«для защиты каждой базы вмф»: на что способны новейшие минные тральщики россии

Постройка кораблей

При создании кораблей учитывалась особенность значительной плавучести стеклопластиковых корпусов. Новейшие корабли обладают 70% запасом плавучести в противоположность традиционным большей части военных кораблей в 50-60%. Получилось создание не только мореходного прочного и устойчивого, но также маневренного боевого корабля.

Боевые корабли БТ типа «Георгий Курбатов» оборудованы мощными силовыми установками. Мощные 2500 сильные дизельные двигатели должны обеспечить кораблям скорость в 15 узлов. Дальность плавания на экономичном ходу достигает 1500 км. Автономное плавание для новейших кораблей определено в 10-дневный период, что будет достаточным для экипажа корабля с 41 военнослужащим.

Основные конструктивные особенности тральщика проекта 12700

Благодаря стеклопластиковому корпусу корабль имеет пониженный фон физических и электрических полей, снижая вероятность срабатывания неконтактных мин. В отличие от стальных корпусов кораблей, конструкция из стекловолокна может без потери основных физико-химических свойств прослужить 30-40 лет. Проект 12700 считается самой успешной разработкой российских конструкторов за последнее десятилетие. Полученный практически опыт применения композитных материалов для строительства боевых судов, может положить начало строительству военных кораблей других классов, рассчитанных на действие в прибрежной морской зоне.

Для создания композитного корпуса впервые на корабельной верфи было применено новейшее оборудование, которое представляет собой опытное производство. Созданный с нуля производственный комплекс является уникальным в своем роде и не имеет аналогов в России. Технологические возможности комплекса оборудования обеспечивают возможность создавать монолитные стеклопластиковые корпуса длиной до 80 метров. Такой корпус обладает целым рядом очевидных преимуществ:

  • прочность, сравнимая со стальными конструкциями;
  • длительной срок эксплуатации;
  • минимальное технологическое обслуживание;
  • малый вес в сравнении с аналогичными по размеру стальными конструкциями.

https://youtube.com/watch?v=_wwQ3exHze0

Композитный корпус идеально подходит для установки на нем нового противоминного контура, который вместе с новейшими гидроакустическими станциями значительно увеличивает живучесть и боеспособность корабля. Новый противоминный контур устанавливается на корпусе корабля и на выносных подводных аппаратах, буксируемых судном. Помимо новинок в сфере обнаружения мин, новый тральщик оснащен и традиционным тральным оборудованием, контактными и неконтактными тралами. Набор противоминного оборудования и вооружения входит в единую систему управления, получившую короткое название АСУ ПМД. Управление противоминной системой осуществляется с командного пункта корабля.

В процессе создания корабля были учтены особенности высокой плавучести стеклопластикового корпуса. На новом судне запас плавучести составляет 70%, в отличие от традиционного для большинства военных судов запаса плавучести в 50-60%. Удалось не только создать мореходное прочное и устойчивое судно, но и маневренный боевой корабль.

Боевой корабль БТ типа «Георгий Курбатов» получил на оснащение мощную силовую установку. Дизельный двигатель мощностью 2500 л.с должен обеспечить кораблю максимальную скорость в 15 узлов. Дальность плавания экономичным ходом составляет 1500 км, что вполне достаточно для продолжительной боевой работы на довольно обширной акватории. Автономность плавания для нового корабля определена в 10 дней, что вполне достаточно для экипажа судна в количестве 41 человека.

«Стеклянный» корабль

Минобороны называет корабли проекта 12700 тральщиками нового поколения. Главное отличие «Александрита» от предшественников заключается в широком использовании полимерных композитных материалов. В частности, у новейшего российского корабля самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика. Его длина составляет 61 м, ширина — 10 м.

Корпуса и другие крупногабаритные конструкции тральщика изготавливаются из композитов с применением технологии вакуумной инфузии, считающейся наиболее эффективной на сегодняшний день. Композитные материалы легче металлов и превосходят их по физико-механическим свойствам. Основные их преимущества заключаются в повышенной прочности, живучести и увеличенном сроке эксплуатации.

Разработкой корпуса для корабля проекта 12700 из монолитного стеклопластика занимались специалисты СНСЗ, сотрудники ЦНИИ имени академика Крылова и ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей».

  • Тральщик «Георгий Курбатов» в процессе строительства
  • АО «СНСЗ»

Последние годы СНСЗ наращивает производственные мощности композитных изделий. Так, 20 апреля 2017 года состоялась торжественная церемония открытия второй очереди цеха стеклопластикового судостроения с встроенным четырёхэтажным административно-бытовым корпусом.

По его словам, стеклопластиковый корпус позволяет оберегать «Александрит» от опасности поражения морской миной.

«Со времён Второй мировой войны очень часто используются магнитные мины. Они до сих пор остаются, пожалуй, самыми эффективными, несмотря на существование технологии «размагничивания» корпуса корабля. Она предполагает обработку специальными веществами, но во время плавания корпус всё равно электризуется. Изготовление корпуса из композитов полностью снимает эту проблему», — сказал Корнев.

Как отметил эксперт, появление «Александрита» — это ответ Минобороны на изменение формы противоминной борьбы из-за появления многоканальных взрывателей комбинированного типа. В связи с этим, как полагает Корнев, исчезла острая необходимость в сплошном способе траления, который применялся ранее. 

Незаменимые помощники

Тральщик проекта 12700 представляет собой достаточно небольшое судно водоизмещением 890 т. Дальность плавания «Александрита» составляет 1,5 тыс. морских миль (2,7 тыс. км), полная скорость хода — 16,5 узла (30 км/ч), автономность — десять суток, экипаж — до 44 человек.

На корабле размещены зондирующая аппаратура, радиолокационное и радиоэлектронное оборудование, различные виды тралов, минно-торпедное вооружение, зенитный комплекс ближнего действия 9К38 «Игла», 30-миллиметровая шестиствольная автоматическая пушка АК-306 и 14,5-миллиметровая морская тумбовая пулемётная установка (на базе пулемёта Владимирова).

  • Корабль противоминной обороны «Александр Обухов»
  • РИА Новости

Кроме того, на вооружении «Александрита» находятся многофункциональные безэкипажные катера. До введения санкций Россия закупала французские беспилотники ЕСА Inspector Mk 2. В 2016 году для проекта 12700 начались испытания российского аналога под названием «Искатель». Впервые этот катер был представлен летом 2017 года на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге.

«Искатель» не уступает по тактико-техническим характеристикам Inspector Mk 2. Водоизмещение российского аппарата составляет 5,4 т, длина — 8,4 м, ширина — 3 м, высота — 3,4 м, скорость полного хода — 25 узлов (46 км/ч), автономность — семь суток, масса полезной нагрузки — 500—600 кг.

Собеседник RT уверен, что появление «Александрита» повысит возможности минно-тральных сил ВМФ. В первую очередь, как считает Корнев, новейшие корабли ПМО имеет смысл задействовать для обеспечения безопасности военно-морских баз.

«На защиту каждой базы ВМФ необходимо выделить один — два «Александрита». Я думаю, что это будет первоочередной задачей Минобороны. Таким образом, России понадобится около десятка этих кораблей. Именно столько должно поступить в состав флота до 2027 года. Затем можно строить их и для обороны наиболее важных пунктов базирования ВМФ», — резюмировал Корнев.

Чуть лучше, чем ничего

С 2004 года ОАО «ГНПП «Регион» занималось новой темой «Создание интегрированной системы поиска и уничтожения мин» («Александрит-ИСПУМ»). Некоторые подробности этого можно узнать из материалов дела № А56-36213/2004 Арбитражного суда Санкт-Петербурга. «Маевка» оказалась в роли «падчерицы»: мудрости и государственного подхода для доведения ее до серии не хватило.

Длительная история строительства БТЩ проекта 12700 наконец-то завершилась 27 июня спуском на воду. Заявлено и серийное строительство еще трех БТЩ до 2020 года.Чуть лучше, чем ничего.

Несмотря на хваленые уникальные технологии в процессе создания, БТЩ значительно потяжелел, серьезно превысив водоизмещение даже морского тральщика проекта 266М. Видимо, критика этого проекта, с которой выступил известный специалист по композитному судостроению Альберт Назаров, более чем обоснованна.

Увеличенное водоизмещение для тральщика – вопрос возрастания не только стоимости, но и гидродинамического поля (соответственно увеличенная опасная глубина от мин с гидродинамическими неконтактными взрывателями).

До сих пор нет внятной информации о том, какой противоминный комплекс будет установлен на опытный БТЩ проекта 12700 «Александр Обухов».

В интервью по итогам выставки «Евронаваль-2012» генеральный директор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко заявил о намерении устанавливать противоминные системы французского производства.

В последних публикациях в СМИ упоминалось о намерении установить противоминный комплекс, отработанный на МТЩ «Вице-адмирал Захарьин» (то есть «Диез», «Ливадию» и «Маевку»).

Но главное другое: обозначенные темпы строительства БТЩ проекта 12700 ни в коей мере не обеспечивают решения в ближайшие годы критической проблемы ПМО. Нет альтернативы экстренной модернизации тральщиков боевого состава. Новые противоминные системы со списываемых ТЩ в дальнейшем будут переставляться в корпуса проекта 12700.

Эксплуатанты наших экспортных тральщиков, например ВМС Индии, давно пошли по этому пути, устанавливая новые противоминные системы.

В числе других проблем современной ПМО обсуждается и вопрос целесообразности сохранения ТЩ, а также возможность их замены за счет установки контейнерных систем на кораблях основных классов. Данную идею активно пытаются внедрять ВМС США. Оценка этих усилий со стороны европейских партнеров по НАТО, мягко скажем, сдержанная. В неофициальных беседах даже говорилось, что в мирное время допустимы любые игры, но в случае войны США опять позовут нас, то есть классические ТЩИМ. Наличие противоминных систем на борту эсминца или фрегата, безусловно, полезно, но задачи этих кораблей решаются, как правило, далеко в море, а не в ходе длительных и методичных работ ПМО вблизи портов. Поэтому наиболее целесообразным вариантом контейнерных противоминных систем для крупных кораблей является комплекс средств поиска (впереди по курсу на основе безэкипажного катера с ГБО) и уничтожения с несколькими малогабаритными одноразовыми НПА типа «Арчерфиш», «К-Стер», «СиФокс». Главная задача этого комплекса – обеспечить возможность самостоятельного выхода корабля из базы в условиях незначительной минной угрозы.

Серьезная опасность требует специализированных кораблей, имеющих не только уменьшенные физполя и современный противоминный комплекс, но и специально подготовленные экипажи. Можно построить универсальный корабль, но хорошо подготовить универсальный экипаж, способный к выполнению всех задач, – нет. Специализированные противоминные корабли сохранятся в ВМС развитых государств и в будущем.

С учетом того, что производительность СТИУМ против якорных мин (в случае совместного движения с тральщиком) не ниже возможностей классического траления (с учетом ряда ограничений и недостатков последнего), целесообразности в сохранении обычных контактных тралов нет. Возможно, в последующем у них появятся свои задачи, например борьба с развернутыми элементами мобильных систем освещения обстановки противника, но сегодня необходимо прекращать «ползание пузом по минам» в соответствии с давно устаревшими документами. С поступлением на флот новых противоминных аппаратов ресурс времени боевой подготовки должен быть направлен на их освоение в кратчайшие сроки и наработку опыта современных противоминных действий.

Вместе с тем современные противоминные корабли должны быть приспособлены для буксировки тралов (при необходимости), в том числе таких многоцелевых, как парный донно-сетевой трал.

Представители проекта

Корабли постройки АО «СНСЗ»

Название Бортовой № Заводской № Закладка Спуск на воду Передача заказчику Место службы Примечания
«Александр Обухов» 507 521 22.09.2011 27.06.2014 09.12.2016 БФ В строю
«Георгий Курбатов» 631 522 24.04.2015 30.09.2020 07.2021 ЧФ Швартовные испытания
«Иван Антонов» 601 523 25.01.2017 25.04.2018 26.01.2019 ЧФ В строю
«Владимир Емельянов» 659 524 20.04.2017 30.05.2019 28.12.2019 ЧФ В строю
«Яков Баляев» 616 525 26.12.2017 29.01.2020 26.12.2020 ТОФ В строю
«Пётр Ильичёв» 543 526 25.07.2018 28.04.2021 12.2021 ТОФ Готовится к швартовным испытаниям
«Анатолий Шлемов» 527 12.07.2019 2021 07.2022 ТОФ Строится
«Лев Чернавин» 528 24.07.2020 2022 12.2022 ТОФ Строится
529 07.2021 Готовится к закладке
530 Подписан государственный контракт
531 Предположительно, подписан государственный контракт
532 Предположительно, подписан государственный контракт

Цвета таблицы:
Белый — не достроен или утилизирован без спуска на воду Зелёный  — действующий в составе ВМФ России Синий — находится в ремонте или на модернизации Серый — выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный  — списан, утилизирован или потерян

История строительства

Головной тральщик, названный «Александр Обухов» (заводской № 521) был заложен 22 сентября 2011 года на «Средне-Невском судостроительном заводе». По первоначальному плану спуск на воду был запланирован на 2012 год. Затем сроки были перенесены на 2013 год, также в 2013 году ожидалось начало серийного строительства кораблей проекта. Позже генеральный директор Средне-Невского судостроительного завода Владимир Середохо заявил в интервью агентству Rambler News Service (RNS), что «сроки сдачи головного корабля противоминной обороны проекта 12700 „Александр Обухов“ были сорваны из-за отказа французских партнёров поставить необходимое оборудование».

26 марта 2014 года БТ «Алексанр Обухов» был выведен из достроечного цеха на открытую площадку для подготовки к спуску на воду). Спуск состоялся 27 июня 2014 года с ожидаемым сроком ввода в состав Балтийского флота в IV квартале 2015 года. 16 июля 2015 года тральщик совершил переход со Средне-Невского завода в Кронштадт, затем в Балтийск, где 20 июля начались заводские ходовые испытания. Введён в состав флота 9 дек 2016 года.

В марте 2015 года заместитель главкома ВМФ по вооружению контр-адмирал Виктор Бурсук заявил, что по кораблестроительной программе до 2050 года ВМФ России планирует получить около 30 кораблей, представляющих собой различные модификации проекта 12700, в том числе до 2025 года — минимум 10 кораблей.

24 апреля 2015 года на «Средне-Невском судостроительном заводе» был заложен второй (первый серийный) тральщик, названный «Георгий Курбатов». Его строительство было приостановлено до прохождения испытаний противоминного комплекса на ТЩ «Александр Обухов». В июне 2016 года корпус тральщика серьёзно пострадал во время пожара.

В ноябре 2016 начались работы по выкладке армирующей композитной ткани в матрицу для третьего серийного корабля.

9 декабря 2016 года главнокомандующий ВМФ Владимир Королёв сообщил, что на указанную дату всего законтрактовано 8 кораблей этого проекта (включая переданный флоту «Александр Обухов»), а в долгосрочной перспективе их планируется более 40. Тогда же издание «Фонтанка» сообщило, что введённые против России санкции делают сроки реализации проекта неопределёнными.

19 января 2017 года представитель Департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны России по ВМФ капитан 1-го ранга Игорь Дыгало проинформировал, что в ближнесрочной перспективе планируется строительство около 20 кораблей противоминной обороны данного проекта. В интервью «Российской Газете» от 19 февраля 2017 главком ВМФ адмирал Владимир Королёв подтвердил ранее озвученные сведения о том, что в обозримой перспективе для ВМФ, помимо «Александра Обухова», будет построено ещё 7 кораблей противоминной обороны подобного типа, а в долгосрочном плане составы флотов должны пополнить, как минимум, 40 кораблей ПМО.

25 января 2017 состоялась закладка третьего тральщика (второго серийного) «Иван Антонов».

Помимо «Средне-Невского судостроительного завода» строительство кораблей проекта 12700 запланировано также на Амурском судостроительном заводе (АСЗ). Однако в 2018 году было объявлено, что из-за недостаточности финансирования сроки начала строительства кораблей проекта на АСЗ сдвинутся вправо.

27 сентября 2019 года на рабочем совещании по строительству и испытаниям надводных кораблей для ВМФ России генеральный директор Средне-Невского судостроительного завода В. А. Середохо отметил, что сейчас завершился первый этап модернизации производственных мощностей, что позволит заводу выйти на график строительства и передачу флоту до 2 тральщиков проекта 12700 в год, а после второго этапа модернизации и развития производственных мощностей завода позволит уже в ближайшей перспективе выйти на строительство и передаче флоту до 3 тральщиков проекта 12700 в год.

[править] Славяне в других государствах

 Государства, в которых один или несколько славянских языков являются государственными  Государства, в которых один или несколько славянских языков являются государственными наряду с неславянскими  Государства, в которых существуют крупные диаспоры, говорящие на одном или нескольких славянских языках

В других европейских государствах также есть славянское население — лужичане в Германии (Лужица), липоване и украинцы в Румынии, словенцы и хорваты в северо-восточной Италии (Венецианская Словения) и южной Австрии, а также значительная славянская диаспора в Западной Европе и Северной Америке.

Список приведён для государств и территорий, где славяне составляют более 2 % населения.

 Латвия — 35,93 %. На 2005—2006 год русские составляют 27,57 % населения, белорусы — 3,57 % населения, украинцы — 2,47 % населения, поляки — 2,32 % населения. См. Население Латвии.

 Шпицберген — 31 %. На 2005 год население архипелага составляет 2400 человек, из них 747 русских и 8 поляков, итого славян 755 человек.

 Казахстан — 29,4 %. На 2006 год русские составляют 25,6 % населения, украинцы 2,9 % населения, белорусы 0,6 % населения, поляки 0,3 %. См. Население Казахстана.

 Эстония — 28 %. На 2006 год русские составляют 25 % населения, украинцы — 2 % населения, белорусы — 1 % населения. См. Население Эстонии.

 Молдавия — 16,3 %. Не учитывая левобережье Днестра и муниципий Бендеры, украинцы составляют 8,4 % населения, русские составляют 5,9 % населения, болгары — 1,9 %, поляки — 0,1 %.

 Литва — 14,28 %. На 2001 год поляки составляют 6,74 % населения, русские составляют 6,31 % населения, белорусы составляют 1,23 % населения. См. Население Литвы.

 Абхазия — 11,7 %. На 2006 год русские составляют 10,8 % населения, украинцы — 0,8 %. См. население Абхазии

 Эгейская Македония — около 10 %. Правительство Греции не ведёт счёт национальным меньшинствам. При независимых подсчетах Греческую Македонию населяет от 230 000 до 270 000 македонцев-славян.

 Киргизия — 9-15 %. Последняя перепись населения в Киргизии проводилась в 1999 году, согласно ей русские, украинцы, белорусы, поляки составляли суммарно 13,6 % от населения страны, по альтернативным подсчетам русские и украинцы составляют 9,6 % населения, МИД РФ считает, что в республике около 15 % этнических русских (650 тыс. чел.).

 Канада — 9,29 %. По переписи 2006 года, свою национальность определили: 3,87 % украинцев, 3,15 % поляков и 1,60 % русских.

 Узбекистан — минимум 7,75 %. По данным МИД РФ из 23,2 млн человек, 1,8 млн русских.

 Республика Косово — 6 %. сербское меньшинство составляет на 2008 год 6 % населения края.

  • Фриули-Венеция-Джулия — 5,5 — 7 % словенско-говорящего населения
  • США — 4,8 %. Поляки — 2,9 % , русские — 0,9 %, чехи — 0,5 % , украинцы — 0,3 % , словаки — 0,2 %.

 Грузия — минимум 4,2 %. По данным МИД РФ в республике проживает 200 000 русских. Всего жителей страны — 4 693 900.

 Лужица — 4,2 %. Население Лужицы составляет 1,4 млн человек, из которых 60 тысяч — лужичане.

 Австрия — 4 %. Южные славяне составляют 4 % населения страны.

 Туркмения — минимум 3,5 %. По данным МИД РФ из 5,2 млн населения Туркмении русские составляют 3,5 %.

 Государство Израиль — минимум 3 %. 200 тысяч этнических русских (без уроженцев остальных республик СНГ).

 Южная Осетия 2,8 %. По оценкам на 2007 г. русские в РЮО составляют более 2 тыс. чел. из 72 тыс. жит. или около 2,8 % (по грузинским данным — из 55 тыс. — 3,6 %).

 Австралия — 2,61 % . Согласно переписи населения 2006 года свою этническую принадлежность определили: поляки — 0,82 %, хорваты — 0,59 %, сербы — 0,48 %, македонцы — 0,42 %, русские — 0,3 %.

Последний тральщик для флота РФ

Подавляющее большинство кораблей противоминной обороны, которые находятся в нынешнем российском ВМФ России — это устаревшие морально и физически старые советские судна. В современных требованиях, предъявляемых к морской минной войне, указано на создание боевых кораблей абсолютно других типов. Новые тральщики должны быть абсолютно неуязвимыми для минных вооружений и способны с максимальной эффективностью ликвидировать все минные угрозы в прибрежных морских зонах.

Новшество заключается в том, что при строительстве кораблей должны применяться абсолютно новые для таких судов конструктивные материалы. Проектированием нового базового тральщика, с шифром «Александрит», занимались в «Алмазе», Центральном МКБ. С идеей о создании противоминного корабля давно ознакамливались в высшем военно-морском руководстве государства. И лишь в начале двухтысячных годов из технического задания стала обозначаться реальная программа, получившая номер 12700.

Подведем итоги

Для преодоления полувекового отставания ПМО от современного уровня необходим следующий комплекс мер.

1. Серийное строительство БТЩ проекта 12700. Альтернативы нет.

2. Упреждающая поставка ВМФ современных противоминных систем и экстренная модернизация находящихся в строю тральщиков с обеспечением установки этих систем в корпуса проекта 12700 после списания старых ТЩ.

3. Немедленный запуск ОКР по модернизации СТИУМ «Маевка» (в контейнерном варианте) с целью повышения ТТХ (например установкой лучших отечественных ГБО «Неман») и подготовки серийного производства.

4. Серийный выпуск контейнерного варианта модернизированной СТИУМ «Маевка».

5. Экспортная модификация СТИУМ «Маевка» должна быть представлена на МВМС-2015, причем с демонстрацией фактической работы в акватории салона.

6. Закупка и освоение ГБО и АНПА с выполнением задач по картографированию миноподобных объектов, в первую очередь в районе баз.

7. Разработка на конкурсной основе (с испытаниями на флотах) малогабаритных одноразовых противоминных НПА.

8. Разработка на конкурсной основе в кратчайшие сроки (реально за год) безэкипажных противоминных катеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector