Юрий пашолок. длинный шмель или немецкая сау geschützwagen iii/iv hummel

История создания 150-мм шестиствольного реактивного миномета Nb.W 41 обр. 1941 г.

Реактивные минометы СССР и Германии

Работы по созданию реактивных минометов велись в СССР и Германии параллельно, начиная со второй половины 1920-х г.г. Однако если в СССР приняли за основу стабилизацию ракеты в полете с помощью крыльев, то немцы пошли по другому пути и стремились стабилизировать реактивные снаряды с помощью быстрого вращения в полете.

Результатом стали две «ракетные школы» 1930-х .г.г. «Советская школа» предполагала запуск оперенных снарядов с длинных балочных направляющих, а «немецкая школа» упирала на неоперенные снаряды, запускавшиеся из сравнительно коротких трубчатых направляющих или стволов.

Как результат: советские «ракеты» имели большую дистанцию поражения, а немецкие отличались большей кучностью. Соответственно различались и способы боевого применения — советские ракеты предполагалось использовать для массированных ударов по площадям (что потом с блеском демонстрировали БМ-13, всем известные «Катюши»), а немецкие — для точечного поражения целей, что, по логике, больше соответствовало понятию «миномет».

150-мм шестиствольный реактивный миномет Nb.W 41 обр. 1941 г.

Немецкий реактивный «Ванюша»

В конце 1930-х г.г. немецким инженером Небелем был спроектирован 150-мм реактивный снаряд и шестиствольная трубчатая установка к нему, которую немцы называли шестиствольным минометом. Испытания миномета были начаты в 1937 году. Система получила наименование 150-мм дымовой миномет типа «Д».

В 1941 году миномет переименовали в 150-мм Nb.W 41 (Nebelwerfer), то есть «150-мм дымовой миномет обр. 1941 г.», а чуть позже, от советских солдат, он получил и прозвище «Ванюша», по аналогии с советским же реактивным минометом «Катюша».

Интересный факт: основным назначением «дымовых минометов» была вовсе не постановка дымовых завес и даже не стрельба фугасными минами. Истинный смысл «Ванюши» был в ведении огня химическими боеприпасами, то есть начиненными боевыми отравляющими веществами. Поэтому и состояли 150-мм Nb.W 41 (Nebelwerfer) на довольствии не «линейной» армии, а т.н. «войск задымления»(Nebeltruppen).

И только для обеспечения возможности использования этих войск в войне в том случае, если химической войны как таковой не будет, «войска задымления» получили на вооружение и снаряды для реактивных минометов с обычным разрывным зарядом.

Расчет заряжает 150-мм шестиствольный реактивный миномет Nb.W 41 обр. 1941 г

Обратите внимание — на боковине миномета хорошо видны кабели электрозапала

Штурмовые орудия

Во время войн не всё подчиняется классическим правилам. Вот и самоходная пушка «Штурмгешутц» стала исключением из правил. Начав войну в качестве пехотного штурмового артиллерийского орудия, не имевшего вообще никакого отношения к танковым войскам Германии (члены экипажа «Штурмгешутцев» считались не танкистами, а артиллеристами), эта боевая машина в середине войны была принята на вооружение танковых войск. Мало того, если в начале войны экипажам лёгких «Штурмгешутцев» предписывалось не вступать в поединки с танками противника, то в конце войны именно они составляли основу противотанковых подразделений вермахта. При этом, как и другие классические танки, «Штурмгешутцы» последних серий были оснащены и мощными пушками, и толстой бронёй. Эти самоходки получили и пулемётное вооружение. Это была уже не просто артиллерийская установка, всего лишь поддерживающая войска огнём издалека, а настоящая боевая машина, предназначенная для ведения жестокого ближнего боя. Другими словами – самый настоящий танк, пусть и безбашенный.

Штурмовое орудие «Штурмгешутц» III начального периода войны имело короткоствольное орудие калибром 75 мм

Развитие бронетехники во время войны подчинялось единому закону развития жизни: выживает сильнейший. Не все боевые машины, созданные накануне или даже в годы войны, смогли «дожить» до её окончания. Типичным примером является германский тяжёлый танк «Тигр», производство которого  было прекращено в 1944 г. А вот «Штурмгешутцы», наоборот, не только производились до самого конца войны, но и их выпуск постоянно увеличивался. Именно «Штурмгешутцы» стали самыми массовыми образцами бронетехники Германии. Их было выпущено более 10 тыс. штук. Производить безбашенные боевые машины по упрощённой технологии оказалось намного легче, чем «нормальные» танки. И это дало свои результаты. «Штурмгешутц», может, и не был столь хорош, как Т-IV. Зато два «Штурмгешутца» на поле боя оказывались всё же эффективнее, чем один «Панцер».

За четыре года непрерывных боёв «Штурмгешутцы» видоизменились. Маневренные, оснащённые новой длинноствольной пушкой и пулемётами, имеющие достаточное бронирование, они оказались чуть ли не главным средством сдерживания наступающего противника. Их единственный серьёзный недостаток (неповорачивающаяся пушка) в условиях оборонительных боёв перестал быть столь уж явным. Ведь сидящим в засаде самоходкам не нужно поворачивать пушку для стрельбы во все стороны, что свойственно танкам, идущим в наступление.

Низкий силуэт самоходной пушки «Штурмгешутц» IV делал эту эту боевую машину малозаметной на местности

УРАЛ

Производство и применение

Тягач SdKfz 10 с 30-см Nebelwerfer 42

В 1940—1945 годах было выпущено 5789 15-см шестиствольных буксируемых пусковых установок Nb.W.41 (в том числе 282 в 1940, 652 в 1941, 969 в 1942, 1188 в 1943, 2336 в 1944 и 342 в 1945 году) и 5 047 900 158-мм реактивных снарядов 15 cm W.Gr.41 к ним (1880 в 1939, 156 750 в 1940, 417 250 в 1941, 1 208 600 в 1943, 1 096 100 в 1943, 1 985 200 в 1944 и 144 000 в 1945 году, без химических).

Впервые был применён в 1941 году против Советского Союза и в Северной Африке. Участвовал в боях за Нормандию в 1944 году. На восточном фронте установка применялась на важнейших направлениях и только совместно со ствольной артиллерией. Благодаря компактности применялся и в десантных операциях. Миномёт устанавливался также на ж/д платформу, входящую в состав бронепоезда.

Реактивные снаряды, используемые для Nebelwerfer, также применялись на самолётах ПВО Германии для ударов по плотным построениям бомбардировщиков Союзников. Тактикой применения ракет Wfr. Gr. 21 предусматривался запуск их залпом с дальней дистанции по строю тяжелых бомбардировщиков для их разрушения, находясь вне зоны эффективного огня стрелковых оборонительных установок. После того как строй распадался, бомбардировщики атаковали и сбивали поодиночке пушечным огнём.

К недостаткам Nebelwerfer относятся низкая мобильность, из-за которой он мог стать добычей для вражеской авиации, господствующей в воздухе (для большей подвижности миномёт стали устанавливать на полугусеничное шасси, получив «Panzerwerfer»); небольшая дальность стрельбы; 270-метровый дымовой след от снарядов.

История создания

История третьего Штуга началась в 1935 году, когда появилась идея создать машину «штурмовой артиллерии», для поддержки пехоты. Есть вероятность, что эту идею немцам случайно подсказали русские, обсуждая с компанией Даймлер-Бенц создание опытного образца САУ для Красной Армии. Эскиз даже был разработан, но советскую строну не устроила цена, и сделка не состоялась.

В 1936 году именно фирме «Даймлер-Бенц» заказали спроектировать бронированную машину для поддержки пехоты. Ее следовало вооружить 75-мм пушкой, а также полностью бронировать для защиты экипажа. При этом по высоте машина должна была быть не выше роста среднего солдата.

«Даймлер-Бенц» для разработки решили взять шасси танка Pz. III, тогда еще достаточно нового, а орудие поставить с первых модификаций Pz. IV. После сбора нескольких прототипов в 1937 году их отправили на отработку тактических приемов. Но отработка сильно затянулась, так что Sturmgeschütz III в Польской кампании поучаствовать не успели, и в серию вышли только в феврале 1940 года. Зато потом они модифицировались и производились на протяжении всей Второй мировой.

StuG III ausf A, первая модификация

ТТХ

Общая информация

  • Классификация – штурмовое орудие;
  • Боевая масса – 23,4 тонны;
  • Компоновочная схема – трансмиссионное отделение спереди, моторное сзади, управления и боевое в центре;
  • Экипаж – 4 человека;
  • Годы разработки – 1937;
  • Годы производства – 1940-1945;
  • Годы эксплуатации – 1940-1950;
  • Всего выпущено – 10500 машин.

Бронирование

  • Тип брони – литая и стальная катаная;
  • Лоб корпуса, верх – 25+30 / 85° мм/градус;
  • Борт корпуса – 30 мм;
  • Корма корпуса, верх – 30 / 30° мм/градус;
  • Днище – 19 мм;
  • Крыша корпуса – 16 / 78-87° мм/градус;
  • Лоб рубки – 50+30 / 9° мм/градус;
  • Маска орудия – 50+30 / 5° мм/градус;
  • Борт рубки – 30 / 0° + 8 / 30° мм/градус;
  • Крыша рубки – 10 / 78—90° мм/градус.

Вооружение

  • Пушка – Stuk 40 L/48 калибра 75 мм;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 24 калибра;
  • Боекомплект пушки – 54 снаряда;
  • Углы ВН – −10…+20° градусов;
  • Углы ГН – 12 градусов;
  • Прицелы – Перископические прицелы SfI ZF 1а и RbIF 36;
  • Пулемет – МG 34 калибра 7,92 мм.

Подвижность

  • Тип двигателя – V-образный 12-цилиндровый карбюраторный, с жидкостным охлаждением;
  • Мощность двигателя – 300 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе и пересеченной местности – 38 км/ч;
  • Запас хода – 155 км;
  • Удельная мощность – 12,8 л.с./т;
  • Тип подвески – Индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами;
  • Преодолеваемый подъем – 30 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,6 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,3 м;
  • Преодолеваемый брод – 0,8 м.

История создания

Историю самоходной установки СУ-152 часто начинают с декабря 1942 года, когда на Кировском заводе (г. Челябинск) начались работы по созданию этой боевой машины. Но это не совсем правильно. Проектирование и создание первой СУ-152 были проведены в рекордно короткие сроки, для этого конструкторам понадобилось всего 25 (!!!) дней.

Конечно же, шла война, и фронт испытывал острую необходимость в новой мощной бронетехнике, способной эффективно уничтожать немецкие танки. Однако, несмотря на это, самоходная установка не могла быть создана так быстро без использования наработок, сделанных советскими конструкторами еще в начале сороковых годов.

Первые САУ появились еще во время Первой мировой войны, однако они не получили широкого распространения. В период между двумя войнами работами над созданием САУ активнее всего занимались в Германии и СССР. В Советском Союзе осознали острую потребность в мощной самоходной артиллерийской системе после начала Зимней войны. Преодоление линии Маннергейма очень дорого стоило Красной армии. Именно в этот период начались работы над созданием САУ на базе танков Т-28 и Т-35. Однако эти работы так и не были доведены до конца.

Вместо САУ была создана модификация тяжелого танка КВ (КВ-2), вооруженная 152-мм гаубицей М-10.

Совсем по-другому складывалась ситуация в Германии. На начальном этапе войны германская армия имела на своем вооружении большое количество устаревших и трофейных танков, которые можно было быстро и сравнительно дешево переделать в САУ.

Советские танки КВ-2 создавались для уничтожения вражеских полевых и долговременных укреплений, практически все они были потеряны в первые месяцы войны. К тому же стоимость производства танка КВ-2 была очень высокой, его скорострельность – низкой. Да и надежность КВ-2 оставляла желать лучшего: большинство этих танков на начальном периоде войны были потеряны не из-за огня противника, а по причине технических неисправностей (экипажи просто бросали свои машины). Производство танка было прекращено.

Уже в конце 1941 года советскому руководству стали приходить многочисленные обращения из действующей армии с просьбами создать самоходное орудие для артиллерийской поддержки танков и пехоты в бою. Эти голоса были услышаны и ЧКЗ получил задание разработать новую САУ на базе танка КВ.

Дополнительным стимулом для активизации работ стало начало советского наступления под Сталинградом. В его ходе Красной армии приходилось штурмовать укрепления противника, что было очень тяжело делать без артиллерийской поддержки. Однако вся ствольная артиллерия советских войск была буксируемой, что значительно ограничивало ее мобильность и повышало уязвимость к средствам поражения противника. Вопрос о создании штурмовой самоходной установки с пушкой большого калибра встал, как никогда остро.

Из имеющихся вариантов для реализации был выбран проект самоходки Жозефа Котина. Для новой САУ было выбрано шасси тяжелого танка КВ-1С и 152-мм гаубица МЛ-20. Сборка первого опытного образца боевой машины проводилась на ЧКЗ, 25 января 1943 года начались ее испытания на полигоне, а 14 февраля новая самоходка была принята на вооружения под обозначением СУ-152.

Производство новой самоходки было развернуто на Челябинском кировском заводе. В мае 1943 года первая партия СУ-152 (12 машин) была передана войскам. Серийный выпуск самоходной установки был недолгим. Уже в сентябре 1943 года КВ-1С, на базе которого изготавливалась САУ, был снят с вооружения. Было принято решение о производстве новой САУ с 152-мм пушкой, но уже на базе танка ИС-85 (ИС-1). Она получила название ИСУ-152, эту машину в исторической и популярной литературе также часто называют «Зверобоем».

Последние СУ-152 сошли с конвейера ЧКЗ в начале 1943 года.

Существует весьма распространенный миф о том, что советские самоходные установки с орудиями большой мощности (СУ-152, ИСУ-152) – это ответ отечественных танкостроителей на появление у гитлеровцев танков Pz Kpfw VI «Тигр». Это не совсем верно. Разработка подобных машин в СССР началась еще до первого контакта Красной армии с новой бронетехникой гитлеровцев. Однако после него работы были активизированы, так как стало понятно, что только машины, подобные СУ-152, могут эффективно бороться с новым немецким танком на всех дистанциях боя.

Но, даже принимая во внимание это обстоятельство, не следует считать СУ-152 истребителем танков. Данная САУ проектировалась в первую очередь, как штурмовое орудие

Общая оценка САУ

Среди серийных советских самоходно-артиллерийских установок первого поколения СУ-152 занимает несколько обособленное место — как наиболее удачной многоцелевой машины, пригодной к выполнению всех стоящих перед ней задач. Другие САУ — СУ-76, СУ-122 и СУ-85 — только частично оправдали возложенные на них ожидания. Сильно затруднительным оказалось применять СУ-122 против танков вследствие низкой настильности огня её орудия; мощность огня СУ-76 и СУ-85 по небронированным целям была в ряде случаев недостаточной, кроме того, СУ-76 первых модификаций были оснащены неудачной силовой установкой, что вынудило кардинально переработать её впоследствии. Благодаря сочетанию подвижности и большой огневой мощи, СУ-152 применялись и в роли штурмового орудия, и в роли истребителя танков, и как самоходные гаубицы. Однако низкая скорострельность орудия вследствие раздельного заряжания и большой массы снарядов существенно снижали качества машины как истребителя танков, а небольшой угол возвышения вместе с закрытым боевым отделением не благоприятствовали использованию СУ-152 для стрельбы с закрытых позиций. К этим недостаткам, которые были обусловлены вооружением и компоновкой машины, СУ-152 имела ещё ряд своих собственных — отсутствие принудительной вентиляции боевого отделения (особенно проявляющемся при заглушённом двигателе, были даже случаи угорания экипажей при стрельбе) и оборонительного пулемёта, недостаточное для 1943 года лобовое бронирование, тесное боевое отделение. Практически все собственные недостатки СУ-152 удалось если не устранить, то как минимум сгладить в конструкции её преемницы ИСУ-152 при сохранении основного вооружения и компоновочной схемы машины, которые были признаны адекватными условиям не только Второй мировой войны, но и послевоенного времени.

Среди зарубежных машин СУ-152 не имела прямых и близких по времени создания аналогов в своей категории по массе. Вооружённые длинноствольными орудиями калибра 150—155 мм немецкая САУ «Хуммель» и американская GMC M12 были легкобронированными самоходными гаубицами с полуоткрытой или открытой установкой основного вооружения на базе средних танков. Вооружённая 88-мм пушками StuK 43 немецкие САУ на базе тяжёлых танков «Фердинанд» и «Ягдпантера» были специализированными истребителями танков (первый имел также одним из своих официальных обозначений «штурмовое орудие» и более чем в полтора раза превышал СУ-152 по массе). Бронепробиваемость их орудий и лобовая бронезащита существенно превосходили эти параметры у СУ-152. Самым же близким аналогом советской САУ был так называемый «штурмовой танк» Sturmpanzer IV «Brummbär» («Гризли»), построенный на базе среднего танка PzKpfW IV и вооружённый короткоствольной 150-мм гаубицей StuH 43, модификацией известного пехотного орудия sIG 33. При незначительно меньшей массе осколочно-фугасной гранаты Brummbär отличался гораздо более мощным лобовым бронированием (до 100 мм с некоторым наклоном) и также был очень эффективен против укреплений и небронированных целей. Как и СУ-152, немецкая САУ могла использоваться для стрельбы с закрытых позиций, причём вследствие большого угла возвышения орудия была возможной навесная стрельба, но из-за низкой начальной скорости снаряда Brummbär проигрывал СУ-152 в максимальной дальности своего огня. Также с успехом Brummbär мог применяться и против танков, поскольку помимо и без того разрушительной 150-мм осколочно-фугасной гранаты в его боекомплект входил ещё и кумулятивный снаряд, пробивавший 170—200 мм брони. Однако преимуществом СУ-152 в стрельбе по бронецелям перед немецкой САУ была высокая начальная скорость её снарядов — то есть бо́льшая настильность траектории и дальность прямого выстрела, меньшие трудности в прицеливании по движущейся мишени.

Восточные кинжалы

Танто, кайкэн и другие

Танто с толстым клинком и трехгранным его сечением, ёрои-доси («пробивающий броню»), использовался, как можно судить из названия, против воина в доспехах. Этот кинжал похож на длинный меч тати, а потому только с ним его и можно носить.

кайкэнкусунгобу

Катар (джамадхар)

Индийские оружейные мастера для изготовления катара использовали местный вариант булатной стали. При этом лезвие вместе с рукоятью ковалось из одного куска, что давало максимальную прочность соединения деталей. А в зависимости от статуса воина, катар украшался чеканкой, цветными эмалями и драгоценными металлами.

История создания

В 1916 году профессор Иван Платонович Граве создал желатиновый порох, усовершенствовав бездымный порох французского изобретателя Поля Вьеля.

В 1921 году разработчики Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев из газодинамической лаборатории (ГДЛ) приступили к разработке реактивных снарядов на основе этого пороха.

В 1929—1933 годах Б. С. Петропавловский при участии Г. Э. Лангемака, Е. С. Петрова, И. Т. Клеймёнова и др. в ГДЛ проводили разработку и официальные испытания реактивных снарядов различных калибров — прототипов снарядов для «Катюши». Для их запуска использовали многозарядные авиационные и однозарядные наземные пусковые станки.

Группа разработчиков Реактивного института (РНИИ) под руководством Г. Э. Лангемака, при участии В. А. Артемьева, И. Т. Клеймёнова, Ю. А. Победоносцева, Л. Э. Шварца и др. проводили окончательную отработку реактивных снарядов.

В —1938 годы эти реактивные снаряды были приняты на вооружение военно-воздушными силами СССР

Реактивные снаряды РС-82 устанавливали на истребителях И-15, И-16, И-153 (летом 1939 года авиационные реактивные снаряды РС-82, смонтированные на самолётах-истребителях И-16 и И-153, успешно применялись в боях на Халхин-Голе), а позже — на штурмовиках Ил-2; созданные впоследствии РС-132 — на бомбардировщиках СБ и штурмовиках Ил-2.

В 1938—1941 гг. в НИИ № 3 НКБ (с 1937, бывший — РНИИ) под руководством главного конструктора А. В. Костикова, инженеры: И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, Р. И. Попов, Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев и др. создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле.

Снаряд M-13

БМ-13-16 на базе ЗИС-6 в Киеве, с мостами от ЗИС-151 или ЗИЛ-157

В марте 1941 года были проведены успешные полигонные испытания установок БМ-13 (название расшифровывалось: «Боевая машина 132-мм снарядов») со снарядом калибра 132 мм М-13. Реактивный снаряд М-13 (132-мм осколочно-фугасный снаряд) и пусковая установка БМ-13 были приняты на вооружение артиллерии 21 июня 1941 года и тогда же, за несколько часов до войны, подписано постановление об их серийном производстве.

Судьба разработчиков

2 ноября 1937 года в результате «войны доносов» внутри института, директор РНИИ-3 И. Т. Клеймёнов и главный инженер Г. Э. Лангемак были арестованы. 10 и 11 января 1938 года, соответственно, они были расстреляны на полигоне НКВД «Коммунарка». Реабилитированы в 1955 году.

Указом Президента СССР М. С. Горбачёва от 21 июня 1991 года И. Т. Клеймёнову, Г. Э. Лангемаку, Б. С. Петропавловскому, В. Н. Лужину, Б. М. Слонимеру и Н. И. Тихомирову посмертно было присвоено звание Героев Социалистического Труда.

История создания самоходной пушки Sd.Kfz. 138/1 «Grille»

6 марта 1942 г. в Берлине, на совещании посвященном использованию самоходных артиллерийских систем, представители завода ВММ предложили, помимо самоходных противотанковых пушек, разработать ряд других установок на базе трофейных чехословацких танков 38 (t), в том числе САУ, вооружённую тяжелым полевым орудием 15 cm sIG 33 (Schweres Infateriegeschutz 33).

Пушка была мощная, универсальная, применявшаяся в том числе и как гаубица. Выпускалась она в больших количествах и имела очень мощные снаряды. Одна проблема — буксируемый вариант этого орудия весил 1700 кг, и за пехотой частенько не успевал. В общем, орудие прямо-таки «просилось» на гусеницы.

Разработка 150-мм САУ Sd.Kfz. 138/1 «Grille» началась в марте 1942 г. В работах принимала участие фирма Alkett. Серийное производство самоходок началось год спустя, в феврале 1943 г.

Фактически, была проделана та же работа, что при создании более раннего Marder III (САУ на той же базе, но с 75-мм пушкой PaK-40), но соразмерно новому орудию, было увеличено и боевое отделение машины.

Масса САУ, получившей обозначение «15 cm sIG 33 (Sfl.) auf Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. H» или более короткое — Sd.Kfz. 138/1 (а также кодовое имя «Dietmar»), не превышала 10800 кг. Величина вполне сравнимая с массой истребителя танков. Проходимость установки была удовлетворительной.

Самоходная пушка Sd.Kfz. 138/1 в варианте Ausf. H.

Первые 25 машин завод отгрузил заказчику в феврале 1943 г., а в ноябре 1943 г. был готов прототип САУ Sd.KFz. 138/1 уже на шасси Ausf. M.

Самоходки поступали на вооружение панцергренадерских полков различных дивизий. Наименование «Grille» («сверчок») самоходка одновременно с присвоением имени «Marder» истребителю танков.

Самоходно-артиллерийские установки «Grille» оставались в серийном производстве вместе с истребителями танков «Hetzer» до самого конца воины. Произведено было 282 машины всех модификаций.

С января по май 1944 г. завод в Праге изготовил 93 транспортера боеприпасов Sd.Kfz. 138/1 Mun Ausf. M. Машины получили кодовый номер «311» вместо традиционного кодового наименования.

Традиции казачества

Овладение мастерством обращения с боевым оружием требовало времени и настойчивости. Мальчишки с ранних лет тренировались, стараясь повторить навыки отцов и старших братьев. Сначала использовали похожие по размерам палки. Лет с десяти им давали детские модели клинков. Получить в руки шашки настоящие казачьи подростки могли лет в шестнадцать-семнадцать. Такую шашку покупали, изготавливали на заказ или получали в наследство от деда.

Методы обучения мастерству усложнялись от тренировки к тренировке. Для этого использовали подручные средства. Сначала надо было научиться разрубить струю воды без разбрызгивания. Затем разрешалось рубить виноградную лозу, кочаны капусты. Обучение проводилось постепенно переходя от поражения неподвижных мишеней к рубке целей на полном скаку.

Молодой казак в своей жизни мечтал иметь три шашки. Первую – боевую – он получал, отправляясь на службу. Затем стремился заполучить офицерскую шашку. И пределом мечтаний была именная шашка, которая являлась символом заслуг перед Родиной и признания их обществом.

Нередки случаи создания «заговорённых» шашек. Они приносили удачу, победу во всех жизненных неурядицах. Казаки свято верили этому. Такие шашки передавались из поколения в поколение. Если передать было некому, то оружие ломали над гробом умершего последнего представителя рода.

«Еврейская звезда»: значение символа

Что же означает шестиконечная звезда? Для различных культур в разные времена это изображение имело собственное толкование.

В 4 тысячелетии до Рождества Христова у шумерской цивилизации (современная территория Ирака) такая звезда почиталась как символ богини любви и власти Астарты.

В Древней Индии шестиконечная звезда указывала на союз богини Кали (олицетворение творения, сохранения и разрушения), и верховного бога Шивы (создателя и разрушителя мира). Подобный буддийский символ называется Анахата или Анахата-Чакра. Он обозначает гармоничное переплетение между двумя мирами: материальным (треугольник острием вверх) и духовным (треугольник острием вниз).

В средневековые времена звезда считалась эзотерическим символом. Ей придавались особые магические свойства, изображали на амулетах и оберегах.

В раннехристианские времена шестиконечная звезда трактовалась как шесть дней сотворения мира. Также она напоминала Вифлеемскую звезду, указавшую мудрецам с Востока место рождения Великого Царя — Богомладенца Иисуса.

Самоходные гаубицы

Настоящими «кувалдами» в танковых дивизиях вермахта стали самоходные гаубицы sIG 33. Обладавшее сокрушительной мощью орудие вначале устанавливалось на шасси танки Panzer I в своем первозданном виде — на артиллерийском лафете и даже с колесами! Впрочем, от ненужных в рубке колес вскоре отказались. Высота рубки получилась большой, отчего на косогорах самоходка могла завалиться на бок. Ходовая, рассчитанная всего на двух танкистов и крошечную башенку с двумя пулеметами, с трудом выдерживала тяжелую гаубицу в огромной рубке с экипажем из четырех человек.

Модель sIG 33 на базе Panzer II

И все же при всех недостатках первая самоходная гаубица вермахта была незаменима в танковых дивизиях. В отличие от буксируемых тягачами пушек она открывала огонь с ходу, не теряя времени на отцепливание орудия и приведение его в боевое положение. И особенно востребованной самоходная sIG 33 была в войне с Россией, где не только все танки вермахта оказались бессильными в борьбе с Т-34 и КВ, но и противотанковая самоходка Panzer Jager I, вооруженная 47-мм пушкой. А самоходная 150-мм гаубица sIG 33 могла и сильные укрепления разрушить, и новые советские танки вывести из строя. Поэтому, как не прекращался до самого конца войны выпуск самих гаубиц, так не сходили с конвейера и ее самоходные варианты. После Panzer I sIG 33 устанавливали на шасси от Panzer II и Panzer III, но самым массовым стал выпуск самоходных установок (СУ) на базе чешского танка LT-38. Сильно отличаясь по виду, они и назывались по-разному. Грозные машины ранней серии именовали «бизонами», более поздние — «кузнечиками».

В 1943 году вермахт пополнился еще двумя «насекомыми». Легкая 105-мм гаубица на базе Panzer II называлась «оса», а тяжелая 150-мм на Panzer IV- «шмель».

Самоходная 150-мм гаубица «бизон»

Самоходная 150-мм гаубица «кузнечик»

Самоходная 150-мм гаубица «шмель»

Самоходная 105-мм гаубица «оса»

Истребители танков

Самое страшное, что ждало германских солдат на Восточном фронте, – это появление неуязвимых русских танков КВ и Т-34. Вот почему уже в конце 1941 г. все силы германской промышленности были направлены на создание противотанковых средств поражения, в том числе и специальных противотанковых самоходных орудий. При этом в германской армии для обозначения противотанковых самоходных орудий использовались два очень похожих термина: «Panzerjager» («Панцерягер») и «Jagdpanzer» («Ягдпанцер»). Слово «панцер» – это по-немецки «танк», слово «ягер» – « охотник». Слово «ягд» – «истребитель». «Панцерягер» можно перевести на русский язык как «охотник за танками» или «истребитель танков», а «ягдпанцер» – как «танк-истребитель». По смыслу вроде бы одно и то же. Так зачем же придумывать два разных названия? Ведь и то и другое означает не что иное, как просто «антитанк».

«Панцерягер»

В реальности всё было не так просто. Если вдуматься в смысл слов «истребитель танков», то под ним подразумевается всё что угодно и кто угодно. Это может быть и танк, и самоходная противотанковая пушка, и обычное буксируемое противотанковое орудие, и солдат с противотанковым ружьём, гранатой или бутылкой с зажигательной смесью. Это также может быть диверсант, заложивший мину на дороге, и, наконец, самолёт-штурмовик. А вот «танк-истребитель» – это уже однозначно что-то на гусеницах, с мощной пушкой и прикрытое толстой бронёй.

«Мардер» III

В германской армии так сложилось, что все «антитанки» делились на две группы. Первая группа истребителей танков – это просто гусеничные машины, предназначенные для перевозки установленной на них противотанковой пушки. Другими словами – это обычные противотанковые самоходные артиллерийские установки (САУ), прикрытые лёгкой бронёй, защищающей экипаж от пуль и осколков. Типичными представителями «охотников» были противотанковые САУ «Панцерягер» I, «Мардер» («куница») или «Насхорн» («носорог»)

Охотник тихо сидит в засаде или осторожно подбирается, чтобы дичь не вспугнуть, но никак не лезет напролом через бурелом или камыши. Так же действовали и германские истребители танков

Сидя в засаде и будучи хорошо замаскированными, они вели огонь по танкам противника до тех пор, пока их не засекали и по ним не открывался ответный огонь. После этого «охотники за танками», опасаясь получить вражеский снаряд, быстро ретировались или переползали на запасную огневую позицию.

В Красной армии лучшим истребителем танков считалась самоходная артиллерийская установка Су-100

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector