Что такое обсе? задача организации и роль россии в ней

Боевая машина пехоты «Курганец»

Руководство

Действующий председатель

Действующий председатель (англ. Chairperson-in-Office, CiO; им становится министр иностранных дел страны-председателя) — руководит текущей деятельностью ОБСЕ. Координирует работу учреждений/институтов ОБСЕ. Представляет организацию, наблюдает и содействует разрешению конфликтов и кризисных ситуаций.

В 2010 году действующим председателем ОБСЕ был представитель Казахстана (впервые для республик бывшего СССР), в 2011 году — министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис. В 2012 году председательство в ОБСЕ перешло к Ирландии, а в 2013 году перешло к Украине. На заседании Совета министров ОБСЕ в начале декабря 2013 года в Киеве председателем ОБСЕ в 2014 году была выбрана Швейцария во главе с действующим Президентом страны Дидье Буркхальтером. Федеральный министр иностранных дел Федеративной Республики Германия в 2016 году Франк-Вальтер Штайнмайер стал председателем организации. В 2017 году пост председателя занял Министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц. Председательство в 2018 году перешло к Италии. Председателем ОБСЕ стал министр иностранных дел Италии Анджелино Альфано, с 1 июня его сменил Энцо Моаверо-Миланези.

Генеральный секретарь

Генеральный секретарь — возглавляет Секретариат. Назначается Советом министров сроком на 3 года:

  • Вильгельм Хёинк (1993—1996)
  • Джанкарло Арагона (1996—1999)
  • Ян Кубиш (1999—2005)
  • Марк Перрен де Бришамбо (2005—2011)
  • Ламберто Заньер (2011—2017)
  • Томас Гремингер

Государства-участники

Участники ОБСЕ

Государство Государство
Австрия Австрия Мальта Мальта
Азербайджан Азербайджан Молдавия Молдавия
Албания Албания Монако Монако
Андорра Андорра Монголия Монголия
Армения Армения Нидерланды Нидерланды
Белоруссия Белоруссия Норвегия Норвегия
Бельгия Бельгия Польша Польша
Болгария Болгария Португалия Португалия
Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина Россия Россия
Ватикан Ватикан Румыния Румыния
Великобритания Великобритания Сан-Марино Сан-Марино
Венгрия Венгрия Сербия Сербия
Германия Германия Словакия Словакия
Греция Греция Словения Словения
Грузия Грузия США США
Дания Дания Таджикистан Таджикистан
Ирландия Туркмения Туркмения
Исландия Исландия Турция Турция
Испания Испания Узбекистан Узбекистан
Италия Италия Украина Украина
Казахстан Казахстан Финляндия Финляндия
Канада Канада Франция Франция
Кипр Кипр Хорватия Хорватия
Киргизия Киргизия Черногория Черногория
Латвия Латвия Чехия Чехия
Литва Литва Швейцария Швейцария
Лихтенштейн Лихтенштейн Швеция Швеция
Люксембург Люксембург Эстония Эстония
Македония Македония

Партнеры по сотрудничеству

Средиземноморские Год Азиатские Год
Алжир Афганистан 2003
Египет 1995
Израиль Южная Корея 1994
Иордания Таиланд 2000
Марокко Япония 1992
Тунис Австралия 2009

Руководство

Действующий председатель

Действующий председатель (англ. Chairperson-in-Office, CiO; им становится министр иностранных дел страны-председателя) — руководит текущей деятельностью ОБСЕ. Координирует работу учреждений/институтов ОБСЕ. Представляет организацию, наблюдает и содействует разрешению конфликтов и кризисных ситуаций.

В 2010 году действующим председателем ОБСЕ был представитель Казахстана (впервые для республик бывшего СССР), в 2011 году — министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис. В 2012 году председательство в ОБСЕ перешло к Ирландии, а в 2013 году перешло к Украине. На заседании Совета министров ОБСЕ в начале декабря 2013 года в Киеве председателем ОБСЕ в 2014 году была выбрана Швейцария во главе с действующим Президентом страны Дидье Буркхальтером. Федеральный министр иностранных дел Федеративной Республики Германия в 2016 году Франк-Вальтер Штайнмайер стал председателем организации. В 2017 году пост председателя занял Министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц. Председательство в 2018 году перешло к Италии. Председателем ОБСЕ стал министр иностранных дел Италии Анджелино Альфано, с 1 июня его сменил Энцо Моаверо-Миланези.

Генеральный секретарь

Генеральный секретарь — возглавляет Секретариат. Назначается Советом министров сроком на 3 года:

  • Вильгельм Хёинк (1993—1996)
  • Джанкарло Арагона (1996—1999)
  • Ян Кубиш (1999—2005)
  • Марк Перрен де Бришамбо (2005—2011)
  • Ламберто Заньер (2011—2017)
  • Томас Гремингер

Новейшая история ОБСЕ

В конце 1996 года состоялся Лиссабонский саммит, на котором были приняты две декларации в области региональной безопасности. Россия выдвинула инициативу о сдержанности относительно военных усилий и количества вооружений. На этой встрече была предпринята попытка решения Карабахского конфликта – противоборствующие стороны взяли определенные обязательства. Однако решить эту проблему так и не удалось – она лишь перешла в замороженную стадию. Не слишком успешно действовало ОБСЕ и в отношении Югославии.

В 1998 году утвердили положение о полицейских силах ОБСЕ, на саммите в Осло, прошедшем в том же году большое внимание уделялось конфликту в Косово и в бывших советских республиках. В 1999 году на Стамбульской встрече подписали Хартию европейской безопасности, а Россия пообещала вывести войска из Приднестровья и Грузии

Миссия ОБСЕ более пяти лет работает на Донбассе. Ее эффективность оставляет желать лучшего

Нулевые ознаменовали новый этап отношений ОБСЕ и России. Организация стала все чаще критиковать действия Москвы на постсоветском пространстве, а российские власти обвинять ОБСЕ в двойных стандартах. Лавров даже угрожал выйти из организации, если она и дальше будет уделять правам человека излишне много внимания. В 2007 и 2008 году миссии ОБСЕ не участвовали в мониторинге российских выборов. Несмотря на многочисленные обещания, войска из Молдовы и Грузии так и не были выведены. Более того, в 2008 году вспыхнула новая российско-грузинская война, а в 2014 – началась «крымская весна».

В 2014 году для разрешения конфликта на украинском Донбассе была создана специальная миссия, состоящая из невооруженных гражданских лиц. Она регулярно фиксирует нарушения обеими сторонами конфликта, но как-то повлиять на ситуацию не в ее силах. Наблюдателей не пускают на многие территории, недоступна для них и российско-украинская граница.

Структура

Заседание Постоянного совета ОБСЕ в Вене, г. Фото Михаила Евстафьева

Логотип Казахстанского председательства в ОБСЕ — 2010 г.

Основными органами организации являются:

  • Саммит (Встреча на высшем уровне) — периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.
  • Совет министров иностранных дел — ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.
  • Постоянный совет под руководством действующего председателя (англ. Chairperson-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене).
  • Форум по сотрудничеству в области безопасности — регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается в Вене).
  • Верховный комиссар по делам национальных меньшинств
  • Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ
  • Парламентская ассамблея ОБСЕ
  • Представитель по вопросам свободы СМИ — наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 57 государствах-участниках ОБСЕ.

Сводный бюджет

Сводный бюджет ОБСЕ состоит из двух частей: бюджет Секретариата и институтов, и бюджет полевых операций.
Сводный бюджет ОБСЕ в 2008 году составил 164 168 200 евро. При этом, бюджет Секретариата и институтов был равен 55 692 200 евро и, соответственно, бюджет полевых операций составил 108 476 000 евро.
Сводный бюджет 2009 года был принят на уровне 158 676 700 евро. Из них, бюджет Секретариата и институтов — 56 652 900 евро и бюджет полевых операций — 102 023 8000 евро.
Сводный бюджет 2010 года был утвержден в размере 152 109 800 евро. Бюджет Секретариата и институтов — 52 736 000 евро и бюджет полевых операций — 99 373 800 евро.

История создания

Прежде всего выясним, при каких обстоятельствах была создана ОБСЕ.

Идея созыва собрания представителей государств, которое выработало бы общие принципы международной политики в регионе, впервые была озвучена в Бухаресте в 1966 году представителями европейских стран из социалистического лагеря, входивших в блок ОВД. Позже данная инициатива была поддержана Францией и некоторыми другими западными государствами. Но решающий вклад сделала позиция Финляндии. Именно эта страна предложила провести данные встречи в своей столице – Хельсинках.

Предварительный консультационный этап проходил с ноября 1972 года по июнь 1973-го. Совещание проводили делегаты 33 европейских стран, а также Канады и США. На данном этапе проходила выработка общих рекомендаций по дальнейшему сотрудничеству, составлялся регламент и повестка дня переговоров.

Непосредственно первая встреча состоялась в начале июля 1973 года. Именно с этой даты принято вести отсчет деятельности ОБСЕ. На данном этапе в обсуждении принимали участие министры иностранных дел всех европейских стран, кроме Албании, и двух Североамериканских государств. Были найдены точки соприкосновения по основным вопросам, что отразилось в «Заключительных рекомендациях».

На втором этапе, который проходил в Женеве с сентября 1973 года по июль 1975-го, представители договаривающихся стран уточняли наиболее важные моменты общего сотрудничества, чтобы они максимально отвечали интересам всех участников, а также согласовывали все спорные вопросы.

Непосредственное подписание итогового акта происходило в конце июля — начале августа 1975 года в Хельсинках. В нем приняли участие высшие руководители всех 35 договаривающихся стран. Итоговая договоренность имела официальное название «Заключительный акт СБСЕ», а неофициально её принято было именовать Хельсинкскими соглашениями.

Основные цели и задачи

Почтовая марка СССР, 1985 год: 10 лет СБСЕ

Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов.

Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:

  • «Первая корзина», или политико-военное измерение:
    • контроль над распространением вооружений;
    • дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
    • меры по построению доверительных отношений и безопасности;
  • «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение:
  • «Третья корзина», или человеческое измерение:
    • защита прав человека;
    • развитие демократических институтов;
    • мониторинг выборов;

Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.

Штат организации — около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях.

Россия и ОБСЕ

Отношения России и ОБСЕ менялись с течением времени. В 1990-х годах Москва активно участвовала в деятельности организации, призывая к миру. В 1990 году СБСЕ приняло Парижскую хартию для новой Европы, в которой содержался изложенный М. С. Горбачевым курс на установлении атмосферы доверия и взаимопонимания с западными странами.

https://img.anews.com/media/gallery/121699892/746338752.jpg

В 2000-е и 2010-е Россия все больше критиковала ОБСЕ за двойные стандарты, так как организация все чаще выявляла нарушения прав человека в РФ, фальсификации на выборах, ущемление демократических свобод. В середине 2000-х в ОБСЕ наметился конфликт между западными странами и государствами бывшего СССР во главе с Россией. Дошло до того, что Москва пригрозила покинуть организацию.

Этого так и не случилось, но натянутые отношения между ОБСЕ и властями РФ сохраняются до сих пор. Чаще всего российское руководство критикует Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, штаб-квартира которого находится в Варшаве, а также представитель по вопросам свободы СМИ.

Как появилась ОБСЕ

Идеи создания организации, которая бы занималась вопросами безопасности в Европе, обсуждались еще в 50-е годы прошлого века. Однако регулярные обострения международной обстановки всякий раз мешали реализации этих планов. С мертвой точки вопрос сдвинулся только в начале 70-х годов – в период так называемой разрядки. Тогда было создано Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Оно имело формат международного форума, и именно на нем была выдвинуто предложение о создании новой системы безопасности на континенте. Инициатором был СССР.

Переговоры по данному вопросу начались в ноябре 1972 года в Финляндии. Как водится, каждая из сторон преследовала собственные интересы. Советское руководство стремилось упрочить контроль над государствами Восточной Европы, Запад хотел уменьшить напряженность в важнейшем европейском регионе, а президент Финляндии – повысить политический статус собственной страны.

В 1975 году главами США, Канады и 33 европейских государств был подписан так называемый Хельсинский Заключительный акт, который содержал ряд правовых, экономических и политических обязательств. Этот документ заложил основы системы безопасности европейского континента. Подписывая его, лидеры государств впервые признавали, что обращение с собственными гражданами уже не является исключительно внутриполитическим делом.

Отношения России и ОБСЕ трудно назвать простыми. Лавров даже угрожал выходом из этой организации

Развитие достигнутых договоренностей происходило на последующих саммитах: в Белграде (1977), Стокгольме (1984), Вене (1986).

До 1990 года СБСЕ функционировала в режиме периодических совещаний, на которых система Хельсинских соглашений дорабатывалась. Однако уже в середине 80-х годов стало понятно, что этого недостаточно – начиналась новая эпоха, требовавшая других подходов. Необходим был орган, работающий на постоянной основе.

Цели

Организация в первую очередь направляет свои усилия на предотвращение различных региональных конфликтов, урегулирование спорных и кризисных ситуаций, устранение последствий войн и т. п. Основными средствами поддержания безопасности и решения достижения главных целей организации являются три категории инструментов. К первой относятся:

  • контроль распространения вооружений;
  • мероприятия по выстраиванию доверительных отношений и способствование безопасности;
  • меры по дипломатическому предотвращению различных конфликтов.

Во вторую категорию входит безопасность в сфере экономики и экологии. К третьей категории относится все, что связано с правами человека, свободой совести и прочее. Это:

  • мероприятия по защите прав человека;
  • мониторинг выборов в различных странах;
  • способствование развитию демократических институтов.

Следует понимать, что решения ОБСЕ являются рекомендательными и не носят обязательный характер. Однако они имеют огромное политическое значение. В штате организации находится 370 персон на руководящих постах и ещё 3,5 тысячи трудятся в полевых миссиях.

История

24 марта 1992 года на встрече в Хельсинки председатель Совета СБСЕ потребовал как можно скорее созвать конференцию по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе с участием Азербайджана и Армении. Эта конференция впервые состоялась в Минске, где прошли переговоры по мирному урегулированию конфликта. 

6 декабря 1994 году на саммите ОБСЕ в Будапеште была создана так называемая Минская группа, которая занялась выработкой условий мирного урегулирования конфликта. На той же встрече был учрежден институт сопредседателей Минской группы. Участники саммита выразили политическую волю, заявив о возможности использования многонациональных миротворческих сил для полного разрешения конфликта.

23 марта 1995 года во исполнение будапештских решений председатель ОБСЕ от Венгрии Мартон Краснай выдал мандат на сопредседательство в процессе.

Установлены факты фальсификации данных о смерти солдат ВСУ

Проведенные прокурорами Луганской области проверки в бригадах украинской армии выявили массовые фальсификации командирами передовых подразделений данных о причинах гибели солдат, сообщают в Народной милиции ЛНР. Информация, предоставленная командирами бригад ВСУ, не соответствует даже аналогичным данным (по небоевым потерям) штаба ООС.

Комбриги уведомили о 36 погибших, в то время как штаб силовой операции сообщил о 65. В нескольких бригадах северной оперативно-тактической группировки ВСУ прокуроры также выявили сфальсифицированные данные. Первичные результаты проверок послужили поводом для областной прокуратуры провести более тщательные и углубленные мероприятия в передовых частях армии в период с 3 по 7 мая.

Представитель по вопросам свободы СМИ

Структура

Заседание Постоянного совета ОБСЕ в Вене, г. Фото Михаила Евстафьева

Логотип Казахстанского председательства в ОБСЕ — 2010 г.

Основными органами организации являются:

  • Саммит (Встреча на высшем уровне) — периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.
  • Совет министров иностранных дел — ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.
  • Постоянный совет под руководством действующего председателя (англ. Chairperson-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене).
  • Форум по сотрудничеству в области безопасности — регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается в Вене).
  • Верховный комиссар по делам национальных меньшинств
  • Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ
  • Парламентская ассамблея ОБСЕ
  • Представитель по вопросам свободы СМИ — наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 57 государствах-участниках ОБСЕ.

Руководство

Действующий председатель

Действующий председатель (англ. Chairperson-in-Office, CiO; им становится министр иностранных дел страны-председателя) — руководит текущей деятельностью ОБСЕ. Координирует работу учреждений/институтов ОБСЕ. Представляет организацию, наблюдает и содействует разрешению конфликтов и кризисных ситуаций.

В 2010 году действующим председателем ОБСЕ был представитель Казахстана (впервые для республик бывшего СССР), в 2011 году — министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис. В 2012 году председательство в ОБСЕ перешло к Ирландии, а в 2013 году перешло к Украине. На заседании Совета министров ОБСЕ в начале декабря 2013 года в Киеве председателем ОБСЕ в 2014 году была выбрана Швейцария во главе с действующим Президентом страны Дидье Буркхальтером. Федеральный министр иностранных дел Федеративной Республики Германия в 2016 году Франк-Вальтер Штайнмайер стал председателем организации. В 2017 году пост председателя занял Министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц. Председательство в 2018 году перешло к Италии. Председателем ОБСЕ стал министр иностранных дел Италии Анджелино Альфано, с 1 июня его сменил Энцо Моаверо-Миланези.

Генеральный секретарь

Генеральный секретарь — возглавляет Секретариат. Назначается Советом министров сроком на 3 года:

  • Вильгельм Хёинк (1993—1996)
  • Джанкарло Арагона (1996—1999)
  • Ян Кубиш (1999—2005)
  • Марк Перрен де Бришамбо (2005—2011)
  • Ламберто Заньер (2011—2017)
  • Томас Гремингер

Критика организации

В первую очередь ОБСЕ критикуют за неспособность к реальному разрешению конфликтов. Это очень наглядно продемонстрировал Донбасс, хотя и ранее особыми успехами организация похвалиться не могла. За несколько десятилетий она не только не смогла решить конфликты в Приднестровье и Карабахе, но даже показать сколько-нибудь заметный результат. У ОБСЕ просто нет механизмов воздействия на противоборствующие стороны.

То же самое относится и к мониторингу выборов. Наблюдатели могут зафиксировать нарушения или признать выборы недемократичными, но часто на их мнение просто не обращают внимания. Теоретически, за подобные фальсификации могут ввести санкции, но здесь уже действуют правила политической целесообразности.

ОБСЕ заслужено гордится целым рядом договоров, сокращающих вооружения. Однако в последние годы эти документы теряют силу один за другим. В конце 2020 года США заявили о выходе из Договора об открытом небе, объявив о его несоблюдении Россией. В 2015 году Россия вышла из Договора об обычных вооружениях в Европе, считавшимся одним из краеугольных камней континентальной безопасности. В ответ на такие решения ОБСЕ может только выражать озабоченность и призывать к сдержанности

Но на это мало кто обращает внимание

Однако сказать, что ОБСЕ вообще бесполезна, также нельзя. На сегодняшний день у нее просто нет альтернативы. Кроме того, ассамблея является хорошей площадкой для диалога, а это уже немало. Ответственность за нерешенные конфликты нужно возлагать не на ОБСЕ, а на государства, которые не хотят или не могут договориться.

Автор статьи:
Никифоров Владислав

Структура

Заседание Постоянного совета ОБСЕ в Вене, г. Фото Михаила Евстафьева

Логотип Казахстанского председательства в ОБСЕ — 2010 г.

Основными органами организации являются:

  • Саммит (Встреча на высшем уровне) — периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.
  • Совет министров иностранных дел — ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.
  • Постоянный совет под руководством действующего председателя (англ. Chairperson-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене).
  • Форум по сотрудничеству в области безопасности — регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается в Вене).
  • Верховный комиссар по делам национальных меньшинств
  • Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ
  • Парламентская ассамблея ОБСЕ
  • Представитель по вопросам свободы СМИ — наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 57 государствах-участниках ОБСЕ.

Примечания[править | править код]

  1. Например, управление аппаратами в Афганистане осуществляется дистанционно операторами, расположенными на базе ВВС США Крич в штате Невада.
  2. Brook, Tom Vanden, «Air Force Requests More Fighter Drones», USA Today, 6 March 2008, p. 6.
  3.  (недоступная ссылка)
  4. . Газета.Ru. Дата обращения: 16 сентября 2020.
  5.  (недоступная ссылка). Defense Update. Дата обращения: 8 сентября 2010.
  6. Oriana Pawlyk.  (англ.). military.com (30 September 2020).
  7. ↑  (англ.). SouthFront (18 August 2020).
  8. Howard Altman.  (англ.). MilitaryTimes.com (18 August 2020).
  9. ↑  (англ.). Fighter Jets World (19 August 2020).
  10. Joseph Trevithick.  (англ.). The Drive (18 August 2020).
  11. Stephen Losey.  (англ.). Air Force Times (3 September 2020).
  12. Amy McCullough.  (англ.). Air Force Magazine (3 September 2020).
  13.  (англ.). Fighter Jets World (3 September 2020).
  14.  (англ.). DefPost (4 September 2020).
  15. Nicole Maxwell.  (англ.). Alamogordo Daily News (2 September 2020).
  16. The Military Balance 2018,p.56
  17. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 154. — ISBN 9781857438352.
  18. The Military Balance 2018,p.120
  19. The Military Balance 2018,p.105
  20. . oborona.ru. Дата обращения: 9 июля 2019.

Сводный бюджет

Сводный бюджет ОБСЕ состоит из двух частей: бюджет Секретариата и институтов, и бюджет полевых операций.
Сводный бюджет ОБСЕ в 2008 году составил 164 168 200 евро. При этом, бюджет Секретариата и институтов был равен 55 692 200 евро и, соответственно, бюджет полевых операций составил 108 476 000 евро.
Сводный бюджет 2009 года был принят на уровне 158 676 700 евро. Из них, бюджет Секретариата и институтов — 56 652 900 евро и бюджет полевых операций — 102 023 8000 евро.
Сводный бюджет 2010 года был утвержден в размере 152 109 800 евро. Бюджет Секретариата и институтов — 52 736 000 евро и бюджет полевых операций — 99 373 800 евро.

Применение камуфляжа военизированными организациями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector