Монета 1 рубль 2014 года
Содержание:
- Буква “Р” с горизонтальной чертой
- Barrett M82A2
- Ракета Р-1
- Противостояние двух систем после Второй мировой войны: капитализм и социализм
- Литература
- Пуски ракет Р-1 8А11 в 1948 году
- Сравнительная характеристика
- СБ-2 (АНТ-40) – видео
- Объёмный взрыв, его развитие и боевое применение
- Вертолет Ка-27 — видео
- Модификации
- Потери
- История[ | ]
- Пуски
- График изменений курса 1 Российского рубля к Казахстанскому тенге
- Примечания
- Пуски
- История создания
- Военно-политические союзы и формирование мировой социалистической системы
- Силовая часть воздушного судна
- Примечания
- В игровой и сувенирной индустрии
- Сравнительная характеристика
- Пуски ракет Р-1 8А11 в 1951 году
- Оружейное оснащение
- Модификации
- Познавательное видео о глобальном потеплении
- Пуски ракет Р-1 8А11 в 1949 году
- Оглавление страницы:
- Конструкция
- Серия и служба
Буква “Р” с горизонтальной чертой
Предложения о введении знака для обозначения рубля высказывались с 90-х годов. Эскизы разрабатывали студии «Директ-дизайн», «Дизайнет», А. Лебедева, «Дизайн-депо». Каждый участник руководствовался комплексом требований к графическому знаку российского рубля: одна графема, простота начертания, лёгкость узнавания кириллической буквы Р, удобное воспроизведение от руки.
Пять эскизов знака национальной валюты – три варианта вензелей из букв Р и У, буквы Р с вертикальной и горизонтальной чертами – были вынесены на интернет-опрос (ноябрь-декабрь 2013). Эскиз буквы Р с горизонтальной чертой под овалом выбрали больше 60% участников опроса. Автор знака – веб-дизайнер А. Тарбеев. Этот символ за несколько лет до обсуждения уже применялся в деловых документах.
Центробанк утвердил знак национальной валюты в конце 2013 г. В официальном сообщении давалось пояснение к функции горизонтальной черты: параллель из дополнительного элемента и линии овала задаёт символику устойчивости рубля.
Летом 2014 года в обращение вышла памятная монета номиналом 1 рубль, на которой вместо цифры разместился знак национальной валюты России – буква Р с горизонтальной чертой.
Barrett M82A2
Ракета Р-1
Основные характеристики | |
---|---|
Максимальная дальность стрельбы, км Начальная масса ракеты, кг Масса головной части, кг Масса компонентов ракетного топлива Тяга ДУ на земле, кгс |
270 13430 1075 9400 27200 |
14 апреля 1948 года было принято Постановление правительства о создании первой ракеты из отечественных материалов на
базе немецкой ракеты А-4 (ФАУ-2). Эту ракету, совместно с комплексом ее наземного оборудования, назвали Р-1.
Недостатки ракеты А-4, выявленные в процессе ее летных испытаний, а также почти полное отсутствие теоретических материалов
с обоснованием принятых технических решений потребовали при создании ракеты Р-1 такого объема работ, который обычно
необходим при разработке новой конструкции. Особенно трудоемкими оказались материаловедческие задачи.
Материаловедам нельзя было ограничиваться формальным подбором отечественных материалов, от них требовался критический анализ
принятых немцами технических решений. Необходимо было отобрать 86 марок стали, 56 марок цветных металлов, 159 неметаллических
материалов и т.п. Требовалось также позаботиться о повышении надежности ракеты.
Несмотря на формальную возможность ограничиться копированием ракеты А-4 для первой серии ракеты Р-1, конструкторы стремились
сразу же внедрить новые технические решения, насколько это позволяли сделать весьма сжатые сроки: были существенно переработаны
конструкция хвостового и приборного отсеков с целью их усиления, повышена расчетная дальность полета ракеты с 250 до 270 км.
При разработке двигателя ракеты Р-1 первой серии использовались двигатели ракеты А-4 без каких-либо конструктивных изменений,
за исключением замены большей части материалов на отечественные.
Для первой серии ракеты Р-1 была использована без изменений и электрическая схема системы управления ракеты А-4, однако
конструкция и технические характеристики многих приборов претерпели изменения.
Одновременно с ракетой создавался комплекс наземного оборудования для пусков ракеты с предварительно подготовленной в инженерном
отношении площадки (бетонирование, закладка фундаментной плиты под пусковой стол, создание укрытий для передвижных дизельных
электростанций и других агрегатов, а также выполнение работ по прокладке наземной кабельной сети).
Технологический процесс работы агрегатов при подготовке ракеты Р-1 к пуску, а также конструкция агрегатов мало чем отличались
от ракеты А-4. Главным конструктором наземного комплекса ракеты Р-1 был В.П. Бармин. Созданное впоследствии под его руководством
ГСКБ «Спецмаш» стало головной организацией в стране по наземным комплексам.
Первый пуск ракеты Р-1 состоялся 17 сентября 1948 года под руководством Государственной комиссии, председателем которой
был С.И. Ветошкин, техническим руководителем С.П. Королев.
На первом этапе летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) было испытано 9 ракет Р-1, из которых только одна достигла цели
(10 октября 1948 года). Причины аварий были, в основном, из-за низкого качества изготовления агрегатов и систем ракеты, недостаточного
объема проверок узлов и приборов, неотработанности некоторых систем.
Для второй серии ракет в целях повышения их надежности пришлось внести много изменений в бортовые приборы системы управления.
Было подготовлено 20 ракет (10 пристрелочных и 10 зачетных), из которых 17 выполнили свою задачу. Потребовались дополнительные
экспериментальные работы, чтобы обеспечить безаварийные пуски ракеты Р-1.25 ноября 1950 года ракету Р-1 с комплексом наземного оборудования приняли на вооружение.
Противостояние двух систем после Второй мировой войны: капитализм и социализм
Литература
Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 гг.) / Сост
В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 1205 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-8243-1430-4.
Карпенко А. В., Уткин А. Ф., Попов А. Д. Отечественные стратегические ракетные комплексы / Под научной ред. В. Ф. Уткина, Ю. С. Соломонова, Г. А. Ефремова. — СПб.: Невский бастион, 1999. — 288 с. — ISBN 5-85875-104-0.
Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественного ракетного оружия 1918-2002 / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Минск: Харвест, 2003. — 544 с. — (Библиотека военной истории). — 5100 экз. — ISBN 985-13-0949-4.
Пуски ракет Р-1 8А11 в 1948 году
Сравнительная характеристика
Общие сведения и основные тактико-технические характеристики советских баллистических ракет первого поколения | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование ракеты | Р-1 | Р-2 | Р-5М | Р-11М | Р-7А | Р-9А | Р-12 и Р-12У | Р-14 и Р-14У | Р-16У |
Конструкторское бюро | ОКБ-1 | КБ «Южное» | |||||||
Генеральный конструктор | С. П. Королёв | С. П. Королёв, М. К. Янгель | С. П. Королёв | М. К. Янгель | |||||
Организация-разработчик ЯБП и главный конструктор | КБ-11, Ю. Б. Харитон | КБ-11, С. Г. Кочарянц | |||||||
Организация-разработчик заряда и главный конструктор | КБ-11, Ю. Б. Харитон | КБ-11, Е. А. Негин | |||||||
Начало разработки | 10.03.1947 | 14.04.1948 | 10.04.1954 | 13.02.1953 | 02.07.1958 | 13.05.1959 | 13.08.1955 | 02.07.1958 | 30.05.1960 |
Начало испытаний | 10.10.1948 | 25.09.1949 | 20.01.1955 | 30.12.1955 | 24.12.1959 | 09.04.1961 | 22.06.1957 | 06.06.1960 | 10.10.1961 |
Дата принятия на вооружение | 28.11.1950 | 27.11.1951 | 21.06.1956 | 1.04.1958 | 12.09.1960 | 21.07.1965 | 04.03.1959–09.01.1964 | 24.04.1961–09.01.1964 | 15.07.1963 |
Год постановки на боевое дежурство первого комплекса | не ставились | 10.05.1956 | переданы в СВ в 1958 | 01.01.1960 | 14.12.1964 | 15.05.1960 | 01.01.1962 | 05.02.1963 | |
Максимальное количество ракет, стоявших на вооружении | 36 | 6 | 29 | 572 | 101 | 202 | |||
Год снятия с боевого дежурства последнего комплекса | 1966 | 1968 | 1976 | 1989 | 1983 | 1977 | |||
Максимальная дальность, км | 270 | 600 | 1200 | 170 | 9500 | 12500 | 2080 | 4500 | 11000–13000 |
Стартовая масса, т | 13,4 | 20,4 | 29,1 | 5,4 | 276 | 80,4 | 47,1 | 86,3 | 146,6 |
Масса полезной нагрузки, кг | 1000 | 1500 | 1350 | 600 | 3700 | 1650–2095 | 1630 | 2100 | 1475–2175 |
Длина ракеты, м | 14,6 | 17,7 | 20,75 | 10,5 | 31,4 | 24,3 | 22,1 | 24,4 | 34,3 |
Максимальный диаметр, м | 1,65 | 1,65 | 1,65 | 0,88 | 11,2 | 2,68 | 1,65 | 2,4 | 3,0 |
Тип головной части | неядерная, неотделяемая | моноблочная, неядерная, отделяемая | моноблочная, ядерная | ||||||
Количество и мощность боевых блоков, Мт | 1×0,3 | 1×5 | 1×5 | 1×2,3 | 1×2,3 | 1×5 | |||
Стоимость серийного выстрела, тыс. руб. | 3040 | 5140 | |||||||
Источник информации : Оружие ракетно-ядерного удара. / Под ред. Ю. А. Яшина. — М.: Издательство МГТУ имени Н. Э. Баумана, 2009. — С. 23–24 — 492 с. — Тираж 1 тыс. экз. — ISBN 978-5-7038-3250-9. |
СБ-2 (АНТ-40) – видео
https://youtube.com/watch?v=tag6U6_hp18
Вышедшие из КБ А. Н. Туполева, эти машины вобрали в себя массу самых новейших ноу-хау авиастроения. Цельнометаллический моноплан с низко расположенным крылом, СБ имел полностью закрытую кабину и убиравшиеся шасси. Максимальная скорость, которую машина могла развивать на оперативной высоте, составляла не менее 325 км/ч, таким образом, СБ летал быстрее многих перехватчиков-бипланов, находившихся на вооружении большинства стран мира. Первый опытный образец был избран в качестве прототипа экспортной версии, а второй — предназначался для ВВС СССР, на вооружение которых поступил как СБ-2 (скоростной бомбардировщик).
Первая машина, которую получили в летных частях советской военной авиации в феврале 1936 г., оснащалась 619-кВт (830 л.с.) двигателями М-100, изготавливавшимися по лицензии Испано-Сюиза 12Ybr и двухлопастными воздушными винтами с фиксированным шагом. Вооружение состояло из двух 7,62-мм пулеметов ШКАС, установленных в носовой башенке, одного — дорсального расположения и еще одного — вентрального. Машина могла нести бомбовую нагрузку емкостью 1000 кг. В октябре того же года СБ-2 дебютировал в бою, сражаясь в составе летных частей республиканцев против испанских фашистов. В конечном счете в Испании действовало 210 машин этого наименования, укомплектованных полностью советскими экипажами. Фашисты, летные части которых комплектовались за счет бипланов Хейнкель Не 51 и ФИАТ CR.32, испытали настоящее потрясение, столкнувшись с СБ-2, и немедленно бросились заказывать новые истребители. СБ-2 поставлялись в Китай для борьбы с японскими захватчиками, выпускались по лицензии в Чехословакии, где значились под индексом В.71.
СБ-2 отлично показывал себя до тех пор, пока не столкнулся с более серьезным истребительным противодействием: с Мессершмиттом Bf 109 сначала в 1938 г. в Испании, а затем во время Финской войны 1939—1940 гг., когда с заданий не вернулись многие бомбардировщики СБ.Было решено модернизировать СБ-2. В качестве временной меры на самолет установили более мощный двигатель М-100А с воздушным винтом регулируемого шага. Новая версия, СБ-2бис, оснащалась 716-кВт (960 л.с.) двигателями М-103 и обладала более вместительными топливными баками, однако сохранила свое прежнее вооружение. Применяемый как дневной бомбардировщик с начала немецкого вторжения в 1941 г., СБ-2 нес огромные потери, и его пришлось задействовать только в ночное время.Производились транспортные версии ПС-40 и ПС-41, и СБ-РК или АР-2, представлявшие собой модификацию СБ-2бис, предназначенную для применения в качестве пикирующего бомбардировщика. Последний вариант отличался плоскостями меньшей площади и двигателями М-105Р с турбокомпрессорами.
Объёмный взрыв, его развитие и боевое применение
Сам эффект объёмного взрыва известен очень давно – возможно, с тех времён, когда у кого-то на мельнице взорвалась мучная пыль. Принцип действия объёмно-детонирующих боеприпасов очень прост – снаряд распыляет газовое облако, которое затем подрывается с небольшой задержкой. В результате получается взрыв огромной мощности, ударная волна которого интенсивнее, чем у обычных фугасных зарядов.
Итак, термобарические боеприпасы – это фугасное оружие, использующее эффект объёмного взрыва, имеющее принципиальные отличия от традиционных объёмно-детонирующих бомб. Они снаряжаются смесью жидких нетроэфиров с металлическим порошком, играющим роль горючего, либо твёрдым взрывчатым веществом на основе гексогена или октогена, смешанным с загустителем и алюминиевым порошком.
Это ВВ размещается вокруг центрального разрывного заряда, дающего начальную ударную волну, которая инициирует уже детонацию термобарической смеси. А продукты взрыва за ударной волной смешиваются с воздухом и горят, Термобарические заряды, в отличие от объёмно-детонирующих, не зависят от влияния атмосферы, и не ограничены эффективной массой, то есть могут быть и небольшими.
А ударная волна термобарических зарядов также способна затекать в укрытия. Имеют боеприпасы и зажигательный эффект.
Впервые использовать объёмный взрыв для решения боевых задач пытались в Третьем Рейхе. Курьёзным проектом предполагалось сбивать бомбардировщики союзников, подрывая у них на пути облака угольной пыли. Ничего хорошего из этого не вышло.
Эпизодически применяли оружие объёмного взрыва силы США во Вьетнаме. Хотя обычно “вакуумной” называют бомбу BLU-82, сбрасываемую с транспорта C-130, это мнение ошибочно. А настоящая объёмно-детонирующая бомба CBU-55 успела только пройти испытания. В бою её применили всего один раз – после официального вывода войск США, перед самым поражением Южного Вьетнама.
Вряд ли на это могла как-то повлиять резолюция ООН “о зажигательном оружии” 1976 года, так какд альше обсуждения возможности запрета там дело не пошло.
Интенсивнее работы пошли в Советском Союзе. Помимо авиабомбы ОДАБ-500П, на вооружении появились огнемёт РПО “Шмель” и система залпового огня ТОС-1. Огнемет «Шмель» фактически является одноразовым гранатомётом с термобарической БЧ.
К началу 21го века список пополнился термобарическим выстрелом для гранатомёта РПГ-7, одноразовыми гранатомётами РШГ, термобарическими БЧ для управляемых (“Хризантема” 9М123Ф) и неуправляемых (С-8ДФ) ракет. Особый интерес представляет одноразовый гранатомёт РМГ, в котором применена тандемная боевая часть.
Основная секция представляет собой термобарический заряд, а перед ней располагается кумулятивный элемент. Таким образом, кумулятивный заряд пробивает в цели отверстие, а термобарический влетает в него и взрывается внутри цели. Созданы ручные термобарические гранаты (РГ-60) и выстрелы для подствольных гранатомётов (ВГ-40ТБ). Они предназначены для поражения целей в помещениях и внутри укрытий.
В США развитие термобарических боеприпасов шло медленнее. Но и там разработали термобарические гранатомётные выстрелы калибра 40мм, имеется объёмно-детонирующий выстрел в боекомплекте гранатомёта Мк 153, который использует Корпус Морской Пехоты. Созданы термобарические БЧ для управляемых ракет (“Hellfire”) Предполагалось снабдить термобарическим зажигательным боеприпасом 25мм гранатомёты, но закрытие программы поставило на идее крест.
Американские силы проверили “вакуумные” боеприпасы в деле в ходе вторжений в Ирак и Афганистан. Небезынтересно, что бомба, использованная в 1983 при атаке казарм миротворцев в Бейруте, была именно боеприпасом объёмного взрыва.
Вертолет Ка-27 — видео
Модификации
Потери
История[ | ]
Пуски
Всего с полигона Капустин Яр провели шесть пусков с 25 января по 7 июня года, четыре из которых были удачными.
- 25.01.1955 Отрыв головной части на 22-й секунде. Спасли животных в левой тележке.
- 05.02.1955 Аварийный пуск.
- 04.11.1955 Спасли головную часть, приборные контейнеры и животных в двух тележках. Отработал дымовой контейнер.
- 14.05.1956 Спасли головную часть и животных в двух тележках. Отработал дымовой контейнер. По приборным контейнерам информации нет.
- 31.05.1956 Спасли головную часть, приборные контейнеры и животных в двух тележках. Дымовой контейнер не устанавливался.
- 07.06.1956 Спасли головную часть, приборные контейнеры и животных в двух тележках. Отработал дымовой контейнер.
График изменений курса 1 Российского рубля к Казахстанскому тенге
Примечания
- , с. 9.
- советская разведка смогла добыть лишь фрагментированные части разрушенных Фау-2, ни одна рабочая или хотя бы частично рабочая Фау в руки советских инженеров не попала
- хотя, согласно характеристикам Фау-2, максимальная дальность полёта составляла 320 км
- ↑ Черток Б. Е. Ракеты и люди. — 2-е изд. — М.: Машиностроение, 1999. — С. 329. — 416 с. — 1300 экз. — ISBN 5-217-02934-X.
- , Из отчета 2-го дивизиона 72-й инженерной бригады РВГК о проведенных спецработах в условиях низких температур (январь-февраль 1954 г.), с. 341-347.
- , Докладная записка М. И. Неделина М. С. Малинину о сформировании 233-й инженерной бригады РВГК от 14.12.1954 №1181711сс, с. 375-376.
Пуски
Пуски проводились с полигона Капустин Яр.
Первые две установки с приборами ФИАР-1 были запущены 24 мая 1949 г в 4 часа 40 минут на пятой ракете Р-1А. Из-за неисправности парашютной системы контейнеры при приземлении разрушились.
После доработки парашютной системы 28 мая 1949 г. в 4 часа 50 минут был проведён второй подобный эксперимент на шестой ракете Р-1А. Были получены положительные результаты.
Пуски ракеты Р-1А, при которых была достигнута высота 102 км, показали большую перспективность ракетных геофизических исследований и позволили наметить их расширенную программу. При Президиуме Академии наук был учрежден координационный межведомственный комитет под председательством академика А. А. Благонравова. Входя в состав этого комитета, С. П
Королев уделял первостепенное внимание всем вопросам, связанным не только с созданием геофизических ракет, но и с методикой исследований, разработкой научной аппаратуры
История создания
Военно-политические союзы и формирование мировой социалистической системы
После окончания войны в некоторых странах Европы к власти пришли сторонники социализма. В Польше, Албании, Югославии, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Румынии, а также в ГДР начались преобразования по советскому образцу. Для координации деятельности, проводимой в коммунистических партиях этих стран, создается Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро).
Помимо европейских стран, придерживавшихся социализма, СССР поддерживал отношения с Корейской Народно-демократической Республикой и Китайской Народной Республикой.
Страны, не принявшие финансовую помощь от США, под руководством СССР создали альтернативу. 5 января 1949 года образовался Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). В восточноевропейских государствах начиналось перестраивание экономик. Началось создание такой же хозяйственной модели, как в Советском союзе.
Однако навязывание нравилось не всем восточноевропейским государствам. Деятельность лидера Югославии Броза Тито по мнению правительства Советского союза отличалась излишней самостоятельностью. Это привело к разрыву дипломатических отношений с Югославией в 1949 году.
Силовая часть воздушного судна
В качестве привода на вертолете используются два турбовальных двигателя ТВ 3, суммарная взлетная мощность которых составляет 2х2200 лошадиных сил, и редуктор ВР-252. Несущие винты имеют стабилизированную частоту вращения во время полета.
Главными источниками электрической электроэнергии являются два трехфазных генератора переменного тока с частотой 400 Гц, которые приводятся в действие редуктором ВР-252. Генераторы работают в параллельном режиме, но непосредственно к сети подключён лишь левый, а правый находится в резерве. Постоянный ток на вертолете получается путем преобразования из переменного с помощью двух полупроводниковых выпрямителей ВУ-Б.
Аварийное питание обеспечивают две батареи никель-кадмиевого типа, а также два преобразователя тока.
Во время аварийной посадки на водную поверхность активируются надувные баллонеты, которые в процессе нормального полета уложены в свернутом положении в боковые контейнеры вертолета, расположенные на фюзеляже
Важно отметить, что баллонеты не гарантируют требуемой плавучести машине при отключённых двигателях
Также российский вертолет Ка-27 снабжен системой автопилота и полуавтоматической системой передачи координат и прочей информации об обнаруженной подводной лодке.
В состав экипажа входят три человека: пилот, штурман-координатор и оператор противолодочной системы.
Примечания
- Борис Малашевич. .
- . Дата обращения: 28 июня 2020.
В игровой и сувенирной индустрии
Сравнительная характеристика
Общие сведения и основные тактико-технические характеристики советских баллистических ракет первого поколения | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование ракеты | Р-1 | Р-2 | Р-5М | Р-11М | Р-7А | Р-9А | Р-12 и Р-12У | Р-14 и Р-14У | Р-16У |
Конструкторское бюро | ОКБ-1 | КБ «Южное» | |||||||
Генеральный конструктор | С. П. Королёв | С. П. Королёв, М. К. Янгель | С. П. Королёв | М. К. Янгель | |||||
Организация-разработчик ЯБП и главный конструктор | КБ-11, Ю. Б. Харитон | КБ-11, С. Г. Кочарянц | |||||||
Организация-разработчик заряда и главный конструктор | КБ-11, Ю. Б. Харитон | КБ-11, Е. А. Негин | |||||||
Начало разработки | 10.03.1947 | 14.04.1948 | 10.04.1954 | 13.02.1953 | 02.07.1958 | 13.05.1959 | 13.08.1955 | 02.07.1958 | 30.05.1960 |
Начало испытаний | 10.10.1948 | 25.09.1949 | 20.01.1955 | 30.12.1955 | 24.12.1959 | 09.04.1961 | 22.06.1957 | 06.06.1960 | 10.10.1961 |
Дата принятия на вооружение | 28.11.1950 | 27.11.1951 | 21.06.1956 | 1.04.1958 | 12.09.1960 | 21.07.1965 | 04.03.1959–09.01.1964 | 24.04.1961–09.01.1964 | 15.07.1963 |
Год постановки на боевое дежурство первого комплекса | не ставились | 10.05.1956 | переданы в СВ в 1958 | 01.01.1960 | 14.12.1964 | 15.05.1960 | 01.01.1962 | 05.02.1963 | |
Максимальное количество ракет, стоявших на вооружении | 36 | 6 | 29 | 572 | 101 | 202 | |||
Год снятия с боевого дежурства последнего комплекса | 1966 | 1968 | 1976 | 1989 | 1983 | 1977 | |||
Максимальная дальность, км | 270 | 600 | 1200 | 170 | 9500 | 12500 | 2080 | 4500 | 11000–13000 |
Стартовая масса, т | 13,4 | 20,4 | 29,1 | 5,4 | 276 | 80,4 | 47,1 | 86,3 | 146,6 |
Масса полезной нагрузки, кг | 1000 | 1500 | 1350 | 600 | 3700 | 1650–2095 | 1630 | 2100 | 1475–2175 |
Длина ракеты, м | 14,6 | 17,7 | 20,75 | 10,5 | 31,4 | 24,3 | 22,1 | 24,4 | 34,3 |
Максимальный диаметр, м | 1,65 | 1,65 | 1,65 | 0,88 | 11,2 | 2,68 | 1,65 | 2,4 | 3,0 |
Тип головной части | неядерная, неотделяемая | моноблочная, неядерная, отделяемая | моноблочная, ядерная | ||||||
Количество и мощность боевых блоков, Мт | 1×0,3 | 1×5 | 1×5 | 1×2,3 | 1×2,3 | 1×5 | |||
Стоимость серийного выстрела, тыс. руб. | 3040 | 5140 | |||||||
Источник информации : Оружие ракетно-ядерного удара. / Под ред. Ю. А. Яшина. — М.: Издательство МГТУ имени Н. Э. Баумана, 2009. — С. 23–24 — 492 с. — Тираж 1 тыс. экз. — ISBN 978-5-7038-3250-9. |
Пуски ракет Р-1 8А11 в 1951 году
Дата | Ракетодромы | Информация о ракете |
---|---|---|
1951/01/29 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, IIIA-1 |
1951/01/30 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, IIIA-5 |
1951/01/31 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, IIIA-2 |
1951/02/01 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, IIIA-6 |
1951/02/02 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, IIIA-3 |
1951/06/13 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, IIIB-11 |
1951/06/14 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, IIIB-10 |
1951/06/18 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, IIIB-1 |
1951/06/19 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, IIIB-2 |
1951/06/20 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, IIIB-3 |
1951/06/22 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, IIIB-7 |
1951/06/23 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, IIIB-9 |
1951/06/24 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, IIIB-8 |
1951/06/25 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, IIIB-4 |
1951/06/26 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, IIIB-5 |
1951/06/27 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, IIIB-14 |
Оружейное оснащение
Модификации
Познавательное видео о глобальном потеплении
Пуски ракет Р-1 8А11 в 1949 году
Дата | Ракетодромы | Информация о ракете |
---|---|---|
1949/09/10 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-1 |
1949/09/11 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-2 |
1949/09/13 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-11 |
1949/09/14 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-4 |
1949/09/17 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-8 |
1949/09/19 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-5 |
1949/09/20 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-9 |
1949/09/23 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-15 |
1949/09/28 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-10 |
1949/10/03 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-14 |
1949/10/08 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-16 |
1949/10/10 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-12 |
1949/10/12 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-7 |
1949/10/13 | Капустин Яр | СССР; 2×Р-1 8А11: II-13, II-17 |
1949/10/14 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-18 |
1949/10/15 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-19 |
1949/10/18 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-23 |
1949/10/19 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-22 |
1949/10/22 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-20 |
1949/10/23 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, II-3 |
Оглавление страницы:
- ракеты Р-1 8А11
- ракеты Р-1 8А11
- ракеты Р-1 8А11
- военного министра СССР № 00267 «О принятии на вооружение Советской Армии ракеты дальнего действия Р-1»
- о пусках ракет Р-1 8А11
- Пуски ракет Р-1 8А11
- Пуски ракет Р-1 8А11
- Пуски ракет Р-1 8А11
- Пуски ракет Р-1 8А11
- Пуски ракет Р-1 8А11
- Пуски ракет Р-1 8А11
- Пуски ракет Р-1 8А11
- Пуски ракет Р-1 8А11
- Пуски ракет Р-1 8А11
- Пуски ракет Р-1 8А11
- Пуски ракет Р-1 8А11
Конструкция
Конструктивно ракета Р-1 состоит из головной части, в которой расположен боевой заряд и блоки управления, дополнительного приборного отсека, раздельных емкостей для топлива и окислителя и хвостовой секции, в которой размещен двигатель. Корпус ракеты построен по авиационной технологии – из шпангоутов и соединительных стрингеров, выполненных из различных марок стали. Снаружи каркас обшит стальными листами с различной толщиной, которые крепятся при помощи заклепок.
Для доступа к оборудованию имеются многочисленные люки, закрытые крышками. Баки для компонентов топлива выполнены из алюминиевого листа, установлены внутри каркаса и несущей роли не играют. Головная часть жестко интегрирована в конструкцию Р-1, при приближении к цели не отделяется.
Для полета Р-1 использовался 1-камерный двигатель РД-100, использовавший в качестве топлива этиловый спирт, разбавленный водой (соотношение 3-1).
Применение воды позволяло снизить температуру камеры сгорания и сопла, но одновременно ухудшало тягу двигателя. В роли окислителя выступал жидкий кислород.
Оба компонента подавались механическими насосами с приводом от парогазовой турбины, для которой имелась отдельная топливная система. Парогаз формировался в специальном реакторе в результате разложения перекиси водорода под воздействием перманганата калия. Подача реактивов в реактор Р-1 осуществлялась по процессу вытеснения.
В момент пуска начиналась химическая реакция, образовавшаяся парогазовая смесь раскручивала насосы, и топливо подавалось в камеру сгорания. Для вспышки использовалось пиротехническое приспособление, позднее замененное жидкостным зажигательным модулем. Двигатель Р-1 имел большой вес, а его характеристики были далеки до идеала даже с учетом конструкции. Но это был первый отечественный ракетный двигатель, разработка которого позволила вырастить поколение специалистов в этой области.
Для ориентации ракеты Р-1 в полете отвечают 4 стабилизатора, симметрично расположенные в хвостовой части. Для корректировки траектории используются рули, установленные на стабилизаторах. Но для улучшения характеристик применены дополнительные управляющие плоскости, расположенные в потоке отработавших газов, который истекает из сопла двигателя. Инерциальная система управления Р-1 обеспечивала поддержание угла полета на активной дистанции, дополнительно имелся автомат дальности полета.
Из-за использования несовершенных компонентов электронные блоки имели вес более 200 кг. При этом оборудование никак не корректировало боковой снос ракеты, поэтому оружие имело разброс 1500 м при дальности полета 300 км.
Недостатком Р-1 стало большое количество оборудования, необходимого для заправки и пуска. На 1 ракету требовалось более 20 единиц специализированного транспорта. Перед пуском на оружие монтировалась боевая часть, после чего оружие перевозилось на специальном трале к пусковой площадке. После приведения корпуса в вертикальное положение производилось тестирование систем управления, и закладывались координаты цели, после чего начиналась заправка топливом и окислителем.
Общие затраты времени на пуск достигали 8 часов, в исключительных случаях тренированный расчет укладывался в 6 часов.
Причем заправленную ракету Р-1 требовалось запустить, поскольку слив топлива занимал еще больше времени и был сопряжен с риском пожара и взрыва.
По воспоминаниям академика Б.Е. Чертока, применение в качестве топлива этилового спирта вкупе с низкой точностью оружия вызвали бурю негодования у советского генералитета. Один из генералов прямо заявил, что раздача объема спирта, имеющегося в одной Р-1 вверенным ему подразделениям, привела бы к большим результатам, чем пуск ракеты. После чего военачальник добавил, что ракета еще и не поразит город, который успешно бы заняли с хода его подчиненные, «подогретые» парами спирта.
Серия и служба
25 ноября 1950 года ракетный комплекс Р-1 / 8А11 был принят на вооружение. В начале лета следующего года появилось распоряжение о запуске серийного производства. Изначально ракеты должны были выпускаться в рамках кооперации опытного производства НИИ-88 и завода №586 (г. Днепропетровск). В дальнейшем опытный завод научной организации должен был сосредоточить усилия на другой продукции и выйти из производства Р-1. Серийные ракеты первой партии попали на полигон примерно через год после запуска производства. К этому времени было решено, что Р-1 поступят на вооружение ракетных бригад особого назначения РВГК.
Серийное производство ракет Р-1 и компонентов ракетного комплекса продолжалось до 1955 года. Вскоре после этого стартовал процесс замены устаревающего оружия новыми образцами. БОН РВГК списывали ракеты Р-1 и получали вместо них более совершенные Р-2. Последние ракеты «Победа», насколько известно, были запущены на полигонах в 1957 году. С момента начала испытаний и до завершения эксплуатации было проведено 79 запусков ракет. Также состоялось почти 300 тестовых запусков двигателей. К началу шестидесятых годов армия лишилась последних ракет Р-1 и освоила новые ракетные комплексы.
Отечественная программа создания перспективных баллистических ракет дальнего действия стартовала с изучения и сборки трофейных зарубежных образцов. В ходе проверок и испытаний было определено, что такое оружие представляет интерес и может быть скопировано. Впрочем, речь не шла о прямом копировании, и до серийного производства в итоге были доведены ракеты новой конструкции, имевшие серьезные преимущества перед базовыми образцами немецкой разработки.
Комплекс с баллистической ракетой Р-1 / 8А11 стал первым образцом своего класса, принятым на вооружение в нашей стране. Впоследствии были созданы новые модификации ракеты с теми или иными отличиями и преимуществами. Затем началась разработка совершенно новых ракет, лишь частично основывающихся на существующей. Впрочем, такое развитие технологий продолжалось в течение ограниченного времени. К началу шестидесятых годов конструкторам пришлось искать совершенно новые идеи и решения.