Самые большие военные базы в мире: топ 8 интересных объектов

Абхазия

7-я военная база, размещённая на территории Республики Абхазия, имеет долгую и любопытную историю. Когда-то, ещё в 1918 году, на территории нынешних Липецкой и Курской областей была сформирована пехотная дивизия. Затем, после серии переформирований, эта часть была направлена на Кавказ, где успела побывать стрелковой бригадой, затем стрелковой дивизией, горнострелковой дивизией. Во время Великой Отечественной бойцы этой дивизии противостояли рвущимся через перевалы немецким горным егерям из знаменитого «Эдельвейса». После того как началось наступление советских войск, дивизия (к тому времени в основном состоявшая из казаков Кубани) была переформирована из горнострелковой в пластунскую, воевала в составе 4-го Украинского фронта, участвовала в освобождении Польши и Чехии.

После войны дивизия снова меняла номера. В ней готовили солдат для группировки в Афганистане, формировали инженерные батальоны для ликвидации аварии на ЧАЭС. Наконец, в 1989 году части дивизии были впервые использованы в миротворческой миссии – разъединяли враждебные стороны во время конфликта в Азербайджане.

Когда началась грузино-абхазская война, из частей дивизии был сформирован контингент миротворцев, размещённый на территории Абхазии. После войны 2008 года и признания Россией независимости Республики Абхазии, на основе миротворческих сил была создана военная база, предназначенная для совместного использования российскими и абхазскими войсками.

1Гуантаномо

База в заливе Гуантанамо — арендованная в 1903 году США после испано-американской войны военно-морская база в заливе Гуантанамо (Куба), в 30 км от одноимённого города. На базе расположена также одноимённая тюрьма, где содержатся заключённые, статус которых оспаривается. База Гуантанамо арендуется у Кубы на договорных началах с 1903 года, когда в Конституцию Кубы в качестве приложения был включён текст так называемой поправки Платта к проекту Закона Соединенных Штатов о бюджете армии. В этом договоре, в частности, была установлена фиксированная цена аренды — «2000 песо в золотой валюте Соединенных Штатов» в год.Нынешний статус базы регламентируется договором от 1934 года, заключённым после ряда государственных переворотов на Кубе в начале 1930-х годов. В результате плата за использование базы была поднята до $3400. Сам же договор является «бессрочным» и может быть расторгнут «только по обоюдному согласию сторон, либо же при нарушении условий аренды». Аренда осуществляется на правах экстерриториальности, что в частности означает, например, что рыбная ловля в заливе для местного населения запрещена.Фактически США осуществляют свой государственный суверенитет на данной территории безусловно и в полном объёме, а юрисдикция Кубы носит чисто формальный характер.После победы революции 1959 года кубинское государство отказалось принимать от США указанную выше плату за аренду базы, а после появления в 2002 году на территории базы тюрьмы попыталось (безуспешно) расторгнуть договор аренды и добиться эвакуации базы, аргументируя это нарушением условий аренды.Общая площадь военно-морской базы составляет приблизительно 117 квадратных километров, что соответствует прямоугольнику размером 9×13 км. К тому же Соединённые Штаты располагают правом использования 37 квадратных километров водной поверхности залива Гуантанамо.Гавань военно-морской базы в состоянии вместить до 50 крупных кораблей. На суше находится свыше 1500 служебных и жилых объектов, механизированный порт, судоремонтные мастерские, имеется плавучий док, склады продовольствия, боеприпасов, горюче-смазочных материалов. Здесь постоянно находятся около 10 тысяч человек военного персонала. Для обеспечения нормальных условий проживания контингента база располагает развитой инфраструктурой, включающей увеселительные заведения, клубы, теннисные корты, бейсбольные площадки, плавательные бассейны, пляжи, ипподром, рыболовные суда и яхты.Место содержания международных террористов в Гуантанамо появилось в январе 2002 года, когда туда были доставлены из Афганистана первые 20 человек, обвиняемых «в участии в боевых действиях на стороне исламских экстремистов» — талибов. С 2002 по 2006 год через эту тюрьму прошло свыше 750 иностранцев, захваченных американскими войсками в ходе операций на территории Афганистана и Ирака. Все они, по утверждению американских военных, участвовали в операциях на стороне «Аль-Каиды» или движения Талибан.

Стратегия России относительно зарубежных баз

Так все-таки как понимать: нужны России военные базы за рубежом или нет? Прежде чем отвечать на этот вопрос, следовало бы обратиться к военной доктрине, базирующейся на оценке военных угроз и политических интересах государства. Если бы из этого документа следовало, что мы претендуем на мировое господство или нам нужны какие-либо нефтеносные территории, к примеру, в районах Ближнего Востока, то, пожалуй, для обеспечения наших интересов базы в этих нефтеносных регионах — а возможно, и по всему миру, — безусловно, были бы нам нужны.

Но таких доктринальных целей наше государство перед собой не ставит. Хотя высокопоставленные российские чиновники за последние годы все же не раз отмечали, что мы будем увеличивать свое присутствие в других государствах. Более того, в марте 2014 года министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что Россия намерена увеличить количество военных баз за рубежом, о чем ведет переговоры с рядом стран, в том числе с Вьетнамом, Кубой, Венесуэлой, Никарагуа, Сейшельскими островами, Сингапуром.

Однако здесь следует учитывать, что речь не идет о создании полноценных многотысячных военных баз, какие имеют в различных регионах планеты США

России в первую очередь важно иметь по всему миру пункты материально-технического обеспечения для Военно-Морского Флота или авиации. К примеру, корабли в дальних плаваниях могут нуждаться в ремонте, заправке и снабжении — это чисто технические вопросы, которые нельзя реализовать без наличия таких пунктов

Сегодня Россия располагает такими объектами в той же Сирии и Вьетнаме.

Другой вариант расширения военного присутствия в мире, приемлемый для нашей страны, — это получение возможности упрощенного захода кораблей ВМФ РФ в другие государства. Соответствующие соглашения уже подписаны с несколькими странами, в том числе с Никарагуа и Экваториальной Гвинеей. При этом следует учитывать, что современное вооружение, которым располагает Россия, о чем уже не раз говорил Владимир Путин, позволяет не иметь военные базы по всему миру, в том числе потому, что содержание большого количества военных объектов за рубежом — это серьезное бремя для любого государства.

Зачем взваливать его на себя, если, как показала военная операция в Сирии, Россия располагает современными самолетами стратегической авиации, которые могут производить пуски высокоточных ракет, даже не входя в зону конфликта. Тогда же весь мир увидел, с какой точностью поражали цели на сирийской территории наши ракеты, выпущенные катерами из акватории Каспийского моря. Сегодня, чтобы решать конкретные боевые задачи, России достаточно создавать временные авиационные базы, типа Хмеймим, что развернута сейчас на сирийском аэродроме.

Там располагаются службы обеспечения в модульном исполнении, которые при необходимости можно будет легко свернуть, погрузить на военно-транспортные самолеты и вывезти на территорию нашей страны за считаные дни. Исходя из этого, российская политика относительно военных баз, видимо, должна быть достаточно гибкой. В ситуации с базами Россия должна руководствоваться своими военными приоритетами, но при этом считать деньги. Необходим сбалансированный подход для того, чтобы оценить как военные реалии, так и финансовые возможности.

Так, например, на сегодня можно однозначно утверждать, что состоялась база в Армении, в том числе и потому, что руководство и народ этой страны максимально заинтересованы в российском военном присутствии, так же, как населению частично признанной Южной Осетии наличие российских войск жизненно необходимо для существования этой республики. Но и для самой России нужны базы в Закавказье. России остро нужны и базы в Центральной Азии, так как после окончательного вывода войск США и НАТО из Афганистана нам предстоят непростые годы, и нужны опорные пункты, чтобы иметь возможность вмешаться в случае, если события примут непредвиденный оборот.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что развертывание где- либо российских военных баз зависит как от развития военно-политической ситуации в целом, так и в конкретном регионе мира. При этом нельзя не видеть, что обстановка только накаляется, а зона нестабильности неуклонно приближается к нашим границам. Уже всерьез обсуждается вопрос о присутствии натовских войск на Украине. Если подобная политика НАТО продолжится, то Россия будет вынуждена разворачивать базы в качестве передовых позиций обороны, причем делать это как можно дальше от собственных границ, чтобы, как говорят военные, встречать противника на дальних подступах.

На границе Украины с ЛНР на праздничные дни заработал КПВВ

Средиземноморский регион и Северная Африка

В связи с антитеррористической военной операцией российских Военно-космических сил в Сирии, напряжённой ситуацией по всему Ближнему Востоку Средиземноморский регион становится реальным плацдармом расширения российского военного присутствия.

Скорее всего, именно здесь и будут созданы новые базы России. В этом ключевом для всего мира регионе США и их союзники сделали всё возможное для разжигания множества конфликтов, бьющих по стратегическим интересам целого ряда мировых держав, в том числе России.

Весь регион является плацдармом для расширения активности ИГ* (запрещена на территории России) и других исламистских террористических группировок, а значит, военное присутствие России, скорее всего, не ограничится только лишь Сирией.

В САР в настоящее время размещены следующие объекты: база Военно-морского флота России в Тартусе и авиационная группа на аэродроме в городе Хмеймим. Вероятно, что военное присутствие России в Сирии только расширится в связи с непрекращающимися попытками со стороны стран Запада и антиасадовских сил в регионе добиться свержения законного правительства страны.

Из множества слухов о создании новых российских военных баз в Средиземноморье наиболее обоснованными и осуществимыми являются предположения о новых базах в Ливии и Египте. Один из ключевых игроков, противостоящих прозападным силам в Ливии, является командующий национальной армией Ливии генерал Халифа Хафтар.

Правительство генерала Хафтара официально обратилось к России с предложением о создании военной базы на своей территории. Возможно, по мере расширения присутствия России в регионе и в связи с обострением отношений с Западной коалицией, Россия рано или поздно примет предложение Хафтара.

С Египтом Россия не только налаживает отношения, но и активно ведёт переговоры об аренде территории бывшей советской военной базы в городе Сиди-Баррани, где планирует разместить собственный воинский контингент. Источники в западных СМИ в 2017 году утверждали, что база уже используется, и там размещены подразделения сил специального назначения.

Известно также о том, что в конце прошлого года было подписано соглашение между нашими странами «о порядке использования воздушного пространства и аэродромной инфраструктуры России и Арабской Республики Египет». Так что с высокой вероятностью, военной базе России в Египте быть.

Активно обсуждается возможность создания российских баз, военных объектов в Судане и Йемене, а также в Сомали. Во всех этих государствах у России имеются определённые интересы, как в плане глобальном, так и в связи с противодействием терроризму.

Что касается остальных мировых макрорегионов, в последние годы обсуждается перспектива восстановления ранее закрытых военных баз во Вьетнаме (Камрань) и на Кубе (Лурдес).

Наиболее активно ведутся переговоры насчёт восстановления базы Камрань во Вьетнаме, однако, неоднозначные заявления представителей МИДа страны в 2016 году и закрытость информации по этой теме не позволяют точно сказать, насколько далеко зашёл процесс восстановления базы, уже начатый в 2013 год, когда аэродром на базе начал принимать российские самолеты-заправщики.

Тема восстановления базы Лурдес на Кубе пока отражается лишь в антиамериканских заявлениях отечественных политиков и в данных неофициальных источников Минобороны о ведущихся переговорах. Нельзя исключать, что рано или поздно перед Россией может стать вопрос о возможности создания военных объектов в дружественной Венесуэле, возможно, и в других государствах Латинской Америки.

Перспектива создания баз в этом регионе будет напрямую связана с дальнейшим разворачиванием политического противостояния России и США.

*Запрещенная на территории России террористическая организация

Америка и Европа

За последнее десятилетие было три проекта создания российских военных баз в дальнем зарубежье на пустом месте. Наиболее перспективными считались проекты баз снабжения для ВВС и ВМФ в Венесуэле и Никарагуа. Российские бомбардировщики стратегической авиации несколько раз совершали сверхдальние перелеты в Венесуэлу, а корабли неоднократно заходили в порты в Карибском море. Проводились громкие совместные учения в воздухе и океане. При живом Уго Чавесе и более стабильной экономической ситуации такой проект был вполне реализуем, однако возникал вопрос его целесообразности. Размещение авиации в Латинской Америке однозначно было бы воспринято в США как «новый карибский кризис», а об этом и так сейчас твердят все американские телеканалы. Но дело даже не в этом, а в том, что такая база (или даже просто – «аэродром подскока») была бы слишком уязвима и потребовала бы создания серьезной инфраструктуры ПВО, как сейчас в Сирии. Данный проект выглядит привлекательно только с точки зрения школьного глобуса и принципа «отсель грозить мы будем», а на практике требует куда более серьезной проработки, чем можно представить с обывательской точки зрения. Например, в Венесуэле недостаточно производительных мощностей для топлива и его придется привозить с собой (вспоминаем блокаду Кубы) или даже прокладывать новые трубопроводы к аэродромам. Да и базирование в Венесуэле пяти-шести бомбардировщиков дополнительного стратегического преимущества не прибавит – американцы просто переставят в Техас и Нью-Мексико несколько дивизионов ПРО. Так мы обеспечим рост заказов в американском ВПК, увеличим число рабочих мест в Альбукерке и избирателей Клинтон в южных штатах, а Венесуэла при этом будет претендовать на роль стратегического союзника, что потребует от Москвы взятия на себя дополнительных политических и военных обязательств. Это при том, что территориальная проблема с Колумбией все еще не решена и никогда не будет решена (отдельное спасибо Боливару и Сукре).

А вот создание баз ВМФ в Карибском заливе – куда более ответственная мысль. Речь может идти о постройке инфраструктуры для базирования подводных лодок, причем необязательно стратегических ракетоносцев. Крупный международный кризис (если уж мы говорим именно о стратегии) потребует, например, блокирования Панамского канала, а для этого идеально подойдет базирование на Никарагуа. Другое дело, что там таких портов просто нет, потребуется их строить на пустом месте. Но сейчас существует даже полуфантастический проект нового канала по территории Никарагуа, так что возможно все.

Вторым таким проектом были свернутые после парламентских выборов в Аргентине переговоры о базах снабжения ВВС и ВМФ в Пуэрто-Вальдивия. Задумка идентичная: базирование на крупнейшей военно-морской базе Аргентины позволяло бы блокировать Магелланов пролив в случае стратегического конфликта. Но после поражения Кристины Киршнер это уже завиральный проект, да и интересы Аргентины в исполнении Киршнер были достаточно прагматичны – ей был нужен «старший брат», за которого можно спрятаться в конфликте с англичанами вокруг Фолклендских островов. Стратегическая выгода России при реализации такого проекта выглядела бы совсем уж «стратегической» – все-таки перспектива глобального противостояния с необходимостью борьбы за основные точки Мирового океана выглядит менее реалистичной, чем возобновление борьбы за Фолкленды. А «вписаться за сестру» пришлось бы.

Третий проект был наиболее закрытым и больше политическим, чем военным. Черногории предлагались уникальные финансовые условия за создание российской военно-морской базы в Баре. Речь тоже шла о пункте снабжения и обслуживания подводных лодок, который обеспечил бы российское присутствие в Восточном Средиземноморье в дополнение к Тартусу. Эти переговоры начались задолго до острой фазы сирийского кризиса и носили больше политико-стратегический характер, чем исключительно военный. Финансирование базы и ее инфраструктуры могло бы стать альтернативой вступлению Черногории в НАТО, тем более что альянс не предлагает Подгорице особых финансовых выгод в связи с этим политическим выбором. Переоснащение крошечной армии на стандарты альянса – не тот аргумент, который может серьезно заинтересовать бюджет. Но эта дипломатическая битва была проиграна, и руководство Черногории навязало своему народу путь на сближение с НАТО, пользуясь активной поддержкой проамериканских и НКО, и либеральной части интеллигенции (в том числе и сербской). Предстоящие парламентские выборы вряд ли что-то изменят, но уже сейчас ряд местных и сербских СМИ объявляют о возможном «вмешательстве России» и опасаются «пророссийского майдана».

Российское военное присутствие за рубежом

Подводя итоги следует сказать, что по сравнению с США российское военное присутствие в других государствах мира является достаточно скромным. Если США располагают
513 военными базами и военными объектами (military installations) в 42 зарубежных странах, то у России около насчитывается менее двух десятков в девяти государствах.

При этом, если у США основная часть зарубежных военных объектов находится далеко за пределами страны (больше всего их в Германии, Японии и Южной Корее), то основная часть российских баз и военных объектов за рубежом носит, если так можно выразиться, «реликтовый характер». Это малая часть бывших советских военных объектов в новых независимых государствах, образовавшихся после распада СССР, которые перешли под российскую юрисдикцию.


По-настоящему новой российской базой, которая не имеет никаких советских корней, является только аэродром Хмеймим в Сирии.

При этом надо иметь в виду, что после распада СССР Россия отказалась от многих баз и объектов в зарубежных странах, выведя оттуда свои войска (см. подробнее первую статью этого цикла). В отличие от этого, США наращивают свое военное присутствие в Восточной Европе, хотя формально оно пока осуществляется на ротационной основе, без создания там постоянных американских военных баз.

На военных базах США в Бельгии, Нидерландах, Германии, Италии и Турции размещаются тактические ядерные авиабомбы B61, в  то время как Россия еще к середине 1990-х гг. полностью вывела свое стратегическое и тактическое ядерное вооружение с территории зарубежных государств.

Все российские базы и военные объекты за рубежом можно в широком плане разделить на две группы.

К первой группе относятся базы и объекты, обеспечивающие стратегическую стабильность и испытания вооружений. Это радиолокационные системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) в Беларуси и Казахстане, оптико-электронный узел системы контроля космического пространства в Таджикистане, узлы связи с кораблями и подводными лодками ВМФ России в Беларуси и Киргизии, испытательная база противолодочного вооружения на озере Иссык-Куль и автономный сейсмический пункт в Киргизии, полигоны в Казахстане (важнейшим из них является полигон противоракетной обороны (ПРО) Сары-Шаган).

Перенос этих объектов на территорию России нецелесообразен либо из-за высоких финансовых и временных затрат, либо в силу их выгодного географического положения (как это имеет место, например, в случаях с узлами связи ВМФ в Беларуси и Киргизии и узлом системы контроля космического пространства в Киргизии).

Впрочем, с учетом того, что Министерство обороны РФ намерено сосредоточить наземные средства СПРН только на территории России, можно ожидать в перспективе закрытия РЛС СПРН в Беларуси и Казахстане. Так, уже действующая РЛС «Воронеж-ДМ» в Калининградской области дублирует РЛС «Волга» в Беларуси, соглашение об использовании (правда с возможностью пролонгации) которой истекает в 2020 г.

К тому же приемные и передающие модули РЛС «Волга» выпускались на Украине, что в нынешней геополитической обстановке и экономической ситуации на Украине делают невозможной их замену в случае необходимости. А с постановкой на боевое дежурство РЛС «Воронеж-М» в Орске (Оренбургская область) станет ненужной РЛС «Днепр-М» в Казахстане.

Вторую группу российских баз и военных объектов за рубежом составляют базы и объекты, которые обеспечивают региональную стабильность и защиту государств-союзников России (Абхазия, Южная Осетия, Армения, Таджикистан, Киргизия), выполняют миротворческие функции (Молдова) и участвуют в проведении военных операций против международного терроризма (Сирия). При этом 201-я российская база в Таджикистане и аэродром Кант в Киргизии являются также базами Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ).

Сирия

Российские военные объекты появились в Сирии еще в 1970-х гг. Советский ВМФ для обеспечения присутствия в различных частях Мирового океана нуждался в пунктах материально-технического обеспечения (ПМТО).

В разные периоды такие ПМТО были развернуты в Александрии и Мерса-Матрухе (Египет), Дахлаке (Эфиопия), Сокотре и Адене (Йемен), Луанде (Ангола), Конакри (Гвинея), Триполи и Тобруке (Ливия), Бизерте и Сфаксе (Тунис), Сплите и Тивате (Югославия), а также в Камрани (Вьетнам). Был создан подобный пункт и в сирийском Тартусе. Он активно использовался для небольшого межпоходового ремонта кораблей и судов 5‑й оперативной (Средиземноморской) эскадры ВМФ СССР, а также снабжения их топливом, водой и расходными материалами.

С 1985 г. на сирийском аэродроме Тифор (Эт-Тияс) базировались
самолеты Ту-16Р 30-го разведывательного полка ВВС ЧФ, которые вели воздушную разведку в Средиземном море и выявляли районы действия авианосных соединений и корабельных группировок ВМС стран НАТО.

В январе-феврале 1983 г. СССР развернул в Сирии для охраны ее воздушного пространства два зенитных ракетных полка дальнего действия (в районе г. Дамаск –  220-й и г. Хомс – 231-й), вооруженных ЗРК С-200ВЭ. Они оставались
в стране по июль 1984 г. включительно .

После распада СССР из российских военных объектов в Сирии остался только ПМТО в Тартусе, который сейчас является единственным пунктом такого рода ВМФ России за рубежом. Он играет важнейшую роль в обеспечении постоянного оперативного соединения ВМФ РФ в Средиземном море и в снабжении российской группировки, участвующей в военной операции в Сирии.

30 сентября 2015 г. Россия начала военную операцию в Сирии, целью которой является борьба с международным терроризмом и поддержка легитимных органов власти в Сирии в борьбе с ним. Для проведения операции была развернута российская авиационная группировка на аэродроме Хмеймим около Латакии.

Абхазия

Российская военная база в Абхазии обеспечивает российское геополитическое и военное присутствие в Абхазии и защиту российских интересов на Кавказе. Она оказывает помощь братскому абхазскому народу в защите государственной независимости и в обеспечении безопасности Республики Абхазия.

7-я Краснодарская Краснознаменная орденов Кутузова и Красной Звезды военная база Южного военного округа

База создана 1 февраля 2009 г. путем переформирования 131-й отдельной мотострелковой Краснодарской Краснознаменной, орденов Кутузова и Красной Звезды Кубанской казачьей бригады.

Российская база в Абхазии действует
на основании «Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об объединенной российской военной базе на территории Республики Абхазия» от 17 февраля 2010 г. Соглашение действует в течение 49 лет и автоматически продлевается на последующие 15-летние периоды, если ни одна из сторон не позднее, чем за шесть месяцев до истечения первоначального или любого последующего периода его действия не направит другой стороне письменного уведомления о своем намерении прекратить его действие. 

В соответствии с Соглашением, Абхазия передала России в безвозмездное пользование на весь срок его действия недвижимое имущество в местах дислокации, указанных в приложении к Соглашению для размещения объединенной российской военной базы. Отсутствие арендной платы компенсируется военно-техническим сотрудничеством, безвозмездными вооружениями и военной техникой, а также подготовкой абхазских военнослужащих в военно-учебных заведениях России.

База является соединением постоянной боевой готовности. Ее штаб находится в г. Гудаута. Подразделения дислоцируются в военных городках в Гудауте и Нагвалоу. В состав базы входят
также военный аэродром Бомбора, пункт материально-технического обеспечения ВМФ Очамчыра и ряд других объектов. Ротные и батальонные тактические учения проводятся на полигонах Цабал и Нагвалоу, которые используются совместно с абхазскими вооруженными силами. Танковые подразделения базы используют
для тренировок полигон «Молькино» в Краснодарском крае.

По данным справочника The Military Balance 2017, на вооружении базы в Абхазии, которая по численности и вооружению эквивалентна мотострелковой бригаде, состоят 40 танков T-90A, 120 бронетранспортеров БТР-82A, 18 152-мм самоходных гаубиц 2С3 «Акация», 12 120-мм минометов 2С12 «Сани» и 18 реактивных систем залпового огня (РСЗО) БМ-21 «Град». В августе 2016 г. на вооружение базы поступили
новейшие танки Т-72Б3.

В августе 2010 г. главком ВВС России генерал-полковник А.Н. Зелин сообщил, что в Абхазии развернут один комплекс ПВО С-300. Он является
штатным вооружением российской военной базы в Абхазии. В марте 2017 г. министр иностранных дел Грузии Михаил Джанелидзе заявил о размещении Россией в Абхазии дополнительных ЗРК С-300.

21 ноября 2015 г. Россия и Абхазия подписали «Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об Объединенной группировке войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации и Вооруженных Сил Республики Абхазия». 21 ноября 2016 г. Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон о ратификации этого Соглашения.


В соответствии с Соглашением, объединенная российская военная база на территории Республики Абхазия в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время переходит в непосредственное подчинение командующему Объединенной группировкой, который назначается уполномоченным органом России.

В мирное время организацию взаимодействия воинских подразделений, входящих в состав объединенной группировки, осуществляет оперативная группа, состоящая из представителей сторон. Начальником оперативной группы является командир объединенной российской военной базы.

30 апреля 2009 г. было заключено «Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о совместных усилиях по охране государственной границы Республики Абхазия». В тот же день на территорию Абхазии были введены подразделения Пограничной службы ФСБ России, которые вошли в состав Пограничного управления ФСБ России в Республике Абхазия.

Габалинская РЛС (Азербайджан)

На фото: здание Габалинской радиолокационной станции (РЛС), 2007 год. (Фото: АзерТАдж)

Габалинская радиолокационная станция была частью системы предупреждения о ракетном нападении с начала эксплуатации в 1985 году до 2012 года, когда подошел к концу ее технический ресурс. РЛС отслеживала запуск ракет в акватории Индийского океана, большинства стран Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, Пакистана, Индии, Китая и Австралии. Однако причиной отказа от Габалинской РЛС было не устаревающее оборудование, которое легко и дешево можно было заменить и увеличить срок службы РЛС еще на 10−20 лет, не снимая станцию с боевого дежурства. К 2012 году власти Азербайджана изменили условия аренды, повысив стоимость с $ 7 млн сначала до $ 15 млн, а затем и до $ 300 млн, что для России было неприемлемо. В 2012 году оборудование эвакуировали в Россию.

На фото: заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин (второй слева на втором плане) во время заседания на Габалинской радиолокационной станции (РЛС), 2007 год (Фото: ТАСС/АзерТАдж)

Страны бывшего СССР

Государства, граничащие с Россией, являются объектом особого внимания российских Вооружённых сил. Во многих из них российские военные объекты были размещены в период обострения межнациональных конфликтов в качестве миротворческих контингентов. В дружественных государствах, входящих в Евразийский экономический союз, размещены особо важные военные объекты ВС России.

На территории Белоруссии находятся объекты обеспечения связи и объекты, включённые в систему ПРО страны, в частности, радиолокационная станция «Волга» и 43-ий узел связи Военно-морского флота России.

На территории Казахстана также размещены объекты, связанные с обеспечением противоракетной обороны и целый ряд объектов, напрямую связанных с деятельностью космодрома «Байконур» и ракетно-космической отраслью. Среди них имеются испытательные полигоны, в том числе сил ПРО, радиотехнические узлы, полк транспортной авиации в городе Костанай и другие.

На территории Армении расположена полноценная военная база — 102-ая база в Гюмри, на которой служат около 5 тысяч российских военнослужащих и размещены комплексы С-300.

В Киргизии действует объединённая военная база, в состав которой входят авиационная база в Канте, испытательная база противолодочного вооружения в Караколе и узел связи «Марево».

Естественно, российские войсковые контингенты, в том числе выполняющие миротворческую функцию, имеются и в не всеми признанных союзных государствах: Приднестровской молдавской республике, Абхазии, Южной Осетии. В Абхазии расположена 7-ая объединённая база вооружённых сил, а в Южной Осетии 4-ая объединённая база ВС, каждая из которых обладает численностью более 4 тысяч человек.

На территории Таджикистана расположена одна из крупнейших баз России за рубежом – 201-ая, с контингентом более 7 тысяч человек, выполняющая функции миротворческого характера и защиты границы с Афганистаном.

На территории бывшего СССР расширение военного присутствия возможно, в первую очередь, в Белоруссии в рамках оборонительных мероприятий против расширения военного присутствия НАТО на Восток, а также в Таджикистане, Киргизии в случае обострения внутренних противоречий в этих государствах, усиления влияния исламских радикалов или дестабилизации ситуации в Афганистане.

Толчком к созданию новых военных баз и вмешательству российских войск в события на территории бывшего СССР может стать дестабилизация ситуации в том или ином государстве, размещение там новых объектов НАТО.

Военные базы Франции за рубежом

В Африке:

  • Центральноафриканская республика (240 чел.)
  • Нигер (240 чел.)
  • Джибути (2800 чел.)
  • Габон (800 чел.)
  • Сенегал (1110 чел.)
  • Кот-д’Ивуар (1000 чел.)
  • Чад (1000 чел.)

Согласно «Белой книге об обороне Франции» 2008 года планируется оставить в Африке: на восточном побережье военные базы в Джибути, на островах Майотта и Реюньон; а на западном побережье одну военную базу в столице Габона Либревиле.

Согласно справочнику «The Military Balance» за 2014 год Франция имела в Африке: размещенную в готовом состоянии военную технику в расчете на 1 штаб и 2 пехотные роты (еще 1 самолет противолодочной борьбы Breguet Atlantic и 1 военно-транспортный самолет Transport Allianz C.160 Transall) в Сенегале, 2 800 военных в Мали, 950 военных в Чаде (из них 150 человек в столице страны Нджамене и 350 человек в Абеше на границе с Суданом), 1 900 военных в Джибути, 400 военных в ЦАР, 900 военных в Габоне и 450 военных в Кот-д’Ивуар (всего 7 400 военных). Помимо этого существуют развернутые военные силы на острове Реюньон.

Грузия:

137-я военная база в Вазиани50-я военная база в Гудауте62-я военная база в Ахалкалаки12-я военная база в Батуми

Российская сторона готова к выводу военной техники и вооружений, находящихся на российской военной базе в Вазиани (в 30 км от столицы) и попадающих под ограничения по Договору об обычных вооруженных силах в Европе. Расходы по транспортировке этой военной техники из Грузии оплачивают США и Великобритания. На железнодорожных эшелонах грузинская сторона доставит ее в Батуми, а оттуда на российских военных кораблях она будет вывезена на территорию России. На фото: у карты плана вывода вооружений, 2000 год (Фото: Феликс Крымский/ТАСС)

На фото: российская сторона готова к выводу части военной техники и вооружений, находящихся на российской военной базе в Вазиани (в 30 км от столицы) и попадающих под ограничения по Договору об обычных вооруженных силах в Европе. На этой базе состоялось ознакомление представителей грузинских властей и СМИ, военных атташе с проделанной по выполнению договора работой и с частью вывозимой военной техники. Расходы на ее вывод и транспортирование из Грузии оплачивают США и Великобритания, 2000 год (Фото: Феликс Крымский/ТАСС)

Военные базы в Грузии были взяты в аренду в 1995 году на 25 лет, согласно договоренностям двух стран. В 1999 году в ходе Стамбульского саммита ОБСЕ Россия и Грузия подписали соглашение о ликвидации четырех российских военных баз до 2001 года в рамках договора о сокращении обычных вооружений в Европе. Базы в Вазиани и Гудауте действительно были расформированы в 2001 году, базы в Батуми и Ахалкалаки продолжали действовать до 2007 года.

На фото: площадки военной техники на территории 62-й военной базы РФ в Ахалкалаки, Грузия, 2005 год (Фото: Александр Климчук/ТАСС)

See also

Примечания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector