Лучшие истребители америки, россии и европы довоенного времени и современности

Примечания

  1. 1234567 [web.archive.org/web/20121102122645/www.eurofighter.com/fileadmin/web_data/downloads/extpub/02_5thGenFighter.pdf What is a fifth generation fighter]. Eurofighter World, февраль 2010.
  2. [books.google.com/books?id=3shgcJXesN0C&pg=PA83&dq=%22fighter+generations%22&hl=en&sa=X&ei=1eFUT4GhE8rTgQe4hsTpDQ&ved=0CD8Q6AEwAg#v=onepage&q=generations&f=false Jet Fighters Inside & Out]. — New York: Rosen Pub Group. — P. 5, 83. — ISBN 978-1448859825.
  3. Daniel Slane (October 29, 2010), [books.google.com/books?id=qU4uE-A1pUAC&pg=PA94&dq=%22fighter+generations%22&hl=en&sa=X&ei=1eFUT4GhE8rTgQe4hsTpDQ&ved=0CDoQ6AEwAQ#v=snippet&q=%22generations%22&f=false Report to Congress of the U.S.China Economic and Security Review Commission , U.S. Government Printing Office, . Проверено 15 марта 2012.
  4. Dr Richard P. Hallion (Winter 1990), [www.airpower.au.af.mil/airchronicles/apj/apj90/win90/1win90.htm Air Force Fighter Acquisition since 1945] ,
  5. 1234567891011121314151617181920212223242526272829 Chiesa, Sergio, Marco Fioriti. [www.davidpublishing.com/davidpublishing/Upfile/6/11/2014/2014061172170481.pdf About Feasibility of a 5th Generation Light Fighter Aircraft]. // Journal of mechanics engineering and automation 4.5 (2014): с. 441—450.
  6. 12Сергей Птичкин [www.rg.ru/2010/02/04/t-50.html «Пятерка» авансом] // «Российская газета» : № 23 (5102) от 4 февраля 2010. — Пермь, 2010. — С. 5.
  7. [polit.ru/news/2016/06/09/stealth/ Авиастроители раскрыли концепцию истребителя РФ шестого поколения] // ПОЛИТ.РУ

Страны-эксплуатанты

Су-57: будущее боевой авиации

Итак, главное отличие пятого поколения – это применений стелс-технологии и технологий уменьшения заметности, режим крейсерской сверхзвуковой скорости, более совершенная авионика, в частности наличие АФАР.

Работы над истребителями пятого поколения начались с конца XX века. В США пятое поколение – F-22 Raptor – начали разрабатывать еще в 1986 году и завершили только в 2001 году. В России разработку истребителя пятого поколения осуществляли инженеры ОКБ им. Сухого. Первые испытания российского Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) начались в 2009 году. До августа 2017 года самолет был известен под заводским индексом Т-50, затем он получил имя Су-57.

Большинство характеристик Су-57 засекречены, но уже сейчас известно, что он оснащен принципиально новым комплексом интегрированной авионики, обладающей интеллектуальной поддержкой экипажа. Самолет способен обмениваться данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а также выполнять задачи автономно.

Радиоэлектронная система Су-57 отличается от авиационной бортовой РЛС в традиционном понимании. Так, на самолете установлена не только основная радиолокационная станция с АФАР, но и набор других, как активных, так и пассивных радиолокационных станций по всей поверхности самолета, фактически составляя так называемую «умную обшивку».

Основные элементы нового российского истребителя Су-57 производятся предприятиями Ростеха. Силовая установка разрабатывается Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК). Фонарь кабины и обшивку делают специалисты холдинга «РТ-Химкомпозит». В разработке бортового радиоэлектронного оборудования принимает участие КРЭТ.

Первый полет российского истребителя пятого поколения состоялся 29 января 2010 года. С тех пор успешно проведено уже несколько сотен испытательных вылетов. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолетов Су-57. На сегодняшний день уже создано десять летных прототипов.

Внешние ссылки [ править ]

Из-за отсутствия финансирования

Су-37 был уникальным самолётом во всех смыслах — он существовал в единственном лётном экземпляре, построенном в 1993 году. В 2002 году в ходе одного из испытательных полётов истребитель потерпел крушение под Москвой, пилотировавшему его лётчику удалось катапультироваться. После этого программа по разработке и производству Су-37 была прекращена.

  • Многоцелевой сверхманёвренный истребитель Су-37
  • РИА Новости

Как рассказал в комментарии RT заслуженный лётчик России генерал-майор Владимир Попов, если бы эта машина пошла в серию и была принята на вооружение, она активно применялась бы на переднем крае боевых действий.

По его словам, главной причиной, помешавшей запустить серийное производство Су-37, стало отсутствие финансирования в 1990-х годах. Однако эта машина предвосхитила появление многих перспективных самолётов новых поколений, добавил эксперт.

Также по теме


Перспективные самолёты: Минобороны РФ подпишет контракты на поставку истребителей Су-30СМ2 и учебно-боевых Як-130

Минобороны России до конца года подпишет два госконтракта на поставку 21 истребителя Су-30СМ2 и 25 учебно-боевых самолётов Як-130,…

«Су-37 был предвестником самолётов поколения 4++ и пятого поколения, особенно это прослеживается в конструктивных особенностях, компоновке, распределении массы относительно крыла, эффективности управляемой системы», — подчеркнул Попов.

В свою очередь, военный эксперт Юрий Кнутов отметил в интервью RT, что главной особенностью Су-37 была его сверхманёвренность, которая достигалась за счёт двигательной установки с управляемым вектором тяги.

«Благодаря этому самолёт мог выполнять приёмы высшего пилотажа — «Чакра Фролова», «кобра», «колокол»

Это важно, поскольку если все прицелы на современных самолётах устроены по принципу доплеровского локатора, то самолёт, застыв на одну-три секунды, может исчезнуть с локаторов истребителей противника. К тому же можно изменить направление полёта, резко совершив манёвр, после чего, например, зайти противнику в хвост и поразить его ракетой», — пояснил эксперт

Юрий Кнутов также констатировал, что пойти в серию этому и другим уникальным самолётам помешало плачевное состояние российской экономики в 1990-х годах.

«В 1990—2000-х годах Россия переживала экономический кризис, из-за которого она так и не смогла запустить серийное производство машины и принять её на вооружение. Такая же судьба постигла и уникальный Як-141, который стал невостребованным после распада СССР», — напомнил Кнутов.

Однако влияние Су-37 на современные технические решения, применяющиеся в истребительной авиации, сложно переоценить, считает аналитик.

Dassault Rafale

В списке самых мощных истребителей оказалась и гордость французских вооруженных сил – Dassault Rafale. Создатели утверждают, что единственным фактором, который препятствует невероятному подъему этой боевой машины является ее высокая стоимость. Dassault Rafale уже 50 лет находится на вооружении армии Франции, он несколько раз отлично показывал себя в вооруженных конфликтах. Однако сегодня этот истребитель используется только для проведения учебных и показательных полетов. Также его название нередко фигурировало при авиакатастрофах, но французская сторона каждый раз утверждала, что причиной тому стал человеческий фактор.

Будет ли лучший в мире истребитель?

Еще один интересный вопрос. Некоторые эксперты полагают — маловероятно, что кто-то из авиаконструкторов сможет создать объективно лучший в мире истребитель. К моменту, когда машины 6 поколения будут вводиться в строй, уровень технологий в них, как предполагается, будет примерно одинаковым. Примерно такая ситуация сейчас с истребителями 5 поколения. Российский Т-50 и американский F-22, в целом, по мнению многих специалистов, обладают очень схожим потенциалом и сопоставимым уровнем технологий. И это при том, что истребители 3 и 4 поколения, выпускаемые в РФ (а до этого — в Советском Союзе) в ряде случаев, как считают многие эксперты, были на голову выше американских аналогов и наоборот. Касательно 6 поколения, то, как полагают специалисты, если даже одни самолеты будут лидировать, скажем, в скорости, то нет никакой гарантии, что в других компонентах (например, в маневренности) они не уступят конкурентам. Очень важным будет фактор поддержки машин со стороны иных родов войск — космических, ПВО, ВМФ, в определенных задачах — также и сухопутных.

Сохранившиеся экземпляры

Сохранившиеся экземпляры

Dassault Rafale

«Рафаэль» – многоцелевой истребитель, который разработан во Франции. Сконструирован по аэродинамической схеме «Утка», которая является традиционной для истребителей этой фирмы (Dassault Aviation). В модели предусмотрено дополнительное высокорасположенное горизонтальное оперение. Два двигателя расположены в хвостовой части фюзеляжа. Перед крылом – горизонтальное оперение. Это необходимо для увеличения маневренности.

Dassault Rafale

Дополнительное производство этого истребителя было финансировано Францией в 2009 году. Таким образом, парк военных машин был увеличен на 60 единиц техники.

Истребитель используется в разных странах. Компания выиграла тендер на производство 126 машин для Индии.

Самолеты истребители МиГ. Высотный скоростной перехватчик МиГ-25.

МиГ-25

В марте 1961г. ОКБ Микояна получает приказ на постройку самолета способного летать на высоте более 20 000м и развивать скорость более порядка 3-х Махов. Такие характеристики истребителя потребовались для борьбы с бомбардировщиками США В-58 и высотными сверхзвуковыми разведчиками SR-71. Через три года начинаются заводские испытания Е-155 и Е-155Р. В процессе тестовых полетов машины устанавливают несколько мировых рекордов. Забегая вперед, скажем, что на самолетах МиГ-25 было установлено 29 рекордов, в том числе абсолютный по высоте – 37650м!

События 6 сентября 1976г.

Итак, в обозначенный день, летчик-истребитель ВВС Советского союза совершил беспрецедентный перелет на секретном самолете МиГ-25П в Японию. Сев на аэродром страны восходящего солнца, беглец попросил политического убежища в США. Это происшествие заставило СССР в срочном порядке менять систему опознавания «свой-чужой».

Машину с секретнейшим оборудованием экстренно переправили в Соединенные Штаты, где ее разобрали до винтика, а затем вернули в СССР.

Ссылки

Пиар и русский след

Разделять всю послевоенную историю авиации на пять поколений стали совсем недавно и до сих пор много об этом спорят.

Достаточно чёткие критерии существуют только для обозначения пятого поколения. Это крейсерский сверхзвук(способность совершать длительные полёты со скоростью, превышающей скорость звука. — Прим. ред.), сверхманёвренность(способность сохранять устойчивость и управляемость при большем отклонении от направления полёта, образно выражаясь — возможностьлететь хвостом вперёд». — Прим. ред.) и высокий уровеньстелс»(незаметности для средств обнаружения, в первую очередь — радаров. — Прим. ред.). Копнём чуть дальше в историю — и границы станут гораздо более размытыми. К какому поколению отнести, например, F-111 и F-117? АХарриер»?

И даже в ходе работ над ATF(будущие XF-22 и XF-23)стелс» появился не сразу. Сначала это были выскоманёвренные истребители с использованием лишь некоторых методов снижения заметности. Сегодня их назвали бы максимум поколениемчетыре с плюсом»

Так что поколения — это искусственно сконструированное понятие, не имеющее ничего общего с реальным самолётостроением. Чистой воды пиар. И как ни странно, первыми этуигру» начали мы. Нет, не редакция WARHEAD.SU, а Российская Федерация.

Конечно, терминновое» илиследующее поколение» встречался на Западе даже в конце 80-х. Но широко его стали использовать лишь в 1994 году, после того как в российской прессе впервые употребилипятое поколение» для описания истребителя МФИ(будущего МиГ 1.44). Термин быстро прижился и мигрировал за океан.

МиГ-1.44. Первый самолёт, названный истребителем пятого поколения

Теперь он используется везде, где можно, как показатель продвинутости разрабатываемого самолёта.

Так же быстро объяснили, где скрывались и предыдущие четыре поколения. А термин распространился дальше — на танки, корабли, подлодки и многое другое.

Но прогресс на месте не стоит, и за пятым неизбежно должно следовать шестое.

Выбор компоновки для перспективного истребителя Boeing Model 988. Этот проект начала 90-х можно назвать переходным от пятого к шестому поколению

Ссылки

9. Saab JAS 39 Gripen

На вооружении шведской армии вот уже тридцать лет стоит боевой истребитель Saab JAS 39 Gripen, который занимает 9-е место в нашем рейтинге. Его первый показательный полет состоялся в 88-ом году прошлого столетия. На сегодняшний день эта боевая машина оснащена одними из лучших технологий мира. Истребитель четвертого поколения был создан специально для эффективного ведения боевых действий в условиях скандинавской местности – ограниченности равнин и суровости погоды. Вооружение Saab JAS 39 Gripen составляют: 30-миллимитровая пушка, различные типы бомб (в зависимости от необходимости), несколько типов ракет (управляемые и неуправляемые).

Ла-5

В начале Великой Отечественной войны немецкая авиация делала в небе СССР что хотела. Только в 1942 году появился советский истребитель, который мог вести с «Мессершмиттами» и «Фокке-Вульфами» бой на равных. Это был «Ла-5» разработанный в конструкторском бюро Лавочкина. Создавался он в огромной спешке. Самолёт устроен настолько просто, что в кабине нет даже самых элементарных приборов вроде авиагоризонта. Но лётчикам «Ла-5» сразу понравился. В первых же пробных полётах на нём сбили 16 вражеских самолётов.

«Ла-5» вынес на себе основную тяжесть сражений в небе над Сталинградом и Курской дугой. На нём сражался ас Иван Кожедуб, именно на нём летал с протезами знаменитый Алексей Маресьев. Единственная проблема «Ла-5» помешавшая ему подняться в нашем рейтинге выше — внешний вид. Он совершенно безликий и невыразительный. Когда немцы впервые увидели этот истребитель, то сразу дали ему прозвище «новая крыса». А все, потому что он сильно походил на прозванный «крысой» легендарный самолёт «И-16».

7

Су-27

Су-27 – боевой самолёт российского (советского) производства. Относится к многоцелевым всепогодным истребителям четвёртого поколения. Его создали для эффективного ведения воздушного боя. Среди конструкторов: А. Колчин, Н. С. Черняков, А. И. Кнышев и М. П. Симонов.

Су-27

Разработка четвертого поколения подобного вида истребителей велась в конце 1960 года в разных странах. Сначала разработана была модель в США (F-4C «Фантом»). После этого СССР в ответ выпустил перспективный фронтовой истребитель. Предполагалось, что он будет превосходить модель F-15. Но в то время полностью Су-27 до конца еще не был сконструирован. Существовали только прототипы.

Су-27 – это лучшие истребители советского производства, у которых есть электродистанционная система управления. ЭДСУ характеризуется быстрым действием и точностью. Кроме этого, истребитель может использовать усовершенствованные алгоритмы управления.

По официальным данным…

США реализовали два проекта истребителей пятого поколения и уже работают над принципиально новой техникой. В 2010 году стартовали работы по изучению вопросов создания шестого поколения. Чуть позже появились первые данные относительно облика гипотетического самолета, а вместе с ними и рисунки, показывающие технику в полете.

Интересен тот факт, что сейчас в США параллельно прорабатываются сразу два перспективных истребителя. Один из них создается по заказу военно-морских сил и предназначен для замены палубных самолетов F/A-18E/F. Заказчиком второго являются военно-воздушные силы, которые уже сейчас задумываются о замене истребителя F-22, относимого к современному пятому поколению.

В дальнейшем несколько ведущих авиастроительных компаний неоднократно поднимали тему шестого поколения и оглашали свои планы в этой сфере. Утверждалось, что будущие самолеты по основным характеристикам будут выгодно отличаться от существующих, а кроме того, получат совершенно новые возможности. Прежде всего, рассматривался вопрос создания пилотируемой и беспилотной модификаций техники.

В области вооружения предлагалось использовать как существующие и перспективные ракетные системы, так и принципиально новые образцы. К примеру, до определенного времени утверждалось, что истребитель сможет нести боевой лазер, предназначенный для уничтожения воздушных или наземных целей. Впрочем, позже планы стали скромнее – лазеру отвели роль средства борьбы с ракетами противника.

Новейший российский истребитель пятого поколения пока лишь готовится к серийному производству и поступлению в войска, но промышленность уже занимается вопросами дальнейшего развития фронтовой авиации. Более двух лет назад стало известно, что в России начата проработка облика будущего истребителя шестого поколения. Тогда же были оглашены некоторые подробности и пожелания.

Впервые о создании российского истребителя шестого поколения в марте 2016 года рассказал вице-премьер Дмитрий Рогозин. Он заявил, что компания «Сухой» представила некоторые идеи и решения в контексте будущего поколения. Вскоре эту тему затронул главком ВКС Виктор Бондарев. По его словам, работы уже идут, и перед конструкторами стоит несколько задач. В частности, планируется разработка истребителя в пилотируемом и беспилотном вариантах.

Главком также затронул тему модернизации перспективной техники. Оказалось, что за счет обновления отдельных элементов в рамках новых проектов существующий истребитель Т-50 (Су-57) вполне способен перейти из актуального пятого в новое шестое поколение. Получению таких результатов способствует высокий модернизационный потенциал машины.

В дальнейшем официальные лица и неназванные источники прессы неоднократно поднимали тему нового истребителя и дополняли общую картину. При помощи этих данных можно примерно представить, какие именно требования предъявляются к будущему шестому поколению.

Буквально пару месяцев назад Великобритания представила свой проект истребителя Tempest, нескромно отнесенный к шестому поколению. Согласно опубликованным данным, эта машина будет иметь множество признаков предыдущего пятого поколения, а решающим фактором для отнесения к более новой категории должна стать беспилотная модификация. Любопытно, что «Темпест», в отличие других проектов нового поколения, будет создаваться в рамках международной кооперации во главе с компанией BAE Systems.

Не так давно стало известно, что свой истребитель шестого поколения желает сделать и Китай. Тем не менее, китайские ученые и инженеры традиционно не спешат делиться информацией. Регулярно появляются различные отрывочные сведения, слухи и оценки, но на их основе пока невозможно составить полную и правдоподобную картину.

Вертолеты Як.

Операторы

История истребителей

Lockheed P-38D Lightning. США

Отдаем честь! Самолет примечательный и замечательный уже тем, что на нем летал и погиб Антуан де Сент-Экзюпери, лучший из летавших писателей и парни, отправившие на то свет адмирала Ямамото. Ну и Ричард Айра Бонг и Томас Макгуайр, два самых результативных лётчика-истребителя в истории американской военной авиации (40 и 38 побед).

«Лайтнинг», несомненно, претендует на звание одной из лучших боевых машин Второй мировой. Очень сложно оценивать и сравнивать, но машина была приближена к совершенству. В конструкции Р-38 было реализовано очень много новинок технического характера.

С боевой составляющей было так: в Европе и Северной Африке «Лайтнинг» не блистал совершенно. Более того, учитывая, что американцы в отличие от советских летчиков четверкой на два десятка не ходили никогда, потери были весьма впечатляющими. На заявленные 2500 сбитых немецких и итальянских самолетов пилоты Р-38 потеряли около 1800 своих. Учитывая обязательные приписки – могли и один к одному разойтись.

А вот на Тихом океане самолет «зашел». Да еще как! Двухмоторный Р-38 не был таким скоростным, как одномоторные самолеты и таким же маневренным. Более того, с маневренностью у него в некоторых режимах вообще беда была, которая могла закончится срывом хвостового оперения.

Но именно «Лайтнинг» с его конструкцией обеспечивал одновременно высокую огневую мощь, большую дальность и безопасность дальних рейдов над морем за счет двухмоторной схемы.

Р-38 использовали все так же в качестве многофункционального самолета: истребителя-перехватчика, истребителя сопровождения, истребителя-бомбардировщика, разведчика, самолета-лидера. Были вообще уникальные модернизации, например, самолет-постановщик дымовых завес для кораблей или санитарный эвакуатор раненых в подвесных контейнерах.

P-38 был единственным самолётом, выпускавшимся в США на всём протяжении войны. Это говорит об очень многом.

Достоинства: вооружение, скорость, легкое управление, живучесть

Недостатки: нестабилен на высоких скоростях, отсутствие защиты задней полусферы.

Су-35: между четвертым и пятым

Многоцелевые истребители четвертого поколения обладают отличными скоростными и маневренными данными. Они развивают скорость около 2,5 тыс. км/ч, летают на высотах до 20 километров, причем набирают такую высоту всего за одну минуту. Эти самолеты могут поразить сразу до десятка целей. Первыми отечественными представителями этого поколения стали легендарные Су-27, МиГ-29 и МиГ-31.

Некоторые из отечественных самолетов четвертого поколения удовлетворяют большинству требований к истребителям пятого поколения. Это дало все основания для разделения четвертого поколения и поколений 4+ и 4++. В частности для истребителей поколения 4++ характерен режим крейсерской сверхзвуковой скорости, являющийся одним из требований к истребителю пятого поколения.

Именно к таким машинам относится Су-35, который признан самым мощным в мире истребителем четвертого поколения. За исключением технологии малой заметности и активной фазированной антенной решетки (АФАР), «тридцать пятый» удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолетам пятого поколения.

В частности, новые двигатели АЛ-41Ф1С позволяют Су-35 развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Также «тридцать пятый» оснащен радиолокационной станцией «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой. Несмотря на отсутствие АФАР, «Ирбис» производства КРЭТ может обнаружить цели на дальности до 400 км, а также сопровождать до 30 воздушных целей и вести одновременный обстрел восьми из них.

7.McDonnell Douglas F-15 Eagle (США)

Наиболее успешный американский проект последних сорока лет занимает седьмое место в десятке самых лучших боевых истребителей в мире. F-15 Eagle гарантированно останется на вооружении до 2025 года, а значит успеет справить свой пятидесятилетний юбилей. Поразительно, но «Орел» за столь долгий период потерпел поражение в воздушном бою лишь однажды, при этом уничтожив около ста самолётов противника. С этим истребителем связана история летчика израильских ВВС по фамилии Пелед, который во время военного конфликта в Сирии смог уничтожить шесть самолётов противника и нанести значительные повреждения ещё четырём. Сейчас на вооружении различных стран находится шесть сотен F-15, и их не собираются списывать, ведь неполадки в среднем возникают всего лишь один раз за 50 тысяч часов полёта.

Прогноз. Что будет с российской армией?

В недалёком будущем намечается осуществление многих реформ, связанных с улучшением боевого и технического оснащения

Предпринимаемые действия будут иметь важное значение для поддержания мощи страны. К тому же, сегодня очень важно продолжить закупку специализированных тренажёров, приобретаемых с целью улучшения качества обучения военнослужащих

В ближайшее время планируется полный переход военнослужащих российской армии на службу по контракту. Именно по этой причине на сегодняшний день прослеживается чёткая тенденция к увеличению численности контрактных военных. Правительство Российской Федерации обещает, что уже к 2022 году наёмные солдаты составят около 50 % военнослужащих.

Кроме того, в проектах Министерства Обороны планируется значительно увеличить субсидирование русских войск, а также внести необходимые изменения и усовершенствовать уклад жизни военнослужащих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector