Танк т-34 в годы второй мировой войны: устройство, технические характеристики, вооружение, действия экипажа

Содержание:

Содержание

Photos

Огромные пузыри метана

На пороге войны

К концу 30-х годов грядущий мировой конфликт обретал все более четкие очертания, страны Европы усиленно вооружались. Со времен неповоротливых «стальных монстров» Первой мировой сменилось уже целое поколение бронемашин и танков, в прошлое постепенно уходили и разработки начала тридцатых.

Две “тридцатьчетверки” (справа) в комапнии БТ-7М и А-20

Стране требовалась боевая бронированная машина, уверенно действующая в прорыве и в обороне (танки БТ, как оказалось, этого дать уже не могли). Нужна была машина проходимая и с противоснарядным бронированием, надежно держащая удар новых и гораздо более могущественных противотанковых орудий, чем немецкие 37-миллиметровые «колотушки» (чего не давали ни Т-26, ни Т-28, ни Т-35). Требовался современный средний танк, превосходящий тяжелые КВ в подвижности, но не уступающий им в огневой мощи и в бронезащите.

Схема бронирования Т-34

Работы над новой машиной начались в Харьковском КБ завода №183 под руководством легендарного «отца» танка Т-34 Михаила Ильича Кошкина, его биографию вы можете прочитать на нашем портале. Уже опытный в ту пору конструктор, доведший, как у нас принято говорить, до ума легкий БТ-7, с энтузиазмом возглавил работы по новому танку. В короткие сроки харьковчане предложили целых два варианта будущей машины с индексами А-20 и А-32. «Двадцатый» оказался легче, чем нужно, и не имел потенциала к модернизации, а вот «тридцать второй» военным понравился.

Виды формирований

Историческая справка

Основная статья: История Т-34-85

В 1943 году, в связи с массовым появлением у немцев новых моделей бронетехники с усиленным бронированием, эффективность 76,2 мм пушек стала резко недостаточной. В сражении на Курской дуге, в боях крупных масс танков, немецкое наступление удалось остановить, но лишь ценой огромных потерь собственной бронетехники, основную часть которой составляли к тому времени Т-34 и легкобронированные легкие танки Т-60 и Т-70. При этом, основные потери немецкая сторона несла не от огня советских танков, а от действий противотанковой артиллерии, от мин и т. д.

Это вынудило искать способы повышения боевых качеств Т-34. После проработки нескольких вариантов в массовое производство в 1944 году был запущен Т-34-85, вооружённый новой пушкой калибра 85 мм. Экипаж увеличился с 4 до 5 человек, танк получил новую башню с усиленным бронированием, более удобную для экипажа и командира. В результате масса выросла на несколько тонн, что привело к незначительному снижению динамических характеристик.

С принятием на вооружение завершающей модификации танка Т-34-85, все серийные танки Т-34, предшествующих выпусков, (образцы 1940÷1943 гг.), получили единое обозначение Т-34-76. В отличие от своего предшественника Т-34-76, Т-34-85, с пушкой С-53 (ЗиС-С-53), имел трехместную башню увеличенного размера (диаметр погона увеличен с 1420 до 1600 мм), что позволило увеличить объём боевого отделения, разместить более мощную пушку, дополнительного члена экипажа и освободить командира танка от роли наводчика, для более эффективного координирования действий экипажа.

Первые танки Т-34-85, постройки завода № 112, «Красное Сормово», с пушкой Д-5Т, имели двухместную башню, несколько отличающуюся конструктивно от башни разработки завода № 183. Пушка Д-5Т занимала много места, что не позволило разместить дополнительного заряжающего.

Вторая мировая война

Несмотря на ряд очень серьёзных усовершенствований Т-34, его боевые характеристики во второй половине войны нельзя было признать полностью удовлетворительными на фоне улучшения немецких танков и противотанковых средств.

Малоуязвимый в 1941 году для практически любых немецких танков и противотанковых средств (даже в старом варианте, более слабо вооружённом и бронированном), Т-34 в конце войны уже не способен был на равных противостоять тяжёлым немецким танкам и штурмовым орудиям (которые, впрочем, всё же имели далеко не абсолютное преимущество во всех ситуациях боя, не говоря уже о том, что относились к другому классу по массе, дороговизне производства, часто проигрывали в подвижности, не говоря уже об их количественном недостатке и технологических сложностях конца войны, сказавшихся, например, на качестве их брони). Т-34 оказался недостаточно защищён и от средств немецкой пехотной ПТО, включавшей к тому времени новейшие реактивные противотанковые гранатомёты, хотя немецкие танки не в меньшей степени страдали от огня гранатомётов типа «базуки» американского производства. В результате в 1945 году примерно 90 % попаданий в Т-34 приводило к пробитию брони. Это приходилось компенсировать их массированным и грамотным применением, причем ведущая роль в борьбе с танками противника перешла в заметной мере к тяжелым танкам, таким, как ИС-2, и САУ; тем не менее Т-34, оставаясь советским основным танком, сыграл неоценимую положительную роль во второй половине войны, что отчасти объясняется улучшением управления танковыми войсками, лучше налаженным взаимодействием с другими родами войск, особенно с авиацией, а также очень хорошей мобильностью и остававшимися всё же довольно достойными бронированием и огневой мощью. Не последнюю роль играла и увеличившаяся к этому времени надежность танка, и, конечно же, массовость производства. К концу войны Т-34 являлся самым многочисленным танком в армии СССР.

После 1945 года

После Второй мировой войны Т-34-85 активно экспортировался во множество стран мира и применялся в ряде военных конфликтов. Легендарные 34ки оставались на вооружении некоторых стран вплоть до конца XX века, и принимали участие во вьетнамской войне.

Читайте также

Ссылки

Чудеса оружейного дела: ракета в кармане

Пистолет Форт-9

Должности танкистов

Экипажи танков различаются по количеству и составу в зависимости от модели танка. Например, полный экипаж танка БТ-7 составляет 3 человека, Т-34 — 4 человека, КВ-2 — 6 человек.

Основными должностями танкистов являются: командир, наводчик орудия, механик-водитель, заряжающий, радист и пулемётчик.

Командир танка

Командир танка руководит действиями танкового экипажа при ведении им боевых действий, в ходе учебно-боевой деятельности и технического обслуживания материальной части. Командир танка подчиняется командиру танкового взвода и является непосредственным начальником для членов экипажа танка. Должности командиров танков комплектуются военнослужащими после обучения в учебной воинской части.

Штатная должность в Вооружённых Силах России — командир отделения в танковом взводе. Штатное воинское звание — сержант. До 1960-х годов командиры танков имели более высокое звание: старшина в 1950-х годах, а в годы Великой Отечественной войны — даже младшие офицерские.

Наводчик орудия

Вид на место наводчика орудия (слева внизу) и командира танка (справа вверху) в танке M1 Abrams Наводчик орудия танка является заместителем командира танка. При выполнении боевой задачи экипажем танка наводчик ведёт огонь из танковой пушки и пулемёта по целям, указанным командиром танка или обнаруженным самостоятельно. Особенностью деятельности специалиста является точное наведение орудия на цель и осуществление выстрелов.

Штатная должность в Вооружённых Силах России — наводчик-оператор

. Штатное воинское звание — ефрейтор.

Механик-водитель

Механик-водитель (жаргонное мехвод) подчиняется командиру танка и несёт непосредственную ответственность за техническое состояние ходовой материальной части танка. Механик-водитель танка должен хорошо водить танк в любых условиях (в колонне, в боевых порядках подразделения), умело преодолевать препятствия и заграждения, труднодоступные участки местности, выбирать оптимальные режимы и маршруты движения. Он также должен вести наблюдение за полем боя, появляющимися целями, докладывать о них командиру танка, обеспечивать наводчику орудия наилучшие условия для стрельбы.

Деятельность механика-водителя непосредственно связана с обеспечением постоянной готовности танка к выполнению боевой задачи. Он отвечает за эффективное использование вверенной ему техники, экономное расходование топлива, смазочных материалов, поддерживает двигатель, вспомогательные механизмы, электрооборудование, гидросистемы и другое в исправном состоянии.

Штатная должность в Вооружённых Силах России — механик-водитель, старший механик-водитель. Штатное воинское звание — рядовой-ефрейтор.

Заряжающий танка

Заряжающий танка входит в состав экипажа танка, подчиняется командиру танка. Вместе с наводчиком участвует в подготовке орудия к бою. Он также следит за готовностью средств связи и выполняет обязанности наблюдателя в указанном командиром секторе обзора. Заряжающий танка должен знать обязанности наводчика орудия танка и при необходимости заменять его. Кроме того, в его обязанности входит помогать механику-водителю заправлять танк горючим и водой, а также знать устройство зенитной пулемётной установки танка, правила стрельбы из неё и уметь вести огонь по воздушным целям.

Штатная должность в Вооружённых Силах России — заряжающий. Штатное воинское звание — рядовой.

Размещение экипажа в самоходно-артиллерийской установке ИСУ-152: 1. Механик-водитель. 2. Командир. 3. Наводчик. 4. Замковый. 5. Заряжающий.

Форма ВМФ: обзор повседневной и парадной форменной одежды моряков

Сюжет фильма «Т-34» (2019)

Производство: телеканал «Россия», «Марс Медиа», «АМЕДИА Продакшн».

1941-й год. Вчерашний курсант Ивушкин вступает в неравный бой против танкового аса Ягера. Мало кто верит, что у него есть шанс в одиночку разбить дюжину немецких танков. И все же удача любит смелых.

Второй встречи Ивушкина и Ягера могло не быть, но судьба на войне умеет удивлять траекторией и каждому дарит свое. Одному – любовь, с которой ничего не страшно, другому – одержимость, которая гонит вперед, сжигая изнутри.

1944-й год, танковый полигон Ордруф. Пленный Ивушкин задумывает дерзкий побег. На легендарной «тридцатьчетверке» он бросает вызов Ягеру, его «пантерам» и своей судьбе.

Съемки фильма прошли в России и Европе.

«12 Злых вихрей»

Характеристики Т34

Все ТТХ при следующей комплектации

Огневая мощь

Мощное орудие с высоким пробитием и разовым уроном. Но с невысокой скоростью перезарядки и низким (относительно) ДПМ. Плюс мощная лобовая броня и отличные УВН.

Орудие — 120 mm Gun T53A1 (условно 9 уровня)

Калибр — 120 мм

Перезарядка — 11.49 сек

Обзор — 271.2 м

Точность — 0.317
Сведение — 5.5 сек

УВН

  • Вниз — 10 град
  • Верх — 15 град

Боекомплект — 34 снаряда

Типы снарядов и их эффективность:

AP T42

  • ДПМ — 2036
  • Пробитие — 248
  • Урон, общий — 400
  • Урон по модулям — 165
  • Скорость полета снаряда — 945 м/с
  • Цена — 1060 серебра

APCR T62

  • ДПМ — 1731
  • Пробитие — 297
  • Урон, общий — 340
  • Урон по модулям — 165
  • Скорость полета снаряда — 1181 м/с
  • Цена — 4000 серебра/ 10 золота

HE T67

  • ДПМ — 2621
  • Пробитие — 60
  • Урон, общий — 515
  • Урон по модулям — 165
  • Скорость полета снаряда — 945 м/с
  • Цена — 900 серебра

Сравнение огневой мощи с одноклассниками:

Т34

  • ДПМ — 2036
  • Пробитие — 248 мм
  • Урон — 400
  • Склонение орудия — 10 град
  • Точность — 0.317

Лев

  • ДПМ — 2209
  • Пробитие — 234 мм
  • Урон — 310
  • Склонение орудия — 8 град
  • Точность — 0.299

Гусь 8 уровня

  • ДПМ — 1900
  • Пробитие — 248 мм
  • Урон — 400
  • Склонение орудия — 10 град
  • Точность — 0.317

ИС-3

  • ДПМ — 1966
  • Пробитие — 225 мм
  • Урон — 400
  • Склонение орудия — 5 град

Тигр 2

  • ДПМ — 2104
  • Пробитие — 225 мм
  • Урон — 310
  • Склонение орудия — 7 град
  • Точность — 0.308

Живучесть

Прочность — 1600 ХП (без дополнительных ХП)

Броня (основная)

Башня

  • Лоб — 279 мм
  • Борт — 127 мм
  • Корма — 203 мм

Корпус

  • Лоб — 102 мм
  • Борт — 76 мм
  • Корма — 51 мм

Основная фишка танка — хорошо бронированный лоб башни, с минимальным числом уязвимых зон. И очень картонный корпус.

Неплохой запас ХП — 1600. Со слотом оборудования «Улучшенная сборка» еще плюс 96 ХП. Например:

ИС-6 — 1470 ХП

Лев — 1500 ХП

Т32 (американский прокачиваемый тяж) — 1550ХП

У меня стоит дооборудование Усиленная броня. В принципе имеет смысл поставить Улучшенная сборка (дополнительные ХП).

Детализация брони

Посреди башни огромная маска орудия — 279 мм под прямым углом. За маской брони нет.

Лоб башни справа и слева от маски орудия — 178 мм под углами (приведенное значение брони более 260 мм).

Над башней башенка наводчика. Она достаточно небольшая, но если у противника есть время выцелить, то смогут пробить даже со стороны лобовой проекцией. Об этом нельзя забывать.

Корма башни — 203 мм под прямым углом.

Корпус — прям картон-картоном. Почти:

Лоб — 102 мм. Под углом, приведенное значение чуть более 160 мм. Советуют подворачивать корпус, но в большинстве случаев у противника трудностей с пробитием корпуса, даже в лоб, не возникает.

Также во лбу имеется пулеметная амбразура — 70 мм. Но при общей относительной картонности корпуса это существенной роли не играет.

Броня борта корпуса дифференцирована (разделена) — передняя часть имеет толщину 76 мм, задняя часть — 51 мм. В целом — также не имеет значения, так как пробивается без трудностей.

Корма корпуса 51 мм — привет фугасы.

  • Боеукладка — 240 хп
  • Баки — 200 хп
  • Двигатель — 260 хп

Расположение экипажа

Обрати внимание — слева от мех-вода модель радиста. В WoT Blitz этот «элемент» не используется

У танка два заряжающих, командир, наводчик и мех-вод — по 25 хп

Подвижность

Двигатель — Continental AV-1790-3A1

Мощность — 891 лс

Масса танка — 65.14 т

Тяговооруженность — 13.7 лс/ т

Скорость, максимальная

  • Вперед — 35 км/ час
  • Назад — 12 км/ час
  • Средняя — 24 км/ час

Скорость поворота

  • Башни — 21.87 град/ сек
  • Шасси — 33.41 град/ сек

Сравнение максимальной скорости вперед и скорость поворота

ИС-3

  • Скорость вперед — 38 км/ час
  • Поворот башни — 24.30 град/ сек
  • Поворот шасси — 42.79 град/ сек

Тигр 2

  • Скорость вперед — 38 км/ час
  • Поворот башни — 24.30 град/ сек
  • Поворот шасси — 41.60 град/ сек

Лев

  • Скорость вперед — 35 км/ час
  • Поворот башни — 29.16 град/ сек
  • Поворот шасси — 40.09 град/ сек

ИС-6

  • Скорость вперед — 35 км/ час
  • Поворот башни — 24.30 град/ сек
  • Поворот шасси — 34.75 град/ сек

Максимальная скорость 35 км/ час привычна для тяжей, хотя достаточно противников которые будут быстрее. Но скорость поворота шасси, а особенно башни невысокая. И это может быть сложностью. Например, при встрече с легкой техникой противника на ближней дистанции.

Но в целом — можно сказать, что играбельно. Прям кактусом Т34 назвать нельзя.

Ледяная атмосфера Нептуна — объяснение для детей

Важно объяснить детям, что Нептун входит в состав «ледяных гигантов», потому что в его составе больше льда, чем у двух газовых представителей. В основном атмосфера представлена водородом и гелием, с заметными примесями метана, создающего синий окрас

Интересно, что в отличие от развивающихся «земных» типов планет, гиганты сохраняют атмосферу, которая образовалась в самом начале. Температура Нептуна может меняться в зависимости от высоты. Средняя отметка на верхней облачной границе составляет -210°C

В основном атмосфера представлена водородом и гелием, с заметными примесями метана, создающего синий окрас. Интересно, что в отличие от развивающихся «земных» типов планет, гиганты сохраняют атмосферу, которая образовалась в самом начале. Температура Нептуна может меняться в зависимости от высоты. Средняя отметка на верхней облачной границе составляет -210°C.

Это тепловое изображение, на котором видны температурные показатели в самой верхней части тропосферы (верхний левый снимок), но наибольший нагрев наблюдается на южном полюсе (справа сверху). Нижние кадры демонстрируют показатели на больших высотах в стратосфере и нижней атмосфере.

Для самых маленьких должно быть понятным, что гигант также лишен твердой поверхности, поэтому газ натыкается не на землю, а на водно-аммиачный океан. Исследователи отмечают условную точку поверхности в месте, где давление равняется 1 бару (уровень моря на Земле). Температура там достигает -201°C.

Средняя температура всей планеты Нептун приравнивается к -214°C. Но для самых маленьких будет интересно узнать, что она не побеждает в рейтинге холодности. Это место занимает седьмая планета – Уран. Температура планет зависит скорее не от солнечного нагрева, а от их внутреннего тепла.

Совместимое оборудование

Kar98k

Трудное начало славного пути

История советского танка Т-34 – это страницы, написанные кровью и потом. Несмотря на то, что сегодня в большинстве случаев представление о легендарном танке сформировано на базе машины Т-34-85 с длиной и мощной пушкой, основная тяжесть боев и сражений Второй Мировой вынесла на себе машина самой первой модификации. Именно с этой машиной Красная Армия вступила в Великую Отечественную войну. До 1944 года основным танком Красной Армии была машина Т-34-76. На этих танках советские танкисты воевали в 1941 году под Москвой, участвовали в кровопролитных боях под Сталинградом летом-зимой 1942 года. Немало испытаний выпало на долю «тридцатьчетверок» первой модификации в сражения на Курской дуге в 1943 году.

Советские Т-34 стали самыми массовыми танками за всю историю войны. С 1940 по 1947 годы машину в различных модификациях выпускало в СССР сразу 7 заводов. Позже, уже после окончания Второй Мировой войны советские танки Т-34-85 стали собирать на заводах в Чехословакии и Польши. Перед войной новую машину в основном выпускали Сталинградский тракторный завод, Харьковский завод №75 и Кировский завод в Ленинграде. В последствии с началом Великой Отечественной войны к производству «тридцати четвертых» подключились заводы «Красное Сормово» в Горьком, омский завод №174, танковый завод в Нижнем Тагиле и завод №183 в Челябинске.

В первый период войны, с лета 1941 года по лето 1942 года, советская танковая промышленность переживала самый трудный период, связанный с масштабной эвакуацией предприятий на Восток. Новые танковые заводы в Нижнем Тагиле, в Омске и в Горьком только набирали необходимые мощности. Старые советские танковые заводы в европейской части страны продолжали работать в тяжелых прифронтовых условиях. Кировский завод в Ленинграде продолжал выпускать танки КВ и Т-34 в условиях блокады. Харьковский завод был потерян в результате стремительного наступления немцев весной 1942 года. Столь необходимые фронту танки Т-34, Сталинградский тракторный завод выпускал до самого последнего момента, когда в городе уже шли уличные бои.

В целом, можно говорить о том, что 1941 год для танка Т-34 стал знаковым. Роль «тридцатьчетверки» в самый тяжелый и трудный период для Красной Армии трудно переоценить, даже при условии, что за первые месяцы боев на фронте было потеряно до 80% новых машин, имеющихся в войсках по состоянию на 22 июня 1941 года.

Тяжелая ситуация с оснащением советских войск современной и боеспособной бронетехникой, сложившаяся во второй половине 1941 года, неизбежно сказалась на прочности обороны Красной Армии. Противник наращивал силу своих ударов, применяя на основных направлениях ударные танковые соединения. Этому натиску советские войска не могли ничего противопоставить, сказывалось отсутствие в войсках необходимо количества современных и мощных танков.

Советская танковая промышленность не успевала восполнить потери бронированной техники в войсках, оборонная промышленность на востоке страны только набирала свои мощности. В боях под Москвой советское командование использовало в основном старые, морально устаревшие легкие танки БТ-7 и Т-26. Немного облегчало ситуацию появление на фронте в небольшом количестве легких танков Т-50 и Т-60. Доля современных советских танков Второй Мировой войны Т-34 и КВ в войсках после разгромных первых месяцев 1941 года была незначительная.

Только через год во время контрнаступления советских войск под Сталинградом ситуация стала меняться в лучшую сторону. Ударные советские танковые корпуса были оснащены новыми «тридцатьчетверками» в достаточном количестве. Начиная с весны 1942 года советские танкисты стали получать новенькие Т 34, сходившие с конвейеров уральских заводов. Уже к началу 1943 года советская танковая промышленность по объему выпуска танков превзошла результаты работы танковых заводов Германии и оккупированной Европы. Только танков Т 34 советские заводы в 1943 году выпустили 15889 машин. С 1944 года начался выпуск более совершенной машины, в которой была заменена башня и основным оружием являлась уже 85-мм пушка ЗИС-С-53.

Редакция может не разделять мнение авторов материалов, размещённых на сайте.

Применение

Т-34-85 стал поступать в войска в феврале 1944 года. К сожалению, первые бои танков были не слишком успешными – экипажам не дали время на переподготовку, да и танков предоставили очень мало.

Одним из первых Т-34-85 получил 38-й танковый полк, в котором также были ОТ-34, огнеметные танки на базе Т-34. В марте 1944 этот полк стал частью 53-1 общевойсковой армии и участвовал в освобождении Украины, где, по сути, и были впервые масштабно применены Т-34-85.

Когда в июне 1944 года началось наступление на Белоруссию, в нем участвовало около четырех сотен Т-34-85. Однако куда более массово они применялись в 1945, например, в сражении у озера Балатон и в Берлинской операции.

К середине 1945 года советские танковые дивизии на Дальнем Востоке в основном располагали устаревшей техникой – легкими танками БТ-5, БТ-7 и Т-26. Когда началась война с Японией, туда было отправлено 670 Т-34-85. Таким образом, эти танки активно участвовали в разгроме Квантунской армии, выступая как основная ударная сила танковых частей.

Когда даже мощности 85-мм пушки стало не хватать для пробития брони вражеских танков, начали работы над Т-34-100, а также над Т-44. В итоге все они привели к появлению танка Т-54, в первые годы после войны заменившего Т-34-85. Однако служба этого танка не закончилась – он активно участвовал в Корейской войне, в войнах в бывшей Югославии и арабо-израильских войнах. Официально этот танк был на вооружении до самого 1993 года, а в некоторых странах он состоит в нем до сих пор!

Т-34-85 однажды принял участие в интересном событии уже XXI века. Когда в октябре 2006 года в Будапеште были антиправительственные выступления, демонстранты смогли запустить музейные Т-34-85 вместе с БТР-152, и использовали машины в столкновениях со служителями закона.

Память о танке

Т-34-85 – это один из самых популярных танков Великой Отечественной войны. Хотя большинство людей слышали только о танке Т-34, во многих музеях стоят экземпляры именно Т-34-85. Также именно этот танк чаще всего стоит на постаментах во множестве городов России: в Новокузнецке, Воронеже, Харькове, Нижнем Новгороде и ряде других.

Танк в культуре

Танк Т-34-85 нашел широкое отражение в культуре, причем им нередко заменяли более ранние Т-34, так как найти оригиналы не представлялось возможным.

Фильмы

Фильмов с участием Т-34-85 довольно много. Наиболее известные из них:

  • Главный конструктор. Фильм о создании Т-34, в котором вместо этого танка как раз снимали Т-34-85;
  • Падение Берлина;
  • На войне как на войне;
  • Киноэпопея «Освобождение»;
  • Горячий снег;
  • Вечный зов;
  • Четыре танкиста и собака (при том, что по ходу сериала экипаж воюет сначала на Т-34, а потом на Т-34-85, в фильме с небольшими переделками все время снимался Т-35-85);
  • Белый тигр;
  • Спасти рядового Райана. Здесь упоминаний о Т-34-85 нет, однако именно эти танки были закамуфлированы под фигурирующие в сюжете PzKpfw VI «Tигр».

Игры

Т-34-85 фигурирует во множестве игр про Вторую мировую войну, например, в «Red Orchestra: Ostfront 41-45», «Вторая мировая», «Sudden Strike 3: Arms for Victory» и «Sudden Strike: The Last Stand», «Сall of Duty», , «Блицкриг» а также в играх «World of Tanks» и «War Thunder».

Другое

Т-34-85 благодаря своей популярности выпускался множеством различных компаний в виде моделек. Также в советское время этот танк попал на почтовые марки.

Живая мишень

Мне довелось брать интервью у танкиста, механика-водителя танка Т-34, провоевавшего на этом типе машин в общей сложности почти два года. О машине ветеран Великой отечественной войны Борис Пирожков, которому на тот момент было всего 18 лет, отзывается с большой любовью. За два года этот танкист сменил три экипажа и пять машин и сам в конечном счете получил тяжелое ранение при штурме Кенигсберга и был комиссован. По словам ветерана, большая иллюзия думать, что в танке ты защищен от всего. Как раз, наоборот — на поле всё и все стреляют, прежде всего, именно в танк. Тот же пехотинец все-таки сам по себе. Понятно, что он более уязвимый, но ему легче спрятаться. А вот если ты сидишь в танке, то по тебе палят бронебойные пушки, самолеты скидывают на тебя бомбы

При этом тоже важно сказать, что именно механик-водитель в танке считался самым «живучим». Его расположение все-таки чуть ниже, чем у остальных членов экипажа, при том, что основные повреждения наносились, разумеется, в районе среза башни и по бокам танка — там броня тоньше

Так что у механика-водителя шансов на выживание все же чуть побольше. Плюс у него есть собственный люк для эвакуации в случае, если в машину попали, она загорелась и перестала двигаться.

Устойчивость Т-34 также оставляла желать лучшего. Глядя на эту огромную многотонную машину, сложно представить, что ее можно в буквальном смысле поставить на дыбы. Как рассказал Борис Пирожков, достаточно удара небольшой авиабомбы, чтобы танк встал под углом 90 градусов. Но, тем не менее, повторюсь: на тот момент это была одна из самых лучших бронемашин — танк Победы, который прошел войну от первого до последнего дня».

Интересные факты о Т-34:

При изготовлении «Тридцатьчетверки» применялась автоматическая сварка под флюсом. До этого никто в мире не использовал такую технологию в массовом производстве. Благодаря ей производительность сварочных работ выросла в 10 раз.Т-34 имеет широкую географию эксплуатации. Это первый в мире средний танк, который использовался от заполярья до южной Африки, во всех часовых поясах.К 1944 году стоимость отечественного танка Т-34 была по приблизительным подсчетам в 40 раз ниже стоимости немецкого «Тигра». Хотя вопрос, уместно ли сравнивать средний танк с 85-мм орудием и тяжелого бронированного монстра с 88-мм пушкой, до сих пор остается открытым.Т-34 нередко называют оружием Великой Победы, однако эта машина принимала участие во многих военных конфликтах уже после Второй мировой. К примеру, танк был свидетелем Гражданской войны в Китае (1946–1949 г.г.), Суэцкого кризиса (1956–1957г.г.), войны во Вьетнаме (1965–1975 г.г.) и Гражданской войны в Йемене (2014–2015 г.г.).В России официально Т-34 был снят с вооружения только в 1993 году. До 2005 года большое количество машин оставалось на базах хранения вооружения и техники, затем они были переданы в музеи по всей стране.

Технические характеристики танка Т-34-76

Масса 28,2–30,9 тДлина (вместе с пушкой) 5,9 мВооружение: 76‑мм нарезная пушка Ф‑34 образца 1940 г.; два 7,62‑мм пулемета ДТЗапас хода на пересечённой местности 225 кмМакс. скорость 55 км/чМощность двигателя 400 л/сЭкипаж 4 человека

Технические характеристики танка Т-34-85 (пришел на смену Т-34-76 в 1944 году)

Масса 32 тДлина (вместе с пушкой) 8 мВооружение: 85‑мм Д‑5 (ранняя версия), ЗИС-С‑53Запас хода на пересечённой местности 225 кмМакс. скорость 55 км/чМощность двигателя 500 л/cЭкипаж 5 человек

Готов к поверхностной эксплуатации…

В одном из отчетов 1988 года по исследованию данной проблемы прямо делался вывод, что уровень подготовки танкистов не соответствовал сложности танков. Отмечалось, что выпускники учебных подразделений подготовлены для эксплуатации боевых машин в лучшем случае на 30–40 процентов и то лишь к самой поверхностной их эксплуатации, без детального знания систем и комплексов. Относительно танковых экипажей в отчете давалась следующая оценка: «Учитывая малые нормы расхода ресурса и боеприпасов, обусловленные их высокой стоимостью, количество тренировок экипажей на учебно-боевых машинах за два года службы настолько мало, что не обеспечивается формирование и закрепление устойчивых навыков боевой работы, а реализация боевых качеств машин экипажем в среднем не превышает 60 процентов».

Не в нашу пользу оказалось сравнение качества подготовки специалистов в армиях вероятных противников (развитых стран) и советских танкистов. Натовцы готовились более интенсивно. Например, в составе экипажа в течение года у нас производили от 100 до 150 выстрелов. При этом на индивидуальную подготовку наводчика орудия (для выполнения упражнений учебных стрельб) отводилось 40–60 снарядов в год. Остальные отстреливались в ходе ротных, батальонных или бригадных тактических учений. В армии США наводчик орудия в течение года в составе экипажа выполнял четыре упражнения учебных стрельб днем и столько же ночью с расходом семи-восьми штатных снарядов. На подготовку механиков-водителей на год в странах НАТО отводилось 600–800 километров (в США – 800 миль).

Примечания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector