§ 17. международные отношения в 1930-е гг

Содержание

СССР и Лига Наций

Несмотря на то, что одной из не афишируемых, но подразумеваемых целей Лиги Наций было противостояние распространению левой идеологии по всему миру, а значит, и противодействие СССР, со временем эта позиция изменилась. Дело в том, что во многих странах Европы к началу 30-х годов уже подняли голову и окрепли фашистские, нацистские и другие крайне правые партии, группировки и идеи. Политикам было совершенно ясно, что рано или поздно, начнутся военные конфликты на этой почве. Более того, в Азии японский милитаризм, крайне вольно трактовавший статьи Лиги Наций о разоружении, уже в открытую вёл захватнические войны. Инцидент в Маньчжурии и Японо-китайская война стали яркими тому примерами.

Чакская война между Боливией и Парагваем в Южной Америке, вторжение итальянских фашистов в Эфиопию (где, кстати, применялся настрого запрещенный Лигой Наций газ) и, наконец, Гражданская война в Испании, где в открытую сошлись сторонники правых и левых идей всего мира – все эти конфликты стали не просто предтечей Второй мировой войны, которую Лига Наций не смогла, да и, скажем прямо, не очень-то и хотела остановить. Эти конфликты показали полную несостоятельность Лиги Наций в работе по её прямым обязанностям. Даже несмотря на вступление СССР в Лигу 18 сентября 1934 года и разрыв международной изоляции нашей страны, новая мировая война стала лишь вопросом времени.

После прихода к власти в Германии в 1933 году А. Гитлера всем стало ясно, что демилитаризация и мирные переговоры просто невозможны. Формировались новые военные союзы, а западные страны из страха вели политику «умиротворения агрессора», кульминацией которой стал «Мюнхенский сговор» с Гитлером. На этом фоне советское руководство не могло не сделать необходимых выводов и не готовить страну к неизбежному конфликту. Выход СССР из Лиги Наций в декабре 1939 года сделал организацию окончательно нежизнеспособной. К слову, из 58 стран-участниц в составе Лиги уже не было ни одной, развязавшей Вторую мировую войну. Более того большая часть стран Латинской Америки к этому времени тоже покинула Лигу, они не видели в ней перспектив. А вслед за этим началась Вторая мировая война, развязанная нацистами.

Создание системы международной безопасности

Лига Наций не была первым международным объединением стран. Многочисленные союзы – от феодальных до уже современных военных – сопровождали человечество всю его историю. Однако цели и задачи, сформулированные при создании Лиги, были действительно чем-то новым, поскольку предусматривали недопущение мировых и локальных конфликтов, создание системы коллективной безопасности, решение споров путем дипломатических переговоров и даже повышение уровня жизни людей всего мира. Многие философы и мыслители прошлого могли только мечтать о такой организации. И тут она появилась.

Как всегда и бывает, появлению Лиги предшествовал крупнейший в истории на тот момент военный конфликт – Первая мировая война. Свыше 20 миллионов жертв войны открыли глаза мировым лидерам на то, что необходимо искать иные пути, пытаться договариваться миром.

Однако ни для кого не секрет, что мир существует и развивается в рамках так называемых систем мирового порядка. Вестфальский мир (1648), Венский конгресс (1815) – все эти договоры об окончании крупных войн устанавливали новые системы миропорядка. Аналогичная система пришла им на смену после заключения мира по окончании Первой мировой войны. Новая система получила название Версальско-Вашингтонской (традиционно по местам подписания новых договоров). Однако в саму систему, формировавшую новый миропорядок, была заложена бомба замедленного действия.

Чудовищные требования к Германии после окончания войны не могли не привести к реваншизму в этой стране. Разрушились четыре империи Европы: Российская, Германская, Австро-Венгерская, Османская. На их месте как грибы стали расти новые национальные государства. Все эти факторы, вкупе с тем, что при образовании Лиги Наций в 1919-1920-х годах РСФСР (а позже СССР) по причине Гражданской войны, а позже просто принципиально не была приглашена в состав Лиги, что сделало работу организации сложной и малоэффективной.

КамАЗ-43118: многофункциональный универсальный грузовик

Инициатива создания КамАЗ-43118 принадлежала министерству обороны России. Военные нуждались в надежном многоцелевом грузовике повышенной проходимости. Как следствие, в 1995 году с конвейера сошли первые экземпляры автомобиля, который отличался неприхотливостью, простотой в обслуживании и эксплуатации. Грузовик отличался достаточно современной, на то время, кабиной и увеличенной грузовой платформой. Уже в первые годы выпуска КамАЗ-43118 использовался не только в качестве грузового автомобиля, но и как лесовоз, автоцистерна, самосвал, автокран, на шасси устанавливались другие гидроманипуляторы.

В 2010 году была проведена глубокая модернизация модели, на рынке появилась новая модификация автомобиля — КамАЗ 43118 46. Грузовик, как и прежде, имел колесную формулу 6*6, но его внешний вид претерпел серьезные изменения. Кабина стала более обтекаемой, были собраны в один блок фара головного света, ходовые огни и указатели поворотов, также производитель установил цельное ветровое стекло и усовершенствовал зеркала заднего обзора.

Салон грузовика комплектуется двумя или тремя сидениями, водительское кресло имеет механизмы регулирования в нескольких плоскостях. Последние модификации КамАЗ-43118 получили спальное место, наличие которого изначально не было предусмотрено конструкторами. Приборная панель – трехсекционная, с антибликовым покрытием. Улучшилась термо и шумоизоляция кабины, при отделке салона использованы довольно качественные материалы. Поработали конструкторы и над отоплением кабины, в салоне изменена циркуляция воздуха и установлен новый, более мощный автономный обогреватель.

Торт с малиной без выпечки

  • Время: 19 минут.
  • Количество порций: 12 персон.
  • Калорийность блюда: 587,4 ккал на 100 грамм.
  • Предназначение: на десерт.
  • Кухня: европейская.
  • Сложность: легкая.

Вариантов приготовления торта из малины без выпечки есть несколько – это может быть торт-суфле, творожно-малиновый десерт на основе крошки из печенья или воздушная композиция из покупного безе и свежих ягод. Однако существует не менее интересный и вкусный рецепт такого лакомства – из готовых вафельных коржей, крема из сливочного масла и сгущенки и сочной сладкой малинки.

Ингредиенты:

  • вафельные коржи квадратной формы – 1 уп.;
  • масло сливочное – 200 г;
  • сгущеное молоко – 380 мл;
  • сгущенка вареная – 230 г;
  • малина – 600 г;
  • шоколад темный – 45 г.

Способ приготовления:

  1. Взбить размягченное сливочное масло с двумя видами сгущенки.
  2. Каждый вафельный корж обильно промазать кремом, а сверху насыпать большую горсть малины. Собрать торт.
  3. На водяной бане растопить шоколад, сделать им узор на поверхности торта.
  4. Украсить ягодами малины и листиками мяты.
  5. Поставить в холодильник для застывания.

Методика лекарственного тампонирования

С этой целью врач гинеколог использует такие медицинские инструменты:

  1. Система зеркал Симса и корнцанг.
  2. Длинный пинцет и шарики, скрученные из ваты.
  3. Тампон, скрученный из стерильной ваты и нескольких слоев марли размером 3×1,5 см.
  4. Медикаментозный препарат в виде раствора, которым пропитывают ватный тампон.

Далее ватными шариками на корнцанге аккуратно протираются, промакивая все естественные влагалищные выделения, а после этого вводится сам тампон, обильно пропитанный лекарственным раствором. Достаточно женщине помнить, что применяемые во время менструации гигиенические тампоны не подойдут для такого рода медицинских манипуляций и тампонирования – они будут вбирать в себя лекарственный раствор, тем не менее, не отдавать его, влияя на пораженный участок.

Далее извлекается из влагалища зеркало, оставляя тампон на месте – спустя 1 – 10 часов пациентка самостоятельно извлекает его из влагалища. Если врач попался опытный – все манипуляции по введению тампона занимают 5-10 минут, а само инородное тело не ощущается внутри.

Availability[edit | edit source]

Решение территориальных проблем

Последствия Первой мировой войны оставили много вопросов, которые требовали урегулирования между государствами, в том числе точное положение национальных границ. Большинство этих вопросов были рассмотрены союзными державами в таких органах, как Высший совет союзников. Союзники, как правило, обращались к Лиге только с особо трудными вопросами. Это означало, что в течение первых трёх лет 1920-х Лига играла небольшую роль в устранении последствий суматохи, последовавшей после войны.

Поскольку Лига развивалась, её роль расширилась и к середине 1920-х она стала центром международной деятельности. Это изменение может быть замечено в отношениях между Лигой и лицами, не являющимися членом каких-либо организаций. Например, СССР и Соединённые Штаты всё больше и больше работали с Лигой. В течение второй половины 1920-х Франция, Великобритания и Германия использовали Лигу Наций как центр их дипломатической деятельности и министры иностранных дел этих стран посетили встречи Лиги в Женеве во время этого периода. Они также использовали органы Лиги, чтобы попытаться улучшить отношения и уладить разногласия.

Демилитаризация и неспособность предотвращения Второй мировой войны

Статья 8 соглашения Лиги поставила перед ней задачу сокращения вооружений к минимальным объёмам, совместимым с национальной безопасностью и осуществлением общих действий международных обязательств. Существенное количество времени и энергии Лиги было посвящено разоружению, даже при том, что много правительств-членов сомневались, что такое обширное разоружение могло быть достигнуто или даже желательно. Силы союзников были также под обязательством по Версальскому договору, ограничивающему их вооружения, введённым в отношении побеждённых стран; это было названо первым шагом в направлении разоружения во всём мире. Члены Лиги придерживались различных взглядов на разоружение. Французы отказывались уменьшать свои вооружения без гарантии военной помощи, если они подвергнутся нападению, Польша и Чехословакия чувствовали себя уязвимыми к нападению с запада. Страх перед нападением увеличился, поскольку Германия восстановила силы после Первой мировой войны, особенно после того, как Адольф Гитлер получил власть и стал канцлером в 1933 году.

Статья 24.

Все международные бюро, ранее учрежденные коллективными договорами, будут, под условием согласия Сторон, поставлены под руководство Лиги. Всякие другие международные бюро и всякие комиссии по урегулированию дел международного значения, которые будут созданы впоследствии, будут поставлены под руководство Лиги.

По всем вопросам международного значения, регулируемым общими соглашениями, но не подчиненным контролю международных комиссий или бюро, Секретариат Лиги должен будет, если Стороны того потребуют и Совет на то согласится, собирать и сообщать всякие нужные сведения и оказывать всякое необходимое и желательное содействие.

Совет может постановить о включении в расходы Секретариата расходов всякого бюро или комиссии, поставленных под руководство Лиги.

Провал и роспуск Лиги наций

Несмотря на искреннее желать сохранить мир, Лига наций была создана государствами-победителями в Первой Мировой войне и во многом потакала их политике, а потому не могла обеспечить мирное существование для всех стран. Территориальное устройство по Версальской системе было далеко от совершенства, поэтому во всем мире то и дело вспыхивали вооружённые конфликты, которые Лига наций решить была не в состоянии. Она не смогла предотвратить ни Гражданскую войну в Испании, ни японскую интервенцию в Маньчжурию, ни Чакскую войну в Боливии. Методы, которыми пользовалась Лига наций, например, исключение СССР после начала советско-финской войны из своего состава, были неубедительными и неэффективными. Постепенно многие государства-основатели стали выходить из состава организации.

СССР был исключён из состава Лиги наций в 1939 году после войны с Финляндией

Камнем преткновения для деятельности Лиги стала Вторая Мировая война. Занятые спорами о необходимости разоружения, участники совершенно не заметили нагнетания обстановки в Европе и невыполнение канцлером Германии А. Гитлером требований по снижению вооружения, согласно условиям, навязанным ей после Первой Мировой войны.

Когда конфликт уже начался, Лига не отреагировала на аннексию Чехословакии и введение войск в Польшу, а также оккупацию Албании Италией. Решая вопросы дипломатическими методам, организация оказалась не способна выполнить свою главную задачу — сохранить мир и не допустить вооружённых конфликтов.

За всю историю Лига наций смогла предотвратить и урегулировать около 40 небольших конфликтов, но ей всё же не удалось обеспечить международную безопасность. Политика «умиротворения» и введения санкций, а также неспособность дать надёжный отпор агрессору вкупе с преследованием интересов стран-основательниц привели к роспуску организации в 1946 году.

https://youtube.com/watch?v=QhGhpZWUzts

Демилитаризация и неспособность предотвращения Второй мировой войны

Бесславный финал

В первые годы Лига Наций довольно успешно подавляла очаги конфликтов в мире. При ее посредничестве остановили литовско-польскую и перуанско-боливийскую войны. С 1921 года под эгидой организации в Гааге заработала Постоянная палата международного правосудия, которая до 1939 года вынесла 29 решений по территориальным спорам.

Через 10 лет после открытия Лига столкнулась с первой неразрешимой проблемой. В 1931 году Япония спровоцировала войну с Китаем. Офицерам японского гарнизона, стоявшего у станции Мункенд, тайно приказали взорвать железнодорожное полотно. Токио обвинил в подрыве китайскую сторону, и вскоре императорская армия оккупировала Манчжурию. Лига Наций оказалась бессильна: в том регионе самым мощным был флот США, а Штаты не состояли в организации. Драммонд понял, что бессилен, и подал в отставку.

В 1939‑м Германия, несколькими годами ранее выйдя из Лиги, инсценировала нападение польских солдат на свою пограничную заставу.С этого инцидента началась Вторая мировая война.

Но наиболее цинично по отношению к прообразу ООН повел себя СССР, сам член этой организации. В 1939 году советская артиллерия обстреляла свои же позиции на границе с Финляндией, что послужило поводом к вторжению в эту страну. Когда из Женевы потребовали объяснений от Москвы, министр иностранных дел Вячеслав Молотов заявил: правительство Финляндии не имеет влияния в своей стране, а СССР сотрудничает с Финской народной республикой. Молотов не уточнил, что “республика” появилась на советской территории. Тем не менее, именно на ее “защиту” в Финляндию отправилась полумиллионная группировка советских войск. Сброшенные же на Хельсинки бомбы дипломат назвал хлебными корзинками — гуманитарной помощью голодным финским рабочим.

Единственное, что смогла сделать в этой ситуации Лига,- исключить Союз из своих рядов. Москва только этого и ждала, перестав оглядываться на женевских миротворцев.

А когда в 1940‑м Германия оккупировала Францию, Лига Наций прекратила работу. Лишь через шесть лет ее представители собрались вновь, чтобы объявить о своем самороспуске и передаче активов ООН.

Еще через пару лет Черчилль написал о Лиге: “Идея эта казалась слишком хорошей, чтобы ее можно было осуществить”.

Этот материал был опубликован в №45 журнала Новое Время от 2 декабря 2016 года

КамАЗ 43114: отзывы владельцев и водителей автомобиля

Роспуск Лиги Наций

Решение о ликвидации Лиги Наций было принято единогласно представителями 34 стран, которые участвовали в последнем заседании Генеральной Ассамблеи. Решение также установило дату ликвидации Лиги: на следующий день после закрытия сессии. 19 апреля 1946 года Председатель Ассамблеи, Карл Й. Хамбро из Норвегии, заявил, что «двадцать первая и последняя сессия Генеральной Ассамблеи Лиги Наций закрыта». В результате Лига Наций прекратила своё существование 20 апреля 1946 года.
Логическим, но не официальным[источник не указан 105 дней], продолжением Лиги Наций обычно считают Организацию Объединённых Наций.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ЛИГИ НАЦИЙ, ПОДПИСАВШИЕ ДОГОВОР.

Соединенные Штаты Америки.

Гаити.

Бельгия.

Геджас.

Боливия

Гондурас.

Бразилия.

Италия.

Британская Империя.

Япония.

Канада.

Либерия.

Австралия.

Никарагуа.

Южная Африка.

Панама.

Новая Зеландия.

Перу.

Индия.

Польша.

Китай

Португалия.

Куба

Румыния.

Эквадор.

Сербо-Хорвато-Словенское Государство

Франция

Сиам.

Греция.

Чехо-Словакия.

Гватемала.

Уругвай.

ГОСУДАРСТВА, ПРИГЛАШЕННЫЕ ПРИСТУПИТЬ К СТАТУТУ

Аргентина

Нидерланды.

Чили

Персия.

Колумбия.

Сальвадор.

Дания

Швеция.

Испания

Швейцария.

Норвегия

Венесуэла.

Парагвай

Статья 16.

Если Член Лиги прибегает к войне, в противность обязательствам, принятым в статьях , или , то он ipso facto рассматривается, как совершивший акт войны против всех других Членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения, запретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Статут, и прекратить всякие финансовые, торговые или личные сношения между гражданами этого государства и гражданами всякого другого государства, является ли оно Членом Лиги или нет.

В этом случае Совет обязан предложить различным заинтересованным Правительствам тот численный состав военной, морской или воздушной силы, посредством которого члены Лиги будут, по принадлежности, участвовать в вооруженных силах, предназначенных для поддержания уважения к обязательствам Лиги.

Члены Лиги соглашаются, кроме того, оказывать друг другу взаимную поддержку при применении экономических и финансовых мер, которые должны быть приняты в силу настоящей статьи, чтобы сократить до минимума могущие проистечь из них потери и неудобства. Они, равным образом, оказывают взаимную поддержку для противодействия всякой специальной мере, направленной против одного из них государством, нарушившим Статут. Они принимают необходимые постановления для облегчения прохода через их территорию сил всякого Члена Лиги, участвующего в общем действии для поддержания уважения к обязательствам Лиги.

Может быть исключен из Лиги всякий Член, оказавшийся виновным в нарушении одного из обязательств, вытекающих из Статута. Исключение выносится голосами всех остальных Членов Лиги, представленных в Совете

Организационная структура Лиги Наций

В. Вильсоном было разработано три проекта Статута Лиги Наций.63 Первоначальный проект состоял из 13 статей и предусматривал создание постоянной судебной инстанции для разрешения международных споров и применения экономических санкций, а также любых других мер, необходимых для обеспечения выполнения решений третейского суда. Решения должны были выноситься судейской коллегией, состав которой зависел от количества спорящих сторон. Проект гарантировал государствам-членам Лиги сохранение их территориальной целостности и политической независимости. Кроме того, в проекте предусматривалось сокращение национальных вооружений до минимума, совместимого с внутренней безопасностью и ничего не говорилось о создании Совета.64

В декабре 1918 года на Парижской мирной конференции, В. Вильсон ознакомился с проектом Я. Смэтса и на его основе изменил свой первоначальный план, добавив в него положения о создании системы мандатов, а также включив условие об учреждении исполнительного органа Лиги – Совета.65 Тогда же в проект Статута был добавлен пункт о сокращении вооружений до «минимума, совместимого с национальной безопасностью» и предусмотрены гарантии для национальных меньшинств.66 Третий проект Статута был представлен В. Вильсоном союзникам в феврале 1919 года. Этот проект предусматривал возможность обращения к третейскому разбирательству в случае возникновения споров между членами Лиги, и включал условие о создании международного суда. В проекте также говорилось о религиозной терпимости и о свободе морей.67

Давая краткую характеристику проектам В. Вильсона, отметим, что в них содержалось много благородных принципов и идей, однако отсутствие конкретных механизмов их осуществления и минимальное количество санкций делало Лигу Наций больше похожей на политико-экономический союз государств, нежели на международную организацию в современном понимании смысла этого слова.

Несмотря на имевшиеся сходства британского и американского проектов Статута Лиги Наций, между ними были и существенные различия, которые касались разнообразных вопросов.68 Вследствие этого было решено выработать новый совместный проект, разработка которого была поручена британскому юристу С. Херсту и американскому советнику по праву Д. Миллеру. Выработанный ими проект лег в основу обсуждения на Парижской мирной конференции. Проект состоял из 22 статей и содержал ряд положений, которые нашли свое закрепление в Статуте Лиги Наций.69 Кроме этого в проекте гарантировалась территориальная целостность и политическая независимость членов Лиги, предусматривалось сокращение вооружения до минимума, совместимого с внутренней безопасностью и отмена обязательной военной службы.70

От рассмотренных выше схем создания международной организации существенно отличался проект, составленный французской правительственной комиссией под руководством Л. Буржуа. Для этого проекта было характерно наличие в Лиге Наций военных средств по поддержанию всеобщего мира и расширение исполнительной власти новой организации. Это объяснялось тем, что Франция более других стран опасалась соседства с понесшей поражение в войне Германией, и стремилась предотвратить возможную агрессию со стороны последней, закрепив свое господствующее положение на европейском континенте. По французскому проекту в распоряжении Лиги должны иметься вооруженные силы, состоявшие из армий государств-членов и находившиеся под командой постоянного Международного генерального штаба. В случае начала военных действий, Лига Наций назначала главнокомандующего международными силами, который формировал офицерский состав Генерального штаба.71 Кроме того, в проекте были подробно изложены меры воздействия на государство-агрессора, а именно: дипломатические, юридические, экономические и военные санкции. Дипломатические санкции включали в себя разрыв дипломатических отношений всех членов Лиги с государством-агрессором, а также лишение последнего всех преимуществ, вытекающих из международных договоров. Экономические санкции могли применяться в форме блокады, финансового бойкота и эмбарго. Юридические санкции заключались в денежных штрафах, налагаемых на государство-ответчика Международным трибуналом, а также во временном лишении прав его граждан, проживающих на территории других государств-членов Лиги. К военным санкциям относился комплекс вопросов о создании международных войск.72 Таким образом, по плану Л. Буржуа Лига Наций должна была стать неприкрытым военным союзом как против всех не входивших в Лигу государств, так и против нарушителей территориально-политического status quo, установленного мирными договорами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector