Су-57 — истребитель, меняющий реальность

Су-57 или тайна за семью печатями

Совершивший свой первый демонстрационный 45-минутный полёт 10 лет назад Су-57 до сих пор, во многом, остаётся загадкой, так как точная информация о нём строго засекречена. Тем не менее в 2019 г. Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) уже начала производство новейшей боевой машины для комплектации строевых полков ВВС России. Соответствующий контракт на поставку 76 единиц был подписан в мае 2019 г.

Возможности, заложенные в новое детище Сухого, восхищают всех более или менее причастных к авиационной тематике. Причём машина получила высокую оценку не только в России, но и за рубежом.

Однако все перспективные возможности самолёта, а также уже освещённые нашим еженедельником замечательные характеристики этого аппарата не дают ответа на вопрос, почему именно сейчас США решили обратить внимание на особую угрозу, которую, с точки зрения Пентагона, несёт им наша крылатая техника. Скорее всего, паническая атака у звёздно-полосатых генералов связана сразу с двумя факторами — с возможной скорой установкой «изделия 30» на Су-57, а также возможной продажей нового российского «зверя» Алжиру (информация приводится рядом зарубежных изданий)

Скорее всего, паническая атака у звёздно-полосатых генералов связана сразу с двумя факторами — с возможной скорой установкой «изделия 30» на Су-57, а также возможной продажей нового российского «зверя» Алжиру (информация приводится рядом зарубежных изданий).

mil.ru
Многоцелевой ударный истребитель Су-57, предназначенный для достижения господства в воздухе.

Разновидности камня

С точки зрения химика, минерал не что иное, как силикат. Это не просто один самоцвет, а целая группа каменьев, которые могут отличаться по цветам. Синих гранатов в природе не бывает, а остальные оттенки обеспечивает присутствие в их составе ионов хрома, железа, марганца и магния, а еще кальция и титана. Независимо от окраски, все гранаты обладают твердостью. При раскалывании они распадаются на осколки с острыми гранями. Минерал отличается также химической стойкостью.

Цветовые оттенки

В природе существует желтый гранат, который пользуется особым спросом. Также бывают камни красного цвета различной интенсивности. Кроме того, немало этих камней в зеленой цветовой гамме.

Разновидности камня гранат:

  • Альмандин. Его окрас обеспечивает присутствие железа вместе с алюминием. Металлы придают камню красный цвет с лиловым или же пурпурным оттенком.
  • Гроссуляр. Эта разновидность граната окрашена в желтовато-зеленый цвет. Его придают самоцвету ионы кальция вместе с алюминием. Свое имя самоцвет получил от grossularia, что в переводе с латыни обозначает крыжовник. Именно такой оттенок у гроссуляра.
  • Гессонит. Одна из разновидностей гроссуляра, но за счет большого количества железа минерал может иметь медовый, оранжевый или красно-оранжевый отлив.
  • Цаворит. По цвету этот камень очень похож на изумруд, он такой же ярко-зеленый. Это еще одна модификация гроссуляра.
  • Демандоид. Этот минерал входит в число драгоценных камней, поскольку встречается в природе довольно редко. Его насыщенный зеленый цвет обуславливает высокая концентрация хрома.
  • Пироп. Такой самоцвет получил имя от греческого слова «огнеподобный». Он и, вправду, напоминает огонь своим густым красным цветом, порой с лиловым или фиолетовым оттенком.
  • Родолит. Красивый гранат, по цвету смесь фиолетового и розового цветов. Это одна из модификаций пиропа. В составе преобладает железо и магний.

«Дальность и боевая производительность»

Разработка Су-57 стартовала в начале 2000-х годов. Минобороны поставило перед ОКБ Сухого задачу создать многоцелевой боевой самолёт нового поколения. Проект получил название «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА) и заводской шифр Т-50. В августе 2017 года командование ВКС присвоило машине обозначение Су-57.

Первый полёт этот уникальный самолёт совершил 29 января 2010 года, поднявшись в воздух с аэродрома в Комсомольске-на–Амуре. В общей сложности было изготовлено 11 опытных образцов для проведения испытаний планера, бортового радиоэлектронного оборудования, двигателей и вооружения. В 2018 году несколько истребителей были переброшены в Сирию, где состоялось их боевое крещение. 

  • Истребитель на аэродроме Хмеймим в Сирии
  • РИА Новости

Как утверждает ОКБ Сухого, Су-57 является единственным в мире самолётом, который полностью соответствует всем требованиям пятого поколения. Речь идёт о низком уровне радиолокационной заметности (за счёт замены металлов и сплавов на композитные материалы), высокой автоматизации процессов управления, способности получать целеуказание и данные от беспилотников, спутников и наземных станций.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев пояснил, что в России и в Соединённых Штатах по-разному определяют требования к самолётам пятого поколения. Однако большая часть тактико-технических и эксплуатационных характеристик машин совпадает: малая заметность, «плоская» геометрия корпуса, отсутствие вооружения на узлах подвески, возможность полёта на сверхзвуке в бесфорсажном режиме, который исключает перерасход топлива.

Генерал-майор, заслуженный лётчик РФ Владимир Попов заявил RT, что Су-57 в целом сопоставим с американскими аналогами (F-35 и F-22 Raptor), но по некоторым характеристикам превосходит их. По словам Попова, необходимо учитывать, что ПАК ФА создавался несколько позже. Это позволило должным образом проанализировать ошибки, допущенные заокеанскими конструкторами.

«Наши конструкторы однозначно улучшили такие показатели, как дальность и боевая производительность. А по манёвренности в воздушном бою, особенно в ближнем, Су-57 просто нет равных, так как машина сохраняет устойчивый полёт на больших углах атаки. Кроме того, Су-57 обошёл F-35 и F-22 по соотношению цены и качества. Это грубый подсчёт, но по эффективности отечественный истребитель превосходит американские образцы примерно на 15—20%», — рассказал Попов.

Также по теме

«На технологиях гиперзвука и лазерной энергии»: какое новейшее оружие получит российская армия в ближайшие годы

Армия и флот России в скором времени получат военные системы, не имеющие аналогов в мире. Об этом сообщил министр обороны РФ Сергей…

В Минобороны убеждены, что Су-57 оставил позади «раскрученные западные аналоги». В интервью «Красной звезде» начальник Главного управления вооружения ВС РФ генерал-лейтенант Анатолий Гуляев сообщил, что секрет успеха российского истребителя заключается в новейшем внутрифюзеляжном вооружении.

Серийные Су-57 будут обеспечены 14 новыми боеприпасами. Из открытых данных известно, что в арсенал самолёта войдут перспективная противокорабельная ракета с возможностью полёта на гиперзвуковой скорости, управляемая авиабомба КАБ-250, семейство модульных ракет малой дальности серии Х-38М, крылатая ракета Х-59МК2 и противорадиолокационная ракета Х-58УШК.

Огромное значение для боевой эффективности имеет радиолокационная станция Н036 «Белка» с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) разработки АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» (г. Жуковский). Большая часть характеристик этого изделия засекречена. В СМИ можно встретить информацию о том, что станция способна мониторить воздушное пространство на дальности около 400 км, сопровождать 60—62 объекта и наводить вооружение на 20 целей (16 воздушных и 4 наземных).

Создание

История создания боевой гранаты Ф-1 началась в 20-х годах прошлого века. К 1922 году Красная Армия была вооружена различными типами оборонительных гранат иностранного производства. Среди них находились надёжные английские гранаты Миллса и французские — F-1, отличавшиеся продуманной формой и сомнительным качеством запала, подрывавшим её сразу после удара, без выдержки времени замедления.

В 1925 г. Артиллерийское Управление РККА выявило критическую нехватку ручных оборонительных боеприпасов на своих складах и впервые задумалось о разработке и производстве совершенной гранаты с хорошей поражающей способностью и качественным взрывателем.

Запал гранаты

В результате, французскую F-1 оснастили запалом системы Ф.В. Ковешникова и в 1928 г., после нескольких испытаний и поправок, советская граната Ф-1 была принята на вооружение Красной Армии.  Военные быстро окрестили её «лимонкой».

На первоначальном этапе для производства «лимонки» корпусы заимствовались от иностранных F-1, но уже к 1930 году в СССР запустили собственное производство.

Начиная с 1939 года, в условиях повышающейся угрозы войны, значительно ускорилось развитие оборонной промышленности СССР. В это время советскими инженерами разрабатывались новые образцы военной техники, боеприпасов и усовершенствовались имеющиеся.

Модернизация не обошла стороной и Ф-1:

  • в 1939 году инженер Храмеев Ф.И. рационализировал корпус гранаты, убрав нижнее окно и заменил простой чугун, использовавшийся для его изготовления, на сталистый, чем повысил убойную силу боеприпаса;
  • в 1941 году конструкторы Вицени Е.М. и Бедняков А.А. преобразовали Ф-1, разработав более дешевый запал, понизивший время задержки взрыва с 6 секунд до 3,5 — 4,5. Он получил название УЗРГ (унифицированный запал к ручным гранатам), а в послевоенные годы он был еще раз улучшен.

С тех пор, гранаты Ф-1, в которых изменили принцип взрыва, широко применялись в различных военных кампаниях и несмотря на то, что они устарели, а в армию давно поставляются более современные ручные гранаты, «лимонки» и по сей день не исчезли из ее арсенала.

Технические характеристики истребителя Су-57

Параметры, приведенные ниже, частично являются предположительными (расчетными), так как точных данных в общем доступе нет.

Итак, основные характеристики Су-57:

  1. Длина – 19,7 м.
  2. Высота – 4,8 м.
  3. Размах крыла – 14 м.
  4. Колея шасси – 5 м.
  5. База шасси – 6 м.
  6. Масса пустого самолета – 18,5 т.
  7. Нормальная взлетная масса с полным топливным баком – 30,61 т.
  8. Максимальная взлетная масса – 37 т.
  9. Масса мотора – 1,35 т.
  10. Максимальная тяга – 880 (на «Тип 30» — порядка 11000) кгс.
  11. Тяга на форсаже – 15000 (на «Тип 30» — порядка 18000)кгс.

Летные характеристики Су-57:

  1. Предельная скорость – 2600 км/ч.
  2. Предельная бесфорсажная крейсерская скорость – 2100 км/ч.
  3. Практическая дальность с полным топливным баком: на дозвуковой скорости – 4300 км; на сверхзвуковой бесфорсажной скорости – 2000 км.
  4. Практический потолок – 20 км.
  5. Длина пробега/разбега – 350 м.

Су-57 и F-35 соотносятся примерно, как человек и шимпанзе

Подобно тому, как, например, человек и шимпанзе оба относятся к классу приматов (разница всего в две пары хромосом), так и российский и американский истребитель относятся к классу многофункциональных истребителей пятого поколения. Однако они предназначены для достижения принципиально разных задач и стоят на разных ступенях эволюции.

F-35 обладает функционалом F-16. Он более лёгкий, чем Су-57 и не имеет возможности отработать по тем же целям, что его российский собрат.

defense.gov
F-35.

Кроме того, F-35, опять-таки по американским источникам, пока не в состоянии поражать движущиеся цели (!). Об этом пишет Валери Инсинна в своём материале «Here’s how the Air Force is fixing the F-35’s moving target problem», вышедшем в 2017 г. в издательстве «Defense News».

defensenews.com
Статья Валери Инсинны в «Defense News».

Для исправления этой ситуации Пентагон намерен доработать корректируемую авиабомбу с лазерным целеуказанием StormBreaker Small Diameter Bomb II GBU-53. И хотя статья Инсинны появилась уже три года назад, ещё на конец 2019-го GBU-53 была только концептуально анонсирована. Напомню, что речь идёт о вооружении для самолёта, серийно выпускающегося с 2015 года.

В то же время наш Су-57 даже с точки зрения американских аналитиков способен нести новейшую гиперзвуковую ракету «Кинжал» (о чём, в том числе, пишет и Марк Эпископос). Кроме того, под него разработан целый арсенал ракет, делающих российского бойца воистину универсальным средством достижения господства не только в воздухе, но и над контролируемой им земной поверхностью. Причём всё это за весьма невысокую цену.

В общем, как водится, столь милый сердцам многих зрителей Голливуд всё-таки гораздо больше соответствует реальным возможностям США, чем ОПК — Америке проще создавать видимость результата, чем добиваться действительно новых открытий и разработки революционных военных  технологий. Для такой «неблагодарной» работы есть другие страны — например, Россия.

F-35 недоделанный за много лет в деле

Тема про недостатки F-35 стала уже настолько известной, что нет даже надобности повторять многочисленные анализы военных экспертов. Достаточно сказать, что F-35 на сегодня совершенно официально имеет более 250 замечаний, которые будут выдвинуты комиссией Конгресса США по поводу серийного борта, то есть — того, который в данное время летает.

Американский самолет F-35

Изначально он замысливался как совершенно универсальный «солдат», как машина, которая способна выполнять истребительную работу и параллельно — ударную — при помощи своего ракетного и другого вооружения поражать объекты на поверхности. И так далее.

Конструкция: общие сведения

С появлением первых упоминаний о Су-57 характеристики и фото этого самолета стали интересовать всех. Но если фото доступны любому желающему, то технические параметры пока что не разглашаются. Львиная доля информации о технических характеристиках Су-57 является засекреченной. Широким массам доступны лишь приблизительные данные, которых, в принципе, для простых обывателей более чем достаточно.

Предполагается, что размах крыла и длина корпуса у Су-57 немного больше, нежели у американского F-22, однако меньше, чем у предшествующего ему Су-27. По массе новый истребитель, как и Су-27, скорее всего, относится к тяжелым истребителям. Вот что точно известно, так это его принадлежность к тому самому 5-му поколению, отличительными чертами которого являются малозаметность, сверхзвуковая крейсерская скорость, способность к маневрам с большой перегрузкой, многофункциональность и наличие передовой электроники. Теперь разберем характеристики самолета Су-57 подробнее.

Преимущества и компетенции

Больше возможностей по сдерживанию

До недавнего времени недостатком Су-57 было отсутствие двигателя нового поколения («изделие 30»). Опытные образцы ПАК ФА оснащались силовым агрегатом «первого этапа» АЛ-41Ф-1 («изделие 117»). Этот турбореактивный двухконтурный двигатель с управляемым вектором тяги выпускается для истребителя поколения 4++ Су-35С.

Су-57 впервые поднялся в воздух с двигателем «второго этапа» в декабре 2017 года. «Изделие 30» призвано обеспечить возможность длительного полёта на сверхзвуковой скорости в крейсерском (бесфорсажном) режиме. Предположительно, скорость истребителя с новой силовой установкой составит 1300—1800 км/ч, максимальная — 2600 км/ч. В настоящее время продолжаются заводские испытания этого уникального агрегата.

  • Взлёт самолёта пятого поколения Су-57
  • РИА Новости

Как сообщил в интервью «Интерфаксу» в июле этого года вице-премьер Юрий Борисов, первые серийные истребители пятого поколения будут оснащены АЛ-41Ф-1. Однако в будущем Минобороны проведёт их ремоторизацию. Таким образом, все строевые Су-57 будут летать исключительно на новых двигателях.

Опрошенные RT эксперты сходятся во мнении, что ОКБ Сухого удалось выполнить поставленные Минобороны задачи. Вложения в проект Су-57 себя оправдали.

В беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский отметил, что с вводом в строй серийных Су-57 воздушно-космические силы РФ получат больше возможностей по сдерживанию вероятных оппонентов на важнейших стратегических направлениях.

«Страны — члены НАТО активно перевооружаются на поставляемый США F-35. С появлением Су-57 в составе ВКС можно однозначно говорить, что никакого преимущества американцы и их союзники по НАТО не получат», — подчеркнул Мураховский.

Испытания

В январе 2010 года самолет первый раз поднялся в небо. Сергей Богдан — заслуженный летчик-испытатель РФ, около 45 минут держал машину в воздухе. 14 марта следующего года в ходе очередных испытаний новый истребитель преодолел звуковой барьер. Данному достижению предшествовало порядка 40 испытательных полетов, после каждого из которых характеристики Су-57 улучшались.

В июле 2012 года в небо поднялся третий образец машины, оборудованный бортовой радиолокационной системой. К осени 2013 года опытные образцы Су-57 совершили более 400 полетов. В сентябре 2015 года было объявлено о начале завершающей стадии испытаний. В ноябре 2016 года в небо поднялся уже 7-й опытный образец истребителя. В последнем квартале 2017 года в небо должен подняться первый самолет Су-57 с мотором нового образца.

В июле 2017 года Юрий Слюсарь – президент ПАО «ОАК» (Объединенной авиастроительной компании) заявил, что начало передачи установочной партии истребителей Су-57 (12 экземпляров) запланировано на 2019 год. При этом все самолеты кроме двух будут оборудоваться моторами первого этапа. Месяцем позже Главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Бондарев сообщил, что первые серийные экземпляры нового самолета будут переданы ВВС уже в 2018 году.

Экспортная версия

Для поставки в Индию, а в перспективе возможно и в другие страны, была создана экспортная модификация самолета Су-57, получившая название FGFA. ОАК и индийская компания HAL подписали договор о совместном создании и производстве истребителя 5-го поколения. По условиям соглашения, индийская сторона будет заниматься разработкой бортового ПК, навигационной системы, системы самозащиты и информационных дисплеев. Все остальные работы на себя берет фирма «Сухой». Доля HAL в проекте оценивается минимум в 25%. Предположительно, версия истребителя, созданная совместными усилиями РФ и Индии, будет поставляться на экспорт. Конечно же, технические характеристики истребителя Су-57, созданного для продажи, будут отличаться от моделей, поступающих на вооружение РФ. Ориентировочная цена такого самолета составит 100 млн долларов США.

Примечания

  1. Грушин Б. На дальних и ближних подступах к созданию ВЦИОМа / Общественный разлом и рождение новой социологии: двадцать лет мониторинга. — М.: Новое издательство, 2008. — С. 18—22.
  2. Заславская Т. Как рождался ВЦИОМ / Общественный разлом и рождение новой социологии: двадцать лет мониторинга. — С. 11—17.
  3. Левада Ю. Ищем человека. Социологические очерки 2000—2005 годов. СС. 263—379.

Цена вопроса F-35

Тем не менее, F-35 все-таки никак не соответствует заявленным задачам, хотя бы потому, что крайне недоработан. Он просто не в состоянии обеспечивать летную боевую работу при бесконечных циклах ремонта. Кроме того, у него — крайне высокая цена. Крайне-крайне-крайне.

Да, это — действительно истребитель, способный выдерживать высокие скорости на уровне двух и даже выше. Эта машина реально несет тяжелое вооружение. Его бортовой интеллект позволяет очень многое, но имеет многие недоработки.

Допустим, у него нет кругового обзора, как у Су-57. У него есть мертвые углы в полусфере обзора на уровне бокового зрения пилота, боковые части кабины. Но главное — у него очень часто случаются сбои этой самой хваленой электроники.

При подаче команд возможны сбойные ситуации. Есть сбойные ситуации, связанные с использованием оборудования жизнеобеспечения пилота, то есть подача кислородной смеси. Есть проблемы с катапультой и многим другим.

Соединенные Штаты Америки, конечно, в состоянии максимально раздуть бюджет, а ВПК и военные малоотчетны в своих ресурсах и финансах. Тем не менее, даже для армии США — не просто излишне, а практически невозможно заменить все машины категории F-16 и так далее на новейшие F-35.

Поэтому получается, что эта машина, наверное, может служить только прототипом для разработки более совершенных и надежных самолетов в будущем.

Истребитель Су-57

Новые технологии

Главными достоинствами истребителя Су-57 компания-разработчик называет его сверхманёвренность и возможность длительное время вести крейсерский полёт на сверхзвуковой скорости. Кроме того, для взлёта и посадки самолёту требуются короткие расстояния, он малозаметен для радаров и в инфракрасных диапазонах. Этому также способствует особая геометрия корпуса, выполненного из специальных радиопоглощающих композитных материалов, вместе с использованием средств радиоэлектронной борьбы. Корпус машины может быть покрыт защитным или деформирующим камуфляжем, который искажает зрительное восприятие формы самолёта и затрудняет ведение воздушного боя для противника.

Машина также оснащена аппаратурой с высоким уровнем защиты от помех и многоканальными системами оружия.

  • Российский истребитель пятого поколения Су-57
  • РИА Новости

Благодаря этим нововведениям Су-57 может осуществлять скрытые манёвры на театре военных действий, утверждает разработчик.

Ещё одно важное достоинство истребителя — принципиально новый комплекс глубоко интегрированной авионики с открытой архитектурой. Благодаря высокому уровню автоматизации управления бортового оборудования лётчик может  концентрироваться на выполнении задач

Авионика Су-57 также позволяет обмениваться данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, внутри авиационной группы, так и выполнять задачи в автономном режиме.

Вооружение самолёта размещено в отсеках внутри фюзеляжа, а не на подкрыльных пилонах, как у истребителей прошлого поколения, что значительно повышает радиолокационную малозаметность. Это затрудняет получение противником точной информации о скорости самолёта и его положении в пространстве.

МЕТОДОЛОГИЯ «ВЦИОМ-Спутник»

«Эксплуатация F-35 небезопасна»

В конце апреля Defense News со ссылкой на заявление координационного центра Пентагона по программе F-35 сообщил, что максимально разрешённое время высокоскоростного полёта на этой машине сокращено. Причиной послужили упомянутые выше повреждения элементов хвостовых частей самолётов, возникающие на высоких скоростях.

Как отмечают журналисты, Минобороны США отказалось отправлять F-35 на доработку, решив вместо этого понизить его эксплуатационные характеристики.

Также по теме

«Придётся разрабатывать почти с нуля»: смогут ли европейские страны создать истребитель новейшего поколения

Франция и Германия подписали соглашение о разработке прототипа европейского истребителя новейшего поколения Future Combat Air System…

«Эксплуатация F-35 на сверхзвуке небезопасна для лётчиков из-за высокой вероятности механических повреждений. Однако, хочу подчеркнуть, что этот дефект был выявлен намного раньше (ещё когда создавался этот самолёт), но так и не был устранён», — отметил в интервью RT лётчик-инструктор, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолётах, майор ВКС Андрей Краснопёров. 

Игнорирование данной проблемы он объясняет спешкой оборонной промышленности США и Пентагона, вызванной стремлением продемонстрировать всему миру и России мощь и «абсолютное технологическое превосходство» американской авиации.

«Концепция F-35 предполагает полёт и выполнение боевых задач на сверхзвуке: обнаружение целей, перехват, нанесение ударов, быстрое возвращение к месту базирования целым и невредимым. Есть большие сомнения в том, что американский самолёт способен на это», — констатировал Краснопёров. 

Как полагает лётчик-инструктор, корректируя сейчас эксплуатационные параметры F-35, Минобороны США де-факто отказывается признавать и исправлять допущенные ранее ошибки. Такой подход не позволяет считать детище Lockheed Martin полноценным самолётом пятого поколения, делает вывод Краснопёров. 

Расстояние

Blue Origin расскажет, как купить билет на ее ракету ровно через 60 лет после первого полета американца в космос

Артиллерия размером с кулак. Топ 10 самых нестандартных ручных гранат

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector