Совет безопасности оон — это… совбез оон и его постоянные члены
Содержание:
- СОДЕРЖАНИЕ
- Контроль за введением санкций
- Содержание Устава ООН
- Примечания
- Членство по годам
- Эволюция политической роли Совета Безопасности
- Штурмовые винтовки Британии
- Формат совещаний и принятие решений
- Какие функции должен выполнять Совбез
- Принцип работы ООН
- Примечания
- Эмиграция
- Аспект Солнца и Луны
- История создания организации
- Принятие решений
- Примечания
- Структура Совета безопасности Российской Федерации и его аппарата
- Основные сведения
СОДЕРЖАНИЕ
Контроль за введением санкций
Совет Безопасности включает в себя несколько вспомогательных органов. Они существуют для контроля за санкциями ООН. Такими органами можно назвать Совет управляющих Компенсационной комиссии, Специальную комиссию по ситуации между Ираком и Кувейтом, Комитеты в Югославии, Ливии, Сомали, Анголе, Руанде, Гаити, Либерии, Сьерра-Льоне и Судане. Например, в Южной Родезии тщательный контроль над экономической ситуацией привел к устранению расистского правительства и возвращению гражданам Зимбабве независимости. В 1980 страна стала членом ООН. Действенность контроля проявлялась и в Южной Африке, Анголе и Гаити. Тем не менее стоит отметить, что в некоторых случаях санкции имели и ряд негативных последствий. Для соседних государств принятые ООН меры оборачивались материальным и финансовым ущербом. Впрочем, без вмешательства ситуации привели бы к гораздо более тяжелыми последствиями для всего мира, поэтому некоторые издержки вполне оправдывают себя.
Содержание Устава ООН
Данный документ является воплощением демократических идеалов человечества. В нем сформулированы права человека, утверждены достоинство и ценность каждой жизни, равноправие женщин и мужчин, равенство разных народов. Согласно Уставу, цель ООН заключается в поддержании мира во всем мире и улаживании всяческих конфликтов и споров. Каждый член организации считается равным другим и обязан добросовестно выполнять все принятые обязательства. Ни одна страна не имеет права угрожать другим или применять силу. ООН имеет право вмешательства в военные действия внутри любого государства. Также Устав подчеркивает открытость организации. Стать ее членом может любая мирная страна.
Примечания
Членство по годам
Постоянный
Год | Китайское сиденье | Французское сиденье | Советское / российское кресло | Британское место | Американское сиденье |
---|---|---|---|---|---|
1945 г. | Китайская республика | Пров. Губернатор Франции | Советский Союз | Соединенное Королевство | Соединенные Штаты |
1946 г. | Французская Республика (4-е место) | ||||
1949 г. | Китайская республика | ||||
1958 г. | Французская Республика (5) | ||||
1971 г. | Китайская Народная Республика | ||||
1992 – настоящее время | Российская Федерация |
Непостоянный (1946–1965)
Год | Латиноамериканские места | Место Содружества | Восточноевропейское и азиатское место | Ближневосточное место | Сиденье в Западной Европе | |
---|---|---|---|---|---|---|
1946 г. | Бразилия | Мексика | Австралия | Польша | Египет | Нидерланды |
1947 г. | Колумбия | Сирия | Бельгия | |||
1948 г. | Аргентина | Канада | Украина | |||
1949 г. | Куба | Египет | Норвегия | |||
1950 | Эквадор | Индия | Югославия | |||
1951 г. | Бразилия | индюк | Нидерланды | |||
1952 г. | Чили | Пакистан | Греция | |||
1953 г. | Колумбия | Ливан | Дания | |||
1954 г. | Бразилия | Новая Зеландия | индюк | |||
1955 г. | Перу | Иран | Бельгия | |||
1956 г. | Куба | Австралия | Югославия | |||
1957 г. | Колумбия | Филиппины | Ирак | Швеция | ||
1958 г. | Панама | Канада | Япония | |||
1959 г. | Аргентина | Тунис | Италия | |||
1960 г. | Эквадор | Цейлон | Польша | |||
1961 г. | Чили | индюк | Объединенная Арабская Республика | Либерия | ||
1962 г. | Венесуэла | Гана | Румыния | Ирландия | ||
1963 г. | Бразилия | Филиппины | Марокко | Норвегия | ||
1964 г. | Боливия | Кот-д’Ивуар | Чехословакия | |||
1965 г. | Уругвай | Малайзия | Иордания | Нидерланды |
Непостоянный (1966 – настоящее время)
Год | Африканская группа | Азиатско-Тихоокеанская группа | Группа Латинской Америки и Карибского бассейна (ГРУЛАК) | Западноевропейская и другие группы | Восточноевропейская группа | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
* Указывает арабских наций представитель | ||||||||||
1966 г. | Мали | Нигерия | Уганда | Япония | Иордания * | Аргентина | Уругвай | Нидерланды | Новая Зеландия | Болгария |
1967 | Эфиопия | Индия | Бразилия | Канада | Дания | |||||
1968 г. | Алжир * | Сенегал | Пакистан | Парагвай | Венгрия | |||||
1969 г. | Замбия | Непал | Колумбия | Финляндия | Испания | |||||
1970 г. | Бурунди | Сьерра-Леоне | Сирия * | Никарагуа | Польша | |||||
1971 г. | Сомали | Япония | Аргентина | Бельгия | Италия | |||||
1972 г. | Гвинея | Судан * | Индия | Панама | Югославия | |||||
1973 | Кения | Индонезия | Перу | Австралия | Австрия | |||||
1974 г. | Камерун | Мавритания | Ирак * | Коста-Рика | Белоруссия | |||||
1975 г. | Танзания | Япония | Гайана | Италия | Швеция | |||||
1976 г. | Бенин | Ливия * | Пакистан | Панама | Румыния | |||||
1977 г. | Маврикий | Индия | Венесуэла | Канада | Западная Германия | |||||
1978 г. | Габон | Нигерия | Кувейт * | Боливия | Чехословакия | |||||
1979 г. | Замбия | Бангладеш | Ямайка | Норвегия | Португалия | |||||
1980 г. | Нигер | Тунис * | Филиппины | Мексика | Восточная Германия | |||||
1981 г. | Уганда | Япония | Панама | Ирландия | Испания | |||||
1982 г. | Идти | Заир | Иордания * | Гайана | Польша | |||||
1983 г. | Зимбабве | Пакистан | Никарагуа | Мальта | Нидерланды | |||||
1984 | Буркина-Фасо | Египет * | Индия | Перу | Украина | |||||
1985 г. | Мадагаскар | Таиланд | Тринидад и Тобаго | Австралия | Дания | |||||
1986 г. | Конго | Гана | Объединенные Арабские Эмираты * | Венесуэла | Болгария | |||||
1987 г. | Замбия | Япония | Аргентина | Западная Германия | Италия | |||||
1988 г. | Алжир * | Сенегал | Непал | Бразилия | Югославия | |||||
1989 г. | Эфиопия | Малайзия | Колумбия | Канада | Финляндия | |||||
1990 г. | Кот-д’Ивуар | Заир | Йемен * | Куба | Румыния | |||||
1991 г. | Зимбабве | Индия | Эквадор | Австрия | Бельгия | |||||
1992 г. | Кабо-Верде | Марокко * | Япония | Венесуэла | Венгрия | |||||
1993 г. | Джибути | Пакистан | Бразилия | Новая Зеландия | Испания | |||||
1994 г. | Нигерия | Руанда | Оман * | Аргентина | Республика Чехия | |||||
1995 г. | Ботсвана | Индонезия | Гондурас | Германия | Италия | |||||
1996 г. | Египет * | Гвинея-Бисау | Южная Корея | Чили | Польша | |||||
1997 г. | Кения | Япония | Коста-Рика | Португалия | Швеция | |||||
1998 г. | Габон | Гамбия | Бахрейн * | Бразилия | Словения | |||||
1999 г. | Намибия | Малайзия | Аргентина | Канада | Нидерланды | |||||
2000 г. | Мали | Тунис * | Бангладеш | Ямайка | Украина | |||||
2001 г. | Маврикий | Сингапур | Колумбия | Ирландия | Норвегия | |||||
2002 г. | Камерун | Гвинея | Сирия * | Мексика | Болгария | |||||
2003 г. | Ангола | Пакистан | Чили | Германия | Испания | |||||
2004 г. | Алжир * | Бенин | Филиппины | Бразилия | Румыния | |||||
2005 г. | Танзания | Япония | Аргентина | Дания | Греция | |||||
2006 г. | Гана | Конго | Катар * | Перу | Словакия | |||||
2007 г. | Южная Африка | Индонезия | Панама | Бельгия | Италия | |||||
2008 г. | Буркина-Фасо | Ливия * | Вьетнам | Коста-Рика | Хорватия | |||||
2009 г. | Уганда | Япония | Мексика | Австрия | индюк | |||||
2010 г. | Габон | Нигерия | Ливан * | Бразилия | Босния и Герцеговина | |||||
2011 г. | Южная Африка | Индия | Колумбия | Германия | Португалия | |||||
2012 г. | Марокко * | Идти | Пакистан | Гватемала | Азербайджан | |||||
2013 | Руанда | Южная Корея | Аргентина | Австралия | Люксембург | |||||
2014 г. | Чад | Нигерия | Иордания * | Чили | Литва | |||||
2015 г. | Ангола | Малайзия | Венесуэла | Новая Зеландия | Испания | |||||
2016 г. | Египет * | Сенегал | Япония | Уругвай | Украина | |||||
2017 г. | Эфиопия | Казахстан | Боливия | Италия | Швеция | |||||
2018 г. | Кот-д’Ивуар | Экваториальная Гвинея | Кувейт * | Перу | Нидерланды | Польша | ||||
2019 г. | Южная Африка | Индонезия | Доминиканская Республика | Германия | Бельгия | |||||
2020 г. | Нигер | Тунис * | Вьетнам | Святой Винсент и Гренадины | Эстония | |||||
2021 г. | Кения | Индия | Мексика | Ирландия | Норвегия |
Эволюция политической роли Совета Безопасности
Политическая роль Совета безопасности (СБ) в различные этапы была различной. В период конституционного кризиса и противостояния президента Б. Н. Ельцина с Верховным советом (1992—1993) Совет безопасности был органом координации силовых ведомств с президентом, а также их консолидации вокруг его фигуры. Таким образом, если до сентября 1993 года СБ был коллегиальным органом в составе руководителей исполнительной и законодательной власти (то есть все постоянные члены СБ входили в него по должности), то после издания Указа № 1400 от 21 сентября 1993 года президент взял на себя формирование персонального состава СБ (включая постоянных членов), тем самым превратив его в совещательный орган при президенте. Должности в нём занимали люди, поддержавшие действия Б. Н. Ельцина по отношению к Верховному Совету.
Назначение на этот пост после президентских выборов в июне 1996 года А. Лебедя стало знаком коалиции Б. Н. Ельцина с занявшим третье место на выборах генералом и карт-бланша Лебедю на урегулирование конфликта в Чечне, что стало важнейшей функцией СБ в тот период.
В 1998 году, на фоне ухудшения здоровья Б. Н. Ельцина и актуальности вопроса о преемстве, пост секретаря СБ вновь получил политический вес: его занимал Н. Н. Бордюжа, рассматриваемый как возможный преемник Б. Н. Ельцина, а затем В. В. Путин, бывший некоторое время одновременно и директором ФСБ России.
Начиная с 2001 года СБ де-факто выполняет функции координационного центра по вопросам государственной безопасности при активной роли в его деятельности непосредственно Президента России.
Штурмовые винтовки Британии
Формат совещаний и принятие решений
Совет осуществляет свою деятельность в следующих видах:
- Открытые и закрытые совещания;
- Совещания участников СБ;
- Беседы неофициального формата;
- Совещания по «формату Арии».
Важный факт
Совещания на основании «формулы Арии» имеют неформальный характер, проводятся в частном порядке. Их особенностью является взаимный обмен соображениями с использованием гибких процедурных границ, при участии всех сторон, которые, по решению Совета, необходимо заслушать.
Все решения Совета выносятся на голосование. Для положительного результата достаточно получить 9 голосов, включая мнения всех постоянных участников. Однако, стоит отметить, что каждый из главных членов имеет возможность воспользоваться правом вето по постановлению Совета.
Обратите внимание
Отказ постоянного члена от принятия участия в голосовании также рассматривается, как наложение вето. Однако, если он известит остальных членов о том, что воздержание с его стороны никоим образом не выражает несогласие в принятии соответствующего решения, то оно будет считаться принятым в случае набора достаточного количества голосов.
Сторона, которая принимает участие в конфликте или споре, в обязательном порядке воздерживается от голосования.
Все решения Совета закрепляются в виде резолюций.
Какие функции должен выполнять Совбез
Согласно Устава ООН, СБ имеет полномочия расследовать любую ситуацию, которая потенциально может угрожать глобальной безопасности, а также определять степень серьёзности положения и давать рекомендации относительно восстановления «статус-кво». При необходимости Совет может применять к государствам-нарушителям различного рода санкции, и даже инициировать использование военной силы.
Лидеры крупнейших стран мира нередко выступают с трибуны ООН
На практике все происходит немного иначе. Приступая к решению того или иного конфликта, Совбез сначала использует «мягкие» способы. Стороны приглашаются к переговорам, с ними проводятся консультации.
Для решения проблемы СБ может:
- отправлять особые миссии в зоны конфликтов;
- инициировать расследования;
- назначать специальных посланников;
- формулировать общие принципы достижения мира;
- привлекать Генсека ООН для участия в переговорном процессе.
Если военные действия все-таки начинаются, то Совет прилагает все усилия для их прекращения. Он может делать заявления, опираясь на авторитет Организации Объединенных Наций, осуждать агрессоров, давать указания о прекращении огня, отправлять в зону конфликта наблюдателей или же специальные военные силы. Обычно в их задачи входит разъединение противоборствующих сторон и снижение общего накала напряженности, после чего можно снова вернуться к мирным переговорам.
СБ всегда стремится уменьшить негативные последствия своих действий для мирного населения и наказать сторону, виновную в разжигании конфликта.
Для принятия любого решения Совбеза, кроме процедурных, необходимо 9 голосов из 15, но здесь есть важный нюанс. Его должны поддержать все пять постоянных членов СБ, причем даже воздержание любого из них может быть рассмотрено как попытка ветирования. Правда, государство может поставить Совет в известность, что его голосование не является препятствием для принятия решения. В таком случае резолюция может быть одобрена СБ ООН, если, конечно, наберёт нужное количество голосов. Сторона-участник конфликта не имеет право участвовать в голосовании.
Каждый из членов СБ обязан иметь своего представителя в штаб-квартире ООН, чтобы орган, в случае острой необходимости, мог начать заседание в кратчайшие сроки.
Принцип работы ООН
Данная организация не представляет собой правительство какой-либо страны и не может издавать законы. В число ее полномочий входит предоставление средств, которые помогают устранению международных конфликтов, а также разработка политических вопросов. Каждая страна, являющаяся участником организации, может выразить свое мнение. Основными органами ООН считают Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Совет по Опеке, Экономический и Социальный, и, наконец, Секретариат. Все они находятся в Нью-Йорке. Международный Суд по правам человека расположен в Европе, а точнее, в голландском городе Гаага.
Примечания
- Комментарии
- Обязательными являются также решения Международного суда ООН, но только для государств, участвующих в споре, и только по данному делу. Обязанность выполнять решение Международного суда по тому делу, в котором государство-член ООН является стороной, возлагается на него Уставом ООН (статья 94).
- Источники
- (рус.) (неопр.) ? . Дата обращения: 25 августа 2009. (недоступная ссылка)
- . Устав ООН. www.un.org (17 июня 2015). Дата обращения: 9 декабря 2019.
- . Дата обращения: 9 декабря 2019.
- . // РИА Новости (1 января 2020). Дата обращения: 1 января 2020.
- . // United Nations. Дата обращения: 9 августа 2016.
- . // United Nations. Дата обращения: 9 августа 2016.
- . // РИА Новости (1 января 2020). Дата обращения: 1 января 2020.
- . // ООН. Дата обращения: 1 января 2020.
- . www.un.org. Дата обращения: 2 марта 2016.
- . www.un.org. Дата обращения: 2 марта 2016.
- (англ.). Amnesty International.
Эмиграция
Но вдруг все разрушилось. Уже после февральских событий 1917 года работа РБВЗ начала тормозиться и через некоторое время практически остановилась. Со временем большевистская власть решила свернуть авиапромышленность в стране. Вскоре такое отношение со стороны власти к развитию собственной авиационной промышленности претерпело серьезные изменения, но время и, главное, много квалифицированных кадров были частично утрачены: кто-то должен был просто выживать и оставил авиацию, кого-то репрессировали, кто-то уехал за границу. Среди последних был и Игорь Сикорский.
Среди причин, которые заставили его покинуть родину, была и реальная угроза ареста и репрессий. Игоря Ивановича уже тайно предупреждали об этом, поскольку его отец по своим взглядам был последовательным монархистом, а после известного дела Бейлиса, в котором как эксперт поддержал сторону обвинения, получил славу откровенного реакционера. Не удивительно, что он попал в проскрипционные списки, и его арест был лишь делом времени. Но «чрезвычайка» опоздала: накануне ареста Иван Сикорский умер, и когда «люди в кожанках» пришли за ним, то увидели лишь гроб на столе…
Старший брат известного конструктора по окончании Морского корпуса был царским офицером и служил в военно-морском судебном ведомстве, что само по себе тогда звучало как приговор.
Сам Игорь Иванович в 25 лет стал кавалером ордена Св. Владимира IV степени, который по значению приравнивался к ордену Св. Георгия, и неоднократно отмечался другими царскими наградами.
Аспект Солнца и Луны
История создания организации
Возникновение ООН произошло по ряду военных, политических и экономических причин. Человечество пришло к осознанию того, что бесконечная череда войн подрывает всеобщее процветание, а значит, необходимо принять меры для обеспечения мирных условий, гарантирующих процветание и прогресс. Первые шаги к созданию организации были сделаны в 1941 году, когда была основана Атлантическая Хартия и подписана Декларация правительством СССР. На тот момент руководителям крупнейших стран удалось сформулировать основную задачу, которая заключалась в поиске пути к мирным международным отношениям. В следующем году в Вашингтоне двадцать шесть государств, участвующих в антигитлеровской коалиции, подписали Декларацию Объединенных Наций. Название этого документа в будущем ляжет в основу названия организации. В 1945 на конференции, участие в которой приняли СССР, США, Китай и Великобритания, был создан итоговый документ, ставший впоследствии Уставом ООН. 26 июня — дата подписания этого соглашения — считается днем объединенных наций.
Принятие решений
Решения СБ (кроме процедурных) требуют 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что каждому из пяти постоянных членов СБ принадлежит право вето в отношении решений Совета, при этом даже воздержание такого государства при голосовании должно рассматриваться как ветирование. Однако постоянный член Совета может поставить в известность, что его воздержание не должно рассматриваться как препятствие для принятия решения и соответствующий документ должен считаться принятым СБ ООН, если он наберёт достаточное количество голосов «за».
Сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования.
Как правило, решения СБ оформляются в виде резолюций.
Примечания
- Комментарии
- Обязательными являются также решения Международного суда ООН, но только для государств, участвующих в споре, и только по данному делу. Обязанность выполнять решение Международного суда по тому делу, в котором государство-член ООН является стороной, возлагается на него Уставом ООН (статья 94).
- Источники
- (рус.) (неопр.) ? . Дата обращения: 25 августа 2009. (недоступная ссылка)
- . Устав ООН. www.un.org (17 июня 2015). Дата обращения: 9 декабря 2019.
- . Дата обращения: 9 декабря 2019.
- . // РИА Новости (1 января 2020). Дата обращения: 1 января 2020.
- . // United Nations. Дата обращения: 9 августа 2016.
- . // United Nations. Дата обращения: 9 августа 2016.
- . // РИА Новости (1 января 2020). Дата обращения: 1 января 2020.
- . // ООН. Дата обращения: 1 января 2020.
- . www.un.org. Дата обращения: 2 марта 2016.
- . www.un.org. Дата обращения: 2 марта 2016.
- (англ.). Amnesty International.
Структура Совета безопасности Российской Федерации и его аппарата
В соответствии с указом Президента Российской Федерации № 590 от 6 мая 2011 года аппарат Совета безопасности Российской Федерации является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации и имеет статус Управления Президента Российской Федерации.
В соответствии с основными задачами и направлениями деятельности Совет безопасности Российской Федерации образует межведомственные комиссии — основные рабочие органы Совета Российской Федерации. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку, на постоянной или временной основе.
В целях научного обеспечения деятельности Совета безопасности Российской Федерации при нём образован научный совет.
Структура аппарата Совета безопасности Российской Федерации
В соответствии с Положением об аппарате Совета безопасности Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 года № 726, структурными подразделениями аппарата Совета безопасности Российской Федерации являются департаменты. Эта структура была подтверждена и Положением об аппарате Совета безопасности Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 590. Действующая структура аппарата, в соответствии с Положением, была утверждена Руководителем Администрации Президента Российской Федерации и не была опубликована.
Секретарь Совета безопасности Российской Федерации
Патрушев, Николай Платонович
Первый заместитель Секретаря Совета безопасности Российской Федерации
Аверьянов, Юрий Тимофеевич
Заместители Секретаря Совета безопасности Российской Федерации
- Нургалиев, Рашид Гумарович
- Попов, Михаил Михайлович
- Вахруков, Сергей Алексеевич
- Гребенкин, Александр Николаевич
- Храмов, Олег Владимирович
- Коков, Юрий Александрович
- Венедиктов, Александр Николаевич
Помощники Секретаря Совета безопасности Российской Федерации
- Павлов, Алексей Анатольевич
- Мухитов, Наиль Мансурович
- Абелин, Александр Павлович
Помощники Заместителя Председателя Совета безопасности Российской Федерации
- Осипов, Олег Сергеевич
- Соболев, Сергей Александрович
- Тринога, Михаил Иванович
- Цветков, Дмитрий Юрьевич
Начальники департаментов аппарата Совета безопасности Российской Федерации
- Валюков, Валентин Владимирович
- Виданов, Александр Юрьевич
- Гребенкин, Александр Николаевич
- Кряжев, Владимир Сергеевич
- Кудрявцев, Александр Владимирович
- Наумов, Анатолий Евгеньевич
- Никитенко, Евгений Григорьевич
- Родиончев, Виктор Иванович
- Стоппе, Александр Георгиевич
- Стрельцов, Анатолий Александрович
Межведомственные комиссии Совета безопасности Российской Федерации (с мая 2011 года)
Положения о комиссиях утверждены Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 2005 года № 1244, составы комиссий по должностям утверждены Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2006 года № 601. Новые положения о межведомственных комиссиях утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 590.
- Межведомственная комиссия по безопасности в экономической и социальной сфере
- Межведомственная комиссия по военной безопасности
- Межведомственная комиссия по информационной безопасности
- Межведомственная комиссия по общественной безопасности
- Межведомственная комиссия по проблемам Содружества Независимых Государств
- Межведомственная комиссия по проблемам стратегического планирования
- Межведомственная комиссия по экологической безопасности
Научный совет при Совете безопасности Российской Федерации
Деятельность научного совета регламентируется Положением о научном совете при Совете безопасности Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 590.
В состав научного совета включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, руководители научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также отдельные специалисты.
Научный совет формируется в составе председателя научного совета, его заместителя, руководителей секций научного совета и членов научного совета. Председателем научного совета по должности является Секретарь Совета безопасности Российской Федерации.
Для оперативного рассмотрения вопросов деятельности научного совета его председатель, заместитель и руководители секций образуют президиум научного совета, возглавляемый председателем научного совета.
Основные сведения
Одним из самых отработанных способов соединения двух деталей считается соединение типа шип–паз. Наибольшее распространение получил такой способ крепежа изделий из древесины. С его помощью скрепляют детали оконных рам, дверных проёмов, различные элементы мебели, стенки деревянных ящиков. Каждый элемент подобных изделий имеет специально изготовленный шип (или несколько штук) или паз (несколько пазов).
Виды основных соединений деталей изготовленных из дерева определены в ГОСТ 9330-76. В этом документе определены следующие характеристики подобного скрепления деревянных деталей:
- правила сокращённого обозначения (аббревиатура) различных соединений;
- чертежи с изображением внешнего вида;
- допустимые размеры каждых элементов;
- порядок и правила определения размеров каждого элемента;
- выражения для расчета размеров необходимого режущего инструмента;
- формула для вычисления прочности собранных элементов;
- порядок проведения проверки и испытание на прочность.
ГОСТ 9330-76 Основные соединения деталей из древесины и древесных материалов. Типы и размеры
1 файл 285.82 KB
Согласно этому стандарту все соединения подразделяются на следующие категории:
- угловые (концевое и срединное);
- ящичное (в основном относится к категории угловых);
- по кромке;
- так называемое по длине «на ус».
Для каждой из этих категорий в стандарте утверждена своя аббревиатура (сокращённое обозначение). Эта маркировка состоит из двух заглавных букв кириллицы и одной цифры. Например, УК-2 обозначает, что речь идёт о соединении с двойным открытым сквозным шипом, УК-9 соединение «на ус» со вставным несквозным круглым шипом. Более подробно весь перечень изложен в тексте принятого стандарта.
Любой тип сопровождается подробным чертежом. На каждом из них приведена фронтальная и профильная проекции с указанием размеров, формул по вычислению каждого элемента, готовые результаты. Для получения прочного соединения стандартом определены допуски, которые необходимо соблюдать при изготовлении каждого из элементов. Подробно приведены параметры углового шипа (его длина, шаг и затупление). На основании приведенных результатов в госте разработаны рекомендации по выбору необходимого режущего инструмента. Отдельно сделаны ссылки на другие документы (стандарты) определяющие какими средствами необходимо крепить каждое из перечисленных изделий.
Виды шипового соединения
На сегодня разработано большое многообразие таких способов крепежа деревянных деталей. Все виды шиповых соединений классифицируются по следующим признакам:
- количеству шипов;
- их форме;
- глубине проушины (сквозные или нет);
По первому признаку шиповые соединения бывают: одинарные, двойные, многократные. Он определяет количество изготовленных элементов крепежа. Основными формами шипа считаются:
- прямоугольный (имеет различную длину, шаг и угол при вершине);
- круглый;
- треугольный;
- так называемый «ласточкин хвост» (односторонний или двухсторонний);
- зубчатый (с различным углом наклона);
- угловой.
Выбор формы и размеров зависит от применяемого материала и уровня нагрузки, которую должна выдерживать вся конструкция. Большое распространение получило шиповое соединение со множеством прямоугольных шипов. Основным его достоинством считается простота изготовления и возможность применения его для любой древесины.