Железнодорожные ракетные комплексы

БЖРК «Скальпель» — предыдущие поколение ядерных поездов

Впервые разработки ядерных поездов начали проводиться в 60-х годах двадцатого века. Работы велись в СССР и США примерно параллельно.

При чем идею создания, по легенде, подбросили, именно, американцы. После неудачных попыток Соединенных Штатов по созданию комплекса было решение пустить дезинформацию о том, что такие поезда активно создаются и скоро выйдут на рельсы. Цель ложной информации была одна — заставить Советский Союз вкладывать огромные средства в нереализуемую задумку. В итоге — результат превзошел все ожидания.

13 января 1969 года был подписан Приказ Главнокомандующего «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23», во исполнение которого к 1980-м годам в СССР впервые в мире был запущен в производство и испытан в условиях, приближенных к боевым, ракетоносец на железнодорожной платформе, аналогов которому не было и нет во всем мире. Как говорили специалисты, на планете не существует более грозного и мобильного орудия, чем подвижный железнодорожный боевой состав с континентальной ракетой на борту.

Над созданием комплекса работал коллектив Российской Академии Наук во главе с братьями Алексеем и Владимиром Уткиными. В ходе создания перед конструкторами стояло несколько серьезных трудностей.

  • Во-первых, масса поезда — огромный вес мог деформировать железнодорожное полотно. Вес самой маленькой МБР (Межконтинентальная баллистическая ракета) составлял 100 тонн.
  • Во-вторых, прямое пламя при запуске ракеты расплавляло поезд и рельсы, на которых он стоял.
  • В-третьих, контактная сеть над вагоном, естественно, была препятствием для запуска ракеты. И это далеко не весь список проблем, с которыми столкнулись советские специалисты.

В БЖРК были использованы ракеты РТ-23У (по классификации НАТО СС-24 «Скальпель»). Для состава были изготовлены специальные ракеты, обладающие выдвижными соплом и обтекателем. Одна ракета несет разделяющуюся головную часть типа «MIRV» с 10 боеголовками мощностью 500 килотонн каждая.

Для распределения нагрузки на пути было принято оригинальное решение. Три вагона были соединены жесткой сцепкой, что обеспечило распределение веса ракеты на более длинный участок железнодорожного полотна. В боевом состоянии выдвигались специальные гидравлические лапы.

Для отведения контактной подвески сети, мешающей запуску было придумано специальное устройство, которое аккуратно убирало провода из зоны работы комплекса. Сеть перед запуском обесточивалась.

Для запуска ракеты было придумано также гениальное решение — минометный пуск. Пороховой заряд выбрасывал ракету на 20 метров над землей, после этого еще один заряд корректировал наклон сопла ракеты в сторону от поезда и уже после этого включался двигатель первой ступени. Таким образом столб пламени огромной температуры не наносил повреждений вагонам и путям, а был направлен в нужную сторону.

Автономность ракетного поезда составляла более 20 суток.

20 октября 1987 года, после проведенных на Семипалатинском полигоне испытаний, ракетный полк РТ-23УТТХ «Молодец» заступил на боевое дежурство. А уже к 1989 году на территории СССР были развернуты 3 дивизии БЖРК, рассредоточенные на расстоянии многих тысяч километров: в Костромской области, в Пермском и Красноярском краях.

Устройство БЖРК включает в себя железнодорожные модули различных назначений, а именно: 3 пусковых модуля МБР РТ-23УТТХ, 7 вагонов в составе командного модуля, модуль с запасами ГСМ в железнодорожной цистерне и 2 тепловоза модификации ДМ-62. Работа над усовершенствованием оборудования не прекращалась и после поступления в войска, и его боевой потенциал неуклонно рос.

БЖРК «Молодец» были кошмаром для американцев. На отслеживание поездов-призраков выделялись огромные средства. Спутники-разведчики искали 12 поездов-призраков по всей стране и никак не могли отличить боевой комплекс от состава с рефрижераторами (вагонами-холодильниками), везущими продукты питания.

После развала Советского Союза, уже в России все изменилось. 3 января 1993 года в Москве подписывается договор СНВ-2, согласно которому РФ должна уничтожить часть своего ракетного потенциала, в том числе и ракеты РТ-23У, поэтому к 2005 году, по официально версии, все БЖРК снимаются с боевого дежурства и уничтожаются, а несколько уцелевших отправляются на хранение для дальнейшей утилизации.

Комплекс официально стоял на боевом дежурстве в Советском Союзе в течение примерно 20 лет, до 2005 года.

Поезд номер ноль: БЖРК «Молодец» был принят на вооружение 30 лет назад

О необходимости создания ракетного комплекса железнодорожного базирования в СССР говорили с 1960-х годов. Но конкретные действия в этом направлений начались в 1983-м после постановления ЦК КПСС.

Разрабатывать БЖРК доверили Днепропетровскому конструкторскому бюро «Южное», а основными создателями «поезда-призрака» стали братья Уткины: Владимир Уткин из КБ «Южное» отвечал за разработку ракеты, а Алексей Уткин, работавший в Ленинградском КБ специального машиностроения (КБСМ), отвечал за проектирование стартового комплекса и вагонов.

Первый железнодорожный состав, который мог остановиться на любом участке и произвести запуск ракет, каждая из которых несла 10 термоядерных боеголовок мощностью 500 килотонн, вышел на маршруты дежурства уже через несколько лет.

Но для создания такого комплекса конструкторам пришлось найти приемлемые решения для технических сложностей. А их было немало. Например, длина вагона с пусковой установкой не должна была превышать 24 метров, но таких коротких баллистических ракет не производили. Масса самой компактной МБР достигала 100 тонн — железнодорожные рельсы просто лопнули бы под нагрузкой трех ракет. Запуску мешали контактные линии, к тому же пламя при старте просто уничтожило бы и состав, и участок пути.

В результате были придуманы уникальные решения. МБР впервые в Советском Союзе сделали твердотопливной, трехступенчатой, с разделяющейся головной частью, выдвижными соплами и надувным обтекателем. Для размещения пусковых установок спроектировали вагоны грузоподъемностью 135 тонн с раздвижной крышей и восемью парами колес, снижавшими нагрузку на пути. Кроме того, пусковые вагоны находились в единой сцепке, что также уменьшало воздействие массы. Вдобавок к этому в боевом положении из каждого вагона выдвигались по два гидравлических упора. Перед стартом контактные провода раздвигались специальным манипулятором. А запуск сделали минометным — пороховой заряд выбрасывал ракету на высоту 20 метров, затем еще один заряд корректировал наклон сопла в безопасную для состава сторону, и после этого срабатывал двигатель первой ступени.

В БЖРК входило 17 вагонов — как у стандартного пассажирского состава. Все они были замаскированы под обычные пассажирские, почтовые или рефрижераторные, используемые для перевозки продуктов питания. Личный состав каждого поезда насчитывал 70 человек. Автономность, которая составляла 28 суток, обеспечивалась за счет вагона с топливом, а также отсеков с запасами питания и воды.

Первый «Молодец» заступил на боевое дежурство в октябре 1987 года. А уже после принятия комплекса на вооружение были развернуты три дивизии БЖРК, рассредоточенные на расстоянии многих тысяч километров: в Костромской области, в Пермском и Красноярском краях. В радиусе 1,5 тысячи километров от мест дислокации были обновлены железнодорожные пути: уложены бетонные шпалы, более тяжелые рельсы, насыпи укрепили плотным щебнем. Курсировали поезда не только по отдельным участкам, но и по магистралям общего назначения. Отчасти именно это обстоятельство позволяло особым составам уходить от слежки — военные США активно пытались вычислить советские БЖРК с помощью спутников. Но сделать им это так и не удавалось — отличить ядерный поезд от обычного состава было невозможно. К тому же составы оперативно меняли места расположения — за сутки они могли преодолевать тысячу километров. На железных дорогах СССР и России они имели условное обозначение «поезд номер ноль».

Начиная с 1991 года, в силу достигнутых договоренностей между Советским Союзом и западным блоком, ракетные поезда передвигались только по строго определенным маршрутам, связанным с постоянными местами дислокации. Впоследствии из-за ликвидации ракет РТ-23УТТХ по договору СНВ-2 необходимость в БЖРК отпала.

Кстати, существует легенда, что идею создания ракетных поездов советским военачальникам подсказали американские агенты с целью ввергнуть Советский Союз в мероприятия с многомиллиардными расходами. В США разработку БЖРК начинали еще в 1960-х годах. Там планировали запустить 30 составов со 150 ракетами. Однако проект был закрыт из-за дороговизны. В середине 1980-х Пентагон в рамках разработки новой тяжелой МБР Peacekeeper вновь инициировал создание ракетного поезда. Прототип прошел испытания, но после распада СССР — главного потенциального противника — США отказались от затратного проекта.

В России последний БЖРК был снят с боевого дежурства в 2005 году. 10 составов были утилизированы, два переданы на хранение в музеи.

Структура ГПУ

Историческая ценность самолёта

Самолет в начале своей службы, в 1914 году, был передовым воздушным кораблём, равного которому не было. Он задал сильный вектор развития как бомбардировочному, так и пассажирскому самолетостроению.

Аэроплан имел много возможностей для дальнейшей модернизации, но развал Российской империи помешал его развитию. Тем не менее впервые была отработана практика использования дальней бомбардировочной авиации.

Впервые был совершен дальний перелет, который дал старт гражданской пассажирской авиации. Поэтому можно сказать, что это был очень хороший самолет, который угораздило родиться в несчастливое время.

Преимущества и недостатки

Официальными причинами снятия БЖРК с вооружения назывались устаревшая конструкция, высокая стоимость воссоздания производства комплексов в России и предпочтение подвижных установок на базе тягачей. Договор СНВ-2 предусматривал снятие БЖРК с дежурства.

Советский БЖРК с ракетой РТ-23 УТТХ обладал также следующими минусами:

  1. Невозможность полной маскировки поезда из-за необычной конфигурации (в частности, трёх тепловозов), которая позволяла определять местонахождение комплекса с помощью современных средств спутниковой разведки. Тем не менее американцы долгое время не могли засечь комплекс спутниками, и бывали случаи, когда даже опытные железнодорожники с 50 метров не различали состав, накрытый простой маскировочной сеткой.
  2. Более низкая защищённость комплекса (в отличие от, например, шахтных пусковых установок), который может быть опрокинут или разрушен ядерным взрывом в окрестностях. Для оценки воздействия воздушной ударной волны ядерного взрыва на вторую половину 1990 года был запланирован крупномасштабный эксперимент «Сдвиг» — имитация близкого ядерного взрыва путём подрыва 1000 тонн тротила (несколько ж/д эшелонов противотанковых мин ТМ-57 (100 тыс. шт.), вывезенных со складов Группы советских войск в Германии, выложенных в виде усечённой пирамиды высотой 20 метров). Опыт «Сдвиг» был проведён на 53 НИИП МО (Плесецк) 27 февраля 1991 года, когда в результате взрыва образовалась воронка диаметром 80 и глубиной 10 м, уровень акустического давления в обитаемых отсеках БЖРК достигал болевого порога — 150 дБ, а пусковая установка БЖРК снялась с готовности, однако, после проведения режимов по приведению в необходимую степень готовности, ПУ смогла провести «сухой пуск» (имитация пуска с использованием электромакета ракеты). То есть, командный пункт, ПУ и аппаратура ракеты остались работоспособны.
  3. Повышенный износ железнодорожных путей, по которым передвигался очень тяжёлый ракетный комплекс.

Сторонники использования БЖРК, среди которых инженер команды пуска на первых испытаниях БЖРК, начальник группы военных представителей Министерства обороны СССР на ПО «Южмаш» Сергей Ганусов, отмечают уникальные боевые характеристики изделий, которые уверенно преодолевали зоны противоракетной обороны. Платформа разведения, как подтвердили лётные испытания, доставляла боевые блоки цельной или суммарной массой 4 тонны на расстояние 11 000 км. Одного изделия, содержащего 10 боевых блоков мощностью 550 кТ каждый, хватало, чтобы поразить целое европейское государство. В прессе отмечалась также высокая подвижность поездов, способных перемещаться по железнодорожной сети страны (что позволяло оперативно менять дислокацию стартовой позиции свыше 1000 километров в сутки), в отличие от тягачей, действующих в сравнительно небольшом радиусе вокруг базы (десятки км).

Примечания

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Энциклопедия. Оф. сайт Минобороны России. Дата обращения: 28 октября 2012.
  2. Александр Долинин. . «Красная Звезда» (30 августа 2005). Дата обращения: 9 января 2011.
  3. Глотин Д. П. и др. Надёжный щит Отчизны. РВСН на пермской земле / Под общ.ред. А. С. Королёва и М. А. Дружининой. — Пермь: Издательство «Маматов», 2009. — С. 50—51. — ISBN 978-5-91076-28-2.
  4. . ИТАР-ТАСС (7 сентября 2009). Дата обращения: 18 сентября 2009.
  5. . Дата обращения: 23 апреля 2013.
  6. . Дата обращения: 23 апреля 2013.
  7. . Дата обращения: 23 апреля 2013.
  8. . Вести (17 декабря 2014).
  9. . ТАСС (12 мая 2016).
  10. Богдан ЛИСОВОЙ.  (недоступная ссылка). Газета «Студенческая Правда». Дата обращения: 18 сентября 2009.

Примечания

В литературе

  • Комплекс описан в фантастическом постапокалипсическом романе В. Березина «Путевые знаки» из серии Вселенная Метро 2033. На Варшавском вокзале главные герои находят законсервированный «Скальпель» и отправляются из Санкт-Петербурга в Москву.
  • В романе Д. Корецкого «Атомный поезд» описывается вымышленный современный БЖРК.
  • В романе Дэйла Брауна «План Атаки» Россия в нарушение договоров о СНВ восстанавливает ракетные поезда, которые становятся для американцев одной из основных целей после удара российской стратегической авиации по США. Утверждается, что СССР располагал 150 БЖРК с тремя ракетами каждый, а также то, что ракета РТ-23 УТТХ представляла собой копию ракет американского БЖРК «Миротворец».

[править] Руководство Корейской Народно-Демократической Республикой

Памятник руководителям Корейской Народно-Демократической Республики. Слева находится статуя президента КНДР Ким Ир Сена, а справа — статуя Ким Чен Ира

8 июля 1994 года после смерти северокорейского руководителя Ким Ир Сена стал руководителем Корейской Народно-Демократической Республики. После смерти Ким Ир Сена выдвинул лозунг о бессмертии товарища Ким Ир Сена, в результате выдвижения которого в КНДР был объявлен на 3 года траур по Ким Ир Сену (во время траура Ким Чен Ир редко публично появлялся).

1 января 1995 года во время посещения одной из частей Корейской Народной Армии заявил о начале политики сонгун (идеологическая кампания по приданию вооружённым силам главенствующего положения в северокорейском обществе).

8 октября 1997 года стал генеральным секретарём Центрального комитета Трудовой партии Кореи.

5 сентября 1998 года на I сессии ВНС Корейской Народно-Демократической Республики 10 созыва был переизбран председателем Государственного комитета обороны КНДР, и в конституцию Корейской Народно-Демократической Республики были внесены изменения, согласно которым пост президента Северной Кореи был упразднён, а должность председателя Государственного комитета обороны КНДР, которую занимал Ким Чен Ир, стала высшей государственной должностью.

С зимы 1996 года по 1999 год в Корейской Народно-Демократической Республике был голод вследствие прекращения финансовой помощи из государств, входивших в социалистический лагерь, недостатков экономического планирования в Северной Корее и нескольких неурожайных лет (в 1995—1996 годах шли ливневые дожди, приведшие к наводнениям, а в 1997 году произошла засуха). Голод в КНДР унёс жизни 500 000 — 600 000 северокорейцев. Ким Чен Ир для преодоления голода в Корейской Народно-Демократической Республике отказался от принципов плановой экономики и разрешил населению открывать продовольственные рынки и заниматься частным предпринимательством.

С 2000 года принимал усилия по улучшению отношений и развитию экономических связей между Северной Кореей и Южной Кореей. Состоялись первые в истории северокорейско-южнокорейских отношений саммиты между КНДР и РК 13—15 июня 2000 года (делегацию Северной Кореи возглавлял Ким Чен Ир, делегацию Южной Кореи — Ким Дэ Джун) и 2—4 октября 2007 года (делегацию РК возглавлял Но Му Хён, делегацию КНДР — Ким Чен Ир), на которых были приняты совместные декларации, зафиксировавшие стремление Республики Корея и Корейской Народно-Демократической Республики объединиться и некоторые конкретные направления сотрудничества и примирения. Одним из итогов саммита между Южной Кореей и Северной Кореей 13—15 июня 2000 года стало решение об организации регулярных встреч между разлучёнными Корейской войной членами семей.

Ким Чен Ир с президентом РФ Владимиром Путиным в 2000 году

С 26 июля по 18 августа 2000 года находился с официальным визитом в России, проехав на поезде через РФ (Ким Чен Ир практически повторил проделанный в мае 1984 года путь по Транссибирской железнодорожной магистрали президента Корейской Народно-Демократической Республики Ким Ир Сена).

С 20 по 24 августа 2002 года находился в Российской Федерации с неофициальным визитом, во время которого проехал на поезде по Дальнему Востоку РФ через Комсомольск-на-Амуре и Хабаровск во Владивосток на встречу с президентом России Владимиром Путиным.

В 2003 году Северная Корея вышла из договора о нераспространении ядерного оружия.

В сентябре 2003 года на I сессии Верховного Народного Собрания Корейской Народно-Демократической Республики 11 созыва снова был выбран председателем Государственного комитета обороны КНДР.

В 2006 году Корейская Народно-Демократическая Республика провела ядерные испытания, что привело к ухудшению отношений между КНДР с одной стороны и Америкой и другими западными государствами с другой стороны.

Переговоры между Ким Чен Иром и президентом России Дмитрием Медведевым в 2011 году

С 20 по 25 августа 2011 года находился в РФ, проехав на поезде через Дальневосточный и Сибирский федеральные округа в Бурятию для проведения переговоров на территории военного гарнизона Сосновый Бор с президентом России Дмитрием Медведевым.

Написал ряд работ, которые развивали идеи чучхе, в том числе «Избранные сочинения Ким Чен Ира» в 14 томах и «За успешное завершение чучхейского революционного дела» в 10 томах.

БЖРК «Скальпель» — предыдущие поколение ядерных поездов

Впервые разработки ядерных поездов начали проводиться в 60-х годах двадцатого века. Работы велись в СССР и США примерно параллельно.

При чем идею создания, по легенде, подбросили, именно, американцы. После неудачных попыток Соединенных Штатов по созданию комплекса было решение пустить дезинформацию о том, что такие поезда активно создаются и скоро выйдут на рельсы. Цель ложной информации была одна — заставить Советский Союз вкладывать огромные средства в нереализуемую задумку. В итоге — результат превзошел все ожидания.

13 января 1969 года был подписан Приказ Главнокомандующего «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23», во исполнение которого к 1980-м годам в СССР впервые в мире был запущен в производство и испытан в условиях, приближенных к боевым, ракетоносец на железнодорожной платформе, аналогов которому не было и нет во всем мире. Как говорили специалисты, на планете не существует более грозного и мобильного орудия, чем подвижный железнодорожный боевой состав с континентальной ракетой на борту.

Над созданием комплекса работал коллектив Российской Академии Наук во главе с братьями Алексеем и Владимиром Уткиными. В ходе создания перед конструкторами стояло несколько серьезных трудностей.

  • Во-первых, масса поезда — огромный вес мог деформировать железнодорожное полотно. Вес самой маленькой МБР (Межконтинентальная баллистическая ракета) составлял 100 тонн.
  • Во-вторых, прямое пламя при запуске ракеты расплавляло поезд и рельсы, на которых он стоял.
  • В-третьих, контактная сеть над вагоном, естественно, была препятствием для запуска ракеты. И это далеко не весь список проблем, с которыми столкнулись советские специалисты.

В БЖРК были использованы ракеты РТ-23У (по классификации НАТО СС-24 «Скальпель»). Для состава были изготовлены специальные ракеты, обладающие выдвижными соплом и обтекателем. Одна ракета несет разделяющуюся головную часть типа «MIRV» с 10 боеголовками мощностью 500 килотонн каждая.

Для распределения нагрузки на пути было принято оригинальное решение. Три вагона были соединены жесткой сцепкой, что обеспечило распределение веса ракеты на более длинный участок железнодорожного полотна. В боевом состоянии выдвигались специальные гидравлические лапы.

Для отведения контактной подвески сети, мешающей запуску было придумано специальное устройство, которое аккуратно убирало провода из зоны работы комплекса. Сеть перед запуском обесточивалась.

Для запуска ракеты было придумано также гениальное решение — минометный пуск. Пороховой заряд выбрасывал ракету на 20 метров над землей, после этого еще один заряд корректировал наклон сопла ракеты в сторону от поезда и уже после этого включался двигатель первой ступени. Таким образом столб пламени огромной температуры не наносил повреждений вагонам и путям, а был направлен в нужную сторону.

Автономность ракетного поезда составляла более 20 суток.

20 октября 1987 года, после проведенных на Семипалатинском полигоне испытаний, ракетный полк РТ-23УТТХ «Молодец» заступил на боевое дежурство. А уже к 1989 году на территории СССР были развернуты 3 дивизии БЖРК, рассредоточенные на расстоянии многих тысяч километров: в Костромской области, в Пермском и Красноярском краях.

Устройство БЖРК включает в себя железнодорожные модули различных назначений, а именно: 3 пусковых модуля МБР РТ-23УТТХ, 7 вагонов в составе командного модуля, модуль с запасами ГСМ в железнодорожной цистерне и 2 тепловоза модификации ДМ-62. Работа над усовершенствованием оборудования не прекращалась и после поступления в войска, и его боевой потенциал неуклонно рос.

БЖРК «Молодец» были кошмаром для американцев. На отслеживание поездов-призраков выделялись огромные средства. Спутники-разведчики искали 12 поездов-призраков по всей стране и никак не могли отличить боевой комплекс от состава с рефрижераторами (вагонами-холодильниками), везущими продукты питания.

После развала Советского Союза, уже в России все изменилось. 3 января 1993 года в Москве подписывается договор СНВ-2, согласно которому РФ должна уничтожить часть своего ракетного потенциала, в том числе и ракеты РТ-23У, поэтому к 2005 году, по официально версии, все БЖРК снимаются с боевого дежурства и уничтожаются, а несколько уцелевших отправляются на хранение для дальнейшей утилизации.

Комплекс официально стоял на боевом дежурстве в Советском Союзе в течение примерно 20 лет, до 2005 года.

«Ярс» на железных колесах

Помимо трех тепловозов для одного состава, у «Молодца» имелся и еще один демаскирующий момент. Правда, для разоблачения необходимо было внимательно изучить состав. Из-за того, что ракета весила 105 тонн, не считая транспортно-пускового контейнера, для стандартных колесных пар это была запредельная нагрузка. И конструкторы при помощи специального дооснащения ходовой части распределили вес между тремя соседними вагонами.

А вот новый БЖРК «Баргузин» внешне неотличим от обычного технического поезда. В нем такие же с виду вагоны, нагрузка которых не превышает 65 тонн. Состав тянет один тепловоз. Но уже не прежний, а вновь разработанный, имеющий повышенную мощность. Но не это главное. Дело в том, что в «Баргузине» используются ракеты, которые весят более чем вдвое меньше, чем 15Ж61.

И это естественно и закономерно. Потому что КБ «Южное» прежде специализировалось на тяжелых ракетах. Самая знаменитая разработка днепропетровцев – МБР «Воевода». А МИТ, исполнитель темы «Баргузин», создавал ракеты, прежде всего предназначенные для установки на колесное шасси. И для нового БЖРК выбрана модификация МБР «Ярс».

У новой ракеты при большей дальности полета, равной 12 тысячам километров, меньше полезная нагрузка – она комплектуется не десятью, а шестью боевыми блоками по 150 килотонн каждый. Однако у нее существенно больше возможности преодоления систем ПРО за счет и короткого активного участка, когда работают маршевые двигатели, и маневрирования, а также аппаратуры радиоэлектронной борьбы. Ракета же комплекса «Молодец» могла лететь только по бесхитростной баллистической траектории. Но не за горами появление в США противоракетных комплексов, которые смогут осуществлять перехват МБР, не обладающих современными средствами самообороны.

Снижение веса ракеты дает три существенных преимущества. Во-первых, состав способен перевозить не три, а шесть ракет. Во-вторых, для каждой из них может использоваться, условно говоря, стандартный вагон с обычной ходовой частью, не требующей компенсации повышенной нагрузки на рельсы. И в-третьих, состав обслуживает один тепловоз, а не три, как это было в БЖРК «Молодец». Таким образом, ракетный комплекс «Баргузин» становится нераспознаваем ни для космической разведки, ни для наземной.

Есть и еще одно отличие от «Молодца». В конце 80-х годов перед тем, как пустить ракетный поезд на боевое патрулирование, в радиусе 1500 километров от места базирования комплексов были произведены грандиозные работы по укреплению железнодорожного полотна. Сделали более мощную подушку из крупного щебня и заменили деревянные шпалы на железобетонные. Это было необходимо потому, что нагрузка БЖРК на полотно превышала нормативную. Для «Баргузина» ничего этого делать не требуется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector