Сау су-152 «зверобой»: история создания, описание и характеристики
Содержание:
- Позитивное или негативное социальное явление
- Варианты и модификации
- История создания
- Круизный лайнер Queen Mary 2 (345 м.)
- Самоходки ИСУ-152 бои в городах
- Экипаж:
- СУ-152 обзор танка
- Слон
- Описание конструкции
- Тактика применения САУ
- Российская (советская) классификация самоходно-артиллерийских установок
- Компоновка САУ
- Подготовка СССР к войне
- История создания САУ ИСУ-122
- Первые самоходки “Зверобои” ИСУ-152
- О силовом агрегате
- Боекомплект
- История
Позитивное или негативное социальное явление
Чтобы здраво рассуждать на тему дедовщины, необходимо настроить себя на то, что вопрос этот достаточно многогранный, и при установлении одной истины возникает еще более споров. Первый парадокс заключается в том, что искоренить это проявление пытались на протяжении многих десятилетий, но большинство мужчин старшего поколения при упоминании про своеобразную иерархию в армии лишь задумчиво улыбнутся. Причем они нередко отмечают, что именно благодаря воспитанию со стороны «дедов» «дух» становится настоящим солдатом.
В чем заключается такое противоречие? Несомненно, в семьях, которые пострадали от последствий неуставных отношений, будут твердить о полном искоренении данного пережитка общества, а бывшие военнослужащие, чьи судьбы не постигла трагедия, считают, что каждый должен через подобные испытания пройти. Причина разногласий кроется в неоднозначном понимании дедовщины, как таковой.
С одной стороны, она представлена строгой школой, которую устраивают старослужащие молодому пополнению. Что в этом плохого? Конечно, форма воспитания своеобразна, однако в результате новобранец становится самостоятельным, учится обслуживать, прежде всего, себя самого, соблюдать субординацию, жить в коллективе, выполнять приказы, правильно маршировать.
С другой стороны, меры воспитания иногда переходят не только мыслимые границы, но и рамки законности. Появляются неуставные отношения, беспредел, который трактуется, как преступление против личности. Именно они выражены публичным унижением, избиением, прочими страшными деяниями. Таким образом, при всем негативе о дедовщине вспомнят с доброй иронией приличная доля запасников, но мы, все же, будем говорить о тяжелых последствиях данного явления.
Варианты и модификации
История создания
Историю самоходной установки СУ-152 часто начинают с декабря 1942 года, когда на Кировском заводе (г. Челябинск) начались работы по созданию этой боевой машины. Но это не совсем правильно. Проектирование и создание первой СУ-152 были проведены в рекордно короткие сроки, для этого конструкторам понадобилось всего 25 (!!!) дней.
Конечно же, шла война, и фронт испытывал острую необходимость в новой мощной бронетехнике, способной эффективно уничтожать немецкие танки. Однако, несмотря на это, самоходная установка не могла быть создана так быстро без использования наработок, сделанных советскими конструкторами еще в начале сороковых годов.
Первые САУ появились еще во время Первой мировой войны, однако они не получили широкого распространения. В период между двумя войнами работами над созданием САУ активнее всего занимались в Германии и СССР. В Советском Союзе осознали острую потребность в мощной самоходной артиллерийской системе после начала Зимней войны. Преодоление линии Маннергейма очень дорого стоило Красной армии. Именно в этот период начались работы над созданием САУ на базе танков Т-28 и Т-35. Однако эти работы так и не были доведены до конца.
Вместо САУ была создана модификация тяжелого танка КВ (КВ-2), вооруженная 152-мм гаубицей М-10.
Совсем по-другому складывалась ситуация в Германии. На начальном этапе войны германская армия имела на своем вооружении большое количество устаревших и трофейных танков, которые можно было быстро и сравнительно дешево переделать в САУ.
Советские танки КВ-2 создавались для уничтожения вражеских полевых и долговременных укреплений, практически все они были потеряны в первые месяцы войны. К тому же стоимость производства танка КВ-2 была очень высокой, его скорострельность – низкой. Да и надежность КВ-2 оставляла желать лучшего: большинство этих танков на начальном периоде войны были потеряны не из-за огня противника, а по причине технических неисправностей (экипажи просто бросали свои машины). Производство танка было прекращено.
Уже в конце 1941 года советскому руководству стали приходить многочисленные обращения из действующей армии с просьбами создать самоходное орудие для артиллерийской поддержки танков и пехоты в бою. Эти голоса были услышаны и ЧКЗ получил задание разработать новую САУ на базе танка КВ.
Дополнительным стимулом для активизации работ стало начало советского наступления под Сталинградом. В его ходе Красной армии приходилось штурмовать укрепления противника, что было очень тяжело делать без артиллерийской поддержки. Однако вся ствольная артиллерия советских войск была буксируемой, что значительно ограничивало ее мобильность и повышало уязвимость к средствам поражения противника. Вопрос о создании штурмовой самоходной установки с пушкой большого калибра встал, как никогда остро.
Из имеющихся вариантов для реализации был выбран проект самоходки Жозефа Котина. Для новой САУ было выбрано шасси тяжелого танка КВ-1С и 152-мм гаубица МЛ-20. Сборка первого опытного образца боевой машины проводилась на ЧКЗ, 25 января 1943 года начались ее испытания на полигоне, а 14 февраля новая самоходка была принята на вооружения под обозначением СУ-152.
Производство новой самоходки было развернуто на Челябинском кировском заводе. В мае 1943 года первая партия СУ-152 (12 машин) была передана войскам. Серийный выпуск самоходной установки был недолгим. Уже в сентябре 1943 года КВ-1С, на базе которого изготавливалась САУ, был снят с вооружения. Было принято решение о производстве новой САУ с 152-мм пушкой, но уже на базе танка ИС-85 (ИС-1). Она получила название ИСУ-152, эту машину в исторической и популярной литературе также часто называют «Зверобоем».
Последние СУ-152 сошли с конвейера ЧКЗ в начале 1943 года.
Существует весьма распространенный миф о том, что советские самоходные установки с орудиями большой мощности (СУ-152, ИСУ-152) – это ответ отечественных танкостроителей на появление у гитлеровцев танков Pz Kpfw VI «Тигр». Это не совсем верно. Разработка подобных машин в СССР началась еще до первого контакта Красной армии с новой бронетехникой гитлеровцев. Однако после него работы были активизированы, так как стало понятно, что только машины, подобные СУ-152, могут эффективно бороться с новым немецким танком на всех дистанциях боя.
Но, даже принимая во внимание это обстоятельство, не следует считать СУ-152 истребителем танков. Данная САУ проектировалась в первую очередь, как штурмовое орудие
Круизный лайнер Queen Mary 2 (345 м.)
RMS Queen Mary 2 — океанский лайнер, флагман британской судоходной компании Cunard Line, в собственности Carnival Corporation & plc. Построен и введён в эксплуатацию 12 января 2004 года на верфях Chantiers de l’Atlantique в Сен-Назере во Франции и на момент спуска на воду являлся самым большим пассажирским судном в мире.
«Queen Mary 2» унаследовала имя океанского лайнера «Queen Mary», спущенного на воду в 1934 году. Тот, в свою очередь, был назван в честь английской королевы Марии Текской, супруги Георга V. На пути из Саутгемптона в Нью-Йорк в августе 1936 года первая «Мэри» установила рекорд скорости, преодолев Атлантический океан за 3 дня, 20 часов 42 минуты, и отобрала «Голубую ленту Атлантики» у французской «Нормандии». Рекорд «Queen Mary» был побит лишь в 1952 году.
Основные характеристики: Водоизмещение 148528 тонн, дедвейт 19189 тонн. Длина 345 метров, ширина 42 метр, осадка 10 метров. Скорость хода 29,6 узла. Силовая установка — четыре дизельных двигателя типа «Wartsila» 16V46CR и две газовых турбины, мощностью 157000 лошадиных сил. Экипаж и обслуживающий персонал составляет 1253 человека. Лайнер может принять 2620 пассажиров, которые будут размещены в 1310 каютах.
Самоходки ИСУ-152 бои в городах
На заключительном этапе Великой Отечественной войны самоходную артиллерию стали применять в боях за крупные населенные пункты, в том числе хорошо укрепленные.
САУ должны были сопровождать пехоту и танки, отражать контратаки танков и самоходных орудий противника и закрепляться на занятых объектах. Сопровождая пехоту, САУ огнем прямой наводкой с места, реже с коротких остановок уничтожали огневые точки и противотанковые орудия противника, его танки и самоходки, разрушали завалы, баррикады и дома, приспособленные для обороны, и тем самым обеспечивали продвижение войск.
Для разрушения зданий иногда применялся залповый огонь, дававший весьма хорошие результаты. В боевых порядках штурмовых групп самоходно-артиллерийские установки обычно двигались совместно с танками под прикрытием пехоты. Если же танков не было – вместе с пехотой. Выдвижение самоходно-артиллерийских установок для действий впереди пехоты оказалось неоправданным, так как они при этом несли большие потери от огня противника.
Самоходка ИСУ-122 на улице Вены. Апрель 1945 года.
В 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта в боях за польский город Познань в состав штурмовых групп 74-й гвардейской стрелковой дивизии были включены по 2-3 ИСУ-152 394-го гвардейского тяжелого самоходно-артиллерийского полка. 20 февраля 1945 года в боях за 8-й, 9-й и 10-й кварталы города, непосредственно прилегавшие к южной части крепостной цитадели, штурмовая группа в составе взвода пехоты, трех ИСУ-152 и двух танков Т-34 очищала от противника квартал №10. Другая группа в составе взвода пехоты, двух самоходно-артиллерийских установок ИСУ-152 и трех огнеметных ТО-34 штурмовала 8-й и 9-й кварталы. В этих боях САУ действовали быстро и решительно.
Самоходка ИСУ-122 на окраине Берлина. На стене здания надпись: Berlin bleibt deutsch -Берлин останется немецким!
Они приближались к домам и в упор уничтожали размещенные в окнах, подвалах и других местах зданий немецкие огневые точки, а также проделывали проломы в стенах зданий для прохода своей пехоты. При действиях вдоль улиц самоходки двигались, прижимаясь к стенам домов и уничтожая огневые средства противника, расположенные в зданиях на противоположной стороне. Своим огнем установки взаимно прикрывали друг друга и обеспечивали продвижение пехоты и танков. Вперед самоходно-артиллерийские установки продвигались поочередно, перекатами, по мере продвижения пехоты и танков. В результате кварталы были быстро заняты нашей пехотой и немцы с большими потерями отошли в цитадель.
Самоходка ИСУ-152 в центре Берлина на фоне здания Рейхстага. 30 апреля 1945 года.
Экипаж:
- Командир экипажа (Радист);
- Наводчик;
- Механик-водитель;
- Заряжающий;
- Заряжающий.
Изучение дополнительных умений и навыков для экипажа:
Экипаж стандартный:
1 | 2 | 3 | 4 | |
На первый слот изучаем всем членам экипажа умение «Маскировка», а командиру навык «Шестое чувство» — умение «Маскировка» уменьшит общую заметность танка, а «Шестое Чувство» позволит определить обнаружен ли его танк противником.Также всем членам экипажа нужно выучить дополнительный навык «Боевое братство», которое улучшить уровень владения специальностью — обязательно изучать всем сразу, желательно использовать на втором или третьем слоте.
- Командиру изучаем умение «Орлиный глаз», которое увеличивает дальность обзора.
- Наводчику изучаем умение «Плавный поворот башни», которое уменьшает разброс при повороте башни; и навык «Снайпер», который увеличивает шансы нанесения урон по модулям и членам экипажа.
- Механику-водителю изучаем умение «Плавный ход», которое уменьшает разброс орудия в движении; и умение «Король бездорожья», которое снижает сопротивление по мягким и средним грунтам при движении.
- Заражающему изучаем навык «Отчаянный», который уменьшает время перезарядки, когда остается меньше 10% прочности; и навык «Интуиция», который создает вероятность того, что при смене типа снарядов нужный уже заряжен.
- Заряжающему изучаем навык «Бесконтактная боеукладка», который увеличивает прочность боеукладки; и навык «Интуиция», который создает вероятность того, что при смене типа снарядов нужный уже заряжен.
СУ-152 обзор танка
Категория: Обзоры танков
Описание СУ-152 с видео и фото
Немного истории
СУ-152 – тяжёлая советская самоходно-артиллерийская установка, использующаяся в Великой Отечественной войне. Базой для данного танка был КВ-1с. Годом выпуска датируется 24 января 1943 года на Челябинском заводе. В конце 1943 года был сменен на ИСУ-152 из-за лучшей бронировки. Имеет низкую подвижность, но при этом обладает хорошим оружии. Впервые использовалась летом того же года на Курской дуге, где дал отпор вражеским танкам и САУ.
Общая информация
Этот танк уже давно знаком фанатам Мира Танков. Он немного напоминает тяжелый танк. При использовании гаубицы СУ-152 наведет ужас даже на матерых игроков с высоким уровнем, ведь может нанести им огромный урон, а долгую перезарядку можно осуществить в укрытии. Самым ужасный кошмар произойдет если попасть в легко бронированные корму и борт, ведь поглощение минимальное и урон будет приближен к критическому. Также главной достопримечательностью станет большая маска, которую пробить будет нелегко. Так что выходить с укрытия нужно справа. При наведении противником, стоит начать немного пританцовывать. Но лучше избегать атаки лоб в лоб, ведь танк для этого не рассчитан.
Орудие
На базе СУ-152 расположено 152 мм орудие МЛ-20, которая является главной силой, от которой не укроется даже хорошо защищенные танки. Главной задачей в бою будет либо посиделки в кустах или же идти во второй линии. Лучшей тактикой для СУ-152 будет прорыв и нападение. Ведь этот танк наносит колоссальные уроны противнику. Но минусом 152 мм орудия – долгая перезарядка, ведь тогда танк становится легкой мишенью. В зависимости от тактики, есть вероятность применять разное орудие.
122 мм Д-25С
Данный вид можно отнести к топовым. В Д-25С хороший показатель урона и скорострельность при неплохой точности. Лучше всего использовать бронебойные снаряды из-за их большого урона. Это будет лучшим выбором для поддержки атаки.
152 мм МЛ-20
Орудие МЛ-20 обладает огромным уроном и способна поразить даже таких мастеров, как Тигр, КВ и остальных. Не забывайте перед тем как выстрелить хорошенько прицелится, ведь перезарядка требует большого времени. Еще одним минусом данного орудия неточность. 152мм МЛ-20 эффективен на дальних или средних дистанциях. На ближних боях тактика близка к провалу.
Краткая характеристика
К экипажу относятся командир, наводчик, водитель-механик и два заряжающих. Масса танка 45 тонн, прочность – 870 НР. Поворачивается со скоростью 20 градусов в секунду и максимальная скорость 43 км/час, а также имеет мощность 500 лошадиных сил.
Оборудование
В каждом танке есть дополнительное оборудование, которое дадут небольшое преимущество в битве. К СУ-152 относятся досылатель, который сократит время для перезарядки, стереотруба, которая подсвечивает врагов.
Вывод
В среднем танк тяжелый и долго перезаряжается, но один выстрел может очень помочь команде и даже принести победу. Как и в любых боях при правильном командном ведении боя СУ-152 станет незаменимым на поле, но также может стать и слабым звеном.
< Назад Вперед >
Слон
Описание конструкции
Самоходная установка СУ-152 имела компоновку, подобную остальным советским САУ военного периода (исключение – СУ-76). Машина была выполнена на базе танка КВ-1С, имела полностью бронированный корпус и была оснащена 152-мм гаубицей. Экипаж самоходки состоял из пяти человек.
Броневая рубка располагалась в передней части корпуса, она совмещала в себе боевое отделение и отделение управления. В рубке находились места членов экипажа, весь боезапас и орудие. В кормовой части машины располагался двигатель и трансмиссия.
В рубке три члена экипажа находились слева от орудия: механик-водитель, наводчик и заряжающий. Места еще двух членов экипажа, командира и замкового, располагались справа от пушки. В рубке самоходки находился один из топливных баков машины, что значительно уменьшало шансы экипажа выбраться живыми из машины при ее подбитии.
Корпус и рубка САУ сваривались из броневых катаных плит. Броневая защита машины была дифференцированной (толщина брони от 20 до 75 мм), противоснарядной, корпус имел рациональные углы наклона.
Рубка и кормовое отделение разделяла перегородка. Для посадки и высадки членов экипажа на крыше боевой рубки находился круглый люк, еще один двустворчатый люк располагался на стыке крыши рубки и ее задней стенки. Еще один круглый люк на крыше предназначался для вывода наружу оборудования машины (удлинитель панорамного прицела), но в экстремальных случаях и через него возможна была эвакуация экипажа САУ. Еще один люк для аварийного покидания машины находился в днище.
Основным оружием СУ-152 являлась 152-мм нарезная гаубица МЛ-20С образца 1937 года. Пушка, установленная на самоходке, мало чем отличалась от буксируемого варианта. Маховики вертикальной и горизонтальной наводки были перенесены на левую сторону орудия (у буксируемого варианта пушки они находятся по обе стороны), чтобы обеспечить большее удобство работы экипажа.
Углы вертикального наведения составляли от −5 до +18°, горизонтального — 12°.
Прямой наводкой СУ-152 могла стрелять на дистанцию 3,8 км, максимальная дальность стрельбы – 13 км. Заряжание раздельно-гильзовое, боекомплект – 20 выстрелов.
Для обеспечения кругового обзора использовался перископ ПТК-4 и пять смотровых приборов на крыше рубки. Обзор механику-водителю обеспечивал смотровой прибор, защищенный броневой заслонкой.
СУ-152 оснащалась дизельным двигателем В-2К с мощностью 600 л. с. Ходовая часть самоходной установки была полностью идентична танку КВ-1С. Трансмиссия СУ-152 – механическая с главным фрикционом сухого трения и четырехступенчатой коробкой передач.
Тактика применения САУ
СУ-14 с 203-мм гаубицей Б-4
Согласно современной концепции ведения боя основными областями применения самоходно-артиллерийских установок являются задачи мобильной поддержки артиллерийским огнём с закрытых огневых позиций частей и подразделений других родов войск и артиллерийское наступление. Благодаря высокой мобильности САУ способны сопровождать танки в ходе глубоких прорывов обороны противника, резко повышая боевые возможности прорвавшихся танковых и мотопехотных подразделений. Та же мобильность делает возможным внезапное нанесение по противнику артиллерийских ударов силами самоходной артиллерии самостоятельно без содействия иных родов войск. Для этого заранее методом полной подготовки рассчитываются все данные для стрельбы. САУ выдвигаются на огневую позицию, ведут огонь по противнику без пристрелки и иногда даже без корректировки, затем уходят с огневой позиции. Таким образом, когда противник определит местоположение огневой позиции и примет меры, будет поздно, — САУ там уже нет.
В случае прорыва вражеских танков и мотопехоты самоходки могут использоваться и как эффективное противотанковое средство. Для этого в их боекомплекте есть специальные типы снарядов, такие, как управляемый крылатый 152,4-мм артиллерийский снаряд «Краснополь». В последнее время САУ освоили новое для себя применение в роли «сверхтяжёлой противоснайперской винтовки», способной уничтожать вражеских снайперов в весьма трудных для поражения другими огневыми средствами условиях (например разрушать укрытия снайперов).
Вооружённые тактическими ядерными снарядами, одиночные САУ способны уничтожать крупные объекты, такие, как аэродромы, железнодорожные станции, форты (укреплённые населённые пункты) и скопления войск противника. При этом их снаряды практически не поддаются перехвату, в отличие от тактических ракет с ЯБЧ или самолётов с ядерными авиабомбами. Однако радиус возможных поражаемых целей и мощность ядерного взрыва артиллерийских боеприпасов существенно меньше, чем у авиабомб или тактических ракет.
Российская (советская) классификация самоходно-артиллерийских установок
САУ 2С35 «Коалиция-СВ».
По типу орудия САУ делятся на следующие классы:
- самоходные пушки
- самоходные гаубицы
- самоходные гаубицы-пушки
По боевой массе САУ делятся на следующие классы:
- лёгкие (до 20 тонн)
- средние (до 40 тонн)
- тяжелые (свыше 40 тонн)
По калибру орудия
Французская САУ «Цезарь» на военной базе Quartier Général-Sabatier в Лионе. 13 июня 2013 года
По калибру орудия САУ также делятся на:
- лёгкие (до 50 мм)
- средние (не более 122 мм)
- тяжелые (152 мм и более)
Начиная со Второй мировой войны практически все легковооружённые САУ — зенитные.
По компоновке
По расположению боевого отделения САУ делятся на следующие типы:
- с передним расположением боевого отделения
- со средним расположением боевого отделения
- с задним расположением боевого отделения
По броневой защите
По броневой защите боевого отделения САУ делятся на следующие типы:
- полностью бронированные (закрытого типа)
- частично бронированные
- полузакрытого типа — у этих САУ боевые рубки не имели крыши
- открытого типа — у этих САУ боевые рубки отсутствовали, орудия устанавливались непосредственно на платформе, а расчёт защищался только броневым щитом орудия.
По назначению
В послевоенные годы в СССР было проведено изучение и обобщение боевого опыта, на основании которого была произведена классификация самоходных артиллерийских орудий. В зависимости от назначения они подразделялись на следующие группы:
- противотанковые САУ (истребители танков) — предназначались для борьбы с танками противника и его противотанковыми средствами при сопровождении своих войск.
- штурмовые самоходные орудия (истребители ДОТов) — использовались для разрушения прямой наводкой прочных долговременных сооружений на переднем крае обороны противника (например советские СУ-152/ИСУ-152 довольно часто использовались в качестве противоДОТных орудий)
- самоходные артиллерийские установки сопровождения (самоходные гаубицы) — сопровождали огнём стрелковые и моторизованные части и соединения, выполняя задачи поражения живой силы и огневых средств противника, а также борьбы со средними и лёгкими танками. (СУ-122 и СУ-152/ИСУ-152 как раз были предназначены именно для такого боевого применения. Но были эффективны и против тяжёлых танков. Так СУ-152/ИСУ-152 уничтожала танки «Тигр» и фугасными снарядами.)
- зенитные самоходные установки — служили для прикрытия войск от атак с воздуха на марше и в ходе наступления.
- специальные самоходные установки — к ним относились миномётные и реактивные установки, а также полевые ракетные пусковые установки на самоходной базе.
Компоновка САУ
СУ-5
Наиболее распространённые в настоящее время самоходные гаубицы, как правило, строятся либо на базе лёгких многоцелевых легкобронированных гусеничных машин, либо на базе танковых шасси. Однако и в том, и в другом случае компоновка узлов и агрегатов практически одинакова. В отличие от танка, башенная установка орудия располагается не в средней, а в задней части бронекорпуса машины для более удобной подачи боеприпасов с грунта. Соответственно моторно-трансмиссионная группа располагается в средней и/или передней части бронекорпуса. Из-за расположения трансмиссии в носовой части машины ведущими являются передние колёса (у современных танков, как правило, наоборот — ведущие колеса располагаются сзади). Рабочее место механика-водителя (отделение управления) находится рядом с коробкой передач по центру или левому борту машины, двигатель располагается между отделением управления и боевым отделением.
В боевом отделении находится расчёт орудия, возимый боезапас, подсистемы устройства и наведения орудия.
Артиллерийская ЗСУ (зенитная самоходная установка) по своим компоновочным решениям довольно разнообразны: для них может использоваться как описанный выше вариант компоновочной схемы самоходной гаубицы, так и размещение узлов и агрегатов по танковому образцу. Последнее характерно для советских артиллерийских ЗСУ (яркий пример ЗСУ «Шилка»). Иногда ЗСУ представляет собой танк, у которого штатная башня заменена на специальную со скорострельными орудиями ПВО и соответствующими системами наведения. В последнем случае это уже не ЗСУ а полноценный танк ПВО. В некоторых случаях такой танк может быть использован и в качестве БМПТ. (Многие современные ЗСУ, как например российские «Тунгуска» и «Панцирь», — ракетно-артиллерийские.)
Существуют конструкции на тяжёлых автомобильных шасси, например, чешская 152-мм самоходная пушка-гаубица vz.77 «Дана» на шасси автомобиля Tatra-815 с колёсной формулой 8×8.
Подготовка СССР к войне
Несмотря на то, что между Советским Союзом и Германией был заключен пакт о ненападении, Иосиф Сталин догадывался, что в скором времени его государство будет втянуто в войну.
В связи с этим СССР еще в 1938 г. начал разрабатывать 5-летний план подготовки к будущему глобальному противостоянию.
Иосиф Сталин
В Советском Союзе активно строились военные заводы, железные дороги, тепло- и гидроэлектростанции. Страна взяла курс на масштабную милитаризацию.
Фабрики, выпускающие ту или иную продукцию, могли в течение нескольких часов перестроиться на производство военного оборудования или боеприпасов. Также в советских республиках усиленно добывалась нефть и разрабатывались шахты по добыче угля и полезных ископаемых.
В скором времени в стране появились усовершенствованные виды оружия и военной техники. Некоторые специалисты трудились на заводах практически без выходных.
Каждый советский гражданин должен был иметь специальное образование. За малейшее нарушение дисциплины человек мог получить серьезный выговор или понести более серьезную ответственность.
В начале 1941 г. обычные рабочие трудились по 11-12 часов в день, вместо положенных 8 часов. Однако советскому руководству так и не удалось в полной мере реализовать свои планы.
21 июня 1941 г. Сталин приказал мобилизовать все виды войск, но его распоряжение оказалось запоздалым, так как уже на следующий день немецко-фашистские войска вероломно вторглись в СССР.
История создания САУ ИСУ-122
Самоходная артиллерийская установка ИСУ-122 («объект 242»), оружие с первого взгляда несколько парадоксальное. Созданная на базе тяжелого танка ИС-2, она ни чем не превосходила оригинал, а по бронированию, так и вовсе ему уступала. Зачем же было создавать эту странную самоходку, казалось, устроенную не по обычным законам военного дела, а вопреки им? На самом деле, причины были довольно прозаичны.
В 1943 году с появлением на фронте немецких тяжелых танков Pz VI «Тигр» резко возросла потребность в мобильных тяжелых артиллерийских системах, способных эффективно бороться с ними. Очень успешно с этой задачей справлялись самоходные артустановки ИСУ-152 «Зверобой» («объект 241») вооруженные 152-мм пушкой-гаубицей МЛ-20С. Однако всего через 4 месяца с начала выпуска ИСУ-152 (апрель 1944 г.) выпуск бронекорпусов значительно превысил выпуск орудий для них предназначенных, а потребности фронта в тяжелых «самоходах» снижаться ещё и не думала.
Тогда и нашелся весьма неплохой выход из ситуации — используемые в качестве полевых орудий, и 152-мм пушка-гаубица МЛ-20С и 122-мм пушка А-19, устанавливались на один и тот же лафет 52-Л-504А, да и габариты имели примерно похожие. Вот и решили — избыток корпусов от ИСУ-152 приспособить под пушку А-19. Получившаяся в результате машина получила обозначение ИСУ-122 (не путать с СУ-122, по сути, самоходной гаубицей). Внешне её легко можно отличить от предшественника по характерному длинному стволу.
Чертеж САУ ИСУ-122
А-19 в танковом варианте называлась Д-25Т и отличалась заменой поршневого затвора на клиновый полуавтоматический, что позволило значительно повысить скорость стрельбы (2-4 выстрела в минуту). Однако до середины 1944 года Д-25 доставались только танкам, в то время как САУ довольствовались медлительным (1-2 выстрела в минуту) исходным орудием. Только со второй половины 1944 года, ИСУ-122 получила свою Д-25 (Д-25С) и не только сравнялась, но и превзошла по скорострельности танки — добиться этого удалось за счет включения в экипаж дополнительного заряжающего.
Модернизированная версия САУ имела индекс ИСУ-122С («объект 249») и внешне довольно заметно отличалась от серийной ИСУ-122: орудие оснастили дульным тормозом, а броневая маска пушки стала более компактной. Последнее стало возможным благодаря меньшим размерам противооткатных устройств у Д-25С по сравнению с А-19, это же обстоятельство позволило несколько увеличить угол горизонтальной наводки орудия.
После окончания войны производство ИСУ-122 было прекращено. Оставшиеся в строю ИСУ-122 прослужили до начала 1960-х г., и даже прошли капитальный ремонт в 1958 году. Тогда же на них были заменены радиостанция, переговорное устройство, а также смонтирован прибор ночного видения.
Вскоре ИСУ-122 начали массово выводиться из строевых частей и частично пошли на слом, частично были переоборудованы в тягачи, машины обеспечения ракетных комплексов, и даже сугубо гражданские вездеходы.
ИСУ-122С и её экипаж
Первые самоходки “Зверобои” ИСУ-152
Осколочно-фугасная граната ОФ-540 массой 43,56кг по выходе из ствола ИСУ-152 имела скорость 655 м/с и при установке взрывателя на осколочное действие наносила поражение осколками на 40м по фронту и на 8м в глубину. Бронебойно-трассирующий снаряд БР-540 при выходе из ствола с начальной скоростью 600 м/с пробивал на дистанции до 1500м лобовую броню всех танков Вермахта. При попадании в башню он срывал ее с погона. Вследствие своей очень большой массы в 48,8кг (для сравнения: 85-мм бронебойный снаряд имел массу 9,2кг) даже при непробивании сильнобронированной цели (например, штурмового орудия «Фердинанд») он гарантированно выводил ее из строя из-за поломок узлов и механизмов вследствие сотрясения и поражения экипажа за счет многочисленных внутренних отколов брони. Неплохие результаты давал обстрел вражеской техники фугасными и бетонобойными снарядами. При использовании бетонобойного снаряда Г-530 по прямому назначению он пробивал железобетонную стену толщиной около 1м. Впрочем, на Курской дуге разрушать долговременные огневые точки противника новым САУ не пришлось, а вот по немецким танкам они постреляли немало, и вполне успешно. Так, майор Санковский на своей ИСУ-152 подбил 10 танков за один день. 8 июля 1943 года полк ИСУ-152 обстрелял атакующие «фердинанды» 653-го дивизиона, подбив при этом четыре вражеские машины. Именно тогда солдаты стали называть тяжелые артсамоходы «Зверобоями».
Самоходная установка ИСУ-152 во дворе Челябинского Кировского завода. Весна 1944 года
О силовом агрегате
На танк установлен четырехтактный V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2 ИС, мощность которого составляет 520 лошадиных сил. Для его запуска предусмотрен сжатый воздух, который содержится в специальных резервуарах боевого отделения, инерционный стартер, имеющий ручной и электрический приводы. В качестве последнего используется вспомогательный электрический двигатель 0,88 кВт. Дизельный агрегат содержит топливный насос НК-1, для которого предусмотрен всережимный регулятор РНК-1 и корректор подачи горючего. Поступающий из резервуаров в двигатель воздух, очищается фильтром «Мультициклон». Чтобы в холодную пору года с запуском силового агрегата не возникало проблем, моторно-трансмиссионное отделение оборудовали подогревающими устройствами. Также ими подогревалось и боевое отделение. «Зверобой» с тремя топливными баками. Местом расположения двух стало боевое отделение, третьего – моторно-трансмиссионное. Кроме того, на самоходке есть еще четыре наружных дополнительных топливных бака, не подсоединенных к общей топливной системе.
Боекомплект
Из основного орудия можно было осуществить 21 выстрел. По сравнению с боекомплектом для МЛ-20, ассортимент снарядов, буксируемый для МЛ-20С разнообразнее. Стрельба из САУ «Зверобой» велась:
- Бронебойно-трассирующим остроголовым сгарядом 53-БР-540. Весил он почти 49 кг. Обладал начальной скоростью 600 м/с.
- Осколочно-фугасным пушечным снарядом 53-БР-540. Масса 43,56 кг. В секунду снаряд преодолевал расстояние в 655 м.
Также вместо острологового бронебойно-трассирующего могли использовать тупоголовый 53-БР-54ОБ, содержащий баллистический наконечник. Железобетонные ДОТы разрушались посредством бетонобойного пушечного снаряда 53-Г-545. Боекомплект зенитного пулемета ДШК представлен 250 патронами. Для самозащиты экипажу артиллерийской установки прилагались диски для ППС и ППШ в количестве 21 шт.
История
Разработана конструкторским бюро опытного завода № 100 в 1945 году под руководством Жозефа Яковлевича Котина, главного конструктора отечественных тяжёлых танков и САУ того времени. В отличие от других опытных самоходок, ИСУ-152-1 и ИСУ-152-2, которые были всего лишь нестандартно перевооружёнными серийными машинами, ИСУ-152 обр. 1945 г. была совершенно новой конструкцией. Принятие на вооружение тяжёлого танка ИС-3 поставило перед конструкторами опытного завода № 100 задачу о создании соответствующей САУ на его базе. Поскольку ИС-3 являлся кардинально переработанным ИС-2 с точки зрения бронезащиты, САУ на его базе также проектировалась как аналог серийных ИСУ-152 на базе ИС-2 с улучшенным бронированием.
Усиление защиты было достигнуто как путём увеличения толщины бронирования, так и размещения его под более выгодными углами для противодействия бронебойному действию снарядов. Разработчики бронекорпуса успешно справились с поставленной задачей: лоб установки представлял собой сплошную катаную бронеплиту толщиной 120 мм, наклонённую под углом 50° к вертикали. Для сравнения, у серийной ИСУ-152 лобовые бронедетали имели толщину 90 мм и угол наклона 30° к вертикали. Бронирование маски пушки довели до 160 мм, а вместе с бронекожухом противооткатных устройств суммарная максимальная толщина бронировки орудия достигала 320 мм. За счёт перекомпоновки боевого отделения общая масса САУ возросла всего лишь на 1,3 тонны по сравнению с серийной ИСУ-152. Для тяжёлой САУ ИСУ-152 образца 1945 года имела рекордно низкую общую высоту машины — 2240 мм. Среди всех опытных и серийных советских САУ времён Великой Отечественной войны ИСУ-152 образца 1945 года была самой защищённой от огня противника. Её лобовому бронированию было по силам выдержать огонь даже мощнейшей германской противотанковой пушки Pak 43.
Конструкторское бюро Фёдора Фёдоровича Петрова для новой САУ разработало новую модификацию гаубицы-пушки МЛ-20СМ, идея создания которой выдвигалась ещё в 1943 году. Наиболее важным её отличием от серийных МЛ-20С было отсутствие дульного тормоза, который делал невозможным стрельбу из орудия при наличии десанта на броне самоходки.
Однако стремление получить максимальную защищённость при фиксированных габаритах и массе обернулось вполне ожидаемым недостатком — стеснённостью в боевом отделении самоходки. Отказ от дульного тормоза в конструкции орудия привёл к увеличению его длины отката до 900 мм, а выгодные углы наклона лобового бронирования потребовали перенести рабочее место механика-водителя в левую верхнюю часть боевого отделения. Проведённые полигонные испытания показали, что такое его расположение приводит к уменьшению просматриваемого пространства и повышенной утомляемости механика-водителя из-за больших амплитуд колебаний бронекорпуса при движении САУ по неровной поверхности. Как результат, ИСУ-152 образца 1945 года не принималась на вооружение РККА и серийно не производилась. Единственный выпущенный опытный образец этой самоходки в настоящее время экспонируется в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.