алюминия. На нижних ярусах расположены каюты старших офицеров, кают-компания и флагманский командный пункт. Блоки надстройки корабля обладают технологическими разрезами, для того чтобы они не включались в общую прочность корпуса судна и не трескались из-за напряжений изгиба. Развитые дымоходы крейсера, обладают системами воздухозабора и расположены поперек крейсера. Сразу за ними смонтирован кран, обладающий грузоподъемностью в 8,5 тонн.
Газотурбинная установка ракетного крейсера состоит из 2-х агрегатов М-21, каждый из которых включает в свой состав 2 форсажных (или основных) газотурбинных реверсивных двигателя, которые работают на спаривающий односторонний редуктор, а также 1 маршевый газотурбинный реверсивный двигатель, который работает на двухскоростной редуктор. Форсажные двигатели находятся в кормовом машинном отделении на однокаскадной амортизации, маршевые двигатели находятся в носовом машинном отделении и обладают двухкаскадной амортизацией.
Редукторы двух форсажных и маршевого ГТД подсоединены к одной линии вала с помощью неотключаемых звукоизолирующих муфт. Управление ГТД производится из центрального поста с помощью механической системы. Тепло отработавших газов (примерно 400°С) отбирается с помощью теплоутилизационного контура – ТУК и затем подается на специальные паровые котлы, которые приводят в движение дополнительно смонтированные паровые турбины, работающие на гребные валы через редуктор вместе с маршевыми газотурбинными двигателями, что позволяет добиться роста подаваемой на валы мощности с 6400 до 8000 л.с. и ведет к росту КПД главных механизмов на 12 процентов. Это самая комбинированная и сложная газотурбинная установка, используемая на современных боевых кораблях.
Дополнительная литература
Технические характеристики
Ближайшим по размерам и водоизмещению аналогом «Маршала Устинова» являются американские ракетные крейсера «Тикондерога». Однако по предназначению корабли отличаются довольно серьёзно. Американский крейсер задумывался как оборонительный, прикрывающий от субмарин и авиации авианосцы.
Это «Атлант» должен был стать главной ударной силой эскадры, а прикрывать его должна была палубная авиация. Несмотря на наличие мощных зенитных ракет «Форт», их количество на «Атлантах» меньше, чем на атомных «Орланах» и меньше, чем ракет «Стандарт» на «Тикондерогах».
Кроме того, РЛС системы «Иджис» на американских крейсерах могут одновременно выпустить по цели до 18 ракет. Единственный радар наведения «Форта» мог одновременно наводить всего две ракеты на одну цель. Критиковались и устаревшие установки «Игла».
Больший интерес представляет и сопоставление с новейшим эсминцем ВМФ США «Замволт». Хотя он и считается эсминцем, но по габаритам превосходит большинство крейсеров.
«Маршал Устинов» | USS Zumwalt | |
Водоизмещение, тонн | 11280 | 15995 |
Длина, метров | 186,5 | 190 |
Скорость хода, узлов | 32 | 30 |
Экипаж, человек | 510 | 170 |
Вооружение | ПКР «Вулкан», ЗРК «Форт», 130мм артустановка, 6шт 30мм зенитных автоматов, реактивные бомбомёты | 20 универсальных пусковых установок (общий боезапас – 80 ракет). Артиллерийские орудия предусмотрены, но не установлены |
Говоря про «Замволт», приходится рассуждать не столько о его боевых качествах, сколько о боеготовности. Эсминец, числясь в строю с 2020 года, уже успел побывать на ремонтах и остаётся мишенью для критики. Осуждаются его высокая стоимость, сложность и пресловутая неопределённость боевых качеств.
До сих пор на эсминце не введена в строй артиллерия, да и сам предполагаемый состав артиллерийского вооружения постоянно изменялся. Бесспорно только то, что у «Замволта» – беспрецедентно высокий уровень автоматизации. А неоспоримым преимуществом «Устинова», по сравнению с «Замволтом», является то, что он дешевле и давно освоен моряками.
Противолодочная оборона
РБУ-6000
Две эффективные ракетные бомбомётные установки РБУ-6000 по-прежнему верно служат с 1961 года. Предназначение: уничтожение подлодок и торпед противника. Бомбы массой 120 кг. (96 шт.) погружаются за 11,6 сек. на 450 м. и в радиусе 6 – 50 м поражают подводную цель. Совершенствуются комплексы управления стрельбой, с целью повышения точности и скорости поражения.
Торпедирование неприятелей «Маршала Устинова»
Из 2-х пятитрубных торпедных аппаратов можно выпустить 10 торпед калибром 533 мм. Торпеды 7 м, массой 2 т, несут заряд 400 кг на расстояние 22 км скоростью 55 узлов. Торпедные аппараты могут пускать ракеты типа «Калибр» как по подводным целям, так и по надводным и наземным. Это дополнительная «радость» для «миролюбивого» НАТО.
Капитальный ремонт и модернизация
С июля 2011 года по декабрь 2016 года крейсер проходил капитальный ремонт и модернизацию на судоремонтном заводе «Звёздочка», в ходе которых был проведён ремонт корпусных конструкций корабля, механизмов винторулевой группы, главной силовой установки, общекорабельных систем крейсера, а также модернизация систем радиоэлектронного вооружения с заменой аналоговых устройств на цифровые. Сроки окончания ремонта неоднократно откладывались. Так 1 декабря 2014 года объявлялось, что корабль приступит к выполнению программы заводских ходовых испытаний в третьем квартале 2015 года. В декабре 2015 года источники в Объединённой судостроительной корпорации сообщали что выход в море планируется не раньше, чем в июле 2016 года. В дальнейшем срок испытаний был перенесен на осень 2016 года. Заводские ходовые испытания крейсера прошли с 30 октября по 30 ноября. 24 декабря корабль покинул акваторию предприятия и направился в Североморск, куда прибыл 27 декабря 2016 года.
В апреле 2017 года крейсер вернулся в боевой строй.
Награды
Смотреть
- Награды СССР
- Герой Советского Союза ();
- дважды Герой Социалистического Труда (, );
- одиннадцать орденов Ленина (, , , , , , , , , , );
- орден Суворова I степени ();
- орден Кутузова I степени ();
- семнадцать медалей СССР;
- лауреат Ленинской премии ();
- лауреат Сталинской премии I степени ();
- лауреат Государственной премии СССР ().
- Награды МНР
- Герой Монгольской Народной Республики (6.08.1981);
- три ордена Сухэ-Батора (1975, 1978, 1981);
- орден Боевого Красного Знамени (1983);
- шесть медалей МНР.
- Награды ЧССР
- Герой Чехословацкой Социалистической Республики (30.09.1982);
- два ордена Клемента Готвальда (1978, 1982);
- орден Белого льва I степени (1977);
- две медали ЧССР.
- Награда Вьетнама
Орден Хо Ши Мина (1983).
- Награды НРБ
- Два ордена «Георгий Димитров» (1976, 1983);
- семь медалей НРБ.
- Награда ПНР
Орден «Крест Грюнвальда» I степени (1976).
- Награда Перу
Орден «За заслуги перед ВВС».
- Награды ВНР
- Два ордена Знамени (ВНР) с рубинами (1978, 1983);
- медаль ВНР.
- Награда ДРА
Орден «Солнце Свободы» (1982).
- Награды ГДР
- Два ордена Карла Маркса (1978, 1983);
- орден Шарнхорста (1977);
- медаль ГДР.
- Награда Финляндии
Орден Белой розы I степени (1978).
- Награды Республики Куба
- Орден Плайя Хирон (1983);
- две медали Кубы.