Самая большая подводная лодка и история создания субмарин (8 фото)
Содержание:
- Содержание
- СОДЕРЖАНИЕ
- Тюнинг
- Техническое обслуживание
- Ссылки
- Структура Нептуна
- Брэдли Джеймс сейчас
- Акула
- Результат
- Подводные лодки проекта 941 «Акула» — видео
- Дельфин
- Примечания
- Источники
- Древнеримский цестус в современности
- Прототип:
- Дитя холодной войны
- Лодки типа «Триумфан»
- Бен 10: найди пары
- Подводная лодка класса «Акула», классификация НАТО — «Typhoon»
- Примечания
- Подводный дельфин типа «Лос-Анджелес»
- Проект 667БДРМ ʺДельфинʺ
- U-31
- Технические характеристики
- ТТХ подводной лодки ”Тайфун”
- Лётно-технические данные самолёта-разведчика Ту-214
- Sign up to our e-Newsletter here
- ʺВэнгардʺ (Vanguard)
- Технические характеристики
- История проектирования
- Стратегическая обстановка летом 1943 г
- U-31
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Тюнинг
Задумались над тем, чем можно модифицировать оружие? Начнем с патронов для карабина «Лось 7.1″. 308 Win – модернизированный «натовский» патрон, который обладает улучшенными баллистическими характеристиками, по сравнению со стандартными боеприпасами. Стоят они дороже, поэтому рекомендуется их использовать только для охоты на крупного зверя.
Прицельная планка «ласточкин хвост» позволяет установить на оружие различные оптические и коллиматорные прицелы. Последние идеально подходят для того, чтобы вести стрельбу на ближних и дальних дистанциях. Также с коллиматором куда проще вести стрельбу во время передвижения. Оптика предназначается для стрельбы на дальних дистанциях. Большой выбор прицельных устройств можно найти в большинстве оружейных магазинов. Профессиональные охотники рекомендуют приобретать шестикратные оптические устройства. Такой оптики должно вполне хватить для охоты с расстояния 300 метров.
Также не стоит забывать об оружейных аксессуарах. Различные подствольные фонари, ножи, приборы ночного видения и тепловизоры помогают вести охоту в темное время суток или просто улучшают внешние показатели оружия.
Кстати, о красивом. Если вы хотите придать своему оружию более старинный вид, на него можно установить снайперскую ложу из дорогого дерева или заменить все составляющие на пластик. Хотя профессиональные охотники не рекомендуют использовать последний вариант модификации. Пластик может быстро рассыхаться на солнце, из-за чего потом сильно скрипит во время промысла, выдавая местоположение охотника. Также он является не самым удачным вариантом, если вы хотите вести охоту в условиях минусовой температуры, поскольку пластик достаточно быстро остывает и примерзает к щекам во время прицеливания.
Также можно использовать различные краски для того, чтобы сделать свое оружие уникальным и неповторимым. Хотите покрасить своего «Лося» в камуфляж? Нет ничего проще. С таким агрегатом охотник значительно повысит качество своей маскировки. Особенно актуально во время ведения охоты из засады или с лазов.
Техническое обслуживание
Ссылки
Структура Нептуна
Брэдли Джеймс сейчас
Акула
Проект 941 «Акула» — самая большая подводная субмарина в истории Человечества. Она стала ответом СССР на создание американцами подводного крейсера «Огайо».
Субмарину «Акула», больше известную как «Тайфун» разработали в Ленинградском КБ «Рубин». Второе название дал Леонид Брежнев, назвав её «Тайфуном» в 1981 году из-за её сокрушительной мощи.
Действительно, «Акула» поражает своими размерами и вооружением. Её длина 178,5 метра, ширина корпуса 23,3 метра. Махина, размером с девятиэтажный, дом развивает скорость 12 узлов на воле и 23 узла в подводном положении. Максимальная глубина, на которую может погрузиться «Тайфун» — 500 метров.
При таких размерах и ходовых характеристиках «Акула» оснащена мощнейшим боекомплектом. В шахтах установлено 20 ядерных ракет Р-29. Кроме того, на «Акуле» установлены 20 реактивных ракет и ПЗРК «Игла». Для доставки боекомплекта на лодку был создан специальный корабль «Александр Барыкин», водоизмещением 16 000 тонн.
За время существования проекта с 1976 по 1989 год было сконструировано и введено в боевой строй 6 подлодок. Сейчас в состав ВМФ России входит 3 стратегических подводных крейсера «Акула».
Конструкторами продуманы максимальные комфортные условия для экипажа во время военных походов. Так, на подлодке есть бассейн, солярий с сауной, а также небольшой спортивный зал.
Результат
Подводные лодки проекта 941 «Акула» — видео
https://youtube.com/watch?v=DXh8P6LUwVM
Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.
Первая лодка этого типа ТК-208 (что означает «тяжелый крейсер») была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был заложен; для него готовились корпусные конструкции.
Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза. Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды. Впервые о создании серии «Акула» заявил Леонид Брежнев на XXVI съезде КПСС.
Для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами в 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» проекта 11570 с полным водоизмещением 16 000 т, он принимал на борт до 16 БРПЛ.
В 1987 году ТК-12 «Симбирск» осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику с неоднократной заменой экипажей.
27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты — выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт.
В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39.
Дельфин
«Дельфин», стала первой лодкой, зачисленная в состав военного флота России в 1903 году. В 1980 годах также назвали проект по созданию больших подводных машин стратегического назначения.
Проект 667 БДРМ стал продолжением «Кальмара» и имеет классическую компоновку с двухвинтовой силовой установкой и ракетные шахты, расположенные за рубкой. Лодка одна из самых больших в мире, имеет длину 167,4 метра, ширина корпуса 11,7 метра. «Дельфин» может погружаться на глубину 650 метров, что делает её уникальной среди лодок подобного типа. «Дельфин» уникален также тем, что может осуществить пуск ракет с глубины 55 метров.
На вооружении стоят баллистические и межконтинентальные ракеты. Флот России использует подводные лодки «Дельфин» как в военных походах, так и в мирных целях. В 1998 и 2006 году с подводных лодок этого класса были запущены на орбиту искусственные спутники Земли.
Примечания
- А.И. Благовестов. То, из чего стреляют в СНГ: Справочник стрелкового оружия. / под общ.ред. А.Е. Тараса. Минск, «Харвест», 2000. стр.545-546
- М. Блюм, А. Волнов. Патроны для охоты на оленя // «Охота и охотничье хозяйство», № 9, 1976. стр.31
- «Вепрь» с клыками калибра 7,62. // журнал «Ружье. Оружие и амуниция». №4 (6), 1997, стр.30-32
Источники
- https://warbook.club/voennaya-tehnika/podvodnye-lodki/akula/
- https://dubki-nk.ru/drugoe/samaya-bolshaya-podvodnaya-lodka-v-mire-akula-proekt-941.html
- https://zen.yandex.ru/media/id/5ca6ead92b3ad600b22b8086/istoriia-sozdaniia-akuly-samoi-bolshoi-atomnoi-podvodnoi-lodki-v-mire-5cd4635f849658051f76655f
- https://warways.ru/flot/podvodnye-lodki/podvodnaya-lodka-akula.html
- https://gunsfriend.ru/podvodnaa-lodka-akula-proekt-941-tehniceskie-harakteristiki-samyj-bolsoj-atomnyj-krejser/
- https://www.yaplakal.com/forum2/topic2218015.html
Древнеримский цестус в современности
Прототип:
ТК-17 «Архангельск» — советская (впоследствии российская) атомная подводная лодка стратегического назначения, относящаяся к 3-ему поколению, 5-ый корпус в серии. Проект лодки разработан в ЦКБ «МТ «Рубин». Всего было построено 6 лодок данного проекта, строительство седьмой лодки было приостановлено, закладка не производилась, корпусные секции разделаны на металл. Строились на заводе Севмаш, г. Северодвинск. Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 г. правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения. Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально возведён новый цех № 55 — самый большой крытый эллинг в мире. Корабли обладают большим запасом плавучести — более 40 %. В погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз», а в КБ «Малахит» — «победа техники над здравым смыслом». Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лёд толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до Северного полюса. Особенностью конструкции лодки является наличие внутри лёгкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными, имеют максимальный диаметр 10 м и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана. В передней части корабля, между главными прочными корпусами, расположены ракетные шахты, которые впервые были размещены впереди рубки. Кроме того, имеются три отдельных герметичных отсека: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек. Вынос и размещение трёх отсеков в пространство между основными корпусами позволило повысить пожаробезопасность и живучесть лодки. Две всплывающие спасательные камеры, рассчитанные на весь экипаж, размещены у основания рубки под ограждением выдвижных устройств. Основное вооружение — ракетный комплекс Д-19 с 20 трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером — 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет — 8300 км, боевая часть — разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая. Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет. Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям.
Дитя холодной войны
Лодки типа «Триумфан»
На последнем месте среди самых крупных подводных лодок находятся судна, изготовленные французскими кораблестроителями. Лодки типа «Триумфан» имеют подводное водоизмещение 14,3 тыс. тонн, надводное — 12,6 тыс. тонн. Длина ракетного крейсера — 138 метров. Силовая установка подводной машины — водо-водяной реактор мощностью 150 МВт, он обеспечивает скорость подводном положении до 25 узлов, в надводном — до 12 узлов. На вооружении у лодок типа «Триумфан» 16 баллистических ракет, 10 торпед и 8 крылатых ракет для запуска которых используются торпедные аппараты.
Как видно, в список самых больших подводных кораблей попали боевые машины, сконструированные ведущими мировыми державами, обладающими одновременно как стратегическими ядерными вооружениями, так и мощными военно-морскими силами.
Бен 10: найди пары
Подводная лодка класса «Акула», классификация НАТО — «Typhoon»
Субмарины стоят на вооружении 39 стран мира, ряд государств использует малые суда для исследований океана, с целью развития туризма. Но самыми большими по размерам являются военные подлодки.
Подводная лодка класса «Акула», позади нее — круизный лайнер
Проект №941 представляет собой серию атомных подводных лодок, спроектированных и построенных в СССР. Работами занимался ЛПМБ «Рубин», расположенный в г. Ленинград. Ныне предприятие существует. Начало старта проекта — 1972 год.
Проект «Акула» номер 941 — это самые большие подводные лодки не только среди атомного класса, но и среди всех субмарин в целом. Генеральный конструктор серии — дважды Герой Труда, доктор технических наук и академик РАН Сергей Никитич Ковалев. В его задачу входило построить лодку, способную обойти по основным показателям проектируемый в США ракетный подводный крейсер типа «Огайо».
Примечания
Подводный дельфин типа «Лос-Анджелес»
Многоцелевые АПЛ «Лос-Анджелес» знакомы каждому, кто хоть немного смотрит новости или интересуется мировыми событиями: именно они стали «героями» большинства локальных конфликтов на Ближнем Востоке, осуществляя запуски крылатых ракет «Томагавк» по Ираку, Ливии, Сирии.
Военно-морской флот США получил рекордное число именно этих лодок: 62 единицы для других проектов оказалось недостижимой цифрой. Фактически, «Лос-Анджелес» стала основателем нового класса многоцелевых атомных лодок в современном понимании термина.
Они задействуются в борьбе с ПЛ и надводными кораблями противника, ведении разведывательных действий, специальных операциях, переброске спецподразделений, нанесении высокоточных ударов по наземным целям, минировании, поисково-спасательных операциях.
Для этого она умеет развивать 64 километра в час под водой, что составляет рекорд среди крупносерийных лодок. А ещё их реакторы перезаряжают раз в 42 года, так что «Лос-Анджелес» почти вечны по меркам подводного флота.
Проект 667БДРМ ʺДельфинʺ
U-31
Эта немецкая лодка признана лучшей лодкой времён Первой мировой войны. В период с 1912 по 1915 год было построено 11 субмарин класса U-31, которые дважды приняли участие в боевых действиях.
Германия, которая по многим показателям опережала воюющие страны в вопросах создания и применения подводных лодок, активно использовала U-31 в первый год войны. Четыре аппарата этого класса стали самым кровожадными убийцами в ходе Первой мировой войны.
Вторым активным применением лодок класса U стал 1917 год, когда Германская империя всеми способами пыталась принудить страны «Антанты» и США капитулировать.
Лодка этого класса U-35 занимает первую строчку в мире по числу потопленных кораблей. В ходе войны её экипаж уничтожил 224 корабля.
Технические характеристики
ТТХ подводной лодки ”Тайфун”
По максимальной подводной скорости лодки разной конструкции отличались не очень сильно и все они были способны передвигаться со скоростью примерно 25 узлов (около 45 км/ч). Зато советский великан мог нести боевое дежурство на протяжении полугода и погружаться на глубину до 400 метров, имея в резерве дополнительные 100 метров.
В носовой части располагались горизонтальные складывающиеся рули, а привод осуществлялся за счет двух семилопастных винтов, каждый из которых оснащался 190-мегаваттным ядерным реактором и турбиной мощностью 50 000 лошадиных сил.
Отдыхаешь себе, а мимо тебя проплывает ЭТО…
Экипаж этого монстра состоял из 160 человек, более трети из которых были офицерами. Условия размещения на борту были очень комфортными, если можно так говорить о подводной лодке. Для офицеров были предусмотрены 2-х и 4-х местные каюты. Для матросов и старшин были предусмотрены маломестные кубрики, в которых были установлены умывальники и телевизоры.
Помимо этого, во все помещения подавался кондиционированный воздух, а в свободное от дежурства время экипаж мог посещать бассейн, спортзал, сауну и даже ”живой” уголок. Не боевая машина, а санаторий. Расскажите в нашем Telegram-чате, что думаете по этому поводу.
Хотя, боевого потенциала лодке тоже хватает. В случае ядерного конфликта ”Тайфун” может одновременно разрядить по противнику ”обойму” из 20 ядерных ракет (Р-39), каждая из которых будет оснащена десятью 200-киллотонными разделяющимися боеголовками. Этого достаточно, чтобы на долгие годы сделать необитаемой территорию, равную по размеру восточному побережью США.
Так устроена АПЛ «Тайфун» изнутри.
А это еще не все. Кроме мощного вооружения, на борту есть более двадцати обычных и реактивных торпед, а еще ПЗРК ”Игла”. Для того, чтобы ”заряжать” лодку, специально был создан корабль ”Александр Бракин”, рассчитанный на перевозку 16 БРПЛ (баллистические ракеты подводных лодок).
На данный момент в строю три атомные подводные лодки ”Тайфун”. Две из них в резерве, а одна используется для испытаний ракетного комплекса ”Булава”. Всего же с 1976 по 1989 со стапелей завода ”Севмаш” было спущено шесть лодок этого типа.
Лётно-технические данные самолёта-разведчика Ту-214
Sign up to our e-Newsletter here
ʺВэнгардʺ (Vanguard)
В начале 1990-х годов британские субмарины сменили лодки типа Resolution. Протяженностью 149,9 м и шириной 12,8 м, ʺВэнгардʺ опускается на глубину 400 м. Передвигаясь на поверхности, скорость корабля составляет 20 узлов, под водой — 25. Имея на борту 134 человека, судно может находиться в автономном режиме 70 суток. Подводное водоизмещение равняется 15 900 т, надводное − 15 130 т.
На вооружении подводного ракетоносца 16 ПУ с ракетами класса ʺTrident-2 D5ʺ, которые запускаются из 4 ТА калибром 533 мм. Сегодня четыре подводных крейсера находятся в строю. Класс представлен судами: Vanguard-Авангардный, Victorious-Победоносный, Vigilant-Бдительный и Vengeance-Отмщение.
Технические характеристики
Открытые пусковые шахты
Технические характеристики подводных лодок проекта 941 — самые выдающиеся в мире. Гигантские размеры в сочетании с безопасной схемой компоновки и огневой мощью делают каждый такой крейсер надежным инструментом ядерного сдерживания.
Водо-водяной ядерный реактор мощностью 190 МВт
Ядерная энергетическая установка выполнена по блочному типу. Состоит из двух водо-водяных реакторов на тепловых нейтронах ОК-650. Тепловая мощность каждого — по 190 МВт, общая мощность на валу — 2х50000 л. с.
Турбина
Подводная лодка «Акула» имеет две паротурбинных установки. Каждая находится в кормовых отсеках основных корпусов, что повысило выживаемость подлодки. За счет двухкаскадной резинокордной амортизации и блочной компоновки обеспечивается виброизоляция агрегатов, что снижает общий шум.
Движитель
«Акула» имеет два низкооборотных семилопастных гребных винта с фиксированным шагом. Для снижения производимого шума винты находятся в кольцевых обтекателях (фенестронах).
Резервные средства движения
К резервным средствам движения подводных лодок проекта 941 относят два дизельных генератора АСДГ-800 по 800 кВт, два электродвигателя постоянного тока мощностью по 190 кВт и свинцово-кислотную аккумуляторную батарею. Для маневрирования в ограниченном пространстве предусмотрены две подруливающие установки с двигателями по 750 кВт и поворотными гребными винтами. Расположены они в носовой и кормовой части.
Радиоэлектронное оборудование
Проектирование «Акулы» изначально рассчитывалось на службу в полярных условиях
Радиоэлектронное оборудование и вооружение представлено следующими системами:
- информационно-управляющая боевая система «Омнибус»;
- гидроакустический комплекс «Скат-КС», на ТК-208 заменен на «Скат-3»;
- гидроакустическая станция поиска мин МГ-519 «Арфа»;
- эхоледомер МГ-518 «Север»;
- радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»;
- навигационная система «Симфония»;
- комплекс радиосвязи «Молния-Л1» и система спутниковой связи «Цунами»;
- телевизионный комплекс МТК-100.
Также предусмотрены две всплывающие антенны буйкового типа. Они позволяют принимать сигналы, сообщения и целеуказания на глубине 150 м, а также при нахождении под льдами.
Характеристики скоростей полного хода и водоизмещения
Скоростные характеристики подводных лодок «Акула» имеют следующие показатели:
- надводная скорость — 12 узлов;
- подводная — 25 узлов (46,3 км/ч);
- автономность плавания — до 6 месяцев.
Глубины погружения
Подлодки проекта 941 способны погружаться до 500 м. Рабочая глубина составляет 400 м, радиосвязь обеспечивается на 150 м, запуск баллистических ракет — до 55 м.
Размеры
Размеры подводной лодки проекта 941 имеют следующие значения:
- длина по ватерлинии — 172,8 м;
- ширина корпуса — 23,3 м;
- осадка по ватерлинии — 11,2 м.
Благодаря этим параметрам «Акула» — самая большая подводная лодка в мире, созданная специально для переноса ракет Р-39. Численность экипажа составляет 160 человек, включая 52 офицера.
История проектирования
В 1942 году конструкторы из ЦКБ-18 начали работу над проектом новой средней подводной лодки, предназначенной для замены лодок типа «Щука». Проект получил номер 608, главным инженером был назначен В. Н. Перегудов. Первоначальный предложенный конструкторами вариант имел водоизмещение 770-800 тонн, однако заказчики посчитали такие размеры слишком большими и проектное водоизмещение было задано в 640-660 тонн. Параллельно в КБ завода №194 разрабатывался вариант проекта, обозначенный 608-1. В 1944 году оба проекта были представлены в Управление кораблестроения, но поддержки не получили из-за невыполнения требований по вооружению и радиусу действия.
U-2504 типа XXI — памятник
30 июля 1944 года в Финском заливе была потоплена немецкая субмарина U-250 типа VIIC. Затонувшую на глубине 27 метров лодку в октябре подняли и отбуксировали в Кронштадт. Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов в январе 1945 года издал приказ , в соответствии с которым прекращались работы по проекту 608
и начиналось созданиепроекта 613 , который должен быть основан на конструкции немецкой лодки, но с некоторым увеличением водоизмещения с 770 до 800 тонн. После окончания войны советские специалисты ознакомились с недостроенными германскими «электролодками» типа XXI, которые были захвачены на верфях Данцига. Весной 1946 года из Великобритании были получены четыре достроенных лодки типа XXI. Результатом морских испытаний этих кораблей стало полное изменение технического задания по проекту 613 в августе 1946 года, а тип XXI был взят за основу нового варианта проекта основной советской послевоенной подлодки. Эскизный проект был завершён в октябре 1947 года, рабочие чертежи были готовы к августу 1948 года.
Стратегическая обстановка летом 1943 г
Завершив разгром окружённой под Сталинградом группировки гитлеровских войск, Красная Армия продолжила успешное наступление. На центральном направлении фронт отодвинулся на 650—750 км к западным границам СССР. Во время сражений уничтожено до 40% германских вооружённых сил.
В конце весны 1943 года на советско-германском фронте наступает затишье в боевых действиях противников. В районе Курска, Орла и Белгорода сформировался выступ шириной 200 км, вклинившийся в оборону вермахта на 150 км. Конфигурация линии фронта предоставляла удобные возможности для проведения атакующих действий каждому из противников. Кроме того, в районе Курской дуги сосредоточились крупные силы воюющих сторон.
Учитывая международную обстановку и сложное политическое положение внутри страны, Гитлер приказывает провести крупную наступательную операцию. Успешное сражение передавало стратегическую инициативу вермахту и поднимало авторитет фюрера. Немецкие генералы приступили к разработке плана «Цитадель». Главная идея операции состояла в нанесении с севера и юга сходящихся ударов в направлении на Курск. Взятие областного центра приводило к окружению крупной группировки советских войск.
После инспекционной поездки в район курского выступа представитель Ставки Г. К. Жуков подаёт Сталину докладную записку. Маршал указывает на высокую вероятность наступления фашистов на плацдарм под Курском. Георгий Константинович предлагает не проводить упреждающей атаки, а в оборонительных боях уничтожить основные бронетанковые части германской армии. На последующих этапах предполагалось разгромить наступающих силами резервного фронта.
U-31
Эта немецкая лодка признана лучшей лодкой времен Первой мировой войны. В период с 1912 по 1915 год было построено 11 субмарин класса U-31, которые дважды приняли участие в боевых действиях.
Германия, которая по многим показателям опережала воюющие страны в вопросах создания и применения подводных лодок, активно использовала U-31 в первый год войны. Четыре лодки этого класса стали самым кровожадными убийцами в ходе Первой мировой войны.
Вторым активным применением лодок класса U стал 1917 год, когда Германская империя всеми способами пыталась принудить страны «Антанты» и США капитулировать. Лодка этого класса U-35 занимает первую строчку в мире по числу потопленных кораблей. В ходе войны ее экипаж уничтожил 224 корабля.
Японские подводные лодки I 400, известные также под именем «Сентоку» – самая большая субмарина времен Второй мировой войны.
Длина лодки достигала 122 метров, водоизмещением 6500 тонн. Японская лодка могла развивать скорость до 18 узлов в надводном положении и 6,5 узлов при движении под водой. По конструкции лодка могла перевозить на себе самолеты. После успешной операции в Пёрл-Харбор, японцы намеревались нанести удар с помощью таких лодок непосредственно по континентальному побережью США.
В 1942 году было запланировано построить 18 лодок, но война внесла коррективы и на воду спустили только 3 подводные лодки типа I 400.
В бою эти боевые субмарины так и не побывали. После капитуляции Японии, 3 лодки были переданы США и затоплены в 1946 году. В 2013 году японским исследователям удалось обнаружить одну из лодок I 400. Она лежит на глубине 700 метров у острова Оаху.
I-400 оставалась самой большой лодкой в мире, вплоть до появления в 60-е годы ХХ столетия атомных подводных лодок.
В советском проекте 667А «Навага» была создана целая серия Ракетных подводных крейсеров стратегического назначения с баллистическими ракетами Р-27 на борту.
Первые лодки «Навага» были спущены на воду в 1958 году. Длина лодки составляет 128 метров, ширина – 11,7 метров. Корпус этой подлодки имеет цилиндрическую, обтекаемую форму диаметром 9,5 м и выполнен из стали Ю3. Корпус 128-миметровой лодки был разделен на 10 отсеков. Боевой комплект лодки в полном снаряжении насчитывал 22 ракеты, из них 2 с ядерными боеголовками. На лодках было установлено высокоточное навигационное оборудование, а с конца 80-х годов использовали спутниковую навигацию.
Судьба многих лодок проекта 667А «Навага» во многом печальна. По соглашению с США о сокращении вооружения почти все подводные лодки этого типа были утилизированы.