Прерванный полет адмирала можайского

Основные характеристики пневматического оружия и требования к нему

Независимо от вида стрелкового оружия, его владельцев всегда интересовали два главных показателя – точность и мощность. Во все времена конструкторы задавались вопросом создания наиболее мощной и точной винтовки, однако эта цель никогда не будет достигнута. Хоть и существуют модели, которые наиболее приближены к идеалу, все же создание такого оружия невозможно. Во многом потому, что эти две характеристики взаимоисключают друг друга.

Мощность винтовки, или, если выразиться правильно, энергия, измеряется в джоулях. Многие производители оружия игнорируют этот параметр, указывая только начальную скорость пули, но мощность легко рассчитать, зная также массу самой пули. Для этого используется формула: E = mV2/2.

Маломощное оружие (менее 7,5 Дж) маркируется буквой F, которая указывается в названии или на ствольной коробке. Такие винтовки имеют достаточно широкое распространение, как правило, в спортивных дисциплинах. Для спорта такой мощности будет более чем достаточно, ведь стреляют в основном с малых дистанций.

Оружие, которое обладает средней мощностью (до 16,3 Дж) обозначается буквой J. Эти винтовки применяются в более широком спектре, при этом они способны нанести цели определенный урон. В некоторых странах оружие такого типа обязательно подлежит регистрации.

Самое мощное пневматическое оружие (28-30 Дж) маркируется буквами FAC. Эти винтовки стреляют на приличное расстояние и наносят большой урон цели. Кроме того, такое оружие гораздо меньше зависит от условий окружающей среды, при этом в нем используются тяжелые пули, которые более устойчивы по сравнению с легкими. Мощное оружие идеально подойдет для использования на охоте.

Исключениями являются образцы, которые имеют большой калибр, сопоставимый с калибрами огнестрельного оружия. К примеру, карабин Career Dragon Slayer, который имеет калибр 12,7 мм и предназначен для охоты. Но стоит заметить, что такое оружие однозначно подлежит регистрации.

Что касается точности стрелкового оружия в целом, то обычно берется во внимание кучность при стрельбе с фиксированным прицеливанием и неизменными внешними условиями. Понятно, что достичь 100% точности при стрельбе невозможно, так как точка прицеливания постоянно смещается, а также изменяются условия внешней среды, что и влияет на точность оружия. Такие особенности заставляют стрелков подбирать винтовки, которые наиболее подходят для них по точности, а также оснащать их подходящими пулями, что увеличивает шанс попадания

Такие особенности заставляют стрелков подбирать винтовки, которые наиболее подходят для них по точности, а также оснащать их подходящими пулями, что увеличивает шанс попадания.

См. также

Испытания, отзывы стрелков

Упорство вознаграждается

Можайский не сдался. При поддержке учёных и инженеров, того же Менделеева и морского министра С. Лессовского он смог собрать деньги на покупку двигателей. 21 мая 1881 года Можайский привёз из Англии две паровые машины, работавшие на керосине, а 3 ноября того же года запатентовал свой самолёт.

Снова началось обивание порогов министерств, ведомств и царских резиденций. Александр III в деньгах отказал. Военное министерство выделило лишь место для постройки самолёта в Красном Селе. Деньги давали энтузиасты. Сам Можайский вложил всё, что у него было, да ещё и влез в долги. На карту было поставлено всё.

Пистолет Форт-9

Кто и когда изобрел первый самолет?

По одной из версий, первым считается самолет Можайского. Ученый представил проект воздухоплавательной машины в 1876 году чиновникам, работавшим в военном министерстве. Невзирая на непонимание со стороны государственных структур, Можайским были вложены денежные средства, привлеченные самостоятельно. Дебютные испытания завершились аварией, в результате которой аппарат был разрушен. Несмотря на данный факт, благодаря разработкам русского ученого развитие авиации вышло на новый виток.

Вы считаете, что первый самолет был изобретен братьями Райт?

ДаНет

Среди историков по сей день не стихают споры о том, кто же все-таки первым изобрел самолет. Ряд исследователей полагает, что слава пионера в области конструкции прототипа современного самолета принадлежит Альберту Сантосу-Дюмону, который сумел собрать летательную машину, пролетевшую более 6 десятков метров на высоте около 2,6 метра на испытаниях в 1906 году. Через месяц создатель первого самолета сумел установить первый рекорд, совершив перелет более 200 метров длиной на этом же прототипе.

12 и 17 декабря 1903 года состоялись дебютные испытания самолета, который изобрели братья Райт (Wright — англ.). Следующая модель Флайер-1», выпущенная в том же году, была оснащена бензиновым силовым агрегатом. Вес биплана составлял 280 кг, а пробные полеты на нем совершал как Уилбур, так и Орвил, пролетевший 6 десятков метров на трехметровой высоте.

Ссылки

Моряк, инженер, исследователь

Александр Можайский родился в 1825 году в семье моряка и последовал по отцовской стезе, в 1841 году закончил Морской кадетский корпус. По тем временам это было отличное учебное заведение. Юноши, занимавшиеся в нём, получали не только знания по морскому делу, но и выходили из стен корпуса готовыми инженерами, картографами и гидрологами.

Знаний, приобретённых в отрочестве, Можайскому хватило для того, чтобы совершить кругосветное путешествие на парусных кораблях, строить шхуны и пароходы, проводить гидрологические изыскания в Средней Азии (и получить за это орден). На суше Александр Фёдорович успешно управлял имением умершего брата и был уважаемым мировым судьёй. Таких многосторонне образованных специалистов выпускал Морской кадетский корпус.

«Жар-птица»

В 1882 году, несмотря на все трудности, с которыми столкнулся изобретатель, самолёт был готов. Можайский назвал своего первенца «Жар-птицей». Для испытаний была построена специальная взлётная дорожка в виде наклонного помоста. Самому провести испытания первого самолёта Можайскому не разрешили. Военное ведомство сочло, что 57 лет – это уже возраст не для подвигов. За штурвал сел И. Н. Голубев, механик, который всё время помогал Можайскому. Самолёт оторвался от земли, пролетел небольшое расстояние по прямой и сел (в разных источниках указывается разная длина полёта – от нескольких метров до сотни).

Самолёт Можайского весил 57 пудов (около 934 кг) и летел со скоростью 11 метров в секунду. Тягу обеспечивали два паровых двигателя мощностью 10 и 20 лошадиных сил. При посадке самолёт зацепился крылом за землю, а механик получил травму. В Военной энциклопедии говорилось: «Первый полёт аэроплана на военном поле в Красном селе дал результаты неважные: аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился набок и поломал крыло. Дальнейших опытов не было за неимением средств. Аппарат Можайского интересен как первая практическая попытка построить большой аэроплан». Можайский пытался затем отремонтировать свой самолёт и улучшить его лётные качества, но вплоть до смерти, последовавшей 1 апреля 1890 года, ему этого сделать не удалось.

К. Арцеулов. Взлет самолета А.Ф. Можайского

17 декабря 2003 года во всем мире с большим размахом отмечалось 100 лет со дня полёта первого самолёта. Конструкция братьев Райт поднялась в воздух и за 12 секунд пролетела 37 метров. Вот с тех пор мир и отмечает рождение авиации. Забывая (как всегда), что ещё 20 годами раньше первый самолёт был построен в России.

Сегодня, когда без авиации трудно представить современную жизнь и когда вся история ее развития досконально изучена, нужно по достоинству оценить заслуги замечательного русского изобретателя. Можайский ведь первым предложил конструкцию самолёта, в которой имеются все элементы, присущие современным крылатым машинам: силовая установка, фюзеляж, хвостовое оперение, крыло, шасси.

Источник иллюстраций: https://pinterest.com

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Почему я решил написать о Можайском

О Можайском вдруг вспомнили в пятидесятые годы прошлого столетия. Несостоявшийся полет над Красным Селом вдруг стал, как в сказке, триумфальным. А прославление жизни и дела Можайского оказалось настолько неумеренным, неумным и лживым, что только навредило теперь уже его памяти.

Не осталось под этими напластованиями живого человека со всеми его страданиями и душевной болью, с высокой, как небо, созидательной страстью.

Хабаровчанин обнаружил в центре города “замаскировавшуюся” церковь

Да, первый самолет, действительно поднявшийся в небо, имел двигатель внутреннего сгорания оригинальной конструкции братьев-американцев Уилбура и Орвила Райт. А наш соотечественник жил в рассветных лучах века поршневых бензиновых двигателей и не успел оценить всех его преимуществ. Он упорно строил самолет собственной конструкции и так же упорно соединял его с паровой машиной. Но его неуверенные шаги были первыми шагами мировой авиации, и они дали первый опыт. С опытом пришла уверенность.

Вот только Родина не простила ему поражения.

Ни гроша после первой неудачи он уже не получил. Долгое время не было даже известно, где он похоронен…

Не мне, конечно, давать окончательную оценку сделанному Можайским, великим неудачником, опередившим свое время. Я просто соглашусь с неопровержимым заключением специалистов: его самолет был первым в мире, построенным в натуральную величину и впервые, пусть на долю мгновения, отделившимся от земли с человеком на борту.

Как жаль, что в потоке лукавого словотворчества мы утратили один из самых драматичных сюжетов за всю историю творческого и духовного развития человечества…

Источники1. А.Ф. Можайский – создатель первого в мире самолета. Издание второе, исправленное и дополненное. Воениздат, Москва, 1955.2. Бычков В. Великий неудачник. Сегодня. – 1995. – 21 марта.3. Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов. Государственное издательство оборонной промышленности. М. 1956.4. Записки об авиации. Составлены штабс-капитаном Н.А. Яцуком (изд. Офицерской воздухоплавательной школы, 1911-1912 гг.)5. Козлова С. Жар-птица со сломанным крылом, или Почему не взлетел самолет Можайского / С. Козлова // Мир транспорта. – 2006. – N 1.6. Крылов В.Я. Александр Федорович Можайский. – Л.: Молодая гвардия, 1951.7. Никулин Ю. Александр Федорович Можайский. – Вологда, 2006.8. Репин Л. Открыватели: Отечества Российского сыны. – М.: Молодая гвардия, 1989.9. Данилевский В.В. Русская техника. Ленинградское газетно-журнальное и книжное изд. 1949.

 

Сантос Дюмонт и 14 Бис

Знаменитый авиаконструктор и автор первого управляемого воздушного шара родился в Бразилии. Большая часть его сознательной жизни прошла в Париже, где он занимался постройкой дирижабля, а позднее вертолетов и самолетов. Наиболее известным летательным аппаратом, сконструированным по проекту Сантоса Дюмонта, считается «14 Бис», оснащенный подвижными поверхностями, позволявшими добиться высокой боковой стабильности.

Альберто Сантос-Дюмон

Биплан отличается коробчатой конструкцией и является первым в мире самолетом, взлетавшим исключительно при помощи собственного силового агрегата.

Конец

Можайский мучился ещё семь лет, но довести работу до конца так и не сумел. Он умер в 1890 году. Его самолёт, перевезённый в родовое имение, сгорел пятью годами позже. Двигатели постигла та же судьба, но на Балтийском заводе. От великого русского прорыва в авиации не осталось даже чертежей.

Правоту Можайского доказала история. Господствовавший миф о том, что аппараты тяжелее воздуха летать не могут, был посрамлён уже в начале 20-го века. Расчёты Можайского о возникающей на крыле подъёмной силе и её соотношении с весом летательного аппарата оказались правильными. Вполне возможно, что если бы в распоряжении Можайского оказалась нужная сумма денег, а в Англии производили бы чуть более мощные машины, датой первого полёта самолёта считалось бы не 17 декабря 1903 года, а 20 июля 1882 года.

Images & Screenshots

Спортивные мелкокалиберные патроны

Общие правила международных соревнований требуют, чтобы у спортсменов были равные условия. Оружие и патроны должны соответствовать принятым нормативам. Использование в спорте патрона .22 LR объясняется его малой шумностью, малой мощностью, хорошей пробивной способностью на малом расстоянии, незначительной отдачей, высокой кучностью и надежностью. Кроме того, он считается одним из самых дешевых патронов с пороховым зарядом.

Во время стрельбы на расстоянии 25 метров от мишени точка прицеливания должна быть поднята на 2 см. На расстоянии 75 метров пуля опускается от точки прицеливания на 7 см. На дистанции 100 метров пуля отклоняется от цели на 25 см. Наименьший диаметр (9 мм на расстоянии 50 метров) рассеивания имеют отечественные патроны «Олимп-Р».

Патроны, используемые спортсменами на соревнованиях, имеют цельную металлическую пулю из свинца (фото патрона «мелкашки» это подтверждают). Масса таких боеприпасов составляет около 2,55 грамма. Начальная скорость, измеренная от дульного среза ствола, равняется 330 м/с. При такой скорости пули из свинца благодаря нарезам в стволе стабилизируются. Лучшего результата по кучности можно добиться, стреляя в помещении при постоянной комнатной температуре и нормальной влажности воздуха.

Фугасные взрыватели

Одиссея изобретателя

Создание российского самолета окружено большим количеством исторических загадок, мифов, неточностей и нерешенных вопросов. В этом повинны как объективные исторические реалии, так и особенности мышления отечественных бюрократов

Моряк с мечтой о крыльях

Понятно, что инженер-разработчик не был авиаконструктором – в его время не было такой профессии. Биография у него была вполне обычной для сознательного небогатого дворянина. Александр Федорович Можайский (1825-1890) был флотским офицером, дослужился до контр-адмирала. Офицеры флота часто имели хорошую инженерную подготовку, были способны проводить сложные вычисления.

В 1850-1855 годах молодой моряк участвовал в дальнем походе в Японию, и даже пережил там кораблекрушение. Есть основания полагать, что он стал автором проекта первого в Японии корабля, оснащенного килем.

Затем он принял участие в Хивинском походе, в результате чего составил описание Амударьи и Аральского моря.

Чин контр-адмирала изобретатель выслужил уже «на гражданке» – пришлось оставить военную службу после поражения в Крымской войне. Занимал он административные должности сначала в вологодской, а затем в подольской губернии.

В последней за ним закрепилась нехорошая слава, в том числе из-за авиационных экспериментов. Крестьяне считали это «богохульством». Поработал Александр Федорович и в Петербургском пароходстве, где хорошо освоил принципы работы паровых двигателей.

Объективные трудности

В 1856 году молодой морской лейтенант заинтересовался аэродинамикой полета птиц и стал вычислять удельные нагрузки на их крылья. Позже он много экспериментировал с воздушными змеями и изучал свойства винтов.

Есть свидетельства, что исследователь сам несколько раз поднимался в воздух на змее собственной конструкции.

Результаты этих исследований и превратили Можайского в изобретателя первого в мире самолета. Хотя единственное «полевое испытание» образца следовало счесть неудачным, многие идеи Можайского получили успешное развитие у других разработчиков.

В своей работе изобретателю пришлось бороться с серьезными неблагоприятными обстоятельствами. Во второй половине века не существовало теории аэродинамики (она была разработана Жуковским позже). Не было материалов, сочетающих в себе прочность и легкость (алюминий в то время относили к числу драгметаллов). Выбор двигателей также был невелик – паровая машина, и только.

Идея создания летательного аппарата с возможностью управления и тяжелее воздуха уже обрела популярность. Предложения по этой части выдвигались и до Можайского, в том числе и в России. Но более привлекательной тогда казалась конструкция орнитоптера, то есть машины, машущей крыльями по птичьему подобию.

С учетом этих объективных трудностей, достижения Можайского вызывают еще большее уважение.

Проблемы иного свойства

Но были и другие преграды. Прежде всего, постройка самолета стоила денег, а их у Можайского было негусто. Он был достаточно обеспечен, но не богат. От разных государственных комиссий ему удавалось получить деньги, но не всегда, когда он их просил, и всегда меньше, чем требовалось. Бывало и так, что ему советовали заняться чем-то другим (в том числе орнитоптером!)

В значительной мере первый самолет строился на средства самого конструктора. Это тоже объясняет скромный успех – Можайский не мог позволить себе все необходимое оборудование и помощников.

Штурмовая винтовка CAA Kalashnikov-Israel AK-Alfa

Семья

Size of Pluto compared to the Earth

Пистолет HK USP — видео

На рубеже 80–90-х гг. XX в. германская в очередной раз попыталась создать «универсальный пистолет», удовлетворяющий требованиям армии, полиции, формирований специального назначения. Модель, представленная в 1993 г., так и была обозначена, USP — Universal Selbstladen Pistole, то есть «универсальный самозарядный пистолет». Руководил ее разработкой опытный конструктор Х. Вельдль. Пистолет спроектирован под патроны 9х19 «парабеллум» и .40 «смит энд вессон», позднее представлен вариант под патрон .45 АСР.

Пистолет HK USP под патрон .45 ACP

Автоматика пистолета работает по схеме отдачи ствола с коротким его ходом, запирание и отпирание канала ствола производятся качанием казенной части ствола. При этом, в отличие от классической схемы «Браунинг Хай Пауэр», снижение ствола производится не жестким штифтом рамки, а подпружиненным крюком на заднем конце стержня возвратной пружины, смещающимся при ходе подвижной системы. Это позволяет смягчить действие отдачи на оружие, а также — по утверждению разработчиков — обеспечивает работу автоматики при значительном разбросе давления пороховых газов в канале. Таким образом, автоматика сохраняет работоспособность при использовании патронов различного снаряжения, включая усиленные. Запирание производится сцеплением выступа казенной части ствола с пазом окном затвора, что позволило упростить форму затвора.

Ствол с полигональной нарезкой изготовлен методом холодной ковки. Внешние металлические поверхности обработаны антикоррозионным покрытием. Рамка пистолета выполнена из литой пластмассы, армированной стекловолокном, со стальными вставками в верхней части. Форма спусковой скобы рассчитана на «двуручный» хват, размеры скобы — на стрельбу в плотных перчатках. Пазы на передней части рамки служат для крепления лазерного целеуказателя, осветителя и т.п.

Пистолет HK USP калибра 9 мм

Ударно-спусковой механизм с полускрытым курком стандартно оснащен флажковым предохранителем, играющим также роль рычажка безопасного спуска. Однако к характерным особенностям USP относится возможность заменой особой пластины в ударно-спусковом механизме изменять характер работы механизма. Возможны пять вариантов его работы: – при верхнем положении флажка возможна стрельба с предварительным взведением курка, при нижнем — только самовзводом; – положения флажка — «предохранитель» (с безопасным спуском) и «двойное действие» (стрельба с предварительным взведением курка или самовзводом); – положения флажка — «предохранитель» (без безопасного спуска) и «двойное действие»; – положения флажка — «стрельба самовзводом» и «предохранитель»; – стрельба только с предварительным взведением курка, флажок служит только для безопасного спуска курка; – стрельба только самовзводом, флажок снят. Поскольку флажок может располагаться справа или слева, получается до десяти вариантов работы, предусматривающих запросы различных групп пользователей. Менять варианты может только квалифицированный мастер. Имеется автоматический предохранитель, блокирующий ударник до полного нажатия на спусковой крючок.

Питание патронами производится из двухрядного отъемного магазина. Двухсторонний рычажок защелки магазина расположен позади спусковой скобы. Прицельное приспособление снабжается белыми вставками для стрельбы в условиях пониженной освещенности.

Модификация USP с обычными нарезами канала ствола, ударно-спусковым механизмом двойного действия с флажковым предохранителем принята бундесвером под обозначением Р8. Модификация USP Compact под обозначением Р10 поступила на вооружение федеральной полиции Германии. Пистолеты USP продавались также в Венгрию, Данию, Ирландию, Италию, Польшу, Францию, Швейцарию, Эстонию, Японию, на Украину. Популярны USP и на «гражданском» рынке.

В России 9-мм пистолет USP Compact в 2006 г. включили в число зарубежных образцов оружия, принятых для вооружения органов внутренних дел.

Тати

Следующий шаг в развитии. |Фото: turkcewiki.org.

В X веке в Японии появления принципиально новое клинковое оружие. Вопреки популярному мнению (и использующемуся в обиходе и массовой культуре термину) тати, как и все производные виды клинкового оружия, является не мечом, а саблей. Тати был одним из самых больших мечей феодальной Японии, а также был сильнее изогнут, по сравнению с катаной.

Примечание: клинковое оружие Японии имеет куда больше общего с Восточными и Европейскими саблями, нежели с «традиционными» мечами. В первую очередь катана, не является, мечем по причине того, что имеет режущую кромку только с одной стороны лезвия (в отличие от цуруги, которые действительно являются мечом).

Великий неудачник

Летом 1882 года самолет, названный “Жар-Птицей”, был готов к испытаниям. Как он выглядел? Об этом мы можем теперь только гадать. Единственное, пожалуй, свидетельство оставил профессор В.И. Ковалевский при открытии Первой международной воздухоплавательной выставки в 1911 году, через год после смерти Можайского: “…Сделан был аппарат настолько хорошо, что если бы его поставить здесь в Михайловском манеже, рядом с Блерио, то последний мог бы сказать: “Шапки долой!””

О самом историческом полете, состоявшемся в Красном Селе ориентировочно осенью 1884 года, сохранилось несколько скупых сообщений.

Испытание прибора окончилось неудачей, и механик, управлявший машиной, потерпел увечье”.

(Из статьи Е.С. Федорова “Летательные приборы тяжелейшие воздуха” в “Записках русского технического общества”).

В 1884-85 гг. аэроплан был выстроен на военном поле в Красном Селе. При взлете аэроплан накренился на бок и поломал поддерживающие поверхности”.

(Из журнала “Воздухоплаватель” за 1909 год.)

После первого опыта поднятия в воздух у аппарата сломалась о забор деревянная разбежная тележка и повредился парашют”

(Из газеты “Дальний Восток” за 16 июня 1909 года.)

И, наконец, лаконичная публикация в томе “Военной энциклопедии”, изданном И.Д. Сытиным в 1916 году:

Первый полет аэроплана на военном поле в Красном Селе дал результаты неважные: аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился на бок и поломал крыло. Дальнейших опытов не было, за неимением средств. Аппарат Можайского интересен, как первая практическая попытка построить большой аэроплан”.

И это все.

“РГ” помогла избежать тюрьмы кубанскому изобретателю

От самолета Можайского не осталось и следа. После того как военное ведомство отказалось его купить как историческую диковину, потеряли к нему интерес и наследники. Самолет долго гнил под открытым небом на поле в Красном Селе. Потом его разобрали и перевезли в Котельниково, имение Можайских близ Вологды, где “Жар-Птица” и сгорела в 1895 году. После смерти Можайского никто не позаботился сохранить ни архив его, ни модели, на которых экспериментировал изобретатель. Последний раз одну из моделей видел в бывшем имении Можайских некто каптенармус Рубцов: ею забавлялись красноармейцы, “забрасывали ее в воздух”. На том и теряются следы замечательных деяний небесного первопроходца…

Новых моторов Можайский не получил. Он дожидался их еще шесть лет, посылая отчаянные просьбы и рапорты в военное ведомство. Ему перестали отвечать. Руководитель комиссии генерал Паукер дал негласное указание: “прекратить с г. Можайским всяческие сношения, чтобы избежать скандалов”.

Адмирал Александр Можайский прослыл склочником. Это было невыносимо. Он умер в возрасте шестидесяти пяти лет в полной нищете и забвении.

Выращивание из семян

Одним из способов, как получить домашнюю пальму, является выращивание из косточки. Для этого следует придерживаться простых рекомендаций:

  1. Семена должны быть максимально свежими, так как длительный срок хранения значительно сокращает их способность к прорастанию.
  2. Большие косточки некоторых разновидностей пальм нужно предварительно замочить в воде на 3 дня, а затем немного подпилить скорлупу в нескольких местах для того, чтобы семечку было легче пустить корешки.
  3. Высаживать семена пальмы рекомендовано в конце зимы или начале весны.
  4. Высадка должна производиться в хороший мягкий грунт с высоким содержанием торфа.
  5. Сверху косточки необходимо положить небольшое количество мха сфагнума в качестве питательного удобрения.

До прорастания семени важно накрыть горшок полиэтиленовым пакетом или пленкой для того, чтобы создать парниковый эффект. После появления первых настоящих листочков пальму нужно пересадить в новый горшок, так как корневая система у растения развивается достаточно быстро при посадке

Итог

Цель Соединенного Королевства во Второй мировой войне заключалась в использовании «десенсибилизированного» RDX. В оригинальном процессе получения гексогена от Woolwich RDX был флегматизирован пчелиным воском, но позже использовался парафиновый воск, основанный на работе, выполненной в компании Bruceton. В случае, если Великобритания не смогла получить достаточно RDX для удовлетворения своих потребностей, некоторые из недостатков методов производства были исправлены путем замены аматола, смеси нитрата аммония и тротила. Эта информация будет полезна всем, кто все еще не знает, что такое гексоген.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector