Ложь «штрафбата». что на самом деле представляли собой штрафные части?

Действительно ли штрафников расстреливали заградотряды НКВД?

Необходимо начать с того, что сама практика использования заградотрядов в тылу войск во избежание панического отступления ведет свою историю со времен античности.

В годы Великой Отечественной войны заградотряды существовали как в структуре Наркомата обороны, так и в НКВД. Появились они в самом начале войны. Согласно директиве Третьего управления Наркомата обороны СССР о работе в военное время, подвижные контрольно-заградительные отряды предназначались для задержания дезертиров; задержания всего подозрительного элемента, проникшего на линию фронта; проведения предварительного расследования с последующей передачей материала вместе с задержанными по подсудности. Отдельные стрелковые взвода, роты и батальоны при особых отделах НКВД дивизий, корпусов, армий и фронтов предназначались для борьбы с «дезертирами, трусами и паникерами». Эти подразделения, выставлявшие засады и дозоры «на войсковых дорогах, дорогах движения беженцев и других путях движения», занимались «выявлением военнослужащих, самовольно оставивших боевые позиции». Согласно директиве, «всех установленных дезертиров немедленно арестовывают и ведут следствие для предания их суду военного трибунала». В то же время «всех отставших от части военнослужащих организовывают повзводно (поротно) и под командой проверенных командиров в сопровождении представителя особого отдела направляют в штаб соответствующей дивизии».

«В особо исключительных случаях, когда обстановка требует принятия решительных мер для немедленного восстановления порядка на фронте, начальнику особого отдела представляется право расстрела дезертиров на месте», — говорилось в документе. При этом, вопреки бытующему мнению, особисту приходилось отвечать за каждый подобный случай. Если выяснялось, что начальник особого отдела превысил свои полномочия, его самого ждал трибунал.

Как видим, заградотряды были созданы задолго до появления штрафных подразделений.

В приказе 227 предусматривалось создание новых заградотрядов: «2. Военным советам армий и прежде всего командующим армиями:

б) сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооружённых заградительных отрядов (по 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникёров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной».

В период с 1 августа по 1 октября 1942 года заградительными отрядами Донского фронта были задержаны 36 109 человек, из которых расстреляны 433, арестованы 736, направлены в штрафные батальоны 33, направлены в штрафные роты 1056, возвращены в свои части 32 933 человека.

Статистика по Сталинградскому фронту за тот же период: всего задержано заградотрядами 15 649 человек, из них расстреляны 278, арестованы 244, направлены в штрафные батальоны 42, направлены в штрафные роты 218, возвращены в свои части 14 833 человека.

Численность заградотрядов в принципе не предполагала создания сплошного фронта за основной линии обороны. Они выставлялись по решению командования за спиной участией, чья устойчивость вызывала наибольшие сомнения.

Задача массово расстреливать своих перед заградотрядами не ставилась, поскольку требовалось обратное — привести людей в чувство и вернуть в бой. Как видно из статистики, она вполне успешно решалась.

Статья по теме

Агент Воскресенская. Как сотрудница НКВД стала детской писательницей

При этом штрафные роты и батальоны тут вовсе не упоминаются. Это объясняется просто — в тот период главным вопросом было удержание оборонительных рубежей, в то время как штрафников использовали во время наступательных операций.

Могли ли заградотряды оказаться за спиной у штрафных рот и батальонов? Да, если командование имело основания полагать, что штрафники морально неустойчивы и могут начать отступление.

Но никаких расстрелов целых рот не было и быть не могло, ибо, повторим, задача была обратной — вернуть людей в бой, а не помочь немцам в их уничтожении.

«Озверевшие соколы»

Журналист Виталий Карюков в беседе с маршалом авиации в отставке Александром Ефимовым узнал одну любопытную подробность. Оказывается, в годы войны существовали так называемые «штрафные эскадрильи». По словам военного, командование решило нецелесообразным отправлять всех проштрафившихся летчиков в обычный штрафбат, так как на подготовку их замены ушли бы многие месяцы.

Среди таких штрафников оказался будущий Герой Советского Союза Иван Федоров. Впрочем, он фактически добровольно напросился в штрафбат. В июле 1942 года, перегоняя как летчик-испытатель ЛаГГ-3 на передовую, он самовольно остался на Калининском фронте. А уже в августе он возглавил одну из только что созданных штрафных эскадрилий. За крутой нрав немцы наградили Федорова титулом «Красный дьявол», а его подопечных именовали «озверевшими соколами». В общей сложности на счету 64 летчиков эскадрильи Федорова 350 гитлеровских асов.

От танкистов до тыловиков

В штрафбаты направлялись военнослужащие из разных родов войск, самыми разными могли быть и причины. Так, в августе 1941 года генерал Василевский выпустил распоряжение, согласно которому в штрафные танковые роты сводился личный состав, уличенный в саботаже и вредительстве, а в штрафные пехотные роты следовало отправлять «безнадежных, злостных шкурников из танкистов».

9 сентября свет увидел подписанный Сталиным приказ №0685, требовавший летчиков истребителей, уклонявшихся от воздушного боя, предавать суду и переводить в штрафную пехоту. На следующий день вышел указ генерал-майор артиллерии Аборенкова предписывавший направлять в штрафные стрелковые батальоны тех, кто небрежно относился к технике и вооружению.

Не желавшие воевать ухитрялись убедительно инсценировать болезни или ранения, однако 12 ноября 1941 года очередь дошла и до них. В соответствие с приказом №0882 отправке в штрафные части подлежали все, кто симулирует болезни и занимается членовредительством. А с 1942 года в штрафбаты стали направлять и работников тыла – с формулировкой «за бездушное и бюрократическое отношение к своим обязанностям».

Миф 1: Штрафники – изобретение Сталина

На самом деле подобные подразделения появились в начале XIX века во Франции. Создание их было связано с резким ростом численности войск и переходом на призывную форму комплектования. В Англии, где армия увеличилась ещё быстрее, в то же время появились «батальоны осуждённых», причём сразу двух типов: для тех, кто еще способен исправиться, и для безнадёжных. Позже эту систему дифференциации штрафников скопировал у британцев Гитлер.

В Советской России аналогичные части – вначале их называли «опороченными» – были созданы в 1918 году по приказу Реввоенсовета № 62 от 20 ноября. Инициатором новшества стал глава этой структуры – Лев Троцкий. В июне 1919 года, после изданного им приказа № 997, система сложилась окончательно. Основной организационной единицей «опороченных» частей стала штрафная рота, состав которой делился на постоянный и переменный. К первому относились командные кадры из коммунистов и комсомольцев. Во второй зачисляли «…военнослужащих, осуждённых к сему за преступные деяния военного характера, в том числе и за дезертирство».

Насколько «жестокой» была созданная Троцким система – расскажет беспристрастная статистика. По её данным, с июня по декабрь 1919 года заградотряды задержали 1,5 миллиона дезертиров, из которых 95 тысяч были признаны «злостными», а остальных – на первый раз – простили. В штрафные роты угодили 55 тысяч человек. Дела ещё 10 тысяч направили в суды военного трибунала. Там к лишению свободы приговорили 6 тысяч человек, к расстрелу – 4 тысячи. Из них фактически казнили менее 600, для остальных расстрел решено было считать условным.

Примечания

  1. Краснов В. Г., Дайнес В. О. Неизвестный Троцкий. Красный Бонапарт. — М.: Олма-Пресс, 2000. — (Серия: Архив) — С. 196—197. — ISBN 5-224-01104-3
  2. Списки штрафных батальонов и рот. Глава 14. Штрафные батальоны. Пыхалов И. Великая Оболганная война. — М.: Яуза, Эксмо, 2005. — 480 с. / Тираж 7000 экз. isbn 5-699-10913-7.
  3. Вадим Телицын. Мифы о штрафбатах. — Москва: Эксмо, 2010. — С. 224. — 55 с. — ISBN 978-5-699-41326-3.
  4. Вадим Телицын. .
  5. В. Мединский. Война. Мифы СССР 1939—1945. — М.: Олма медиа групп, 2011. — С. 204. — ISBN 978-5-373-04079-2
  6. ↑ Приказ № Орг/2/1348 от 01.08.1943
  7. Пересвет А. По ту сторону прицела, по эту сторону души. // Хенс В., Пересвет А. По другую сторону войны. — М.: Интерэксперт, 2005. — С. 273—274. — ISBN 5-85523-043-0
  8. 561 батальон очень жестоко дрался в России, под Ленинградом на Синявинских высотах, которые были взяты советскими войсками крайне дорогой ценой

Пушечное мясо

Подразделения штрафников бросали на самые тяжелые участки фронта, и они несли невероятные, по меркам вермахта, потери. Например, 22 марта 1942 года в бою у Каменского леса (Самарская область) 550-й штрафбат за один день потерял 700 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. 16 августа за один день боев под Мясным Бором (Новгородская область) 540-й батальон потерял только убитыми более 300 солдат. Годом позже в боях за Синявинские высоты в этом же штрафбате за два дня погибли более 700 солдат.

Штрафбат СС. Зондеркоманда «Дирлевангер».

Несмотря на то, что героизм никак не мог повлиять на их Судьбу, немецкие штрафники воевали очень прилично. Особенно отличились они в боях за Сталинград. Когда у окруженных немцев закончились снаряды для противотанковых орудий, именно штрафники разработали тактику уничтожения советских танков на городских улицах. Одна группа по развалинам незаметно подбиралась к бронированной машине, подбрасывая под гусеницу мину. Вторая группа добивала танк и его экипаж гранатами. Впрочем, как известно, немцам это не помогло, и группировка Паулюса была разгромлена.

Активно использовали штрафников и в боях на «Малой земле» под Новороссийском. Только в одной из атак (этот факт даже попал в сводки Совинформбюро) советские солдаты за несколько минут уничтожили пулеметным огнем в упор более 300 гитлеровцев. Это были именно штрафники.

После разгрома на Курской дуге отношение к штрафникам со стороны командования стало еще хуже. Так, например, когда советские войска форсировали Днепр в 1943 году, в окопах и уничтоженных дотах были обнаружены многочисленные трупы гитлеровцев, прикованных ручными кандалами к пулеметам. Штрафники не могли отступать вместе с остальными, и были вынуждены отстреливаться до последнего патрона. У них не было даже шанса выйти с поднятыми руками. Практически все они погибли.

Ближе к концу 1944 года штрафные батальоны стали упразднять, а их личный состав переводить в обычные подразделения. Нередко штрафников, имеющих опыт боевых действий, использовали в качестве инструкторов для обучения ополченцев, поскольку кадровых солдат и офицеров вермахту катастрофически не хватало.

Литература

  • Краснов В. Г., Дайнес В. О. Неизвестный Троцкий. Красный Бонапарт. — М.: Олма-Пресс, 2000. — (Серия: Архив) — ISBN 5-224-01104-3
  • Пыльцын А. В. Штрафбат в бою. От Сталинграда до Берлина без заградотрядов. — М.: Вече, 2012. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9533-5737-1.

Пыльцын А. В. Страницы истории 8-го штрафного батальона Первого Белорусского фронта. — М.: ИВЦ Минфина, 2010. — 480 с. — 1500 экз. — ISBN 978-985-6921-61-5.

  • Пыльцын А. В. Главная книга о штрафбатах. — М.: Яуза, Эксмо, 2009. — 512 с. — (Военно-исторический бестселлер). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-37226-3.
  • Дайнес В. О. Штрафбаты и заградотряды Красной Армии — М.: Эксмо, 2008. — (Серия: Великая Отечественная: Цена Победы) — 448 с. — ISBN 978-5-699-25316-6
  • Пыльцын А. В. Штрафной удар, или Как офицерский штрафбат дошёл до Берлина. — М.: Яуза, Эксмо, 2007. — 544 с. — (Великая Отечественная: Неизвестная война). — ISBN 978-5-699-21470-9.
  • Пыхалов И., Пыльцын А., Васильченко А. Штрафбаты по обе стороны фронта. — М.: Яуза, Эксмо, 2007. — 544 с. — (Военно-исторический сборник). — 7000 экз. — ISBN 978-5-699-24446-1.
  • Пыхалов И. Великая Оболганная война. Глава 14 Штрафные батальоны — М.: Яуза, Эксмо, 2005. — 480 с. / Тираж 7000 экз. ISBN 5-699-10913-7
  • Рубцов Ю. В. Штрафники Великой Отечественной. В жизни и на экране. — М.: Вече, 2007. — (Серия: Военные тайны XX века) — 432 с. — ISBN 978-5-9533-2219-5
  • Сукнев М. Записки командира штрафбата. Воспоминания комбата. 1941—1945. — (Серия: На линии фронта. Правда о войне) — М.: Центрполиграф, 2006. — 264 с. — ISBN 978-5-9524-2746-4
  • Громов А. Правда о штрафбатах и заградотрядах во Второй мировой. — Харьков-Белгород: Клуб семейного досуга, 2010. — 416 с. — 15 000 экз. — ISBN 978-5-9910-1178-5

В целях перевоспитания

Толчком к появлению идеи создания штрафбатов стало первое военное время. Красная армия продолжала отступать. Частыми явлениями стали проявления трусости и случаи дезертирства, которые приводили к расстрелам. Но осенью 1941 года издали указ о том, что многие офицеры устраивают самосуд, что расценивается как злоупотребление полномочиями. Стали искать другие способы, как перевоспитать личный состав и не допустить репрессивных мер.

В июле 1942 года созрело решение. Всего за несколько дней сформировали семьдесят семь штрафрот и пять штрафбатов. За все время ВОВ в Красной Армии создали более тысячи штрафных рот и более шестидесяти штрафных батальонов.

Согласно сведениям, указанным в сборнике под названием «Россия и СССР в войнах 20 века», в штрафбаты и штрафроты было отправлено более четырехсот тысяч военнослужащих.

Главные мифы о штрафбатах — отличие фильмов от реальности

В фильмах часто преувеличивают происходившее в штрабатах и штрафных ротах

В фильмах тема штрафных батальонов освещается довольно часто, и показывают зрителю моменты не всегда правдивые.

К примеру, те офицеры Красной армии, которые оказывались в плену, не отправлялись в штрафбаты. Если они сумели вернуться «к своим», то затевалось расследование, которое проводило НКВД. Во время этого процесса самым тщательным образом проверялось, в действительности ли офицера пленили, или он всё-таки сдался. Если пленили, то его отправляли в штурмовой батальон, а не в штрафной. А вот если доказать свою невиновность у пленённого ранее офицера не получалось, он отправлялся в лагеря или на расстрел.

Командовали всеми штрафными подразделениями исключительно кадровые офицеры, штурмовыми батальонами — подполковники. А вот штрафники-офицеры могли быть только командирами взводов.

К слову, командиры никогда не называли своих солдат «штрафниками», как нам периодически показывают в фильмах. К командиру же солдаты обращались по форме «товарищ».

Ещё один интересный факт: штрафные роты, которые состояли из уголовников, не базировались в населённых пунктах. Всяческие контакты таких солдат с гражданскими пресекались, потому, когда они не были в бою, «штрафники» жили вне городов и сёл в блиндажах, окопах или землянках.

На фронт не отправляли политзаключенных и «идейных», хотя многие из них хотели воевать. В то же время, в офицерские штрафбаты не брали преступников и уголовников — им была дорога только в штрафные роты. Офицеры, которым трибунал оставил звание, тоже не отправлялись в штрафные роты — только в офицерские штрафбаты.

Так что в кино зрителю показывают, зачастую, излишнюю драму, хоты различные «ЧП» случались, конечно же, в любых ротах и батальонах — даже не штрафных. Если же говорить именно о последних, то на самом деле штрафники оказали большую поддержку армии и совершили немало подвигов.

[править] Штрафные формирования в Вермахте

  • 36-я гренадерская дивизия СС «Дирлевангер»
  • 999-е батальоны вермахта (Afrika-Brigade 999)

Ещё в 1936 году были созданы дисциплинарные части — так называемые «Особые подразделения» (Sonderabteilungen). Туда посылались солдаты, отбывшие срок лишения свободы, а также те, кому воинскую обязанность по тем или иным причинам меняли на «место службы, заменяющее военную службу».

После начала Второй мировой войны, в 1940 году, были созданы «Полевые особые подразделения», которые должны были размещаться в «зонах непосредственной опасности». Помимо сухопутных войск, аналогичные структуры были сформированы в авиации и на флоте. В штрафные подразделения вермахта переводили на неограниченный срок. То есть, в отличие от РККА, в вермахте осужденный не мог рассчитывать на перевод из штрафного подразделения в обычное — ни на основании ранения, ни за совершение героического поступка, ни по истечении определенного срока.

В декабре 1940 года были образованы «исправительные части 500» (Bewaerungstruppe 500) — так называемые «пятисотые батальоны» (500-й, 540-й, 550-й, 560-й, 561-й). После нападения Германии на СССР эти части активно применялись на Восточном фронте. Всего за время войны через них прошло около 30 тысяч человек.

Ещё одной разновидностью немецких штрафных частей стали созданные 1 октября 1942 года так называемые «формации солдат второго класса» — 999-е батальоны, предназначенные для политических.

Наконец, существовали полевые штрафные подразделения (Feldstrafgefangenabteilungen), которые комплектовались непосредственно в зоне боевых действий из числа военнослужащих, совершивших преступления и проступки.

Столицы стран Мира

За что отправляли в штрафбат

В штрафчасти отправляли военных из различных родов войск. Причины тоже были самыми разными. Например, в штрафбат могли направить военнослужащего, уличенного во вредительстве и саботаже, небрежно относился к вооружению и технике.

Некоторые из тех, кто не хотел воевать, умудрялись симулировать заболевание или ранение. Но в ноябре 1941 года был издан приказ, согласно которому в штрафную часть отправлялись все симулянты и членовредители. А в 1941 году в штрафбат могли отправить и тыловиков. Формулировка была следующая: за бюрократическое и бездушное отношение к обязанностям.

Из тыла в штрафной батальон можно было попасть и за совсем незначительную провинность. Например, опоздание на работу более чем на 20 минут считалось прогулом. В первый раз за него могли объявить выговор. В случае повторного нарушения могли осудить на уголовный срок или направить в штрафбат.

Миф 3: Штрафники служили пушечным мясом

В прессе часто встречаются утверждения, что штрафные батальоны и роты были «военной тюрьмой, из которой один выход – на тот свет». Пишут, что их часто бросали в бессмысленные атаки, что именно для штрафников была придумана «разведка боем». Утверждают, что их отказывались снабжать боеприпасами и провиантом. Зато каждую штрафную часть с тыла подпирал заградотряд с пулемётами. Его бойцы открывали огонь при одном подозрении на самовольный отход с обороняемых позиций, при малейшей попытке снизить темп наступления в атаке.

Потери в штрафных частях, действительно, были велики. К примеру, за 1944 год они составили в среднем 14 191 человек в месяц, включая сюда убитых, раненых, заболевших и пропавших без вести. Это примерно 52% от штатной численности – в 4,5 раза больше, чем в среднем по армии. Но могло ли быть иначе, если штрафники сражались на самых опасных участках? Что касается заградотрядов, то приказ № 227 от 28 июля 1942 года предписывал «…ставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте трусов и паникеров». Таким образом, штрафные части и заградотряды не были связаны друг с другом, они могли решать свои задачи на разных участках фронта.

29 октября 1944 года Сталин подписал приказ № 0349, который констатировал, что «…необходимость в дальнейшем содержании заградительных отрядов отпала» и предписывал расформировать их к 15 ноября. Штрафные части продолжали воевать до конца войны. Отсутствие пулеметного заслона за спиной на их боеспособность не повлияло.

Ордена посмертно

Для 65-й штрафной роты бои за Сотнинский Хутор завершились 24 декабря 1943-го. В этот день её отправили в тыл на переформирование.

Командование отметило героизм штрафников. Почти тридцать из них были включены в состав 1041-го стрелкового полка обычными красноармейцами.

На ту же тему Трибунал для героя: как чуть не посадили советских военачальников

Тридцатого января 1944 года командир 49-го корпуса генерал-майор Терентьев издал персональный приказ о награждении пятерых бойцов 65-й отдельной штрафной роты посмертно.

Красноармеец Василий Шаповалов был награждён орденом Отечественной войны I степени. Красноармейцы Николай Виноградов, Николай Ковалёв, Иван Соловых и старший сержант Александр Груздев — орденами Отечественной войны II степени.

Эта была высшая степень признания Терентьевым мужества погибших штрафников. Во-первых, орденом Отечественной войны мог наградить начальник рангом не ниже командира корпуса. Во-вторых, орден был тем знаком отличия, который после смерти героя передавался его родственникам.

Таким образом, генерал Терентьев подчеркнул своё уважение к павшим бойцам, дав понять их семьям, что они погибли героями.

Генерал-майор Терентьев

Разумеется, это не единственный случай награждения штрафников. Просто воинские начальники оценивали их подвиги по‑разному.

Кто-то видел в штрафниках лишь преступников и искупленцев, кто-то — оступившихся людей. Ведь жизнь не чёрная или белая, она намного сложнее, а трибунал и штрафная ротаближе, чем кажется». Ведь на войне всё переменчиво — под суд попадали даже генералы.

Внешний вид сотрудников ФСО

Форма ФСО заслуживает особого внимания. Например, повседневной формой бодигардов, которые именуются «личниками», является классический костюм.

На внутренних мероприятиях форма военнослужащих ФСО почти ни чем не отличается от общеармейской, исключением является иссиня–черный цвет. Погоны военнослужащих также иссиня–черного цвета с голубыми полосами, кроме, конечно же, генеральских. К тому же военнослужащие обладают несколькими видами военной формы одежды. Например, Президентский полк ФСО внешне отличается от представителей ФСО.

https://youtube.com/watch?v=cp1twS_rozU

Критика

В личном звонке режиссёру телесериала «Штрафбат» Николай Губенко сказал, что несмотря на некоторые идеологические и политические претензии к сценарию, он считает, что это памятник русскому солдату.

Российский военный историк, доктор исторических наук, генерал армии Махмут Гареев подверг телесериал критике:

Кроме этого, Гареев М. А. отмечает в телесериале ряд исторических ошибок и неточностей: «в штрафбате никаких уголовников, равно как и политических заключённых, просто не могло быть. Из уголовников формировали штрафные роты. Командовали штрафными подразделениями только кадровые офицеры. <…> Все штрафные подразделения составляли не более 1,5 % от всей численности действующей армии».

В аннотации к книге доктора исторических наук Юрия Рубцова «Новая книга о штрафбатах» звучит обвинение сериала в том, что он «старательно протаскивает мысль, что штрафники-де „выиграли войну“».

Станислав Говорухин в интервью Дмитрию Гордону:

В произведениях искусства

Кинематограф
  • «Грязная дюжина» х/ф (The Dirty Dozen) (США, 1967)
  • «Гу-га» х/ф (СССР, 1989)
  • «Сто солдат и две девушки» х/ф (СССР, 1989)
  • «Штрафбат» телесериал (Россия, 2004)
  • «День Победы» х/ф (Россия, 2006)
  • «Штрафной батальон 999» х/ф (ФРГ, 1960)

также штрафники фигурируют в:

«Сталинград» х/ф (1993, Германия)

Литература
  • Антон Кротков. Воздушный штрафбат. — М. Астрель; Русь-Олимп, 2010. — ISBN 978-5-271-23964-9, 978-5-9648-0278-5 — роман о бойцах штрафной истребительной эскадрильи.
  • А. А. Васильченко. Штрафбаты Гитлера. — М. Яуза-Пресс, 2008, militera.lib.ru.
  • Александр Пыльцын. Правда о штрафбатах. Как офицерский штрафбат дошел до Берлина. — М. Яуза, Эксмо, 2007.
  • Александр Пыльцын. Штрафбат. Наказание, искупление. Военно-историческая быль. — СПб. Алетейя, 2016.
  • Александр Пыльцын. Командир роты офицерского штрафбата свидетельствует. — СПб. НордМедИздат, 2017.
  • Александр Пыльцын. Мы не стояли за ценой. Штрафбатовские стихи. — СПб. НордМедИздат, 2015.
  • Александр Пыльцын. Штрафной удар, или Как офицерский штрафбат дошел до Берлина. — М. Знание, 2003.
  • Игорь Пыхалов, Максим Кустов, Андрей Васильченко, Александр Пыльцын,Евгений Кугучин, Семен Басов, Михаил Смирнов. Штрафбаты по обе стороны фронта. Военно-публицистический сборник. — М. Яуза, Эксмо, 2007.
  • Юрий Погребов, Евгений Погребов. В прорыв идут штрафные батальоны. — М. Яуза, Эксмо, 2016.
  • Юрий Погребов, Евгений Погребов. Штрафной батальон. — М. Яуза, Эксмо, 2016.
  • Андрей Орлов. Битва за Берлин последнего штрафного батальона. — М. Астрель, Времена 2, 2012.
  • Андрей Орлов. Черный штрафбат. — М. Времена 2, ВКТ, АСТ, Астрель, 2010.
  • Андрей Орлов. Штрафбат. Приказано уничтожить. — М. Времена 2, ВКТ, АСТ, Астрель, 2012.
  • Сергей Макаров. Морской штрафбат. Военные приключения. — Минск. Харвест, 2011.
  • Захар Артемьев. Штрафной бой отряда имени Сталина. — М. Астрель, Полиграфиздат, Времена 2, 2012.
Игры
  • Штрафбат (Россия, 2012)
  • Battlefield: Bad Company: герои игры служат в вымышленном штрафном батальоне американской армии
  • В настольной игре Warhammer 40,000 штрафные легионы (англ. The Penal Legions)являются одним из доступных отрядов фракции Имперская Гвардия.

История создания

Автор сценария, Эдуард Володарский, использовал воспоминания живых на тот момент солдат штрафных подразделений (штрафников). Однако фильма они не увидели, потому что, по утверждению авторов картины, к моменту, когда фильм уже был готов, никого из них в живых уже не было.

Военные консультанты при создании телесериала не привлекались, были только технические консультанты по костюмам и эпохе. По словам режиссёра, военных консультантов «практически не было потому, что, предвидя возможные к нам претензии, мы никого не хотели подставлять, решили всю ответственность взять на себя».

Авторы телесериала изучали архивные материалы и военную хронику. Последняя серия завершается демонстрацией списка штрафных частей, которые с 1942 по 1945 годы воевали на советских фронтах.
По утверждению авторов телесериала, своей целью во время создания фильма они видели следующее:

См. также

Как долго продолжалась служба в штрафных ротах и штрафных батальонах?

В отличие от штрафных подразделений вермахта, где наказание могло быть бессрочным, в Красной Армии была верхняя граница — 3 месяца. Такой срок назначался лицам, которым за их преступления в обычных условиях полагалось 10 лет заключения. Лицам, осужденным за менее тяжелые преступления, мог быть назначен срок 2 месяца, либо 1 месяц.

Срок пребывания в штрафных подразделениях сокращался для тех, кто проявил личное мужество и был отмечен командованием, либо получил ранение в бою. Существовало правило — если боец штрафной роты или штрафного батальона получил ранение, требующее госпитализации, он считался «искупившим кровью» и освобождался от дальнейшего наказания. Военнослужащие восстанавливались в прежних званиях, а у бывших уголовников погашались судимости.

В особых случаях бойцы штрафных подразделений по ходатайству командования могли быть представлены к награждению орденами и медалями.

«Ни шагу назад»: отрезвляющая пощёчина. Мифы и правда о приказе №227
Подробнее

Модификации ГАЗ 3309

ГАЗ 330900 4.8 TD MT

Максимальная скорость, км/ч 95
Время разгона до 100 км/ч, сек
Двигатель Дизельный с турбонаддувом
Рабочий объем, см3 4750
Мощность, л.с. / оборотах 125/2200
Момент, Н·м / оборотах 417/1100-2100
Расход комби, л на 100 км
Тип коробки передач Механическая, 5 передач
Привод Задний
Показать все характеристики

ГАЗ 330960 2.8 TD MT

Максимальная скорость, км/ч
Время разгона до 100 км/ч, сек
Двигатель Дизельный с турбонаддувом
Рабочий объем, см3 2800
Мощность, л.с. / оборотах 120/3600
Момент, Н·м / оборотах 270/1400-3000
Расход комби, л на 100 км
Тип коробки передач Механическая, 5 передач
Привод Задний
Показать все характеристики

Штрафные воинские формирования в Германии

Ещё в 1936 году в вермахте были созданы дисциплинарные части — так называемые «Особые подразделения» (Sonderabteilungen). Туда направлялись призывники, отбывшие срок лишения свободы, а также те, кому воинскую обязанность по тем или иным причинам меняли на «место службы, заменяющее военную службу». После начала Второй мировой войны, в 1940 году, были созданы «Полевые особые подразделения», которые должны были размещаться в «зонах непосредственной опасности». Помимо сухопутных войск, аналогичные структуры были сформированы в авиации и на флоте.

В декабре 1940 года были образованы «исправительные части 500» (Bewährungstruppe 500) — так называемые «пятисотые батальоны» (500-й, 540-й, 550-й, 560-й, 561-й). После нападения Германии на СССР эти части активно применялись на Восточном фронте. Всего за время войны через них прошло около 30 тысяч человек. Ещё одной разновидностью немецких штрафных частей (англ.)русск. стала созданная в октябре 1942 года так называемая «формация солдат второго класса» — 999-й батальон (из уголовников и «политических») в Северной Африке. Также существовали полевые штрафные подразделения (Feldstrafgefangenabteilungen), которые комплектовались непосредственно в зоне боевых действий из числа военнослужащих, совершивших преступления и проступки.

Наиболее известные подразделения немецких войск, созданные из лиц, отбывших тюремное наказание:

  • 36-я гренадерская дивизия СС «Дирлевангер»
  • 999-я лёгкая «африканская» бригада (англ.)русск. (999. leichte Afrika-Brigade)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector