«сармат», «прометей» и «белый лебедь»: какая военная техника поступит на вооружение россии в ближайшие годы

См. также

Советские БЖРК ” Молодец”

Данный вариант размещения баллистических ракет очень сильно критикуется странами НАТО. Дело в том, что при подобном размещении очень сложно отследить перемещение подобных составов. Сверху вагоны вообще идентичны и могут в любой момент поменять направление, что делает уничтожение комплекса в случае пуска очень затруднительным. Хотя международный договор СНВ-3 не запрещает создание подобного вооружения, каждая новость о возвращении “поездов-призраков” встречает вал критики в западной прессе. Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК). ОКР по созданию БЖРК начата в 2012 г. и ведется Московским Институтом теплотехники (МИТ). До декабря 2014 г. обсуждалось, что создание комплекса возможно или на базе МБР РС-24 “Ярс” или на базе МБР РС-26 “Рубеж” или с использованием наработок по межконтинентальной БРПЛ 3М30 “Булава”. Но в декабре 2014 г. в СМИ появилась информация о том, что комплекс будет включать в свой состав МБР типа “Ярс” или “Ярс-М”. Маловероятно, что главным конструктором комплекса может быть Ю.С.Соломонов т.к. в своих выступлениях в СМИ он неоднократно выступал против БЖРК как класса ракетных комплексов. До 2020 г. предполагается выполнить ОКР, создать и провести испытания опытных образцов БЖРК (по планам 2012 г.). После 2020 г. комплексы начнут поступать на вооружение РВСН. 23 апреля 2013 г. заместитель Министра оброны России Юрий Борисов заявил, что в настоящее время ведется эскизное проектирование БЖРК, идет работа по техническим проектам. 18 декабря 2013 г. командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев сообщил, что эскизное проектирование завершится в первой половине 2014 г., но окончательное решение по проектированию БЖРК еще не принято. В итоге эскизное проектирование комплекса завершено в конце 2014 г.. В СМИ сообщается, что по состоянию на середину 2015 г. идет первый этап ОКР по созданию комплекса. В декабре 2014 г. в СМИ заместитель главкома РВСН заявил, что разработка БЖРК вскоре может начаться, а главком РВСН днем позже заявил, что новый комплекс носит название “Баргузин”. Разработка конструкторской документации начата в 2015 г. и её планируется завершить в середине 2016 г.. Хотя позже в декабре 2015 г. источник в российском ОПК сообщил СМИ, что из-за сложной финансовой ситуации сроки работ по созданию “Баргузина” перенесены более чем на один год и завершатся не ранее 2020 г. 12 мая 2016 г. в СМИ появилась информация о том, что “конструкторская документация отработана, создаются отдельные элементы комплекса, но точных сроков его создания и принятия на вооружение нет”, ясность по срокам наступит в 2018 г.. Начало развертывания нового БЖРК ожидается не ранее 2018 г., а скорее всего в 2019 г. в конце 2015 г. дата начала развертывания комплекса уточнена — 2020 г.

[править] Производство

Основная статья: Производство ЗРК в России

Концерн «Алмаз-Антей» осуществляет производство и разработку ЗРК.

Основными российским разработчиками ЗРК являются НПО «Алмаз» по комплексам в целом и МКБ «Факел» по зенитным ракетам. Оба предприятия в ходят в состав концерна «Алмаз-Антей».

В Нижнем Новгороде осуществляется выпуск зенитно-ракетных систем С-400.

В 2012 году отмечалось, что московский завод «Авангард» — единственный на настоящее время производитель ракет для комплексов ПВО С-300 и С-400.

Обуховский завод производит ЗРК.

Концерн ПВО «Алмаз-Антей» осуществляет разработку зенитной ракетной системы нового поколения С-500.

Боевое применение

Летом 2007 года в г. Электросталь Московской области на более дежурство поступил первый дивизион, оборудованный ЗРС С-400 «Триумф». В 2009 году прибавился еще и второй дивизион, который вместе с первым составил 606-й гвардейский зенитный ракетный пол (16 ПУ).

Зимой 2016 года в Электростали сформировали новый ракетный полк ЗРС С-400, которым был заменен 606-й зенитно-ракетный полк 4-й дивизии ПВО.

Осенью 2015 года представитель Воздушно-космических войск России сообщил, что ЗРК из Подмосковья был переброшен военно-транспортной авиацией РФ в Сирию в течение суток.

Весной 2011 года на дежурство заступил второй полк, оборудованный ЗРС С-400 – 210-й Краснознаменный зенитный ракетный пол в поселении Дмитров (2 дивизиона по 8 пусковых установок в каждом).

Зимой 2014 года было сформировано всего пять полков ЗРС С-400: в Подмосковье, на Тихоокеанском и Балтийском флотах, а также в Южном военном округе. В состав каждого пока относилось 2 дивизиона ЗРС С-400 и в каждом по 8 пусковых установок.

Осенью 2015 года, после того как Турцией был сбит российский самолет, ЗРС С-400 была установлена в Сирии на российской авиационной базе «Хмеймим» в Латакии. Переброска была выполнена на военно-транспортных самолетах АН-124 «Руслан», взятых на одном из подмосковных полков.

7 апреля 2017 года по Сирии были выпущены американские крылатые ракеты BGM-109 «Томагавк» не были поражены системой С-400. Проведение операции спровоцировала негативную реакцию у официальных лиц Российской Федерации. Обозреватели National Interest полностью согласны с тем, что С-400 не использовался после предупрежения о ракетном обстреле со стороны США, поскольку обе ядерные сверхдержавы боялись по ошибке вступить в военную конфронтацию.

Вторая часть обозревателей выделяют общую проблему низколетящих целей. Дело в том, что без ассистированию самолета ДРЛО, такого, как А-50, а также наземные комплексы ПВО, даже не применительно к С-400, не способны наносить удар низколетящим военным объектам за пределами радиогоризонта, который составляет десятки километров с учетом использования вышек для РЛС. Специальные низковысотные обнаружители могут самостоятельно создавать зоны обнаружения на сверхмалых высотах на большй дальности, включая загоризонтные РЛС, РЛС на аэростатах, удаленные НВО вокруг центра, НВО с воздушным базированием (перехватчик МиГ-31 с 80-х гг. спосбен на самостоятельный преехват, вертолеты). Для прикрытия района около 2000 км2, защищаемого С-400, достаточно собственной зоны, но недостаточно для прикрытия удаленных объектов от дислокации С-400, если только ракета не управляется посредством данных радара самолета ДРЛО, зона защиты от низколетящих целей на сверхмалых высотах – в 10 раз больше. Противодействием мощной атаке крылатый ракетам является региональная система ПВО с массовым применением рассредоточенных ЗРК ближнего радиуса действия как «Тор» и «Бук», которые создавая множество зон ПВО радиусом нескольких десятков километров против низколетящей целей могут перекрыть полет для них на целой стране. Причем мобильность этих компонентов, в частности «Тора» на бронированной платформе, может вести огонь в движении и не имеющего координат GPS для поражения, делает такое ПВО сложноузявимым для удара крылатыми ракетами по другим самим. Развертывание таких комплексов, вероятно и запланировано в Сирии в качестве ответных мер от МО РФ, по мнению экспертов. Но принципиальным техническим решением, нивелирующим значение низкого полета крылатых ракет, является уже готовая интеграция С-400 с самолетами раннего предупреждения А-50/50У в режиме целеуказания и командования, где полученное предупреждение от самолета ДРЛО показывает рассредоточенным системам зенитно-ракетного комплекса разобрать секторы обстрела.

Основные характеристики

  • Скорость цели максимальная, км/с – 4,8
  • Дальность обнаружения, км – 600

Границы зоны прикрытия по дальности, км:

  • максимум – 400
  • минимум – 2.

Границы зоны прикрытия по высоте от аэродинамических целей (км):

  • максимум – до 30 (ракетой 40Н6Е) / до 27 (ракетами 48Н6ДМ)/ до 35 (ракетами 9М96М)
  • минимум – 0,005

Границы зоны прикрытия по дальности от всех доступных баллистических ракет, км

  • максимум – 60
  • минимум – 5.
  • Обстреливаемых одновременно целей максимум – 80 (10 целей каждый ЗРК, всего до 8 ЗРК под общим управлением) (до 2012 г. — 36 (6 ЗРК по 6 целей))
  • Наводимых на цели ракет максимум – 160 (20 ракет каждый ЗРК, всего до 8 ЗРК под общим управлением)
  • Готовность, минут – 0,6 из режима ожидания / развёрнутый на местности 3
  • Непрерывной работы часов – 10 000

Срок службы, лет:

  • компонентов – минимум 20.
  • ракет – 15.

Новые разработки ракет РФ

В наши дни идет перевооружение армии России новыми ракетами:

  • РС-24 «Ярс», которыми поэтапно заменяются МБР РС-18 и РС-20 (по мере окончания сроков их эксплуатации);
  • РС-26 «Рубеж» — МБР повышенной точности;
  • РС-28 «Сармат» — тяжелая МБР, эффективно обходит американские средства ПРО, особенно за счет пусков через Южный полюс;
  • Х-50 — новая оперативно-тактическая авиационная ракета воздух-земля, фактически незаметная для средств ПВО;
  • С-500 «Прометей» — новейшая ракетная система ПВО и ПРО.

Также разрабатывается новейший РК «Циркон-С» со стратегической гиперзвуковой ракетой следующего поколения.

Легендарный нож

Видео

Катастрофа в Иркутске

За все время эксплуатации самолетов Ан-124 в результате летных происшествий было потеряно 4 самолета.

Одной из самых тяжелых стало падение военного борта в небе над Иркутском. Бортовой номер RA-82005 впервые поднялся в воздух в октябре 1985 года. Общий налет борта по состоянию на конец 1997 года составлял 1034 часа, или 576 циклов «взлет — посадка».

6 декабря 1997 года произошло одно из самых тяжелых летных происшествий в истории военнотранспортной авиации. Борт RA-82005 следовал из Москвы на вьетнамский военный аэродром Камрань с посадками в Иркутске и Владивостоке. На борту находились 40 тонн груза — собранные на Иркутском авиационном заводе два истребителя СУ-27УБТ, 15 пассажиров и 8 членов экипажа.

В 14 часов 42 минуты самолет поднялся в небо с аэродрома Иркутска.

Дальнейшая хронология событий была восстановлена специалистами комиссии по расследованию причин катастрофы со скрупулезной точностью:

  • 3 секунды после взлета, высота 5 м — помпаж и отключение двигателя №3.
  • 9 секунд после взлета, высота 22 м — штатная остановка двигателя №2.
  • 11 секунд после взлета, высота 66 м – помпаж двигателя №1.

Рост угловой скорости и угла атаки не превышал допустимых значений, но вследствие резкой потери тяги после остановки трех из четырех двигателей, Ан-124 начал крен влево и резкое снижение с одновременной потерей линейной скорости.

Стабилизировать и удержать самолет в полете, имея один рабочий двигатель, экипажу не удалось.

Гигантский самолет упал на расстоянии 1,6 км от аэродрома Иркутск-2 на городской микрорайон Авиастроитель. Основной удар пришелся на дом №45 по ул. Гражданская. Киль самолета уперся в стену дома №120 по ул.Мира, а другие крупные обломки – в здание детского дома.

Общее количество погибших в авиакатастрофе — 72 человека:

  • 49 из них — стали жертвами катастрофы на земле, жители Иркутска, 15 из них – дети.;
  • 15 — пассажиры «Руслана»;
  • 8 — члены экипажа.

70 семей лишились жилья. В ликвидации последствий катастрофы принимали участие сотни военных и гражданских специалистов, техника спасательного центра МЧС России.

Ситуация была осложнена тем, что бортовые регистраторы переговоров экипажа и технических параметров самолета очень сильно пострадали при пожаре. В частном порядке после завершения официального расследования, появлялись интервью, в которых военные и гражданские эксперты и специалисты высказывали различные точки зрения по поводу причин отказа двигателей «Руслана» после взлета.

Приводимые ниже факты являются неофициальными и не могут использоваться в качестве выводов о степени виновности производителя, экипажа либо технического персонала:

  • перегрузка самолета перед вылетом с аэродрома Иркутска.
  • нарушение работы одной из бортовой систем вследствие использования одним из пассажиров запрещенных электронных устройств.
  • превышение количества 9 воды в авиационном керосине и, как следствие – появление льда и отказ топливных фильтров турбореактивных двигателей.

В 1999 году на месте падения «Руслана» в Иркутске была освящена церковь Рождества Христова, возведенная в память о жертвах ужасной катастрофы.

[править] Описание

В системе С-300П применена одноступенчатая ракета 5В55 (средняя скорость полёта 1100—1250 м/с, время достижения максимальной скорости ок. 1900 м/с — ок. 10 секунд, дальность поражения до 75 км, высоты поражения 0,025 — 25 км). Позже 5В55 была заменена на 48Н6 с более высокими характеристиками. Метод наведения на цель — инерциально-командный, с использованием «сопровождения цели через ракету», при котором ГСН ракеты, принимая отражённые от цели сигналы радиолокатора подсветки и уточняя параметры цели, не использует их для самонаведения, а передаёт на командный пункт, где полученные данные сопоставляются с имеющимися от этого же радиолокатора данными о ракете и цели, производится вычисление оптимальной траектории полёта ракеты и передаются на ракету соответствующие команды. Это приводит к большей точности наведения по сравнению с классическим командным (как на С-75) наведением и принципиально более высокой помехозащищённости комплекса. Все средства системы размещены на колёсном шасси. Дальность поражения целей последних модификаций системы С-300П доведена до 250 км, а системы С-300В более 300 км.

В системе С-300В применены две двухступенчатые ракеты — 9М82 и 9М83. Различаются только первые ступени ракет — у 9М82 она более мощная. Ракета 9М82 обладает характеристиками, близкими к характеристикам американской противоракеты Спринт: она набирает скорость 2,6 км/с (более 9 000 км/ч) за 4,5 секунды, а средняя скорость полёта в пределах активной зоны составляет 1800 м/с. При этом, двигатель маршевой ступени работает еще около 13,5 секунд. Обеспечивается перехват ГЧ БР, движущихся со скоростью 4500 м/с. Ракета 9М83 разгоняется до скорости 1200 м/с за 5 секунд, после чего вторая ступень разгоняется до скорости 1700 м/с. Система наведения — командно-инерциальная на основном участке с полуактивным самонаведением на конечной стадии перехвата. Все средства системы размещены на гусеничном шасси, представляюшим собой различные модификации шасси 203-мм САУ Пион.

На ракетах 9М82/83 впервые в мире была применена осколочная боевая часть направленного действия. Узкий конус разлёта основной массы осколков (который ракета направляет на цель путём манёвра по крену перед подрывом БЧ) обеспечивает гораздо более плотное накрытие цели осколками по сравнению с традиционными БЧ. Это дало возможность уменьшить общее количество осколков и увеличить массу и пробивную способность каждого осколка. Энергия осколков БЧ 9М82/83 позволяет пробить теплозащитный слой и корпус боеголовки и вызвать подрыв одного из многих зарядов-инициаторов ядерной БЧ. Срабатывание последней происходит только при синхронном подрыве этих зарядов. Взрыв одного из них приводит к простому разрушению боеголовки изнутри.

Система С-300 не принимала участие в боевых действиях. Появление системы С-300ПМ2 в Сирии привело к полному прекращению воздушных операций израильских ВВС (укомплектованных в том числе истребителями 5-го поколения F-35), над территорией Сирии.

Как он действовал

Ракетные поезда ходили по перегонам только ночью и в обход крупных станций. Днем отстаивались на специально оборудованных позициях — их до сих пор можно увидеть то здесь, то там: заброшенные, непонятные ответвления в никуда, а на столбах — датчики определения координат, похожие на бочонки. Без которых быстрый старт ракеты невозможен…

Состав останавливался, специальные устройства отводили в сторону контактный провод, крыша вагона откидывалась — и из чрева «рефрижератора» вылетал «молодец» весом 104,5 тонны. Не сразу, только на 50-метровой высоте запускался маршевый двигатель первой ракетной ступени — чтобы огненная струя не ударила по пусковому комплексу и не спалила рельсы. Этот поезд в огне… На все про все уходило меньше двух минут.

Трехступенчатая твердотопливная ракета РТ-23УТТХ забрасывала 10 боевых блоков мощностью 430 тысяч тонн каждая на дальность 10 100 км. И со средним отклонением от цели 150 метров. Она обладала повышенной стойкостью к воздействию ядерного взрыва и была способна самостоятельно восстанавливать информацию в своем электронном «мозгу» после него…

Но больше всего американцев раздражало не это. А просторы нашей земли.

Общие сведения о зенитном ракетном комплексе С–75

Всемирные дни, поддерживаемые ВОЗ

На пути к стратегическому паритету

Как отмечается в материалах Минобороны РФ, создание РВСН было обусловлено обострением военно-политической обстановки и интенсивным развитием наступательных вооружений в Соединённых Штатах и других странах — членах НАТО. По состоянию на конец 1950-х годов ядерный арсенал США обладал качественным и количественным превосходством над советским.

Руководство СССР поставило перед отечественной промышленностью и Минобороны страны задачу по обеспечению стратегического паритета с Соединёнными Штатами. Рывок в гонке вооружений потребовал привлечения талантливых учёных, а также значительной доли научно-технического и производственного потенциала СССР.

Первые советские межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), появившиеся в 1950-е годы, страдали от недостаточной функциональности. Транспортировка, сборка и подготовка к пуску были весьма трудоёмким процессом, который к тому же не оставался незамеченным для разведки потенциального противника.

Например, на развёртывание детища Сергея Королёва МБР Р-7 дальностью около 8 тыс. км требовалось около суток. Чтобы запустить ракету в космос, её нужно было собрать из разных элементов, заправить топливом, тщательно проверить исправность всех систем, узлов и агрегатов.

Однако большинство вышеперечисленных недостатков было устранено к концу 1960-х годов. В первую очередь советские инженеры отработали технологию строительства шахтных пусковых установок (ШПУ). Данный тип стартового комплекса обеспечивал (и продолжает обеспечивать) возможность применения МБР даже после непрямого ядерного попадания. 

В 1970-е годы в арсенале РВСН появились комплексы мобильного (грунтового) базирования. Они представляли собой МБР, размещённые на шасси крупного тягача. Как правило, использовалась колёсные формулы 6 х 6 и 8 х 8 (реже — гусеничная платформа). Новый вид стратегического вооружения уступал шахтному образцу по мощности. Его основное достоинство заключалось в способности оперативно наносить удары из разных географических районов.

Также по теме

«Не составляем списки противников»: почему генсек НАТО отказался называть Россию врагом

Россия не является для НАТО врагом. Об этом заявил генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг. В то же время он отметил, что в…

Чаще всего грунтовыми комплексами вооружались полки, дислоцированные в равнинных регионах с лесистой местностью. Таким образом, средства наблюдения западных стран не могли с помощью спутников и авиации отслеживать передвижение машин. Разработке этого оружия страна обязана специалистам Московского института теплотехники (МИТ).

Также значимую роль в появлении и совершенствовании возможностей мобильных комплексов сыграл Алтайский НИИ химической технологии (НИИ-9), создавший твёрдое ракетное топливо. Этот вид горючего является более простым и безопасным в эксплуатации, чем жидкий аналог.

В 1975 году на вооружение РВСН был принят грунтовый комплекс «Темп-2С», в 1976-м — «Пионер», в 1988-м — «Тополь». В 1990-е годы специалисты МИТ разработали универсальную МБР «Тополь-М», которая может устанавливаться как на шасси Минского завода колёсных тягачей (МЗКТ), так и в ШПУ, где также размещаются жидкостные ракеты УР-100Н («Стилет») и Р-36М/М2 «Воевода» (по классификации НАТО — «Сатана»).

«Стратегический паритет с США был достигнут к середине 1970-х годов. Это потребовало привлечения огромных человеческих и материальных ресурсов. СССР оказался втянут в изматывающую гонку вооружений. Однако вложения в РВСН были оправданны. Бурное развитие этого рода ВС позволило обеспечить национальную безопасность страны и предотвратить крупные вооружённые конфликты в Европе со странами НАТО», — отметил в беседе с RT профессор Академии военных наук, старший научный сотрудник Центра политических исследований России Вадим Козюлин.

Где можно увидеть

Топ самые быстрые ракеты в мире

Немного истории БМ-13 «Катюша»

После окончания Первой мировой войны заметно повысился интерес к твердотопливным пороховым ракетам, и разработками в этом направлении занимались конструкторы сразу в нескольких странах. Сами по себе реактивные ракеты нельзя назвать чем-то инновацией, скорее это — возвращение к «хорошо забытому старому». Дело в том, что пороховые ракеты не так уж редко применялись вплоть до середины XIX столетия, но по мере развития нарезной артиллерии они до поры сдали свои позиции.

Возрождению интереса к ракетному оружию способствовали несколько причин: во-первых, были изобретены более совершенные виды пороха, что позволило значительно увеличить дальность полета реактивных снарядов; во-вторых, ракеты прекрасно подходили в качестве оружия для боевых аэропланов; а в-третьих, ракеты можно было использовать для доставки отравляющих веществ.

Последняя причина была наиболее важной: исходя из опыта Первой мировой войны, военные практически не сомневались, что следующий конфликт без боевых газов точно не обойдется. В СССР создание ракетного оружия началось с экспериментов двоих энтузиастов — Артемьева и Тихомирова

В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации

В СССР создание ракетного оружия началось с экспериментов двоих энтузиастов — Артемьева и Тихомирова. В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации.

В 1933 году появились экспериментальные образцы авиационных реактивных снарядов двух калибров: РС-82 и РС-132. Основным недостатком нового оружия, который абсолютно не устраивал военных, была их малая точность. Снаряды имели небольшое оперение, которое не выходило за его калибр, а в качестве направляющих использовалась труба, что было весьма удобно. Однако для повышения точность ракет их оперение пришлось увеличить и заняться разработкой новых направляющих.

Кроме того, пироксилино-тротиловый порох не слишком хорошо подходил для массового производства этого вида оружия, поэтому решено было использовать трубчатый нитроглицериновый порох.

В 1937 году испытали новые ракеты с увеличенным оперением и новые отрытые направляющие рельсового типа. Нововведения значительно улучшили кучность стрельбы и увеличили дальность полета ракеты. В 1938 году реактивные снаряды РС-82 и РС-132 были приняты на вооружение и начали выпускаться серийно.

В том же году перед конструкторами была поставлена новая задача: создать реактивную систему для сухопутных войск, взяв за основу реактивный снаряд калибра 132 мм.

В 1939 году был готов 132-мм осколочно-фугасный снаряд М-13, он имел более мощную боевую часть и увеличенную дальность полета. Добиться таких результатов удалось за счет удлинения боеприпаса.

В этом же году была изготовлена и первая реактивная установка МУ-1. Восемь коротких направляющих устанавливались поперек грузового автомобиля, шестнадцать реактивных снарядов крепились к ним попарно. Эта конструкция получилась весьма неудачной, во время залпа машина сильно раскачивалась, что приводило к значительному снижению кучности боя.

В сентябре 1939 года начались испытания новой реактивной установки – МУ-2. Основой для нее служил трёхосный грузовик ЗиС-6, эта машина обеспечивала боевому комплексу высокую проходимость, позволяло быстро менять позиции после каждого залпа. Теперь направляющие для ракет располагали вдоль автомобиля. За один залп (примерно 10 секунд) МУ-2 выстреливала шестнадцать снарядов, вес установки с боекомплектом составлял 8,33 тонны, дальность стрельбы превышала восемь километров.

При такой конструкции направляющих раскачивание машины во время залпа стало минимальным, кроме того, в задней части автомобиля были установлены два домкрата.

В 1940 году были проведены государственные испытания МУ-2, и ее приняли на вооружение под обозначением «реактивный миномет БМ-13».

За день до начала войны (21 июня 1941 года) правительство СССР приняло решение о серийном производстве боевых комплексов БМ-13, боеприпасов к ним и формировании специальных частей для их использования.

Первый же опыт применения БМ-13 на фронте показал их высокую эффективность и способствовал активному производству этого вида оружия. Во время войны «Катюша» выпускалась несколькими заводами, был налажен массовый выпуск боеприпасов для них.

Первые шаги

История разработки, создания и дальнейшего полномасштабного развития техники российских крылатых ракет на прямую связана с работами и разработками ряда советских ученых. Сама идея возможности использования подъёмной силы крыла для полётов ракет в нижних атмосферных слоях была высказана и обоснована К. Циолковским, Ф. Цандером и Ю. Кондратюком в начале 30-х годов прошлого века. Они сумели подчеркнуть и получить подтверждение ряда преимуществ авиационного принципа движения перед ракетодинамическим, а кроме этого ими была выдвинута идея использования крылатых ракет для срочной доставки грузов на большие расстояния. Таким образом, была сформулирована проблема, поиск оптимальных решений которой привел инженеров-конструкторов Б. Стечкина и В. Ветчинкина к разработке теории воздушно-реактивных двигателей (ВРД) и основных положений динамики полета крылатых ракет.

Была создана группа изучения реактивного движения и в 1933 году СССР начал первые в истории работы по созданию управляемых крылатых ракет с жидкостным двигателем, которые были продолжены в Реактивном научно-исследовательском институте. В разработку ракет этого типа внесли значительный вклад С. Королев, В. Глушко, Б. Раушенбах, Е. Щетинков, С. Пивоваров, М. Дрязгов и ряд других советских специалистов.

«Cайга-20» — имеет место!

Классификация модификаций ЗРК типа С–75

Станция наведения ракет СНР–75В зенитного ракетного комплекса С–75М одного из египетских зенитных ракетных дивизионов. Фото: US DEPARTMENT OF DEFENSEЭтапы модернизации ЗРК С–75МЭкраны индикаторов блока И32В (офицера наведения). ВМ, ГМ — горизонтальные и вертикальные метки. В перекрестии ГМ и ВМ — отметка от цели. На правом экране (дальность–азимут изображен растр РД–75 с отметкой от цели). В нижней части экрана изображены ИЖС — индикация ждущих стробов. Метки прибора пуска АПП–75В: rв — точка встречи, rдп — дальняя граница зоны на пассивном участке, rд — дальняя граница зоны поражения, rб — ближняя граница зоны поражения. Графика Юлии ГореловойI этап модернизации ЗРК С–75МцII этап модернизации — ЗРК С–75М2Экраны индикаторов блока И32В (офицера наведения). В передающих устройствах поднято высокое напряжение, переключатель «антенна–эквивалент» находится в положении «антенна», на экранах отображены отражения от местных предметов и водонасыщенных облаков, в перекрестии ВМ и ГМ — сигнал от цели. Графика Юлии ГореловойОбъем доработок станции наведения ракет РСН–75ВЭкраны индикаторов блока И32В (офицера наведения). Ведется обстрел цели тремя ракетами. Метки прибора пуска АПП–75В находятся в следующем положении: rв — точка встречи пересекла метку rд (дальняя граница зоны поражения), пущены три ракеты, первая ЗУР в очереди находится за 5 км от цели. Графика Юлии ГореловойIII этап модернизации — ЗРК С–75М3Аппаратура двухканального приема (шифрГШВ)Стартовая позиция египетского зенитного ракетного комплекса С–75. Пусковая установка СМ–90 с ракетой типа В–755. Фото: US DEPARTMENT OF DEFENSEСредства радиозащиты комплекса от снарядов, самонаводящихся на источник радиоизлученияВыводы по этапам модернизации222ц

Масштабы транснациональной компании

Британская Ост-Индская компания значительно расширяла военную мощь и вскоре обрела собственную армию. Не каждое европейское государство обладало подобной мощью. Численность армии и флота Ост-Индской компании втрое превышала размер королевских вооруженных сил. В начале XVIII века численность корпоративной армии составляла 260 000 человек, военный флот насчитывал более 50 многопалубных кораблей с современным пушечным вооружением и подготовленными к бою экипажами. Собственный флот, включающий в себя военные корабли, компания имела вплоть до ликвидации. Ост-Индская компания чеканила собственные монеты на территории своих колоний, совокупно превышающих площадь Британских островов.

Годовой товарооборот корпорации в лучший для нее период – первую половину 18 века – был равен половине всего годового товарооборота Великобритании (сотни миллионов фунтов стерлингов). В период расцвета своей деятельности (1760 – 1834 гг.) общий товарооборот был равен £251 млн. Интересен факт, что импорт (59%) в Лондон в конечном итоге преобладал над экспортом (41%). Наиболее активный товарообмен реализовывался с Китаем, Бенгалией, Бомбеем, Мадрасом.

Соответствует самым передовым требованиям

В прошлогодней беседе с журналистом Андреем Углановым Юрий Соломонов охарактеризовал своё детище как «самое современное российское вооружение». По оценке генерального конструктора МИТ, «Ярс» отвечает «самым жёстким, самым передовым требованиям, которые предъявляются к оружию такого класса».

В интервью «Звезде» в декабре 2019 года Соломонов заявил, что благодаря вводу в строй «Ярса» российской армии удалось вырваться вперёд по наземным вооружениям стратегического назначения.

«В США последняя модернизация проходила 10—15 лет назад. Их группировка очень старая, с 1960 года… У них в своё время были попытки создать подвижный грунтовый ракетный комплекс, была ракета маленького веса подвижного базирования Midgetman в 1980-е годы… Но у них это дело сопряжено с огромными финансовыми затратами. И они на это не идут», — сказал Соломонов.

Основным преимуществом «Ярса» учёный назвал непродолжительный активный участок полёта, который обеспечивает высокую живучесть МБР. Также к достоинствам комплекса генеральный конструктор МИТ отнёс новые двигательные установки и боевое оснащение, которое «обладает существенно более высокими характеристиками».

  • Комплекс «Ярс» с маскировочным покрытием

Кроме того, «Ярс» выделяется повышенной автономностью, которая позволяет наращивать продолжительность боевого выхода экипажей. По официальным данным, этот период может достигать 40 суток. Для такого «путешествия» комплекс оборудован мощной дизель-электростанцией, кухней и спальными помещениями по типу купе.

Во время движения в кабине постоянно находятся механик-водитель, связист и командир. Для отражения атаки диверсионно-разведывательной группы (ДРГ) экипаж может применить пулемёт. Однако, как указывают эксперты, пусковая установка РС-24 в целом надёжно прикрыта «свитой», состоящей из современной военной техники.

Так, за обеспечение минной безопасности маршрутов боевого патрулирования отвечает машина дистанционного разминирования «Листва». Её уникальная аппаратура способна нейтрализовать взрывные устройства с металлическими элементами, инженерные боеприпасы и самодельные бомбы с электронными компонентами на расстоянии до 70 м.

Функцию обнаружения и ликвидации ДРГ выполняет противодиверсионная машина «Тайфун-М», сконструированная на шасси БТР-82. Данный комплекс оснащён БПЛА разведки и наблюдения «Элерон-3СВ», дистанционно управляемой турельной установкой 6С21, радиолокатором, тепловизором, комплектом спутниковой навигации и средствами противодействия радиоуправляемым взрывным устройствам.

Классификация ракет РФ

Боевые ракеты представляют собой непилотируемые летательные устройства, доставляющие к цели поражающие средства полетом на реактивном двигателе.

Различают пять классов ракет:

  • земля-земля;
  • земля-воздух;
  • воздух-земля;
  • воздух-воздух;
  • воздух-поверхность.

В свою очередь, выделяют различные типы ракет земля-земля:

  • по траектории полета — баллистические и крылатые;
  • по предназначению — тактические, оперативно-тактические и стратегические;
  • по дальности.

Земля-земля

Российские ракеты земля-земля запускаются с ракетных комплексов (РК), расположенных в шахтах, на земном рельефе или на кораблях, и предназначены для поражения наводных, наземных и заглубленных в землю целей.

Пуски таких ракет возможны как с неподвижных сооружений, так и с передвижных самоходных либо буксируемых установок.

Ранее на вооружении ракетных войск состояли в основном неуправляемые ракетные снаряды (НУРС). Новые ракеты земля-земля создают и производят управляемыми, снабженными аппаратурой, регулирующей их полет и обеспечивающей достижение цели.

Земля-воздух

Зенитно-ракетный комплекс С-400

Класс земля-воздух объединяет зенитные управляемые ракеты (ЗУР), рассчитанные на уничтожение воздушных целей, в основном боевой и транспортной авиации противника.

По способу запуска и управления различают четыре вида ЗУР:

  • радиокомандные;
  • наводящиеся по радиолучу;
  • самонаводящиеся;
  • комбинированные.

Также ракеты земля-воздух различаются по аэродинамическим особенностям, дальности, высоте и скорости воздушных «мишеней».

Показательный пример российских ЗУР — зенитные комплексы с ракетами средней и большой дальности С-400, фигурирующие в скандале с планируемой поставкой Турции, вызвавшей бурные возражения со стороны США.

Воздух-земля

Воздух-земля — ракетные средства поражения наземных и заглубленных целей, находящиеся на вооружении бомбардировочной и штурмовой авиации. По предназначению и дальности классифицируются аналогично с ракетами земля-земля. По типам целей дополнительно выделяют противотанковые ракеты воздух-земля для ударов по вражеской бронетехнике и противорадиолокационные — для выведения из строя радиолокационных станций (РЛС).

Воздух-воздух

Ракеты воздух-воздух — вооружение российской истребительной авиации, созданное для уничтожения пилотируемых и беспилотных вражеских летательных аппаратов (ЛА).

По дальности бывают:

  • малой — для удара по визуально обнаруженной пилотом цели;
  • средней — для поражения цели на расстоянии до 100 километров;
  • большой — для запуска на расстояние свыше 100 км.

Системы наведения при пусках ракет воздух-воздух используются радиокомандные (в ракетах СССР К-5), активные и полуактивные радиолокационные (АРЛС — в Р-37, Р-77 и ПРЛС — в Р-27), инфракрасные (в ракетах Р-60 и Р-73).

Ракета воздух-воздух Р-27

Воздух-поверхность

Ракетами воздух-поверхность, которые не относятся к виду воздух-земля, является противокорабельное оружие.

Оно характеризуется:

  • сравнительно большой массой;
  • фугасным типом поражающего средства;
  • радиолокационным наведением.

Подробно о противокорабельных современных ракетах России см. ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector