Boeing 707

Ac и in

Development[edit | edit source]

The ultimate 707 variant was the 707-320C, (C for «Convertible») which was fitted with a large fuselage door for cargo applications. This aircraft also had a significantly revised wing featuring three-section leading-edge flaps. This provided an additional improvement to takeoff and landing performance, as well as allowed the ventral fin to be removed (although the taller fin was retained). 707-320Bs built after 1963 used the same wing as the -320C and were known as 707-320B Advanced aircraft.

Production of the passenger 707 ended in 1978. In total, 1,010 707s were built for civil use, though many of these found their way to military service. The purpose-built military variants remained in production until 1991.

Нестандартные технологии

При создании B707 использовались новейшие разработки и принимались рискованные решения.

Первое: каждый из четырех моторов впервые был помещен в отдельные, изолированные мотогондолы. Это придавало надежности полету, ведь при возможном возгорании, огонь никак не перекинется на другие моторы.

Новинкой было и то, что двигатели располагались под крылом, обеспечивая лучшие аэродинамические условия.

Закладывая наибольшую скорость в 1000 км/час, разработчики планировали, что этот показатель будет втрое превосходить конкурентов Douglas DC-7 и Lockheed Super Constellation.

В новых прототипах сечение фюзеляжа увеличили, чтобы кресла расположить 3/3, для большей вместимости пассажиров. Спроектированы новые иллюминаторы и обивка салонных панелей.

Двигатели оснастили системой впрыска воды, этим увеличив силу тяги. С помощью специальной разработки, понизили шумовую составляющую. Топливные отсеки сделали более объемными.

Завершение эпохи «Боинга-707»

К началу 1970-х годов авиалайнер перестал справляться с увеличившимся к тому времени количеством пассажиров. Инженеры фирмы не могли дальше удлинять фюзеляж по техническим причинам. Работы по модернизации стали экономически необоснованны. Ведь для решения этой задачи нужно было бы создавать новые двигатели, увеличивать расстояния между шасси самолёта и вносить прочие конструктивные изменения. К тому же «Боинг-707» физически устарел, был слишком шумным и неэкономичным в плане топлива. Усовершенствовать самолёт не получалось. А значит, следовало изобрести достойную замену. Так и появился новый авиалайнер «Боинг-747», который вмещал большее количество пассажиров и совершал полёты на более дальние расстояния.

К середине 1970-х годов желание приобрести такой аппарат выявляло всё меньше компаний. Авиаперевозчики Европы и США постепенно стали уходить от использования этой модели. Основными государствами, которые ещё эксплуатировали такой самолёт, стали развивающиеся страны Азии, Африки и Южной Америки. В 1978 году завершилось серийное производство «Боинга-707», а в 1983 г. состоялся его последний регулярный рейс в США.

К концу 1990-х годов такой самолёт использовался в странах Африки и Южной Америки. Его основной задачей были грузовые перевозки. По состоянию на начало 2010 года в мире эксплуатировалось 155 «Боингов-707». В основном это были военные модификации. В наше время единственным авиаперевозчиком, который использует такой пассажирский самолёт, остаётся иранская компания Saha Air.

Расположение мест в салоне

Внутри самолета есть все помещения, необходимые для приятного перелета большого количества пассажиров. Это отдел для ручной клади, гардероб, склад, кабина пилота и пассажирский салон. Также имеется санузлы, буфет и кухни.

Классическая двухклассная схема – традиционная. Первый класс расположен с 3 по 4 ряд (схема кресел 2/2), он достаточно комфортный и изолирован от экономического салона.

При бронировании билетов, необходимо ознакомиться с компоновкой салона, чтобы выбрать хорошие места. Ряды, расположенные поблизости от туалетов, являются менее комфортными. Также, стоит выбрать расположение кресел, которое по душе: у иллюминатора или возле прохода.

References[edit | edit source]

Notesedit | edit source

  1. ↑ Bowers, 1989, pg. 433.
  2. Irving 1994, pp. 194–197.
  3. Cite error: Invalid tag;
    no text was provided for refs named
  4. http://www.air-and-space.com/20060411_Sky_Harbor.htm Goleta Air & Space Museum
  5. http://ets.honeywell.com/flightTest/
  6. Accident details on Aviation Safety
  7. «Historical Perspective, Start of a Proud Mission.» Boeing Frontiers, July 2006.
  8. Boeing 707/720 Short History Official website.
  9. Global Security’s KC-135E article.
  10. FAA Registry: N707JT
  11. Sabena Flight 548 accident summary, Aviation-Safety.net.
  12. 707 crashed in Santa Cruz, Bolivia
  13. Argentinian Air Force crash info
  14. AeroWeb: 707 at Pima Museum

Bibliographyedit | edit source

  • Bowers, Peter M. Boeing Aircraft since 1916. London: Putnam Aeronautical Books, 1989. ISBN 0-85177-804-6.
  • Irving, Clive. Wide Body: The Making of the Boeing 747. Philadelphia: Coronet, 1994. ISBN 0-340-59983-9.
  • Wilson, Stewart. Airliners of the World. Fyshwick, Australia: Aerospace Publications Pty Ltd., 1999. ISBN 1-875671-44-7.

Характеристики Boeing 707

Лётно-технические характеристики основных пассажирских модификаций самолёта Боинг 707:

Boeing 707-120B Boeing 707-320B
Размеры
Длина, м 44 46,6
Размах крыльев, м 39,9 44,4
Высота, м 12,7 12,7
Площадь крыла, кв.м 226 268,7
Вес
Макс. взлетная масса, кг 116 700 151 300
Макс. посадочная масса, кг 86 200 112 000
Масса пустого, кг 58 700 65 400
Макс. масса без топлива, кг 77 100 88 500
Макс. коммерческая загрузка, кг 19 300 23 400
Макс. запас топлива, кг 65 700 90 290
Летные данные
Дальность полета с макс. загрузкой, км 6 700 9 200
Макс. крейсерская скорость, км/ч 965 965
Двигатели P&W JT3D-1, P&W JT3D-3,
4 x 7700 кгс 4 x 8170 кгс
P&W JT3D-7,
4 x 8600 кгс
Пассажирский салон
Кол-во кресел (одноклассовая компоновка) 174 189
Кол-во кресел (двухклассовая компоновка) 137 141
Длина салона, м 31,9 33,9
Ширина салона, м 3,6 3,6
Высота салона, м 2,4 2,4

Ссылки

Версии Боинга 707

Авиалайнер Боинг 707 представлен 7 пассажирскими и грузопассажирскими модификациями:

  • 120. Первая модель, с которой началась история этого легендарного самолета. Имела вместимость 110-179 человек (в зависимости от компоновки салона), для того времени очень высокий показатель. Авиалайнер развивал скорость до 965 км/ч.
  • 220. От предыдущей модели отличается двигателем с увеличенной мощностью и повышенным расходом топлива. Неэкономичность этой модификации не позволило ей приобрести популярность — всего было выпущено 5 единиц.
  • 227. От версии 707-120 отличается повышенной вместимостью.
  • 320В. Наиболее популярная модификация серии 707. Отличается увеличенными габаритами, повышенной вместительностью пассажиров и более мощным двигателем (одним из лучших на то время).
  • 420. От предыдущей версии отличается менее мощным, но более экономичным двигателем от компании Rolls-Royce.
  • 700. Эта версия получила удлиненный корпус и, как следствие, повышенную пассажировместимость. Благодаря увеличению топливных отсеков, повысилась на 10% максимальная дальность перелета.
  • VC-137С. Особая модификация авиалайнера, выпущенная всего в 2 экземплярах. Эксплуатировалась исключительно в качестве борта № 1 (в США).

Также на базе Боинг 707 были разработаны и несколько военных модификаций авиалайнера, состоявшие на службе ВВС США:

  • Е-3 Sentry. Использовался в качестве средства обнаружения с использованием радиолокационного оборудования.
  • Е-6 Mercury. Использовался в качестве командного пункта связи и управления.
  • Е-8. Разведывательный самолет.
  • С-18. Военный авиалайнер — использовался для доставки солдат и руководства в места учений и боевых действий.
  • EС-18В. Служил в качестве воздушной лаборатории, проводившей испытания ракет.

Конструкция

Самая загадочная авиакатастрофа «Боинга-707»

Несмотря на то что модель самолёта была очень удачной, катастрофы с её участием всё же случались. За всё время эксплуатации таких авиалайнеров крушение потерпели 194 машины различных модификаций. Самой загадочной среди всех этих трагических историй остаётся та, что произошла 2 сентября 1983 года. Именно тогда «Боинг-707», принадлежавший компании Korean Air Lines из Южной Кореи, был сбит над территорией СССР истребителем СУ-15 под управлением советского лётчика.

По официальной версии авиалайнер нарушил воздушное пространство СССР и пролетел над важными засекреченными объектами военного назначения. Экипаж «Боинга» отказался выполнять команду о посадке самолёта на ближайшем аэродроме, вследствие чего лайнер был сбит, и потерпел крушение в юго-западной части острова Сахалин. В результате аварии погибли все пассажиры и члены экипажа. На борту присутствовали и политические деятели США. Вследствие этого инцидента разгорелся международный скандал. По сей день истинная причина, по которой произошла гибель «Боинга-707» 2.09.1983 года, остаётся до конца не выясненной.

Экипаж

Лётный экипаж состоял из четырёх человек:

  • Командир воздушного судна — Лерой А. Питерсен (англ. Leroy A. Petersen). 52 года, в авиакомпании с 3 марта 1951 года. Также имел квалификацию радиста и бортинженера. 1 ноября 1960 года был квалифицирован на резервного второго пилота и бортинженера B707, 2 июля 1965 года был повышен до штатного второго пилота B707, а 10 ноября 1967 года — до командира B707. Был квалифицирован для полётов на Douglas DC-4, Boeing 337, 707 и 720. Имел общий налёт 17 414 часов, в том числе 7414 часов на B707.
  • Второй пилот — Ричард В. Гейнс (англ. Richard V. Gaines). 37 лет, в авиакомпании с 7 августа 1964 года. Также имел квалификацию радиста и бортинженера. 20 октября 1964 года был квалифицирован на резервного второго пилота и бортинженера B707, 15 июня 1967 года был повышен до штатного второго пилота B707. Также был квалифицирован для полётов на B720. Имел общий налёт 5107 часов, все на B707. Налёт за последние 60 дней составлял 127 часов 14 минут, а за последние 30 дней — 56 часов 44 минуты. В Паго-Паго за последние 12 месяцев летал 12 раз.
  • Третий пилот — Джеймс С. Филлипс (англ. James S. Phillips). 43 года, в авиакомпании с 25 апреля 1966 года. Также имел квалификацию радиста и бортинженера. 3 января 1967 года был квалифицирован на резервного второго пилота и бортинженера B707. Имел общий налёт 5208 часов, в том числе 4706 часов на B707. Налёт за последние 60 дней составлял 119 часов 7 минут, а за последние 30 дней — 56 часов 7 минут. В Паго-Паго за последние 7 месяцев летал 7 раз.
  • Бортинженер — Джерри У. Грин (англ. Gerry W. Green). 37 лет, в авиакомпании с 24 апреля 1967 года. 20 октября 1967 года был квалифицирован на резервного второго пилота и бортинженера B707, а 2 июля 1973 года получил начальную квалификацию бортинженера B707. Имел общий налёт 2399 часов, в том числе 1444 часа на B707. Налёт за последние 60 дней составлял 82 часа 15 минут, а за последние 30 дней — 63 часа 13 минут. В Паго-Паго за последние 7 месяцев летал 7 раз.

Все четыре члена лётного экипажа за последние 24 часа имели общее распределение времени: 19 часов 14 минут отдыха в Окленде перед вылетом и 3 часа 46 минут налёта. В салоне работали шесть стюардесс:

  • Элизабет Гивенс (англ. Elizabeth Givens) — родилась 28 сентября 1943 года, в авиакомпании c 1 июля 1966 года;
  • Горда Рапп (англ. Gorda Rupp) — родилась 12 сентября 1939 года, в авиакомпании c 18 марта 1966 года;
  • Глория Олсон (англ. Gloria Olson) — родилась 4 июня 1948 года, в авиакомпании c 14 февраля 1972 года;
  • Патрисия Райли (англ. Patricia Reilly) — родилась 22 июля 1948 года, в авиакомпании c 8 мая 1972 года;
  • Кинуко Секо (англ. Kinuko Seko) — родилась 19 марта 1945 года, в авиакомпании c 1 мая 1969 года;
  • Ивонн Котт (англ. Yvonne Cotte) — родилась 10 апреля 1950 года, в авиакомпании c 19 февраля 1973 года.

Модификации

Серийно строившиеся и переоборудованные самолёты, построенные «Боингом»:

  • 367-80
  • 707—120
  • 707—220
  • 707—227
  • 707—320 Интерконтиненталь
  • 707—220В
  • 707-320B
  • 707-320B Advanced
  • 707-320C
  • 707—420
  • 707—700
  • 720
  • 720B

Самолёты для перевозки высшего руководства:

VC-137C — модификация «Боинга-707-320Б» для ВВС США для перевозки президентов США. Были построены 2 самолёта — №SAM26000 в 1962 г. и №SAM27000 в 1972 г. Носили специальную окраску. В службе управления воздушным движением им выдавался код Air Force One — тому самолёту, на борту которого находился президент. В настоящее время оба самолёта заменены на 2 VC-25 и 4 C-32 (для вице -президентов и других госслужащих администрации) и находятся в музеях.

Военные модификации, построенные на базе планера 707

  • E-3 Sentry — серийный самолёт ДРЛО, имеющий модернизированный планер «Боинг-707-320» со вращающимся над фюзеляжем обтекателем с антенной радиолокатора. Обтекатель 9,1 м в диаметре и 1,8 м в толщину установлен на двух опорах на высоте 4,2 м над фюзеляжем. Низколетящие цели могут быть обнаружены в 375 км, цели над горизонтом — в 600 км от самолёта. 2 генератора на каждом из 4 двигателей производят 1 мегаватт электроэнергии, потребляемой локатором.
  • E-6B Mercury — серийный воздушный командный пункт управления и связи со стратегическими ядерными силами — МБР, подводными лодками с БРПЛ, на случай уничтожения наземных командных пунктов в ядерной войне, имеющий модернизированный планер «Боинг-707-320» и 4 двигателя «Дженерал Электрик — СНЕКМА» СФМ-56 («GE-SNECMA» CFM-56) Первоначально были построены в модификации E-6A и служили только для передачи команд на подводные лодки с БРПЛ, находившиеся в погруженном состоянии с помощью сверхдлинноволновых передатчиков и 2 длинных выпускаемых многокилометровых буксируемых тросовых антенн (программа ТАКАМО (TACAMO)) для замены устаревших EC-130. До 1992 г. не менее 2 самолётов из 16 построенных постоянно находились в воздухе, один над Атлантикой, другой над Тихим океаном. В настоящее время дежурят на 4 базах в готовности ко взлёту. С октября 1998 г. переоборудовались в вариант E-6B и выполняют ещё и функции воздушных командных пунктов («Airborne Command Post») (ABNCP) по программе названной «Лукинг Гласс» («Looking Glass») (воздушная система отражающая/повторяющая наземные системы) для управления пусками МБР c использованием системы ALCS. Заменили в этой роли снятые с дежурства EC-135.
  • E-8 JSTARS — серийный самолёт радиолокационной разведки наземных целей на поле боя и передачи информации всем родам войск США в реальном времени, имеющий модернизированный планер «Боинг-707-320» с установленным под фюзеляжем вдоль его передней части длинным обтекателем с неподвижной антенной радиолокатора. Радиолокатор может обнаружить только подвижные радиолокационно-заметные цели на расстоянии 250 км сбоку от направления полёта на площади в 50000 км² и имеет угол обзора 120° Компьютеры самолёта запоминают и суммируют информацию о всех целях когда-либо двигавшихся на поле боя. В 1991—2005 годы построено 17 самолётов.
  • С-18 — военно-транспортная грузовая модификация «Боинг-707-320Б» для ВВС США.
  • EC-18B — самолёты для контроля и измерений при проведении разнообразных испытаний крылатых, зенитных, баллистических ракет, входящих в атмосферу боеголовок баллистических ракет и космических аппаратов, созданные на основе модернизированных планеров «Боинга-707-320». Все 8 EC-18B были построены начиная с 1982 г из отслуживших гражданских самолётов. Похожие EC-135N, EC-135E на базе KC-135 начали службу ранее, в 1960—1970 годах. Самолёты имели 2,1-метровую параболическую антенну в большом заметном яйцеобразном обтекателе установленном перед кабиной пилотов по оси фюзеляжа, смещённом вниз, чтобы не загораживать обзор пилотам. Антенна служила для приёма телеметрии с испытываемых аппаратов. Имелись оптические средства наблюдения и фотокиносъёмки входящих в атмосферу испытываемых боеголовок. В настоящее время используются 3 EC-18B.

Другие военные и исследовательские самолёты, похожие на «Боинг-707» создавались на базе планера KC-135 (см статью KC-135)

Множество гражданских пассажирских «Боингов-707» отслужив, переделывались в грузовые, военные и исследовательские самолёты, а попавшие на базы хранения служат сейчас источником запчастей и двигателей для летающих в настоящее время всех модификаций 707 и KC-135

Конкуренция

Вмешавшись в состязание фирм Douglas и Convair, компания Boeing приступила к созданию лайнера, способного обойти лучшие модели обоих конкурентов. Изначально прототип был оценен в 100 миллионов долларов. Вскоре фирма Pratt & Whitney предложила авиа улучшенный мотор модели JT3C, трехступенчатый компрессор в котором был заменен двухступенчатым, с широкими лопатками. За эту особенность компрессор сразу же нарекли вентилятором, а подобные моторы – турбовентиляторными. По сравнению с предшественником, новый мотор был более экономичным и менее шумным.

16 января 1959 года был собран первый Boeing 707-320 Intercontinental, призванный перевозить большую нагрузку на трансатлантических маршрутах. Начало эксплуатации самолета было сопряжено с рядом проблем, главной из которых стала недостаточно высокая управляемость в сложных метеорологических условиях. Проблему удалось решить благодаря установке киля большей высоты, который вскоре начали применять и на других лайнерах 707-й серии.

Моторы модели JT3D впервые были установлены на «Боинг-707-120В», который осуществил свой первый полет 23 ноября 1959 года. Вскоре эту силовую установку получила машина версии 707-320В. Чтобы это лайнер хорошо управлялся с новым мотором, законцовки его крыльев удлинили. Эксплуатация версии 707-320В началась летом 1962 года компанией Pan Am. Спустя год эта же компания закупила грузопассажирскую версию 707-320С, которая могла вмещать в себя 202 пассажира или перевозить немногим более 43 тонн. В скором времени модель 707-320С стала стандартной для серии 707, и получила огромное количество заказов на ее производство.

Как появилась компания Boeing?

Фирма Boeing была создана в начале ХХ века Уильямом Боингом. Изначально компания производила учебные самолёты и лайнеры для доставки почты. Также эта фирма занималась созданием различной военной техники: бомбардировщиков, торпедоносцев, истребителей.

В 1930 году был выпущен один из первых скоростных самолётов под названием Monomail, который использовался для доставки почты. Позже на его основе разработчики компании создали первый пассажирский авиалайнер «Боинг-247». С этого момента фирма Boeing стала лидирующим производителем в гражданском самолётостроении.

В 1954 году компания выпустила первый в мире реактивный пассажирский самолёт Boeing 707. Описание, история создания и характеристики этого воздушного судна будут подробно рассмотрены ниже. На основе этого лайнера впоследствии будет выпущена линейка пассажирских самолётов, в которую вошли «Боинг-737», «Боинг-747», «Боинг-757» и «Боинг-767». Эти модели стали лидерами в отрасли гражданского самолётостроения. Общее количество выпущенных машин превысило 6,5 тысяч единиц.

Доработка и первые покупатели

При этом на гражданском рынке Boeing терпел одно поражение за другим от своего основного конкурента – компании Douglas, активно продвигавшей свой еще не пошедший в серию лайнер DC-8. Для исправления ситуации было принято решение изменения размеров фюзеляжа Model 707, что обеспечивало увеличение вместимости.

В конечном итоге доработка свелась к расширению фюзеляжа самолета на 4 дюйма (102 мм), что позволило установить два ряда трехместных кресел с центральным проходом. Параллельно был учтен печальный опыт эксплуатации британского лайнера Comet – введены иллюминаторы иной формы и использована химическая фрезеровка панелей внешней обшивки.

Для увеличения дальности полета стали использоваться топливные баки мягкой конструкции, установленные в центроплане крыла. При этом в консолях применили более передовые и емкие кессонные баки. Из-за появления требований к шумности работы двигателей была проведена доработка агрегатов и гондол.

Базовым вариантом двигателя стал JT3C-6, оборудованный системой подачи воды в камеру сгорания, что позволило поднять тягу на взлетном режиме. Клиенты могли выбирать между стандартным вариантом самолета с индексом 707-120 и укороченной на 120 дюймов (3048 мм) версией 707-138.

Доработка лайнера привела к ожидаемому положительному эффекту – авиаперевозчик Pan American разместил заказ на изготовление 20 лайнеров стандартного типа, но одновременно компания заказала и 25 машин у конкурента. Причем доверия к продукции Boeing у Pan American не было, поскольку контракт с Douglas заранее оговаривал возможность расширения заказа.

Причем оба конкурента планировали оснастить свои машины одним и тем же двигателем JT4A, но для будущего самолета Model 707-320 Intercontinental в виде опции предлагались британские двигатели Rolls Royce Conway. Моторы имели те же внешние габариты, но отличались меньшей массой и улучшенной топливной эффективностью.

Для получения увеличенной дальности полета предполагалось применить увеличенное в размахе крыло, а также смонтировать в фюзеляже вставку длиной 100 дюймов (2570 мм). Удлинение фюзеляжа и более плотная установка сидений позволили увеличить пассажировместимость самолета до 189 человек. Новый проект Boeing, как ни странно, сразу заинтересовал двух перевозчиков – Pan American и BOAC.

Первый серийный самолет Model 707 был готов к полетам к концу 1957 года, в то время как первый серийный образец DC-8 появился только весной следующего года. К этому времени пакет заказов компании Boeing состоял из 150 машин, что на 17 штук превышало аналогичный параметр у конкурента.

Испытания серийной продукции заняли почти год, поэтому машина получила сертификат FAA только осенью 1958 года, а уже спустя месяц состоялся первый коммерческий перелет по маршруту Нью-Йорк-Париж.

Из-за протяженности трассы Model 707 с трудом обеспечивал доставку пассажиров, экипажи лайнера максимально экономили топливо на взлете и на маршруте. Именно этот фактор ускорил создание варианта Intercontinental, проект и внедрение в производство которого оценивались уже в 100 млн. долларов США.

Прототип Intercontinental был готов в начале 1959 года, но начало эксплуатации пришлось отложить из-за выявленных проблем с управляемостью при сильном боковом ветре. Решением проблемы стал увеличенный киль, который позднее стал стандартным для всех вариантов Model 707. Для обеспечения универсальности создается грузопассажирский вариант самолета 707-320С, позволявший перевозить 202 пассажиров или коммерческий груз весом 43600 кг.

Допускался и комбинированный вариант компоновки салона. Впоследствии модификация 707-320С становится базовой.

Первым эксплуатантом Intercontinental стала компания Pan American, начавшая коммерческую эксплуатацию в середине 1962 года.

Лайнеры семейства Boeing 707 не относятся к числу «удачных» машин – за годы эксплуатации был разбит каждый пятый самолет. Всего в результате летных происшествий и террористических актов потеряно 246 лайнеров (данные на конец 2020 года).

Документы на получение лицензии (для егерей, охотоведов и т.д.)

Этот перечень документов относится к тем, на кого НЕ распространяются требования об обязательном владении охотничьим гладкоствольным оружием в течение 5 лет.

  • заявление (бланк выдают в ЛРР, если через ЕПГУ, то в личном кабинете заполняется имеющаяся там форма);
  • паспорт гражданина РФ;
  • медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием (форма №002);
  • медицинское заключение об отсутствии в организме наркотических средств (форма №003);
  • документы о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием (выдаются образовательными организациями, как правило, в виде Свидетельства и Акта проверки знаний, после однодневного обучения);
  • охотничий билет единого федерального образца;
  • документы, подтверждающие занятие профессиональной деятельностью, связанной с охотой (копия приказа о приеме на работу в соответствующей должности).

После подачи заявления сотрудники ЛРР проверят наличие у Вас дома сейфа (металлического ящика) для хранения оружия.

хранениеУсловия хранения оружиястатья

Перечень документов утвержден приказом Росгвардии от 26.06.2018 №222.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector