Главные немецкие танки второй мировой войны
Содержание:
- Ходовая часть
- Физические и химические характеристики
- «Раш по центру»
- Самолет А-40 (Бе-42) «Альбатрос» — краткий обзор и характеристики
- Ракетные танки
- См. также
- 4 Хранение ножей
- Первые послевоенные танки
- Взрывчатые вещества, ручное противотанковое и зажигательное оружие
- Танк-победитель
- Что может сделать тактический топор??
- Ответ СССР
- Сравнение танкеток Германии и СССР
- Многобашенный СМК
- ПТРК «Корнет» (СССР-Россия)
- Береговые ракетные комплексы «Редут»
- Навигация
- Техника США
- Рейд Т-34 через Калинин
- Рейд Т-28 через Минск
- Почему материал называют «кирзой»?
Ходовая часть
Ходовая часть танка выполнена по семиопорной схеме с использованием гусеничных лент. Каждая лента снабжена двумя съемными уширителями, устанавливаемыми, соответственно, с внешней от танка стороны и с внутренней стороны. Уширители установлены с помощью болтового крепления в скобах (крайних связях) гусеницы. Со снятыми уширителями среднее удельное давление на грунт обеспечено в пределах 0,87-0,9 кг/см2, т.е. на уровне существующего на современных танках.
При установленных уширителях среднее удельное давление на грунт обеспечено в пределах 0,80-0,81 кг/см2, т.е. оптимального с позиций проходимости по грунтам с низкой несущей способностью. Габарит танка «f» по гусеницам с установленными на гусеницах уширителями превышает железнодорожный габарит, однако снятие внешних уширителей позволяет уменьшить габарит танка по гусеницам и осуществлять перевозку танка на железнодорожных платформах.
Применение съемных уширителей в гусеницах, позволяет при транспортировке танка снять с внешних сторон гусениц уширители, вывернув болты на внешних скобах, тем самым уложиться в железнодорожный габарит и обеспечить перевозку танков по железной дороге, а при необходимости вступить в бой сразу же после съезда с железнодорожной платформы. В то же время установка уширителей обеспечивает проходимость на грунтах с низкой несущей способностью.
Физические и химические характеристики
Если быть предельно кратким, то хелатами называются химические соединения, где роль образующей центр основы принадлежит положительно заряженному иону металла. Вокруг него группируются несколько анионов – отрицательно заряженных молекулярных «осколков» органических веществ (кислот, фенолов либо различных соединений иной природы).
В результате образуется комплекс с металлическим центром – ядром, окружённым снаружи целой «гирляндой» фенольных колец или кислотных анионов. Благодаря их наличию надёжно изолированный центральный ион металла хорошо защищён от необходимости дальнейшего реагирования – участия в химических реакциях. Соединение получается столь же прочным, сколь и легко мобильным.
Наиболее известными примерами хелатных комплексов являются природные пигменты:
- гем (с железом в составе гемоглобина);
- хлорофилл (пигмент «зелёной крови растений»);
- гемоцианин (на основе меди, придающий крови осьминогов иссиня-голубой цвет).
Важность железа для существования и поддержания жизни в природе невозможно переоценить. Несмотря на то что роль «первой скрипки» в жизни зелёных растений принадлежит магнию (являющемуся основой хлорофилла), железо имеет для их существования ценность ничуть не меньшую
Этот металл входит в состав веществ-катализаторов химических реакций – ферментов, благоприятствующих протеканию процесса фотосинтеза в зелёных «ладонях» растений.
Учитывая то, что именно с хлорофиллом связано протекание всех биохимических реакций в листьях (в результате которых солнечная энергия либо усваивается, либо запасается впрок), делается ясно, что без железа растение просто погибнет (не говоря уже о возможности продолжении рода в виде семян).
Из существенных физических свойств, ценных для растениеводов и присущих именно хелатному железу, стоит отметить:
- лёгкость как для растворения в воде, так и в плане усвоения растениями;
- высокую способность к проникновению через листья;
- значительную ценность вещества как транспортного средства (для перемещения органических соединений внутри растительного организма).
Кроме того, хелатное железо:
- не может быть «испорчено» микроорганизмами — оно ими просто не усваивается;
- нетоксично для человеческого тела в отличие от медного купороса и бордоской жидкости;
- совместимо как с удобрениями – минеральными комплексами, так и с ядохимикатами (при одновременном их применении).
Бесспорной ценностью является и то, что приготовить хелат железа своими руками столь же легко, как и купить его в магазине.
«Раш по центру»
Самолет А-40 (Бе-42) «Альбатрос» — краткий обзор и характеристики
Ракетные танки
1960-х годов военные чиновники решили, что на вооружении Красной Армии нужно принять какую-то боевую технику, которая бы справлялась с боевыми танками противника. Таким образом в 1968 году на базе среднего танка Т-62 был построен специальная башня, которая Имела в своем составе ракетную установку. Новый танк получил название ИТ-1.
ИТ-1 «Дракон»
Это название расшифровывается как истребитель танков. Серийное производство продолжалось с 1968 по 1970 год. Броня — этого механизма было представлено специальными с варёными картонными листами, она была очень прочной и устойчивой к атакам противником. Башня была представлена литым корпусом с установкой ПТУР. Кроме того были установлены также специальные дополнительные механизмы, которые ранее не использовались в советских танках, например приборы дневного и ночного видения а также стабилизатор наведения ракет и уникальный ночной прицел. Дальность попадания ракет составляла больше чем 3000 м.
Боевая масса такого механизма составляла 35 тонн, Экипаж входило 3 человека. Лоб башни был защищен броню, толщиной в 206 мм. Корпус защищала броня, толщина которой составляла более чем 100 мм. Новое оружие не стояла специальная установка ПТУР, под кодовым названием «Дракон», а также дополнительно пулемет с калибром пули 7,62 мм. Этот танк мог преодолевать достаточно большие расстояния с хорошей скоростью, например при скорости 50 км в час это боевая машина могла преодолеть расстояние до 600 км.
См. также
4 Хранение ножей
Недостаточно просто хорошо наточить
Важно правильно хранить инвентарь. Ножи нельзя оставлять грязными
Обязательно после использования их нужно протирать сухой или влажной тряпочкой. Бытует мнение, что их вообще нельзя мыть в воде. Только вытирать. Потому что вода, а особенно струя, тупит лезвие.
Желательно для каждого ножа иметь отдельный отсек, чтобы инструмент не соприкасался ни с чем. Когда хранят все в одном ящике, приборы соприкасаются друг с другом. Это может тупить или даже ломать режущую кромку. На лезвии появляются зазубрины. И вместо того чтобы при заточке отполировать нож, придется заново выводить кромку.
Чтобы избежать этого, можно заматывать прибор тряпкой или класть его в чехол. Сейчас большой ассортимент таких приспособлений на рынке, чтобы выбрать именно то, что подойдет вам.
Первые послевоенные танки
Англичане в годы войны начали проектировать универсальный танк, в дальнейшем названный «Центурионом». Внедряя всё лучшее, что было в танках разных типов, его постоянно модернизировали. «Центурион» выпускали с 1947 по 1962 г. Американцы улучшали свой тяжёлый танк М-26 «Першинг», появившийся в конце войны. Совершенствуя ходовую часть, меняя форму корпуса и башни, усиливая вооружение и мощность силовой установки, они довели эту конструкцию до совершенства. Так получился танк М-60 «Паттон», оснащённый 105-мм пушкой и защищённый 120-мм бронёй в лобовой части корпуса и 175-мм – в башне. Созданный в 1960 г. М-60 до сих пор состоит на вооружении ряда стран.
Вооружение «Центуриона» усилили: калибр пушки с 76 увеличили до 105 мм
Американский танк М-60 «Паттон» строился в 60-е гг. ХХ в.
Самым известным послевоенным танком стал советский Т-54. Благодаря улучшенному дизельному двигателю, установленному в корпусе танка не продольно, как прежде, а поперечно, удалось укоротить моторный отсек и сделать корпус ниже. Эти работы были выполнены ещё в конце войны на Т-44. Уменьшение размеров танка, улучшение ходовой части позволило увеличить толщину лобовой брони до 100 мм! Постепенно менялась и башня. На Т-54 она стала полусферической, а толщина в лобовой части достигла 200 мм! Т-54 получил и 100-мм пушку.
Вслед за Т-54 в СССР создали танк Т-55 с более мощным двигателем, увеличенным боекомплектом, системой автоматического пожаротушения и оснащённым приборами ночного видения. Последним танком данного семейства стал Т-62, вооружённый гладкоствольной 115-мм пушкой, что позволяло стрелять оперёнными бронебойными снарядами, вылетающими из ствола с огромной скоростью. Дальность прямого выстрела у Т-62 составляла 4 км.
Особенностью Т-55 была система противоатомной защиты
Взрывчатые вещества, ручное противотанковое и зажигательное оружие
Гранаты и гранатометы
Имя | Тип | Диаметр | Источник | Фото | Ноты |
---|---|---|---|---|---|
Граната образца 1914 года | Осколочная граната | 45мм | Российская империя | Ограниченное использование во время Второй мировой войны. | |
Граната F1 | Осколочная граната | 55 мм | Советский Союз | Широко выпускаемый гранатомет. По прозвищу «лимонка» (лимон). | |
RG-41 | Осколочная граната | 55 мм | Советский Союз | Радиус поражения 5 метров. | |
RG-42 | Осколочная граната | 54мм | Советский Союз | Произведен в 1942 году на замену комплекса РГД-33. Советские партизаны копировали его, когда находились в тылу врага. | |
Граната РГД-33 | Осколочная граната | 45мм, 54мм (с осколочной гильзой) | Советский Союз | Радиус поражения 10–15 метров. | |
РПГ-40 / РПГ-41 | Противотанковая граната | 20 см | Советский Союз | Эффективен против танков с броней до 20 мм. | |
РПГ-43 | Противотанковая граната | 95 мм | Советский Союз | Улучшенная версия РПГ-40. Эффективен против танков с броней до 75 мм. | |
РПГ-6 | Противотанковая граната | 103 мм | Советский Союз | Улучшенная версия РПГ-43. Эффективен против танков с броней до 100 мм. | |
Гранатомет Дьяконова | Гранатомет | 40,5 мм | Советский Союз | Приставка для гранатомета к винтовке Мосина-Нагана. Помимо основного осколочно-фугасного, было еще четыре варианта гранаты. |
Мины
Имя | Тип | Детонация | Источник | Фото | Ноты |
---|---|---|---|---|---|
Мина ТМ-35 | Противотанковая мина | Давление | Советский Союз | 2,8 кг тротила. | |
Мина ТМ-41 | Противотанковая мина | Давление | Советский Союз | 3,9 кг Amatol или TNT, короткий цилиндр, вся верхняя поверхность которого используется в качестве прижимной пластины. | |
Мина ТМ-44 | Противотанковая мина | Давление | Советский Союз | 5,4 кг мины Amatol, в целом похожей на более раннюю мину меньшего размера ТМ-41. | |
Мина ТМД-40 | Противотанковая мина | Давление | Советский Союз | 3,6 кг Аматол. | |
Мины ТМД-44 / ТМД-Б | Противотанковая мина | Давление | Советский Союз | 9–9,7 кг Amatol. |
Безоткатные ружья
Имя | Тип | Калибр | Источник | Фото | Ноты |
---|---|---|---|---|---|
76 К / DRP | Безоткатное ружье | 76мм | Советский Союз | Используется во время Зимней войны. Он был спроектирован Л.В. Курчевским в 1930 году и принят на вооружение в 1932 году. Его можно было устанавливать на грузовые автомобили ГАЗ-А, превратившись в самоходку СУ-4. |
Пехотные противотанковые ружья и ракетные установки
Имя | Тип | Калибр | Источник | Фото | Ноты |
---|---|---|---|---|---|
ПТРД-41 | Противотанковое ружье | 14,5 × 114 мм | Советский Союз | Однозарядный перезаряжаемый карабин. | |
ПТРС-41 | Противотанковое ружье | 14,5 × 114 мм | Советский Союз | Внутренний магазин на 5 патронов. | |
Базука M1 |
Безоткатная противотанковая ракетная установка | 60 мм | Соединенные Штаты | Однозарядная перезаряжаемая пусковая установка. 8 500 единиц было поставлено США в рамках программы ленд-лиза . | |
PIAT | Пусковая установка противотанковых снарядов | 83 мм | Соединенное Королевство | Однозарядная перезаряжаемая пусковая установка. 1000 штук поставлена Британской империей в рамках программы ленд-лиза. | |
Панцершрек | Противотанковая ракетная установка | 88мм | нацистская Германия | Однозарядная перезаряжаемая пусковая установка. Захвачен у немецких войск. | |
Панцерфауст | Противотанковое безоткатное орудие | 149мм | нацистская Германия | Одноразовая одноразовая пусковая установка. Некоторые из них были взяты в плен в 1944 году, а многие были взяты в плен в 1945 году при отступлении немецких солдат и фольксштурма . |
Огнеметы и противотанковые зажигалки
Имя | Тип | Источник | Фото | Ноты |
---|---|---|---|---|
ТУМАН-2 | Огнемет | Советский Союз | С 1941 года около 15000 были произведены и использованы во время Второй мировой войны. | |
РОКС-2 / РОКС-3 | Огнемет | Советский Союз | Выпускался с 1935–1945 гг. Также использовался во время советско-финской войны (1941–1944) . | |
коктейль Молотова | Самодельная зажигательная бутылка | Испания | Самодельные бутылки с зажигательной смесью, которые бросали в бронетехнику. Изобретен испанскими националистами во время гражданской войны в Испании. Впервые широко использовался финскими войсками против Советов во время Зимней войны. | |
Ампуломиот | Зажигательный противотанковый ампул- метатель | Советский Союз | 125-мм зажигательный сферический стеклянный снаряд. Его использование было ограничено в 1941 году, а к 1942 году оно устарело. | |
Метатель бутылок Цукермана | Зажигательная пусковая установка противотанковых баллончиков | Советский Союз | Насадка для винтовок Мосина-Нагана. Использовались специальные баллоны с зажигательными смесями. Бутылки были произведены в 1942 году, но стали устаревшими, когда войска Красной Армии были оснащены дополнительными противотанковыми орудиями и винтовками. |
Танк-победитель
После доработки Т-34-85 своей «живучестью» мог составить серьезную конкуренцию даже тяжелобронным, но неповоротливым немецким “Тиграм”. Обладая невероятной огневой мощью и толстой лобовой броней, “Тигры” не могли соревноваться с “тридцатьчетверками” по скорости и проходимости, вязли и тонули на сложных участках ландшафта. Они требовали автозаправщиков и специальных железнодорожных транспортов для перевозки. Танк “Пантера” при своих высоких технических характеристиках так же, как и “Тигр”, отличался капризностью в эксплуатации, был дорог в производстве.
В процессе войны “тридцатьчетверку” доработали, расширили отделение для экипажа, снабдили переговорными устройствами, установили еще более мощную пушку. Тяжелая броня с легкостью выдерживала попадание 37-миллиметрового орудия. А самое главное — советские танкисты освоили методы связи и взаимодействия танковых бригад на поле боя, научились использовать скорость, мощь и маневренность нового Т-34-85, наносили стремительные удары в тыл противника, уничтожая коммуникации и укрепления. Машина начала с блеском выполнять те задачи, для которых изначально предназначалась. Советская промышленность наладила поточный выпуск усовершенствованных, хорошо сбалансированных моделей
Особенно стоит отметить простоту конструкции и возможность быстрого дешевого ремонта, ведь для танка важно не только эффективно выполнять боевые задачи, но и быстро вернуться обратно в строй после повреждения или поломки
Что может сделать тактический топор??
Тактический топор выполняет широкий спектр функций и заданий. Некоторые из наиболее популярных применений тактического топора включают
- резка,
- любопытный,
- изнасилование,
- Охота / переработка и
- Пирсинг / резка.
резка
Возможно, самое основное использование тактического топора в качестве режущего инструмента. Вам не нужно рисковать далеко в пустыню, чтобы использовать свой топор для этой работы: тактические топоры позволяют легко резать дрова для камина или печи на вашем заднем дворе…
Однако в тактических сценариях или в сценариях выживания правый топор быстро справляется с упавшим деревом или деревом, которое все еще стоит, с его способностью рубить обильную растительность, включая стволы деревьев…
любопытный
Рычаг грузоподъемности тактического топора может помочь вам открыть любое количество предметов. От банок до канализационных решеток, ваш топор может вскрывать открытые предметы, которые застряли или запечатаны, особенно когда они необходимы для выживания. Также в поисково-спасательных ситуациях вы можете использовать тактический топор, чтобы открыть двери или окна и получить доступ к зданию..
изнасилование
Точно так же, тактический топор можно использовать для разрушения зданий, транспортных средств, укрытий и густой растительности…
Хотя его способность изнасиловать может помочь ему в самообороне, топор также может помочь ему спасти других, которые могут быть в опасности. Тактический топор может разбить стекло, чтобы помочь избежать горящего здания; Это также может быть важным инструментом в спасении транспортных средств.
Охота / Переработка
Универсальный дизайн тактического топора делает его эффективным инструментом для охоты. Немногие, если таковые имеются, другие инструменты столь же эффективны в игре на охоту и обработку, как и тактический топор. С тактическим топором нет необходимости приносить несколько инструментов для выполнения различных охотничьих заданий: вы можете использовать тот же инструмент для обработки игры, что и для сбивания с ног..
Это важно в ситуациях, связанных с дикой природой и выживанием, когда количество времени, затрачиваемого на сбор пищи, может означать разницу между жизнью и смертью…
Пирсинг / резка
Наконец, тактический топор способен выполнять самые деликатные работы эффективным и эффективным способом благодаря своей многогранной конструкции. Игра в снятия шкурки, нарезки материала и сверления или сверления различных предметов облегчается с помощью тактического топора. Тактический топор чрезвычайно полезен в сложных или точных задачах, требующих деликатной руки.
В целом, хотя большинство тактических осей могут выполнять каждую из этих задач в большей или меньшей степени, чем другие, вы должны выбрать инструмент, разработанный для удовлетворения ваших конкретных потребностей..
Зондирование, режущая кромка и длина рукоятки влияют на производительность топора в определенных областях и навыках, поэтому очень важно понимать конструкцию и конструкцию топора, который вы собираетесь приобрести.
Ответ СССР
Несмотря на появление многотонных монстров, средние танки оказались по-прежнему востребованы. Именно они выполняли роль рабочих лошадок, совершая дерзкие прорывы флангов, спешно перебрасывались на опасные участки фронта, уничтожая колонны противников на марше. Лучший танк Второй мировой войны Т-34 был именно средним, массой около 30 тонн, тонкой наклонной бронёй, пушкой среднего калибра и скоростью более 50 км/ч. Американцы классифицировали свой Першинг как тяжёлый, хотя по характеристикам он являлся средним. Разумеется, стоит упомянуть Вермахт, кинувший в 1943 году в бой Пантеру, ставшую одной из самых массовых и опасных немецких военных машин, благодаря сочетанию подвижности, брони и огневой мощи.
На протяжении многих лет между СССР и Германией шло своеобразное соперничество за создание наиболее совершенной машины. Немцы сделали ставку на технологии и характеристики, стараясь дать возможность уничтожить любого противника ещё издалека и выдержать любой ответный выстрел. Недостатками такого подхода оказались сложность и цена производства. Советские инженеры сделали ставку на технологичность и массовость, даже при создании легендарной тридцатьчетвёрки. Такой подход себя оправдывал во время кровопролитных танковых сражений, а позже, когда Германия начала испытывать дефицит ресурсов, советские танки окончательно победили.
https://youtube.com/watch?v=rIK5LoPSUCQ
Сравнение танкеток Германии и СССР
К «танкеткам» отнесем немецкие танки T-I и T-II и советские Т-26, Т-37, Т-38 . Для сравнения возьмем немецкий «пушечный» танк T-II и наш устаревший, снятый к началу войны с производства Т-26.
Хотя толщина брони танка T-II в 2 раза больше, чем у танка Т-26, он от этого не превратился в танк с противоснарядным бронированием. Пушка советского танка Т-26 типа 20К 45-мм калибра уверенно пробивала такую броню на дальности 1200 м, в то время как снаряд 20-мм пушки KwK-30 сохраняет необходимую пробиваемость только на дальности 300–500 м. Такое сочетание параметров брони и вооружения позволяло советскому танку при грамотном его использовании практически безнаказанно расстреливать немецкие танки, что подтверждалось в боях в Испании. Танк T-II был негодным и для выполнения основной задачи — уничтожения огневых средств и живой силы противника, поскольку снарядик 20-мм пушки был совершенно не эффективен для выполнения этой задачи. Для поражения цели требовалось прямое попадание, как от винтовочной пули. В то же время под нашу пушку был разработан «нормальный» осколочно-фугасный снаряд весом 1,4 кг. Таким снарядом поражались цели типа пулеметное гнездо, минометная батарея, бревенчатый блиндаж и др.
Многобашенный СМК
Первые тяжелые танки СССР получили имя убитого вождя ленинградских большевиков, Сергея Мироновича Кирова. На основе уже апробированной конструкции Т-35 было создано средство прорыва эшелонированных укреплений противника. Масса машины составила 55 тонн, она была вооружена двумя орудиями (калибра 76 и 45 мм), размещенными в индивидуальных башнях. Первоначальная схема предполагала пятибашенное оснащение, но вес зашкаливал, и ее упростили. СМК – самые необычные танки СССР. Фото их дают представление о том, что маневренность этих машин оставляет желать лучшего. Силуэт их увековечен на аверсе медали «За отвагу». В Великой Отечественной этой артиллерийской батарее на гусеничном ходу повоевать практически не пришлось, но опыт Финской кампании выявил общую конструктивную концептуальную порочность многобашенной схемы.
ПТРК «Корнет» (СССР-Россия)
Береговые ракетные комплексы «Редут»
Навигация
Техника США
|
|
|
|
Рейд Т-34 через Калинин
То, что не удалось сделать Дмитрию Малько и экипажу Т-28, удалось экипажу Т-34 под командованием Степана Горобца.
Т-34
Т-34 в 1941 году был новым танком, недавно поступившим на вооружение. Он обладал хорошей бронёй, но кроме того был надёжным и быстрым. Не случайно именно эта машина была впоследствии признана лучшим танком Второй Мировой.
В октябре 1941 немцы стремительно продвигались к Москве. Настолько стремительно, что информация о захвате ими тех или иных городов запаздывала, и с врагом неожиданно сталкивались части, считавшие, что они находятся в глубоком тылу. К 17 октября немцы уже заняли Калинин крупными силами, но командование, полагая, что в городе, в лучшем случае, авангард, направило туда танковый батальон под командованием Агибалова, поставив задачу выбить немцев из города и объединиться с частями, оборонявшимися на Московском шоссе.
Впереди движутся два Т-34, одним из которых командует Горобец. По дороге они настигают немецкую колонну и открывают огонь, но немцы отстреливаются из противотанковых орудий. Один из Т-34 подбит, но Горобец пробивается и уничтожает орудия, после чего в одиночку продолжает двигаться на Калинин. На танке выходит из строя рация и связь с батальоном пропадает. Тем временем отставший позади батальон атакует немецкая авиация. Несколько танков подбиты и Агибалов останавливает движение. Т-34 Горобца наступает на Калинин один, не зная об этом.
Двигаясь к Калинину, танкисты сначала уничтожают колонну мотоциклистов, а затем внезапно выезжают на немецкий аэродром. Здесь они уничтожают два самолёта и топливную цистерну. Немцы открывают по танку огонь из зениток, но не попадают. Т-34 выходит из боя и продолжает двигаться на Калинин. На въезде в город танкисты расстреливают немецких пехотинце и таранят несколько автомобилей. Ведя огонь на ходу, танк движется по улицам города, но в районе завода попадает под огонь противотанковой пушки. Немцы добиваются попадания, в танке возникает пожар, а пушку заклинивает. Но танкисты справляются с угрозой — пока остальной экипаж тушит пожар, механик-водитель давит немецкую пушку гусеницами.
Путь дальше оказывается нелёгок. Сначала танк проезжает по шаткому деревянному мосту, рискуя упасть в реку, затем танкистам приходится пробираться через противотанковые заграждения, вытаскивая из земли рельсы. Двигаясь через центр города, танкисты встречают немцев, которые, как и в Минске, поначалу ошибочно принимают Т-34 за свой или трофейный. Но несмотря на неисправную пушку, танкисты не пытаются пробраться через Калинин тихо. Колонну из встреченных грузовиков Т-34 давит и расстреливает из пулемётов. Видя впереди немецкий танк, Т-34 обходит его и таранит с борта. От удара двигатель глохнет, немцы окружают танк, но затем он всё-таки заводится. Выезжая на площадь Ленина, танк обстреливает здание, на котором вывешены немецкие флаги и продолжает движение к окраине города и Московскому шоссе.
Последним свершением танкистов стало уничтожение немецкой батареи, на которую они внезапно заехали с тыла. Раздавив орудия и окопы, танк, наконец, пробивается к советским позициям. Свои не сразу опознали Т-34 и открыли огонь по танку, но затем всё-таки разобрались. А командующий 30-й армией генерал Хоменко, узнав о приключениях танкистов, не дожидаясь решения о награждении, снял со своего кителя орден и отдал Горобцу.
Памятник легендарному экипажу Горобца в Твери
Рейд Т-28 через Минск
30-е годы были временем экспериментов в танкостроении. Одним из плодов этих экспериментов было появление многобашенных танков. Сначала такие машины появились на Западе. А затем и в СССР появились трёхбашенный Т-28 и пятибашенный Т-35. «Сухопутные линкоры», как тогда их называли, эффектно выглядели на парадах, но вскоре стало ясно, что для реальной войны они годятся плохо. Огромные размеры делали танки отличной мишенью, а броню из-за больших размеров нельзя было сделать толстой. Выпуск многобашенных танков был прекращён, но к началу войны часть танков всё ещё находилась на вооружении Красной Армии.
Т-28
Большая часть многобашенных танков была потеряна в самом начале войны, но с одним Т-28 связана поистине удивительная история. 26 августа старший сержант Дмитрий Иванович Малько вернулся в Минск, на склад, которым он заведовал. Здесь оставались 2 броневика и один танк Т-28, только что прошедший капитальный ремонт. В городе полным ходом шла эвакуация, прорвавшие фронт немецкие части уже подходили к Минску. У танка не было экипажа, поэтому его было положено подорвать, но Малько стало жалко танк, и он добился разрешения забрать его с собой. Усевшись на место механика-водителя, он двинулся с отступавшими советскими частями на восток. По дороге танк пришлось ремонтировать, и из-за этого, а также из-за нескольких других происшествий Малько опоздал. Оказалось, что двигаться дальше некуда — дорога на восток уже перерезана немцами. Но Малько всё равно не стал бросать танк. По дороге он встретил майора и 4 молодых солдат, которые и пополнили экипаж танка. Все вместе решили реализовать поистине безумную идею — вернуться назад и прорваться к своим через уже оккупированный немцами Минск. В брошенном военном городке пополнили запасы топлива и боеприпасов, а затем двинулись к Минску.
Был уже полдень 3 июля 1941 года, немцы уже несколько дней находились в городе. У них даже не возникло мыслей о том, что появившийся на дороге Т-28 — не какой-нибудь трофей, а танк с советскими танкистами. Возможно, двигаясь без шума, действительно можно было проехать через Минск и вернуться к своим на танке, но у танкистов были другие планы.
Первую цель экипаж Т-28 нашёл у ликёроводочного завода. Рядом с ним немцы сгружали в грузовик ящики со спиртным. Но попробовать его немцам не удалось — около 20 фашистов погибли под пулемётным огнём. Двинувшись дальше, танкисты увидели двигавшуюся навстречу колонну мотоциклистов. Вскоре вся она была раздавлена и расстреляна пулемётным огнём.
Но самое худшее ожидало фашистов в центре города. Доехав туда, танкисты увидели, что улица забита вражескими солдатами и техникой. Т-28 открыл шквальный огонь из всех башен. Немцы в панике разбегались, вражеские машины были объяты пламенем. Проехав дальше, танк расстрелял немецкую технику и солдат в парке. Снаряды почти закончились, но уже близко была окраина города, а позади танка остались сотни трупов фашистов.
Однако прорваться танкистам всё же не удалось. Уже на самой окраине Минска танк встретила противотанковая батарея. Несколько снарядов срикошетили от брони, но один-таки пробил её, попав в моторное отделение. Танк остановился, немцы открыли огонь из автоматов. Из шести человек экипажа трое погибли, один попал в плен к немцам, но двоим удалось спастись, в т. ч. и Дмитрию Ивановичу Малько. Более того, ему удалось перебраться через линию фронта и вернуться к своим. Он продолжил воевать на танке и встретил победу в звании старшего лейтенанта, заместителем командира танковой роты. Более подробно всю историю о Минском рейде, рассказанную героем от первого лица, можно прочитать тут.
Почему материал называют «кирзой»?
По одной из версий слово появилось от сокращения — Кировский завод. Считают, что именно там в годы войны велся массовый выпуск обуви. Кто-то предполагал, что к созданию материала приложил руку некий английский министр лорд Керзон, отсюда и пошло название.
Но на самом деле материал еще до революции именовали керза (в переводе с английского — тяжелое сукно). Позже “е” поменяли на “и” (народу так было привычнее). Активно производить изделия начали на предприятии “Искож” (находилось в Кировской области). Что касается Англии, там шерстяную ткань называли “керси” — в честь деревни, где держали особых овец для ее изготовления.