Гиперзвуковой полет — hypersonic flight

Содержание

Гиперзвуковые глайдеры-боеголовки: Россия лидирует, США отстают

Одним из основных направлений гиперзвукового вооружения являются глайдеры (гиперзвуковые планеры), которые в будущем должны заменить обычные боеголовки межконтинентальных баллистических ракет (МБР). В отличие от боеголовки, которая также летит на гиперзвуковой скорости (около 7 км/с), глайдер входит в атмосферу намного раньше, где совершает маневрирование и точное наведение на цель. Оба этих факта очень сильно усложняют перехват боевой части с помощью систем противоракетной обороны (ПРО). Ранний вход в атмосферу не позволяет успеть осуществить заатмосферный кинетический перехват с помощью систем ПРО типа американской GMD (Ground-Based Midcourse Defense), Aegis или THAAD, а маневрирование в атмосфере в сочетании с облаками плазмы, образующимися вокруг глайдера из-за его огромной скорости, не позволяют перехватить его и здесь. Управляемость глайдера, в отличие от обычной боеголовки, позволяет достичь такой точности удара, что возможным становится применение и неядерных боевых частей.

В данной области, вероятнее всего, лидирует Россия. Совсем недавно, 25 октября 2021 года, прошли первые, полностью успешные испытания «изделия 4202» (на Западе чаще используют название Ю-71). Это и есть перспективный гиперзвуковой глайдер, разработка которого идет уже много лет. Тестовые запуски осуществляются из позиционного района «Домбаровский» с помощью устаревших тяжелых шахтных МБР УР-100Н УТТХ (по классификации НАТО SS-19 mod.2 Stiletto). На данный момент количество проведенных пусков приближается к 10, при этом их результаты становятся все лучше и лучше. Это можно объяснить как отличным научным заделом в области гиперзвука, оставшимся еще со времен СССР, так и тем, что Россия избрала путь асимметричного ответа на попытку развития глобальной ПРО со стороны США. Соответственно, Москва делает акцент на развитие ударных систем, а не ПРО, в отличие от Вашингтона.

Основным носителем для серийного «изделия 4202» станет перспективная тяжелая жидкостная МБР РС-28 «Сармат». Вероятно, эта ракета сможет нести до 3-4 глайдеров в ядерном или же конвенциональном оснащении.

Помимо всего прочего, создание Россией гиперзвуковых глайдеров является симметричным ответом на американскую инициативу «Глобальный молниеносный удар» (Prompt Global Strike). В ее рамках планировалась разработка все тех же глайдеров. Проекты Advanced Hypersonic Weapon (AHW) и Hypersonic Technology Vehicle 2 (HTV-2) во многом похожи на «изделие 4202». Однако череда неудачных испытаний (связь с летательным аппаратом терялась через некоторое время полета) привела к тому, что новые пуски не производятся, а перспективы разработки серийного глайдера остаются туманными.

На работы над AHW были израсходованы около $100 млн бюджетных средств, начиная с 2006 года, а HTV-2 обошелся американским налогоплательщикам примерно в $325 млн (с 2008 года). В сумме на создание летающих лабораторий и на одно частично удачное и 3 неудачных испытания было потрачено $425 млн. Впечатляющая сумма, учитывая то, что для пусков использовались практически «бесплатные» ракеты-носители Minotaur IV и STARS IV (специальные модификации подлежащих списанию МБР LGM-118A «Пискипер» и UGM-27 «Polaris» соответственно). При этом работы изначально носили в большей степени исследовательский характер.

Что касается российского гиперзвукового глайдера, то говорить о стоимости проекта по разработке «изделия 4202» очень сложно – известно лишь, что работы ведет «НПО Машиностроения», входящее в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ), вся остальная информация секретна. Можно лишь предположить, что разработка серийного образца наверняка обойдется на порядок дешевле, чем в США.

К примеру, программа разработки истребителя пятого поколения F-35 оценивается в $55 млрд, тогда как российский Т-50 ПАК ФА обойдется всего в $3 млрд. Конечно, это пример совершенно другого проекта, но в целом такая тенденция актуальна для большей части продукции российского военно-промышленного комплекса – на создание нового вооружения выделяются в разы меньшие средства, чем в США, но разработчикам приходится укладываться в те деньги, которые имеются. Тем не менее очевидно, что глайдер будет заметно превосходить обычную боеголовку по стоимости.

Скачать чертежи бумажной модели АК-47

Под конец выкладываю сами чертежи модели. Инструкций нет, собирается интуитивно, есть фотки готовых деталей. Смотрим на детали, собираем в таком же порядке. Радуемся.

Подпишитесь на наши новости

Поделитесь интересным материалом с друзьями

Самые быстрые серийные самолеты

Изученные нами выше гиперзвуковые аппараты фактически относятся к категории исследовательских. Полезно будет рассмотреть некоторые серийные образцы самолетов, приближенных по характеристикам к гиперзвуковым или являющихся (по той или иной методологии) ими.

В числе подобных машин — американская разработка SR-71. Данный самолет некоторые исследователи не склонны относить к гиперзвуковым, поскольку его предельна скорость составляет порядка 3,7 тыс. км/час. В числе наиболее примечательных его характеристик — взлетная масса, которая превышает 77 тонн. Длина аппарата — более 23 м, размах крыльев — более 13 м.

Одним из самых быстрых военных самолетов считается российский МиГ-25. Аппарат может развивать скорость более 3,3 тыс. км/ч. Максимальный взлетный вес российского самолета — 41 тонна.

Таким образом, на рынке серийных решений, приближенных по характеристикам к гиперзвуковым, РФ — в числе лидеров. Но что можно сказать о российских разработках в части «классических» гиперзвуковых самолетов? Способны ли инженеры из РФ создать решение, конкурентное машинам от Boeing и Orbital Scence?

Рекомендации

Российский гиперзвуковой самолёт Ю-71 (Проект 4202). Миф или реальность

Даже не знаю как расценивать эту новость. То ли фантастика, то ли действительно правда. Однако, по сути: В ответ на ужесточение американской риторики в адрес России и угрозу наличия у США, со слов главы Пентагона, некоего, доселе неизвестного, оружия, способного сокрушить всех врагов Вашингтона (речь идет о РФ и КНР), хоть по одному, хоть всех сразу, хочется напомнить о наших перспективных разработках, которые уже сейчас способны заставить обливаться холодным потом потенциальных противников.

От этой российской вундервафли нет защиты. Ни существующие, ни перспективные ПРО и ПВО неспособны не то, что уничтожить это чудо отечественной инженерной мысли, но и даже засечь.

Речь идёт о сверхсекретном глайдере, именуемом в прессе «Ю-71». Известно о нем немного, но того, что есть, вполне достаточно, чтобы сделать выводы о перспективах его применения. Так, «Ю-71», используя планирующий тип полета и обладающий сверхманевренностью, имеет возможность летать со скоростью свыше 11000 км/ч, кроме того при маневрировании он способен выходить в ближний космос.

При таких скоростях всё американское ПРО становится просто грудой металлолома. Засечь не смогут, и даже если бы и смогли, то противоракета всё равно не догнала и не перехватила бы такой аэродинамический объект.

К тому же, «Ю-71» может и не нести смерть на своих крыльях. Можно установить на российский глайдер систему РЭБ, коими славится наш ВПК, и тогда, перелетев за несколько минут территорию США и выведя из строя все станции радиоэлектронного обнаружения, можно будет без опаски отправлять следом «птиц» покрупнее, например, «белого лебедя».

Специалисты говорят о том, что, например, из Оренбургской области (где предположительно будут базироваться «Ю-71») до Вашингтона такой глайдер долетит за 45–50 минут, до Нью-Йорка – за 40, до Лондона – за 20. Есть, над чем задуматься тем, кто поспешил назвать Россию своей главной угрозой…(https://cont.ws/post/145284)

PS. После прочтения этой новости сразу скажу – не поверил. Поэтому попытался найти что-то по этой машине. И кое что нашёл, но ясности это не добавило.

Первые публикации на эту тему появились ещё весной этого года. В них сообщалось о том, что Ю-71 (Yu-71) был в разработке несколько лет. Последние испытания летательного аппарата прошли в феврале 2015 года. Пуск состоялся с полигона Домбаровский под Оренбургом. Раньше о нем чисто предположительно сообщалось на других западных источниках, сейчас же этот пуск подтвержден новыми аналитиками. Издание ссылается на выпущенный в июне доклад известного западного военно-аналитического центра Jane’s Information Group.

Сразу скажу, на Janes, лично я, ни чего не смог найти по этому аппарату. Зато нашёл ещё статьи в Западной прессе, но там как раз ссылаются на Janes. Можно ли им доверять? Не знаю. Время покажет.

Кстати, в других источниках данная машина имеет название Проект 4202.И утверждается что она имеет ядерную силову установку. Работы в этой области велись ещё СССР, с 60-х годов (подробнее о них вы сможете узнат по этой ссылке), так ни чего фантастического в этом нет.

Единственное что можно сказать точно, так это то, что разговоры о гиперзвуковых пассажирских и военных самолётах идут с середины 80-х. Следовательно рано или поздно такой аппарат должен появиться.

Что смущает, а смущает меня то, что если Ю-71 реальная машина, то она появилась как то без промежуточных образцов техники.

На мой взгляд, прогресс в этой области должен был идти как то так: Сначала должны были появиться аппараты с крейсерской скоростью 5-7 000 км/час. Они должны были пойти в серию. На них бы отрабатывали технологии и тому подобное и постепенно подошли бы к скоростям порядка 11 000 км/час. А тут сразу, трах-бах и 11 000.

Однако, сразу отметать этот проект как фантастику я бы не стал. Понятно, что работы в этой области должны быть максимально засекречены. И все наши рассуждения о скоростях и иных ТТХ это чистой воды домыслы. Вполне возможно, что реальный Ю-71 и развивает, где-то 5 000 км/час.

Ну и внешний вид такого аппараты так же может быть какой угодно. Естественно ни каких фото в сети нет а рисунки представленные в этой статье это что называется – фантазии на тему…

Развитие сверхзвуковых технологий в 21 веке

Гиперзвуковые технологии тесно переплетаются в двух разных направлениях: создании баллистических и управляемых ракет или конструировании полноценного летательного аппарата.

И если ракеты, превышающие скорость звука в несколько раз уже успешно создаются и даже участвуют в военных действиях, то летательные аппараты требуют поистине гениальных конструкторских решений. Основная загвоздка заключается в том, что перегрузки на высоких скоростях при маневрах измеряются даже не десятками, а сотнями g. Спланировать такие нагрузки и обеспечить технике надежность — довольно сложная задача.

Он вырос на основе развития гиперзвуковых технологий в ракетах.

О разработке известно очень мало, ведь подобные работы велись и ведутся не только в СССР, а затем России, но и США, а также Китае, Британии, Франции. Желание ведущих мировых держав сохранить сложные и дорогостоящие открытия в секрете, вполне понятны, так как с гиперзвуковой техникой будет достигнуто серьезное военное превосходство.

Известно, что первые успехи были достигнуты еще в СССР, в 1991 году. Тогда в воздух успешно поднялся летательный аппарат «Холод». Запускался аппарат на базе зенитно-ракетного комплекса С-200, с помощью ракеты 5B28. У инженеров получилось осуществить управляемый полет и развить скорость в 1900 км/ч. После этого возможности только расширялись, но в 1998 году испытания прекратили. Причина оказалась прозаичной — разразившийся в стране кризис.

Однако в зарубежной прессе приводятся такие сведения, что в 20-2010 гг. Россия вновь приступила к разработке гиперзвуковых проектов. Задачи ставились такие:

  1. Опережающими темпами создавать баллистические и управляемые ракеты для гарантированного преодоления любых известных средств перехвата до достижения цели.
  2. Разработать ракетные комплексы со скоростью ракет, превышающей скорость звука до 13 раз.
  3. Провести испытания летательного аппарата со средствами доставки ядерного и не ядерного вооружения.

Основная причина разработки такого вооружения базировалась на том, что аналогичный проект американцев Prompt Global Strike разрабатывался для базирования на кораблях и самолетах, чтобы гарантировано поражать любую точку планеты за 1 час. Естественно, Россия должна была ответить таким же оружием, потому что ни одна страна не располагает средствами перехвата, способными работать по целям с такой высокой скоростью.

Критика[ | ]

Межконтинентальная баллистическая ракета УР-100Н УТТХ способна доставлять до 6 ядерных зарядов. Использование на ней вместо разделяющейся боевой части одной планирующей боеголовки до шести раз сокращает количество поражаемых целей.

Высокая скорость сближения УББ с целью практически исключает участие человека в принятии решений о возможном противодействии. Поскольку атакуемая сторона не знает, какой именно заряд несет боеголовка: обычный или ядерный, повышается вероятность массированного запуска ракет ответного удара со всеми вытекающими последствиями.

Управляемый боевой блок разогревается в полете до тысяч градусов по Цельсию, что облегчает его обнаружение инфракрасными датчиками, размещенными на околоземной орбите и последующее уничтожение средствами ПРО, также размещенными в космосе.

Сфинкс («Лицо на Марсе») и пирамиды

В Кидонии расположен Марсианский сфинкс, или «Лицо на Марсе». Это выветренный холм, который похож на большое каменное изваяние лица. Сходство было замечено в 1976 г. на снимках со станции «Викинг-1».

Горы, расположенные рядом с «Лицом на Марсе», имеют геометрическую форму и похожи на пирамиды. Место, где они сконцентрированы, стало называться городской площадью.

Сфинкс или «лицо» на Марсе снятое в высоком разрешении Mars Reconnaissance Orbiter. Credit:NASA.

Оружие под грифом «Совершенно секретно»

Сегодня об «абсолютном оружии» говорят буквально на каждом углу. Газеты, журналы, телевизионные передачи – везде трубят о скором приближении «устрашающей перспективы». И в то же время поток по-настоящему полезной информации столь скуден, что порой создаётся впечатление, будто гиперзвуковые крылатые ракеты – это не что иное, как плод воображения фантастов.

Почему так происходит? Да потому, что, придав огласке результаты отдельных наработок, военные не спешат раскрывать все карты, ведь на кону – будущее страны, её способность адекватно реагировать на мировые угрозы и вызовы потенциальных противников. К тому же многие проекты имеют статус государственной тайны, и это не только усложняет профессиональную деятельность журналистов, но и «склоняет к молчанию» тех, кто мог бы что-то поведать о сдвигах и прорывах в указанном направлении. Тем не менее собранные по крупицам данные наводят на мысль о том, что российские ракетные войска стоят на пороге качественного перерождения, что ещё год-два – и секретные системы заступят на боевое дежурство…

Акцент на гиперзвук не случаен – цель, движущаяся со скоростью три-четыре километра в секунду, перестаёт быть уязвимой для подавляющего большинства систем ПРО. Сейчас подобными тактико-техническими показателями могут похвастаться разве что баллистические ракеты межконтинентального действия. Однако их «крейсерский разгон» реализуем исключительно в безвоздушном пространстве (на огромных высотах). Как известно, материальное тело, находящееся в космосе, лишается аэродинамического маневрирования, то есть неуязвимости.

Гиперзвуковая крылатая ракета (России ещё предстоит провести ряд испытаний, прежде чем модернизированный образец «Коалы», а именно так называют отечественную Х-90 в армиях НАТО, станет серьёзным фактором сдерживания в отношениях с «зарвавшимся гегемоном») – это сверхточное оружие с радиусом поражения в несколько десятков тысяч километров. По сути, такая боевая единица – воплощение мечты военных, ибо, помимо скорости и «избирательности», она будет обладать абсолютной неуязвимостью.

Не так давно в прессу просочились откровения Бориса Обносова – руководителя «ТРО». Директор корпорации заявил, что в 2013 году на полигоне в Ахтубинске уже была опробована одна «мечта», способная развивать скорость в 5 тыс. км/час. И хотя в воздухе ракета смогла продержаться всего несколько десятков секунд, конструктор недвусмысленно намекнул, что окончательный успех близок, и что американский продукт – пресловутая X-51A – по многим техническим параметрам значительно уступает российскому.

Готов ли Пентагон к встрече с «Цирконом»?

Гиперзвуковые ракеты России – тема «закрытая». То, что попадает в печать – это, как правило, «намеренный слив». Поэтому точных сведений о «Цирконе» нет даже сейчас – спустя три года после того, как должны были состояться официальные «смотрины»

Но если взять во внимание тот факт, что прошлым летом военные чины утвердили программу развития гиперзвуковых технологий сразу на 6 лет вперёд, то напрашивается вывод: ракета-фантом достойно выступила в ходе очередных учений, её появление в составе ВС – вопрос решённый

Высказывается предположение, что «Циркон» станет элементом оперативного назначения на дистанции от 300 до 400 км. Но как будет в действительности, пока неизвестно. И эта неопределённость сильно настораживает Пентагон – там привыкли считать, что гиперзвуковые ракеты России и США по своим тактико-техническим характеристикам очень похожи. Рождение же «восточного Феникса», обладающего незаурядными способностями – серьёзный повод для беспокойства натовских генералов.

Опять же, неясен механизм доставки «Циркона» к цели. И американцы уже сегодня вынуждены ломать голову над тем, какие именно изменения им следует внести в их «многострадальную» ПРО, дабы минимизировать потенциальный ущерб от «посылки».

Конструкция[ | ]

Подробные тактико-технические характеристики официально не публиковались.

По заявлению президента России Владимира Путина, гиперзвуковой планирующий крылатый боевой блок может прорвать даже перспективные системы ПРО за счёт маневрирования по высоте и курсу. Его скорость превышает 20 Махов и он идёт к цели как огненный шар, температура поверхности которого составляет 1600—2000 градусов Цельсия. Боевое оснащение может представлять собой разделяющуюся головную часть индивидуального наведения и имеет комплекс средств преодоления противоракетной обороны. Боевой блок позиционируется как межконтинентальной дальности.

Мощность боевого оснащения одного гиперзвукового блока «Авангард» — от 800 килотонн до двух мегатонн. Предположительно, длина блока — 5-7 метров. Корпус «Авангарда» изготовлен из композиционных материалов, что обеспечивает устойчивость к аэродинамическому нагреву в несколько тысяч градусов и надёжную защиту от лазерного облучения.

Боевые блоки комплекса «Авангард» имеют собственные двигатели и могут маневрировать на траектории и по направлению, и по скорости. Система управления позволяет оперативно менять полётное задание и распределение целей до старта.

По предположениям «Российской газеты», основой для «Авангарда» послужили оставшиеся наработки от космического истребителя «Спираль».

Маневрирующие боевые блоки создавались и в СССР в прошлом веке :

В Советском Союзе десятью разделяющимися самонаводящимися на разные цели маневрирующими боеголовками оснащались ядерные ракеты МБР P-36 «Сатана» (P-36M Воевода): Головные Части: ГЧ 8Ф678 «Маяк», а так же ГЧ 15Ф678 «Маяк-1″[нет в источнике

цитата сайта Минобороны:

«С июля 1978 г. по август 1980 г. на ракете 15А14 проводились ЛКИ экспериментальнойсамонаводящейся ГЧ 15Ф678 («Маяк-1»)

с двумя вариантами визирования (по радио

-яркостным картам местности и покартам рельефа местности)»).

цитата сайта «44 ракетный полк в/ч 8953»

: «С июля 1978г. по август 1980г. проводились испытани ракеты сманеврирующими ГЧ 15Ф678″[неавторитетный источник? ]

В США маневрирующими боеголовками в прошлом веке оснащались:Першинг-2 (первый запуск: 1982).

Проекты других стран

Известно, что Китай и США также разрабатывают аналог российскому гиперзвуковому самолету. Характеристики моделей противников пока что неясны, но уже можно считать, что китайская разработка способна составить конкуренцию российскому летательному аппарату.

Известный под названием Wu-14 китайский самолет испытывался в 2012 году, и еще тогда он смог развить скорость свыше 11000 км/час. Впрочем, о вооружении, которое способен нести этот аппарат, нигде не говорится.

Что касается американского беспилотника Falcon HTV-2, то он был испытан несколько лет тому назад, но на 10 минуте полета он разбился. Однако до него тестировался гиперзвуковой самолет Х-43А, которым занимались инженеры NASA. В ходе испытаний он показал фантастическую скорость — 11200 км/час, что превышает скорость звука в 9.6 раза. Опытный образец был испытан в 2001 году, однако тогда в ходе испытаний его уничтожили из-за того, что тот вышел из под контроля. Но в 2004 году аппарат был успешно испытан.

Подобные испытания Россией, Китаем и США ставит под сомнение эффективность современных систем ПРО. Внедрение гиперзвуковых технологий в военно-промышленной отрасли уже сегодня производит настоящую революцию в военном мире.

История гиперзвуковых аппаратов

Гиперзвук — далеко не новое направление развития средств нападения. Создание летательных аппаратов со скоростью в несколько раз превышающую скорость звука (более 5 Махов) началось еще в гитлеровской Германии, в самом начале ракетной эры. Эти работы получили мощный толчок после начала ядерной эпохи и шли в нескольких направлениях.

В разных странах стремились создать устройства, способные развивать гиперзвуковую скорость, были попытки создания гиперзвуковых крылатых ракет, а также суборбитальных летательных аппаратов. Большая часть подобных проектов закончилось безрезультатно.

В 60-е годы прошлого столетия в США начались разработки проекта гиперзвукового самолета North American X-15, который мог бы совершать суборбитальные полеты. Тринадцать из его полетов были признаны суборбитальными, их высота превысила 80 километров.

В Советском Союзе был похожий проект под названием «Спираль», который, правда, так и не был воплощён в жизнь. По замыслу советских конструкторов, реактивный самолет-разгонщик должен был достигать гиперзвуковой скорости (6 М), а затем с его спины взлетал суборбитальный аппарат, снабженный ракетными двигателями. Этот аппарат планировали использовать главным образом в военных целях.

Работы в этом направлении ведутся сегодня и частными компаниями, которые планируют использовать подобные аппараты для суборбитального туризма. Однако эти разработки идут уже на современном уровне развития технологий и, скорее всего, закончатся успешно. Сегодня для обеспечения высокой скорости подобных аппаратов часто используют прямоточные воздушно-реактивные двигатели, что позволит сделать использование подобных самолетов или беспилотников сравнительно дешевым.

В этом же направлении продвигается и создание крылатых ракет с гиперзвуковой скоростью. В США развивается правительственная программа Global Prompt Strike (быстрый или молниеносный глобальный удар), которая направлена на обретение возможности наносить в течение одного часа мощный неядерный удар по любой точке планеты. В рамках этой программы разрабатываются новые гиперзвуковые аппараты, способные как нести ядерный заряд, так и обходиться без него. В рамках Global Prompt Strike продвигаются нескольких проектов крылатых ракет с гиперзвуковой скоростью, но похвастать серьезными достижениями в этом направлении американцы пока не могут.

Подобные проекты разрабатываются и в России. Самой быстрой крылатой ракетой, принятой на вооружение, является противокорабельная ракета Brahmos, созданная совместно с Индией.

Если говорить о космических аппаратах, развивающих гиперзвуковую скорость, то следует вспомнить космические корабли многоразового использования, которые развивают во время спуска скорость во много раз больше скорости звука. К подобным кораблям относятся американские шаттлы и советский «Буран», но время их, скорее всего, уже прошло.

Если мы говорим о беспилотных гиперзвуковых летательных аппаратах, то следует отметить гиперзвуковые боевые блоки, которые являются боевой частью баллистических ракетных комплексов. По сути, это боеголовки, способные маневрировать на гиперзвуковых скоростях. Их еще часто называют глайдерами за способность планировать. Сегодня известно о трех странах, в которых ведут работы над подобными проектами — это Россия, США и Китай. Считается, что именно КНР является лидером в данном направлении.

Американский гиперзвуковой боевой блок AHW (Advanced Hypersonic Weapon) прошел два испытания: первое успешно (2011 год), а во время второго ракета взорвалась . По информации некоторых источников, глайдер AHW может развивать скорость до 8 Махов. Разработка этого аппарата проводится в рамках программы Global Prompt Strike.

В 2014 году Китай провел первые успешные испытания нового гиперзвукового аппарата-глайдера WU-14. Есть данные, что этот боевой блок может развивать скорость около 10 Махов. Его можно устанавливать на различные типы китайских баллистических ракет, кроме того, есть информация, что Пекин активно работает над созданием собственного гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя, который можно будет использовать для создания аппаратов, запускаемых с самолетов.

Российским ответом на разработки стратегических конкурентов должен стать аппарат Ю-71 (проект 4202), который был испытан в начале нынешнего года.

Что делать в случае ошибок

Несмотря на то, что петунию считают самым пригодным для черенкования цветком, нередко цветоводы допускают ошибки, которые препятствуют росту и развитию отростка. Первым признаком появления проблемы становится то, что черенок не укореняется. Чтобы понять причину, необходимо оценить общее состояние посадки.

Описание сортов и видов цветка очиток (седум), посадка и уход в открытом грунтеЧитать

Характеристика Признак появления ошибки Меры профилактики и устранения
Температурный режим Появление конденсата на стенках стакана, скопление влаги на листьях отростка Проветривание посадок по 10-15 минут ежедневно, соблюдение оптимального режима: он не должен превышать +22 °
Влажность воздуха Скопление конденсата или скручивание листьев. Появление пятен на листьях Регулярное проветривание, добавление воды при испарении
Почва Твердая сухая почва Аккуратный полив, систематическое разрыхление почвы вокруг черенка
Условия полива Сухая почва или слишком увлажненный грунт Полив под корень или регулярное пополнение воды при испарении
Расположение отростков Отросток лежит на почве, имеет чахлый больной вид Возможен перелив, начало гниения корней

Если отросток не пускает корни в воде, на поверхности среза появляется гниль, то следует повторить процедуру. Для этого отросток достают, срез промывают, обрабатывают активированным углем. Воду сливают, затем наливают свежую порцию с добавлением раствора марганца для обеззараживания.

Если гниение начинается на черенке, посаженном в почву, то такой отросток не удается спасти. Для разведения используют свежий черенок с дополнительной обработкой срезов и добавлением стимулятора роста.

Ссылки

В произведениях искусства и массовой культуре

В фильмах
  • В советском кинофильме 1960-х годов «Барьер неизвестности» показаны испытания вымышленного экспериментального гиперзвукового самолёта с ядерным ракетным двигателем.
  • В телефильме «Звёздный полет: Самолёт, который никогда не садится» (1983) предлагается концепция гиперзвукового реактивного авиалайнера для перевозки пассажиров, разработанный вымышленной компанией «Торнволл Авиашн». Воздушное судно использует ГПВРД для достижения высокой точки в стратосфере для двухчасового путешествия из Лос-Анджелеса в Сидней с использованием водорода в качестве топлива. Так как НАСА имеет опыт работы с этим топливом, оно используется для дозаправки авиалайнера, который в результате аварии застревает на орбите.
  • В фильме 2005 года «Самолёт-невидимка» вымышленные военные самолёты и БПЛА EDI используют импульсные детонационные двигатели с ГПВРД.
В других медиа
  • Истребитель «Mave» в японском анимационном фильме «Юкикадзе» имел режим в своем списке возможностей, называемый RAM-AIR, который, как утверждалось, был , но по возможностям скорее соответствовал ГПВРД.
  • В эпизоде «Ящик Пандоры» в телешоу «Числа» телеканала CBS разбившийся самолёт перевозил ГПВРД в качестве незадекларированного груза.
  • Одна из опций выбора типа двигателя в игре Ace Combat X: Skies of Deception для самолёта с настраиваемым набором двигателей и других компонентов называется SCRAMjet.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector