Рсзо «град»: история и ттх
Содержание:
- Вы здесь
- Конструкторы и создатели
- Стас Намин
- Часовой в дореволюционной прессе
- Летающие лодки: пять самых интересных гидросамолётов всех времён
- Первый снаряд
- Устройство
- Описание
- ТТХ «Града»
- Дополнительные статьи
- Операторы
- «Горит и плавится земля»
- Легенда
- Павел НН
- Историческая справка
- 4.5. Ходовая часть
- Модификации боевых машин
- Конструкция
Вы здесь
Конструкторы и создатели
К началу Великой Отечественной войны у нашей страны уже имелись первые образцы реактивных снарядов и артиллерии и успешный опыт их испытания.
Еще в 1921 году разработчики Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев из газодинамической лаборатории приступили к разработке реактивных снарядов на бездымном порохе. В 1929-1933 годах Б. С. Петропавловский, при участии Г. Э. Лангемака, Е. С. Петрова, И. Т. Клейменова и др., проводили разработку и официальные испытания реактивных снарядов различных калибров — прототипов снарядов для «Катюши». Для их запуска использовали многозарядные авиационные и однозарядные наземные пусковые станки.
Группа разработчиков Реактивного института (РНИИ) под руководством Лангемака, при участии Артемьева, Клейменова, Ю. А. Победоносцева, Л. Э. Шварца и др., проводили окончательную отработку реактивных снарядов класса «воздух-воздух» (РС-82) и класса «воздух-земля» (РС-132).
В 1938 году, после успешных войсковых испытаний, эти снаряды были приняты на вооружение в авиацию. Главное артиллерийское управление поставило перед Реактивным НИИ задачу создать реактивную полевую систему залпового огня, основой которой должен был стать снаряд РС-132. И уже к осени 1939 года И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, А. С. Попов и др. разработали 132-мм осколочно-фугасный снаряд и многозарядную пусковую установку МУ-2, смонтированную на грузовике.
Летом этого же года авиационные реактивные снаряды, смонтированные на самолетах-истребителях И-16 и И-153, прошли боевое крещение в воздушных боях с японскими захватчиками на реке Халкин-Гол.
Для стрельбы по наземным целям конструкторы предложили многозарядную пусковую установку залпового огня. Она состояла из восьми открытых направляющих рельсов, связанных между собой в единое целое трубчатыми сварными лонжеронами. 16 реактивных 132-мм снарядов, массой 42,5 кг каждый, фиксировались с помощью Т-образных штифтов сверху и снизу направляющих попарно. В конструкции была предусмотрена возможность менять угол возвышения и разворота по азимуту. Наводка на цель производилась через прицел вращением рукояток подъемного и поворотного механизмов.
В качестве шасси для пусковых установок реактивных снарядов – боевых машин залпового огня — был выбран трехтонный автомобиль ЗИС-5 («Захар»). Поначалу короткие направляющие располагались поперек машины МУ-1, но механизированная установка при такой компоновке раскачивалась при стрельбе, что уменьшало ее боеспособность.
В июне 1939 года в кузове ЗИС-5 был смонтирован второй вариант 24-зарядной установки МУ-2, а в августе – третий образец М-132 с пакетом из 8 спаренных рельсовых направляющих для пуска 16 снарядов калибра 132 мм.
В сентябре 1939 года создали реактивную систему МУ-2 на более подходящем для этой цели трехосном грузовике ЗИС-6. В этом варианте удлиненные направляющие устанавливались вдоль автомобиля, задняя часть которого перед стрельбой дополнительно вывешивалась на домкратах. Масса машины с экипажем (5-7 человек) и полным боекомплектом составляла 8,33 т, дальность стрельбы достигала 8470 м. Только за один залп, а это 8-10 с (!) боевая машина выстреливала на позиции врага 16 снарядов, содержащих 78,4 кг высокоэффективного взрывчатого вещества. Трехосный ЗИС-6 обеспечивал МУ-2 вполне удовлетворительную подвижность на местности, позволял ей быстро совершать марш-маневр и смену позиции. Для перевода машины из походного положения в боевое было достаточно 2-3 минут.
1 сентября 1939 года, в день начала 2 мировой войны, «Катюша» сделала первый залп и прошла успешное испытание. Главное артиллерийское управление приняло решение о ее полигонных испытаниях.
В 1940 году, после доработок и испытаний, первая в мире подвижная многозарядная реактивная установка залпового огня М-132 получила армейское обозначение БМ-13-16 (БМ-13) и было принято решение о ее промышленном производстве.
Реактивное НИИ получило заказ на изготовление 5 установок и партии реактивных снарядов для проведения войсковых испытаний. Еще одну пусковую установку БМ-13 заказало артиллерийское управление Военно-Морского флота, чтобы испытать ее в системе береговой обороны.
Что касается реактивного снаряда М-13 (132-мм осколочно-фугасный снаряд), то его производство «на поток» было поставлено достаточно быстро. Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича. А вот с серийным производством пусковых установок дело обстояло сложнее.
Стас Намин
Часовой в дореволюционной прессе
Летающие лодки: пять самых интересных гидросамолётов всех времён
Первый снаряд
Снаряд неуправляемого типа, который применяется в артиллерийских конструкциях залпового огня, состоит из 3 частей: боевой, двигателя и стабилизатора. Боевая часть – сам снаряд с взрывателем и разрывным зарядом. Реактивный двигатель складывается из сопла, камеры, воспламенителя и порохового заряда. Для зажжения воспламенителя, который приведет в действие пороховой заряд, применяют пиропатроны или электрозалпы. От выстрела замыкается электрическая цепь, и пиропатрон от накаливания зажигает воспламенитель.
Реактивный снаряд 9М22 стал первым боеприпасом, которым выстрелила установка залпового огня «Град». Характеристики снаряда:
- тип: осколочно-фугасный;
- длина – 2,87 м;
- вес – 66 кг;
- максимальная дальность полета – 20,4 км, минимальная – 1,6 км;
- скорость полета – 715 м/с;
- вес боеголовки – 18,4 кг, из которых третья часть – взрывчатое вещество.
Революционным открытием стало нововведение Александра Ганичева. Он предложил способ изготовления снаряда, который заключался в вытяжке корпуса из стальных пластин, а не в простом разрезе стального цилиндра, как раньше. Еще одним достижением главного конструктора НИИ-147 стало создание хомута, сдерживающего оперение снаряда и дающего стабилизаторам возможность помещаться в габариты ракеты.
Снаряд 9М22 снабжался головными ударными взрывателями МРВ-У и МРВ, которые можно установить на 3 действия: мгновенное, малое и большое замедление. При поражении цели на небольших дистанциях для кучности использовались тормозные кольца, размер которых подбирался прямо пропорционально расстоянию.
Разработка реактивных снарядов 9М22 улучшила технические характеристики установки «Град». Урон живой силе при полной загруженности «Града» наносится на площади до 1050 м2, а небронированной технике – до 840 м2.
Серийное производство реактивных снарядов началось с 1964 года на чугунно-литейном заводе «Штамп».
Устройство
БМ-13 – такая же, как установка «Град». Характеристики её совершенно бесхитростные. Это относительно простое оружие, в состав которого входят рельсовые направляющие и прицельное устройство. Для наводки используется артиллерийский прицел, подъёмный и поворотный механизмы. В задней части авто находятся два домкрата, которые используют для его устойчивости во время стрельбы. На одной машине можно размещать от 14 до 48 направляющих.
Оболочка реактивных снарядов выполнена в виде сварного цилиндра, разделённого на три секции – боевая часть, реактивное сопло и двигательное отделение (камера сгорания с топливом). Ракета РС-132 для конструкции БМ-13 изготавливалась весом 42,5 кг, диаметром 132 мм и длиной 0,8 метра. Внутрь цилиндра с оперением клали твёрдую нитроцеллюлозу. Боевая часть весила 22 кг. Взрывчатое вещество имело массу 4,9 кг: шесть гранат противотанковых весили столько же. Дальность стрельбы достигала 8,5 км.
Ракета М-31 для конструкции БМ-31 имела массу 92,4 кг, изготавливалась диаметром 310 мм и содержала 28,9 кг взрывчатой субстанции. Её дальнобойность достигала 13 км. Интересно, что у БМ-13 (16 ракет) залп длился от семи до десяти секунд, а у БМ-8 (24-48 ракет) – от восьми до десяти секунд. У БМ-31-21 время заряжания – от пяти до десяти минут.
Запуск осуществляла рукояточная электрокатушка, соединённая с контактами, размещёнными на направляющих, и батареей аккумулятора. Когда рукоять поворачивали, контакты замыкались по очереди и в очередном снаряде срабатывал пусковой пиропатрон. Если направляющих было большое количество, иногда использовали одновременно пару катушек.
В отличие от германского Nebelwerfer, БМ-13 имеет низкую точность и является площадным оружием, разбрасывающим колоссальное количество снарядов по территории. Отсюда следует, что точные удары, как у Nebelwerfer, совершать было нельзя. Заряд ВВ в два раза меньше, чем у ракеты Небельверфера, но он намного больше мог уничтожить техники без брони и живой силы.
Как смогли получить такой эффект? Да просто встречное движение детонации увеличивало газовый натиск взрыва. Подрыв ВВ происходил с двух сторон (длина полости для ВВ была немного больше длины детонатора). В тот момент, когда сталкивались две волны детонации, моментально возрастал газовый напор взрыва в месте их столкновения. Таким образом осколки корпуса получали внушительное ускорение и нагревались до восьмисот градусов: они имели великолепный зажигающий эффект.
Описание
Бездымный порох состоит из нитроцеллюлозы (одноосновный), обычно с добавлением до пятидесяти процентов нитроглицерина (двухосновный), и иногда нитроглицерина в сочетании с нитрогуанидином (трёхосновный). Конечный продукт гранулируется в сферические частицы или прессуется в цилиндры или хлопья при помощи растворителей типа эфира. Также дополнительной составляющей бездымного пороха могут быть стабилизаторы и баллистические модификаторы.
Двухосновные порохи обычно используются в изготовлении патронов для стрелкового и охотничьего оружия, в то время как трёхосновные более широко применяются в артиллерии и двигателях ракет небольшого калибра.
Причина бездымности этих порохов состоит в том, что продукты окисления их ингредиентов в основном газообразны, по сравнению с чёрным порохом, выделяющим при сгорании до 55 % твердых веществ (карбонат калия, сульфат калия и пр.).
Бездымный порох горит только по поверхности гранул, хлопьев или цилиндров — для краткости, гранул. Бóльшие гранулы сгорают медленнее и скорость их сгорания также контролируется специальным покрытием, мешающим горению, основная функция которого — регулировать более-менее постоянное давление на вращающуюся пулю или снаряд, ещё не покинувшие ствол орудия, что позволяет им достигать максимальной скорости.
Самые большие гранулы в пушечном порохе. Они представляют собой цилиндр, достигающий размера пальца руки, в котором проделаны семь отверстий (одно по оси симметрии, а остальные шесть — расположены по кругу центрального поперечного сечения). Эти отверстия стабилизируют процесс горения благодаря тому, что пока внешняя поверхность, сгорая, уменьшает внешнюю площадь горения, сгорает и внутренняя поверхность, увеличивая внутреннюю площадь горения. Изнутри горение в грануле происходит быстрее, таким образом позволяя поддерживать давление в стволе постоянным, при увеличении в нём свободного пространства из-за движения пули/снаряда вперёд.
Быстрогорящие пистолетные пороха делаются таким образом, чтобы поверхность их гранул была максимальной, как у хлопьев или плоских дисков.
Сушат порох в основном в вакууме. При сушке растворители конденсируются и могут быть снова использованы в процессе изготовления. Гранулы также покрываются графитом, с целью избежать их возгорания от искр статического электричества.
ТТХ «Града»
С момента принятия на вооружение использует снаряды калибра 122 мм. Боезапас в 40 снарядов. Пакет направляющих регулируется, максимальный угол возвышения 55°, так осуществляется наведение на цель.
Минимальная дальность стрельбы «Града»:
- осколочно-фугасными боеприпасами 4 км;
- кассетными снарядами 2,5 км;
- управляемыми ракетами 1,6 км.
У каждого вида снарядов свои особенности, используется в зависимости от поставленных задач.
Максимальная дальность стрельбы РСЗО «Град»:
- осколочно-фугасными ракетами 40 км;
- кассетными бомбами 33 км;
- управляемыми снарядами 42 км.
Расчет боевой машины состоит из 3 человек, а площадь покрытия при активном обстреле достигает 142 км².
С момента принятия образца на вооружение с конвейера сошли порядка 3 млн реактивных снарядов разного типа.
Дополнительные статьи
Операторы
Карта операторов БМ-21 «Град»
Боевая машина БМ-21 на базе грузового автомобиля Урал-375Д
Парад ПМР 2 сентября 2010 года. Реактивные системы залпового огня ВВ-21 «Град»
- Азербайджан — 43 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Алжир — 48 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Ангола — 50 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Армения — 47 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Белоруссия — 126 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Болгария — 24 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Бурунди — 12 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Венесуэла — 24 единицы БМ-21, по состоянию на 2016 год, поставлены в 2011 году из России. Контракт заключён в 2009 году
- Вьетнам — 350 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Грузия — 13 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Египет — 60 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Замбия — 30 БМ-21, из них как боеспособные оцениваются около 12, по состоянию на 2018 год
- Израиль — 58 БМ-21 на хранении, по состоянию на 2016 год
- Индия — около 150 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Иран — 100 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Ирак — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год, всего поставлено 154 единицы БМ-21
- Казахстан — 200 БМ-21 из них 100 на хранении, по состоянию на 2016 год
- Камбоджа — 8 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Камерун — 20 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Катар — 3 БМ-21, по состоянию на 2013 год
- Кипр — 4 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Киргизия — 15 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Республика Конго — 10 БМ-21, по состоянию на 2018 год
- Демократическая Республика Конго — 24 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- КНДР — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
- Кот-д’Ивуар — 6 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Куба — 175 БМ-14 и БМ-21, по состоянию на 2016 год, всего поставлено 178 единиц БМ-21
- Лаос — продемонстрированы на параде в январе 2019
- Ливан — 11 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Ливия — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Северная Македония — 6 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Мали — более 30 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Марокко — 35 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Мозамбик — 12 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Монголия — 130 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Мьянма — возможно, некоторое количество, по состоянию на 2016 год
- Намибия — 5 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Никарагуа — 18 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Перу — 22 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Польша — 75 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Россия:
- Сухопутные войска России — 2550 БМ-21 из них 2000 на хранении, по состоянию на 2016 год
- Береговые войска ВМФ России — 36 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Румыния 6 БМ-21 на судах, по состоянию на 2016 год
- Сенегал 8 БМ-21, по состоянию на 2017 год
- Сирия — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Судан — 120 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Таджикистан — 3 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Турция — 35 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Танзания — 58 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Туркмения — 70 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Уганда — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Узбекистан — 36 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Украина — 185 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Хорватия — 31 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Чад — 6 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Эквадор — 18 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Эритрея — 35 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Эфиопия — около 50 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Южный Судан — некоторое количество БМ-21 по состоянию на 2018 год
- Иракский Курдистан — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Исламское государство — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Хезболла — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год
Бывшие операторы
- СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам.
- Афганистан — некоторое количество, по состоянию на 2010 год
- Босния и Герцеговина — 5 БМ-21, по состоянию на 2012 год
- Венгрия — более 62 БМ-21 на хранении, по состоянию на 2007 год
- Гвинея — поставлено 18 единиц БМ-21
- ГДР — 72 единицы БМ-21 поставлены из СССР в период с по 1971 годы
- Йемен — 280 БМ-21, из них около 150 боеспособных, по состоянию на 2012 год
- Кения — сообщается об 11 БМ-21, по состоянию на 2010 год
- Молдавия — поставлено 14 единиц БМ-21
- Нигерия — поставлено 11 единиц БМ-21
- Северный Йемен — 70 единиц БМ-21 поставлены из СССР в период с по 1981 годы
- Сейшельские Острова — поставлено 2 единицы БМ-21
- Сомали — 10 единиц БМ-21 поставлены из СССР в 1976 году
- США — 75 единиц БМ-21 поставлено в период с по 2010 годы (63 из Румынии, ещё 12 с Украины)
- Финляндия — поставлено 94 единицы БМ-21
- Южный Йемен — 54 единицы БМ-21 поставлены из СССР в период с по 1975 годы
- Республика Абхазия — 1 БМ-21, по состоянию на 2008 год
- Сахарская Арабская Демократическая Республика — 10[неавторитетный источник?]
- Южная Осетия — 23 БМ-21, по состоянию на 2008 год
«Горит и плавится земля»
Начиная с 1 марта 1969 г. провокации на советско-китайской границе шли постоянно по нарастающей. Поэтому, когда китайские военнослужащие при поддержке хунвэйбинов уничтожили несколько десятков советских пограничников, не ожидавших нападения, командующий Дальневосточным военным округом генерал-лейтенант Олег Лосик официально дал приказ непосредственно командовавшему боестолкновением генерал-лейтенанту Павлу Плотникову применить ещё не рассекреченное в то время оружие – принятую в 1963 г. на вооружение новую систему реактивного залпового огня «Град». Дивизион боевых машин выдвинулся на позиции и нанёс массированный удар по Даманскому. В результате, за 9 минут на острове не осталось ни одной живой души и ни одной действующей единицы техники. Так «Град» открыл свой боевой счёт и заставил задуматься китайцев о возможных трагичных и неизбежных для них последствиях начавшегося пограничного конфликта.
russian7.ru
Массированный удар «Градов» по Даманскому заставил задуматься китайцев о возможных трагичных и неизбежных для них последствиях начавшегося пограничного конфликта.
В тот же день, 15 марта 1969 г. директор ЦРУ Ричард Хелмс вчитывался в поступившую в Центр шифровку, раскрывшую суть произошедшего на далёкой от Вашингтона советско-китайской границе. В депеше говорилось о том, что новое чудо-оружие, применённое СССР, показало свою разрушительную мощь на глубину позиций НОАК в 7 километров и по фронту на 10 километров. При этом, в бой вступил только один XIII отдельный реактивный артиллерийский дивизион (командир майор Михаил Ващенко), 135-й мотострелковой дивизии, укомплектованный 14 единицами БМ-21.
Следует отметить, что ввиду невиданной эффективности термобарических боеприпасов и большой глубины проникновения за линию противостояния в зоне поражения оказались и китайские войска, стягивавшиеся в тот момент к месту боя. На следующий день министр обороны КНР маршал Линь Бяо отдал приказ об отводе вооружённых сил от границы и прекращении «горячей фазы» конфликта.
persons-info.com
Министр обороны КНР маршал Линь Бяо.
По сути, именно этот день – 15 марта 1969 г. – можно считать окончанием истории, начавшейся за более чем два десятилетия до конфликта на Даманском совсем на другом острове — Пенемюнде, в границах совсем другого государства, существовавшего в ту пору под знаком свастики.
Легенда
Кроме оболочки, разрывалась и часть камеры снаряда: её раскалял горевший внутри порох. По сравнению с артиллерийскими снарядами аналогичного калибра, это увеличивало осколочное воздействие в 1,5-2 раза. Благодаря данному нюансу появился миф о «термитном боезаряде» в ракетах «Катюш».
Примечательно, что «термитная» взрывчатка испытывалась весной 1942 года в Ленинграде, но, к сожалению, не нашла своего применения, так как мишени и так пылали после залпа БМ-13. Одновременное использование десятков снарядов также порождало интерференцию взрывных всплесков, что ещё более увеличивало поражающий эффект.
Павел НН
Историческая справка
Данный шедевр военно-технической мысли обязан своим появлением уральскому научно-исследовательскому институту под кодовым номером 147. В 1957 году возникла потребность создания нового типа боевой машины, которая сочетала бы преимущества полноприводного вездехода и маневренной залповой установки.
Выбор пал на группу ученых под руководством тогдашнего светила инженерного дела Александра Ганичева. Именно им удалось разработать такой снаряд, который имел следующие преимущества:
- Наличие уникальных по тому времени складных лопастей, что позволило размещать на установке несколько десятков снарядов;
- Новый метод изготовления корпуса путем вытяжки под воздействием высоких температур;
- Движение каждой пущенной «ракеты» стабилизируется путем вращения (придается во время запуска) и благодаря отменным аэродинамическим характеристикам (обеспечиваются наличием крыльев).
- Пороховой заряд также отмечен новаторскими идеями и разрабатывался сразу несколькими отечественными НИИ.
Полученная машина встала в строй вместо устаревшей БМ-14.
4.5. Ходовая часть
Модификации боевых машин
Боевое применение реактивных систем позволило, исходя из особенностей выполняемых артиллерийскими подразделениями задач, усовершенствовать характеристики БМ-21 «Град» (ТТХ) и разработать модифицированные модели военной техники, в их числе:
Модификация | Особенности, отдельные параметры |
9К51 «Град» |
9-К-51 «Град» — базовая модель |
9К51М «Торнадо-Г» |
9-К-51-М «Торнадо-Г» — дальность стрельбы до 40.0 километров |
9-К-54 «Град-В» |
9-К-54 «Град-В» — облегчённая модель (12.0 направляющих, платформа ГАЗ-66 для подразделений десанта) |
«Град-ВД» |
«Град-В-Д» — гусеничная платформа «Град-В», транспортировка боеприпасов и заряжание осуществляется с базы БТР-Д |
9К55 «Град-1» |
9-К-55 «Град-1» — модель с 36.0 направляющими. Транспортировка БК и заряжание осуществляется 9Т450 на платформе ЗИЛ-131. Применяется артиллерией полка в интересах специальных подразделений при точечных операциях |
9К551 |
9-К-55-1 «Град-1» — платформа на шасси «Гвоздики». 36 направляющих, доставка БК и заряжание на платформе МТ-ЛБ |
9К59 «Прима» |
9-К-59 «Прима» — представляет моделей с повышенным огневым ударом противника. 50 направляющих. Высокая проходимость платформы |
Град-1А «БелГрад» |
Град-1А «БелГрад» — белорусская модернизация. Платформа МАЗ-6317-05. Обслуживает личный состав из шести человек. Резервный боекомплект составляет шестьдесят единиц. Время приведения в боеготовность после стрельбы не менее шести минут. Запас хода 1200.0 км, развивает скорость не более 85.0 км/ч |
РСЗО «Бастион» |
«Бастион» — результат модернизации украинских разработчиков. Используется артиллерия «Град» на шасси КрАЗа |
Представлен не полный список вариантов модернизации. Течением времени претерпевали изменения системы управления, наведения, использование базовых платформ и иных конструкционных узлов и механизмов.
Конструкция
Уникальные боевые технические характеристики установки «Град» были достигнуты и за счет конструкции комплекса, в который входят:
- пусковая установка;
- транспортно-заряжающая машина на базе ЗИЛ-131;
- система управления огнем.
Реактивные неуправляемые снаряды (диаметром 122 мм) загружаются в артиллерийскую часть, которая представлена 40 направляющими по 3 метра каждая на подвижном основании. Наведение может быть выполнено в горизонтальной и вертикальной плоскости с помощью электропривода или вручную. Диапазон углов при горизонтальном обстреле — 102о влево от автомобиля и 70о вправо; при вертикальном – от 0 до 55о.
Ствольный канал оборудован винтовым пазом, который при вылете снаряда придает последнему вращательное движение.
Скорость передвижения машины – 75 км/ч, причем возможно перемещение с заряженными снарядами. Автомобиль имеет систему отключения подвески, что исключает применение опорных домкратов при стрельбе. После залпа можно сразу покидать позицию, дабы не попасть под ответный удар. Корректировка стрельбы осуществляется в отдельной машине управления, входящей в состав батареи.
Разобрав конструкцию реактивной боевой машины, можно понять, как работает установка «Град».
Точное наведение оружия на цель достигается за счет наличия прицельных устройств: панорамы Герца, механического визира и коллиматора К-1, что повышает степень поражения в условиях недостаточной видимости.