Самые большие танки в мире: тяжёлые и мощные машины времен ссср, современные разработки россии и других стран

Американский танк Т 29

Является экспериментальным тяжелым танком Соединенных Штатов, используемым во Вторую мировую. Проектировать данную модель начали в марте 1944 г. Задача этого американского танка (фото бронетехники представлено в статье) – оказывать сопротивление нацистским бронетанковым соединениям. После боевых действий в Нормандии стало очевидным, что США не располагает танками, способными противостоять немецким «Тиграм» и «Пантерам». Первое решение, которое приняло военное командование Соединенных Штатов, заключалось в том, чтобы переклассифицировать «Паршинг» в тяжелый. Одновременно создавалась линейка Т28, Т29 и Т30.

Было запланировано выпустить по два американских танка – Т29 и Т30. В качестве основного вооружения для первой модели предусматривалась 105-миллиметровая пушка Т5Е2, для второй – пушка Т7 калибра 155 мм. Американские конструкторы планировали начать серийный выпуск Т29 в 1944 году. Однако разработки затянулись, и появление первого прототипа американского тяжелого танка состоялось спустя два года после окончания войны. К тому времени потребности в такой бронетехнике уже не было. По этой причине на производство Т29 заказа так и не последовало.

В 1947 году американские конструкторы на базе Т29 собрали 8 прототипов. Для Т29Е1 и Е2 характерна измененная трансмиссия и наличие более мощных двигателей. В Т29Е3 используется доработанная башня и новая система управления орудиями. Вскоре на Т30 установили экспериментальную 120-миллиметровую пушку Т53. Новая модель в технической документации уже значилась как американский танк Т 34. Для бронетехники предусмотрено специальное буквенное обозначение. Литера «Т» указывает на то, что танк представляет собой опытную модель. Если же боевая единица производится серийно, то применяют литеру «М». Как утверждают специалисты, не имеется никаких данных о принятии на вооружение и серийном производстве 29-й модели американских танков.

Challenger II

Второй «Челленджер» стал последним (на нынешний момент) танком Великобритании, именно его выпуск прекратился 12 лет назад. Машину разрабатывали с учетом опыта эксплуатации первой модели «Челленджера» и других западных машин этого поколения.

Вооружен танк мощной пушкой L30A1 стандартного для танков НАТО калибра в 120 миллиметров. Правда, в отличие от орудий «Абрамса», «Леклерка», «Ариете» и других машин, L30A1 не гладкоствольная, а нарезная.

Фото: wikipedia.org

Что касается бронирования, то британские оружейники не пожалели сил, чтобы защитить «Челленджер 2» — это один из самых тяжелых и защищенных танков «западной» школы. Правда, на машине отсутствует комплекс активной защиты, но то же можно сказать о большинстве машин НАТО. Однако многослойная комбинированная броня держит снаряды, пробивающие больше метра стали (разумеется, это прикидки, точный состав брони засекречен).

Превосходное бронирование «Челленджеров» проявилось во время вторжения в Ирак в 2003 году: тогда британские танки не понесли никаких потерь от вражеского огня, хотя имели немало попаданий.

Несмотря на хорошие характеристики, военные Великобритании не сочли нужным заказывать дополнительные танки: крупных войн страна не ведет, а место бронированных машин в будущих конфликтах не всем ясно (в прошлом году велись разговоры о том, чтобы вовсе исключить танки из британской армии). Поэтому в настоящее время речь может идти разве что о модернизации до версии Challenger 2 LEP — это позволит машинам прослужить до 2035 года. Что потом — пока неясно.

Русский богатырь

Практически все ведущие мировые державы того времени начали разработку танков. Не осталась в стороне и Россия. Были сконструированы сразу две машины – одну из них создал мастер машиностроительного завода Пороховщиков, а вторая вышла из опытной лаборатории военного министерства, начальником которой являлся капитан Н. Н. Лебеденко. И если танк Пороховщикова, обладая несомненными достоинствами, все-таки оставался рядовой машиной, то детище Лебеденко вошло в военную историю как самый большой танк в мире.

Из-за своих габаритов и оригинальной формы танк имел несколько прозвищ: Мамонт, Мастодонт, Летучая мышь, Нетопырь, машина Лебеденко и, наконец, наиболее прижившееся – Царь-танк. Размеры этого бронированного чудовища действительно поражают воображение:

  • длина 17,8 м;
  • ширина 12 м;
  • высота 9 м;
  • масса 60 тонн.

В целом танк больше напоминал маленькую передвижную крепость, чем оружие, предназначенное для атаки, взлома обороны противника. К сожалению, ряд конструктивных недостатков, которые вскрылись на ходовых испытаниях в 1915 г., свел на нет все старания русских танкостроителей. Основные из них связаны в первую очередь с гигантскими размерами машины.

  1. Уязвимость. Огромные колеса являлись отличной мишенью. Одно-единственное удачное попадание по ним приводило к полной недееспособности этого монстра. Во-первых, он терял способность двигаться. Во-вторых, он ложился на землю под таким углом, что говорить о какой-то прицельной стрельбе из танка не приходилось.
  2. Проходимость. Из-за своей необъятности Царь-танк был способен пройти далеко не везде. То есть он мог использоваться только на достаточно ровной и малопересеченной местности. Такая избирательность – большой минус для боевой наступательной техники.
  3. Скрытность. Одним из важных тактических элементов в успехе многих боевых операций является незаметный выход на позицию, с последующим внезапным нападением. Царь-танк даже близко не обладал такими качествами. О его появлении на рубеже атаки обороняющиеся узнали бы одновременно с атакующими. Слишком он был велик и заметен.
  4. Двигатель. Супертанк был обладателем двух самых сильных моторов (на то время) от немецкой компании «Майбах», по 240 л. с. каждый. Но и их было недостаточно! Для того чтобы вытащить этого Голиафа из раскисшей колеи или затянуть его на крутую горку, требовалось что-то значительно более мощное.

Поэтому машина Лебеденко так и не была запущена в серию. Царь всех танков до конца дней своих оставался в единственном экземпляре, который тихо и мирно был разобран на металлолом в 1923 г.

Современные танки мира

Каждая страна считает лучшим свой танк, эксперты спорят без устали. Одна техника дешевле в производстве, проще в управлении, но техническое оснащение отстает, зато их можно сделать большее количество, другие поражают своими возможностями, а еще больше — своей ценой. Топ-10 лучших танков мира существует, но всегда найдутся не согласные с ним. Ниже приведены лучшие современные танки мира.

1-е место – немецкий «Леопард 2А7». Танки хорошо себя показывают в полях, на открытом пространстве, но немцы выпустили новую модификацию, адаптированную для боев в городе. «Леопард» имеет броню от кумулятивных снарядов, у него увеличен обзор, имеются тепловизоры, он рассчитан для ведения боя 24 часа в сутки.

  • 2-е место – американский «М1 Абрамс». Достаточно массовый танк, выпущено уже более 9000 единиц. Имеет хорошие показатели брони и системы наведения огня. Его особенностью является турбинный двигатель на 3500 л. с., хотя по документам всего 1500 л. с. В танке стоит ограничитель мощности, так как полная работа двигателя рвет гусеницы.
  • 3-е место – Challenger 2 Великобритании. Достаточно дорогой танк, считается одним из самых защищенных, производится для экспорта и адаптирован для работы в высоких температурах.
  • 4-е место – израильский Merkava Mark IV. Отработанный и отточенный в боях танк.
  • 5-е место – российский «Т-90МС Тагил». Современный, ещё не серийный танк. Улучшены система наведения огня, увеличена защита для боев в городе.
  • 6-е место – российский «Оплот-М». Работает на всем, что горит, легко ремонтируется в полевых условиях, немного уступает танкам НАТО. Минусом является малое количество испытаний.
  • 7-е место – итальянский CI Ariete.
  • 8-е место – французский Leclerc. Кроме Франции стоит на вооружении ОАЭ.
  • 9-е место – корейский K2 Black Panther. Многие считают, что именно это лучший в мире танк. Поставлен на серийное производство в конце 2014 г. Техническое оснащение дает огромные возможности. Танк может сбивать низколетящие самолеты, сканер поверхности позволяет регулировать подвеску и работы каждого катка отдельно. Попал в книгу рекордов Гиннеса как самый дорогой – 8,5 млн долларов.
  • 10-е место – японский «Тип 90». Танк не поставляется за рубеж и никогда не участвовал в реальных боевых действиях.

Десятка лучших танков мира условна, так как сравнивают их теоретически, сопоставляя их тактико-технические характеристики, математическое моделирование боев не дает полных ответов, и спор этот могут разрешить только неоднократные столкновения на поле боя.

Вооружение супертанка Maus

Такое внушительное транспортное средство нуждалось в таком же внушительном оружии. Основное вооружение Мауса состояло из танковой пушки KwK 44 L/55 128 мм (5 дюймов) – той же, что и у Panzerjäger Tiger Ausf, более известного как Ягдтигр. Он стрелял раздельными боеприпасами состоящими из 2-х частей (снаряд, затем топливо). Его основной противотанковый снаряд – PzGr.43 APCBC-HE (фугасный бронебойный снаряд с бронебойным баллистическим наконечником). Пушка приводила в движение эти огромные 28-килограммовые снаряды с начальной скоростью 950 м/с. Они могли пробить 200 мм (7,9 дюйма) брони с уклоном 30 градусов на 1000 метров и 148 мм (5,8 дюйма) на расстоянии 2000 мм (2200 ярдов).

Маус также обошелся без обычного спаренного пулемета, который заменили спаренным 75 мм (2,95 дюйма) KwK 44 L/36,5. Изначально он предназначался для довоенного оружия L24. Однако дуло пришлось расширить до 36 калибра, чтобы избежать попадания газов-вытеснителей в систему вентиляции двигателя.

1 мая 1943 года Гитлеру и его команде был представлен деревянный макет. Немецкий диктатор не был впечатлен 128-мм пушкой (5 дюймов) и заказал вместо этого 150-мм (5,9 дюйма). Тем не менее, первый заказ на 150 машин был дан для версии с 128 мм (5 дюймов). Производство было запланировано на начало осени 1943 года, изготовлением деталей занимался Krupp, а окончательной сборкой – Alkett. Предполагаемый конечный вес составлял около 188 тонн, но Гитлер настаивал на том, что он был 200 тонн. Отсутствие пулемета для непосредственной обороны заставило Гудериана (Генерал-полковник бронетанковых войск) отказаться от танка, поскольку он не был истребителем танков, и ему пришлось бы сражаться при непосредственной поддержке пехоты.

Однако из-за изменений в войне Гитлер внезапно отменил производственный заказ в октябре 1943 года, а сам проект – в ноябре. Несмотря на неудачу, Порше изо всех сил пытался подготовить первый прототип в декабре в Alkett. Испытания начались немедленно. В июне 1944 года настоящая башня была готова и смонтирована на корпусе.

По ходу испытаний стали очевидными две основные проблемы. Первая – отношение мощности к весу было настолько плохим, что не удалось достигнуть максимальной скорости 20 км/ч (12 миль/ч). В идеальных условиях Maus едва достигал 13 км/ч (8 миль/ч). Также пришлось обновить подвеску. Другая серьезная проблема носила тактический характер. Пересечь любой мост было невозможно, поэтому планировалось, чтобы танки работали парами; один из них пересекал водоем вплавь с помощью электрической энергии, которая поставлялась от второго танка через кабель, а воздух подавался через длинную дыхательную трубку.

Второй прототип, Panzerkampfwagen VIII Maus V2, был готов в марте 1944 года и также начал испытания. Позже он был оснащен первой башней Krupp, запланированным вооружением, включая пулемет MG 34 для противовоздушной обороны и, позднее, дизельным двигателем Daimler-Benz MB 517 (в сентябре), новой электростанцией, гусеницами Skoda и подвеской. Однако, как только Krupp начал строительство еще четырех корпусов, пришла отмена заказа в августе.

Фактически, оба прототипа были испытаны до их захвата советскими войсками в Куммерсдорфе, недалеко от Бёблингена, вблизи брошенных артиллерийских батарей. Говорили об обстреле прототипа наступающими силами, но это оказалось ложью.

Вскоре после этого советское командование приказало установить башню V2 на V1, и танк был снова испытан в Германии, а затем доставлен в СССР для дополнительных испытаний под Кубинкой в 1946 году. Сейчас он выставлен в музее Кубинки. Танк был настолько большим, что здание, в котором он находится, пришлось построить вокруг него.

Прототип Panzerkampfwagen VIII typ-205-2 (V2) Maus был уничтожен до того, как танковые полигоны в Куммерсдорфе, недалеко от Бёблингена, были захвачены советскими войсками. Позже башня этого танка была обнаружена и установлена ​​на корпус typ 205-1 (V1) Maus.

Четыре дополнительных бронированных Maus Wanne (корпуса) и пять Turmgehäuse (башни) были сварены вместе на заводе Krupp в Эссене, прежде чем тот взорвали 4 августа 1944 года. После этого производство прекратилось.

20.01.2019 12:03

См. также

Использовались в прошлом

  • Ягдтигр — был разработан в 1942—1944 гг. на шасси тяжёлого танка «Тигр II» и стал самым тяжёлым серийно производившимся образцом бронетехники всех времён (75,2 тонн).
  • Самоходная мортира «Карл» — немецкая тяжёлая самоходная мортира периода Второй мировой войны. Боевая масса — 126 т. Бетонобойный снаряд весом 2170 кг пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм.
  • Объект 279 — тяжёлый танк, разработанный в 1957 году; предназначался для прорыва подготовленной обороны противника и действий на труднопроходимых для обычных танков участках местности.
  • Атомный танк — танк с ядерной силовой установкой
  • Царь-танк — самая крупная бронированная сухопутная боевая машина из когда-либо построенных
  • Оружие возмездия

Используются сейчас

  • «Гусеничный транспортёр НАСА» — созданный для программы полетов на Луну в 1965 году весит 2400 тонн, и состоит из платформы на восьми гусеницах.
  • Bagger 288 — экскаватор, который является крупнейшей самоходной установкой в мире, с весом 13 500 тонн.

Вымышленные

Боло — вымышленный сверхтяжёлый танк с искусственным интеллектом, весом свыше 1000 тонн.

  • Ableben — атомный танк весом 1500 тонн.[источник не указан 1355 дней]
  • Il Duce — вымышленный итальянский сверхтяжелый танк. На деле Италия 1940-х годах не имела ни промышленного ни технологического потенциала для создания подобной машины. Появляется в Hearts of Iron IV.
  • Танк «Мамонт»
    • В воспоминаниях главного героя повести «Хищные вещи века» — тяжелый штурмовой танк (по тексту оригинала).
    • Сверхтяжёлый танк в серии стратегий «Command & Conquer», является своеобразным символом игры. Также именно «Мамонт» является олицетворением C&C-шного раша, заключающегося в постройке огромной лавины танков, которую крайне трудно уничтожить чем-либо, кроме такой же лавины. Также — в серии есть советский танк Апокалипсис, похожий на «Мамонт». В дополнении «Command & Conquer 3: Kenе’s Wrath», ГСБ создало на шасси Мамонта более тяжелый и модифицированный танк СТТМ (Сверхтяжелый танк «Мамонт»).
  • AT-AT, AT-TE — вымышленные сверхтяжёлые шагоходы во вселенной Star Wars.
  • Танк «Гибельный клинок» — сверхтяжёлый танк во вселенной Warhammer 40,000.
  • В игре «War front: Turning point» на стороне СССР есть сверх тяжёлый танк под названием «Харьков разрушитель». Его длина около 14 метров. Имеет 5 башен. У него просто феноменальная броня, уничтожить его очень тяжело. Для сравнения: При максимальном боевом опыте (Ранг 4/4) у немецкого танка «Маус» количество очков жизни — 1000. У Харькова разрушителя — 3600. (Броня у танка станет ещё сильней если в генеральном штабе применить «Военные тактики — Укрепление». Есть возможность обложить танк мешками с песком, что даёт дополнительную защиту.) Харьков разрушитель создан на основе реально существовавшего советского танка Т-35.

Ссылки

3 уровень

Cruiser Mk. II (максимальный урон 278-463 единиц)

И снова британец. Этот легкий британский танк может похвастаться максимальным уроном, которого достаточно чтобы «ваншотнуть» противника на уровень, а то и на два выше себя. В принципе, вот и все, больше похвастаться ему нечем. Скорость отвратительная, броня слабая, перезарядка так себе, а про точность я вообще молчу. Снаряд летит очень медленно, и пойди разбери, когда он настигнет цель, и настигнет ли вообще. Бывает, что сведешься на стоячего противника, с предвкушением дашь залп, и смотришь, как твой снаряд по издевательской дуге перелетает врага.

Но несмотря на все это, лично я оставил Cruiser Mk. II в своем ангаре. Знаете почему? Это очень фановый танк! Пусть он медленный, неповоротливый и косой, но когда с одного выстрела снимаешь все очки здоровья высокоуровневому противнику, проникаешься неподдельной любовью к Cruiser Mk. II.

Чтобы добиться максимальной убойности, нужно установить орудие 3.7-inch Howitzer. К этой пушке поставляют всего два вида боеприпасов — «золотые» кумулятивные и обычные осколочно-фугасные. Премиумные кумулятивные снаряды обладают превосходной бронепробиваемостью, но фугасы наносят огромный урон (если стрелять по слабым местам), целых 278-463 единицы.

Артиллерия Lorraine39 L AM (максимальный урон 308-513 единиц)

Миниатюрная, динамичная и дальнобойная артиллерия с долгой перезарядкой, но огромным, как для своего уровня, уроном. Благодаря навесной траектории полета снаряда, маленькая французская САУ умеет доставать противников, прячущихся за невысокими укрытиями.

Имеет в арсенале два орудия: четвертого и пятого уровней. Несмотря на одинаковый урон, «стоковая» пушка дольше перезаряжается, да и снаряды из нее летят как-то медленно.

Самым большим уроном 308-513 единиц обладают осколочно-фугасные боеприпасы, но против тяжелых танков пятого и шестого уровней лучше использовать «золотые» кумулятивные снаряды.

Таким же уроном обладают M37 и Wespe.

8. Т-90 АМ

Т-90 АМ — усовершенствованная версия оригинального танка Т-90. Разработка началась в 2004 году. Его экспортный вариант известен как Т-90 МС, представленный в 2011 во время VIII международной выставки вооружений, проходившей в Нижнем Тагиле. Т-90 АМ может похвастать новой башней, системами управления и модернизированным орудием

Особенно пристальное внимание уделялось расширению возможностей командира по обнаружению целей. Теперь системы эффективны как днем, так и ночью

Также модификация оснащается комплектом активной защиты «Афганит», который устанавливается и на Т-14 «Армата». Экспортный вариант укомплектован КАЗ «Арена-Э» с меньшей функциональностью. Также впервые для управления танком стал применяться штурвал.

Примечания

1 место – российский Т-14 Армата

Сразу уточним, что место в рейтинге Т-14 Армате даётся авансом. Ситуация схожа с южнокорейской Чёрной Пантерой, когда танк ещё нигде себя не показал, но его характеристики не позволяют пройти мимо.

Компоновка с необитаемой башней, при которой экипаж располагается плечом к плечу в боевом отделении, прорабатывалась давно, но её воплотили в жизнь в серийном образце российские инженеры.

Пассивная броня дополнена динамической «Малахит» и КАЗ «Афганит». КАЗ способен вычислять позицию противника и отвечать огнём. На такое способны только наш «Афганит» и израильский «Трофи».

125 мм орудие 2А82 сейчас превосходит по мощности орудие, установленное на Леопард-2А7, позже возможна установка 152 мм орудия 2А83, выпускающего снаряды с бронебойностью более 1000 мм, что позволит поражать любой западный танк в лобовую проекцию.

Активная подвеска и дизельный двигатель мощностью от 1200 до 1800 л.с. обеспечивают отличностью подвижность даже по пересечённой местности.

Важно, что Армата изначально создавался для сетецентрической войны, то есть, для действий совместно с другими боевыми единицами. Для этого российский танк оснащён множеством электронных систем, упрощающих работу экипажа и связывающих технику разного рода в единое целое

История создания и судьба проекта

В своей книге «Воспоминания солдата» Гейнц Гудериан писал:

В конце 1942 года по инициативе Гитлера начались работы над «танком прорыва» с максимально возможной бронезащитой. В создании машины приняли участие сразу несколько фирм: корпус и башню изготавливала фирма «Крупп», «Даймлер-Бенц» отвечала за двигательную установку, а «Сименс» — за элементы трансмиссии. Общая сборка велась на заводе фирмы «Алкетт». Проект «тип 205», разработанный Фердинандом Порше, был частично реализован в 1944 году в виде двух опытных образцов танка «Маус».

23 декабря 1943 года Pz.Kpfw Maus отправился в первый испытательный пробег по территории завода Alkett. Стоит отметить, что пробег этот являлся нелегальным, так как разрешение на него получено не было. Первый пробег оказался и испытанием на проходимость, так как территория завода была завалена обломками из-за бомбардировки за месяц до этого. Первые же метры показали, что опасения насчет поворотливости были напрасны. Танк легко обогнул узкий проход между кучами мусора. По итогам испытаний отмечалось легкость управления танком.
Дальнейшие работы по выпуску десяти серийных танков были прекращены по указанию самого Гитлера, так как у Германии не хватало производственных мощностей для выпуска других, более важных видов оружия.

Цех для «мышонка» в Neuen Verskraft, на полигоне в Куммерсдорфе, 2013

Полноразмерный деревянный макет танка был представлен Гитлеру 14 мая 1943 года, а первый прототип «Мауса» поступил на ходовые испытания в декабре 1943 года. После их довольно удовлетворительных результатов танк был оборудован настоящей башней для артиллерийских стрельб и полным комплектом внутреннего оборудования. Второй недостроенный прототип был оборудован дизельным двигателем «Даймлер-Бенц» МВ 517, как оказалось, капризным и ненадёжным в эксплуатации.

Масса 180 тонн исключала возможность перехода «Мауса» через реки по автодорожным мостам. Поэтому предполагалось переправлять танки попарно по дну реки. При этом загерметизированный, без экипажа, «Маус» получал по кабелю управление и электропитание для движения от другого «Мауса» на берегу.

В бою эти танки испытаны не были. В апреле 1945 года, при приближении частей Красной Армии к полигону, немцами было принято решение уничтожить прототипы ввиду невозможности их эвакуации. Оба танка были взорваны, но значительным разрушениям подвергся только один. В дальнейшем из обоих повреждённых танков по указанию командующего бронетанковых и механизированных войск был собран один; 4 мая 1946 года он был доставлен на полигон в Кубинке. После испытаний силовая установка, как и всё внутреннее оборудование, было демонтировано. В настоящее время танк находится в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

+Т-14 Армата

Танк Армата стал воплощением уникальных разработок прошлых лет и достижений современного ВПК России. Т-14 уникальная боевая машина 3-го поколения. Возможно, после проведения всех испытаний, Армата получит звание самый лучший и мощный танк в мире. Его особенностью является то, что экипаж располагается не в башне, а в бронированной капсуле, обеспечивающей выживание даже при детонации боекомплекта. Этот новейший танк России был впервые продемонстрирован в 2015 году на параде Победы.

Из уникальных технических характеристик стоит отметить: конструктивные особенности, делающие танк слабо заметным на радарах противника, в инфракрасном и магнитном диапазоне и даже трудно различимым на местности при визуальном контакте, по сути применена технология «стелс». Также в машине применена новейшая активная защита «Афганит», способная предотвратить попадание противотанкового снаряда, а броня 4-го поколения «Малахит» защищает практически от 100% выстрелов из ручных гранатометов. Огневая мощь обеспечивается 125 мм гладкоствольным орудием с боекомплектом 45 снарядов и двумя пулеметами: Корд (12,7-мм) и ПКТМ (7,62-мм). По автотрассам Т-14 развивает скорость до 90 км/ч.

Подведение несостоявшихся боевых итогов

Поскольку участие в боях «Мышонка» попросту не состоялось мне практически нечего поведать вам о его боевых возможностях. Если же оценивать их «навскидку», то весьма тяжёлое бронирование не оставляло никаких шансов для 85-милилметрового орудия Т-34-85, да и для 5-дюймовки ИС-2 они появлялись только при ведении огня в борт или с кормы.

Впрочем, здесь в пользу советского танка могла сыграть более высокая мобильность, к тому же раздельное заряжение у обеих машин нивелировало этот недостаток у «Сталина». Кроме того, стоит отметить уже упоминавшийся конструктивный дефект – отсутствие противопехотного пулемёта, что значительно снижало возможности танка при преодолении вражеской полосы обороны.

Тем не менее, при совместной работе с более лёгкой техникой он мог бы полностью реализовать свой потенциал, открыв новую страницу в истории Панцерваффе, но … как вы знаете, история не имеет сослагательного наклонения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector