Камаз 55102 — технические характеристики
Содержание:
- Общая характеристика автопоездов КамАЗ
- История создания
- Разновидности
- Противостояние двух систем после Второй мировой войны: капитализм и социализм
- Десятитонники с увеличенным объемом
- Общие характеристики полуприцепов «КамАЗ»
- Ширина Камаза – размеры различных моделей, расчет габаритов
- Скачивание книги
- Немного истории
- Разновидности
Общая характеристика автопоездов КамАЗ
Существует огромное количество модификаций базовых моделей этого автомобиля. Отличаются они между собой по предназначению и конструктивным особенностям.
Сцепка с тягачом КамАЗ
Важно! Маркировочный индекс, который наносится на выпущенную продукцию автозавода, был введен еще в 1966 году и с помощью него можно определить технические характеристики и грузоподъемность автопоезда КамАЗ.
Предназначение и преимущества
Бортовые автомобили-тягачи работают в основном с прицепами. Главное их предназначение – это перевозка различных грузов в составе автопоезда.
Как выглядит автопоезд с тягачом КамАЗ, можно увидеть здесь:
КамАЗы-самосвалы используют для перевозки навалочных и сыпучих грузов. Техника широко применяется в народном хозяйстве, строительстве и горнодобывающей промышленности.
Время разгрузки таких автомобилей значительно меньше по сравнению с бортовыми.
Бензовозы на шасси КамАЗ используются для транспортировки нефтепродуктов. Машины бывают двух модификаций: бензовозы и топливозаправщики. Они полностью соответствуют существующим экологическим стандартам.
Топливозаправщик на шасси КамАЗ
К преимуществам относятся:
- Маневренность. Она достигается за счет наличия механической КПП. Хорошую управляемость обеспечивает усиленная рессорная либо пневматическая подвеска. Она улучшает проходимость машины по некачественному дорожному покрытию.
- Универсальность. Используется для перевозки сцепных устройств различной грузоподъемности и модификации. К ним относятся: автоцистерны, зерновозы, лесовозы, контейнеровозы и т. п.
- Экономичность. За счет большой грузоподъемности уменьшается себестоимость доставки крупных грузов.
- Комфортность. Просторная кабина оборудована системой кондиционирования и обогрева воздуха. Трансформируемое водительское кресло позволяет полноценно отдохнуть, шумопоглащающие экраны защищают от воздействия посторонних звуков.
- Простота в обслуживании и надежность.
Особенности конструкции
В автомобилях KAMAZ двигатель и радиатор расположены под сиденьями водителя и пассажиров. Чтобы получить к ним доступ, кабина откидывается вперед. Такое ее расположение улучшает обзор дороги. В качестве двигателя применяется четырехтактный дизель с непосредственным впрыском.
Новый турбодизельный двигатель
На КамАЗах-тягачах стоят восьмицилиндровые двигатели мощностью 210 л. с. и объемом 10,85 л. Используются двухдисковые сцепления, также имеется пневмоусилитель привода сцепления, понижающий усилия на педали. Присутствует пятиступенчатая коробка передач. Их переключение в делителе дистанционное за счет пневматического привода.
Сейчас КамАЗ вместе с фирмой Liebherr-International AG (Швейцария) работает над созданием нового перспективного двигателя, который полностью соответствует стандартам Евро-5.
Ширина рамы автомобиля составляет 865 мм. Она штампованная с расширением в зоне установки силового агрегата. Передние рессоры полуэллиптические длиной 1500 мм. Работа рессор осуществляется совместно с амортизаторами двойного действия. Задние имеют длину 1320 мм. Они также полуэллиптические со скользящими передними и задними концами.
Габариты автопоезда КамАЗ с прицепом (размеры в зависимости от модификации): длина 16–20 м, ширина 2,5 м, высота 3–3,5м
Рулевое управление установлено со встроенным гидравлическим усилителем привода. Автопоезд оборудован четырьмя тормозными системами:
- рабочая;
- стояночная;
- вспомогательная;
- запасная.
При аварии предусмотрена возможность растормаживания пружинных энергоаккумуляторов.
Технические характеристики
Они зависят от модели машины. Чтобы их узнать, следует посмотреть на маркировку. В ней содержатся цифры, где первая обозначает полный вес транспортного средства в тоннах: от 1,2 тонны до 40 тонн и выше. Вторая означает тип машины и сферу работы (зерновоз, лесовоз, тягач и т. п.). Затем следует заводской номер.
КамАЗы также делятся по количеству осей:
- 2-осные (4×2);
- 3-осные (6×4);
- полноприводные 3-осные (6×6);
- 4-осные (8×4).
Сцепка из тягача КамАЗ, полуприцепа и прицепа
Отличаются модели KAMAZ и по грузоподъемности, которая составляет от 7 750 кг до 15 400 кг.
Используется клепанная рама швеллерного сечения. Тягово-сцепное устройство применяется типа: «Крюк-петля» и «Шкворень-петля».
Максимальная скорость движения автопоезда составляет от 80 до 100 км/ч. Расход топлива на 100 км с полной нагрузкой и скоростью 30–40 км/ч равен 35 л. Время разгона до 60 км/ч около 80 секунд.
Присутствует система подачи топлива раздельного вида.
История создания
В 1925 году Остехбюро обратилось к ЦАГИ с предложением разработать четырёхмоторный транспортный самолёт. В июне 1926 года Научно-Технический Комитет УВВС рассмотрел задание и добавил функции ночного бомбардировщика. В декабре 1925 года Туполевым начаты работы. Предварительный чертёж АНТ-6 готов к началу 1927 года, а 18 февраля 1929 года Остехбюро уточнило требования и заключило с ЦАГИ договор о постройке опытного самолёта.
Самолёт сохранил общие черты с ТБ-1 − форму фюзеляжа, многолонжеронное крыло и гофрированную обшивку. Рассчитывали на моторы (800 л. с.), затем на Curtiss Conqueror (600 л. с.). Военные даже предполагали АНТ-6 на поплавках, но отказались, а узлы бомбардировщика хотели применить на новой летающей лодке.
В октябре 1929 года начали сборку первого образца в мастерских ЦАГИ. Сборка задерживалась, поэтому часть оборудования пришлось закупать за границей. УВВС потребовало увеличить грузоподъёмность, дальность и потолок бомбардировщика, отказавшись от транспортных функций.
21 февраля и 21 марта 1930 года проект рассматривала макетная комиссия УВВС и утвердила проект с замечаниями. К 28 сентября первый АНТ-6 был готов и 31 октября подготовили к испытаниям. Первый полёт 22 декабря проводил лётчик Громов. Во время этого полёта секторы газа американских двигателей разболтались и лётчик с трудом посадил машину. Только 25 апреля 1931 года испытывался улучшенный самолёт c увеличенным оперением и немецкими моторами BMW-VIE 7,3 (730 л. с.). После госиспытаний АНТ-6 рекомендовали в производство с обозначением ТБ-3. Серийные машины отличались дополнительными стрелковыми точками под крылом и моторами М-17 советского производства.
Высадка парашютного десанта с ТБ-3
Первый прототип АНТ-6
Прототип был переоборудован двигателями, разработанными ЦАГИ, БМВ VI 500 (720 л. с. каждый), с увеличенными радиаторами и постоянным углом атаки деревянных лопастей. Одноколёсные шасси признаны слишком непрочными и заменены тележечными шасси с колёсами 1350×300 мм. Первая модификация, перед запуском в серийное производство называвшаяся ТБ-3-4М-17, взлетела 4 января 1932 года (под управлением А. Б. Юмашева и И. Ф. Петрова). Неожиданно выяснилось, что уже поступивший в серийное производство самолёт был на 10-12 % тяжелее, чем прототип, что значительно повлияло на технические характеристики. Плохое качество сырья отразилось на листовом металле, использовавшемся в обшивке самолёта, трубках, проводах — всё это оказалось толще, чем в тщательно собранном прототипе. Повлиял на массу и толстый слой краски, применявшейся для камуфлирующего покрытия. Заводы предлагали своим рабочим высказывать предложения относительно уменьшения массы, платя 100 рублей за каждый убранный килограмм массы. Совместно с попытками ОКБ, масса самолёта была уменьшена почти на 800 кг. Таким образом, произведённые самолёты могли отличаться друг от друга массой вплоть до нескольких сот килограммов.
Рекордные полёты:
- ТБ-3-4М-34Р находился в воздухе 18 часов и 30 минут.
- ТБ-3-4АМ-34ФРН пилотируемый А. Б. Юмашевым установил несколько рекордов полезной нагрузки-высоты:
- 11 сентября 1936 года — 5000 кг на высоте 8116 м, улучшено до 8980 м 28 октября.
- 16 сентября 1936 года — 10 000 кг на высоте 6605 м.
- 20 сентября — 12 000 кг на высоте 2700 м.
Разновидности
При покупке габаритного автомобиля KAMAZ главным критерием является то, для каких видов работ его планируется эксплуатировать.
Он делится на следующие виды:
- тентованный;
- бортовой;
- зерновоз;
- лесовоз;
- сортиментовоз и др.
Рассмотрим каждый из них в отдельности.
Тентованный
Этот грузовик представляет собой автомобиль с бортом, покрытый тентом. Основное его предназначение – это городские и пригородные перевозки, также они работают и на междугородних маршрутах.
Его преимущество заключается в защищенности груза в продолжение всего пути. Если необходимо транспортировать нестандартные грузы, то тент можно снять. При его изготовлении используются ткани ПВХ, которые не рвутся и не промокают.
Автопоезд с тентованными полуприцепом и прицепом
Бортовой
Такого вида машины нужны для транспортировки всевозможных грузов и людей по всем видам дорог. Мощный двигатель и полный привод позволяют использовать этот автомобиль в труднодоступных местах.
Обладает повышенной грузоподъемностью, применяется для буксировки прицепов по любым типам местности. Отлично маневрирует на бездорожье.
КамАЗ с бортовыми полуприцепом и прицепом
Зерновоз
Автопоезд КамАЗ зерновоз представляет собой грузовую машину с кузовом увеличенного объема. Он предназначен для перевозки зерновых культур.
Камский автозавод выпускает десятки моделей и модификаций самосвалов этого вида. Они бывают двух типов: бортовые и с самосвальной платформой. Отличие одного от другого заключается в возможности саморазгрузки. Она бывает боковая, иногда добавляется задняя.
Автопоезд для перевозки зерна
Лесовоз
Доставка древесины от лесозаготовительных хозяйств до пункта обработки осуществляется специальными автомобилями – лесовозами. Его кузов выполнен в виде платформы из металла с возможностью открытия боковых и заднего бортов. Также допускается установка тента.
Лесовозная сцепка на базе КамАЗ
Сортиментовоз
Используется для транспортировки лесоматериалов. Машина оборудована специальным краном-манипулятором, выполняющим погрузку и разгрузку различных пиломатериалов.
В этой модели КамАЗа присутствует погрузочная платформа. Она отгорожена от кабины водителя специальным заградительным щитом.
Сортиментовозная сцепка на базе КамАЗ
Другие виды
Бензовозы, или же топливозаправщики, используются для перевозки нефтепродуктов.
Седельные тягачи – самоходные грузовики, перевозящие различные грузы, прицепы, полуприцепы и несамоходные механизмы.
Шасси КамАЗ применяется в качестве монтажной базы для разной техники.
Самосвалы – автотранспорт, оборудованный саморазгружающимся кузовом. Основное их предназначение – это перевозка сыпучих, навалочных и полужидких грузов.
Автопоезд-самосвал на базе КамАЗ
Противостояние двух систем после Второй мировой войны: капитализм и социализм
Десятитонники с увеличенным объемом
При необходимости переправить крупногабаритные легкие грузы используются грузовые автомобили с увеличенным объемом кузова. Борта оборудованы каркасом, на которые установлен тент. Он защищает содержимое кузова от влияния атмосферных осадков.
Задняя часть платформы оснащена воротами, через которые производится погрузка и разгрузка автомобиля. Увеличенная высота платформы позволяет загружать багаж большого объема.
Габаритные размеры платформ с увеличенным объемом следующие:
- Внутренний объем кузова – от 40до 60 м3;
- Длина платформы – от 6.5 до 8 метров;
- Ширина – от 2.43 до 2.45 метра;
- Максимальная грузоподъемность – 10 000 килограмм;
- Высота до верхнего края платформы – от 2.5 до 3 метров.
Колесная формула и дорожный просвет зависят от типа шасси. Так же можете прочитать про Как прокачать ГУР на КамАЗ.
ВНИМАНИЕ: При необходимости перевозки нестандартного или очень крупного груза используется автопоезд. Он состоит из седельного тягача КамАЗ и полуприцепа. Объем полуприцепа может достигать 122м2
Объем полуприцепа может достигать 122м2.
Общие характеристики полуприцепов «КамАЗ»
Нефаз выпускает ПП со следующими параметрами:
- варианты колесных формул 2×4, 2×8, 3×6;
- объем кузова от 20,5 до 91 кубометра;
- грузоподъемность полуприцепа КамАЗ от 9 до 44 т.
Прицепы и ПП выполняются в универсальном исполнении и могут быть использованы для установки на платформу кузова любой конструкции, независимо от типа двигателя, бензинового или дизельного.
Но есть разновидности, которые разработаны, выпускаются специально для транспортировки контейнеров, цистерн, рефрижераторов.
Полуприцепы на заводах России производятся с учетом качества дорог в стране.
Чаще всего предлагается шасси с платформой.
Предназначение и преимущества
Полуприцеп КамАЗ отличается:
- увеличенной грузоподъемностью;
- большими размерами платформы;
- повышенным ресурсом и высоким качеством осей;
- ремонтопригодностью: любые запчасти, например, пальцы, заднее крыло, пластиковые крышечки для кранов, можно найти в камазовском каталоге у производителя или дилера.
Исключительные характеристики в части грузоподъемности полуприцепа, износоустойчивости, удобной конфигурации платформы способствуют многофункциональности применения ПП.
ПАО «Нефаз» выпускает полуприцепы для:
- строительных компаний;
- сельского хозяйства;
- транспортных предприятий, перевозящих продукты, промтовары;
- нефтеперерабатывающих заводов.
Особенности конструкции
В 2019 году компания выпустила линейку полуприцепов с четырьмя осями. Такие ПП используются в сцепке с седельными тягачами, имеющими колесную формулу 4×2. Эти автопоезда могут перевозить до 44 тонн грузов.
Еще одной особенностью стали подъемные передние, задние оси вспомогательного транспортного средства, что снижает расход топлива полуприцепа КамАЗ.
Дополнительно выделим несколько общих усовершенствований ПП:
- большинство моделей оборудовано усиленной рамой в месте перехода плиты наката к лонжерону;
- центральные лонжероны в районе опорного устройства имеют двойную нижнюю полку двутавровой балки;
- противоскользящая рифленая сталь настила;
- для бездорожья разработано опорное устройство с двумя степенями подъема (от рукояти и вручную);
- усиленное дышло для прицепов;
- энергоаккумуляторный стояночный тормоз, отвечающий за растормаживание;
- оснащение увязочными петлями в базовой комплектации;
- два положения сцепного шкворня (для сцепки при наличии крано-манипуляторной установки и без нее);
- защита в виде съемной решетки на фонари и габариты;
- установлены 15ПИНовые, 2×7ПИНовые электроразъемы;
- наличие выдвижных знаков, обозначающих негабаритный груз.
Ширина Камаза – размеры различных моделей, расчет габаритов
При упоминании слова «КамАЗ» многие скажут, что это грузовая машина грузоподъемностью 10-12 т, объемом кузова примерно 32 куб. м. и стандартными линейными параметрами: длиной около 6,5-7 метров, высотой до 2,2 метров и шириной до 2,5 метров. Однако такая длина, высота и ширина автомобиля КамАЗ являются лишь чем-то средним, а на деле габариты, как объем и грузоподъемность, у различных моделей могут сильно отличаться. Все зависит от модели – для каких целей и для перевозки каких грузов она предназначена.
Большой размер кузова и габариты КамАза обеспечивают технике популярность даже сегодня, когда на рынке представлено много моделей зарубежных производителей. На машине можно перевозить большие и тяжелые грузы, при этом грузовик отличается хорошей проходимостью и высокой надежностью: он не застрянет в грязи на строительной площадке, будет обеспечивать производительность даже при эксплуатации в суровых условиях (при отрицательных температурах, непогоде).
Давайте рассмотрим общие характеристики КамаАЗов, моделей, которые являются наиболее популярными.
Скачивание книги
После успешного прохождения платежа (любым способом) и возврата в магазин KrutilVertel с сайта платежной системы Вы попадаете на страницу успешной оплаты:
Купленная Вами книга будет находиться в Вашем личном кабинете, откуда ее всегда можно будет скачать.
Обратите внимание, что после совершения оплаты, Вам необходимо вернуться обратно с сайта платежной системы на сайт KrutilVertel. В случае, если по каким либо причинам Вы не вернулись обратно на сайт и закрыли вкладку платежной системы с сообщением про успешное прохождение платежа, сообщите нам об этом – мы вышлем Вам письмо в котором будет указан доступ для скачивания книги. В случае, если по каким либо причинам Вы не вернулись обратно на сайт и закрыли вкладку платежной системы с сообщением про успешное прохождение платежа, сообщите нам об этом – мы вышлем Вам письмо в котором будет указан доступ для скачивания книги
В случае, если по каким либо причинам Вы не вернулись обратно на сайт и закрыли вкладку платежной системы с сообщением про успешное прохождение платежа, сообщите нам об этом – мы вышлем Вам письмо в котором будет указан доступ для скачивания книги.
Немного истории
Первый советский самосвал появился вскоре после американского, разработан был инженерами Московского Автомобильного Общества (АМО), позже переименованного в Завод Имени Сталина (ЗИС), ну а потом в Завод Имени Лихачева (ЗИЛ), чье имя, вместе со своей девичьей фамилией, завод этот носит и поныне (АМО ЗИЛ). Самосвал назывался ЗИС-5 и, созданный на базе знаменитой и популярнейшей тогдашней «трехтонки», грузовика АМО-3, в самых разных модификациях и перевоплощениях выпускался более тридцати лет.
Конечно, «трехтонка» – для настоящего самосвала не масштаб. Уже в 40 годы в Советской Белоруссии на Минском Автомобильном Заводе (МАЗ) начался выпуск тяжелого карьерного самосвала МАЗ-205, который мог везти уже 6 тонн груза практически по бездорожью.Чуть позже в Советской Украине, на Кременчугском Автомобильном Заводе (КрАЗ) было построено уже отечественное «чудо техники» – карьерный самосвал КрАЗ-222 с грузоподъемностью 12 тонн.
Рождение Камаза
И МАЗ, и КрАЗ, при всех их достоинствах, имели один общий недостаток – это были не столько автомобили, сколько «стальные чудовища» (КрАЗ вообще по габаритам не вписывался в наши стандартные дороги). Представить их где-то кроме карьера (например, на городской улице) было весьма сложно, а «трехтонный» ЗИС к началу 70-х годов безнадежно устарел.
КамАЗ 53121
К тому же в начале 70-х годов в городе Набережные Челны был построен самый современный (по тогдашнем меркам) завод по производству грузовых автомобилей – КамАЗ. И тогда же практически одновременно с первой моделью – бортовым грузовиком КАМАЗ 5320 – был запущен в серию и самосвал КАМАЗ 53121. Машина эта несколько уступала КрАЗу по грузоподъемности (10 тонн вместо 12), но была уже не столь «брутальной» и, главное, имела полный вес не более 18 тонн и расход топлива не более 30 литров на 100 километров пути.
Лет через десять появился новый вариант, КАМАЗ 55111, с несколько уменьшенными габаритами при сохранении той же грузоподъемности. С 2007 года до наших дней Камский завод выпускает машину КАМАЗ 6520, которая, при собственном весе в 12 тонн, способна перевозить уже 20 тонн груза, причем по своим габаритам вполне вписываясь в приемлемые размеры, характерные для ее предшественников в камазовском семействе.
Переход к рынку
Разумеется, появление этой машины на стыке девяностых и нулевых» было прежде всего эффективным ответом на потребности рынка в новых машинах повышенной грузоподъемности, и именно КАМАЗ 6520, 20 тонник стал первым представителем тяжелого класса самосвалов в модельном ряду Камского завода. Эта машина на сегодняшний день уже целое десятилетие удерживает лидирующие позиции и не теряет своей популярности и востребованности.
Например, прекрасно отработавший два предыдущих десятилетия уже упомянутый КАМАЗ 55111 имел грузоподъемность 10 тонн, что в новых условиях уже оказывалось недостаточным.
Новая раса
Хотя некоторые базовые элементы конструкции – усиленная сварная рама, антиблокировочная тормозная система, элементы управления в кабине водителя – и были отработаны еще на предыдущих моделях, КАМАЗ 6520 содержит в себе немало нового.
КамАЗ 6520
Все узлы этой модели способны выдерживать самые тяжелые условия эксплуатации, и в целом надо сказать, что КАМАЗ 6520 – вовсе даже не модернизация выпускавшихся ранее самосвалов, а первенец абсолютно нового, перспективного направления работы инженеров Камского Автомобильного Завода.
О других новых моделях Камаз читайте здесь.
Разновидности
Для КамАЗов разрабатывается и производится много моделей полуприцепов различной конфигурации, назначения.
Бортовые
Это ПП без тентованной надстройки. Используются для перевозки грузов (разного состояния, габаритов), характеризующихся устойчивостью к атмосферным осадкам, колебаниям температуры.
Бортовой полуприцеп КамАЗ оснащается:
- откидными бортами для упрощения погрузо-разгрузочных работ;
- противоскользящим настилом из металла;
- выдвижными кониками для габаритных грузов;
- корзиной для укладки бортов, увязочными петлями.
Бортовой полуприцеп КамАЗ
Зерновоз от НЕФАЗ отличается:
- жесткой конструкцией платформы, вместимостью 52 кубических метра;
- жестким креплением бортов спереди и сзади;
- боковыми бортами в двухуровневом исполнении, при этом нижний может откидываться;
- осями на пневмоподвеске (что актуально для сельхозника, который едет груженый в одну сторону, а возвращается пустой);
- тормозными механизмами Wabco барабанного типа, растормаживающимися как с панели управления тягача, так и с помощью ручных кранов на ПП.
Самосвалы
Последняя модель ПП НЕФАЗ – 95094-0220119-70, представленная в 2019 году, имеет кузов с задней разгрузкой и может перевозить сыпучие субстанции объемом до 30 кубических метров.
Гидроцилиндр, надежные оси, пнвмоподвеска обеспечивают плавность хода, перевозку крупнотоннажных грузов, позволяют растормаживать прицеп по первой команде тягача.
Задний противоподкатный брус делается откидным для того, чтобы самосвал можно было использовать с асфальтоукладчиком.
ПП Самосвал НЕФАЗ
Рефрижераторы
Для седельных тягачей КамАЗ выпускается трехосный полуприцеп-рефрижератор НЕФАЗ-93341-5300314.
Эта модель ПП используется для перевозки продуктов в требуемых температурных режимах. Габаритные размеры: длина – 14,065 м, ширина – 2,6 м, высота – 4 м.
В рефрижераторе размещается 33 европоддона.
Тентовый фургон выполнен из сэндвич-панелей, утепленных пенополистиролом и облицованных стеклопластиком.
Рефрижератор оснащается холодильной установкой Thermo King SLXi 200-30. Груженый термоприцеп может перевозить до 30 780 кг грузов.
Полуприцеп-рефрижератор НЕФАЗ
Цистерны
Согласно техническим характеристикам производителя, рассчитаны на транспортировку светлых нефтепродуктов максимального объема 27 520 литров. При этом масса груженого прицепа-бензовоза составит 35 830 кг. Также предлагаются небольшие емкости, вмещающие 12 тыс. л, с весом при полной загрузке 19 тонн.
Особенность КамАЗа с полуприцепом-топливозаправщиком в том, что он имеет 3 изолированных отсека и может принять на борт три вида топлива за один рейс.
Эти ПП НЕФАЗ оснащаются пневмоподвеской, подъемными осями, дисковыми механизмами тормозной системы.
Автоцистерна НЕФАЗ
Другие виды
Самое необычное применение ПП – это санитарный полуприцеп КамАЗ. Для него нет базовых модификаций. Как правило, чертежи этого транспортного средства создаются на основании пожеланий заказчика, который определяет, сколько и какого оборудования надо разместить.
Санпропускник при помощи аварийно-спасательного автомобиля доставляет устройства для дезактивации кожи персонала, является складом для хранения чистой одежды, обуви, средств индивидуальной защиты.
В двухскатном фургоне оборудуются места для переодевания, отдыха сотрудников.
Еще один вид полуприцепа КамАЗ – сортиментовоз. Это трехосное вспомогательное транспортное средство для перевозки леса, пиломатериалов, других габаритных грузов 3×4 и 2×6 метра.
Весит сортиментовоз 6,2 тонны, может взять на борт 32,8 т.