Тор-м2

Модификации

Модификации

  • ЗК95 «Кинжал» — морской вариант, оборудованный ракетой 9м330-2, по классификации NATO – SA-N-9.
  •  9К331 «Тор-М1» (1991) — установлен второй целевой канал, повысилась территория поражения целей, передвигающихся на малых высотах, и возникла возможность соединения с батарейным унифицированным командным пунктом 9С737 Ранжир. Довольно сильно поменялась аппаратура. Экипаж стал состоять из трех человек. Станция обнаружения оснащена цифровой трехканальной системой обработки сигналов, что повышает защиту от помех. Новый усилитель увеличивает увеличенную чувствительность. Общее число распознаваемых и обнаруживаемых целей повысилось до 48.
  •  На основе БМ 9А331 состоялась разработка БМ 9А331-1, в ней установилось новое шасси.
  •  «Тор-М1ТА» — модифицированный 9К331 на основе колесной базы. Антенно-пусковой пост базируется на полуприцепе, а аппаратная кабина – на автомобиле Урал-5323
  •  «Тор-М1Б» — модифицированный буксируемый 9К331. Оборудование базируется на колесных полуприцепах.
  •  «Тор-М1ТС» — стационарный вариант 9К331
  •  «Тор-М1-2У» — модернизация  Тор-М1-2У, созданная в целях замены «Тор-М1», «Тор» и «Оса». Первая партия поступила на вооружение в ЮВО осенью 2012 года.
  •  ЗРК «Тор-М2» — в 2008–2009 годах создавались новые комплексы противовоздушной обороны, включая перспективный ЗРК «Тор-М2». Сейчас его производство осуществляется на Ижевском электромеханическом заводе «Купол». Увеличена эффективность защиты от массированных налетов средств воздушной атаки при радиоэлектронном и огневом противодействии.
  •  «Тор-М2Э» (9К332МЭ) — ЗРК с боевой машиной на базе гусеничного шасси. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331.
  •  «Тор-М2К» (9К332МК) – ЗРК с боевой машиной на базе колесного шасси. Разработка Белоруссии. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331.
  •  «Тор-М2КМ» (9К331МКМ) – вариант в модульном исполнении, предназначенный для базирования на разнообразных видах шасси. Оборудован ракетным зенитным модулем  9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331 и боевым автономным модулем 9А331МК-1
  •  «Хунци-17» — пиратская копия, произведенная в КНР. Изготовлена на основе приобретенных  комплексов «Тор-М1», после того как Минобороны РФ отказало КНР в лицензии.

Устройство ЗРК «Тор-М2У»

«Тор-М2У» — тактический ЗРК нового поколения, предназначенный для защиты воинских частей, а также объектов промышленности и инфраструктуры от ударов с воздуха. Он эффективен против высокоточного оружия, беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет, современных самолетов и вертолетов.

«Тор-М2У» может обнаруживать одновременно более 40 целей, определять самые опасные из них, одновременно вести огонь по четырем из них. Его можно использовать для борьбы с массированными атаками современных средств воздушного нападения. Технические характеристики зенитных ракет комплекса позволяют эффективно бороться против малоразмерных и высокоманевренных целей. «Тор-М2У» может успешно работать в составе системы ПВО, но может применяться и автономно.

На каждой машине установлена станция обнаружения целей (СОЦ), станция наведения и сопровождения ракет и целей, система навигации и привязки к местности, автономная система для электрического питания и восемь зенитных ракет в двух пусковых контейнерах.

Станция обнаружения целей, установленная на комплексе «Тор-М2У», работает в сантиметровом диапазоне волн, оснащена системой распознавания «свой — чужой», обеспечивает работу комплекса во время движения. Система имеет высокую степень защищенности от помех, может обнаруживать более 40 целей на расстоянии до 32 километров. Из них выделяются десять наиболее опасных, которые выдаются на монитор командиру машины. То есть, машина сама подсказывает экипажу очередность обстрела воздушных целей. Основным отличием «Тор-М2» от «Тор-М1» является модернизация станции обнаружения целей. Модернизированная станция может обнаруживать цели с малой площадью рассеивания (ЭПР), то есть, летательные аппараты, созданные с использованием технологии «стелс». Кроме того, СОЦ на «Тор-М2» имеет более высокий уровень помехозащищенности, чем на своем предшественнике.

РЛС сопровождения ракет и целей может сопровождать сразу четыре воздушных объекта и наводить на них шесть зенитных ракет. В конструкции этой РЛС использована пассивная фазированная антенная решетка с высокой степенью защиты от радиоэлектронных помех. Она также работает в сантиметровом волновом диапазоне. В комплекс сопровождения целей также входят оптоэлектронные средства сопровождения воздушных объектов. Обычно их применяют при слишком высоком уровне помех.

Каждый комплекс оборудован системами навигации и привязки к местности, а также специальной системой связи.

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» вооружен 8 зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) 9М331, разработанными в МКБ «Факел». Ракеты этого конструкторского бюро стоят на всех машинах семейства «Тор».

9М331 представляет собой одноступенчатую твердотопливную ракету, созданную по аэродинамической схеме «утка». После старта ракета выбрасывается из контейнера специальной катапультой со скоростью 25 м/с, на высоте двадцати метров включаются маршевые двигатели, которые могут разогнать ракету до скорости 700-800 м/с на дистанции в полтора километра. Наведение ракеты на цель начинается на дистанции 250 метров. Боевая часть ракеты – осколочно-фугасного типа.

Ракета оборудована складными крыльями, которые раскладываются сразу после старта. На ней установлен активный радиовзрыватель, 9М331 может самоликвидироваться автоматически или по сигналу оператора.

Восемь ракет находятся в двух транспортно-пусковых контейнерах 9Я281. Антенные комплексы и пусковые устройства образовывают единый комплекс, который вращается на 360 градусов. Каждая ракета оборудована катапультой, старт – вертикальный. После старта происходит отклонение ракеты в необходимую сторону и под нужным углом. Достигается это с помощью специального газогенератора, сопла которого находятся у основания аэродинамических рулей. Величина отклонения заносится оператором в автопилот ракеты.

В состав комплекса входит несколько обслуживающих машин. Заряжающая машина на базе автомобиля «Урал-4320» имеет один боекомплект (восемь ракет), оснащена погрузочными устройствами (краном со специальным манипулятором). С его помощью извлекаются пустые пусковые контейнеры и устанавливаются новые. Процесс перезарядки занимает восемнадцать минут.

Есть и другие типы заряжающих машин. Также существуют машины технического обслуживания четырех и шестнадцати ЗРК «Тор-М2У».

История создания

Работы по созданию дивизионного автономного самоходного ЗРК «Тор» начались в НИЭМИ в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, от 4 февраля 1975 года. Научно-исследовательская работа (НИР) по заданной тематике исследований носила кодовое название «Тор» (заказ 038). Ответственным исполнителем от головной организации был назначен И. М. Дризе. В 1975 году было выдано тактико-техническое задание, а в 1976 году — защищён эскизно-технический проект. Главный конструктор ЗРС «Тор» — В. П. Ефремов. Комплекс принят на вооружение 19 марта 1986 года.

===Задействованные структуры===

В разработке и производстве комплексов «Тор» были задействованы следующие структуры:

  • Комплекс в целом — Научно-исследовательский электромеханический институт, Москва (разработка); Машиностроительный завод имени М. И. Калинина, Свердловск, Свердловская обл. (производство), Марийский машиностроительный завод, Йошкар-Ола, Марийская АССР.
  • Боевая машина — Ижевский электромеханический завод, Ижевск, Удмуртская АССР (производство).
  • Ракета — МКБ «Факел», Химки, Московская обл. (разработка).
  • Бортовая аппаратура ракет — Ижевский электромеханический завод, Ижевск, Удмуртская АССР (производство).
  • Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина — Государственное конструкторское бюро компрессорного машиностроения, Свердловск, Свердловская обл. (разработка).
  • Гусеничное шасси — Мытищинский машиностроительный завод, Мытищи, Московская обл. (производство).
  • Приводы — ВНИИ «Сигнал», Владимирская обл. (разработка);  Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения им. А. В. Ухтомского, Люберцы, Московская обл. (производство).
  • Системы ближней локации — Научно-исследовательский институт электронных приборов, Новосибирск, Новосибирская обл. (разработка).
  • Работы по монтажу, настройке, проведению испытаний и вводу в эксплуатацию стационарных объектов для полигонных испытаний комплекса — Строительно-монтажное управление № 304, Кунцево, Московская обл. (строительство).
  • Гусеничный тягач — Минский тракторный завод, Минск, Белорусская ССР (разработка/производство).

История создания

Работы по созданию дивизионного автономного самоходного ЗРК «Тор» начались в НИЭМИ в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, от 4 февраля 1975 года. Научно-исследовательская работа (НИР) по заданной тематике исследований носила кодовое название «Тор» (заказ 038). Ответственным исполнителем от головной организации был назначен И. М. Дризе. В 1975 году было выдано тактико-техническое задание, а в 1976 году — защищён эскизно-технический проект. Главный конструктор ЗРС «Тор» — В. П. Ефремов. Комплекс принят на вооружение 19 марта 1986 года.

Задействованные структуры

В разработке и производстве комплексов «Тор» были задействованы следующие структуры:

  • Комплекс в целом — Научно-исследовательский электромеханический институт, Москва (разработка);Машиностроительный завод имени М. И. Калинина, Свердловск, Свердловская обл. (производство),Марийский машиностроительный завод, Йошкар-Ола, Марийская АССР (производство);
  • Боевая машина — Ижевский электромеханический завод, Ижевск, Удмуртская АССР (производство);
  • Ракета — МКБ «Факел», Химки, Московская обл. (разработка);
  • Бортовая аппаратура ракет — Ижевский электромеханический завод, Ижевск, Удмуртская АССР (производство);
  • Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина — Государственное конструкторское бюро компрессорного машиностроения, Свердловск, Свердловская обл. (разработка);
  • Гусеничное шасси — Мытищинский машиностроительный завод, Мытищи, Московская обл. (производство);
  • Приводы — ВНИИ «Сигнал», Ковров, Владимирская обл. (разработка); Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения им. А. В. Ухтомского, Люберцы, Московская обл. (производство);
  • Системы ближней локации — Научно-исследовательский институт электронных приборов, Новосибирск, Новосибирская обл. (разработка);
  • Работы по монтажу, настройке, проведению испытаний и вводу в эксплуатацию стационарных объектов для полигонных испытаний комплекса — Строительно-монтажное управление № 304, Кунцево, Московская обл. (строительство).
  • Гусеничный тягач — Минский тракторный завод, Минск, Белорусская ССР (разработка/производство);

На вооружении

Операторы ЗРК Тор

Боевая машина 9А331 ЗРК Тор-М1

  •  Россия — более 120 комплексов 9К330, 9К331, 9К332 по состоянию на 2016 год
  •  Армения — неизвестное количество «Тор-М2КМ», по состоянию на 2019 год
  •  Азербайджан — 10 единиц «Тор-М2Э», по состоянию на 2016 год [неавторитетный источник?]
  •  Белоруссия — 5 батарей (по 4 машины в каждой) «Тор-М2К» (1146-й гвардейский зенитный ракетный полк), по состоянию на конец 2017 год
  •  Венесуэла
    • Сухопутные войска Венесуэлы — 8 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2012 год. Дополнительно заказано ещё 18 комплексов
    • Войска ПВО Венесуэлы — 4 комплекса 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2012 год. Дополнительно заказано ещё 8 комплексов
  •  Греция:
    • Сухопутные войска Греции — 21 комплекс 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
    • Войска ПВО Греции — 4 комплекса 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
  •  Египет — 10 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
  •  Китай — 24 комплекса 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
  •  Кипр — 6 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год. Греция передала Кипру Тор-М1 в обмен на размещение на греческом острове Крит киприотских ЗРК С-300ПМУ1
  •  Иран — 29 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год.
  •  Украина — неизвестное количество; 6 единиц было представлено на параде 24 августа 2018 в Киеве

Происшествия

17 августа 2010 года иранские средства ПВО сбили в районе Бушерской АЭС истребитель собственных иранских ВВС F-4 «Phantom». Как сообщило близкое к разведывательным кругам израильское агентство Debka, самолёт по неизвестным причинам вошёл в 20-километровую запретную зону вокруг АЭС. Пилоту и штурману удалось катапультироваться.

ЗРК Тор-М1 — видео

https://youtube.com/watch?v=qAaNA97sZJU

Электронное оборудование зенитно-ракетного комплекса 9К331 «Тор-М1» включает: 1) станцию обнаружения целей (СОЦ) с системами опознавания и стабилизации антенны; 2) станцию наведения (СН) с фазированной антенной решеткой (ФАР) с одним целевым каналом, двумя ракетными каналами и каналом координатора захвата ЗУР; 3) специальную ЭВМ; 4) устройство вертикального пуска для 8 ЗУР; 5) аппаратуру стартовой автоматики и предстартового контроля ЗУР; 6) навигационную систему; 7) систему документирования процесса боевой работы; 8) автономную систему электропитания на основе газотурбинного двигателя (ГТД).

ЗРК «Тор-М1» способен вести разведку целей в движении и открывает огонь с короткой остановки. БМ 9АЗЗО может одновременно обстреливать одну цель двумя ракетами, запущенными с интервалом не менее 4 секунд. Защита от противорадиолокационных ракет обеспечивается уничтожением их в полете. После модернизации в 1991 году появился ЗРК 9К331 «Тор-М1». На БМ 9М331 была установлена более мощная ЭВМ, обеспечивающая возможность одновременного обстрела двух целей, а в СОЦ вошли более мощная система помехозащиты и более чувствительный приемник, а также аппаратура сопряжения и связи с более современным, чем ПУ-12М, подвижным пунктом управления «Ранжир» 9С737. После распада СССР машины «Тор-М1»стали строиться на базе гусеничного транспортера ГМ-5955 Мытищинского машиностроительного завода. 8 ЗУР 9М331 теперь собраны в два пусковых ракетных модуля 9М334.

СОЦ 9К331 «Тор-М1» осуществляет круговой обзор и способна обнаруживать самолеты на дальностях до 27 км, а беспилотные средства — до 15 км. ЭВМ осуществляет обработку 24 целей и выдает целеуказание на станцию наведения, которая, используя ФАР, начинает сопровождать указанные цели. При пуске ракеты выбрасываются вертикально вверх катапультой и двигаются в направлении обстреливаемой цели. На высоте 20 м происходит запуск маршевого двигателя. Станция наведения быстро сканирующим лучом ФАР одновременно начинает сопровождать и летящие ракеты с дальности 250 м.

Передача команд управления полетом на борт ракет обеспечивается этим же лучом ФАР. Ракеты 9МЗЗО и 9М331 имеют твердотопливные двигатели, осколочно-фугасные боевые части и неконтактные радиовзрыватели. ЗРК «Тор» и «Тор-М1» находятся на вооружении зенитных ракетных полков (танковых дивизий), состоящих из командного пункта (оснащен машинами боевого управления МП22 и обработки информации МП25, РЛС обнаружения 9С18 «Купол», П-19, «Каста-2-2»), четырех батарей (по 4 БМ 9АЗЗО или 9А331 и одному пункту управления ПУ-12М или «Ранжир») и подразделений обеспечения.

Литература

Описание конструкции

Основным режимом работы комплекса «Тор» является отдельная работа каждой батареи, однако имеется и режим централизованного управления начальником ПВО дивизии или командира зенитно-ракетного полка. Вероятность поражения одной ракетой цели типа «самолёт» составляет от 30 до 77 %, вертолёты поражаются с вероятностью 50—88 %, беспилотные летательные аппараты — 85—95 %. Обеспечивает защиту от целей, перемещающихся на скоростях до 700 м/с, на удалённости от 0,5 до 12 км и на высотах от 10 м до 6 км. Перевод из походного в боевое положение занимает до 3 минут. Время реакции комплекса — 8—12 секунд.

Примечания

Источники
  1. ↑ , с. 220.
  2. Давыдов М. В., Годы и люди, стр. 284
  3. , с. 135.
  4. , с. 131.
  5. , с. 256.
  6. , с. 68.
  7. , с. 257.
  8. , с. 11.
  9. , с. 307.
  10. , с. 448.
  11. , с. 160.
  12. , с. 143.
  13. , с. 264.
  14. , с. 198.
  15. , с. 198-199.
  16. , с. 199-200.
  17. , с. 200.
  18. , с. 200-201.
  19. , с. 201-203.
  20. , с. 204-205.
  21. , с. 204-207, 210.
  22. , с. 206-208.
  23. ↑ , с. 211.
  24. The Military Balance 2016. — P. 190.
  25. Александр Храмчихин Армия одной войны // Военно-промышленный курьер : Газета. — 2016. — 16 марта (№ 10 (625)). — ISSN 1729-3928
  26. ↑ The Military Balance 2012. — P. 405.
  27. ↑ The Military Balance 2012. — P. 406.
  28. The Military Balance 2016. — P. 104.
  29. The Military Balance 2016. — P. 106.
  30. The Military Balance 2016. — P. 326.
  31. The Military Balance 2016. — P. 242.
  32. The Military Balance 2016. — P. 85.
  33. The Military Balance 2016. — P. 330.

Место в организационно-штатной структуре

Литература

История создания ЗРК «Тор-М2У»

Создание тактического ЗРК начались в 1975 году после выхода соответствующего постановления Совмина СССР. Разработка велась в Научно-исследовательском электромеханическом институте. Именно здесь создавались такие знаменитые комплексы, как ЗРК «Оса», «Круг». В 1976 году на свет появился эскизный проект нового зенитного комплекса. Параллельно шли работы над созданием модификации для военно-морского флота (ЗРК «Кинжал»). В 1986 году комплекс был принят на вооружение, началось его серийное производство. Он получил название «Тор».

Почти сразу после принятия комплекса на вооружение началась его модернизация. Уже в 1989 году стартовали испытания машины, получившей индекс «Тор-М1». В 1991 году ее приняли на вооружение.

От базовой модели она отличалась наличием второго целевого канала и более эффективной боевой частью ракеты. Ракеты разместили в специальных алюминиевых транспортно-пусковых контейнерах. На машину была установлена новая бортовая вычислительная система, станция обнаружения «Тор-М1»стала более эффективной и более защищенной от помех. Экипаж комплекса «Тор-М1» сократили до трех человек.

Были созданы колесная, гусеничная, буксируемая и стационарная модификации комплекса «Тор-М1». Самой совершенной является модификация «Тор-М1-2У», поступившая в войска в 2012 году.

Одновременно шли работы над еще более совершенным комплексом – «Тор-2М», машиной нового поколения, особо эффективной при отражении массированных воздушных атак в условиях радиоэлектронного противодействия. В 2012 году на вооружение был принят «Тор-М2У», по некоторым своим характеристикам аналогов в мире он не имеет.

В 2020 году на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» начали серийно выпускать два новых комплекса — ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э(К)» для поставок на экспорт. Разница между ними невелика: «Тор-М2Э(К)» имеет колесное шасси, а «Тор-М2У» — гусеничное.

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» участвовал в параде на Красной площади, а в 2017 году его уже начали осваивать в частях ПВО. Планируется, что «Тор-М2У» полностью заменят давно устаревшие ЗРК «Оса». Правда, сроки этой замены неизвестны.

Сейчас ведутся работы над модульным вариантом комплекса («Тор-М2КМ»). По своим характеристикам он не будет уступать другим модификациям, но при этом его можно будет установить на любую гусеничную или колесную машину.

История создания

Работы по созданию дивизионного автономного самоходного ЗРК «Тор» начались в НИЭМИ в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, от 4 февраля 1975 года. Научно-исследовательская работа (НИР) по заданной тематике исследований носила кодовое название «Тор» (заказ 038). Ответственным исполнителем от головной организации был назначен И. М. Дризе. В 1975 году было выдано тактико-техническое задание, а в 1976 году — защищён эскизно-технический проект. Главный конструктор ЗРС «Тор» — В. П. Ефремов. Комплекс принят на вооружение 19 марта 1986 года.

Задействованные структуры

В разработке и производстве комплексов «Тор» были задействованы следующие структуры:

  • Комплекс в целом — Научно-исследовательский электромеханический институт, Москва (разработка);Машиностроительный завод имени М. И. Калинина, Свердловск, Свердловская обл. (производство),Марийский машиностроительный завод, Йошкар-Ола, Марийская АССР (производство);
  • Боевая машина — Ижевский электромеханический завод, Ижевск, Удмуртская АССР (производство);
  • Ракета — МКБ «Факел», Химки, Московская обл. (разработка);
  • Бортовая аппаратура ракет — Ижевский электромеханический завод, Ижевск, Удмуртская АССР (производство);
  • Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина — Государственное конструкторское бюро компрессорного машиностроения, Свердловск, Свердловская обл. (разработка);
  • Гусеничное шасси — Мытищинский машиностроительный завод, Мытищи, Московская обл. (производство);
  • Приводы — ВНИИ «Сигнал», Ковров, Владимирская обл. (разработка); Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения им. А. В. Ухтомского, Люберцы, Московская обл. (производство);
  • Системы ближней локации — Научно-исследовательский институт электронных приборов, Новосибирск, Новосибирская обл. (разработка);
  • Работы по монтажу, настройке, проведению испытаний и вводу в эксплуатацию стационарных объектов для полигонных испытаний комплекса — Строительно-монтажное управление № 304, Кунцево, Московская обл. (строительство).
  • Гусеничный тягач — Минский тракторный завод, Минск, Белорусская ССР (разработка/производство);

Огонь на марше

«Тор-М2» является представителем нового поколения средств ПВО малой дальности. Он предназначен для прикрытия наземных частей от ударов крылатыми, баллистическими и противорадиолокационными ракетами. Помимо этого, комплекс способен перехватывать вражеские авиабомбы, БПЛА, вертолёты, самолёты, в том числе выполненные по технологии «стелс».

«Отличается повышенной эффективностью отражения массированных налётов современных средств воздушного нападения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия… Зенитный ракетный комплекс может работать как в ручном, с участием операторов, так и полностью автоматическом режиме, одновременно сопровождать до 24 воздушных целей», — говорится в материалах Минобороны РФ. 

  • Пуск ракеты комплекса «Тор-М2»

На полигонных боевых пусках «Тор-М2» продемонстрировал способность эффективно поражать цели на высоте от 15 м до 10 тыс. м и дальности от 3 до 12 км. ЗРК может одновременно обстреливать до четырёх объектов. На театре военных действий расчёты комплекса используются для защиты войск первого эшелона.

«Тор-М2» — единственное средство ПВО в мире, способное вести огонь на марше, что позволяет быстрее перебрасывать войска. До появления этого ЗРК колонны военной техники должны были делать кратковременную остановку.

Кроме того, расширяет боевые возможности «Тор-М2» уникальная зенитная ракета 9М338К, превосходящая по характеристикам зарубежные аналоги. Боеприпас был разработан в стенах Государственного машиностроительного конструкторского бюро «Вымпел» имени И.И. Торопова (входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»).

Также по теме

Радиолокационный купол и радиоэлектронный удар: как работают новейшие российские средства РЭБ

В Подмосковье российские военнослужащие применили на занятиях комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Борисоглебск-2», ‹Инфауна» и…

«Дальность её (9М338К. — RT) полёта позволяет комплексу «Тор-М2» прикрывать войска по фронту 20 км. В этом секторе мы сбиваем всё, что шевелится. В том числе малоразмерные, маневрирующие, скоростные цели. Там, где раньше надо было держать две боевые машины, теперь достаточно поставить одну», — рассказал Елецкий.

По словам разработчика, высокая точность и дальность 9М338К была достигнута в основном благодаря оригинальной аэродинамической схеме. Инженеры значительно облегчили ракету, отказавшись от больших несущих плоскостей. Кроме того, специалисты КБ «Вымпел» реализовали новый способ вывода боеприпаса из пусковой установки — 9М338К вылетает с помощью газогенераторов (ранее использовалась технология катапультного старта).

«В итоге новая ракета стала более стройной, изящной, манёвренной, а боекомплект увеличился вдвое. Кстати, никто тогда не мог даже подумать, что в машине можно разместить столько ракет (16 единиц. — RT)», — пояснил Елецкий.

По мнению конструктора, по совокупности боевых возможностей у «Тор-М2» по-прежнему нет аналогов.

В сентябре прошлого года Минобороны РФ и ИЭМЗ «Купол» заключили два долгосрочных контракта на поставку «Тор-М2» и его арктической версии «Тор-М2ДТ», выполненной на шасси двухзвенного гусеничного тягача-вездехода ДТ-30 «Витязь». Стоимость обоих соглашений в сумме составляет почти 100 млрд рублей. По их условиям российская армия будет получать ЗРК до 2027 года. 

В настоящее время «Тор-М2» в различных модификациях стоит на вооружении арктических подразделений, Балтийского флота, войск Западного и Восточного военных округов. За рубежом этот ЗРК эксплуатируется в Белоруссии и Армении. В прошлом году гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев заявил, что ведомство получило несколько новых заявок от иностранных заказчиков.

Ракеты, используемые ЗРК 9К330 «Тор»

Ракеты, которыми оснащались ЗКР «Тор», назывались 9М330. Данные ракеты, имея вес в 165 кг и длину в 2,9 м, несли осколочно-фугасный заряд весом 14,8 кг. Они запускались прямо из пусковой установки, без использования транспортно-пусковых контейнеров.

Запуск ракеты проводился за счёт порохового заряда. Полёт ракеты проходил по следующей схеме:

  • После взрыва порохового заряда при запуске, ракета набирала начальную скорость около 25 метров в секунду;
  • Вертикально стартовавшая ракета заворачивалась в сторону цели, запуская свой двигатель. Так как двигатель включается лишь тогда, когда ракета повёрнута в направлении цели, вся его энергия уходит на разгон ракеты по прямой траектории до цели.

Так как ракета летит, выполняя лишь незначительное маневрирование, дальность полёта ракеты удалось увеличить до 12 км. Максимальная высота поражения цели составляла 6 км. Минимальная высота летящей цели должна была быть не менее 10 метров. Все цели, скорость которых была в пределах 300м/с, могли быть уничтожены именно на таком расстоянии. Более скоростные цели, которые летели на скорости до 700 М/с, уничтожались на расстоянии 5 км дальности и 4 км высоте.

Обнаруженная цель уничтожалась с помощью активного радиовзрывателя, причём вероятность поражения одной ракетой различных целей составляла:

  • От 0,3 до 0,77 была вероятность поражения самолётов (где под единицей понимается 100 процентов);
  • От 0,5 до 0,88 составляла вероятность поражения различных типов вертолётов;
  • Дистанционные летательные аппараты поражались с вероятностью от 0,85 до 0,955.

Оценка проекта

Отстрел нарезного «Манлихера»

Русскими экспертами был проведен отстрел. Тестирование проводилось не только на стрельбище, но и непосредственно на охоте. В осенне-зимний период нарезная винтовка SBS 96 Classic показала себя с хорошей стороны. Отмечаются высокая мощность и точность карабина. На охоте был добыт кабан (с дистанции 90 метров) и лось. Использовались 13-граммовые пули «Кон Поинт».

Что же касается недостатков, то он всего один и тот несущественный. Заключается минус в резиновом затыльнике, который гасит отдачу с недостаточной эффективностью. Профессиональные охотники и эксперты говорят о «всеядности» винтовки. Результаты с используемыми патронами разных типов оказались более чем хорошие. В целом можно говорить о том, что «Манлихер» — винтовка охотничья, которая идеально подходит для русской охоты. Карабин легкий, прочный и удобный, правда, с весьма чувствительной отдачей. Но данный недостаток вы перестанете замечать уже после нескольких выстрелов.

Память

РЛС П-15 и П-19

С помощью этих систем ПВО РФ выявляются низколетящие цели. Они состоят на вооружении с 1955 года. Этими РЛС комплектуют артиллерийские, радиотехнические и зенитные формирования, пункты управленческих и оперативных звеньев ПВО. Станция транспортируется с помощью одного автомобиля с прицепом. РЛС производят развертывания в течение десяти минут. Станция работает в когерентно-импульсном и амплитудном режимах.

РЛС П-15

Посредством РЛС П-19 осуществляют разведку на средних и малой высотах. Затем полученная информация передается в командный пункт. Эта РЛС представляет собой подвижную двухкоординатную радиолокационную станцию, для перевозки которой используют два автомобиля. Первый используется для перевозки индикаторной, приемопередающей аппаратуры, средств для защиты от помех, тогда как второй – антенно-поворотного устройства и агрегатов, обеспечивающих электропитание системы.

РЛС П-18

С помощью этой модернизированной станции обнаруживают самолеты. Определяют их координаты, после чего выдают целью. По словам специалистов, в настоящий момент эксплуатационный ресурс таких систем ПВО РФ себя исчерпал. Чтобы продлить и улучшить тактико-технические характеристики, для модернизации применяют монтажный комплекс с ресурсом не меньше 20 лет и износом не больше 12 лет. Так, меняют устаревшую элементную базу П-18 современной, ламповое передающее устройство – твердотельным. К тому же, РЛС комплектуют системами с цифровыми процессами, обрабатывающими сигнал и подавляющими активные шумовые помехи. В результате многочисленных работ аппаратура в этой РЛС не столько объемная. Кроме того система стала надежнее, с улучшенными эксплуатационными и точностными характеристиками и более защищенная от помех.

Яблони

Питание и боеприпасы

Для питания пулемета используется лента, причем подавать ее можно как слева, так и справа через специальное окно. Патроны, которые используются для стрельбы — это российские боеприпасы калибра 12,7х108 мм. Они могут комплектоваться бронебойно-зажигательными, а также и трассирующими пулями. При этом отмечено, что выпущенная из «Корда» бронебойная пуля пробивает броню толщиной 20 мм с расстояния в 100 м. Есть возможность при необходимости использовать боеприпасы к иностранным пулеметам — НАТОвские патроны 12,7х99, для этого производится отдельная модификация.

Как прицельные приспособления, используется открытый прицел регулируемого типа, максимальная дальность которого рассчитана на 2000 метров. Также возможна установка на пулемет «Корд» и других типов прицелов — ночных и оптических. Для этого на прицельных приспособлениях сделан кронштейн.

Портал Avia.pro перепечатывает фальшивые новости

Портал Avia. pro опубликовал статью о неэффективной работе ЗРК «Тор» в Нагорном Карабахе по подавлению турецких беспилотников Bayraktar.

Наоборот, беспилотники, стоящие на вооружении Азербайджана, легко уничтожали армянские ЗРК «Тор», также утверждается в статье.

В комментарии для «Правды.Ру» военный эксперт, директор Музея войск ПВО Юрий Кнутов заметил, что Avia.pro перепечатывает новости с украинского сайта Defence Express, а у Avia.pro перепечатывают все остальные российские ресурсы, и фальшивые новости, «как пирожки, разлетаются по России».

Юрий Кнутов считает, что фальшивок в отношении российского оружия в СМИ очень много и это намеренная дезинформация.

История развития «Тора»

Следующей модернизацией стал комплекс Тор-М1, который российская армия получила в начале 90-х. В отличие от предшественника, новая версия ЗРК отличалась улучшенным бортовым ЭВМ, большим противодействием от внешних помех и уменьшением количества основного экипажа до трех человек.

Параллельно инженеры работали над более эффективной системой Тор-2М, способной еще лучше отражать массированные удары одновременно с  радиолокационным противодействием. Наконец, ЗРК Тор-М2У пополнил ряды армейского вооружения в 2012 году. Благодаря своей специфике, М2У не имеет мировых аналогов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector