B-21
Содержание:
Ссылки
Особенности конструкции
31 января 2020 года Northrop Grumman опубликовала изображения B-21 Reider в представлении художника, демонстрирующие утопленные в крыло и плавно сопряжённые с кабиной пилотов воздухозаборники характерной формы, и двухколесную конструкцию основного шасси, что позволяет предположить меньший размер и вес самолёта по сравнению с B-2 Spirit. Размещение двигателей внутри планёра, а выходных труб в его верхней части — позволят существенно уменьшить тепловое излучение и снизить видимость машины в инфракрасном диапазоне. К тому же, как указывают эксперты, горячие газы из двигателя можно охладить ещё больше путем применения метода смешивания в выхлопной системе. Именно такая компоновка используется в состоящем на вооружении В-2 Spirit. Кроме того, по аналогии с ним, для «Рейдера» предусмотрена аэродинамическая схема «летающее крыло». Это позволяет существенно уменьшить эффективную площадь рассеяния и, как следствие, снизить радиолокационную заметность по сравнению с самолётами, обладающими вертикальным оперением. Бомбардировщик сможет нести на борту как обычное оружие, так и ядерное, а также проектируемые и перспективные системы вооружения, поскольку изначально в основу проектирования B-21 были заложены принципы системы открытой архитектуры (англ.)русск..
История создания стратегического бомбардировщика В-21
О начале разработке нового стратегического бомбардировщика в США заговорили еще в 2000 году, то есть практически сразу после появления B-2 Spirit – самого дорогого самолета в истории авиации.
Военным нужен был самолет похожий на B-2 Spirit, но с использованием более продвинутых технологий и, самое главное, более дешевый, чем предшественник. Следует напомнить, что цена одного бомбардировщика B-2 Spirit с оборудованием составляет 2,1 млрд долларов.
Новый проект получил название 2020 Bomber, военные планировали увидеть первую машину в середине 10-х годов, а принять его на вооружение в конце нынешнего десятилетия. Однако уже через несколько лет техническое задание было изменено, программу назвали Next-Generation Bomber («Бомбардировщик следующего поколения»), к ней подключились такие гиганты, как Boeing и Lockheed Martin.
В 2009 году и этот проект был закрыт, а вместо него появился новый: Long Range Strike Bomber, более известный по аббревиатуре LRS-B. Считается, что новый самолет должен быть переходным звеном к сверхзвуковой машине, которая ожидается ближе в 2030 году.
История
Предыстория
Проект нового стратегического бомбардировщика начал обсуждаться в США в начале 2000-х годов. В результате был сформирован список требований и дан старт программе «2018 Bomber» (с англ. — «Бомбардировщик 2018 года»). Первый полёт нового бомбардировщика планировался на середину 2010-х годов, а к концу десятилетия он должен был быть принят на вооружение. Однако к концу 2000-х годов Пентагон обновил требования к новому бомбардировщику, и программа стала называться «Next-Generation Bomber» (NGB; с англ. — «Бомбардировшик следующего поколения»). В январе 2008 года компании Boeing и Lockheed Martin договорились о кооперации для участия в проекте. Экономические проблемы и необходимость соблюдения международных договоров в сфере ядерных вооружений привели к корректировке программы и переносе сроков её исполнения.
В 2009 году было объявлено о закрытии проекта NGB и начале нового проекта «Long Range Strike Bomber» (LRS-B). Проект предполагал разработку самолёта, во многом напоминавшего B-2, но имеющего значительно меньшую стоимость. Фактически новый проект является незначительно переработанным проектом NGB. В связи с этими изменениями в 2010 году распалось партнёрство Boeing и Lockheed Martin. 25 октября 2013 года обе компании вновь объявили о кооперации для участия в программе LRS-B, при этом Boeing должна была выступать генеральным подрядчиком.
Начало разработки
В июле 2014 года был выдан запрос предложения на разработку нового самолёта. Первоначальные планы ВВС включали приобретение по программе LRS-B 80—100 самолётов стоимостью 550 миллионов долларов США каждый с последующим возможным расширением парка до 175—200 единиц. В октябре 2015 года Northrop Grumman была выбрана в качестве разработчика нового бомбардировщика. По сообщениям СМИ самолёт мог быть так же использован для разведки и рекогносцировки, наблюдения и боевого управления, а также в роли перехватчика.
26 февраля 2016 года самолёт получил официальное обозначение (англ.)русск. B-21, подчеркивающее его значение как «бомбардировщика XXI века». Было заявлено, что самолёт будет напоминать Northrop B-2 Spirit и разрабатываться на основе существующих, хорошо зарекомендовавших себя, технологий. В марте 2016 года ВВС анонсировали главных поставщиков программы: Pratt & Whitney, BAE Systems, Orbital ATK и другие компании. Тогда же руководитель программы истребителя Lockheed Martin F-35 Lightning II генерал-лейтенант Крис Богдан (англ. Chris Bogdan ) заявил, что выбор Pratt & Whitney в качестве поставщика двигателей для B-21 поможет, за счёт унификации, снизить стоимость двигателя F135, поставляемого той же компанией для его программы. В апреле того же года Командование глобальных ударов ВВС США заявило о минимальной потребности в 100 единиц B-21.
В октябре 2016 года Счётная Палата США опубликовала доклад, согласно которому, решающим фактором при выборе разработчика B-21 в пользу Northrop Grumman стала более низкая стоимость проекта по сравнению с предложенной консорциумом Boeing и Lockheed Martin.
В ноябре 2016 года B-21 получил имя «Рейдер» (Raider с англ. — «в авиации: самолёт-бомбардировщик, участвующий в воздушном налёте») в честь пилотов-участников рейда Дулиттла в годы Второй мировой войны. На официальной церемонии оглашения имени проектируемого бомбардировщика присутствовал лейтенант-полковник в отставке Ричард Ю. Коул (англ.)русск. (1915—2019), единственный живущий на тот момент ветеран знаменитого рейда.
В сентябре 2019 года компания Northrop Grumman приступила к сборке первого лётного образца B-21 для американских ВВС на заводе в Палмдейле (штат Калифорния). В том же году ВВС вновь подтвердили намерение приобрести более 100 новых бомбардировщиков. На 2021 год ожидается, что первый полёт B-21 Raider совершит в середине 2022 года.
Модификации
В-211
В-211 — модификация, разработанная по заказу Французской армии. В отличие от родоначальной В-21, имела, согласно требованиям французов встроенный принтер и батарею — была полностью автономной. Также отличие было в том, что оператор мог работать не только с буквами, но и некоторыми символами — например, -, +, %.
В-211 имела две версии — М1 (имеет 2 ротора, как и B-21) и М2 (имеет 4 ротора, в отличие от B-21). Первая партия в 500 машинок была произведена Ericsson в 1939 году.
Дальнейшее развитие конструкции привело к созданию С-35/36.
К-37 Кристалл
Хагелин был вынужден передать документацию на В-21 в СССР шведской армией. Но при этом К-37 не является точной копией, в частности, используется клавитура размерности 6 x 5.
История
Первый прототип машинки В-21
В 1925 году Шведский генеральный штаб купил несколько экземпляров Энигмы для её изучения. Борис Хагелин, узнав об этом от Эммануила Нобеля (на тот момент активно сотрудничавшего с Генштабом), обратился с предложением разработать шифровальную машину, которая возможно будет превосходить Энигму. Требовалось, чтобы шифровальная машина была того же размера, что и Энигма, и работала аналогичным способом. На разработку новой машины Нобелем было выделено шесть месяцев и 500 крон. Хагелин к тому моменту имел опыт разработки 10 лет в компании AB Cryptograph. Основой для разработки B-21 послужила машина Electrocrypto B-18, созданная Арвидом Даммом – основателем компании AB Cryptograph.