Основные функции и полномочия налоговых органов

История ведомства

Первым налогом на Руси была дань – своего рода военная контрибуция, которую собирали с покоренных племен. Ее могли привозить к феодалу («повозье») или же для сбора отправлялись специальные экспедиции («полюдье»).

По мере укрепления древнерусского государства дань заменила подать – регулярный налог с населения. Ее размеры определялись по количеству печей («по дыму») в домохозяйстве или площади пахотной земли («по плугу»). Платили данный налог деньгами или товарами.

В период Золотой Орды на территории Руси существовало сразу несколько различных податей. Некоторые из них взимались в пользу монголов, другие – шли на содержание местной княжеской власти.

К XIV столетию в Московском княжестве сложилась система кормлений, при которой отдельные земли отдавались феодалам за службу князю. Помимо прочего, они получали право собирать налоги со своих вотчин. Эту функцию выполняли особые люди: тиуны и пошлинники.

В 1573 году по царскому повелению был учрежден Приказ большого прихода. Он стал первым централизованным органом для сбора налогов.

В Средневековье на Руси существовало большое количество налогов: дорожные, торговые, судебные, товарные, чрезвычайные. В 1653 году власти предприняли попытку упорядочить сборы – был утвержден Торговые устав. По сути, это был первый Налоговый кодекс в нашей стране.

В 1699 году начала работу Бурмистерская палата – налоговый орган, имевший центральный аппарат и отделения в регионах страны.

В 1755 году появилась Казенная палата – ведомство, которое собирало и таможенные пошлины, и платежи.

В царствование Александра I началась большая фискальная реформа. В 1802 году появилось Министерство финансов, которое занялось доходами и расходами казны. В 1811 году в отдельное ведомство было выделено Госказначейство, отвечающее за расходы казны.

В этот период были упорядочены старые налоговые сборы и введены новые: оброчный, питейный и гильдейский сбор, наследственная пошлина, горная подать. Начали взиматься платежи с недвижимости, кибиток, меди.

Во второй половине XIX века в Российской империи появилось несколько новых акцизов: на табак, керосин, соль и дрожжи. В 1916 году Дума приняла закон о подоходном налоге.

Практически сразу после революции был создан Народный комиссариат финансов. В 1919 году в его составе появилось налоговое управление с многочисленными территориальными отделениями.

В 1930 году прошла фискальная реформа, в ходе которой были отменены все акцизы, а количество налогов было уменьшилось до двух.

Российская налоговая служба имеет богатую историю.

В 1941 году были введен налог на холостяков, они просуществовали в СССР до самого распада страны.

В 1990 году в составе Минфина страны появилось отдельная служба – налоговая инспекция. В 1991 году она превратилась в отдельное ведомство, также в это время стартовала масштабная фискальная реформа. В 1992 году появилось Главное управление налоговых расследований, а вскоре и налоговая полиция.

В 1996 году малый бизнес получил упрощенную систему налогообложения.

В 1998 году налоговая служба стала отдельным министерством. В это же время в стране начали вводить ИНН для физических лиц. Была принята первая часть Налогового кодекса, в 2001 году – была принята вторая.

В 2004 году была организована Федеральная налоговая служба, которую передали в подчинение Министерства финансов.

В 2010 году на сайте ФНС появился сервис «Личный кабинет» для граждан, в 2012 году появилась возможность оплачивать через него задолженности и проводить сверки.

В 2014 и 2015 годах на сайте появились «Личные кабинеты» для юридических лиц и частных предпринимателей. В Дубне был открыт единый информационный центр для обработки данных ФНС.

Неправомерные действия и злоупотребления

В Постановлении КС РФ от 16.07.2004 № 14-П сформулирован запрет на неправомерные действия, превышающие полномочия. В этом документе сказано, что если при проведении мероприятий контроля налоговые инспекторы руководствуются принципами, противоречащими правопорядку, то их действия превращаются в инструмент противодействия свободе предпринимательства.

Неправомерными признаются:

  • превышение полномочий должностными лицами, представляющими налоговые органы;
  • процедурные нарушения при сборе доказательств;
  • использование полномочий в целях, противоречащих закону и интересам граждан.

Неисполнение должностным лицом налоговых органов должностных инструкций влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом (ст. 22 НК РФ п. 2). Ответственность закреплена в ст. 330 УК РФ «Самоуправство». Если в действиях должностного лица будут обнаружены признаки личной корыстной заинтересованности, то его могут привлечь к ответственности по статье 285 УК РФ.

?‍? Полномочия инспекторов. Как и что они могут проверить

Для выполнения своих функций представители налоговой инспекции имеют следующие права:

  • контроль за налогоплательщиками;
  • проведение камеральных и выездных налоговых проверок по утвержденному графику;
  • расчет налога, который подлежит удержанию, а также предъявление налоговых требований.

Проверка юридических лиц

Первое направление для контроля – это юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые работают в России. В ходе проверок компаний инспекторы вправе:

  • вскрывать, опечатывать, обследовать торговые и производственные помещения;
  • контролировать соблюдение порядка использования ККТ;
  • изымать бухгалтерские документы, если есть риски их уничтожения;
  • получать доступ к бухгалтерским программам налогоплательщиков;
  • изымать у налогоплательщиков бумаги, свидетельствующие о нарушениях;
  • проводить встречные проверки у контрагентов юрлица;
  • приостанавливать действие выданной лицензии.

Налоговики могут привлекать экспертов и переводчиков для повышения эффективности налогового контроля, а также свидетелей.

Проверка физических лиц

Многие ошибочно полагают, что проверки со стороны налоговой службы могут затронуть только юридические лица. На самом деле это не так: налоговики контролируют работу граждан в том числе.

При проверках физических лиц инспекторы вправе:

  • проверять представленные декларации по форме 3-НДФЛ;
  • уточнять корректность уплаты и внесения налоговых платежей;
  • проверять сомнительные поступления на счет (обычно речь идет о крупных неустановленных платежах);
  • запрашивать необходимые разъяснения и документы;
  • изымать свидетельства сокрытия доходов;
  • вызывать граждан в инспекцию для дачи пояснений;
  • осуществлять проверку сведений на факт достоверности и соответствия данных;
  • начислять штрафы и пени;
  • требовать предоставить подтверждающие документы.

В основном речь идет о камеральных проверках, выездные проверки в отношении рядовых граждан проводятся редко. Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы принимают меры для их устранения:

  • выдвигают требования об уплате налогов;
  • взыскивают недоплату и пени, а также штрафы;
  • выносят решения о привлечении к ответственности при выявлении нарушений;
  • предъявляют иски, связанные с налогообложением, в соответствующие суды;
  • накладывают арест на имущество неплательщиков;
  • приостанавливают операции по банковским счетам налогоплательщиков или накладывают арест на них;
  • реализуют принудительное исполнение обязательств.

Налоговая необоснованно списала деньги. Как вернуть средства на счет
Читать

Как налоговая выявляет тех, кто работает неофициально
Подробнее

Какие доходы физлиц учитывает налоговая и почему их стоит задекларировать
Смотреть

Ответственность за превышение полномочий

Несмотря на то что сотрудники ФНС наделены широкими правами, они не должны переступать черту закона. При исполнении своих полномочий налоговые инспекторы не вправе превышать свои полномочия и нарушать принцип свободы предпринимательской активности. В частности, нарушать процедуру сбора доказательной базы, использовать полномочия в целях, противоречащих закону.

За превышение полномочий инспектора могут привлечь к уголовной ответственности по , а также , если в действиях должностного лица обнаружен корыстный интерес.

Функции налоговой службы

Для достижения поставленных законом задач, ФНС выполняет функции:

  • по обеспечению строгого исполнения законодательства, выработке порядка управления налоговым производством;
  • по участию в разработке законопроектов и других официальных документов в сфере налогообложения;
  • по оказанию услуг, объяснению прав и обязанностей налогоплательщикам;
  • по осведомлению плательщиков налогов о произошедших законодательных изменениях.

К другим функциям относятся:

  • проведение проверок финансовой деятельности организации в области налогового учета;
  • посредством кредитных организаций возвращение ранее уплаченного превышающего норму налога;
  • работа по анализу статистики в сфере налогообложения, разработка рекомендательных поправок с целью совершенствования налоговой системы;
  • помощь в определении стоимости и продаже изъятого имущества.

Права и обязанности налоговой службы

В ст. 31 НК прописаны права налоговой службы.

Основные, закрепленные кодексом, полномочия:

  1. Затребовать от плательщика всю необходимую документацию.
  2. Выполнять проверки.
  3. Проводить изъятие документов при законных обстоятельствах.
  4. С целью получения пояснений вызывать налогоплательщиков.
  5. Ограничивать право собственности либо иное вещное право, временно прекращать операции по счетам налогоплательщиков.
  6. Исчислять налоговые суммы, подлежащие направлению в бюджет.
  7. Заниматься принудительным взиманием недоимок и штрафов.
  8. В зоне действия своих полномочий направлять иски в суды.

Обязанности ФНС даны в ст. 32 НК. К первостепенным относятся:

  • исполнение законодательства;
  • ведение учета плательщиков;
  • предоставление бесплатной информации налогоплательщикам в сфере налогообложения;
  • обеспечение сохранности налоговой тайны;
  • отправление налогоплательщикам документации по оплате налогов, о результатах проверки и принятых решениях;
  • предоставление по запросу справочной информации, выполнение сверки расчетов.

В своей деятельности сотрудники службы обязаны руководствоваться разъяснениями Минфина и действующим законодательством.

Что делать, если налоговые органы превышают свои полномочия

Если при проведении проверки и иной профессиональной деятельности инспектор нарушает границы закона, то предприниматель или представители компании могут защитить свои права. С нарушениями закона необходимо бороться – помочь в этом сможет грамотная юридическая консультация.

Действия и решения, выходящие за рамки закона, могут быть обжалованы в вышестоящей инстанции или в суде. Шансы выиграть дело намного выше, если воспользоваться юридической помощью. Своевременное обращение к юристу – основной фактор успешного завершения дела.

Незаконные действия фиксируются в процессе проверки, поэтому рекомендуется вызывать юриста перед ее началом. Налоговые инспекторы, работающие под контролем адвоката, будут вести себя осмотрительнее.

Приступить к проверке инспекторы могут только после предъявления постановления и служебных удостоверений (ст. 91 НК РФ). Предъявление только удостоверений не является основанием для проведения проверки.

В постановлении о проведении проверки должна быть указана ее цель и обозначен круг вопросов, подлежащих контролю. Если проверка назначена по НДС, то проверяющие не имеют права требовать доступа к документам, не связанным с этим налогом.

Инспекторы не могут проводить осмотр помещений, которые не имеют отношения к хозяйственной деятельности налогоплательщика. А выемка документов производится только в присутствии незаинтересованных понятых.

Инструкция “Как вести себя при обыске” от наших адвокатов

Доказательства, которые инспекторы в ходе проверки получили с нарушением норм, не могут быть представлены в суде. Чем больше процедурных ошибок допустит инспектор во время проверки, тем выше будут шансы опровергнуть ее результаты. Присутствие юриста во время работы инспекторов поможет грамотно зафиксировать допущенные нарушения.

Если проверка уже прошла, но налогоплательщик считает, что были допущены нарушения, то ему следует:

  • записать должности и фамилии инспекторов, проводивших проверку;
  • потребовать предоставить копию постановления;
  • требовать письменных пояснений по всем проводимым мероприятиям.

Далее предпринимателю потребуются услуги адвоката. Необходимо составить жалобу с подробным перечислением всех нарушений и требованием пересмотра решения. Жалоба направляется в вышестоящий налоговый орган. Если будет получен отказ, то составляется исковое заявление в суд.

Главным аргументом в противодействии превышению служебных полномочий налоговыми органами является подготовленность и осведомленность. Необходимо знать правила проведения проверок и ознакомить с ними своих сотрудников. Желательно иметь под рукой номер адвоката, к которому можно обратиться за юридической помощью.

Обязанности должностных лиц налоговых органов

Полномочия налоговых органов конкретизированы по кругу их должностных лиц.

В ст. 8 Закона РФ «О налоговых органах РФ» перечислены следующие права, реализа­ция которых возможна только начальниками налоговых органов и их заместителями:

  • взыскивать недоимки по налогам и пени;
  • возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке занятий индивидуальной трудовой деятельностью;
  • предъявлять иски в суде общей юрисдикции и арбитражном суде;
  • налагать административные штрафы;
  • создавать налоговые посты.

Остальные полномочия налоговых органов могут реализовываться их должностными лицами, т.е. сотрудниками налоговых органов, которым в соответствии с квалификацией, стажем ра­боты и занимаемой должностью присваиваются классные чины. Должностные лица налоговых органов имеют специальные зва­ния и занимают должности не ниже должности налогового ин­спектора.

Реализация некоторых полномочий должностных лиц налого­вых органов возможна только при наличии согласия (санкции) начальника налогового органа или его заместителя. Например, налоговым законодательством устанавливаются особые процеду­ры доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение налогоплательщика для проведения налоговой проверки. Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ основанием доступа долж­ностных лиц является постановление (решение) налогового орга­на о проведении выездной налоговой проверки, следовательно, право на вхождение в помещение налогоплательщика имеют те должностные лица налоговых органов, которые указаны в по­становлении о проведении налоговой проверки.

Обязанности налоговых органов, так же как и права, кон­кретизированы по кругу их должностных лиц. В соответствии с принципом разделения полномочий должностные лица налоговых органов обязаны:

  • действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами;
  • реализовывать в пределах своей компетенции права и обя­занности налоговых органов;
  • корректно и внимательно относиться к налогоплательщи­кам, их представителям и иным участникам налоговых пра­воотношений, не унижать их честь и достоинство.

Обязанности налоговых органов имеют два аспекта:

  1. коррес­понденция (соотношение) с правами налогоплательщиков и на­логовых агентов;
  2. обеспечение фискальных интересов государства.

Поскольку перечень прав налогоплательщиков и налоговых аген­тов не является исчерпывающим, на налоговые органы могут быть возложены другие обязанности, предусмотренные Налого­вым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Налоговым кодексом РФ дан общий перечень обязанностей должностных лиц налоговых органов как государственных слу­жащих. Конкретизируются обязанности должностных лиц нало­говых органов некоторыми статьями Налогового кодекса РФ, а также иными федеральными законами. Например, ст. 92 и 94 НК РФ устанавливают обязанность должностного лица налого­вого органа при производстве осмотра или выемки документов составлять протокол; согласно ст. 104 НК РФ до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. На основании Федерального закона «О применении контроль­но-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ налоговые органы обязаны:

  • осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;
  • осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
  • проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
  • проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

Налоговым кодексом РФ установлена презумпция правомер­ности действий и актов (как нормативного, так и индивидуаль­ного содержания) налоговых органов, вытекающая из положе­ния о том, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает испол­нения обжалуемого акта или действия.

Полномочия налоговых органов — это не все: есть и обязательства

Важно понимать, что у инспекторов ФНС имеются не только права, позволяющие наказывать или принуждать к чему-либо налогоплательщика. Контролирующие органы имеют и ряд обязательств, которые должны неукоснительно выполняться:

  • Соблюдение закона в отношении сборов и налогов.
  • Проведение госрегистрации компаний и физлиц, ведение их учета и предоставление выписок.
  • Передача формы отчетности и разъяснение правил внесения данных. Возврат или зачет излишне выплаченных или стянутых налоговых платежей.
  • Соблюдение налоговой тайны.
  • Направление информации в следственные органы (при выявлении признаков преступления).
  • Передача налогоплательщику акта ФНС, решений по проверке, а также уведомлений или требований о необходимости выплаты налога.
  • Прочие обязательства.

Что ждет дальше?

Будет ли ФНС в будущем склонять к налоговому мониторингу организации – пока прогнозировать трудно. Рекомендуем следить за изменениями по этому вопросу. Подробнее ознакомиться с понятием налогового мониторинга можно в Распоряжении Правительства РФ от 21.02.2020 N 381-р «Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга».

По итогам 2020 года по данным ФНС на налоговый мониторинг перешло всего 209 компаний (116 новых к 95 уже действующим участникам налогового мониторинга). Пока это преимущественно крупные холдинги.

«Налоговый мониторинг – не столь радостное и встречаемое с распростертыми руками налогоплательщиком действие со стороны налоговых органов. В буквальном смысле налоговый мониторинг – это форма контроля со стороны налоговых органов учета налоговых действий налогоплательщика в режиме онлайн, когда налоговый орган видит ежедневно, как налогоплательщик формирует налоговую базу и как верно или не очень верно исчисляет налоги. За доступ к налоговым данным налогоплательщика налоговый орган «поощряет» этого самого налогоплательщика отсутствием камеральных и выездных налоговых проверок. В переводе на русский язык вопрос: вы бы добровольно предоставили налоговикам доступ к своей базе 1С, чтобы они выдели и контролировали, как вы там начисляете налоги? Не думаю, что понимающий налогоплательщик «встанет в очередь» за налоговым мониторингом.»

Экспертное мнение к статье предоставила доцент кафедры Менеджмента и сервиса ОмГТУ, аттестованный практикующий аудитор Галюкшова Тамара Викторовна.

Поможем с 1С всегда! Бесплатная Линия консультации 24/7

Решим любые ваши вопросы по работе в 1С. Проконсультируем по телефону, почте, через сервис 1С-Коннект 24 часа в сутки / 7 дней в неделю / 20 минут в день.

Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.

Хотите установить, настроить, доработать или обновить «1С»? Оставьте заявку!

Как представить в ИФНС пояснение об общем IP-адресе
Движимое имущество в декларации по налогу на имущество за 2020 год

Больше оснований для выездных проверок

Сейчас, до 1 июля, по отношению к организациям действуют более мягкие правила. Согласно п. 10 ст. 89 НК ПФ повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

  • вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  • налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

С 1 июля 2021 года с повторной проверкой налоговая сможет прийти также, если компания увеличит в поданной уточненке заявленную к возмещению сумму НДС или акциза.

Функции Федеральной налоговой службы

Налоговые органы в Российской Федерации обладают сложной системой функций. Согласно нормам действующего законодательства к функциям Федеральной налоговой службы относится следующее:

  1. Контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе валютного законодательства, требований к контрольно-кассовой технике, полноты учета;
  2. Контроль и надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, табачной продукции, азартными играми, лотереями;
  3. Контроль за осуществлением валютных операций;
  4. Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
  5. Регистрация контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  6. Ведение учета и реестров в целях проведения налогового контроля;
  7. Информирование налогоплательщиков о действующих налогах, сборах и страховых взносах;
  8. Осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов;
  9. Устанавливает и утверждает формы уведомлений, требований, заявлений, свидетельств, деклараций, другой налоговой документации, а также порядок их заполнения;
  10. Проведение проверок нижестоящих налоговых органов
  11. Проведение налоговых проверок налогоплательщиков;
  12. Разработка предложений по оптимизации налоговой политики, налоговой системы, налогового законодательства.

Дополнительно к перечисленным функциям Федеральная налоговая служба совместно во взаимодействии с МВД РФ осуществляют деятельность, направленную на выявление преступлений, предусмотренных ст.ст. 159 «Мошенничество» (в части выявления фактов применения схем незаконного возмещения НДС из бюджета), 171 «Незаконное предпринимательство», 171.2. «Незаконные организация и проведение азартных игр», 173.1 «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица», 173.2 «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица», 195 «Неправомерные действия при банкротстве», 196 «Преднамеренное банкротство», 197 «Фиктивное банкротство» УК РФ, и, с учетом п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, информируют органы внутренних дел о выявленных нарушениях, носящих признаки указанных преступлений, в целях решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

Таким образом, налоговые органы де-факто и деюре реализуют комплексную функцию по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, выявляемых при осуществлении полномочий по предметам ведения, отнесенным к их компетенции, ответственность за совершение которых предусмотрена двенадцатью статьями УК РФ.

Также необходимо подчеркнуть, что в НК РФ закреплено право налогоплательщиков на бесплатные консультации

Соответственно важной задачей налоговых органов помимо непосредственного информирования налогоплательщиков становится проведение разъяснительных консультаций, касающихся действующего налогового законодательства. Федеральная налоговая служба также проводит семинары с налогоплательщиками, где их информируют о порядке применения отдельных положений Налогового Кодекса РФ, конкретных правовых актов, а также разъясняют предстоящие изменения в налоговом законодательстве

Налоговая система Российской Федерации представляет объект научно-прикладного интереса в контексте возможных направлений повышения эффективности функционирования налоговой системы, собираемости налогов и внедрения цифровых технологий.

Федеральная налоговая служба за последние годы существенно увеличила темпы внедрения цифровых технологий в целях повышения эффективности налогового контроля.

Ниже представлены основные результаты внедрения цифровых технологий в работу Федеральной налоговой службы.

Основные результаты внедрения цифровых технологий в работу Федеральной налоговой службы

Таким образом, можно сделать вывод, что в Российской Федерации к настоящему времени существенно изменился подход к осуществлению налогового контроля. Федеральная налоговая служба, отказавшись от всеохватывающего контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, ориентируется на критерии риска при проведении контроля. При этом, благодаря развитию информационных технологий, функции механического налогового контроля выполняются автоматически без непосредственного участия налоговых инспекторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector